какое московское здание построено в форме пятиконечной звезды
Театр Советской армии
Здание было построено в 1934-1940 годах по проекту архитекторов Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина и стало первым театральным зданием, построенным в Москве после Октябрьской революции.
Ещё одной особенностью театра стала самая большая в Европе сценическая площадка, масштабы которой позволяют инсценировать сражения с танками и кавалерией.
История театра
В декабре 1929 года Политуправлением Красной армии было принято решение об организации Центрального театра Красной армии (ЦТКА), открытие которого состоялось 6 февраля 1930 года. Первым спектаклем нового театра стала постановка о советско-китайском конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
Для оформления интерьеров были приглашены лучшие художники-монументалисты: театр украшают фрески и панно Льва Бруни, Павла Соколова-Скали и Александра Герасимова, также ряд декоративных элементов исполнен по эскизам Александра Дейнеки и Ильи Фейнберга.
Открытие нового здания Центрального театра Красной армии состоялось 14 сентября 1940 года, когда в нём прошёл первый спектакль: им стал «Полководец Суворов» Игоря Бахтерева и Александра Разумовского. А спустя ещё 2 недели в нём поставили пьесу Максима Горького «Мещане».
Фото: зенитная батарея на площади Коммуны и маскировочная раскраска ЦТКА в 1941 году, pastvu.com
В 1951 году театр был переименован в Центральный театр Советской армии, а в 1975 году стал Центральным академическим театром Советской армии.
Спустя некоторое время после распада СССР, в 1993 году он был переименован в честь российской армии, и с тех пор по настоящий момент именуется Центральным академическим театром Российской армии (ЦАТРА). В своей новейшей истории театр продолжил принятые традиции: его артисты по-прежнему гастролировали по военным частям и выступали в зонах боевых действий, в том числе в Афганистане и Чечне.
В 1982 году в сквере напротив здания театра был установлен памятник полководцу Александру Суворову работы скульптора Олега Комова.
В разные годы в театре выступали такие знаменитые артисты, как Фаина Раневская, Яков Халецкий, Любовь Добржанская, Генриетта Островская, Лариса Голубкина, Владимир Зельдин, Марк Перцовский, Борис Ситко и множество других.
Как добраться
Центральный академический театр Советской армии находится по адресу: Суворовская площадь, дом 2 в Мещанском районе Москвы.
Добраться до него можно пешком от станции метро «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии.
Театр Российской армии
ЦАТРА
Здание Театра Советской армии построили в 1934-1940 годах в форме пятиконечной звезды. Она символизирует единство мирового пролетариата всех 5 континентов.
Формой звезды К. Алабян и В. Симбирцев решили задачу отразить Красную Армию в архитектуре.
В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам Владимира Фаворского, плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг, живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам изготовили мебель, плафоны и люстры, а колонны вокруг здания имеют сечение в виде звезды.
Но форма здания сыграла с ним злую шутку: во время Великой Отечественной войны немецкие летчики использовали театр Советской армии для ориентира, ведь 4 его луча указывали на Московские вокзалы, а пятый — на Кремль. Поэтому архитекторов едва не обвинили в предательстве, а здание замаскировали: на месте театра появились деревни, церкви, рощи.
Театр Красной (с 1951 года — Советской, с 1993-го — Российской) армии обладает самой большой в Европе сценой.
Здание занимает 10 этажей на поверхности (из них 6 — Большая сцена на 1 520 мест, 2 этажа — Малая сцена на 450 мест) и 10 подземных этажей. Сцена театра приспособлена для показа массовых батальных сцен с участием настоящих танков.
Механику сцены спроектировал инженер Иван Мальцин. Она работает практически без ремонта и сейчас: вращаются 2 огромных круга, 12 подъемных платформ могут превратить сцену из стадиона в горный пейзаж.
ЦАТРА — ведомственный театр Российской армии, и поэтому на его сцене «проходили срочную службу» многие известные актеры. А вместо директора театра — начальник. Есть здесь и военные казармы, и залы со странными названиями: «Капустный», где в войну держали кислую капусту, «зоопарк», где хранятся всякие искусственные лошади. При этом труппу ЦАТРА считают одной из лучших в Москве. Также в здании театра проводят праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ и снимают кинофильмы. Например, здесь сняли эпизод фильма «Кин-Дза-Дза».
Знаковые звезды Москвы
1. Звезда на здании Северного Речного вокзала
Большая позолоченная звезда украшала шпиль Северного речного вокзала с 1937 года.
Реставрационные работы начались в конце 2019 года.
Для звезды были изготовлены позолоченные накладки из нержавеющей стали, которыми покрыли контур, ее основания и лучи.
В центре звезды с обеих сторон находятся серп и молот, инкрустированные 741 полудрагоценным камнем, в том числе уральскими самоцветами: топазами, александритами, аметистами, аквамаринами, горным хрусталём и бериллами. Специалисты вручную перебирали и восстанавливали полудрагоценные камни.
Звезда вернулась на шпиль Северного речного вокзала в августе.
2. Звезды башен Московского кремля
Осенью 1935 года на башнях Московского Кремля установили пятиконечные звезды, которые пришли на смену двуглавым царским орлам. Первые кремлевские звезды были сделаны из красной меди и нержавеющей стали.
Новые рубиновые звезды зажглись над Кремлем 2 ноября 1937 года.
Звезды горят 24 часа в сутки. Причем днем — ярче, чтобы выделяться даже на фоне солнца. За всю историю существования звезды гасли два раза. Один раз — во время войны, второй — во время съемок «Сибирского цирюльника».
Им не грозит отключение электричества — энергоснабжение производится автономно. При перегорании одной лампы остальные продолжают гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности.
Ежемесячно для поддержания надежности вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.
Первая пятиконечная звезда была установлена в 1935 году, она сменила орла на Спасской башне. Следом водрузили звёзды на Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях. Затем, при замене звёзд в 1937 году, пятая звезда появилась на Водовзводной башне, где до этого государственная символика не размещалась.
Впервые двуглавый орел был помещен на высоком шатре Спасской башни еще в царствие царя Алексея Михайловича Тишайшего (1645-1676). Раньше башни Кремля несли только военную функцию, они не имели шатровых наверший и верхних декоративных ярусов. Только в правление царя Михаила Федоровича, Спасская башня была надстроена для установки часового механизма. При Алексее Михайловиче на вершине шатра каменной надстройки Спасской башни появляется герб Русского царства – двуглавый орёл. Его внешний вид и описание не сохранились.
К началу XIX столетия орлы были уже на Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой проездных башнях. Их время от времени меняли из-за ветхости, пожаров или изменения изображения государственного герба. В результате к началу ХХ века над Московским Кремлем возвышались четыре двуглавых орла, которые были установлены в разное время, выполнены разными мастерами и значительно отличались друг от друга. Старейшим был орёл на Троицкой башне. Он был установлен в 1870 году и состоял из отдельных частей. Поэтому при монтаже его собирали непосредственно на шпиле шатра. Когда в 1935 г. его снимали, то пришлось разобрать на месте. Последнее обновление орлов произошло в 1896 году и было приурочено к торжественной церемонии венчания на царство последнего императора Николая II.
Понятно, в Советской России сразу захотели поменять главные символы государства. В годы Гражданской войны с этим предложением выступал глава советского правительства Владимир Ленин. Однако в условиях множества первоочередных дел и хозяйственной разрухи это пожелание вождя большевиков выполнить не удалось. К этой проблеме вернулись только в относительно стабильные 1930-е годы, когда в стране полным ходом шла индустриализация. Было несколько предложений по замене гербовых орлов — простыми флажками, как на других башнях, гербами СССР, золочёными эмблемами с серпом и молотом. Но в итоге решили установить звёзды. 23 августа 1935 года принимается постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о замене старых символов на новые. Сразу после этого было вышло сообщение ТАСС: «. к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящихся на башнях Кремлевской стены, и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на башнях Кремля пятиконечные звезды с серпом и молотом».
Эскизы сначала разрабатывал художник Е. Е. Лансере. Однако Иосифу Сталину не понравились его работы. В итоге Лансере отстранили от проекта и разработку звёзд отдали художнику Ф. Ф. Федоровскому. Проект утверждал лично Сталин.
Первые звезды башен Московского Кремля были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. Вес стальной несущей рамы, обшитой металлическими листами и украшенной уральскими камнями, достигал тонны. В середине каждой звезды уральскими самоцветами (горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами) был выложен серп и молот, покрытый золотом. Все звезды отличались друг от друга художественным оформлением. Так, лучи Троицкой звезды были декорированы колосьями. Для Боровицкой башни изготовили двухконтурную звезду. Самой простой была звезда на Никольской башне, лучи которой были изготовлены из полированного металла. Изготавливали звезды на двух московских заводах и в мастерских ЦАГИ.
Освещенные снизу прожекторами, первые звезды украшали Кремль около двух лет. Однако под действием атмосферных осадков потускнели и уральские самоцветы, и сусальное золото, покрывавшее металлические детали. Кроме того, звезды оказались непропорционально крупными, что не было обнаружено на стадии проектирования. После их установки выяснилось, что визуально символы полностью не гармонируют со стройными шатрами башен Кремля. Крупные звезды буквально подавляли архитектурный ансамбль Московского Кремля.
Поэтому уже в 1936 г. решили спроектировать новые звезды. Эскизы подготовил известный художник и декоратор, академик Ф. Ф. Федоровский. Именно ему принадлежала идея использовать специальное рубиновое стекло вместо металла для декорирования звездных лучей. Федоровский заново определил форму, размеры и рисунок звезд.
В мае 1937 года было решено установить к двадцатилетию Великой Октябрьской революции на пяти кремлевских башнях, в том числе и на Водовзводной, рубиновые звезды. Причем Сталин лично принял решение об установке такой звезды и на пятой кремлевской башне – Водовзводной. Перед промышленностью поставили задачу сварить рубиновое стекло. Госзаказ получил Донбасский завод. Проблема была в том, что никогда прежде в таком количестве рубиновое стекло в России не производили. Кроме того, по техническому заданию стекло должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры.
Специальное рубиновое стекло, которое отвечало предъявляемым требованиям, изобрел Н. Курочкин, сделавший первый саркофаг для мавзолея В. И. Ленина. Для кремлевских звезд было сварено 500 квадратных метров специального трехслойного рубинового стекла. Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды изготовили уникальные лампы накаливания мощностью от 3700 до 5000 ватт, а для предохранения звезд от перегрева специалист сделали особую вентиляционную систему. Рубиновые звезды на пяти башнях Кремля зажглись 2 ноября 1937 года. Звезда, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля, позднее была установлена на шпиле Северного речного вокзала.
Несущей конструкцией звезд является пространственный каркас, который опирается у нижнего основания на трубу, а в ней располагаются подшипники для вращения. В результате звезды могут вращаться при изменении ветра. Конструкция может выдержать ураган. Механизмы для обслуживания кремлевских звезд расположены внутри башен. Специальные подъемные приспособления дают возможность периодически производить технические работы по очистке внутренних и внешних поверхностей звезд от пыли и копоти. Мехустройства заменяют перегоревшие лампы в течение 30-35 минут. Управление оборудованием и механизмами сосредоточено на центральном пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.
Рубиновые звезды на башнях Кремля горят днем и ночью. Даже во время войны их не выключали, а закрывали чехлами. Капитальный ремонт и реконструкция звезд производились в 1945 и 1974 годах. За всю историю они гасли всего один раз, когда в Кремле в 1996 году снимали историческую киноленту. Именно эти звезды мы видим над Кремлем и сегодня. В 2015 году начались работы по реставрации.
Дети Сталина. Призрак театра российской армии
В когда-то великом театре начинается очередной вечерний спектакль. Женщины на невысоких каблуках, в юбках ниже колена и с высоким декольте обсуждают, кто последний раз видел Владимира Зельдина на сцене: главная звезда театра умер несколько дней назад в возрасте 102 лет. Сегодня в театре вместе с программкой продают его биографию, в буфете, как и всегда, кормят бутербродами с семгой и с колбасой. У подножия мраморной лестницы у главного входа колоссальное полотно — штурмуют Зимний. На потолках повсюду фрески — военные на лыжах, военные в небе. Центральный академический театр Российской армии сменил много имен: Центральный театр Красной армии, Центральный театр Советской армии. Это было первое театральное здание, построенное после революции, и его задачей было восхвалять героические сражения и впечатлять. На оформление здания в форме пятиконечной звезды были брошены лучшие скульпторы и художники, денег не жалели. Театр высотой с 14-этажный дом, его окружают 96 колонн, высота каждой 18 метров. Главный режиссер театра в 1935–1958 годах Алексей Попов, присутствовавший при стройке, писал в свое время: «Я лазил по лесам строившегося здания на самый верх, смотрел оттуда через сеть лесов на сцену и видел там каких-то копошащихся муравьев — это работали электросварщики». На большой сцене соорудили 12 подъемных платформ, которые позволяли изображать на нем все — от футбольного стадиона до горного пейзажа. Сцена строилась как самая большая в Европе, и по ней десятилетиями торжественно ездили настоящие танки и конница, но вся эта роскошь в прошлом. Звенит второй звонок, зрители двигаются к залу.
Вдоль сцены разбросаны ракушки и кости рук. Сегодня показывают «Маленькие трагедии». Зрители пробираются по рядам культурно — лицом к сидящему, как и положено в театре. Зал на полторы тысячи человек заполнен лишь на треть, цветы есть только у одного зрителя — мальчик держит в руках пять алых роз, завернутые в целлофановую упаковку. Из-за своего масштаба эта сцена, занимающая три из пяти этажей театра, стала проклятием для современных режиссеров: слишком очевидна становится мелочность людей и замыслов. Но на пятом этаже, под крышей, есть Малый зал — тихий, безобидный и незаметный. Здесь уже 40 лет самоотверженно работает режиссер Александр Бурдонский, сын Василия Сталина, внук Иосифа Сталина.
Билетерша Елена Кузнецова никогда не пропускает постановок Бурдонского, если работает в этот день. Ее любимая — «Игра на клавишах души» — про пианистку, которая давно не выходила на сцену, опустилась и отказывается приводить себя в порядок. «Спектакль мощный, в нем нет мягкости, смысл глубокий, слов описать не хватает, но копает он глубоко», — говорит Кузнецова. За почти полвека в театре армии Бурдонский поставил пятьдесят лирических спектаклей и мечтает однажды поставить что-нибудь полегче — оперетту, например: «А то я ставлю Ибсена, Расина, Чехова — все сложные пьесы». Есть только один спектакль, который Бурдонский никогда не поставит, — о своей семье.
«Жаль отца, — говорит Александр Васильевич Бурдонский, — он был человек неглупый, обладал способностями, и его жизнь была так нелепо прекращена». Бурдонский родился 14 октября 1941 года. Когда Александру было четыре, его мать Галина Бурдонская ушла от отца: устала от других женщин и пьянок. «Мама научилась с ним выпивать. Стоило ей с ним водки выпить, и он бы пальцем не тронул, а когда он был на бровях, а она говорила: “Вася!”, могла и схлопотать по морде». Когда Галина ушла, Василий оставил детей себе и не разрешал им видеться с матерью. Все детство Александр смотрел, как его отец бьет своих жен: сначала маму, потом мачеху Катерину Тимошенко, дочь маршала Семена Тимошенко, потом другую мачеху, пловчиху Капитолину Васильеву.
