какое море русские мореходы называли студеным

СТУДЁНОЕ МОРЕ

Смотреть что такое «СТУДЁНОЕ МОРЕ» в других словарях:

Студёное море — древнерусское название Северного Ледовитого океана. * * * СТУДЕНОЕ МОРЕ СТУДЕНОЕ МОРЕ, древнерусское название Северного Ледовитого океана … Энциклопедический словарь

Студёное море — название на Руси в 13 17 вв. Северного Ледовитого океана (См. Северный Ледовитый океан) … Большая советская энциклопедия

Студёное море — … Википедия

Море студёное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студёное — Море студёное … Википедия

Море студеное — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студеное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

СТУДЁНЫЙ — СТУДЁНЫЙ, студёная, студёное; студён, студёна, студёно (прост.). 1. Очень холодный. «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз.» Некрасов. «И щедро поит их студеный ручей.» Лермонтов. «Не волнуй же, Днепр широкий, быстрый… … Толковый словарь Ушакова

Белое море — У этого термина существуют и другие значения, см. Белое Море (населённый пункт). Белое море … Википедия

Юрий Герман — Юрий Павлович Герман. Юрий Павлович Герман (1910 1967) русский советский писатель, драматург, киносценарист.[1] Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия

Источник

Какое море русские мореходы называли студеным

Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI—XIX веков. Кочи первоначально строились без применения металлов. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна.

Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «Коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна. Был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось за Уралом. В XVII веке кочи начали строить в Енисейске.

Существует мнение, что корпус судна имел яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда. Однако скорее всего речь идет о возможности вытащить коч на лед неповрежденным, чему способствовала его легкость и конструктивные особенности. Именно на это в 1734 г. указывал 80-летний архангельский кормщик Дмитрий Откупщиков при характеристике кочей: когда «льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лед и тягами судно вызимают…»

Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35—42 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
(http://clck.ru/8sFLS)

Так кем и когда был создан коч? На этот вопрос мы не получим ответ. Оно стало плодом коллективного труда не одного поколения кораблестроителей и мореплавателей. Название же происходит от слова «коца». Это особая обшивка, которую еще именовали «ледовой шубой». Ее доски крепились к основной обшивке вгладь и предохраняли последнюю от повреждений льдами.

Основным достоинством судна коч была способность плавать в битом льду, поскольку подводная часть корпуса имела яйцевидную форму, и при сжатии льдами коч выдавливало вверх. Такие суда годились и для перетаскивания волоком по суше. Это была продуманная и сбалансированная конструкция судна.

В начале прошлого тысячелетия на Белом море появились русские поселенцы. Их привлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба, зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык. Первыми пришли на Север древние новгородцы. Разные это были люди: и посланцы бояр и прочих богатых людей, и вольные ушкуйники, и «лихие люди», бежавшие от крепостного права и татарского ига. Они, как правило, селились не на безлюдных берегах, а в поселениях коренных жителей – карелов и саамов, кое-где смешивались с ними, а где-то делили берег и теснили местных. Постепенно переселенцы образовали и свои становища. Осевшее на постоянное житье промысловое население стали называть поморами, что значит «живущий по морю», а весь приморский район – Поморьем. «Море – наше поле» – гласит народная поговорка.

Жизнь на берегах «Студеного моря» в условиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморье витал дух вольности, свободомыслия и товарищества. В этих краях был особенно силен «мир» – самоуправление: многие поморские города переняли от Великого Новгорода его демократические и вечевые порядки. Связи с Западом существовали у поморов с глубокой древности. Близость Русского Севера к скандинавским землям, общение с европейцами, знание европейских устоев –все это поддерживало демократические традиции.

В XII веке Поморье становится центром русского судостроения – этому способствует развитие морских и речных промыслов. Там строились самые совершенные по тем временам суда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов: ладьи морские и обыкновенные, раньшины, шняки, карбасы. Развитие морских и речных промыслов требовало от поморов создания грузоподъемных и устойчивых судов, приспособленных к местным условиям плавания. Так родилась идея нового промыслового судна – коча. По мнению историков, кочи появились в XIII веке.

На судне имелось два якоря по четыре с половиной пуда каждый, иногда встречались и двухпудовые якоря. Поморы использовали якорь и при волоке: если судно находилось в ледяных полях и не могло идти под парусом или на веслах, мореходы спускались на лед, вставляли лапу якоря в вырубленную лунку, а затем выбирали якорный канат и протягивали судно. Точно так же они могли перетаскивать судно через ледяные перемычки.

На коче находились по две небольшие лодки с полозьями. Они служили для перевозки добытых животных и прочих нужд. Учитывая простоту конструкции и их надежность, срок службы коча определялся до 30 лет. Корабелы помещали на каждом судне закладную доску с изображением его схемы, что было необходимо при ремонтах, которые выполнялись даже в походах.

Контуры судна мастер намечал палкой на песке. Постройка коча начиналась с днища: оно больше всего страдало от контакта со льдом, поэтому его делали особенно прочным. Киль большого коча имел длину около 21,6 метра и состоял из нескольких деталей. От повреждения при волоке или посадке на мель эту конструкцию предохранял фальшкиль. Если же он разрушался, крепили новый – ремонт занимал немного времени. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали зарубежные мастера; оно применялось на протяжении всей истории деревянного судостроения.

От днища требовалась особая прочность, потому что оно служило несущей конструкцией для всего корпуса и, кроме того, больше всего подвергалось разрушению (при посадке на мель, ударе о камень или льдину и т. д.).

К кокорам крепились доски наружной обшивки, поморы называли их набоями, или обшивинами. На уровне ватерлинии располагались порубни — распиленные вдоль на две части стволы, они своими концами крепились у штевней. Порубни выполняли роль ледового пояса, хорошо защищая участок переменной ватерлинии корпуса от натиска льдов.

Поверх перешвов настилали палубу. В пазы между обшивинами забивали просмоленный жгут из пеньки. Поверх жгута накладывали узкие тонкие дощечки и прибивали к обшивке железными скобами. Это называлось «ускобить коч». Крепления кокор к килевой балке и об-шивин к кокорам прошивали гвоздями. В местах соединения кокор с килевой балкой и бимсами прибивали железные планки, скрепленные железными болтами, чтобы крепления «не ездили», не расшатывались. На каждый коч уходило 2-3 тысячи железных скоб.

Сочленения досок бортовой обшивки имели свою особенность: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными к бортам небольшими скобами, – типичный для северорусского судостроения способ герметизации бортов. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось несколько тысяч металлических скоб. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» (коца) – ледовая обшивка, доски которой прибивались «вгладь».

Ровная палуба также была особенностью конструкции коча – нахлынувшая штормовая волна свободно стекала за борт. А на европейских судах борта палубы заканчивались ступенькой. Ширина коча доходила до 6,4 метра. Малое соотношение ширины и длины – один к трем или к четырем – делало судно рыскливым, что устранялось за счет увеличенной площади руля.

На мачте укрепляли прочную «райну», рею, «из доброго красного леса». Райна крепилась к шегле деревянными и железными обручами, свободно скользившими по мачте вверх и вниз. Чтобы поднять парус, достаточно было потянуть за специальную веревку — дрог. Управление парусом производилось «вожжами» — шкотами, идущими от углов паруса к кормщику. Ослабляя или натягивая вожжу, моряк ставил парус в нужное положение. Как видите, парусное вооружение коча было очень простое, но иначе и не могло быть: слишком мала была численность экипажа (всего 10—15 человек), и, кроме того, таким образом уменьшалась опасность обледенения.

Корма коча по ватерлинии имела заострение около 60°. Выше ватерлинии кормовое заострение закруглялось. Такая конструкция впервые появилась именно у поморов. Корма делалась почти отвесной, нос – сильно наклоненным. Максимальная осадка коча была 1,5-1,75 метра. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют о приспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку.

Корпус делился на отсеки поперечными переборками. В носовом отсеке выкладывалась печь, там располагался кубрик для экипажа. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика, а средняя часть судна отводилась под трюм для грузов; люк трюма закрывался герметично.

В зависимости от условий плавания незначительно изменялись конструкция и размеры кочей. Для морских околобереговых, речных и волоковых участков строили кочи грузоподъемностью 500-1600 пудов (малые кочи), а для морских и речных путей, не требовавших прохождения по сухим волокам, – до 2500 пудов (большие кочи). К началу XVII века большой коч являлся основным судном в сибирском морском и речном плавании.

Опыт мореходного мастерства передавался в Поморье из рода в род. Поморы ходили «по своей вере» – по своим рукописным лоциям. Они знали, как много значит передаваемый опыт плавания в полярных морях, и подробно описывали опасные места, подходы к возможным убежищам от волн и ветров, места якорных стоянок. Приводились данные о времени и силе приливов и отливов, характере и скорости морских течений. Первые лоции писались еще на бересте, их берегли и передавали по наследству. Сыновья и внуки пополняли и уточняли записи своих отцов и дедов: «И опосля нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить». Так складывалась знаменитая «Книга мореходная».

В лоциях отмечали места, где ставились опознавательные знаки – большие деревянные «оветные» кресты и гурии – пирамиды из камней. В Беломорье и на Мурманской стороне, на Маточке (Новая Земля) и на Груманте (Шпицберген) мореходы встречали эти знаки, неизвестно кем и когда поставленные, и ставили свои. «Оветные» кресты ставили не только как опознавательные знаки, а также в память о погибших товарищах, удачах и трагедиях. К северо-западу от Кеми было место, именуемое «Кресты часты», – одиннадцать крестов вдоль берега. Они различались барельефами, врезанными медными иконами, декоративными элементами – особые приметы позволяли опознать местность. Кресты помогали точно определить курс: поперечина креста всегда была направлена «от ночи на летник» – с севера на юг.

Источник

Студёное море

Смотреть что такое «Студёное море» в других словарях:

СТУДЁНОЕ МОРЕ — СТУДЁНОЕ МОРЕ, древнерусское название Северного Ледовитого океана. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Студёное море — древнерусское название Северного Ледовитого океана. * * * СТУДЕНОЕ МОРЕ СТУДЕНОЕ МОРЕ, древнерусское название Северного Ледовитого океана … Энциклопедический словарь

Студёное море — … Википедия

Море студёное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студёное — Море студёное … Википедия

Море студеное — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студеное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

СТУДЁНЫЙ — СТУДЁНЫЙ, студёная, студёное; студён, студёна, студёно (прост.). 1. Очень холодный. «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз.» Некрасов. «И щедро поит их студеный ручей.» Лермонтов. «Не волнуй же, Днепр широкий, быстрый… … Толковый словарь Ушакова

Белое море — У этого термина существуют и другие значения, см. Белое Море (населённый пункт). Белое море … Википедия

Юрий Герман — Юрий Павлович Герман. Юрий Павлович Герман (1910 1967) русский советский писатель, драматург, киносценарист.[1] Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия

Источник

Студеное море

Смотреть что такое «Студеное море» в других словарях:

СТУДЕНОЕ МОРЕ — древнерусское название Северного Ледовитого океана … Большой Энциклопедический словарь

Студеное море — Баренцево море … Топонимический словарь

МОРЕ СТУДЕНОЕ — «МОРЕ СТУДЕНОЕ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1954, цв., 93 мин. Историческая драма. Поморы XVIII века повстречали в море лихих пиратов ив результате оказались на необитаемом острове. Для тех же,кто ждал поморов на берегу, они исчезли навеки … Энциклопедия кино

Море студеное — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студеное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

море — безбрежное (Драверт, Голен. Кутузов); безграничное (Драверт); безгранично огромное (Дмитриева); бездонное (Жадовская); безмолвное (Жуковский); беспокойное (К.Р.); бесстрастное (Фет); бледно неверное (Брюсов); буйное (Брюсов); бунтующее (Тютчев, П … Словарь эпитетов

Студёное море — древнерусское название Северного Ледовитого океана. * * * СТУДЕНОЕ МОРЕ СТУДЕНОЕ МОРЕ, древнерусское название Северного Ледовитого океана … Энциклопедический словарь

СТУДА — жен., архан. студь сев. или церк. стыдь моск., ряз., вор., тамб. студель пск. стужа, холод, мороз, зноба, зябь; ·противоп. тепло, жар; как понятие сравнительное, слова эти могут означать жестокий, палящий мороз, или же холодные ветры, заморозки,… … Толковый словарь Даля

Шергин Борис Викторович — [16(28).7.1896, Архангельск, ‒ 31.10.1973, Москва], русский советский писатель, фольклорист. Вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера. Окончил художественно промышленное Строгановское училище (1917). Первые рассказы… … Большая советская энциклопедия

Источник

СТУДЕНОЕ МОРЕ

Смотреть что такое «СТУДЕНОЕ МОРЕ» в других словарях:

Студеное море — Баренцево море Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Студеное море — Баренцево море … Топонимический словарь

МОРЕ СТУДЕНОЕ — «МОРЕ СТУДЕНОЕ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1954, цв., 93 мин. Историческая драма. Поморы XVIII века повстречали в море лихих пиратов ив результате оказались на необитаемом острове. Для тех же,кто ждал поморов на берегу, они исчезли навеки … Энциклопедия кино

Море студеное — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

Море студеное (фильм) — Море студёное Жанр Историческая драма Режиссёр Юрий Егоров В главных ролях Оператор Игорь Шатров Кинокомпания Киностудия им. М. Горького … Википедия

море — безбрежное (Драверт, Голен. Кутузов); безграничное (Драверт); безгранично огромное (Дмитриева); бездонное (Жадовская); безмолвное (Жуковский); беспокойное (К.Р.); бесстрастное (Фет); бледно неверное (Брюсов); буйное (Брюсов); бунтующее (Тютчев, П … Словарь эпитетов

Студёное море — древнерусское название Северного Ледовитого океана. * * * СТУДЕНОЕ МОРЕ СТУДЕНОЕ МОРЕ, древнерусское название Северного Ледовитого океана … Энциклопедический словарь

СТУДА — жен., архан. студь сев. или церк. стыдь моск., ряз., вор., тамб. студель пск. стужа, холод, мороз, зноба, зябь; ·противоп. тепло, жар; как понятие сравнительное, слова эти могут означать жестокий, палящий мороз, или же холодные ветры, заморозки,… … Толковый словарь Даля

Шергин Борис Викторович — [16(28).7.1896, Архангельск, ‒ 31.10.1973, Москва], русский советский писатель, фольклорист. Вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера. Окончил художественно промышленное Строгановское училище (1917). Первые рассказы… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *