какое может быть исполнение песни
Песня и романс – что это и отличия
Все люди знают, что существуют различные музыкальные жанры. Песня и романс – одни из самых популярных форм народного творчества. Для общего культурного развития нужно знать, что они представляют собой и какие отличия присутствуют в исполнении, музыке, стиле.
Определение понятий
Для того чтобы быстрее и лучше понять, чем отличается песня от романса, нужно дать каждому понятию определение. Это позволит уловить основную суть жанров.
Песня – жанр вокальной музыки. Форма – куплетная или строфическая. Представляет собой произведение, в котором слова создают поэтическую форму, сопровождение создано музыкальной композицией. Исполнитель песни может быть один или несколько (хоровое пение).
Романс представляет собой вокальное произведение, написанное на основе небольшого лирического стихотворения. В основе жанра лежат любовные переживания, история двух влюбленных.
Сравнение
Между песней и романсом существует много общего – стихотворный текст, музыкальное сопровождение, вокальное исполнение. Отличительные черты также нужно знать и учитывать. Романс является видом песенного творчества. Родиной этого жанра является Испания. В Россию романс пришел из Франции. Содержание песни может быть разным по смыслу, форме воспроизведения. Также она не всегда посвящается определенной личности или группе людей. Романс же представляет собой лирическое повествование с выраженным любовным содержанием. Текст ориентирован на определенную личность. В романсе, в отличии от песни, одинаковое значение имеют, как музыка, так и слова. Ценность для восприятия имеет также манера исполнения. Песня привлекает внимание слушателя яркой ритмичной мелодией. На второй план уходят слова и общее содержание. В 90% случаев песня имеет припев, в романсе же его нет за редким исключением.
Песня может исполняться одним человеком (сольно), дуэтом, квартетом, хором. Этот вид творчества предполагает инструментальное сопровождение. Для этой цели могут использоваться гитары, барабаны, различные установки, народные инструменты. Исполнение песни возможно и без музыкального сопровождения — а капелла. Романс исполняется в большинстве случаев сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента (фортепиано). Он относится камерному жанру исполнения, поэтому не предполагается большого числа слушателей. Основная задача романса – вызвать у людей сильные эмоции и чувства. Особенностью романса является создание доверительной, искренней и располагающей обстановки. В романсе никогда не будет агрессии. Сюжет направлен на любовные переживания и мечты. Используется простая рифма без лишних сложностей. Сочетание слов должно быть несложным и при этом витиеватым и изящным. В романсе сочетаются такие направления и личностные качества, как галантность и благородство, искренность, нежность, страсть и глубина изложения. В песни же не предполагается обязательного уклона в лирику. Содержание может быть любым по манере подачи, стихотворной форме.
Выводы
На основании приведенных определений и сравнения видов народного музыкального творчества можно сделать определенные выводы. Песня представляет собой широкое, обобщающее понятие вокального направления. Романс – вид песни, который ориентируется на любовную тематику. Этот жанр камерный, тихий, спокойный, создающий расслабленную, почти домашнюю атмосферу. Количество слушателей в этом случае небольшое. Песня же направлена на то, чтобы привлечь к себе массовое внимание. В романсе большое значение имеет музыка, что отличает его от песни. Одинаково ценны для него слова, содержание и манера исполнения. Для романса характерна возвышенная поэзия, чувственность, нежность. За основу берутся произведения великих поэтов. Этот жанр сентиментальный, рассчитанный на чувствительность. Он раскрывает все потаенные стороны человеческой души, заставляет слушателей сопереживать главным героям. Содержание песни может быть различным по содержанию стихов и общему смыслу. Рифма может быть необычной, сложной или, наоборот, максимально простой. Романс исполняется одним исполнителем. Аккомпанемент составляет один музыкальный инструмент (фортепиано или рояль). Песня может исполняться людьми (хором) или сольно, для музыкального сопровождения используются несколько видов инструментов. Припев присутствует только в песнях.
О каверах и авторских правах
Добрый день, коллеги!
Как приятно, прогуливаясь по улицам города, встретить музыканта, который красиво перепевает так знакомую известную песню. И только у юриста, который проходит мимо, может возникнуть вопрос: а что же с авторскими правами на музыку и текст песни?
К сожалению, отдельные исполнители даже не задумываются о том, что они делают что-то незаконное, когда без спроса исполняют песню, которая и так играет из всех динамиков.
Перед тем как решиться перепевать чью-то песню, стоит разобраться в отдельных вопросах.
Можно перепеть любую песню?
Песня – это музыкальное произведение, а любое музыкальное произведение – это объект авторского права, который охраняется особым образом. В силу статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права. Согласно статье 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат исключительное право на произведение, под которым понимается право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, и личные неимущественные права автора (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения), которые являются неотчуждаемыми от личности автора.
При этом исключительное право на произведение может быть отчуждено другому лицу, например, звукозаписывающей студии, и тогда в данном случае правообладателем, то есть лицом, которое вправе разрешать или запрещать использование произведения, будет являться именно указанное лицо.
Исполнение произведения, правами на которое обладает другое лицо, без его согласия может являться нарушением прав этого лица.
Каждый раз нужно спрашивать разрешение автора, чтобы исполнить его песню?
По общему правилу — да, нужно разрешение, но есть исключения, когда допускается такое использование и без предварительного согласия правообладателя.
Случаи, когда музыкальное произведение может быть исполнено без согласия правообладателя, прямо установлены законом, и это допускается при соблюдении отдельных условий:
По истечении указанного срока такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения продолжают охраняться (ст. ст. 1281, 1282 ГК РФ).
В данном случае допускается такое использование без согласия автора или иного правообладателя гражданином (ст. 1273 ГК РФ)
Так, напевать любимые песни в душе, задушевно петь караоке в кругу друзей на домашней вечеринке или исполнить песню на юбилее любимой бабушки можно в отсутствие согласия автора музыкального произведения и без выплаты авторского вознаграждения. Впрочем, если кто-то из родственников или друзей запишет такое исполнение и выложит это видео в социальную сеть – такое использование музыкального произведения уже не будет считаться исключительно для личных целей.
Так, допускается в рамках школьной самодеятельности исполнение музыкальных произведений учащимися в рамках школьного концерта, за посещение которого не взимается плата (даже условная). Однако, если за посещение такого концерта уже вводится какая-либо плата, исполнение уже не может быть свободным. Аналогично и в случае, если приглашается выступить стороннее лицо, не имеющее отношения к тому или иному учреждению, например, если на школьный концерт приглашаются выступить выпускники прошлых лет. Не допускается в данном случае и запись такого живого исполнения в отсутствие согласия правообладателя.
Примером пародии музыкального произведения может быть творчество российской группы 1990-2000-х годов «Бони НЕМ». Группа создавала своеобразные шуточные кавер-версии известных поп-хитов в стиле хэви-метал. Создает своеобразные шуточные кавер-версии англоязычных хитов и украинская группа «Село и люди», стиль которых сама группа определяет как «колхозный рок»: музыканты берут известную мелодию, исполняют ее на народных инструментах, а текст песни воспроизводят с характерным русским акцентом. К таким же пародиям можно отнести и уже ранее упомянутое кавер-исполнение песни А. Пугачевой «Позови меня с собой» в стиле Rammstein в исполнении группы « ROCK PRIVET » или кавер на песню группы «Руки вверх — Крошка моя» под музыку группы « System of a Down — Chop Suey » в исполнении все той же группы « ROCK PRIVET ». Все эти кавер-исполнения, действительно, путем использования иной манеры исполнения приобретают определенный комический эффект, сквозь который возможно узнать основное произведение: ведь согласитесь, песня А. Пугачевой в стиле метал-группы Rammstein выглядит немного гротескно?
В данном случае можно говорить о возможности свободного использования произведений, обосновывая это созданием именно пародии. Стоит иметь в виду, что, если таким образом используется музыкальное произведение, и исполнитель такой кавер-версии уверен, что он создавал именно пародию, и поэтому не нужно никакое согласие правообладателя, это в любом случае не снимает риски, что правообладатель может обратиться в суд с требованием о защите своего исключительного права на произведение, настаивая, что его согласия не было, а исполнение такое – вовсе никакая и не пародия. В этом случае уже в суде необходимо будет доказывать, что это может рассматриваться как пародия, в том числе привлекая специалистов.
Во всех остальных случаях, для того чтобы использовать музыкальное произведение, необходимо получение согласия его правообладателя.
Как такое согласие нужно получить у правообладателя?
Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого права способом (ст. 1233 ГК РФ). В качестве примеров способов распоряжения в ГК РФ названы две договорные конструкции: лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права. Тем не менее способы распоряжения исключительным правом не ограничены только названными конструкциями, их перечень является открытым.
Допускается распоряжение исключительным правом и в форме односторонней распорядительной сделки – разрешения правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности. Кроме этого, п. 5 ст. 1233 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель может сделать путем публичного сообщения неопределенному кругу лиц заявления о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях в течение указанного им срока. Для этого, однако, необходимо, чтобы воля правообладателя однозначно свидетельствовала о его желании разрешить тому или иному лицу использовать его произведение на тех или иных условиях.
При получении согласия правообладателя на использование музыкального произведения необходимо особо обратить внимание, действительно ли принадлежит лицу, у которого такое согласие будет испрашиваться, право на распоряжение музыкальным произведением.
Во-первых, сам исполнитель музыкального произведения может не быть автором и не являться обладателем исключительного права на музыкальное произведение. В соответствии со ст.ст. 1313, 1315 ГК РФ исполнитель музыкального произведения является обладателем смежного права на исполнение, ему принадлежит исключительное право на исполнение, а также права авторства исполнения, право на имя и на неприкосновенность исполнения. Исполнитель обладает правом именно на исполнение, при этом он может не обладать авторскими правами в отношении самого музыкального произведения, если он сам изначально не являлся автором музыки и текста или не приобрел исключительное право у другого автора.
Во-вторых, у исполнителя, даже если он являлся автором и музыки, и текста, может не быть соответствующих полномочий разрешать другим лицам использовать произведение, если автор исключительное право передал другому лицу, как правило, продюсерскому центру или лейблу звукозаписи.
Этот пример поучителен для всех музыкантов: необходимо внимательнее относиться к тому, является ли сам музыкант или лицо, у которого спрашивается разрешение на исполнение, обладателем исключительного права на музыкальное произведение. Если исполнитель не обладает исключительным правом на музыкальное произведение, то и разрешать его использование он не может. Тем более, просто одобрение исполнителем кавера не может однозначно свидетельствовать о выражении согласия на использование произведения.
На что именно нужно получать согласие у правообладателя?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, что именно планируется делать с музыкальным произведением: просто его исполнить в том виде, в каком представлен оригинал, или музыкальное произведение сначала будет переработано, а затем публично исполнено.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ к способам использования произведения относится публичное исполнение и переработка.
При этом под публичным исполнением произведения понимается его представление в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (пп. 6 п.2 ст. 1270 ГК РФ).
Под переработкой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Производное произведение, которое создается в результате переработки является самостоятельным объектом авторских прав, и лицо, осуществившее такую переработку, приобретает все авторские права на новое переработанное произведение (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Но при создании такого производного произведения в любом случае обязательно должны учитываться права правообладателя оригинального произведения.
В качестве примера именно переработки музыкального произведения можно также привести нашумевший спор между ООО «Музыкальное право» и ОАО «Первый канал» об использовании в телепередаче «Голос» песни Виктора Цоя «Кукушка» [10] (подробнее о споре можно почитать здесь ). В данном споре Арбитражный суд города Москвы при новом рассмотрении дела со ссылкой на заключение эксперта обратил внимание, что о переработке музыкального произведения могут свидетельствовать такие признаки, как изменения в мелодии, изменение количества куплетов, сокращение вступления, другая тональность песни, другая инструментовка и др.
Отличать, будет ли иметь место просто публичное исполнение или переработка оригинального музыкального произведения важно, чтобы обеспечить законное использование произведения. В случае заключения лицензионного договора в таком договоре должны быть точно обозначены способы использования произведения, если какой-то из способов использования не согласован, то не может считаться предоставленным право использования произведения именно таким образом (абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Так, если в договоре с правообладателем указано, что допускается только публичное исполнение музыкального произведения, то осуществление его переработки не допускается. Если в лицензионном договоре не будет указано вообще на способы использования, такой договор и вовсе будет считаться незаключенным. То есть, в случае намерения осуществлять переработку оригинального произведения на это прямо должно быть указано в лицензионном договоре.
В том случае, если не заключается лицензионный договор, но получается, например, согласие правообладателя на использование произведения в форме односторонней сделки, необходимо учитывать, чтобы такое согласие прямо выражало волю правообладателя на осуществление переработки произведения. Если получено согласие, в котором прямо сказано, что допускается использование только для публичного исполнения, воли правообладателя на разрешение переработки произведения нет.
Что будет, если не получить согласие?
Самый животрепещущий вопрос – вопрос об ответственности за исполнение кавера, если не было получено согласие правообладателя, а под способы свободного использования такое использование не подпадает.
Использование музыкального произведения в отсутствие согласия правообладателя может повлечь как гражданско-правовую, так публично-правовую ответственность. Причем привлечение, например, к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) не исключает возможности для правообладателя обратиться за защитой нарушенного права в порядке гражданско-правового спора.
Если уголовная ответственность за незаконное использование музыкального произведения имеет место только при условии причинения автору крупного ущерба в результате присвоения авторства (ч. 1 ст. 146 УК РФ) или незаконного использования произведения в целях сбыта в крупном размере (ч. 2 ст. 146 УК РФ), что на практике случается крайне редко, в том числе в связи со сложностью доказывания вины нарушителя, то наступление уже гражданско-правовой ответственности за исполнение произведения в отсутствие согласия правообладателя куда реальнее.
Правообладатель, узнав о незаконном использовании музыкального произведения, может обратиться как с неимущественным требованием о прекращении нарушения (пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ), так и с материальным – о взыскании убытков или специальной компенсации за нарушение исключительного права (пп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).
Обратить внимание стоит и на то, что, в случае если исполнитель музыкального произведения не укажет автора музыкального произведения или внесет изменения в музыкальное произведение, которые его исказят, он таким образом может нарушить личное неимущественное право автора, и автор, кроме всего прочего, может обратиться с требованием о взыскании морального вреда (ст. 1251 ГК РФ).
Стоит, впрочем, заметить, что получить претензию за исполнение чужого музыкального произведения реальнее от какого-нибудь продюсерского центра или лейбла звукозаписи, чем от самого музыканта-автора оригинальной песни, которому еще может и понравиться созданный кавер. На практике можно сказать, что риск предъявления требования о защите авторских прав на музыкальное произведение уличному музыканту, который вживую исполняет песни, минимален, однако ситуация кардинально меняется, если музыканты делятся своими кавер-исполнениями в сети, например, на том же Youtube.
[1] В данном случае идет речь о примере, когда композитор и автор текста совместным творческим трудом создали музыкальное произведение. Другая история с примером, когда композитор создает музыку, на которую накладывается ранее созданный другим лицом текст (например, песня группы Сплин — «Маяк», написанная на стихотворение В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма»), здесь говорить о соавторстве не представляется возможным, и речь, скорее, идет о переработке.
[2] Абз. 3-4 п. 97 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
[3] Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2018 г. № С 01-1127 / 2017 по делу № А 32-15565 / 2017.
[4] Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015), п. 23.
[5] Лукьянов Р. Л. Гражданско-правовой режим охраны пародии // Право интеллектуальной собственности. 2012. № 1; Постановление ФАС Московского округа от 9 ноября 2011 г. по делу № А 40-125210 / 09-110-860; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2015 г. по делу № А 40-15245 / 2015.
[6] Королев М. П. Использование произведений при создании и дальнейшем использовании пародии // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 381 — 388.
[7] Неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D1%88%D0%B0%D0%BF_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)).
[9] Версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81).
[10] Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2017 по делу № А 40-14248 / 16-117-114.
[11] Абзац 4 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Исполнение музыкальное
Полезное
Смотреть что такое «Исполнение музыкальное» в других словарях:
Исполнение музыкальное — творч. процесс воссоздания муз. произведения средствами исполнит. мастерства. В отличие от пространств. иск в (живописи, скульптуры) музыка как иск во временное, отражающее действительность в звуковых художеств. образах, нуждается в акте… … Музыкальная энциклопедия
ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ — См. Выразительность и Оттенки исполнения … Музыкальный словарь Римана
Музыкальное исполнение — см. Исполнение музыкальное … Музыкальная энциклопедия
Музыкальное искусство Великого княжества Литовского — Музыкальное искусство Великого княжества Литовского искусство XIII XVIII веков, отражающее действительность и фантазии в звуковых художественных образах. Развивалось в рамках как народной, так и высокой культуры. Изначально наибольшее… … Википедия
Музыкальное воспитание — целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальное образование — процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации … Музыкальная энциклопедия
Творчество музыкальное — Полноценное Т. м. предполагает создание качественно нового в любой из областей муз. искусства, достижение художеств. результата, отражающего в образно неповторимой форме существ. черты действительности. Наряду с сочинением музыки (см.… … Музыкальная энциклопедия
Создание и исполнение произведения искусства — Имена существительные АККОМПАНЕМЕ/НТ, аккомпани/рование, сопровожде/ние. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. РЕЖИССУ/РА, постано/вка.… … Словарь синонимов русского языка
Месса (музыкальное произведение) — Симоне Мартини «Религиозное пение на мессе» У этого термина существуют и другие значения, см. Месса. Месса музыкальное произведение, которое … Википедия
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние
Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.
Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.
Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».
Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.
Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».
В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).
Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.
Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:
Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:
Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.
Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.
У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.
А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.
Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:
В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.
Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.
В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.
Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.
Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.
С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.