В спектакле «Тот, кто получает пощечину» сыграли и Владимир Зельдин, и сам главный режиссер театра Андрей Попов. После постановки Попов предложил Бурдонскому остаться, и так внук Сталина стал затворником монументального Театра Советской армии.
Г лавный администратор Алла Григорьевна пришла в театр одновременно с Александром Бурдонским. Она описывает его как человека, который «измочаливает артистов» и может прикрикнуть перед премьерой. Еще Алла Григорьевна помнит, что когда-то это был «театр с очередями». «В театре была прекрасная труппа, замечательные спектакли — постановки классики лучше, военные похуже. В советское время превосходный был театр», — вспоминает доцент кафедры истории театра России ГИТИСа Анна Степанова. До 1956 года Театр армии был самым свободным в Советском Союзе: вся цензура Министерства культуры распространялась только на их учреждения, а Театр армии был в ведомстве Минобороны и мог позволять себе больше других.
Ольга Богданова, прима театра, проработавшая в нем всю жизнь, любит вспоминать работу в 1980-х годах. Одна из основных задач Театра армии — ездить на полевые спектакли и поддерживать военных, и Богданова дважды ездила с театром в Афганистан и трижды в Чернобыль. «Где бы ни был человек в погонах, там всегда мы. Бывало, два транспортера ставят рядом — вот и вся сцена. И в Афганистане нам говорили: когда будете на сцене, не стойте на месте, а то пуля может попасть. Мы выступали в ярких красных и белых платьях, и наши наряды были настоящими мишенями. Мы артисты-бойцы», — рассказывает Богданова.
Богданова работала с Бурдонским 20 лет и рада этому. «Это был мой золотой период», — делится она. Богданова считает режиссера знатоком женской души и говорит, что работать с ним — подарок для женщин, ведь все они желают такого «глубинного» внимания: «Он влюбляется в актрису, с которой работает, которая способная выразить его мысли, всматривается в нее, понимает ее. Столько внимания к себе женщина может за всю жизнь не почувствовать, сколько на выпуске его спектакля». Бурдонский тратит на поиски подходящей помады, каблуков и прически для каждой героини дни, а потом сам подкалывает им волосы на свое усмотрение. «Придирается к каждой заколочке, к каждому бантику, будет стоять над твоей головой два часа, и иногда думаешь: ну зачем он придирается к каждой складочке? А потом выходишь на сцену и все понимаешь».
Лариса Голубкина, тоже прима театра, говорит, что Бурдонский не только талантливый режиссер, но и благодарный человек. В 1970-х годах она воспользовалась своим звездным статусом — она тогда много играла в кино, одной из ее больших ролей была Шурочка Азарова в «Гусарской балладе» — и помогла установить Бурдонскому дома телефон. По ее словам, он по сей день благодарен ей за это. «Я-то и забыла про это — не один же телефон был поставлен. И вдруг он, единственный человек из всех, мне говорит: “Лариска, я тебя все время помню, когда телефонную трубку беру”». Актеры любят Бурдонского — они говорят, что с ним тяжело и одновременно полезно работать, что он помогает им перебороть собственную неуверенность. Сам Бурдонский больше всего любит репетировать и доводить артистов до исступления.
Анна Степанова, регулярно посещавшая Театр Красной армии в его лучшие годы, понимает, за что Бурдонского любят его артисты, и при этом считает, что его спектакли отнюдь не украшали репертуара: «Когда я смотрела спектакли Бурдонского, мне казалось, что он режиссер беспомощный, не владеет художественной формой. Но у спектаклей есть разные качества. И бывает, что плохой спектакль не только поставлен плохо, но видно, что режиссер человек плохой, и лезет со сцены всякая гнусь. У Бурдонского в спектаклях, напротив, была какая-то искренность. Честность, наверное, слишком громкое слово. Но без гадости в них точно обошлось». По словам Степановой, из спектаклей режиссера видно его действительно внимательное отношение к артистам, и при всей изломанной семейной истории Бурдонского его спектакли всегда были по-человечески здоровыми: «Я сильно подозреваю, что на репетициях он выстраивал такой хороший и чистый мир. В этом мире страшным теням его семейства, всем этим надрывным сюжетам, таким, когда Достоевский отдыхает, — там места не было». По мнению профессора, Бурдонский превратился в домового театра и сросся с ним, но как режиссер не может справиться с большой сценой: «Это требует масштабности мышления, дарования. А на малой сцене, где он и проработал всю жизнь, можно создать теплый мир и отдыхать там душой, беседовать со зрителями тихим голосом и предъявлять артистов крупным планом».
Любимая тема для размышлений у Бурдонского — противостояние. «Мне очень нравится библейское изречение “человек рождается на страдание как искры, чтобы устремляться ввысь”. Для меня это имеет большой смысл, — рассказывает режиссер. — Много обстоятельств жизненных могут вытащить кусок твоей души, растрепать тебя, сломать, ты можешь даже не подняться. И когда ты находишь внутренние ресурсы, внутренние силы, чтобы это преодолеть и идти дальше, то, может быть, это самое главное. Моя судьба человеческая — противостояние. Никто меня с распростертыми объятиями не ждал». От общения со «Снобом» режиссер отказался трижды — по его словам, ему больше нечего сказать.
Историю своей семьи и своего противостояния он никогда не поставит на подмостках Театра армии. Разве только миниатюру о том коротеньком периоде романа родителей в 1940–1941 годах, когда Василий учился на летчика в Липецке и Галина поехала к нему. Бурдонский говорит, что его мама часто вспоминала тот год. Она рассказывала, как Василий хотел подстричься, а она не выпускала его из дома. Он надел ее кофточку с оборочками, по простыням спустился из окна и побежал стричься. И еще был один случай: Галина жила на теперешней Мясницкой рядом с метро, а Василий пролетал над ее домом и сбрасывал цветы. Режиссер рассказывал, что даже в эту историю у него не получается вглядываться без боли — он все время думает о том, что совсем скоро случится с этими влюбленными людьми.
Р аньше по обе стороны от большой сцены театра висели портреты Сталина и Ленина, но после ХХ съезда Сталина заменили Горьким, а Ленина — Пушкиным. С середины 90-х театр не смог выбраться из затяжного кризиса и депрессии — очередное переименование, падение престижа военных, нищета. Театр не смог встроиться в новую реальность. «История этого театра, который потерялся во времени, драматическая, если не сказать трагическая. Зато, это история замечательной стабильности Бурдонского. Театр стал для него смягчением жизни. Может и хорошо, что театр в таком состоянии и что он там», — говорит профессор Степанова.
Милена Авимская пришла в театр заместителем директора по развитию месяц назад, и для нее театр до сих пор остается достаточно таинственным местом. Она не скрывает, что пока с трудом представляет, как вообще этот огромный механизм работает. На спектакли приходят не только люди старше пятидесяти, но и молодые: когда парень хочет пригласить девушку на красивое свидание и сделать фотографии на фоне мощной архитектуры, и чтобы метро было рядом — здесь все это есть. Авимская верит, что у театра есть большое будущее: уже утвержден новый план развития, и театр планирует собрать в новом пространстве «самых модных режиссеров и делать коммуникативную площадку». Уже прямо сейчас драматург Саша Денисова работает над квестом по истории театра. Милена хочет проводить экскурсии по зданию — показывать, где снимали «Кин-дза-дза!» и «Карнавальную ночь». Хипстеров в залах еще нет, но это, уверена Авимская, только пока: новое время несет за собой новых людей и скоро «театр зазвучит и в него придут прогрессивные люди». И неизвестно только, какое место в этом светлом будущем отведено режиссеру Александру Бурдонскому, домовому Центрального академического театра Российской армии.