какое море рядом с курском
Какое море рядом с курском
Речь пойдёт о Курском водохранилище, строительство которого началось в 1978 году.
Как и большинство «строек века», в Курске и области, и этот проект стал долгостроем, а потом и вовсе был заброшен и оставлен на произвол судьбы и будущим поколениям.
Как известно, в Курске нет больших рек, а те что есть, с каждым годом всё больше мелеют. Вся питьевая вода добывается из подземных источников, уровень которых с каждым годом понижается. Строительство новых водозаборов лишь на короткое время улучшает водоснабжение города, воды требуется всё больше и искусственное водохранилище решило бы эту проблемы.
Курское водохранилище, чаще его называют Курское море, по проекту объёмом 102 млн. кубометров, а его водная площадь 21 квадратный километр. Находится водохранилище в районе посёлка Щетинка. В «лихие девяностые», эта стройка была полностью остановлена, оборудование, что установили на системе управления затворами, разграблено и раскурочено, а техническое сооружение над системой сброса лишней воды уже стали разбирать на кирпичи. Однако с приходом губернатора А.Руцкого, положение резко изменилось. Не смотря на протесты, в то время популярных так называемых «зелёных», строительство продолжилось, даже положили новое асфальтовое покрытие на плотине. Стали восстанавливать и систему сброса воды.
В феврале 2012 года, правительство РФ, выделило деньги на завершение строительства семи недостроенных Российских водохранилищ, общей площадью 400 миллионов кубометров, в том числе и Курское, на реке Тускарь. Так что в ближайшее время Курское море расширит свои берега.
Собственно, широкомасштабное продолжение строительства водохранилища началось весной 2012 года. Всё лето, на объекте работало много техники, укрепляли дамбу, выравнивали будущее дно, спиливали деревья и кустарник. Одновременно велись работы на гидроузле водохранилища, где установлена аппаратура и механизмы для регулирования уровня воды.
Скоро русло Тускари будет перекрыто
В сентябре 2012 года, перекрыли русло реки Тускарь. Река, с этого времени течёт через глубинный водосброс гидроузла. При этом, уровень водохранилища, уже немного повысился. Весной 2013 года, будет производится затопление водохранилища. Уровень воды повысится ещё на 2,5 метра, соответственно, значительно увеличится и площадь зеркала моря.
Знаменская роща. Здесь, недавно был пруд, который исчез. 2012 г.
Здесь протекала, ещё недавно Тускарь. Сентябрь 2012 г.
Фото с плотины будущего Курского водохранилища. Сентябрь 2012 г.
Водохранилище, в сентябре, посетили депутаты областной думы, обеспокоенные резким снижением уровня грунтовых вод в регионе. За последние несколько лет в Курске исчезли два пруда, расположенные по течению реки Кур. Несколько лет назад, исчез нижний пруд в районе учхоза СХА, а в прошлом году, неожиданно резко, ушёл и верхний. Как сообщают специалисты, затопление водохранилища, позволит поднять уровень грунтовых вод в Курске.
Курское море снова в строю
Возрождение проекта полувековой давности
Реализация проекта Курского водохранилища началась в конце семидесятых годов прошлого века. Тогда, когда он закладывался исключительно из стратегических соображений, никто не думал, что воплощение его в жизнь затянется на четыре десятка лет.
Справа тот самый (новый) пляж Фото: Сергей Максимычев
Экскурс в историю
Изначально планы были грандиозными. Искусственный водоем должен был быть протяженностью около 15 километров, что ставило под угрозу затопления около двух десятков близлежащих деревень.
Расселение началось почти сразу, первой (и фактически единственной) под него попала ныне несуществующая деревня Вырки, для жителей которой выстроили новый жилой массив в поселке Камыши Курского района. После успешной очистки территории и возведения дамбы водохранилище начали заполнять, но вода стала слишком быстро подходить к частным участкам, находящимся вне зоны планируемого затопления.
Решая вопрос с недопустимостью внезапного подтопления в кратчайшие сроки, был выбран единственный верный путь — углублять водохранилище, попутно разбираясь с расселением потенциально опасных деревень. Что послужило причиной затягивания обеспечением жильем вероятных «утопленников», однозначно сказать сложно, но развал Советского Союза остановил стройку практически окончательно. Вся инфраструктура уже была создана, дно так и продолжали углублять, но о главной идее проекта забыли.
В период начала-середины девяностых годов земснаряды почти без остановки намывали песок со дна, из которого постепенно выросла огромная гора, отдаленно напоминающая террикон. Плюс к этому, очень сильно изменился изначальный рельеф дна — появилось много мелей вдали от берега, а ближе к нему образовалось много ям, зачастую очень глубоких. К началу нулевых годов от былого величия этого места не осталось и следа — весь намытый песок вывезли, ржавеющие без дела земснаряды и драглайны распилили прямо на месте и скорее всего утилизировали как черный металл.
Земснаряд, который вырыл Курское море (mapio.net)
Купаться запрещается
Благодаря территориальной близости к городу, летом водоем не пустовал никогда. Купальный сезон стихийно открывали в мае, а завершали не раньше середины сентября.
Из года в год там присутствовало огромное количество отдыхающих, и по этой причине частенько были проблемы даже с парковкой автомобилей поблизости. Народ наш славится безразличием ко всему, что его окружает, и море не стало исключением — весь берег ежедневно заваливали мусором, который никто и не думал собирать. Субботники ситуацию улучшали лишь частично, ведь убрать все было физически невозможно. Уносить с собой отходы считается дурным тоном в нашем обществе, а не разбрасывать окурки и вовсе считается смешным. Представляете себе группу молодых людей, употребляющих спиртное и складывающих окурки себе в карман? А ведь подобное попустительство точно не обернется ничем хорошим для фауны водоема.
Нет в области места, которому удалось бы повидать большее количество предпринимателей. В разные годы чего там только не встречалось: и ларьки с пивом, и различные вариации заведений общественного питания, и попытки сдачи в аренду катеров и водных мотоциклов. Действительно, прямо как на морском побережье.
Есть, кстати, у этого места еще одно неформальное название. Жители окрестностей издавна называют его Балатон и даже спустя годы очень часто настаивают именно на этом варианте, брезгливо относясь к привычному для большинства людей словосочетанию Курское море. Этимологию слова разбирать не имеет смысла, потому что секрет в проведении параллели с другим известным водоемом. Режущее непосвященному человеку слух слово не несет совершенно никакой смысловой нагрузки, а всего лишь заимствовано в Венгрии.
Балатон — одно из самых крупных озер в Европе, являющееся едва ли не главной венгерской достопримечательностью и курортом одновременно. Хотя старожилы убеждены в том, что на месте русского Балатона когда-то было болото, отсюда и произошел топоним. В случае с зарубежным тезкой проводится такая же параллель, так что в это действительно можно поверить.
Гидроузел Курского водохранилища (mapio.net)
Купаться разрешается…
Что же происходит там сегодня?
Весьма удобный съезд с насыпи к берегу давно уничтожен, а от инфраструктуры прошлого не осталось и следа. Сейчас же пляж обустроили и угрожают открыть его на этой неделе. Даже не говоря о холодной погоде, которую никто не ожидал, это поздно, ведь две трети планируемого купального сезона уже позади. Да и само обустройство стоит отдельного упоминания, которое выглядит немного странно: завезли песок туда, где раньше его добывали, установили пару совершенно бесполезных теневых навесов и три лавочки. Но даже не своевременное открытие пляжа ради галочки повергает в шок, а его откровенная бесполезность. Дело не в плохой погоде или иных факторах, а в запуске второй очереди заполнения сооружения водой. При поднятии уровня воды до 165,5 метра, как планируется, в первую очередь затопит именно этот пляж. Быть может, это временное решение? Ошибка в расчетах? Или откровенный идиотизм? В любом случае, это не первая странность, связанная с искусственным водоемом. И скорее всего далеко не последняя.
Фото: Сергей Максимычев
…но стоит ли?
Подъезд к морю сейчас возможен, но запрещен. С одной стороны стоит шлагбаум, предупреждающий о запрете парковки автомобилей близ воды, а по альтернативной дороге проедет далеко не каждый автомобиль. Плюс запрещен проезд по самой плотине, что прилично усложняет жизнь местным жителям.
Для кого создаются такие роскошные условия отдыха? Уже очевидно, что былых аншлагов с такой инфраструктурой наблюдать не придется как минимум до начала расширения границ водоема. Быть может, оно и не нужно? Лишние люди будут только мешать этой грандиозной стройке, значит, им необходимо просто ограничить доступ и минимизировать их присутствие.
Райский уголок может стать адом
Кроме описанного выше, нет никакой ясности по ситуации с расселением районов затопления. Естественно, на сегодня это самый главный вопрос, ведь под угрозой лишения крова более четырех тысяч человек.
В следующем году планируют подготовить всю документацию, а к 2022-му выполнить все работы. Анатолий Руденко, директор по эксплуатации гидротехнических сооружений в Курской области, заявил, что для защиты населения будут намываться дамбы из песка. Из этого есть только один вывод — альтернативное жилье предоставлять никто и не думает. Перспектива жить рядом с большим водоемом весьма заманчива, но многие ли согласятся на соседство со стихией? Находясь при этом ниже уровня воды, отгородившись песком? Вода камень точит, а уж песок и вовсе не заметит. Плоды всесоюзного гидростроя известны даже непосвященным: пересыхали и мелели реки и озера, под воду уходили целые деревни, счет которым идет на десятки, неизбежно происходил подъем грунтовых вод, который не нес ничего положительного даже для не находящихся в зоне затопления поселений, причинялся вред флоре и фауне.
В 2017 году уже нет коммунистического строя, разворачивавшего течения рек и ставившего своими наполеоновскими планами под угрозу жизни тысяч людей. Какая же сегодня мотивация у тех, кто хочет вернуться на 40 лет назад? Как можно возрождать проект полувековой давности, не принимая во внимание изменения в застройке заливных деревень? Сколько пострадает жилых домов, дачных участков и иной частной собственности при разливе водохранилища? Выдержат ли песчаные дамбы весеннее половодье и что будет в случае прорыва? Сколько будет стоить расселение и почему к нему не готовятся уже сегодня? Сколько оборвется жизней и поломается судеб в случае ошибки? Ответы на все эти вопросы станут известны уже через пять лет, а живущим фактически по колено в воде людям остается лишь ждать.
Или же все не так страшно и от этого будет только польза? В планах на будущее ведь зоны отдыха, развитие водного спорта, турбазы, кемпинги и огромное количество туристов, которые сами привезут свои деньги в бюджет области. Редакция «МК Черноземье» предлагает заранее подготовить стратегию развития сразу нескольких районов области. Море у нас уже есть, а при неграмотной реализации его расширения появится еще и своя Венеция. Остается только построить аналог Пизанской башни или римского Колизея, дабы получить полное право на переименование Курской области в Маленькую Италию.
Курское водохранилище расчистят и углубят за 3,5 млрд. рублей
На оперативном совещании в Доме Советов заместитель губернатора Алексей Дедов рассказал, что на днях Курской море обследовала специальная комиссия. Пришли к выводу, что водохранилище требует расчистки и углубления.
— Курское водохранилище нуждается в расчистке, — сказал Дедов. — 8 ноября в Минприроды пройдет совещание на эту тему. Общая стоимость работ оценивается в сумму около 3,5 миллиардов рублей. Нужно нам определиться, в какой программе будем участвовать. Проект расчистки водохранилища будет готов к концу года.
Юлия КУРАСОВА, фото автора
Подписаться на «Друг для друга»:
Вверх ▲ — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Да за такие деньги проще выкопать новое море и заполнить его водой и рыбой!
Знаю, что мои строки канут в неизвестность. Но не сказать, промолчать — это преступление. Что такое 3,5 миллиарда рублей? Это 715кг 5000 купюрами.
Но это и бюджет города Курска на 2021 год в сумме 3,376 322 794 рубля, который даже меньше. Здесь гетрудно понять, куда пойдут, действительно, затребованная СУММА.
Александр | |
e-mail: robingood0578@mail.ru, город: Курск |
А нельзя вместо моря расчистить курские дворы и сделать в них дороги и тротуары за эти деньги?
Виталий | |
e-mail: trubacevsergej547@gmail.com, город: Курск |
Ребята, хватит отмывать деньги. Вы говорили до Рыльске расчистите в пределе контракте. Не рискуете. 2-x земснарядов хватит за 1,5 миллионов а с учётом по ректальные и т.д. Раньше теплоход речной ходил, который в Рыльске проржавел на берегу, с привязанной рельсой и чистил по пути по маршруту. НЕ НАГЛЕЙТЕ.
Курское море вырастет в пять раз
Официально водоем, который мы называем Курским морем, значится как гидротехнический объект. На прошлой неделе там прошел День открытых дверей, во время которого рассказали о масштабном сооружении и его значении для региона.
Площадь водохранилища сегодня составляет почти 10 квадратных километров, объем – свыше 20 миллионов кубометров |
Проект гидротехнического объекта был готов еще в 1971 году. В январе 1977-го Совет Министров РСФСР принял решение начать строительство. И к 1991 году плотина и водопропускные сооружения в основном были закончены. Но в 1993-м стройку заморозили. Часть объектов со временем пришла в негодность, металлоконструкции вырезали и растащили.
И только в 2005 году вышло распоряжение областного правительства о строительстве первой очереди Курского водохранилища. Еще через пять лет объект был передан из федеральной собственности в региональную. 24 декабря 2013-го первая очередь Курского моря была сдана в эксплуатацию. Подпорный уровень водохранилища составил 162 метра, площадь зеркала – 9,5 квадратных километра, средняя глубина – чуть больше трех метров. Людей, чьи дома оказались в зоне затопления, переселили.
На Курском море появился благоустроенный пляж |
«Путем регулирования сброса гидроузлом воды мы практически исключили затопление территории, которая находится ниже отметок. Наверное, самое важное то, что создали достаточно большой – более 20 миллионов кубических метров – запас пресной воды», – подчеркивает зампредседателя комитета строительства и архитектуры Курской области Анатолий Дубашевский.
– Это был самый долгий недострой у нас в области, – замечает заместитель губернатора Курской области Сергей Дюмин. – И три года эксплуатации показали, что объект нужен. Второй пусковой комплекс, по нашим расчетам, будет реализовываться в период с 2018 по 2022 годы. Проектно-сметная документация должна быть разработана и утверждена в следующем году. После этого станет ясно, жителям каких близлежащих населенных пунктов придется готовиться к переезду из затопляемой территории.
Сейчас площадь Курского моря составляет почти 10 квадратных километров, объем – свыше 20 миллионов кубометров воды. Впереди строительство второй очереди, что позволит увеличить объем водохранилища в пять раз – до 100 кубов, площадь вырастет до 37 квадратных километров, а протяженность достигнет 17 километров.
По мнению чиновников, это позволит развивать водные виды спорта. «Будут омываться большие песчаные дамбы вблизи нескольких населенных пунктов, – поясняет директор управления по эксплуатации гидротехнических сооружений Курской области Анатолий Руденко. – Соответственно, на этих песчаных базах и будет потом рассматриваться вопрос расположения всевозможных турбаз, домиков рыбака, зон отдыха».
Курское море помогает решить не только стратегические задачи: улучшение качества воды, пополнение водоносных горизонтов, регулирование уровня рек Тускари и Сейма во время паводка. Еще это прекрасное место для отдыха. Здесь начал работать благоустроенный бесплатный пляж. «Отсыпали песок, выровняли территорию, установили теневые навесы, лавочки, организовали пост спасателей, – говорит арендатор Олег Уваров. – Будет организована лодочная станция с прогулками на катере».
«Наши ребята не дождались помощи» 21 год назад затонула подлодка «Курск». Почему погибли люди и можно ли было их спасти?
12 августа 2000 года произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». По главной версии, на крейсере взорвалась торпеда, однако почему это произошло — до сих пор неизвестно. Нет ответов и на другие важные вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти. Cпециальный корреспондент «Ленты.ру» Сергей Лютых попытался разобраться в причинах катастрофы и встретился с теми, чью жизнь она изменила навсегда.
Впервые этот текст был опубликован в 20-летнюю годовщину катастрофы с подлодкой «Курск». «Лента.ру» публикует его повторно.
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников»
Это одна из четырех записок, обнаруженных у погибших на «Курске». Они документально подтвердили страшные догадки: после серии взрывов, уложивших подлодку на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь, как их учили с первых дней службы.
Они надеялись на спасение, но оно так и не пришло. Эта трагедия шокировала страну.
Здание, в котором находится Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников, украшает огромное граффити в виде подводной лодки. Организация занимает всего несколько подвальных помещений, но в одном только кабинете ее руководителя и сооснователя — капитана I ранга Игоря Курдина — собрано столько книг, фотографий, схем, карт, моделей и прочих артефактов, что хватило бы на целый музей.
В голове у Игоря Кирилловича тоже целая картотека. Тема гибели «Курска» для него близка не только потому, что он в прошлом был командиром атомной подводной лодки, и не только потому, что все эти годы клуб поддерживает родственников погибшего экипажа. Курдин уже 20 лет пытается разобраться, что на самом деле погубило подводников. В этом году он опубликовал книгу, в которой не только восстановил хронологию событий августа 2000 года, но и рассказал многое другое.
Итак, в четверг, 10 августа 2000 года, «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек.
11 августа в полдень «Курск» успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел на глубину и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан I ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом Северного флота (КП СФ), докладывая обо всех своих действиях.
В шесть утра 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
Но взрывы почувствовали и намного дальше. Норвежская сейсмическая станция ARCES, которая находилась в 470 километрах от места происшествия, зафиксировала два толчка. Источник первого, мощностью до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, был на глубине 40 метров, а мощность второго — на глубине 100 метров — оценили в 5 тонн тротила.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада об удачной или неудачной стрельбе, но этого не произошло. В небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение
Но «Курск» все еще не считали аварийным. Даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.
Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. Реально же спасатели выйдут в море только через восемь часов.
В 18:00 задачу искать «Курск» получили самолет Ил-38, спасательный буксир СБ-523 и «Петр Великий».
Только в 23:30 командование Северного флота официально признало то, что уже было понятно морякам. На «Курске» произошла авария. В Москву последовал первый доклад.
Старпом Дудко
Многие члены экипажа «Курска» были потомственными военными. Среди них — старший помощник командира, капитан II ранга Сергей Дудко. Он был первенцем коменданта гарнизона Видяево.
Стать подводником Сергей хотел, еще будучи школьником. У него были небольшие проблемы со зрением — где-то 0,7-0,8. В девятом классе он написал письмо министру обороны, в котором попросил разрешить ему поступать в военно-морской университет.
Ему разрешили, но с одним условием: сохранить зрение хотя бы на том же уровне. Следующие два года — особый спортивный режим, диета, полезная для глаз тертая морковь трижды в день — на завтрак, перед обедом и ужином.
В Видяево, где базировался «Курск», Сергей вернулся с молодой женой и годовалым сыном.
Он был опытным моряком. Еще в 1994 году в составе экипажа атомной подлодки Б-414 участвовал в походе к Северному полюсу, где впервые российские подводники подняли Андреевский флаг. Дудко отличился на борту лодки во время настоящей, не учебной тревоги — смог предотвратить пожар в первом отсеке. В поход молодой офицер ушел инженером гидроакустической группы, а сошел на пирс ее командиром.
Старпомом «Курска» Сергей стал в 1999 году после Высших специальных офицерских классов. В августе 2000-го ему был 31 год.
За день до выхода на августовские учения друг семьи посоветовал Сергею оставить флот, ведь зарплату не платили, а квартира в Видяево, где жила его семья уже с двумя детьми, толком не отапливалась. Ради чего, говорили ему, служить дальше?
Сын тогда ответил: «Не все измеряется деньгами»,
— рассказала «Ленте.ру» мать старпома София Петровна. Последние 20 лет она пытается сделать все возможное, чтобы о гибели ее сына и еще 117 человек в Баренцевом море никто не забыл, на свою пенсию подготовила и издала памятную книгу о подводниках.
Дети Сергея Дудко по стопам отца во флот не пошли.
Взрыв
По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4.
Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.
«И тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — описывает последовательность случившегося Курдин.
Выжившие члены экипажа собрались в девятом кормовом отсеке, ставшем их убежищем. Именно там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации.
Капитан-лейтенант Аряпов
Командир трюмной группы дивизиона движения (реакторного отсека) капитан-лейтенант Рашид Аряпов был родом из Узбекистана. Оттуда его и призвали на срочную службу в советский еще ВМФ. Как одного из лучших матросов Аряпова направили в Высшее военно-морское училище имени Дзержинского. Окончил он его в 1995 году, уже в новой стране.
В училище он сдружился с Дмитрием Колесниковым, с которым проведет последние часы жизни в девятом отсеке. Они оба сразу после училища получили направление на АПРК «Курск».
Аряпов — именно тот человек, благодаря которому катастрофа подлодки не стала ядерной катастрофой
Высококлассный профессионал, он требовал от подчиненных того же. Реактор и все, что было с ним связано, содержалось в идеальном состоянии, функционировало по всем инструкциям и в момент взрыва сработало как часы: глушить ядерные реакторы матросам не потребовалось. Это произошло автоматически.
В 2000 году Рашид женился во второй раз. Супруга Халима была в положении, и то лето стало для них с мужем самым счастливым в жизни. А потом он ушел в свой последний поход, и все разом оборвалось.
Сын Рашида Ильгиз родился в феврале 2001 года. Сейчас он перешел на второй курс МИФИ, увлекается физикой и математикой, связывает свое будущее с IT.
«Все хорошо. Я замужем. Дочке семь лет, — говорит Халима корреспонденту «Ленты.ру». — Все, что положено по закону от государства, получали и получаем. Обычно 12 августа бываем на кладбище, где похоронен муж. Во дворе местной школы проходит небольшое мероприятие в его память. В этом году в связи с пандемией все вроде отменили, но какая разница, когда именно поминать и молиться. Главное, что мы помним, любим».
Девятый отсек
«Судмедэксперты мне говорили, что паники не было: там по биохимии устанавливается состояние человека, и они до конца боролись за жизнь так, как их этому учили», — рассказывает опытный подводник Алексей Расшивалов. Во время гибели «Курска» он был полковником медслужбы на Северном флоте, а теперь на пенсии, руководит музеем в питерской школе №134, которая носит имя старпома «Курска» Сергея Дудко, хотя старпом никогда там не учился.
На витринах вещи, которые были найдены на «Курске». Несколько форменных курток, чудом сохранившийся бумажный складень с иконами, нательный крестик, связки ключей, дискета 3,5 дюйма, фотографии жены и ребенка.
Пережившие взрывы члены экипажа собрались в девятом отсеке. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты ИДА-59М, а также банки В-64 с пластинами для регенерации воздуха.
Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8-10 суток, но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, пришли к выводу, что узники девятого отсека прожили не больше четырех с половиной — максимум восемь часов после взрывов. Впрочем, этому верят не все.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты, — размышляет Игорь Курдин. — Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, скорее следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до 4:00 13 августа»
Таким образом, по его версии, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запас пищи и воды был почти не израсходован — выпили примерно по 0,7 литра на человека. Все указывает на то, что произошло что-то еще.
«Они потеряли сознание и скончались без мучений», — резюмирует Расшивалов.
В тысяче километров от Петербурга, в городе Курске, в честь которого была названа подлодка, есть еще один музей — в средней школе №18. По команде экскурсовода в зале без окон гаснет свет, прямо как тогда в девятом отсеке. В полной темноте начинает едва уловимо мерцать табло прибора, который доставили сюда с подлодки «Курск», — их делали фосфоресцирующими, чтобы показания можно было увидеть даже при отказе всего освещения.
При этом призрачном свете моряки писали свои последние записки со дна моря.
«Милые мои Наташа и сынок Саша! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за все. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую. Борисов А.М.»
Убийца авианосцев
«Курск» не был экспериментальным или как-то неудачно сконструированным крейсером. Он был двенадцатым из тринадцати в своей серии. Первая лодка проекта 949 «Гранит-Антей» К-525, созданного для борьбы с авианосно-ударными группами противника, испытывалась всеми возможными способами в 1980-х годах.
Этих «убийц авианосцев» на флоте прозвали «батонами»: АПРК «Курск» был, как и прочие, двухкорпусной лодкой цилиндрической формы, разбитой на десять прочных отсеков (девятый был крайним со стороны кормы, так как, помимо пятого, был отсек пятый-бис).
Тогда же, с августа по октябрь, «Курск» в одиночку нес боевую службу в Средиземном море. Отечественный военно-морской флот к тому времени давно перестал заниматься подобными маневрами, лишившись прежних баз, средств, а главное — целей.
То, что нервировать базировавшийся там шестой американский флот отправили именно экипаж Геннадия Лячина, говорит в пользу того, что его считали лучшим в подводном флоте России.
«Курску», как он рассказывал в феврале 2000 года в интервью газете «Курская правда», удавалось срывать устойчивое слежение, которое пытались установить за ним американцы. «Были напряженные моменты, когда после сеанса связи мы принимали целеуказание, и лодка была готова к выполнению самых неожиданных маневров и вообще боевых задач, когда, образно говоря, руки были на кнопках пуска», — вспоминал он.
По возвращении крейсера на базу командира «Курска» представили к званию «Герой России», а 72 члена его экипажа — к другим государственным наградам.
Но за девять месяцев до августовского похода никто из них своих орденов не увидел. Их наградили лишь потом — посмертно. Те же, кто служил в Средиземном море, но не погиб в Баренцевом, так награды и не получили.
Военный журналист Владимир Гундаров полагает, что в ноябре 1999 года с подачи главкома ВМФ Владимира Куроедова было решено расширять присутствие российских военных кораблей и подлодок в Мировом океане. Куроедов, по его мнению, просто не понимал, что флот тогда «продолжал по инерции катиться под откос».
«Москва делала большие ставки, не имея на руках козырей», — полагает он.
На пределе
«Морячим потихоньку, только от этих морей уже тошно. Не успел прийти из морей со старым экипажем (150 эк.), к которому привык и знаешь всех в лицо и по имени, как перевели на другой экипаж (141 эк. или куряне)… 20 июля пришли в Западную Лицу… До 26 июля возились с ракетами, загружать и выгружать несложно, только вот всякая ерунда получалась, когда проверяли ракеты (боевой режим для проверки борта ракет, то ракета неисправна, то комплекс сломался или опять какая-нибудь залипуха. Вот и копались до 4 часов утра, спать, а в 7.00 подъем, завтрак, в 9.00 подъем Андреевского флага и Атас — и опять работа целый день с перерывом на обед и ужин и до 4 утра. Вот так целые дни напролет. Доходило до того, что с закрытыми глазами включали комплекс, нажимали кучу кнопок и тумблеров, садились в кресло, ноги на приборы (выше головы) и с закрытыми глазами сидели, ждали и молили бога, чтобы все прошло нормально. И наконец все проходит нормально, остается нажать кнопку «Залп», чтобы проверить, отойдет ли борт-разъем. И когда все проходит замечательно, бегаем по посту, как малые дети, и кричим «ура», а в это время весь экипаж спит…»
«Я узнаю в нем себя. Сам был таким же молодым старлеем и писал домой письма, бравируя трудностями службы подводника», — говорит «Ленте.ру» капитан I ранга Курдин.
При этом Курдин признает, что флот был в очень непростой ситуации. Провести учения, как того требовали нормативные документы ВМФ, было невозможно. «Документы были старые, исходили из условий и возможностей флота, существовавших в разгар холодной войны, когда было достаточно средств и топлива», — рассуждает он.