какое море в туркестане
Туркестан (регион)
В состав этого региона входили территории следующих современных государств: Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, тюркоязычные регионы юга Сибири, а также север Афганистана и Ирана.
Во второй половине XIX века Туркестан условно делился на Западный (Русский), Восточный (Китайский), Южный (северная часть Афганистана и Ирана). В Западном и Восточном Туркестане проживало преимущественно тюркское население, в Южном — ираноязычное.
В середине 1920-х годов термин Туркестан постепенно вышел из употребления и был заменён термином Средняя Азия.
Содержание
Западный Туркестан
На территории Западного Туркестана, присоединённого к Российской империи, в 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. С 1886 года официальное название Туркестанский край. В апреле 1918, на территории Русского Туркестана была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. После национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии 1924—1925 годов на территории Туркестана были образованы Советские Республики. Со временем слово «Туркестан» заменено термином Центральная Азия, часто также используется термин «Средняя Азия», хотя в Среднюю Азию обычно не включают Казахстан, являющийся по сути частью тюркского мира.
Под именем «Туркестана» в Российской империи чаще всего подразумевали три области: Самаркандскую, Ферганскую и Сырдарьинскую. Но весь Туркестан включал пять областей, расположенных одна за другой к востоку от Каспийского моря по границе Российской империи с Персией, Афганистаном и Китаем, а именно: Закаспийскую, Самаркандскую, Ферганскую, Сырдарьинскую и Семиреченскую, а также Бухарское и Хивинское ханства.
См. также
Ссылки
Примечания
«И Туран не идентичен Туркестану … Когда эта область была завоевана арабами, стала называться Мавераннахром. Мавераннахр – это область, восточным пределом которой является Фергана, западным – Хорезм, северным – Ташкент, южным – Балх и Самарканд и является крупнейшим регионом Турана».
ماوراءالنهر ولایتی است، شرق آن فرغانه و غرب آن خوارزم و شمال آن تاشکند و جنوب آن بلخ و سمرقند و معظم بلاد توران است».
— Мохаммад Падшах, «Фарханге Анандрадж», т. 1. стр. 1224
Полезное
Смотреть что такое «Туркестан (регион)» в других словарях:
Туркестан — Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия
Туркестан — (Turkistan), регион в Центр. Азии к С. от Гималаев, входящий в состав Китая (пров. Синц зян), Афганистана и быв. среднеазиатская республика СССР. В период раннего Средневековья здесь находилось неск. перс. торг, центров ханств, таких, напр., как… … Всемирная история
Туркестан (историко-географич. область) — Карта Туркестана Туркестан (узб. Turkiston, перс. ترکستان «Страна тюрков»)[1] название историческо географического региона Центральной Азии в XIX веке и начале XX века[2]. В состав этого региона входили территории следующих современных государств … Википедия
Туркестан (аэропорт) — Аэропорт Туркестан Страна: Регион: Республика Казахстан Южно Казахстанская область Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: УАИТ (UAIT) … Википедия
Западный Туркестан — Туркестан: Туркестан (с персидского «Страна тюрков») исторический регион, то же, что Средняя Азия. Обычно имелась в виду «оседлая Средняя Азия». Ранее было распространено также персидское название региона Туран (см. Туранская низменность).… … Википедия
Исторический регион — Историческая область – принятое в этнографии, истории, культурологии понятие для территории, исторически, как правило, составлявшей политическое единство и в силу этого ныне характеризующейся определенными общими чертами в культуре, этнографии,… … Википедия
Малая Бухария — Синьцзян Уйгурский автономный район Уйгурский: شىنجاڭ ئۇيغۇر ئاپتونوم رايونى Shinjang Uyghur Aptonom Rayoni Китайский:新疆维吾尔自治区 Xīnjiāng Wéiwú ěr Zìzhìqū Страна Китайская Народная Республика Статус Автономный район Административный центр Урумчи… … Википедия
СУАР — Синьцзян Уйгурский автономный район Уйгурский: شىنجاڭ ئۇيغۇر ئاپتونوم رايونى Shinjang Uyghur Aptonom Rayoni Китайский:新疆维吾尔自治区 Xīnjiāng Wéiwú ěr Zìzhìqū Страна Китайская Народная Республика Статус Автономный район Административный центр Урумчи… … Википедия
Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика — Туркестанская АССР Страна СССР Статус АССР Входила в … Википедия
Чем был в истории СССР «Туркестан»?
Сегодня «Туркестаном» на территории бывш.СССР называют скромный областной центр на юге Казахстана в 160 км от узбекской столицы. С населением чуть больше 150 тысяч жителей.
Во внешнем мире «Туркестаном» обычно называют западную провинцию Китая, так называемый «Восточный Туркестан». Который с «Западным» соединяют, так называемые «Джунгарские ворота»…
Чуть подробней про это место. Джунгарскими воротами называют дорогу между Казахстаном (Джунгарское Алатау с запада) и Китаем (хребет Барлык с востока). Это плоский и широкий (более 10 км) коридор длиной около 50 км, через дорогу проходит государственная граница. Этот коридор соединяет Балхаш-Алакольскую котловину и Джунгарскую равнину в Китае. В его центральной части находится станция Достык (Дружба) Казахстанских железных дорог, в южной — станция Алашанькоу Китайской железной дороги.
Благодаря узкой и длинной форме Джунгарские Ворота образуют природную аэродинамическую трубу. В этом проходе воздух сжимается, нагревается и ускоряется, из-за чего там образуются сильные ветры (до 70 м/с).
Понятие «туркестана» не раскрывается в советских энциклопедиях, и вся информация сводится к странному событию «Размежевание Средней Азии». Во всех книжных источниках декларируется, что размежевание проходило по этническому принципу. И были установлены «правильные» границы.
Однако этносы стали создавать прямо на месте… Об этом не принято говорить, но размежевание Средней Азии – заложило с десяток потенциальных этнических конфликтов. Странным образом, поучаствовали в разделе Туркестана – все пять государств Средней Азии. Ну и их северный сосед. Не без нас.
Пустынные территории кочевников туркоманов – стали «Туркменией», которым «прирезали» большие территории бывшего «Хивинского ханства» и Хорезмской советской республики…
Населенные узбеками восток Ферганской Долины (Ош) стал киргизским, зародив мощнейший региональный конфликт. Еще одна часть Ферганской Долины (вокруг Ходжента) оказалась еще и таджикской. Были созданы анклавы внутри чужих территорий, а границы республик прошли через железные и автомобильные дороги…
При этом, игнорируется очевидный факт, что раздел Туркестана и размежевание Средней Азии – совпал с окончательным разгромом Троцкого на территории бывш.СССР. В 1924 году после смерти Ленина его вывели из Политбюро, через год он «кооперируется» с основными бывшими гонителями (Каменев и Зиновьев), в 1927 году он принимает участие в феерическом праздновании десятилетия «Великого Октября», когда в одном месте сразу сошлись официальные гуляния в честь «Октябрьской Годовщины» (к слову, совпадающей с революцией в Германии), съемки фильма Эйзенштейна и антиправительственная демонстрация оппозиции. Почти сразу в феврале 1928 года Троцкого (одного) выслали в Алма-Ату (тогда еще не столицу). В 1929 году его окончательно высылают из страны. Высылают очень странно. Со всеми архивами. Потом он 4 года он живет… под Стамбулом, на Принцевых островах, как бы в гостях у Ататюрка (основателя и президента молодой Турции Мустафы Кемаля).
Тут надо понимать, что Троцкий, хотя и был популярен «среди своих», число его «недоброжелателей» было очень велико. Его ненавидели эмигранты, Советы, коминтерновцы, демократы… Не много ли «любви»? Как он смог прожить больше 10 лет после своей высылки?
В истории Турции, Туркестана и Троцкого есть еще много любопытных общих эпизодов.
Второй человек правительства Анкары – Энвер паша с лета 1920-го года базировался в Москве, создавая Общество Единства Революции с Исламом. Потом он уехал в Туркестан, помогая молодой советской республике – уничтожать сторонников свергнутого бухарского эмира. Там поменял ориентацию, возглавил басмачество – и через полгода борьбы погиб в бою с отрядами Красной армии в августе 1922-го года.
К чему эти воспоминания про Туркестан, Троцкого и Турцию…
Во-первых, чтобы напомнить старое. Когда этническая (и историческая) граница между СССР и Турцией была символической.
Во-вторых, чтобы подчеркнуть, что когда политики Турции претендуют на свое духовное лидерство на тюркоязычных территориях бывшего СССР – от Азербайджана – через Татарстан, Башкирию и Среднюю Азию – до Якутии. Это выглядит довольно потешно.
Во-первых, потому что граница между бывшим СССР и современной Турцией – оставалась практически неизменной на протяжении многих веков. К югу от нее – Османская империя и ее зависимые территории. К северу – Российская империя и ее провинции. Слишком похоже, что так договорились большевики с младотурками в Анкаре.
Хотя – очевидный факт состоит в том, что даже сегодня Турции сложно контролировать восток своей страны – населенные курдами территории Курдистана. Потому что территория полуострова Малая Азия – это горы, реки, болота… А название «османской империи» на языке оригинала записывается совсем не как «османская»…
دولت عالیه عثمانیه — Devlet Âliyye Othamâniyye
Короче – Атаманская империя.
Был ли «царский» казачий генерал Матвей Платов (имя которого носит Ростовский аэропорт) – атаманом? С точки зрения порядков в его армии, амуниции и тактики ведения боя – был.
Был ли сын Бердянского городского главы – царский генерал Михаил Черняев (завоевавший Среднюю Азию и генерал-губернатор Туркестана) – атаманом? Почему бы нет?
Мы уверенно считаем, что был атаман Ермак (хотя «Ермак» по тюркски – «воевать», неопределенная форма глагола, простейший смысл «воевода»). И мы уверены, что он был наш, русский… Мы уверенно считаем, что атаманом был Степан Разин. Но не связываем никого из них с атаманским государством.
И зря, потому что отказываясь от части своей истории – мы передаем моральное лидерство и исторические претензии – современным упырям и вурдалакам.
Но у некоторых топонимов число таких связей буквально «зашкаливает». Самое откровенное – 988 год. В Киеве князь Владимир принимает православие из Херсонеса.
998 год – в Хиве появляется новый правитель страны (Блад-эмир) из Хорасана, который приносит в страну Правоверие.
Практически вся древняя греческая литература пришла до нас через арабские источники. Тот, кто знаком с творчеством крупнейшего «узбекского» поэта Навои (уроженца афганского Герата) представляет, что герой его поэмы Фархад запросто уходит в горы посоветоваться с Сократом.
И есть серьезные основания предполагать, что настоящее значение двух территорий в составе Российской Империи – Хивинского ханства и Бухарского эмирата – далеко не сводилось к скудному среднеазиатскому междуречью.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Туркестан
Сегодня, когда мы слышим географическое название Турестан, то нам представляется это Туркменией. Но на самом деле Туркестан был огромной географической территорией и очень многонациональным. Объединяло их одно, это тюрькское происхождение народов заселяющих эту территорию.
На территории Западного Туркестана, присоединённого к Российской империи, в 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.
Первым губернатором этой территории был уроженец Бендер губернатор Михаил Григорьевич Черняев.
8 сентября 1730 года посланцы Младшего жуза были приняты императрицей Анной Иоанновной. Их просьба о включении жуза в состав Российской империи была удовлетворена указом императрицы от 19 февраля 1731 года. Со стороны Казахского ханства акт о добровольном присоединении Младшего жуза к России был подписан 10 октября 1731 года (жалованная грамота императрицы Анны Иоановны на имя хана). Эта дата и вошла в историю как начало присоединения Казахстана к России.
Казахи обязались защищать пределы Российской империи.
В 1916 году в Туркестане вспыхнул большой мятеж киргизов против русского населения.
При погроме русских сел были разрушены, разграблены и сожжены все церкви. Был уничтожен Иссык—Кульский Свято—Троицкий мужской монастырь, один из трех, имевшихся в Туркестане. Двумя другими были Свято—Никольский женский монастырь под Ташкентом и Серафимо—Иверский женский монастырь в Верном.
Иссык–кульский монастырь (так и не восстановленный) был самым крупным и по количеству братии, и по духовному значению. 1 мая 1881 года было освящено место в долине Курменты на берегу залива, в 12 верстах от села Преображенского. В монастыре подвизалось около 80 монахов и послушников. При обители существовал приют, в котором воспитывалось 36 мальчиков–сирот, для них была устроена школа, где преподавали образованные иноки. Обитель не нуждалась в пожертвованиях со стороны, а сама осуществляла благотворительную деятельность, вела обширное хозяйство. Монастырь имел собственную мельницу, лесопилку, кузницу, портняжную мастерскую, скотный двор с тремя сотнями голов скота, богатые рыбные ловли, две пасеки с 225 ульями. Кроме того, братия выращивала пшеницу, рожь и овощи.
Разгром монастыря и гибель монахов в 1916 году свидетельствует не о «неуспешности» этой обители, а, напротив, о способности к высшему христианскому подвигу — мученичеству за веру. Монах Ираклий остался единственным свидетелем происшедших в монастыре событий: « Киргизы приехали утром, принялись стучать в двери саблями. К тому времени большая часть монахов ушла в горы или в соседние селения. Монахи преклонного возраста остались. На меня напал страх, — рассказывал отец Ираклий, — видимо, мне не время было умирать. Я побежал на колокольню и подлез под тес, накрытый листами железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности. Драгоценностей не было, тогда они побили иконы, забрали церковную утварь — чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне было видно все. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека как самовар, он кровью исходит. Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу. Сняли кожу, дали кожу ему в рот и кричат: «Держи!». Он висит вниз головой, держит кожу. Все окровавлено, все, как куски мяса. На площади никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю, киргизы сели на лошадей и уехали.
К тому времени я умирал от жажды и отлежал руки и ноги. Я вывалился из убежища, упал на пол, катался по полу и кое–как пришел в себя. Через некоторое время появились люди из селений и ушедшие монахи. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в братской могиле ».
Следующие свидетельства: « Сожжены со всем имуществом богатые храмы Сазоновки и Покровского, колокола расплавились. Сазоновцы в 1915 году купили иконостас в 6000 рублей. Нет сил, описывать страдания и мучения русских людей. Были случаи, когда детей киргизы разрывали на части, разбивали о камни, сбрасывали с обрывов. Все женщины, девушки и даже 12 летние девочки изнасилованы, заражены сифилисом, многие забеременели, нет сил, чтобы их утешить. Разорён богатый и прекрасный уезд». Эти случаи говорят еще и о том, что монастырь, церкви и молельные дома разрушались целенаправленно и с особой жестокостью ».
Воспоминания отца Евстафия Малаховского, настоятеля Покровского храма в селе Покровское в тридцати километрах от Пржевальска на южном берегу озера Иссык—Куль: « Киргизы, воспользовавшись тем, что Россия была втянута в мировую войну, и, оправдываясь тем, что государственная власть стала призывать их к тыловой службе, подняли восстание, несмотря на то, что Россия за эти годы значительно улучшила их положение. В трудный для страны час, мирной и созидательной жизни, они предпочли безграничный разгул страстей и жестокий грабёж. Десятого — одиннадцатого августа, одновременно (значит, у них был заговор) киргизы напали на беззащитные русские селения всего уезда — убивали жителей и жгли дома. Угоняли скот, который был на пастбище (село Покровское потеряло около 15 тысяч голов скота), убивали работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито около 200 человек. Пощады русским не было. Стали появляться лица, которым с Божьей помощью удалось избежать насильственной смерти. Некоторые из них были жестоко изранены. Ужасом веяло от их рассказов. Времена злой татарщины воскресли в моей памяти, но всё, что когда–то читалось об этих временах, бледнело пред действительностью ».
Далее, отец Евстафий рассказал о том, как они выбирались в Пржевальск:
А вот как один из свидетелей описывал героизм жителей села Столыпино в районе Кочкорки: « Киргизы окружили село, напали на работающих людей в поле и многих убили. Мирные жители и 8 солдат, находящихся в селе, решили защищаться. Два дня они отбивались от бандитов до прихода небольшого военного отряда из Нарына (в 120 км от Кочкорки). Отряд решил пробиваться в сторону Токмака вместе с населением поселка. Предстояло преодолеть свыше 100 километров на запад в Чуйскую долину, из них 60 километров по Боомскому ущелью. Более 500 человек — казаки на своих лошадях, дети и женщины на бричках, остальные пешком, вечером двинулись в путь. Ночь прошла без нападений, а утром киргизы обстреляли беженцев, появились первые потери. Преследование и нападение продолжалось всю дорогу, в том числе и в Боомском ущелье. Казаки, ценой собственных потерь и потерь среди беженцев, отбивали нападения. Так называемый «Интендантский мост» через реку Чу в Боомском ущелье оказался сожженным. Под обстрелом через реку переправлялись на лошадях, большинство бричек было опрокинуто водой, тонули женщины и дети. По пути все почтовые станции и караван–сараи были ограблены и сожжены, люди убиты.
По осыпям и крутым склонам киргизы сбрасывали на дорогу камни, чтобы задержать отряд, приходилось расчищать дорогу под непрерывным обстрелом. На выезде из ущелья произошло сражение и вновь с большими потерями. Из 60 бричек осталось восемь. Остальные или были потоплены в реке Чу при переправе, или брошены по дороге. Обувь на людях пришла в негодность — поэтому бежали босые, у многих лилась кровь из ног. В Кара—Булак (Михайловское) добрались едва половина беженцев ».
В годы Советской власти, этот регион очень дружественно проявлял себя по отношению к России.
До развала СССР и ещё многие годы, большинство технических кадров Киргизии составляли русские, а вот русских руководителей почти не осталось, множество русских и вовсе покинули Среднюю Азию.
Поднимает голову исламизация этого региона. Кстати, у кочевников — киргизов, казахов — женщины не носили паранджу. Мусульманами они, конечно, были, но кочевой образ жизни, отсутствие мечетей, способствовали формальному отправлению религиозных обязанностей. Так было и в советское время.
Это сейчас турки напомнили киргизам кто они есть. Пока Россия озабочена заботой о киргизской электроэнергетике и оказанием гуманитарной помощи — Турция, даже в отдалённых кишлаках, понастроила мечети.
Туркестан
Город Туркестан
Туркестан — город в Южно-Казахстанской области, расположенный в 180 км северо-западнее административного центра Шымкента. Сегодня Туркестан является довольно знаменитым городом среди верующего населения не только республики, но всего мусульманского мира. Ему даже был присвоен статус второй Мекки – священного города приверженцев ислама, так как здесь расположена одна из важнейших мусульманских святынь – мавзолей Яссави. Трехкратное посещение этого места считается паломничеством в Мекку. Не так давно главная городская достопримечательность была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии в Туркестан!
Основные моменты
Главная гордость 1500-летнего города – это мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, прославленного казахского поэта и суфия, который, как и Пророк Мухаммед, в возрасте 63 лет решил отдать свою жизнь религии. В частности, он ушел из мира и заточил себя в келью в подвале до конца жизни, так как полагал, что никто и никогда не сможет быть выше Пророка, и, соответственно, он, как человек преданный учению Ислама, не имеет права больше видеть солнце.
История
Наибольшего своего расцвета Ясы достигает в 12 веке. В этот период город начинает пестриться восточным блеском, он становится многолюдным, его базары переполнены изобилием, ряды богатых караванов, проходящих по дорогам Великого Шелкового Пути, бесконечны. Молва о славе города расходится по всему мусульманскому миру. Именно в этот период Ясы стали именовать второй Меккой. С 12 века город стал известен как столица области Шавгар. В период до 16 века, средневековый Туркестан представлял собой административный центр среднеазиатских правителей из рода таких великих династий, как хорезмшахи, чагатаиды, тимуриды, шейбаниды.
В исторической литературе неоднократно говорится о Туркестане как о столице Казахского ханства, однако специальных исследований, освещающих на конкретном материале столичную роль этого южноказахстанского города, к сожалению, нет. По-видимому, Туркестан стал столицей казахских ханов в период правления Есим-хана (1598-1628 годы). Об этом свидетельствует факт пребывания будущего хивинского правителя и историка Абулгази у Есим-хана в его резиденции в Туркестане.
В Туркестан к казахским ханам направлялись посольства из разных государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке-хану, прибывшего в Туркестан 22 июля 1694 года. Исторические источники сообщают, что российские послы с самого начала встречи повели себя высокомерно, поставив перед казахским ханом неприемлемые для него условия. Когда Тауке-хан приказал прибывшим прочесть ему царский наказ, послы попросили хана встать и снять перед ними шапку, так как по обычаю, царские указы российского государя мужчины должны слушать с непокрытой головой. Хан на это ответил, что встать он не может, так как у него болят ноги, а шапок у них не снимают и даже богу молятся в шапках. Далее послы явно пошли на обман, сославшись на то, что, у турецкого султана и персидского хана царский наказ слушают без шапок, стоя. На это последовал ответ, что и турецкий султан, и персидский хан ничем не выше его, Тауке-хана. Безусловно, такое поведение послов, задевших достоинство казахского правителя, вызвало негативную реакцию Тауке-хана.
Туркестан в свое время был не только резиденцией казахских правителей и местом приема иностранных послов. Здесь также проводились собрания высшей казахской знати по важнейшим государственным вопросам. Так, например, в 60-е годы 18 века над Казахским ханством повисла реальная угроза вторжения китайцев. В 1762 году к хану Абулмамбету и Аблай-султану явились китайские послы, которые сообщили о намерении с наступлением весны послать войско для принесения жертвы у гробницы Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда согласно китайскому обычаю. В связи с угрозой войны с Китаем в Туркестане в 1763 году состоялось собрание из шести тысяч влиятельных лиц Казахстана. На нем было принято решение о поддержке казахами антицинской коалиции мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом. В литературе по истории международных отношений в Центральной Азии бытует мнение, что объединение мусульманских правителей Азии, одним из инициаторов которого был Аблай, оказало отрезвляющее воздействие на политику цинского правительства.
Туркестан являлся столицей Казахского ханства вплоть до 19 века, когда на эту территории пришли русские и жизнь ханства и народа полностью изменились. Далее последовало присоединение Туркестана, как и Казахстана и вообще всей Средней Азии к СССР. В этот период город активно развивается, строятся промышленные предприятия, налаживается производство. Но после распада огромного государства и отделения от него Казахстана, город начал переживать трудные времена.
Туркестан сегодня
Достопримечательности Туркестана
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави
Мавзолей Казыбек би
Человек этот, занимавший пост великого казахского судьи, в свое время стал основателем первого свода казахских законов.
Отрарский оазис
Мавзолей Арыстан-баба
Каратауский заповедник
Этот государственный природный заповедник занимает центральную часть хребта Каратау, являющегося ответвлением Тянь-Шаньских гор. На востоке заповедник граничит с пустынями Моюнкум, Кызылкум и Бетпак-Дала. 15 видов редких животных, занесенных в настоящее время в Красную Книгу, обитают на территории заповедника, из них 12 видов птиц.
Как добраться
Ближайший к Туркестану крупный транспортный узел — Шымкент — располагается в 180 км. Из Алма-Аты или Астаны до Шымкента можно добраться на самолёте, после чего пересесть на автобус или такси, в которых придётся добираться до Туркестана в течение примерно трёх часов. Также крупные города Казахстана и Туркестан связывает железнодорожное сообщение — с Астаной напрямую, а при отправлении из Алма-Аты потребуется пересадка в Шымкенте.
А в самом городе можно передвигаться на муниципальных автобусах и маршрутках, которые шустро снуют по улицам Туркестана, останавливаясь по взмаху руки. Чтобы сойти, нужно заранее предупредить водителя об остановке — всё как в России. Если вы не знаете точного адреса нужного вам места, назовите ближайшую достопримечательность.