какое морское животное выделяет амбру

Амбра: путешествие из океана во флакон для парфюма

какое морское животное выделяет амбру

какое морское животное выделяет амбру

Вокруг амбры всегда было много путаницы и загадок, но, несмотря на это, она до сих пор не потеряла своей популярности. Почему духов с « запахом амбры» не существует и как связаны с ней киты, рассказываем ниже.

Под термином «амбра» спрятались сразу два парфюмерных компонента — «серая амбра» и «амбровый аккорд». Это два совершенно разных по запаху и свойствам ингредиента. Дело в том, что в английском языке ambra означает вещество, вырабатываемое в пищевом тракте кашалота, а amber значит янтарь. Но из-за схожести звучаний в русском языке амброй называют сразу оба компонента, без уточнений.

Серая амбра

У серой амбры увлекательная история: могут пройти десятки и сотни лет в путешествии по самым далеким точкам прежде, чем она попадет внутрь флакона для духов. И начинается оно в глубинах океана, где живут крупнейшие млекопитающие — кашалоты. Каждый день животные поглощают тонны еды, в том числе и кальмаров, чьи клювы необходимы для образования серой амбры. Раз в несколько дней кит срыгивает их, и — только изредка — масса клювов, спрессованная с остальной пищей в тракте, попадает в кишечник. Уже здесь эта масса смешивается с содержимым кишечника и может стать серой амброй. Иногда кит избавляется от этого комка естественным путем, а иногда может погибнуть. По разным причинам: от разрыва кишечника или от рук людей. Поначалу, чтобы добыть серую амбру, китов истребляли, но заветный ингредиент был не у всех млекопитающих. Амбра образуется только в кишечнике самцов, и то лишь у нескольких процентов. Опытным путем люди поняли, что она самостоятельно попадает в морскую воду и выбрасывается волнами на берег.

Оказавшись в океане, амбра, будучи более легкой, чем вода, всплывает на поверхность. Плавая из одной части океана в другую, она может провести годы и десятилетия. Но спустя время, вступая в контакт с солнцем, минералами и микроорганизмами в воде, амбра, как и дорогое вино, становится только лучше. Ее вязкая консистенция после кругосветного плавания становится пористой и почти каменной.

На этом удивительное путешествие серой амбры заканчивается, а для людей это только начало долгого пути. Ее куски собирают, около трех лет сушат, а после растворяют в спирте. Нужно сказать, что подобный курс приготовления амбры занимает порядка пяти-семи лет, и это только минимум.

Аромат у амбры такой же удивительный и разнообразный, как и ее история. Он вбирает в себя все то, с чем вещество когда-либо взаимодействовало: запах моря, водорослей с их солоноватостью, но в то же время сладковатый и чуть цветочный. Опять же благодаря своей богатой истории каждый отдельный кусок серой амбры уникален. Он существует в единственном экземпляре, и двух похожих невозможно найти. Поэтому все настойки серой амбры будут пахнуть по-разному, а в массовой парфюмерии это невозможно. В наше время амбра в натуральном виде используется только для приготовления штучных парфюмов. В современной же парфюмерии чаще всего применяются ее искусственные заменители, например амброксан.

Однако духов с «запахом амбры», что бы ни говорили консультанты, вы не найдете. Этот ингредиент призван увеличивать стойкость ароматических компонентов, выступая в роли фиксатора.

Парфюмерная вода Ambra Eau De Parfum,
Acqua Di Parma

какое морское животное выделяет амбру

Парфюмерная вода Oud 27,
Le Labo

какое морское животное выделяет амбру

Амбровый аккорд

Каждый, кто когда-либо соприкасался с янтарем — золотистой окаменевшей ископаемой смолой, — знает, что минерал не имеет запаха. Считается, что в парфюмерии «амбра» обозначает аккорд, который передает фантазию парфюмера на тему янтаря. Нота амбры в парфюмерии — это чаще всего смешанные в определенных пропорциях ваниль, ванилин, толуанский бальзам и лабданум. Получается теплый, уютный аромат со сладковато-смолистым оттенком. Лабданум — смола, собираемая с кустов ладанника, с пряным мускусным запахом — придает аромату тепло. Толуанский бальзам с приятной сладостью, напоминающей ваниль, и бензоин с ликерными нотами отвечают за тот самый уют.

Однако это всего лишь основа амбрового аккорда. Парфюмеры нередко обогащают его мускусом, ладаном и другими элементами. Кроме того, химики разработали амбровые одоранты — душистые вещества с сильным древесным запахом, сухим, стойким и очень диффузным. Среди популярных — Cedramber, Ambrocenide, Timberol, Ambermax и другие. Например, Cedramber пахнет сухой древесиной кедра, откуда и получил свое название. В Timberol есть нюансы табака и какао, а Ambermax схож своим ароматом с запахом ладана. В современной парфюмерии амбровые компоненты используют в большинстве ароматов, даже в самых легких и прозрачных композициях. Помимо основных ароматических характеристик, амбровая нота создает объем, глубину и насыщенность композиции.

Тягучие и сладкие, с согревающим эффектом, они являются почти полной противоположностью композиций с аккордом серой амбры, которые часто рисуют в сознании образы шипучей морской пены на камнях.

Парфюмерная вода Shalimar, Guerlain

Источник

Из чего делают самые изысканные ароматы: Звериная парфюмерия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

какое морское животное выделяет амбру

Парфюмерия — это настоящее искусство. Своё начало оно берёт ещё в Древнем мире. Впервые искусство создания духов начали использовать в Месопотамии и Египте. Позже оно распространилось повсеместно.

какое морское животное выделяет амбру

Для изготовления ароматов использовали вещества, добытые из организмов животных. Практически все они имеют ужасный натуральный запах. Опытные парфюмеры разбавляли их, подвергали различным химическим преобразованиям. После всех этих процедур эти вещества превращались в абсолютно незаменимые материалы. Они незаменимы в производстве духов и их иногда невероятно сложно добыть. Чем сложнее это было сделать, тем больше они ценились. Соответственно, усерднее шла охота за животными, которые служили источником драгоценного сырья. Сегодня многие из них можно создать синтетическим путём. Только всё равно несравнимо дороже ценится именно натуральный продукт.

какое морское животное выделяет амбру

Мускус

Мускус ценился парфюмерами всегда. Ещё в древние времена открыли его удивительные свойства. Несмотря на то, что это невероятное пахучее вещество, обладает очень резким пряным запахом, оно способно облагородить абсолютно любой аромат. Благодаря своему умению связать все ноты аромата в единую композицию. В отличие от спиртовой основы, мускус не позволяет летучим веществам быстро испаряться, поэтому аромат духов держится долго и раскрывается постепенно. Это одно из наиболее ценных составных частей духов. Добывают его из желез мускусного оленя — кабарги. Чаще всего это животное встречается в Гималаях. Душистое вещество служит самцу кабарги для привлечения самок.

какое морское животное выделяет амбру

Приятным запах мускуса нельзя назвать даже с натяжкой. Его сложно вынести. Когда охотники извлекали мускусные железы у загнанного ими оленя, они зажимали себе рот и нос. Сила этого запаха такова, что могло случиться смертельное кровоизлияние. Конечно, охотников это не останавливало, ведь мускус невероятно дорогое вещество. Ради этого каждый год олени истреблялись тысячами. Ради 30 грамм действующего вещества нужно было добыть три килограмма мускуса, а это сотня убитых оленей.

Конечно, люди всегда пытались синтезировать это драгоценное вещество. Когда это наконец удалось учёным — это стало сенсацией. Сейчас его активно применяют в парфюмерии. Но настоящий эксперт всегда сможет отличить по запаху естественный мускус от искусственного. Несмотря на столь большое количество заменителей, доступных сегодня, естественный мускус продолжает невероятно высоко цениться у парфюмеров. Так как наука и современные технологии не стоят на месте, человечество научилась не только синтезировать это ценное вещество, но и добывать его, не убивая животное. Их обычно отлавливают, усыпляют и безболезненно отбирают секрет их желез. После этого животное выпускают на волю. Любители парфюмерии могут быть уверены — при создании вашего любимого аромата ни одно животное не пострадало!

Цибет

какое морское животное выделяет амбру

Цибет, или цибетин — это особое вещество, которое выделяет железа некоторых видов циветт. Это относительно небольшие животные из семейства виверровых, похожие по своему облику на кошек или куниц. Обитают они в Северо-восточной Африке, Индии и Иране.

Цибетин — это густая светло-жёлтая жидкость. Запах его не просто неприятен, он отвратителен. На воздухе это вещество становится ещё гуще и меняет цвет, становится более тёмным. Своим характерным запахом цибет в значительной степени обязан содержащемуся в нём веществу цибетону. Оно имеет ярко выраженный запах мускуса. Парфюмеры добавляют его к некоторым весьма дорогим сортам духов. Это доводит ароматную композицию до совершенства. Для добычи цибета животных отлавливают и держат в неволе. Каждую неделю содержимое их желез извлекают. За один раз самец может дать около десяти грамм ценного вещества. Натуральный цибет необычайно дорогое удовольствие. Чаще в парфюмерии используют его различные синтетические заменители.

Мускус ондатры

какое морское животное выделяет амбру

В парфюмерии весьма распространено применение вещества, которое выделяет мускусная крыса, или ондатра. Его тоже выделяют только самцы этих животных. Мускус содержат их железы. Добывают его обычно у мёртвых животных. По своему составу это пахучее вещество близко к цибетону. Отличается оно только своим мизерным количеством. Применяют мускус ондатры при изготовлении самых тонких духов. Он придаёт им особую стойкость.

Бобровая струя

какое морское животное выделяет амбру

Бобровую струю добывают из парных желез внутренней секреции, которые есть у бобров обоих полов. Некоторые ценители утверждают, что наибольшая концентрация полезных компонентов в органах этих зверьков наблюдается в период их спаривания.

Добыча бобровой струи сопряжена с немалыми трудностями. Для этого сначала нужно найти и изучить место, где обитают эти животные. Потом, для того, чтобы добыть это вещество мало знать где в теле животного находится бобровая струя. Нужно соблюсти необходимую технологию. Специалисты говорят, что если животное мучилось перед смертью или его тушку долго хранили, то качество сырья будет очень низким. Самое ценное вещество можно получить лишь тогда, когда зверёк погиб моментально, не успев понять, что происходит. Содержимое желез нужно очистить тоже сразу, иначе продукт приобретёт характерный запах гнили.

Больше всего эксперты ценят сибирских бобров. Запах их струи ближе всего к аромату кожи. Поэтому это вещество стоит дороже канадских и прибалтийских аналогов. Бобровая струя придает духам особо пряный, «восточный» аромат.

Амбра

какое морское животное выделяет амбру

Мифов про амбру человечество придумало даже больше, чем про мускус. Это вещество служит очень мощным фиксатором запаха. Оно тоже, как нетрудно догадаться, имеет животное происхождение. Эту воскообразную массу добывают из брюшной полости кашалотов. Запах этого вещества тоже не особо приятный. Он напоминает смесь запахов сушёных водорослей, моря, дерева, свежевспаханной земли, тонкого табака и лёгкого мускуса.

Амбра — это невероятно редкое и чрезвычайно дорогое сырьё. Сегодня встретить её в составе духов практически нереально. Аромат каждого кусочка абсолютно индивидуален. Из-за этого этот компонент не подходит для массового производства. «Ароматные камни» являются весьма востребованными в арабских странах и у независимых парфюмеров, работающих только с натуральным сырьём.

Все сведения люди, со времён изобретения письма, привыкли доверять книгам. Многие знания человечество сохранило лишь благодаря этому. В том числе об ароматах и искусстве создания духов. Прочтите о том, какие тайны хранят 8 легендарных билиотек: интересные факты о мировых кладовых мудрости.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Какое морское животное выделяет амбру

Амбра образуется в пищеварительном тракте кашалотов. Куски амбры имеют различную округлую форму, весят от 14 г до десятков кг; масса самого крупного «самородка» — 122 кг. Используется в парфюмерии, в традиционной медицине и в гомеопатии.

Даже для тех, кто в Средние века собирал и использовал амбру, ее происхождение было загадкой, полагает востоковед Эдвард Шефер. Несложно подобрать материалы, подтверждающие этот взгляд.

Согласно зороастрийским представлениям, амбра — испражнения трехногого осла, стоящего посреди моря Фрахвкард. В шестом плавании Синдбада-морехода после кораблекрушения, те, кто спаслись и вышли на необитаемый остров, обнаружили чудесную вещь: «Бил на острове полноводный ключ из особого вида амбры, которая из-за сильного жара солнца текла, как воск, по берегам ручья и разливалась по берегу моря. И выходили из моря звери и глотали ее и погружались с нею в море; и амбра согревалась у них в брюхе, а потом они извергали ее изо рта в море, и амбра застывала на поверхности воды, и ее цвет и вид изменялись. И волны выбрасывали ее на берег моря, и путешественники и купцы, которые знали, что такое амбра, собирали ее и продавали. Что же касается чистой, непроглоченной амбры, то она течет по берегам этого ручья и застывает на дне его, а когда восходит солнце, она начинает течь и оставляет после себя по всей долине запах, как от мускуса. Когда же солнце уходит, амбра застывает. И к этому месту, в котором находится сырая амбра, никто не может подойти и не в состоянии туда пробраться, так как горы окружают этот остров, и никто не в состоянии на них взойти».

Другие версии менее экзотичны, но также далеки от реального положения дел. По сведениям Закарийи ал-Казвини, жители Сирафа говорят, будто амбра растет на дне моря, и во время шторма ее выбрасывает на поверхность. Амбру заглатывают большие рыбы и умирают, из их внутренностей и добывают амбру. Странствующий доминиканец Иордан де Северак передает слухи об Эфиопии, которую он называет Третьей Индией: «В этой Индии есть амбра, а она подобна древесине, и запах у нее чрезвычайно приятный; называют ее морской геммой, или сокровищем моря» (Иордан де Северак, с. 153).

Амбра входила в число изысканных дипломатических подарков. Ниже приведенные примеры показывают всю степень неопределенности и размытости термина «амбра» в средневековом обиходе. Эта же двусмысленность звучит в словах А. Меца, сопоставляющего, вслед за своими источниками X в., ладан и амбру: «Ладан же, который раньше поставлял как главный товар Йемен, в исламском мире вышел из моды. Он, правда, еще упоминается, однако уже полностью вытеснен амброй, лучшие сорта которой также приходили из Южной Аравии». Природная амбра не имеет запаха и потому не может конкурировать с ладаном; скорее всего, у Меца идет речь о парфюмных комбинациях, получивших условное название «амбра», таких, например, как упоминаемые ал-Масуди свечи из амбры (ал-Масуди, с. 504).

В 1230 г. багдадский халиф прислал султану Джалаладдину два набора почетных одежд, двух скакунов, золотой щит, инкрустированный самоцветами, десять гепардов, десять соколов и пять шаров из серой амбры, оправленных золотом (ан-Насави. 85). Французский король Людовик IX получил от главы сирийских исмаилитов красивые вещи: «Среди различных ценностей, присланных Старцем королю, были преискусно сделанный хрустальный слон, одно животное, называемое жирафом, тоже из хрусталя, хрустальные яблоки разных сортов, настольные игры, и шахматы; и все эти вещи были усыпаны цветами амбры, вделанной в хрусталь посредством красивых виньеток чистого золота тонкой работы. И знайте, что едва послы открыли ларцы, где лежали эти вещи, как вся комната наполнилась благоуханием, так сильно они пахли» (Жан де Жуанвилъ. § 457). Что такое «цветы амбры» — абсолютно неясно. Такие переводы, оставленные без комментария, вводят читателя в заблуждение.

Амбра — воскообразное вещество, образуемое в кишечнике кашалота. Ее находили в воде у берегов Индийского и Тихого океанов. Ал-Би-руни пишет, что «запах [ладана] похож на [запах] амбры», он же сообщает, что «арабы прибавляют [шафран] в мускус и амбру и соединяют его с алойным деревом и камфорой» (ал-Бируни. Книга о лекарственных веществах. 1105; 498). На самом деле, амбра не пахнет. Особая ценность амбры для парфюмеров заключалась в том, что она сообщала цветочным ароматам стойкость. О природе амбры ал-Бируни ничего не сообщает.

И для такого знатока, как Ибн Сина, подлинный источник происхождения амбры был секретом. Версию о том, что амбра — это экскременты кашалота, он отверг, хотя это была правильная версия. Вот что выяснил Ибн Сина: «Амбра, как полагают, бьет ключом из источника, находящегося в море. Утверждение, будто это морская пена или кал некоего животного, далеко [от истины]. Один [человек], которому я доверяю, рассказывал мне, что в юности он бывал на море и совершал путешествия по морю. Он говорил: Я прибыл в один приморский город, называемый по-тамошнему Бухах. Наступил рассвет. Я находился с несколькими людьми на берегу моря. Когда морские волны выбрасывались на берег, мы находили куски амбры различной [формы] и окраски. Кто из нас опережал других и хватал [куски амбры], тому она и принадлежала. Я спросил обитателей тех стран об этом явлении и его причине, и они сказали: Таков обычай этого моря; так бывает всегда, во многие часы [дня]. Выбор. Лучшая амбра — серая, крепкая, салахутская, за ней идет синяя, потом желтая, а самая скверная — черная, и подделывают ее гипсом, воском, ладаном и мандом. Манд — это черная плохая разновидность [амбры]; манд часто находят в желудках рыб, которые пожирают его и издыхают» (Ибн Сина. Канон. II. 538). Обычно к вопросу о происхождении тех или иных веществ Ибн Сина относится критично, но на этот раз он выступает в роли собирателя фольклорных версий. Таким образом, оба ученых, ал-Бируни и Ибн Сина, которые могли бы выступить экспертами, не знают о том, как рождается амбра.

Что, собственно, изменится от того, если мы выясним, знали или не знали средневековые фармацевты и парфюмеры об истинном происхождении амбры. — Ничего. У нас другая задача. Во-первых, выявить разброс мнений и слухов, т. е. разные ментальные планы, и, во-вторых, объяснить, почему при всей настойчивости путешественников, те, кто добывал амбру, остались неуслышанными. Вот загадка, — ведь промысел не был секретным.

На фоне изысканий восточных космографов ярко и свежо выглядят сведения об амбре, излагаемые Марко Поло. Он знает существо дела и не подвержен влиянию книжной традиции. В культурном плане он стоит на границе двух областей знаний: практических и литературных. Марко Поло знает, что амбру выделяют кашалоты, и не занимается ложными загадками. Этот частный случай позволяет утверждать, что Марко Поло — типичный представитель сословия практиков, вникавший в суть многих ремесел, и самим фактом своего существования, сужающий убогое пространство церковной картины мира. Кажущаяся простота фигуры Марко Поло не должна вводить в заблуждение. Ведь если собрать воедино все его замечания бестиарного характера, то получится картина мира во многом отличная от представлений европейцев. Марко Поло — фигура чуждая для европейского культурного ландшафта. Он не разоблачает чудеса Востока, он знает их оборотную сторону, а в Европе вопреки его замыслу, но по его материалам была создана богато иллюстрированная «Книга чудес».

Востоковед Г. Харт, комментируя сведения Марко Поло, полагает, что частые ссылки венецианца на амбру как предмет торговли, показывают, что амбра имела немалый спрос. Харту неизвестна во всей полноте область применения амбры. «У нас нет свидетельств, дошедших от тех времен, — полагает Харт, — чтобы этот странный патологический продукт внутренней секреции кита применялся в парфюмерии, но нам известно, что он находил себе другое применение в Средние века. Китайцы называли амбру „лун-янь» — драконова слюна — ив большом количестве применяли ее в медицине, особенно для возбуждения любострастия. Применяли ее в медицине и индийцы, а Бертон открыл, что с лечебными целями, подмешивая в кофе, ею пользовались арабы африканского побережья. Средневековые арабские врачи считали амбру ценным средством при лечении сердца и прекрасной приправой к пище, а в целебные свойства амбры одно время питала глубокую вера и медицина Запада». Вопреки мнению Харта, и арабы и китайцы использовали амбру в парфюмерии.

В Средние века арабы были главными торговцами серой амброй. Ибн Хордадбех сообщает, что арабские купцы дают железо туземцам Никобарских островов в обмен на эти драгоценные сгустки: «И есть в море белые люди. Они вплавь догоняют суда, которые [идут] со скоростью ветра, и продают амбру, которую доставляют во рту, меняя ее на железо» (Ибн Хордадбех. 41). Сюжет об обмене железа на предметы, обладавшие в глазах арабских купцов особой ценностью, имеет несколько вариантов и не обязательно связан с амброй. Амбра легко заменяется жемчугом и драгоценными камнями, а в торговле с племенами северной Евразии — мехами.

Вместе с тем, Ибн Хордадбеху известны и другие, более реальные сведения о торговле амброй: «Адан — один из величайших портов. Там нет ни посевов, ни скота. Там [можно приобрести] амбру, алоэ, мускус и товары ас-Синда, ал-Хинда, ас-Сина, аз-Зинджа, ал-Хабаша, Фарса, ал-Басры, Джудды и ал-Кулзума. Море, омывающее берега [Адана], — это часть Большого Восточного моря (2), где добывают отличную амбру» (Ибн Хордадбех. 40).

Амбру окружал целый ворох мифов. Бузург ибн Шахрияр передает рассказ путешественника Абу Тахира ал-Багдади: «Я посетил Забадж. На этом острове есть город, называемый Музафавидом (3), где в огромном количестве имеется амбра. Но если кто-нибудь увозит эту амбру из города на своем судне, он непременно возвращается обратно в город. Жители ухищряются продавать этот товар за ничтожную цену иностранцам и людям, не знающим свойство местной амбры». Абу Тахир также тайком от хозяина снес на корабль небольшое количество амбры; по дороге подул противный ветер, и это судно возвратилось в город (Бузург ибн Шахрияр, с. 98).

Арабский географ ал-Мукаддаси в своем сочинении «Лучшее разделение для познания климатов» (X в.) также упоминает о сборе амбры на побережье Адена. Путешествия, предпринятые ал-Мукаддаси, позволили ему использовать результаты личных наблюдений, однако происхождение амбры осталось для него неизвестным: «Амбра выбрасывается морем на берег от Адена до Моха, а также [на берег] со стороны Зайла. Всякий, кто найдет какое-нибудь количество амбры, большое или маленькое, несет его к чиновнику султана и отдает ему, а взамен получает кусок ткани и динар. Амбру выбрасывает только тогда, когда дует вечерний ветер. А что такое амбра, для меня неясно» (Арабские источники Х-ХII вв., с. 79). Предмет, составлявший важную статью экспорта, казался случайным даром моря.

Географы и администраторы, каким был, например, ан-Нувайри, младший современник Марко Поло, описывают лишь внешнюю сторону промысла, некритично пересказывая анекдоты: «Ат-Тамими говорит: «ал-Хусайн ибн Иазид ас-Сирафи утверждает, что ту амбру, которая попадается на берегах аш-Шихра, прибивает туда волнами Индийского моря, и что самая хорошая и ценная та, что встречается в Море ал-бар-бар и в пределах страны зинджей и прилегающих областей. Она светлая и округлая, но изредка бывает голубой.» Он говорит: «У жителей тех областей есть породистые кони, обученные особым образом. В лунные ночи они объезжают на них побережье, и эти кони различают амбру; иногда всадник спит верхом или дремлет, и когда конь увидит на берегу амбру, то опускается на землю, и тот сходит с коня и подбирает амбру.» Он говорит: «Амбру находят также на плаву в море, на гребнях волн.» Он говорит: «После шихрийской амбры идет зинджская, ее привозят из страны зинджей в Аден; это белая амбра. «» (Арабские источники ХШ-ХIVвв., с. 400).

Привлеченные материалы показывают, что подлинного источника происхождения серой амбры ни географы, ни торговцы не знали. Ал-Бируни — не исключение из ряда авторов, упоминавших амбру, — в своей книге он лишь описывает ее различные виды:

«Анбар — амбра. По-румски это зазашийун. Ее привозят из области Шихр. Она бывает различных видов, самый лучший из них — ашхаб [пепельного цвета], легкий на вес и желтовато-белый в изломе; в нем видны нечто вроде глаз саранчи. [Следующий вид] — кух бар кух, синего цвета; эти [два вида] близки между собой. Черный вид назван так из-за сходства его [цвета с пеплом]; а второй — потому, что он состоит из слоев и пластинок. Затем [следует вид] манд, черный и тяжелый; потом — самаки («рыбий»). Говорят, что хорошая [амбра] — серая забаджская, потом [следует] синяя, затем желтая; самая худшая — черная» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 730). Приписка на полях этой рукописи уточняет: «Амбра происходит от животного, водящегося в море; она всплывает и волны выбрасывают ее на берег. Она бывает окруженной мелкими морскими животными, к которым прилетают птицы, чтобы подбирать их. Если [амбра] липкая и птица слабая, то последняя прилипает к ней и остается, пока она не издохнет. Если же птица сильная, то она улетает, оставив клюв и когти».

С учетом географических сведений ал-Бируни становится понятным, почему китайский собиратель экзотики Дуань Чэн-ши называет Сомали главным источником серой амбры: «Страна Бербера находится в море на юго-западе. Они не знакомы с пятью злаками и питаются только мясом. Там существует обычай брать кровь из вены домашнего скота, смешивать ее с молоком и пить в сыром виде. У них нет ни одежды, ни платья, и носят они только куски овечьей кожи ниже пояса. Их женщины безукоризненно белые, прямые и стройные». Главным предметом торговли у этого необыкновенного народа служат «благовоние амбра» и слоновая кость, которые они продают персидским купцам.

Согласно исследованию Э. Шефера, в Китае в XI в. серая амбра стала называться «слюна дракона» — выражение, уже употреблявшееся в танской поэзии, но лишь для обозначения пены на водах, населенных драконами. Обретение нового значения, возможно, совпадает с началом импорта самого вещества в Китай.

Исчерпывающие сведения об этом предмете дает книга южносунского чиновника Чжоу Цюй-фэя (1178). «Амбра. В Западном море Даши много драконов. [Они] кладут головы на камень и засыпают. Слюна, истекая, плавает на поверхности воды, скапливается и затвердевает. Люди подводного мира собирают ее, считая [амбру] величайшей драгоценностью. Свежая — белого цвета, через небольшой промежуток времени [становится] фиолетовой, через большой — черной (4). Поскольку ее привозят в [город] Паньюй, то там ее и можно увидеть. Не ароматная и не вонючая. Похожа на пемзу, легкая. Говорят, что амбра имеет чудесный аромат, или еще говорят, что амбра пахнет сырой рыбой, источает сильный аромат — все это не так. Амбра, добавленная в благовоние, его не улучшит и не ухудшит, только и можно что изготовлять курения! Перемешивая с благовонием, используют чистую амбру. Когда возжигают один чжу [курения], то струйки изумрудного дыма, поднимаясь в воздух, собираются и не рассеиваются. Сидя на месте, [заморский] купец может ножницами разрезать струйку дыма. Об этом можно сказать: «Жар от дыхания дракона в виде башен и террас»» (Чжоу Цюй-фэй. VII.III.6).

В сочинении китайского инспектора Чжао Жугуа «Описание всего иноземного» (1225) говорится о добыче амбры на Сомалийском побережье Африки. «В стране есть гора, которая отделяет ее от страны Бипало (5). В окружности 4000 ли. Почти нигде не увидишь дыма человеческих очагов. В горах добывают: смолу дерева сюэцзе, [растение] лухуй. В реках добывают панцири черепах, амбру. Тамошняя амбра возникает неизвестно откуда. Нечаянно находят в виде сгустков по три-пять цзиней или по восемь-десять цзиней, которые прибиваются волнами к берегу. Местные люди состязаются в их разделении. Или на судах в море находят и собирают их».

Создается впечатление, что загадка происхождения амбры так и не была решена средневековыми путешественниками. Однако, это не так. Нам неизвестно, кто сообщил Марко Поло сведения, близкие к действительности, но обозначенная в них связь амбры с гигантскими морскими существами, названными китами, позволяет завершить исследование вопроса о происхождении амбры. Описывая острова Занзибар и Мадагаскар, Марко Поло замечает: «Торговля здесь большая; купцов приходит сюда много; свои товары распродают на острове, а с собою увозят множество слоновых зубов: их тут много. Амбры тут много, потому что ловится много китов» (Марко Поло, с. 204) «Много у них амбры, потому что много китов в здешнем море; много здесь и кашалотов; много ловят они и тех, и других; амбры у них много, потому что кит, как вы знаете, выделяет ее» (Марко Поло, с. 202). Поисками амбры занимались и жители Сокотры: «Жители находят у берегов того острова много амбры, которая выбрасывается из желудка китов (кашалотов). Так как это дорогой товар, то жители идут ловить китов с зубчатыми железными дротиками, от которых кит, когда они вонзились в него, не может освободиться. К дротику привязана длинная веревка с бочонком, плывущим на поверхности моря; благодаря этому они знают, где найти кита, когда он околеет. Его притягивают к берегу, где из его желудка вынимают амбру, а из головы — достаточное количество бочек жира» (дополнение у Рамузио к гл. СХС). В средневековом латинском травнике под словом Ambra ambergris изображена хищная рыба (A Medieval herbal, fol. 7r).

Современник Марко Поло, автор знаменитой космографии Закарийа ал-Казвини также слышал о кашалотах, однако не придает этому особого значения: «Что касается амбры, то люди расходятся во мнении относительно ее происхождения. Одни полагают, что она вытекает их находящегося в море источника подобно смоле. Другие же считают, что это застывшие выделения, выступающие в море на некоторых камнях, которые просачиваются изнутри и затвердевают [на поверхности]. Это происходит в определенных местах в определенное время. Точно так же ат-таранджубин (6) — смола, выступающая на одном из колючих растений в Хорасане в определенное время. Третьи же говорят, что это выделения животного, но все единодушны в том, что она образуется в море, которое выбрасывает ее на берег. Рассказывают, что как-то в Море зинджей прибило к берегу огромный кусок амбры величиною с холм, а чаще всего находят [куски] размером с голову. Большая часть их весит тысячу мискалей, и часто они встречаются в пасти морских рыб. Съевший ее умирает» (Арабские источники XIII—XIV вв., с. 74—75). Третье мнение в этом обзоре соответствует истине. Разброс суждений объясняется тем обстоятельством, что амбру получали двумя разными способами: чаще всего ее находили в прибрежных водах, реже — в кишечнике мертвых кашалотов. Последнее обстоятельство также известно Закарийа ал-Казвини: «Если море разбушуется, то выбрасывает из глубины куски амбры, точно горы. Ал-бал проглатывает ее, и амбра его убивает, и он плавает на поверхности. Специальные люди на кораблях из страны аз-Зиндж высматривают их, и если заметят такую рыбу, бросают в нее крючья и подтягивают к берегу, затем вспарывают ей живот и извлекают из нее амбру. Та [амбра], которая бывает в брюхе рыбы, неприятно пахнет, это знают купцы и торговцы благовониями в Ираке, Фарсе и в Индии, а та, что у нее в спинной части, бывает чистой, хорошего качества» (Арабские источники XIII—XIVвв., с. 73).

Знаменитый арабский лоцман XV в. Ахмад ион Маджид, несмотря на свой богатый морской опыт, в вопросе об амбре излагает чужие фантастические мнения: «От берега Мадагаскара есть подводная скала, сходящая к тому, что между Предзнаменованием (7) и Сокотрой, у нее чувства и свечение (8). Мы видели все ее приметы из числа трав и великих рыб и Бога молим простить нам излишнее и недосказанное. А возможно, что вокруг той скалы находится месторождение амбры, потому что амбра не показывается и не прячется у берегов, а лишь в местности вокруг того места. Люди в отношении ее разноречат, не зная, из какого она вещества: говорят из воска, еще говорят — это помет некоего зверя на островах у тех мест, сносимый потоком: он оказывается в воде и длительно пребывает, либо же его проглатывают большие рыбы, затем Всевышний изображает в нем того зверя» (Ахмад ибн Маджид. Книга польз. 59r—59v).

Путешественник XVI в. Лев Африканский близко подошел к разгадке происхождения амбры, но вопрос так и остался открытым. Вот как он описывает кашалота: «Амбара — это рыба, устрашающая своей формой и размерами. Ее можно увидеть только мертвой, потому что тогда море выбрасывает ее на берег. Ее голова необычайно тверда, как если бы она была из камня. Есть некоторые длиной в 25 локтей и еще больше. Жители побережья океана говорят, что это та рыба, которая производит амбру, но они не сходятся во мнении, помет это или же сперма. Как бы то ни было, по своим размерам она достойна называться китом» (Лев Африканский, с. 364).

Странно, но ведь и до XVI в. жители побережий активно добывали амбру и разделывали мертвых кашалотов и тем самым могли выяснить истинное положение дел. Как показывают некоторые из приведенных выше материалов, для жителей побережий никакого секрета здесь не было. Однако их мнение утонуло в бесчисленных разысканиях авторов космографии.

1. Предполагается, что речь идет о «душистом дереве» — алоэ.
2. Большое Восточное море (ал-бахр аш-шарки ал-кабир) — Индийский океан; упоминаемая в тексте часть этого моря — Аравийское море.
3. Музафавид — знаменитый Маджапахит, столица индусского царства на Яве.
4. Ал-Бируни также различает виды амбры по цвету.
5. Бипало — Бербера.
6. Ат-таранджубин — манна верблюжьей колючки; это сладкое сахаристое вещество, выделяемое в жаркое время года верблюжьей колючкой Alhagi camelorum Fisch, см.: ал-Бируни. Книга о лечебных веществах.
7. Лаккадивские острова у юго-западного побережья Индии.
8. Вследствие явления флюоресценции, свойственного некоторым подводным микро организмам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *