какое море было в ставропольском крае

Что оставило Ставрополью в наследство Сарматское море

какое море было в ставропольском крае

В Изобильненском городском округе ученые продолжают вести раскопки древнего мастодонта. В этом году извлечь большие кости животного не удалось, но палеонтологи нашли другие ценные породы

Карьер недалеко от станицы Новотроицкой обнажает отложения Сарматского моря, представленный желтыми песками и песчаниками. А в верхней части карьера виден более древний врез, здесь около шести миллионов лет назад протекала река.

Ставрополье — уникальный регион для палеонтологов. После того, как уровень мирового океана понизился, Сарматское море перестало существовать, здесь появились сначала Меотическое море, а позже Понтическое. Воды текли на север, а по берегам обитали животные.

Тут обитали кобры и вараны — для наших земель тогда они были обычными видами. Все найденные кости одного возраста. И находятся они на одной и той же глубине.

По формам коронки и жевательной поверхности можно определить, какому животному принадлежали зубы. Сбор древних останков — очень кропотливая работа. Палеонтологи собирают породу для промывки, чтобы сохранить даже самые маленькие части костей. Жара усложняет работу.

Главной находкой в прошлом году стали части скелета мастодонта: лопатка, неполный таз, ребра. По этим фрагментам сложно определить пол, ученые надеются, что получится найти и остальные части, череп тоже пока не найден.

Вадим Титов, ведущий научный сотрудник Южного научного центра Ростова-на-Дону: «Мастодонты — древние хоботообразные, очень дальние родственники современных слонов, они интересны тем, что на этой территории их не очень много найдено. Мастодонты были распространены в Евразии, просто пока на Ставрополье редки их находки. Но обычно они обитали возле рек, там, где много влажной растительности, где много тростника, которым они питались».

От знаменитых южных слонов мастодонты отличаются многим. Они были меньше современных слонов: длиной около двух метров, у них были прямые верхние бивни, питались животные влажной пищей, а южные, наоборот, сухой. Впереди — новые экспедиции. Ученые верят, что Ставрополье раскроет еще не один секрет древностей.

Источник

Какое море было в ставропольском крае

какое море было в ставропольском крае

какое море было в ставропольском крае

Культурное Ставрополье запись закреплена

ТАЙНЫ ДРЕВНИХ МОРЕЙ

На Ставрополье полно удивительных загадок природы, о которых мы зачастую даже не догадываемся

Сарматское море, плескавшееся на территории края, исчезло миллионы лет назад. Морское дно стало сушей. Так на территории Ставропольской возвышенности появились невысокие столовые горы.
Если Нижнесарматское море было глубоким и на его дне накапливались глинистые отложения, в дальнейшем ставшие слоеными пластами, то Среднесарматское было мелководное. На его дне скапливался песок, а когда оно совсем помелело, то погибшие моллюски раковин образовали мощный слой известняка-ракушечника.
Одной из загадок древних морей являются известково-песчанистые образования, которые ученые называют конкрециями. Это своеобразные желваки, залегающие в толще песка, покрытого плитой известкового песчаника или ракушечника.
География известково-песчанистых образований на территории края достаточна широка. Немало их на Прикалаусских высотах и даже в окрестностях Ставрополя. О некоторых из них хотелось бы рассказать подробнее.

Цацки для детей и взрослых!

Гору Сейна жители станицы Темнолесской Шпаковского района называют еще Навес, поскольку она, словно застывшая волна, нависла над населенным пунктом. Под бронирующей плитой известняка, покрывающей вершину, залегает сарматский песок, в котором таятся конкреции. Они похожи на каменные шарики и округлые лепешки, сцементированные между собой.

Возникли они в результате того, что вода, просачиваясь по трещинам известняка-ракушечника, насыщалась известковым раствором, который в итоге сцементировал песок.

Без сине-зелёных не обошлось

Основой большинства таких изваяний природы служат тонкие вертикально стоящие плитки песчаника, иногда напоминающие строительный шифер или плоские доски.

Бывают и другие природные шедевры, где, кажется, «чертовы пальцы» пытаются разорвать сплетенные между собой корни дерева.

Конкреции эти, точно идолы,
в ряд
Во дворах светлоградских
сегодня стоят.
Если дальше так дело
с горою пойдет,
То ее красота навсегда
пропадет.

Сумеем ли мы передать детям это великое природное наследие, оставленное матушкой-природой?

За дело взялись вода и ветер

Такого природного чуда, как Благодарненский карьер, расположенного в семи километрах от города Благодарного, мне еще видеть не доводилось! Даже в книге В.Г. Гниловского «Занимательное краеведение» нет ничего подобного по уникальности и масштабу, хотя в ней речь идет об аналогичных образованиях на горе Куцай.

Образование известково-песчаных стяжений началось с того момента, когда песок, в котором были микроорганизмы и остатки водорослей, начал пропитываться известковым раствором, сцементировавшим его. А когда край пласта обрушился и ветер выдул песок, появились на свет каменные стержни.

Диаметр таких образований около 3-5 сантиметров, а их концы «обрублены», потому что от края плиты уже отламывались большие глыбы. На дне карьера, поросшего камышом и вербой, они образовали каменный хаос.

Длина стены более 20 метров. Затем она исчезает под землей (карьер, видимо, засыпали) и вновь выходит на поверхность, но уже тянется на полсотни метров, при максимальной высоте в четыре метра. Толщина образований здесь достигает 20 сантиметров в диаметре, напоминая распиленные короткие бревна. Любопытно, что поверхность образований облеплена маленькими шариками. Но стоит прикоснуться к ним, как эти бусины осыплются.

У каждого населенного пункта должна быть своя достопримечательность. Для жителей Благодарного таким предметом для гордости может стать карьер. Еще четверть века назад ставропольские краеведы предлагали это удивительное творение природы сделать геолого-геоморфологическим памятником природы.

Но… воз и ныне там. Более того, уникальный природный объект постепенно уничтожается и тонет в мусоре.

Василий ГААЗОВ,
краевед, член Русского
географического общества

Источник

Тайны древних морей

какое море было в ставропольском крае

На Ставрополье полно удивительных загадок природы, о которых мы зачастую даже не догадываемся

какое море было в ставропольском крае

Цацки для детей и взрослых!

Гору Сейна жители станицы Темнолесской Шпаковского района называют еще Навес, поскольку она, словно застывшая волна, нависла над населенным пунктом. Под бронирующей плитой известняка, покрывающей вершину, залегает сарматский песок, в котором таятся конкреции. Они похожи на каменные шарики и округлые лепешки, сцементированные между собой.

Возникли они в результате того, что вода, просачиваясь по трещинам известняка-ракушечника, насыщалась известковым раствором, который в итоге сцементировал песок.

какое море было в ставропольском крае

Без сине-зелёных не обошлось

Основой большинства таких изваяний природы служат тонкие вертикально стоящие плитки песчаника, иногда напоминающие строительный шифер или плоские доски.

Бывают и другие природные шедевры, где, кажется, «чертовы пальцы» пытаются разорвать сплетенные между собой корни дерева.

Сумеем ли мы передать детям это великое природное наследие, оставленное матушкой-природой?

какое море было в ставропольском крае

Каменное изваяние Мадонна

За дело взялись вода и ветер

Такого природного чуда, как Благодарненский карьер, расположенного в семи километрах от города Благодарного, мне еще видеть не доводилось! Даже в книге В.Г. Гниловского «Занимательное краеведение» нет ничего подобного по уникальности и масштабу, хотя в ней речь идет об аналогичных образованиях на горе Куцай.

Образование известково-песчаных стяжений началось с того момента, когда песок, в котором были микроорганизмы и остатки водорослей, начал пропитываться известковым раствором, сцементировавшим его. А когда край пласта обрушился и ветер выдул песок, появились на свет каменные стержни.

Диаметр таких образований около 3-5 сантиметров, а их концы «обрублены», потому что от края плиты уже отламывались большие глыбы. На дне карьера, поросшего камышом и вербой, они образовали каменный хаос.

Длина стены более 20 метров. Затем она исчезает под землей (карьер, видимо, засыпали) и вновь выходит на поверхность, но уже тянется на полсотни метров, при максимальной высоте в четыре метра. Толщина образований здесь достигает 20 сантиметров в диаметре, напоминая распиленные короткие бревна. Любопытно, что поверхность образований облеплена маленькими шариками. Но стоит прикоснуться к ним, как эти бусины осыплются.

У каждого населенного пункта должна быть своя достопримечательность. Для жителей Благодарного таким предметом для гордости может стать карьер. Еще четверть века назад ставропольские краеведы предлагали это удивительное творение природы сделать геолого-геоморфологическим памятником природы.

Но… воз и ныне там. Более того, уникальный природный объект постепенно уничтожается и тонет в мусоре.

Источник

Каменное яйцо, Сарматское море и ставропольская идентичность

какое море было в ставропольском крае

какое море было в ставропольском крае

О её авторах из керамической мастерской ART&FACT мы уже писали год назад. Тогда основатель студии Анна Багдасарова посетовала, что Ставрополью не хватает своей идентичности, узнаваемого стиля. Вместе с художником Катериной Ли они замахнулись на то, чтобы исправить эту ситуацию. И вот теперь они — одни из участников конкурса, который воплотит эту мечту в жизнь.

какое море было в ставропольском крае

Артефакты будущего

Сегодня мастерская скорее напоминает выставочный зал. Светлые окна, стеллажи по периметру и огромный стол в центре. На столе стоит каменное яйцо с незнакомым, но интуитивно понятным орнаментом. Оно бы вполне сошло за археологическую находку, но на самом деле это тотем из обожжённой глины, который уже скоро может стать одним из фирменных ставропольских сувениров.

— А почему именно яйцо?

Катерина Ли: У нас была цель — создать уникальный, узнаваемый стиль, в котором, с одной стороны, было наследие той земли, на которой мы живём, а с другой — наши мысли о том, как люди, жившие на этой территории, могли воплотить свои представления о мире, который их окружает. Это времена года, стихии, архаичные символы, которые мы создавали и наносили на теперь уже тотем.

Анна Багдасарова: Доктор исторических наук Юрий Прокопенко пишет, что у скифо-сарматских племён был культ, очень схожий с ираноязычными культами Солнца, который потом слился в культ Солнца и Огня, и в нём почиталась теория зарождения Вселенной из космического яйца. Осваивая эту тему, мы вбираем образ доисторического Сарматского моря и ныне вымерших животных, которые жили на этой территории.

какое море было в ставропольском крае

— Получается, вы решили создать для Ставрополья какую-то альтернативную историю?

Анна Багдасарова: Нет, мы не придумываем альтернативную историю и не любим, когда это так называют. Мы дополняем те исторические факты, которые дошли до нас благодаря археологическим исследованиям и литературным источникам, начиная с Геродота, и творчески дополняем их. Как часто пишут: «мифический образ скудно проработан». Это значит, что недостаточно информации по этому персонажу. Но можно провести параллели со схожими образами из других пантеонов и внести дополнение — то, чего не хватает. Точно так же мы как художники заполняем эти пустоты со своей стороны. При этом стараемся, чтобы эта заполненность не противоречила уже известным дискретным фактам.

Катерина Ли: Считайте это гипотезой.

Анна Багдасарова: Мы создаём этот стиль не на пустом месте. В его основе лежат скифо-сарматские орнаменты и вкрапления из других культур, проживавших на нашей территории. Мы можем что-то дополнить, внести свои трактовки, но остаёмся в тех рамках, когда образы интуитивно понятны. Солярные символы, плодородие, изобилие — всё это воплощалось несчётное количество раз и воспринимается «памятью предков».

какое море было в ставропольском крае

— То есть, вы создаёте такие псевдоартефакты для связи времён?

Катерина Ли: Можно сказать, что этот тотем — псевдоартефакт. Но создавая его, люди закладывают некий культурный код.

Анна Багдасарова: И по этому коду можно считать то, о чём думал скульптор. Керамика в этом плане — универсальный материал, который богаче, чем что-либо, даёт представление о технологиях, образе жизни и культуре создателей.

какое море было в ставропольском крае

Как придумать символ Ставрополья

— Конкурс «Сувенир Ставрополья» практически воплощает то, о чём вы говорили в прошлом году. Как вы о нём узнали и какое участие принимаете?

Катерина Ли: Год назад мы собрались с Аней, сидели на террасе и обсуждали, что нет у Ставрополя узнаваемого лица…

Анна Багдасарова: Даже общей темы нет. Идея с конкурсом «Ставропольский сувенир» прекрасна, но нельзя думать, что сувенир — это конкретный предмет. Должна быть сквозная идея, объединяющая тема, которая может быть воплощена в любой форме: магните, колокольчике, тарелке — да в чём угодно. Она должна узнаваться на уровне орнаментов, символов, интуитивно считываемых знаков. Недостаточно сделать просто колокольчик, по которому человек просто будет помнить, что побывал в Ставрополе. Нужна универсальная концепция.

Эта тема витает. Она с прошлого года буквально концентрировалась в воздухе. В нашей мастерской она воплотилась в проект «Легенды Сарматского моря». Со стороны властей — в этот замечательный конкурс. Это параллельные истории, и о самом конкурсе мы узнали меньше месяца назад. Мы просто случайно встретились с его организаторами, а они сказали, что как раз собирались нас приглашать. Но осознание того, что это востребовано, что совершенно разные люди думают об одном и том же, очень помогает в работе.

Сейчас есть ощущение, что все готовы к появлению ставропольского образа. Причём не на уровне «хорошо, если было бы», а на уровне конкретных предложений и проектов.

какое море было в ставропольском крае

— Но почему именно сейчас? Мы не были готовы к этому пять или двадцать лет назад?

Катерина Ли: Обычно формирование ремёсел — это очень долгий процесс. На основе тысячелетнего опыта воспроизведения каких-то культурных образцов возникал стиль. У нас сейчас всё проходит стремительно. Только что ничего не было, и вот оно начинает появляться.

Анна Багдасарова: Сама идея создания ставропольского сувенира ущербна без обращения к опыту прошлого. Нельзя сказать: «а давайте придумаем какой-нибудь символ». Его нужно найти, прочувствовать, понять, почему это именно он. Без исторического контекста он не то чтобы невозможен, но будет случайным и неубедительным. Поэтому все прошлые попытки создания некой идентичности Ставрополя не имели успеха. Полученные результаты были разрозненными. В них не было смысловой пропитанности.

Катерина Ли: У тех символов не было истории, они появлялись как образы сегодняшнего дня и воплощение полиграфических возможностей. Да, красивая картинка, хорошо скомпонована. Но о чём она? А люди любят истории. Люди любят догадываться. Когда всё на виду, то истории нет, человек не участвует в этом процессе.

— Вы решили черпать вдохновение в истории. Но почему именно сарматы?

Катерина Ли: Моей задачей было понять, о чём думали и что рисовали древние люди, кочевавшие по Северному Кавказу, какие знаки они оставляли. И на самом деле — почти ничего. Греческое, китайское, северных и южных земель — у нас можно найти следы многих культур. Выделить в этом что-то своё, которое было бы вскормлено землёй, практически невозможно. Потому что кочевники. Мне нужно было чем-то объединить все эти кочевые народы: солнце, земля, вода — самые простые вещи, которые нас окружают.

— Но всё равно это образы какого-то древнего прошлого. А как же настоящее и будущее? Символ должен быть универсальным в этом плане.

Анна Багдасарова: Символ плодородия, взятый из архаичных кодов, как ничто другое уместен для сегодняшнего Ставрополья. А что касается будущего, то каким человек для себя его видит? Это процветание. Он хочет жить и жить хорошо. Он хочет что-то создавать и оставлять после себя. Не дробя этот вектор на более мелкие составляющие, этот образ плодородия, изобилия и благоденствия проходит из прошлого в будущее.

Катерина Ли: Мы через эту стилистику начинаем просто описывать историю. Взять, к примеру, наших южных слонов, которые жили здесь задолго до людей, или само Сарматское море. Главное, что мы нашли свой художественный язык, которым можно описать любую эпоху. Вот, к примеру, христианский образ — это тоже часть нашей истории. Вот современность…

В это время Анна и Катерина показывают простую картонную коробку, на сторонах которой написаны разные сюжеты. Главный из них — стилизованный рисунок Ставрополя: вздыбившийся посреди степей холм, на котором стоят Триумфальная арка, Ангел-хранитель, Казанский собор и другие узнаваемые места города.

какое море было в ставропольском крае

— Забавный у вас Ставрополь вышел. Запоминается.

Анна Багдасарова: Мы стараемся, чтобы человек, живущий здесь, сказал: «Да это же Ставрополь!». Вот наша возвышенность, основные символы города — они уже узнаваемы. Задача любого сувенира, участвующего в конкурсе, именно в этом: человек говорит: «Это Ставрополь, и я его люблю!». Вот и всё, чего мы хотим.

Катерина Ли: Нас в институте учили системно подходить к разработке проекта. И в случае с символикой Ставрополья, копнув глубоко, я поняла, что не могу просто остановиться на казачестве, как это часто делают. Оно не фундаментально. И те народы, что жили здесь до этого, они тоже не были первыми.

Анна Багдасарова: Поэтому мы взяли Сарматское море. Это настолько протяжённая во времени конструкция, что каждый человек может найти в ней свою проекцию, то, что ему интересно и близко. Мы не исключаем казачество, хазар, скифов, доисторические времена. В этой реконструкции можно найти всех, не дробя и не выделяя что-то одно. Этим наш проект также отличается от прошлых попыток.

какое море было в ставропольском крае

Профсоюз мастеров

— Вы планируете как-то взаимодействовать с другими участниками конкурса «Сувенир Ставрополья»? Или между вами существует конкуренция?

Анна Багдасарова: Так получилось, что когда мы узнали о конкурсе, то уже были к нему готовы. Но мы не настаиваем, что это единственный возможный вектор развития сувенирной продукции. Это всегда сложный и долгий процесс. Те, кто хочет принять участие в конкурсе, вынуждены вначале крепко подумать, создать в голове образ. Даже если у тебя были идеи, для реализации требуются время, усилия и самые разные таланты.

Мы очень хотим познакомиться с другими участниками, потому что нам интересно, как мыслят люди, которые хотят создавать что-то для Ставрополя.

какое море было в ставропольском крае

— Говорят, для этого даже устроят мастер-класс, куда соберут всех участников…

Анна Багдасарова: С этим вышла забавная история. Когда мы встретились с организаторами конкурса, то в числе прочего рассказали, что нам необходима ремесленная палата — своего рода профсоюз, который позволит нам объединяться и в творчестве и организационно, решать какие-то проблемы, предлагать проекты, которые будут увидены и воплощены. И они нам отвечают, что работа в этом направлении идёт полным ходом и вскоре она будет создана. Наступает момент, когда многие усилия и чаяния сливаются в один поток.

Сразу после конкурса мы организуем фестиваль творческих ремесленных профессий, который будет длиться неделю, и в нём будет сделан упор на образование. Да, там будут показы, маркет и всё прочее, но главное — лекции и мастер-классы. Не просто «как что-то сделать», а профессиональный подход.

Катерина Ли: Каждый мастер будет рассказывать о своём творчестве как профессии. Оборудование, работа с заказчиками, материалы, контакты с властями, юридические и финансовые аспекты. Мы хотим показать, как организовать производственный процесс, как собирать команду, как привлекать специалистов и ресурсы. И ремесленная палата тут как нельзя кстати.

какое море было в ставропольском крае

Приём заявок на конкурс «Сувенир Ставрополья» продолжается. Все желающие могут отправить их на электронную почту по адресу SKsuvenir@inbox.ru. По телефону 8 962 444-65-85 вас всегда проконсультируют и помогут оформить заявку, а если нужно — и доработать проект.

Фото: Родион Колчанов, Анна Багдасарова

Источник

Сарматское море. Где оно было и куда оно пропало

За свою многомиллионную историю существования наша планета не единожды меняла свой рельеф и очертания. Там, где когда-то плескался океан, возникали горы и материки. А плодородные земли становились дном озер или морей. Да и сами моря могли менять свои размеры, обитателей и состав воды.

какое море было в ставропольском крае

До сих пор многие наши современники даже не представляют, насколько сложный «организм» наша планета. Убедиться в этом поможет Сарматское море, история которого представляется совершенно удивительной и даже немного фантастической. Если вы готовы к увлекательному путешествию в прошлое, то мы можем приступать к нашему повествованию.

Обычно первый вопрос, который приходит на ум каждому, кто впервые слышит про Сарматское море: «Где находится или находился этот необыкновенный водоем?» Ответить на него геологам помогли различные пробы грунта, которые содержат окаменелые остатки морских обитателей.

какое море было в ставропольском крае

Ведь довольно долгое время подобные окаменелости, найденные в Альпах, Карпатах и даже в долине Гималаев, считали подтверждением истории о Всемирном потопе. Она как нельзя лучше объясняла, почему там, где воды нет и не может быть, когда-то в изобилии водились морские животные, а дно было полностью усыпано раковинами моллюсков.

Но с развитием науки ученые смогли выяснить, что Тетис разделился на несколько водоемов. Одними из самых крупных образованных морей были Паннонское и Сарматское. Последнее занимало довольно обширные территории.

Ученые смогли доказать, что Сарматское море простиралось от современной Вены до горной системы Тянь-Шань. Изначально оно было соленым, а его самыми крупными островами являлись Крым и Кавказ. Считается, что период, когда выделилось Сарматское море — это приблизительно четырнадцать — десять миллионов лет назад.

какое море было в ставропольском крае

Образовавшееся несколько миллионов лет назад море имело одну особенность, которая послужила поводом называть его озером. Сарматское море было изолированным водоемом, не имевшим связи с Мировым океаном. Поэтому морские обитатели, попавшие сюда, стали своеобразными заложниками, которые были вынуждены приспосабливаться к довольно странным условиям жизни.

Средиземное море находилось южнее Сарматского, и первоначально между ними была связь, но поднявшиеся со дна Карпатские горы кардинально изменили ситуацию. С этого периода Сарматское море стало полностью замкнутым и пополнялось только за счет впадающих в него рек. Rachat de voiture HS Vendre voiture accidentée

Отсутствие связи с Мировым океаном делало Сарматское море все более пресным. Это, естественно, сразу же сказалось на морских обитателях, некоторые виды которых вымерли из-за невозможности адаптироваться к новому составу воды. Однако ситуация еще несколько раз менялась, и Сарматское море не единожды преподносило сюрпризы.

какое море было в ставропольском крае

Приблизительно восемь миллионов лет назад благодаря геологическим изменениям на месте когда-то огромного водоема образовалось Понтическое море, объединившее сегодняшние Черное и Каспийское моря.

Так как водоем был вновь лишен связи с Мировым океаном, то вода в нем была пресной. Приблизительно с периодичностью в миллион лет земная кора то прогибалась, то вновь поднималась, поэтому состав воды существенно менялся.

В дальнейшем Черное и Каспийское моря были окончательно разделены возникшим массивом Кавказских гор. Многие геологи и историки утверждают, что это было далеко не последним этапом в существовании Сарматского моря. Ученые считают, что оно существовало еще несколько тысячелетий назад.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *