какое море египтяне называют лазурными водами

Какое море древние египтяне именовали Лазурными Водами

Ответ на вопрос Какое море древние египтяне именовали Лазурными Водами, в слове 7 букв:
Красное

Определение слова Красное в словарях

красное — топоним. См.

Слово « красное » в русской истории стало знаковым — Красная площадь, Красное село, Красная горка, красное крыльцо, красно солнышко, красная девица, красная строка, красный угол. И — красный звон.

Ко вторым мясным блюдам, приготовленным на гратаре (железной решетке) или вертеле, особенно обладающим повышенной экстрактивностью (мититеи, печень, шашлык, бараний бок, плов, купаты, жареная дичь и т.д.), следует подать красное столовое (сухое) вино или красное крепкое (кагор, красный вермут, красный портвейн, столовое красное и др.).

Вот продолжение цитаты (в ней тот же автор делает одновременный реверанс Доплеру): «В наблюдаемое красное смещение от галактик вносит вклад как космологическое красное смещение из-за расширения пространства Вселенной, так и красное или фиолетовое смещения эффекта Доплера вследствие собственного движения галактик».

Какая-то дама схватила его за плечо, другая прижалась к нему полною обнаженною спиною, но он видел там, в конце зала, ярко-красное с белым пятно — Терезу, красное было ее платье, белое ее руки, шея, грудь.

А то, что в итоге над рейхстагом взвилось не бело-сине-красное полотнище с двуглавым орлом, а красное знамя с серпом и молотом — не повод посыпать себе голову пеплом даже русскому монархисту, если он прежде всего русский патриот!

Чермное – это красное по–древнееврейски, а Красное море может быть только одно, и то, в котором красный цвет воде придают определенные водоросли в определенное время года.

Источник

Какое море в Египте

какое море египтяне называют лазурными водами

Выбирая место для отдыха в Египте, решите, в водах какого моря вы хотите искупаться. Берега родины фараонов омывает Средиземное и Красное море. На побережьях обоих морей нет недостатка в курортах.

География египетских курортов

Особенности отдыха на Красном море

Температура воды в море не опускается ниже +22 о С даже в зимние месяцы. В морских глубинах бьют горячие источники. Поэтому купаться в Красном море можно на протяжении всего календарного года. Пляжи посещают в основном туристы. Никто не сделает замечание девушке в откровенном бикини. Персонал лояльно относится к привычкам, которые кажутся мусульманам странными и неприличными.

какое море египтяне называют лазурными водами

Египтяне считают кораллы народным достоянием. Их нельзя срывать и вывозить из страны. Они охраняются законом. Это приводит к тому, что для входа в воду на пляжах Красного моря оборудуются специальные мостики. Войти в воду с берега невозможно, ведь у самой кромки воды растут кораллы. Ради удобства туристов они не могут уничтожаться. Это не очень удобно, особенно для туристов, которые не умеют плавать. Пройдя по мостику, вы попадаете сразу на глубину. Отправляясь на отдых с детьми, обязательно уточняйте, какой вход в воду будет на вашем пляже.

Особенности отдыха на Средиземноморье

Средиземное море не такое тёплое. Здесь есть понятие «пляжный сезон». Он длится с июня по октябрь. Зимой на египетское побережье Средиземного моря приходят песчаные бури из пустыни, и бывают достаточно сильные штормы.

Излюбленным местом отдыха для приезжих является Александрия. Здесь много достопримечательностей. Сюда легко добираться. В городе держится высокая планка по уровню предоставления услуг отдыхающим. При желании, вы можете посетить столицу Египта и легендарные пирамиды. Экскурсия не займёт столько времени, сколько понадобится для путешествия, например, из Шарм-эль-Шейха.

Стоимость туров

Считается, что на Красном море отдых стоит дороже. Это достаточно спорное утверждение. На Средиземноморье больше разграничена сезонность. Цены на туры здесь опускаются раньше и поднимаются позже. Когда в Хургаде разгар бархатного сезона, в Александрии можно купить тур за 700 долларов на двоих.

Вывод напрашивается один. Если вы хотите оказаться в центре туризма, отправляйтесь в отель на Красном море. Если же вам интересно изучить египетский колорит изнутри, приезжайте на курорты Средиземного моря.

Туристу на заметку о Египте:

Источник

Какое море омывает Египет

На вопрос о том, какое море омывает Египет, большинство людей ответит Красное. Даже те, кто неоднократно посещал север Африки, не всегда вспомнят о Средиземном море, которое также входит в число курортных водоемов Египта. Это вполне объяснимо, ведь основные города, которые посещают россияне, это знаменитый Шарм-эль-Шейх, Хургада и Дахаб. Береговая линия каждого из них омывается именно Красным морем.

Об этих двух морях нельзя говорить одинаково, ведь климатические условия и туризм на них отличаются. Круглый год можно отдыхать только на одном из них, на Красном. В то время как Средиземное, в данной части света, подходит для купания только несколько месяцев в году. Подробнее об этой теме на Travel247.

Красное море в Египте

Красное море – это главная причина, по которой иностранцы решают провести отпуск в Египте. Оно относится к теплым водам Индийского океана. Если в другие моря, впадающие в них реки, приносят с собой ил и песок, то в Красное не впадает ни одна река, что делает прибрежные воды прозрачными, без инородных примесей.

Повышенный уровень солей в Красном море способствует образованию кораллов. Особенно по ночам их разнообразные формы переливаются всеми цветами радуги, освещая морскую гладь. Круглые, плоские, древовидные, грибной формы и цилиндрической они мерцают под водой, завлекая дайверов со всей округи.

Средиземное море в Египте

Береговая линия Средиземного моря в Египте тянется на тысячу километров. Отдыхают здесь преимущественно богатые египтяне, имеющие недвижимость в данной части страны. Простым смертным сюда доступ закрыт. Территория застроена дорогими виллами и особняками. О ней редко упоминается в туристических экскурсах, оставляя для приезжих только берег Красного моря. Александрия является самым известным городом египетского Средиземного моря.

Климат здесь уже другой, существенно отличается от своего соседа. Здешние воды разбавляются течениями со стороны Атлантического океана, Мраморного моря, Черного и Красного. С разных сторон в него впадают реки Нил, Рона, По и Эбро. Берег состоит их белоснежного песка, а цвет воды меняется с изумрудного до насыщенного синего.

Погодные условия позволяют заниматься серфингом и кайтбордингом в одно время и дайвингом в другое. Летом здесь стоит знойная жара, а зима, хоть и не продолжительная, но довольно холодная и дождливая. На Средиземном море отдых короткий по сравнению с круглогодичным туристическим сезоном на Красном. Купальный сезон длится с середины мая до сентября, включительно. Температура воды зимой опускается до +15°С, летом повышается до +25°, оставляя приятную прохладу в жаркий день.

Курортный сезон в Египте

Несмотря на то, что Египет находится в Африке, где принято считать, что температура воздуха круглый год остается теплой, своя сезонность здесь также присутствует. Каждые три месяца климат меняется и имеет свои особенности.

Вы уже бывали в Египте? Поделитесь своими впечатлениями на Travel247.

Подпишись на новости туризма от Travel247 и читай их в Яндекс и Google!

Источник

Египет и Нил

Впоследствии оно стало употребляться для наименования страны, состоявшей из узкой долины реки Нил, начиная от первого порога и обширной дельты Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5-10 км) называлась Верхним Египтом (“Верховье”, “Долина”), а дельта — Нижним Египтом (“Низина”, “Дельта”). Река получила у греков название «Нейлос» (Νείλος). Историк Геродот Галикарнасский, живший в V веке до н. э., называл Египтом страну, а Нилом — реку, протекающую по ее территории. «Египет есть вся та земля, — писал Геродот, — которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил». Во второй книге «Истории» он объясняет, каким образом слово, применявшееся для названия реки, стало использоваться для наименования территории, прилегающей к ней. Геродот пишет, в частности, что ионяне в его время «только одну Дельту считают Египтом» и вслед за тем отмечает, что «Дельта — наносная земля» [2, гл. II, 15, c. 84].

Древнейшим властителем из людей в Египте, по его мнению, был Мин, и далее он сообщает: «В его время весь Египет, кроме Фиванской области, являлся болотом и вся местность, лежащая теперь ниже озера Мериды, находилась под водой. И действительно, всякий здравомыслящий человек (даже если он об этом раньше и ничего не слышал) с первого взгляда убедится, что Египет, куда эллины плавают на кораблях, недавнего происхождения и является даром реки» [2, гл. II, 5, c. 81].

Наносами была образована почва долины Нила и его дельта, Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей Египта между собой и с берегами Средиземного моря. Но прежде всего в долине Нила существовали благоприятные условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные разливы. Благодаря таянию снегов в горах и тропическим ливням истоки Нила, начинающиеся в Центральной Африке, переполнялись водой, и река разливалась. Подъем воды начинался 19 июля (это одновременно было началом Нового года) и продолжался до середины сентября. Нил выходил из берегов, вода заливала большую часть долины. Многочисленные поселения и городки, расположенные на возвышенностях, превращались в островки, сношения между которыми поддерживались на лодках. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва — главное богатство Египта, основа основ жизни его населения, развития египетской цивилизации. На орошаемых землях выращивали ячмень, эммер (или полбу), пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила росли густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал египтян), сикоморы, в Дельте — виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян; заросли кишели птицами. В соседних с Египтом областях, в, Эфиопии, Ливии, пустыне Сахаре бродили стада диких быков, коз, овец, которые были одомашнены и успешно разводились в Египте. В крупных масштабах скотоводством занимались на обширных травянистых площадях Дельты. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из которых почитались в качестве божеств.

Называя Египет «даром реки», Геродот тем самым подчеркивал — река образовала сушу, ставшую территорией страны. Именно так понимал высказывание Геродота Страбон Каппадокийский, живший на рубеже новой эры. В своей «Географии» он пишет: «Реки несут ил вниз по течению, так что эти равнины являются как бы их порождениями, и совершенно правильно сказано, что равнины принадлежат рекам. Это высказывание Неарха (командующий флотом в армии Александра Македонского) тождественно тому, что Геродот говорит о Ниле и о прилегающей к нему области, что она — дар Нила. На этом основании Неарх правильно замечает, что Нил называли тем же именем, что и египетскую страну» [3, c. 644].

Древнегреческий писатель Павсаний (ок. 110—180 г. н. э.) также отмечал, что «дельта в Египте образуется не морем, а рекою Нилом» [4, с. 112].

Из приведенных высказываний становится вполне понятным, каким образом название реки превратилось в название страны. Однако, остается неясным происхождение самого топонима «Айгюптос». По господствующей этимологической версии он является передачей «Хи-Ку-Пта» (транслит. егип. Hwt-kA-ptH) словосочетания «Хет-ка-Птах (“дом Ка Птаха”)», которым древние египтяне называли Мемфис (др.-греч. Μέμφις), многие века являвшийся местом пребывания фараонов. У самих древних египтян Хет-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа). Но некоторые историки полагают, что слово «Египет» произошло от имени города Коптос или Гуптос. Это имя породило слово «копты», которым еще в XIX в. обозначались коренные жители Египта, а также турецкое название долины Нила — Гипт [5, т. 6, с. 632]. В древнегреческой мифологии наименование страны «Айгюптос» восходит к царю по имени Айгюптос (русский вариант написания Эги́пт, Еги́пт, Еги́пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Айгюптос. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Среди античных авторов, упоминающих Эгипта: Псевдо-Аполлодор, Гесиод, Гекатей Милетский, Павсаний. Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне — Эги́птус (лат. Aegyptus), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию.

На языке древних евреев Египет именовался «Мицраимом», название означает двойственное число от слова «мецар» (ивр. מֵצַר‎) — теснина, узкий проход, перешеек (отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход); согласно библейской традиции имя связано с сыном Хама — Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне и ливийцы. Жители Вавилона знали его как «Муцур», эфиопы — как «Габаза» или «Месра», персы — Мудраия. Арабы, захватившие Египет в VII в., называли его «Миср» или «Маср»), это название могло возникнуть ещё в древности, от арабского слова, означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена издавна отмечали густонаселённость Египта (другой вариант этимологии, связанный уже со средневековым Египтом, от слова «массара» — заселять, колонизовать; по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии).

По свидетельству уроженца Северной Африки Льва Африканского (конец XV — первая половина XVI в.), те, кто жил в Египте в указанное время, называли данную страну «аль-Кибт»: они говорили, что «Кибт был первым, кто начал властвовать над этой страной и построил там дома» [6, с. 316]. Сами себя эти жители обозначали таким же термином, отмечал Лев Африканский, добавляя при этом, что от «подлинных египтян остались только христиане, которые живут там в настоящее время. Все остальные приняли веру Мухаммеда и породнились с арабами и африканцами» [6, с. 316].

Сами же древние египтяне давали своей стране разные наименования, часто олицетворявшие её плодородие — kmt (Кемет) «Чёрная» (имелась в виду плодородная «чёрная земля, чернозем» дельты и долины Нила, в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери «Земля мотыги». Другое самоназвание — Тауи «Две земли», могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины и Дельты. Также египтяне называли свою страну «Землей Возлюбленной» или «Землей Олив”. Себя они именовали «кеми» — «черные» («люди черной земли»). Кеми (копт. Κнмϵ) — египетское слово, означающее «чёрный», от которого, предположительно, происходят греческие названия Древнего Египта, чернозёма и свинца. Библейский образ «тьмы египетской» (Исх. 10) вероятно тоже связан с самоназванием Κнмϵ.

В древности греки, называя те или иные географические объекты, чаще всего следовали принципу — «все варварское переводится». Также считал и Страбон.

Он предполагал, что слово Αΐγυπτος произошло из греческого Aἰγαίου ὑπτίως (“ниже Эгейского моря”). Кроме того, у греков был известен царь Эгей (Αἰγεύς, Αἰγέως), имя которого можно соотнести с греческим корнем Αἰγ (козел). Вспомним и легендарную эгиду — щит, сделанный из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), вскормившей Зевса на Крите в пещере Козьей горы (Αἰγαῖον ὄρος). Этот же корень угадывается в имени Эгипт (Αΐγυπτος). Αιγαί — название древнегреческих городов, которые все лежали на берегу моря (αίγ “волна” или “вихрь”). Сюда относятся города: 1) на западном берегу Евбеи, со знаменитым святилищем Посейдона; 2) на северном берегу Пелопоннеса, в Ахайе, при устье р. Крафиса, один из союза 12-ти ахейских городов. Еще до Р. Хр. жители оставили его, переселившись в соседнюю Эгиру; 3) в Македонии (Эматии), на р. Лудии, позднее Эдесса; 4) на юго-вост. берегу Паллены; 5) в Мизии, один из городов Эолийского союза, разрушенный в 17 г. по Р. Хр. землетрясением; 6) в Киликии, в Исском заливе, с гаванью (любимое римлянами приморское местечко).

При одном из первых фараонов XVIII династии, Тутмосе I, египетские войска впервые в истории достигают Евфрата. Видом этой великой реки, спокойно несущей свои мутные воды на юг, они были страшно удивлены, т.к. до этого знали только одну крупную реку, Нил, которая течет на север. Соответственно, по египетским понятиям, плыть по течению означало плыть на север, словами «вниз по течению» обозначалось северное направление, а «вверх по течению» — южное. Поэтому Евфрат египтяне назвали так: «Та перевернутая вода, по которой, плывя по течению, плывешь против течения». На берегу Евфрата Тутмос I воздвиг в честь своих побед обелиск. В надписи на нем фараон гордо заявляет потомкам: «Я продвинул границы Египта до пределов солнца». Кстати, Нил у ассирийцев обозначался в клинописи также как «перевернутая вода», поскольку две главные водные артерии Междуречья — Тигр и Евфрат — текли в обратном направлении.

Побережье близлежащего от египтян Красного моря было ими освоено незначительно. Начиная с периода Берег Красного моря древние египтяне называли Та-Нутер, а само море называли Ше-Иару (“Озеро Иару”), Па-йам аа эн Му-кеду (транслит. pA-jjm-aA-n-mw-qd, «Великое море нагорья/чужеземной страны „Перевернутой воды“»), а также могли называть его как и Средиземное — Вадж-Ур (транслит. егип. wAD-wr, “Великая Зелень”).

В древности определенно существовала традиция называть реки «Перевернутой водой». Эта особенность дает возможность нового прочтения названия Айгюптос.

Эге́йское мо́ре — полузамкнутое с большим количеством островов (около 2000) в восточной части Средиземноморского региона, между Балканским полуостровом, Малой Азией и о. Крит. Эгейское море, как и Красное, имеет выход в южном направлении. В древности во время разлива Дельта Нила превращалась в «море» с бесчисленным множеством островов, что, вероятно, отразилось в современном египетском названии Нила — Эль-Бахр «море», изливавшимся в северном направлении. Географически оно перевернуто по отношению к Эгейскому морю. Возможно, греческое Айгюптос возникло таким же образом, как и название Евфрата у египтян. Греч. ὕπτιος (“нижний, брюшной, низменный, равнинный”) также имеет значения “опрокинутый, перевернутый”, т.е.:

Над вопросом об истоках Нила задумывались со времён Геродота, который в своей «Истории» выступил с опровержением мнения о том, что разлив Нила происходит от таянья снегов в его верховьях. Согласно карте Геродота Нил сливается с Нигером. Кроме того, «отец истории» приводит известие саисского жреца, что воды Нила бьют ключом из земли между Сиеной (ныне Асуан) и Элефантиной, причём половина их течёт на юг, а другая половина — на север.

Никто из известных нам путешественников древности не поднимался по Нилу выше Сэдда. По словам Агатархида, дальше всех на юг проникли моряки Птолемея II, установившие, что причиной разлива является сезон ливней на Эфиопском нагорье. В классическом искусстве Нил был принято изображать в виде божества с задрапированной головой, что намекало на неведомость его истоков.

В труде Птолемея утверждалось, что исток реки Нил находится в Лунных горах, и такое мнение бытовало вплоть до начала Нового времени.

Нил — у древних египтян Етер (егип. iteru или Ḥ’pī “Большая река”), по-коптски Еро, Яро (копт. p(h)iaro), отсюда еврейское Еор. Арабы его называют Бар (“Большая вода”), также Эль-Нил, нубийцы — Тосси (“разливающаяся река”). Египтяне, греки и римляне поклонялись Нилу, в честь него был устроен храм в Нилополисе, его праздник — Нилоа.

По одной из версий др.-греч. Neilos связывают с языком ливийских племен, в котором вода обозначалась словом lil с последующим превращением lil в nil. По другой — название Нил имеет семитский корень nahal, означающий «долина», или «речная долина», а в расширенном значении — «река».

В греческой мифологии Нил (Νει̃λος) — божество одноимённой реки в Египте. Считался одним из первых царей Египта и создателем оросительной системы. Нил — сын Океана и Тефиды (Hes. Theog. 337 след.). Отец Мемфиды, супруги царя Египта Эпафа, и Анхинои, супруги царя Египта Бела. Связан с мифами, восходящими к кругу Ио, благодаря браку Эпафа (сына Ио) с Мемфидой (Apollod. II 1, 4). Нил соответствует египетскому Хапи.

У греческого писателя Гелиодора в его труде «Эфиопика» встречается версия, по которой название реки Нил означает «Новый ил» (νέo “новый” + ἰλύς “ил”):
«Потом жрецы начали превозносить празднество, восхваляя Нил, называя его Гором, подателем хлеба для всего Египта: для верхнего — спасителем и для нижнего — родителем и творцом, так как он ежегодно наносит новый ил, а потому и именуется Нилом, отмечает смену времен года: наступление летней поры — прибылью воды, осенней — убылью; весною на его берегах рождаются цветы и кладут яйца крокодилы. Вообще Нил представляет собой не что иное, как год, и это подтверждается его названием: если буквы, из которых состоит его имя, перевести на счетные камешки, то наберется триста шестьдесят пять единиц — столько же, сколько дней в году. К этому жрецы присоединили повествование об особенностях растений, цветов и животных и о многом другом».

Египетские жрецы предложили вполне достоверную этимологическую версию названия реки. Выдвину гипотезу, что вместо прилагательного νέo «новый» использовался глагол νέω «плавать, плыть, нагромождать, наваливать, насыпать, складывать». Таким образом:

Список литературы:
1. Гомер. Одиссея/Пер. с древнегреческого В.А.Жуковского. М, 1981.
2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993.
3. Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г.А.Стратановского. М.: Ладомир, 1994. [1]
4. Павсаний. Описание Эллады. Т. 2. Спб., 1996. [2]
5. Морозов Н. А. Христос. Кн. 6. Из вековых глубин (части IV-VIII). М„ 1998.
6. Лев Африканский. Африка — третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть/Пер. с итальянского, комментарий и статья В.В.Матвеева. Л., 1983.

Источник

Географический фактор древнеегипетской цивилизации

Характер и судьба любой страны определяются ее местоположением, рельефом и климатом. Жизнь Египта, как никакой другой страны мира, определялась этими факторами.

В древности Египтом называли узкую долину реки Нил начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5-10 км) называлась Верхним Египтом, а дельта – Нижним Египтом. Название «Египет» греческое, происходит от видоизмененного греками египетского названия древнейшей столицы Египта города Мемфиса (по-египетски Хетка-Птах или Хикупта, что означало «крепость души бога Птаха»). Там куда доходили разливающиеся из года в год воды Нила, откладывая принесенный издалека ил, земля была черной и плодородной. За чертой же разлива – красной и бесплодной.

Древние египтяне были страстными садоводами и опытными ботаниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что земля, на которой они жили, должна была напоминать цветок, который они больше всего любили изображать на своих памятниках, – лотос.

Очертания этой страны напоминают распускающийся цветок на длинном тонком стебле. Головка цветка – это дельта реки Нил, напоминающая веер, а стеблем является изгибающееся русло реки, в промежутке между первым порогом у Ашвана и далеким Средиземным морем. Источником жизненной силы этого цветка является вода Белого и Голубого Нила, которые берут свое начало из далеких источников, находящихся в самом сердце Африки.

Долина Нила в понимании египтянина находилась в центре вселенной и определяла, таким образом, его взгляд на устройство мира: Египет, называемый Кеме (km.t) – «черная земля», противопоставлялся находящейся по обеим сторонам земле Дезере (dSr.t), т. е. «красной земле», пустыне/нагорью. Реальная граница страны проходила там, где кончалась черная земля. За нею начинался враждебный людям суровый мир песчаных и каменистых пустынь. Хотя люди жили и там: кочевые пастушеские племена. На запад от долины Нила, на низменностях, покрытых свежей травой, особенно вокруг оазисов, пасли свои стада ливийцы, на восток – племена семитов. Рубежи черной, плодородной земли и пустыни находятся в непосредственной близости, отмеченные четкой границей: вечный контраст между жизнью долины и пустотой, безжизненностью пустыни несомненно повлиял на убеждения египтян об устройстве мира, который делится, следовательно, на две части – долина Нила (km.t) и всё, что за её границей (dSr.t).

Когда-то весь этот край не был таким сухим и бесплодным, как в наше время. В последний ледниковый период в Европе Северная Африка, а с ней и Сахара еще не испытывали такой страшной жары, как сейчас, там выпадало больше дождей, и на этих, позднее вымерших землях имелись богатые флора и фауна. Вымирание длилось долгие тысячелетия, и во времена Древнего Египта эти земли еще ничем не напоминали сегодняшние. И все-таки по сравнению с плодородными черными землями, тянувшимися вдоль Нила, красные земли за долиной реки уже и тогда были мрачными, безрадостными пустынями. Настоящим Египтом считался лишь Кеме.

Кеме тоже состоял из двух частей: Верхнего и Нижнего Египта. Верхняя страна простиралась от последнего, пятого порога до первого ответвления, первого рукава дельты и, в зависимости от ширины долины, полосой то в одиндва, то в пять-десять километров тянулась по обеим сторонам реки. Нижняя страна представляла собой разрезанную речными рукавами – дельтой – заболоченную местность, и хотя ни один из этих рукавов не был длиннее 150 километров, по величине она примерно равнялась территории Верхнего Египта. Верхний и Нижний Египет вместе составляли территорию всего около 50000 квадратных километров. Но кормила эта территория огромное количество народа. В тогдашнем редко населенном мире египтяне, как муравьи, кишмя кишели на своей гумусовой земле. В окрестных сухих степях число жителей все уменьшалось, а в этом двойном «муравейнике» все увеличивалось, особенно после того, как они справились, более или менее удачно, с водами, с заросшими тростником и осокой болотами, с живущими в воде и около воды дикими зверями и с хищниками, приходившими ежедневно из степей к реке на водопой. «Вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, – писал греческий историк Геродот, – и вся люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду, – египтяне».

Египет в физико-географическом отношении неоднороден. Дельта, или Нижний Египет, представляет собою открытую, некогда болотистую равнину, соединяющуюся с прибрежными землями Ливии и Палестины и ничем не защищенную с обеих сторон и с моря. Верхний Египет, напротив, представляет собою узкий коридор, ограниченный с обеих сторон скалистыми стенами, за которыми по безводным плоскогорьям простираются Ливийская и Аравийская пустыни. Эти скалистые стены во многих местах прорезаны узкими ущельями – руслами прежних речек и ручьев, осушавших в период дождей восточное и западное плато. Высохшие русла служат воротами для караванов, приходящих в долину Нила с берегов Красного моря или из оазисов, протянувшихся цепью в узкой впадине, параллельной долине Нила.

Еще в VI тысячелетии до нашей эры граница саванн и влажных тропических лесов проходила гораздо севернее. Горячие пески Сахары только еще начинали свою разрушительную работу. Многочисленные стада копытных и слонов были нередкими гостями многотравных долин Среднего Египта. В зарослях папируса водилось множество диких гусей, пеликанов, ибисов и цапель. На песчаных отмелях кормились свирепые зухосы (нильские крокодилы) и гиппопотамы. По ночам окрестности реки оглашались мощным рыком пришедших на водопой львов и пронзительными воплями павианов. Поверхность воды вспарывали острые плавники громадных сомов, окуней-латов, острорылых нильских щук-оксиринхов, пресноводных дельфинов. Это было царство воды, смертельно опасное для человека. Обширные болота живописно дополняли панораму Нила. Многочисленные впадины после ежегодных разливов наполнялись водой и служили обиталищами для змей, лягушек и длинноногих аистов. Вероятно, малярия была нередким гостем в тростниковых хижинах первых поселенцев, которые покинули саванны Западной Африки, спасаясь от наступающей пустыни.

Что же могло привлечь в долину Нила многочисленные племена протоберберов, протокушитов и азиатских кочевников, обосновавшихся здесь около десятка тысячелетий назад? Очевидно, многое.

Во-первых, плодородная почва Черной Земли, позволяющая ежегодно снимать по три-четыре урожая. Чрезмерное плодородие ила приходилось даже искусственно сдерживать, подмешивая в него песок. Произведения Египта: хлебные растения, лук, бобы, дыни, хлопок, папирус, смоквы, много там растет пальм (но очень мало строительного леса). На этой плодородной земле уже в древности возделывались пашни и сады. Между фруктовыми деревьями встречаются все южно-европейские; преобладают в Дельте апельсинные и лимонные деревья. Во время странствования по пустыне израильтяне с тоской вспоминали об огурцах, дынях, репчатом луке и чесноке Египта (Числ. 11:5). Наиболее типичными для Египта зерновыми культурами были ячмень и пшеница, из египетского льна ткали тонкое полотно (Ис. 27:7).

Во-вторых, богатейшие запасы естественных строительных материалов: папирус, достигавший пяти метров высоты, очень вязкая глина, идущая на изготовление гончарных изделий и кирпича-сырца, не менее десятка пород строительного и поделочного камня (известняк, песчаник, гранит, базальт и пр.), строительная древесина (пальма дуги, акация, тамариск, смоковница).

В-третьих, огромные запасы полезных ископаемых: медь, орихалк, самородное золото («солнечный металл»), драгоценные и полудрагоценные камни (лазурит, сердолик, оникс). Все эти богатства были оценены по достоинству уже в эпоху становления классовых отношений.

Египет – это речной оазис, который протянулся на полторы тысячи километров; это «дар Нила» (по Геродоту), узкая полоска необычайно плодородной земли, речного ила, стесненная двумя пустынями с востока и запада. Береговая линия Дельты, лишенная гаваней, на севере, и Нильские пороги на юге – ограждают Египет, как стенами. «Эль-Бар» («Море»), как называют арабы Нил, течет с юга, из экваториальной зоны, где весной выпадает огромное количество осадков. Воды Нила достигают южной границы Египта, протекая на протяжении более пяти тысяч километров, и оттуда проходят еще полторы тысячи километров по стране до широкой дельты – места впадения в Средиземное море. Египет почти не знает дождей. Только Нил орошает поля, питает колодцы и поит землю, на короткое время, превращая страну вечно сияющего неба в полный жизни плодородный сад. Вся страна находится под водой, и все значительные прибрежные города, построенные на возвышениях, имеют вид ряда островов, соединенных узкими плотинами, тогда как целое море кирпично-красного цвета простирается с обеих сторон, вплоть до желтых гор к востоку и западу, и на его просторе дома небольших селений стоят в воде по вторые этажи, и тысячи лодок плавают между ними. Почти ни одна струя разлившейся воды не возвращается обратно в русло Нила, она вся испаряется в сухую атмосферу, или поглощается почвою. Когда поверхность Египта высыхает, она представляет очень оригинальный вид. Миллионы лягушек, жаб, ящериц и маленьких змей барахтаются в ней тут и там, а в лагунах остается столько различной рыбы, что жители не могут ее съесть. Аисты и ибисы бродят повсюду по илу, но и им не удается все прибрать. Массы водных животных, принесенных течением, гниют и наполняют воздух миазмами. Бесчисленные мошки, комары и мухи поднимаются из просыхающих болот и, нападая па людей и на скот, разносят микробные болезни. От размножающихся микробов иногда, хотя и не часто, развиваются скотские надежи и эпидемические болезни, особенна болезнь, известная под именем слоновой проказы, или элефантиазиса, сопровождающаяся нарывами и большею частью смертью. Пока животворные воды не достигнут летом Египта, страна борется со смертью. С иссушенных полей дует сухой пыльный ветер. Знойные ветры пустыни, адская жара, беспощадно палящее солнце изнуряют людей и животных. Уровень воды в реке угрожающе понижается, иссякают колодцы, огромные водяные колеса, подающие воду, останавливаются, и пустыня, как страшный красный зверь, готовится поглотить умирающую от жажды добычу, чтобы уничтожить последние следы жизни. Нигде нельзя с такой ясностью провести и одновременно так легко стереть границу между жизнью и смертью, между плодоносящей землей и пустыней, как в Египте.

Пространство Египта ничтожно – клочок земли, как бы точка, но движущаяся по бесконечной линии времени. Из года в год, в один и тот же день, воды Нила начинают расти, постепенно выходят из берегов своих, наводняют поля, сожженные летнею засухою, рождают из смерти жизнь; и в один и тот же день начинают падать, постепенно входят в берега, до нового разлития в новом году. Эти подъемы и падения так ровны и тихи, как дыхание спящего ребенка.

За египтянами закрепилась репутация домоседов. Они явно интересовались своими соседями гораздо меньше, чем те ими. Таким образом, при всем различии жителей Верхнего и Нижнего Египта, на взгляд иностранного гостя, они были совершенно одинаковыми, очень отличаясь при этом от жителей любой другой страны. Египтяне всегда были отгорожены от остального мира. Они выработали свой собственный образ жизни, не обращая особого внимания на то, как живут люди в других странах. Они сформировались практически в изоляции. Жители долины теснились на этом клочке земли, как на волшебном ковре, будто расстеленном богами в момент зарождения мира специально для них; и они делали все, чтобы удержаться на нем. Да и найдутся ли глупцы, желающие покинуть благословенную долину, чтобы пуститься в странствия по заброшенным землям Синая или Сахары, где господствуют злые духи?

Действительно, у них почти не было причин выходить за пределы уже освоенной ими полоски плодородной земли. Горы, отделяющие эту полоску земли от пустыни с обеих сторон, были своеобразным барьером, не дающим им возможности покинуть свои земли, они же являлись и их защитой. Земля Египта была их благословенным обиталищем, «уникальным, огромным оазисом, садом среди дикой, нетронутой рукой человека пустыни». Солнце светило там мягко и ровно, излучая живительное тепло. В течение ста дней в году могучая река орошала поля и плантации, покрывая их плодородным слоем ила, который она несла с возвышенности Абиссинии.

Неудивительно, что египтяне восхваляли свою реку, молились на нее, слагали в ее честь такие торжественные гимны, как «Поклонение Нилу»: «Слава тебе, о Нил, берущий свое начало в земле, чтобы накормить Египет. Хвала тебе, о Нил! О ты, который привел человека и его стадо, жить на этих лугах! Хвала тебе, о Нил!».

Рано научились жившие здесь люди порядку, подчиненному тяжелому труду: тот, кто не копает и не носит землю вместе с другими, кто не роет каналы, не возводит насыпи, у того земля или получает так много воды, что в ней гниет высеянное зерно, или он остается совсем без воды, и все посевы его высыхают. Или человек гнет спину так же, как его соседи, или вместе с семьей гибнет с голоду. Жестокий закон, но большинство людей с ним смирилось. Потому что лучше было лезть из кожи вон на работе в Черной стране, чем скитаться без воды и пищи по поросшим редкой травой степям Красной. За несколько поколений в Древнем Египте сложилась выносливая, работящая порода людей, которая затем в течение тысячелетий усердно проливала пот во имя целей здешнего земного и воображаемого ею потустороннего миров.

Обладая редким плодородием и сравнительно умеренным климатом, требуя в то же время от человека труда и строгого расчета, Египет был предназначен сделаться колыбелью одной из древнейших культур, носителями которой явились предки современных коптов и феллахов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *