какое море в лиепае
Лиепая
Город Лиепая (Liepāja)
Лиепая – самый западный город-порт Латвии, расположенный на берегу Балтийского моря в окружении озер Лиепаяс и Тосмарес. Невзирая на солидный возраст и длительное пребывание в статусе закрытой военно-морской базы, сегодня утопающая в зелени Лиепая выглядит вполне привлекательно и даже по-своему романтично. Открыточные декорации старого центра здесь дополняют аскетичные пейзажи заброшенного царского порта, которые сменяют оригинальные объекты современной архитектуры. Ну и конечно, не стоит забывать о том, что Лиепая – счастливая обладательница одного из самых больших пляжей Балтики, усыпанного изумительным белым песком и не осаждаемого туристическими толпами. Соответственно, мешать проникнуться атмосферой морского курорта, а также создавать ценовой бум в гостиницах и ресторанах здесь пока еще некому.
Сэкономь на путешествии в Лиепаю!
Видео: Лиепая
Общая информация
Город под липами, место, где рождается ветер, очаровательный уголок Латвийской Ривьеры – у Лиепаи много альтернативных названий, отражающих самые яркие черты ее облика. Прошлое этого небольшого курорта тоже сыграло роль в формировании его запоминающегося имиджа. Расположенный в исторической области Курземе, город постоянно становился объектом притязаний иноземных армий, но при этом умудрялся не останавливаться в развитии, продолжая вести оживленную международную торговлю и хорошеть внешне.
Современная Лиепая – это третий по величине город Латвии и одновременно одно из самых недооцененных тревел-направлений страны. Непопулярным у туристов его делает скромное культурно-историческое наследие, но чаще – чересчур резкая контрастность локаций: наряду с отреставрированными «под старину» улицами в Лиепае хватает мест, которые реновационные программы упорно обходят стороной. В то же время у города имеется масса других плюсов, самый весомый из которых – умеренные, в сравнении с другими латвийскими курортами, цены. Кроме того, именно здесь находятся останки русской морской базы, построенной еще до революции, так что если военный туризм и возлежание на мягком песочке привлекают гораздо больше традиционной «экскурсионки», ваш уик-энд в Лиепае точно будет проведен с пользой.
Лучшее время для поездки
Погоду в городе формирует Балтийское море. Умеренный морской климат делает местную зиму мягкой, но затяжной, так что подморозить в Лиепае может даже в марте. Летом в этой части Латвии нежарко: средняя отметка на термометрах в июле составляет +17 °С. К тому же, по местным улочкам постоянно гуляет бриз, выполняющий функцию природного кондиционера. Тем не менее, купальный сезон в городе имеет место: обычно любители легкого загара и заплывов в бодрящих водах Балтики съезжаются в Лиепаю в августе-сентябре. Появляться на курорте раньше, если цель путешествия не экскурсионно-ознакомительная, бессмысленно – в начале лета окунаться в холодное море рискуют только самые закаленные экстремалы.
История города
В письменных источниках упоминания о Лиепае встречаются с XIII столетия. На тот момент город был крошечным рыбацким поселком и именовался Лива, в честь протекающей рядом реки. При этом эпохальные события деревушку стороной не обходили, поэтому жизнь местного населения никогда не была спокойной. Так, например, за несколько веков Лива успела побывать собственностью Тевтонского Ордена, войти в состав Курляндского герцогства и настолько разозлить шведов, что во время Ливонской войны те не оставили от селения камня на камне.
В 1625 году Ливе был пожалован статус города, после чего в ней начали развиваться торговля и мореходное дело. Пиком роста местной экономики принято считать время, когда Курляндия, вместе с ливскими землями, вошла в состав Российской империи. Вскоре у города появилось новое название – Либава. Он получил статус торгового порта. В XIX веке на эту часть Балтийского побережья потянулись первые курортники. Известно, например, что расслабляться на местных пляжах любили не только дворяне, но и великие русские князья. К концу столетия царь Александр III подписал указ о возведении в Либаве военно-морской крепости. После этого порт стал расширяться, а существующий до сих пор район Кароста – застраиваться сооружениями, необходимыми для нормального функционирования военной базы.
Советский период в жизни Лиепаи был достаточно стабильным, если не считать годы фашистской оккупации, за время которой были до основания разрушены больше сотни зданий и еще около 400 оказались непригодными для эксплуатации. А вот после выхода Латвии из состава СССР курортная жизнь в городе начала плавно сходить на нет. Остановить спад популярности тревел-направления местные власти пытаются уже давно, что выражается в благоустройстве исторического центра и зон рекреации. К тому же, во владениях Лиепаи продолжает оставаться один из самых прекрасных участков Балтийского берега, в летние месяцы притягивающий сюда не только иногородних отдыхающих, но и гостей из соседних стран.
Достопримечательности Лиепаи
Туристические must-see в Лиепае распределены очень неоднородно, поэтому если в планах беглая экскурсия по порту, держите курс на южную и северную части курорта, которые занимают исторический центр и район военного городка Каросты. Главные символы старой части Лиепаи – это, прежде всего, площадь Роз, а также пешеходные улицы Зивью и Тиргоню. Первая прославилась благодаря легендарному рок-кафе, которое в 2019 году сменил безликий ресторан быстрого питания, а также тем, что по ней можно дойти до церкви Святой Анны, имеющей восхитительный барочный алтарь и гигантский орган.
Обновленная по недавней программе реновации улица Тиргоню может стать первоклассной фотозоной для тех, кому срочно нужны селфи с историческими особняками на заднем плане. Еще одна локация, которую вряд ли удастся обойти во время прогулки по Лиепае, – улица Кунгу, пересекающая пешеходную зону Зивью на отрезке между площадью Роз и кирхой Святой Анны. Пройтись по этому променаду стоит хотя бы из-за неплохо сохранившихся домиков XVII-XVIII веков, ну и конечно, ради одной из старейших построек города – бывшей гостиницы мадам Хойер. Во времена Великого посольства именно в этом сооружении останавливался Петр I, вволю покутивший в местных кабаках и устроивший знатный «шопинг» в городских лавках, в которых представлялся то шкипером, то урядником.
Поклонникам народного «рукотворчества» будет интересно скоротать час-другой в Доме ремесленников на улице Дарза, тянущейся параллельно Кунгу. Наблюдая за тем, как из кожи, текстиля и глины рождаются маленькие шедевры, не забудьте дать оценку главному местному экспонату – самым длинным янтарным бусам в стране, длиной 123 м и весом 19,5 кг. Мастерская открыта с 10:00 до 17:00, кроме воскресенья. Одновременно можно погуглить факты из истории здания – дом был построен в 1699 г., а год спустя в нем останавливался на ночлег сам шведский король Карл XII.
Еще более древние объекты деревянного зодчества находятся на улице Яна – это два громадных амбара XVI века, которые, несмотря на почтенный возраст, выглядят вполне бодро. Напротив Петровского рынка, в самом центре Лиепаи, высятся готические башни собора Святого Иосифа. Кстати, внутри объект выглядит более нарядно, чем снаружи, так что не стесняйтесь зайти под его своды и посидеть на резных скамьях. К западу от исторического центра расположился парк Юрмалас, он же Приморский – пожалуй, самая медитативная зона рекреации города после пляжа. Тут можно просто побродить по аллеям, отыскивая нетипичные для региона породы деревьев, либо покататься на велосипеде по специально проложенным для этого дорожкам.
Достопримечательности района под названием Кароста понравятся, в первую очередь, туристам, интересующимся историей русского флота. После вхождения герцогства Курляндского в состав России, именно здесь появилась первая военная гавань, а в конце XIX века в строительство морской базы в Лиепае были вложены астрономические по тем временам суммы. В эпоху СССР город и вовсе закрыли от любопытных путешественников, что однако не спасло сооружения района от дальнейшего разрушения.
Сегодня главные доминанты Каросты – это неплохо сохранившийся северный пирс, Никольский морской собор, возведенный для православных прихожан в 1903 году, и множество заброшенных, а местами и частично отреставрированных зданий, помнящих времена правления Александра III. Немного легкомысленного шика в суровый характер района вносит мост Оскара Калпака, проектирование которого ошибочно приписали Густаву Эйфелю. Издалека металлическая конструкция напоминает фрагмент паутины.
А еще в Каросте очень легко «сесть в тюрьму» – атмосферный квест организует местный музей, размещенный в историческом здании 1900 года постройки. Учреждение предлагает как стандартные экскурсии, так и полноценное «заключение», во время которого посетителей привлекут к трудотерапии, позволив прочувствовать все прелести обитания в МЛС. Узнать расценки на ночлег в камерах и познакомиться с полной программой музея можно на его официальном сайте karostascietums.lv. Кстати, в 2009 году исправительное учреждение навестила международная команда охотников за привидениями, заявившая, что в казематах обитает невероятное количество призраков.
Сделайте это в Лиепае!
Пляжный отдых в Лиепае
Лиепая – это не только мрачные пирсы Каросты и югендстиль старых улиц, но и по-настоящему роскошный пляж, периодически отмечаемый Голубым флагом и пафосно именуемый Лиепайской Ривьерой. Находится локация прямо за Юрмальским парком, так что долго искать не придется. Главное богатство береговой линии города – мучнистый песок, настолько чистый, что раньше его использовали для наполнения песочных часов. Сегодня золотистая полоса пляжа в ширину достигает 70 м и оборудована с истинно европейской предусмотрительностью: раздевалки, душевые, туалеты здесь всегда в свободном доступе.
Что касается пляжного отпуска в Лиепае, то он может удасться, а может и разочаровать – погода на Балтике капризная, а температура воды далеко не тропическая. Комфортные для купания +23 °С для Латвии скорее приятное исключение из правила. Обычно в летние месяцы море предлагает стабильные +18. +19 °С. Так что если с плаванием по каким-то причинам не сложилось, всегда есть шанс попрактиковаться в псаммотерапии (лечении песком).
Рестораны и кафе
Устроить гастротур по заведениям национальной кухни, объедаясь латвийскими специалитетами, или на бегу перекусить международным фастфудом – выбирайте сами. В Лиепае полно и того, и другого, если турист готов платить.
Где остановиться
Вариант, когда хочется суперсервиса и фешенебельных интерьеров, – главная лиепайская «пятерка» Promenade Hotel Liepaja с двухместными номерами от 104 EUR. Если душа просит исторического колорита, ищите бутик-отели и гостевые дома, занявшие старинные особняки типа Villa Roze, Senliepaja, Vilhelmine и Porins. В них комната на двоих обойдется в 33-55 EUR. Приятным районом для проживания в Лиепае считается территория, прилегающая к Приморскому парку, – отсюда рукой подать и до Старого города с его сказочной архитектурой, и до пляжа несколько минут пути.
Компаниям, а также путешествующим с семьей целесообразнее снять апартаменты – заодно можно сэкономить на питании, готовя самостоятельно. Если бюджет поездки позволяет только самые дешевые варианты размещения, присмотритесь к городским хостелам. Койку в общей спальне в них можно заполучить всего за 10 EUR, а за 22 EUR в распоряжение постояльцев предоставляются кровати в двух- и трехместных номерах. Wi-Fi в лиепайских хостелах, как правило, бесплатный вне зависимости от того, сколько пришлось заплатить за ночлег.
Шопинг
Сделать в Лиепае какие-то значительные приобретения не получится. Меккой модного шопинга город тоже не считается, так что, в основном, увозить из этой части Курземе придется памятные мелочи вроде магнитов и продовольственные товары. За последними можно заглянуть на Петровский рынок, где торгуют местные фермеры. В сувенирных лавочках стоит поискать изделия из янтаря. Кстати, собирать на память обломки ископаемой смолы, выбрасываемые на берег во время шторма, городские власти настоятельно не рекомендуют. Часто море вымывает на пляж белый фосфор, внешне похожий на янтарь. При трении и в тепле такая «псевдосмола» воспламеняется, что чревато химическим ожогом.
Транспорт и парковки
В Лиепае развита сеть общественного транспорта: на городских улицах все еще встречаются трамваи, которые дополняют стандартные автобусы и маршрутки. Билет на поездку можно приобрести как у водителя (обойдется дороже), так и в туристических бюро, на кассах магазинов «Maxima» и в киосках «Narvesen». Действует система единых проездных.
Стоимость билета на одну поездку – 0,7 EUR, дневного проездного – 2,5 EUR; билета на 10 поездок – 6,6 EUR. Посмотреть маршруты и время движения общественного транспорта можно на дорожной карте Лиепаи по ссылке: https://www.marsruti.lv/liepaja/#liepaja/map/ru.
Туристам, прибывшим на курорт на авто, стоит внимательно изучить карту парковок. Дело в том, что в центре города бесплатно оставить машину можно только в воскресенье и в праздничные дни. В остальное время большинство стоянок вблизи достопримечательностей будет платными с ценником от 0,5 EUR в час.
Лимит использования бесплатных парковок тоже не бесконечен и часто ограничивается 60 минутами. Искать места для стоянки, не предусматривающие денежный взнос, нужно на площади Роз, у концертного зала «Большой Янтарь», возле здания городской думы и Лиепайского театра.
Как добраться
Чтобы оценить красоту лиепайского пляжа, сначала придется попасть в Ригу. Самый простой и удобный способ – это авиарейсы без пересадок из Москвы (есть вылеты из Внуково и Шереметьево) и Санкт-Петербурга. Альтернатива воздушному путешествию – прямые поезда до Риги из действующей и Северной столиц России.
По понедельникам, средам, пятницам и воскресеньями из Риги в Лиепаю можно улететь с самолетами AirBaltic. Время в пути – 40 минут, добираться из аэропорта в город удобнее на автобусе № 100. По пятницам и воскресеньям между столицей Латвии и Лиепаей курсирует пассажирский поезд. Время отправления с вокзала Риги – 18:25 и 13:46 соответственно.
Туристы могут выбрать и поездку на автобусе: у города налажено регулярное сообщение с Ригой, Вентспилсом, Кулдигой, Палангой и Клайпедой. Тем, кто уже путешествует по Латвии на собственном авто, нужно всего лишь продолжить маршрут по дорогам А9 (из Риги) и А11 (из Клайпеды).
Лиепая
Лиепая, Латвия: самая подробная информация про город Лиепая, главные достопримечательности с фото и описанием, расположение на карте.
Город Лиепая (Латвия)
География и климат
Побережье Балтийского моря в Лиепае
История
Первые упоминания о рыбацкой деревне на этом месте датируются 1253 годом. Селение носило название Лива и входило в состав Ливонского ордена. В начале 15 века оно было разграблено литовцами. В 15 веке через поселение проходит торговый путь Амстердам-Москва. Во второй половине 16 века Лива была отдана в залог Гогенцоллернам и стала частью Пруссии.
В период Ливонской войны поселение было разграблено шведскими войсками. В начале 17 века Лиепая возвращается в состав Курляндии (бывшие земли Ливонского ордена). В 1625 году Лиепая получила городские привилегии. Новый город стал быстро расти и развиваться, превратившись в один из важнейших портов Курляндии и торговых центров региона. После окончания Северной войны Лиепая входит в состав Польши.
В 1795 году город входит в состав Российской империи. В это время он носит название Либава. В этот исторический период Лиепая развивается как крупный порт, здесь строится крепость и железная дорога. Также город превращается в крупный курорт, на котором отдыхает российское дворянство и члены императорской семьи.
В 1919 году Лиепая на полгода становится столицей Латвии. В 1941 году город был захвачен немецкими войсками.
Как добраться
Пляжи и отдых
Достопримечательности Лиепаи
Достопримечательности Лиепаи, в основном, сосредоточены в историческом центре. Хотя здесь нет места, которое можно назвать старым городом. Старинные деревянные дома и здания в стиле югенд рассеяны по центру города и его окрестностям.
Свято-Никольский собор в Лиепае
Церковь св. Иосифа
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Либава ( Лиепая).
120 лет назад Лиепая был на Балтийском море третьим по торговой значимости городом в Российской Империи и уступал только Петербургу и Риге.
Считалось, что город расположен на песчаной косе между морем и озером.
Начало города относится к глубокой древности, Либава существовала задолго до прибытия меченосцев в Пруссию, которые в 1300 г. построили здесь собор, а в следующем году соорудили укрепленный замок и самый город обнесли каменною стеною
В 1418 г. Либава была сожжена литовцами, при чем погибло все население.
В конце XVII в. здесь были уже фирмы с миллионными оборотами.
Церквей в городе было 1 православная, 1 католическая и 2 лютеранские. Сегодня в Лиепая 4 православных, 2 католических и 4 лютеранских.
Так же было 2 рынка, 6 площадей. Обширный и тенистый городской сад.
Сегодня в городе так же два главных рынка Петров рынок и рынок Анны, сохранился старинный приморский пар и площади, среди которых площадь роз.
Город имел три значения:
1) Порт
2) Военная гавань
3) Курорт
Либавская гавань замерзает только в самые сильные морозы; навигация открывается здесь ранее, чем где-либо на балтийском побережье ). Обороты порта весьма значительны и находились в периоде возрастания до самой Советской оккупации, когда торговый порт в Лиепае при советах практически был уничтожен.
В 1894 году в порт зашло грузовых судов иностранных 1357, и русских 304. Более всего судов приходило из Германии, а так же Швеции, Дании, Англии.
Увеличение судоходства отчасти объясняется тем, что либавский биржевой комитет заботится об устройстве удобных амбаров, элеваторов и приобрел ледокол. Кроме того, портовый канал углублен до 6 метров в глубину, а устье до 7 метров вследствие чего стали посещать суда большей емкости.
Главный предмет вывозной торговли Либавы. прежде составляла рожь, позже теперь овес; вывоз пшеницы совсем был прекращён за рубеж. Подвозимая по железной дороге с Украины пшеница перерабатывается в Либаве на муку для обратного вывоза во внутреннюю Украину и Россию.
Так же вывозилось сено и лён, Германия закупала много спирта. Так же с порта вывозилось множество тонн свиного мяса.
Как верфь, Либава исстари славится искусством судостроения; на городской верфи ежегодно выстраиваются 5 кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги, шхуны, пароходы).
В качестве курорта значение Либавы стремительно падало с каждым годом, несмотря на прекрасный санаторный лечебный дом, хороший берег и слабый прибой. Еще в 1871—1884 г. число приезжавших на купанье бывало 1500 — 2000 чел., то к 20 веку оно уже едва достигало 500. человек.
ЛИБАВА
(Статья латышской газете о городе Лиепая 1928 года)
И такъ сдѣлалось.
Либава — дѣтище моря. Но море съ каж
дымъ днемъ все дальше отходитъ отъ нея.
Оно разсуждаетъ просто: «Если тебѣ нече
го со мной дѣлать, то и мнѣ около тебя не
чего дѣлать».
Многіе помнятъ еще время, когда кур
гаузъ былъ на самомъ берегу, а съ мост
ковъ городскихъ купаленъ, которыя теперь
Богъ вѣсть гдѣ, можно было бросаться въ
воду и нырять.
Я жилъ на одной изъ маленькихъ улицъ,
прилегающихъ къ гавани, и старожилы раз
сказывали мнѣ, что когда-то сплошь кру
гомъ было море.
Оно ушло, оставивъ свое дно — тонкій
золотистый песокъ, и всѣ крохотные криво
бокіе переулочки около, расцвѣтшіе садами,
— полны имъ. Они зыбучи и трудно прохо
димы, какъ дюны.
Если люди забыли, то сѣрыя бѣлогру
дыя чайки отлично помнятъ, какъ здѣсь
вздымались волны, и иногда онѣ и теперь
прилетаютъ съ пустынныхъ зеленоватыхъ
водъ гавани и съ пронзительными криками
носятся надъ домами, словно ища здѣсь,
какъ въ прошломъ, добычи.
Маленькая улица гавани, гдѣ я жилъ,
характерна для всего облика Либавы.
Гдѣ-то недалеко колоссальные пустые
пакгаузы и громадные бездѣйствующіе эле
ваторы. За ними фабрики и заводы, огром
ные, построенные видно, съ расчетомъ на
много десятковъ лѣтъ, но теперь неживые,
не дышащіе, которые проходятъ передъ ва
ми безшумно, какъ на экранѣ кинематогра
фа.
Это памятники, молчаливо говорящіе о
прошломъ. По нимъ такъ же трудно су
дитъ о нынѣшней Либавѣ, какъ по египет
скимъ пирамидамъ о нынѣшнемъ Египтѣ.
Это шаги исторіи.
Въ настоящемъ же Либава вся въ этой
горбатой, проростающей травой уличкѣ съ
разгороженными по обѣ стороны пустыря
ми, ветхими, скособочившимися домишками,
такими низенькими, что вы свободно може
те вести съ пріятелемъ бесѣду, облокотив
шись о любую крышу.
Уличка эта называется Боцманская или
Лоцманская, и только это названіе напоми
наетъ вамъ о прежнихъ временахъ, когда
вмѣстѣ съ запахомъ моря и свѣжимъ вѣ
тромъ сюда доносились запахъ осмолен
ныхъ канатовъ, матросскія пѣсни и лязгъ
якорныхъ цѣпей.
Когда-то здѣсь было большое движеніе
и предполагалось не сегодня-завтра домиш
ки снести и на ихъ мѣстѣ, какъ полагается
вт настоящемъ порту, возвести большіе до
ма и гостиницы.
Но большіе дома и гостиницы не пона
добились.
Домишки пережили весь былой шумъ и
всѣ пышные былые проекты.
Я уже засталъ Либаву такой — грустной,
вымершей.
Она опустилась, какъ человѣкъ, который
потерялъ все, чѣмъ онъ жилъ и которому
сдѣлалось все равно, чѣмъ онъ станетъ
жить въ будущемъ.
Сапожникъ — безъ дѣла, портной — безъ
дѣла, въ лавкахъ никто не покупаетъ, и да
же синагога, куда Гиршъ когда-то очень
охотно сопровождалъ евреевъ по субботамъ,
исчезла изъ квартала.
Старый козелъ не говорилъ, но если бы
онъ случайно получилъ даръ рѣчи, я увѣ
ренъ, что онъ заговорилъ бы на жаргонѣ,
и его первыми словами были бы: «Рабойсай,
что же это такое? Куда же дѣвался мой
веселый, грохочущій городъ?»
Но тихо и пустынно не въ однихъ квар.
талахъ гавани, гдѣ груститъ о прашлемъ
старый казелъ.
Пройдитесь по центральнымъ улицамъ.
Вы увидите безлюдные магазины и дремлю
щихъ въ глубинѣ или зѣвающихъ на порогѣ
хозяевъ.
Никто никому не нуженъ; ни магазины
хозяевамъ, ни хозяева магазинамъ.
Это по закону инерціи вяло продолжаютъ
катиться колеса, которымъ когда-то далъ
движеніе переставшій сейчасъ дѣйствовать
механизмъ.
Въ Либавѣ не живутъ, а доживаютъ
жизнь, и хорошо здѣсь тѣмъ, кто жаждетъ
отдыха, ибо трудно себѣ представитъ мѣ
сто, которое вмѣстѣ съ моремъ и его цѣли
тельнымъ воздухомъ могло бы вамъ дать’
больше цѣлительнаго покоя.
Когда-то я сравнилъ Либаву съ прекрас
ной заневѣстившейся дѣвушкой, которую
хвалить всѣ хвалятъ, а замужъ почему-то
никто не беретъ.
Я ошибся. Триста лѣтъ для города — по
рядочный возрастъ. Въ триста лѣтъ, если
не нашлось жениха, пожалуй, и не найдет
ся ужъ.
Это уже старость, потому что дѣвушки
скорѣе старѣются, чѣмъ женщины.
Но старостъ красивая, потому-что Либава
всегда была очень красивой.
Если бы она росла какъ портъ,она раздви
нула бы свои границы и её гостиницы до
ма, кафе, фабрики, пакгаузы были бы на
томъ мѣстѣ, гдѣ сейчасъ, весной, за стары
ми въ бѣлыхъ султанахъ каштанами Кур
гаузскаго въ буйно разросшихся за изго
родью каждаго дома садахъ, какъ въ под
вѣнечныхъ платьяхъ, бѣлѣютъ и розовѣютъ
въ цвѣту груши, яблони, вишни.
Ихъ не могло бы быть.
Не могло бы быть этихъ обворожитель
ныхъ уличекъ съ низенькими деревянными
заборами, заплетенными со всѣхъ сторонъ
плющемъ и виноградомъ, съ чудесными ма.
лѳнькнми виллами, полными солнечной ти
шины, грезъ о старомъ и навѣвающаго сонъ
гудѣнія пчелъ и шмелей. Заводы, надви
гаясь, уничтожили бы задумчивый, въ коль
цѣ молодыхъ березокъ, лебединый прудикъ
съ его царственными лебедями и крохот
нымъ островкомъ съ игрушечнымъ храми
комъ, уничтожили бы дюны и на самомъ
пляжѣ, вѣроятно, высились бы многоэтаж
ные отели.
Заводы задавили бы и уничтожили все,
что даетъ сейчасъ Либавѣ, дико заросшей,
какъ запущенный садъ, столько своѳобраз.
ной прелести.
Портъ сдѣлалъ бы Либаву богатой. Богъ
отнялъ у нея богатство и далъ ей красоту
и очарованіе пустыннаго моря, цвѣтущаго
простора и тишины.
18 января приехал в Либаву. На вокзале все немцы, в гостинице — латыши. Утром я был уже на берегу моря. В первый раз я видел такое бесконечное водное пространство и почувствовал себя ничтожнейшим созданием. По берегу ходили гуляющие и выбирали из выброшенной морем травы куски янтаря. Либава город очень чистый. На окнах везде цветы и чистенькие занавеси. Почти из каждого дома несутся звуки рояля. Мне передали, что название города Либава произошло от латышского слова «либа», что значит «липа». Издавна здесь существует обычай, по которому новобрачные должны посадить два дерева рядом. По преимуществу сажают липы. У кого имеется собственная земля, сажают на своей, у кого нет — за каналом. Теперь там целая роща из парных деревьев.
Да, куда не занесет человека судьба. В прошлом году я был среди киргизов, а теперь среди латышей. Это здоровый, работящий народ. Одежда у них собственного изделия, пиджак, брюки и фуражка серые, из домашнего сукна. Сбруя на лошадях тоже самодельная. Едят много рыбы, молока и масла и пьют решительно все, но пьяных не видел ни разу. Мой участок работ простирается до города Шавель на протяжении 150 верст. Обращаться с рабочими мне очень трудно, потому что они состоят из поляков, жмудинов и латышей, не понимающих по-русски.
Скоро я в Либаве со многими перезнакомился. Разговоры шли преимущественно о Сан-Стефанском договоре, о Бисмарке и о возможности войны с Англией. Шли пожертвования на устройство добровольного флота (1878).
Зимою приезжал архиепископ Филарет. Прихожане единственной маленькой церкви устроили ему обед, на который приглашен был городской голова Чиврих и еще несколько немцев. Преосвященный в своей речи между прочим сказал, что если не религиозное, то гражданское чувство должно сближать русских с немцами, ввиду общности интересов торговых и по охранению границ, и что поэтому благоденствие России должно быть одинаково дорого для всех подданных, как православных, так и протестантов. Немцам преосвященный очень понравился, они подошли после обеда под его благословение и пригласили на обед, который в честь его устроили в ратуше. Я очень жалел, что не мог быть на этом обеде, потому что был вызван на линию на работы.
Я отправился к латышу, арендатору лесных лугов. Большая его изба разделялась на две части. Устройство кухни необыкновенное. Она состоит из четырех каменных стен, постепенно суживающихся и кончающихся отверстием шириною обыкновенной трубы. В этой трубе несколько железных палок для копчения ветчины, гусей и рыбы. Пол тоже каменный. Такая кухня у всех латышей. Бедные делают стены, из прутьев плетенные, и обмазывают их глиною. Тяга в кухнях очень большая, и поэтому там всегда холодно.
В феврале приезжал осматривать работы по линии В.К. Мекк. Приехав в Либаву, Мекк заказал обед и послал за оркестром Нордмана. Когда ему сказали, что оркестр Нордмана не может явиться, так как играет в городском театре, Мекк велел объявить Нордману, что он предлагает ему 300 рублей и ужин с шампанским и что если он не явится немедленно, больше никогда приглашать его не будет. Через полчаса Нордман явился со всем оркестром, а театр, в котором шла оперетка, остался без музыки.
В Либаве мы и работали и развлекались. Ольга Христофоровна Ададурова устроила любительский спектакль в пользу бедных учеников и выручила чистых рублей 200.
Все начальство Либавского порта вызвано в Петербург. Вследствие жалоб купцов министерство недовольно тем, что канал (бар) плохо очищается. Либавский порт заносится песком так сильно, что если сегодня какое место будет углублено на два фута, завтра оно опять сровняется. Работам, кроме того, постоянно мешает ветер, дующий вдоль канала. Поэтому в месяц приходится работать не более 8 дней. Об устройстве мола только говорят. Правление Либаво-Роменской железной дороги, на обязанности которого лежит улучшение порта, относится к этому делу халатно, не ставит настоящего агента и в лице главного инженера имеет в то же время и исполнителя работ. Понятно поэтому, как идет дело.
12 февраля директор Либаво-Роменской железной дороги вместе с французскими инженерами осматривал гавань. Кажется, пришли к заключению порт не увеличивать. Следовательно, все работы пропали даром. Машины передаются купцам с тем условием, чтобы они производили очистку порта на свои средства и под своим руководством и наблюдением. Поговаривают, что общество Либаво-Роменской железной дороги берет их себе, на свои надобности и что новое здание таможни будет строиться по ту сторону канала. Именно там и следовало строить здание таможни, потому что теперь подача вагонов к зданию неудобна и для города, и для дороги. У нас все так. Конечно, все это происходит потому, что во всем имеется в виду лишь одна личная выгода, а не общественная польза, не интересы государства. Все делается и потом переделывается, не достигая цели, ни общегосударственного блага.
Через 20 лет царское правительство купило эту дорогу сделав её главной на то время железной магистралью Империи.
Сам немецкий инженер в 27 лет принял православие и женился на 17 летней дочери русского помещика Надежды Филаретовне Фраловской, которая на деньги своего супруга от железной дороги спонсировала все поездки и концерты Петра Ильича Чайковского, а в последствии их сын Николай ( унаследовавший бизнес отца, расстрелянный в 1929 году) женился на племяннице Чайковского, Анне Львовне Давыдовой.
меценат умер рано, в 54 года и погребён в Алексеевском монастыре Москвы.
Железная дорога (грузовая) прослужила до самого развала СССР. Её техническое обслуживание осуществляли города Гомель, Минск и Лиепая. Частично дорога и сегодня действует действует на участке Вянта — Мажейкяй — Кайшядорис — Вильнюс — Молодечно — Минск — Бахмач — Ромны.
На участке Кайшядорис — Вильнюс — Молодечно — Минск — Бобруйск — Гомель железная дорога электрифицирована.
По иронии судьбы, именно Латвия в конце 90х годов отказалась от эксплуотации железной дороге на территории своего государства, а в 2011 году в Латвии и вовсе решили разобрать часть железнодорожного полотна и теперь Лиепая осталась связана пассажирским жел.дор. сообщением только с Ригой и то одним поездом в неделю! Так Латвия своими руками погубила дело своего известного земляка, который этой дорогой внёс неоценимый вклад в развитие Лиепаи и городского порта.
Современный вокзал Минска так же обязан инженеру Карлу Федоровичу Фон Мекк ибо он был построен на той самой дороге и изначально назывался Либаво-Роменский вокзал являясь транзитным пунктом между Латвией и Украиной.
Руководство государственного правления данной жел. дороги находилось так же в Минске в Здание управления Либаво-Роменской железной дороги и это здание стоит и сегодня на улице Кирова 11.
Однако первые 20 лет пока дорога была частной, она была собственностью Карла Федоровича Фон Мекк, который жил и имел коммерческую контору в своём доме в Москве по адресу Маросейка, 17, в этом доме сегодня находится посольство Белорусской Республики в России.
В годы Второй Мировой это была главная дорога Германии. После войны прямая связь Ромны с Лиепаей была нарушена, так как часть дороги оказалась в Польше (за границей СССР). После распада СССР дорогу поделили между Украиной, Белоруссией, Литвой и Латвией. Латвия решила её не использовать и разобрала (на металлолом. )
Литва и сегодня благодарна Тукумскому немецкому инженеру за эту дорогу. Что она принесла для Литвы?
1) Этот человек постройкой дороги активизировал экономическое развитие Литвы;
2) Обеспечил работой местное население при строительстве и эксплуатации пути;
3) Благодаря этой дороги Литва улучшила условия сельскохозяйственного производства на экспорт;
4) Произошла большая интеграция Литвы в состав Российской империи;
5) В связи с экономическим подъёмом Лиепаи в город-порт перешли на работу литовские граждане, им Латвия обеспечила хорошие зарплаты. ;
6) В Литву для обеспечения жел. дор. пути прибыло множество рабочих из России, которые принесли в Литовскую провинцию Русский язык, за что литовское население в Российской Империи было как раз благодарно, появилась русская среда общения у крестьян, которые смогли уже общаться одинаково на двух языках.
А в Минске даже есть улица посвящённая этой дороги Лібава-Роменская вуліца.
В 20 годы на озере совершались различного рода преступления, от нападения на полицию из камышей вооружённых браконьеров, до контрабанды спирта, которые контрабандисты в бидонах доставляли по озеру в Либаву со шведских кораблей.
В 1925 году на берегу озера находили даже янтарь, который видимо ещё столетия назад, когда не было мола приносился с моря через канал. Ловили в озере не только янтарь, но и сомов весом 47 кг, 183 см.
А в 1923 году в Либавском озере от шторма спасались тюлени. Они рыбакам порвали сети и съели рыбу с сетей. Сообщалось, что 4 тюленя в озере было убито рыбаками.
Так что действительно на Либавском озере случалось всякое, сегодня озеро больше известно как место отдыха для горожан.
ЛИБАВА, ЛИБАВА, ТОВАРНАЯ ДУША!
Либава, Либава, товарная душа!
Воздвигла ты стены пленительных вилл,
Но дух твой, Либава, товар задавил.
Либава, Либава, товарная душа!
Живешь ты тревожно, разбогатеть спеша,
Но кислый дух скуки гнездо в тебе свил.
Либава, Либава, товарная душа!
Зачем тебе стены пленительных вилл?
автор Фёдор Сологуб
10 октября 1913 Кременчуг
Когда мы говорим о латвийском городе Лиепае, то представляем в разные эпохи латышское, русское, немецкое, еврейское население, но только не польское. Однако поляки внесли большой вклад в историю города Лиепаи.
В 1253 году Лиепая была основана рыбаками племени Куров и называлась Лива (что значит «песок»), а Тевтонский орден основал поселение Либава, от названия «Лива»). В 1625 году герцог Ф.Кеттлер получил право городского поселения от польского короля Сигизмунда Третьего, таким образом статус города даровал Польский Король.
Из Пруссии в Лиепаю стали ещё в 17 века приезжать на жительство немцы. Поляки как бы терялись между латышами и немцами. Когда в Церкви произошла Реформация, польской общине удалось сохранить в городе католическую веру, но даже лютеране разделились на две общины, на латышскую и немецкую. Так латышская община собиралась на молитву в кирхе Св.Анны, а немцы в кирхе Св.Троицы.
В 17 веке город пережил пожар, а в 18 веке чуму. От чумы погибло 1\3 жителей города.
В последнем десятилетии девятнадцатого века к северу от Лиепаи был построен военный порт Балтийского русского флота.
2 ноября 1920 в Лиепае было подписано соглашение между Латвией и СССР, которое позже было нарушено Советской стороной.
В 1940 г. Лиепая включена в состав Советского Союза, в городе размещалось 15.000 советских солдат. Советский Союз готовился к нападению войной на Западною Европу и Сталин распорядился сосредоточить в порту Лиепая 3\4 топливных запасов Балтийского флота. Когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, немцы бомбили Лиепайский порт и запасы советского топливо вызвали большой пожар.
За годы Второй Мировой войны город Лиепая практически обезлюдел. Виной тому были не только немецкие бомбардировки, но и предвоенная сталинская депортация 2.000 жителей города в Сибирь, бегство местного населения на Запад при немцах, а так же из 7.000 евреев Лиепаи выжило менее 30 человек.
Город был разрушен во время войны, и большинство зданий и промышленных установок были уничтожены.
Во время советской оккупации в годы 1945-1991 в Лиепайский порт прекратил торговые функции, чем очень ослабил город экономически и был преобразован в базу Балтийского флота и советскую базу подводных лодок. Район города Кароста с 20.000 жителей стал закрытой зоной, куда можно было войти только по пропускам.
В Лиепае находится один из самых больших парков Латвии, «Приморский парк» площадью 70 Га.
Школа искусств и ремесел Лиепае занимается художественной обработкой янтаря.
В Лиепае в настоящее время имеется один кинотеатр, один театр ( Лиепайский театр ), один кукольный театр, и две региональные газеты ( «Kurzemes Vārds» с тиражом около 10000 и «Kursas Laiks» с тиражом около 6500).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ЛИЕПАЯ: лютеранская кирха Троицы 18 века, лютеранская кирха Св.Анны 17 века, католический собор св.Иосифа 19 века, православная церковь Св.Троицы 19 века и православный собор Св.Николая 1903 года. Маяк. Вокзал 19 века, Университет. Торговые залы Петрова рынка 1910 года.
Лиепая является третьим городом Латвии после Риги и Даугавпилса с населением около 70.000 жителей, в городе имеется международный аэропорт, а так же третий порт Латвии после Риги и Вентспилса.
У Лиепаи имеется паромное сообщение с Швецией и Германией. А вот железнодорожного сообщения практически нет, остался один поезд в неделю Рига-Лиепая.
Имеются у города партнёрские отношения с городами Литвы, России, Польши, Германии, Швеции, Норвегии, Белоруссии и США, так среди городов побратимых у Лиепаи есть Клайпеда, Паланга, Гдыня, Эльблонг, Гомель.
В Лиепае родился и Рудольф Кан, латвийский футболист и отец немецкого футболиста Оливера Кана. Рудольф Кан переехал в Германию в годы Второй Мировой войны.
Сегодня Лиепая, это город двух епископских кафедр, католической и лютеранской, чьи территории простираются по всей курземе. Глава Лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс так же является уроженцем Лиепаи.
Лиепая по-польски в польской литературе Lipawa (Липава), старинное название города Либава (от немецкого Либау). Город Лиепая имеет различное произношение в русском и латышском языках, так в русском языке ударение при произношении ставится на вторую букву, а в латышском на предпоследнюю букву.
Само название города Лиепая происходит от дерева «липа».