какое море ближе к пермскому краю
«Белое море» Березников
Приветствую всех любителей путешествий по родному краю!
.Сегодняшний мой рассказ будет не совсем обычным, потому что он посвящен не старинному городу, не памятнику истории или природной достопримечательности. Я хочу рассказать об объекте сугубо промышленно-техногенного характера. Речь пойдет о Березниковском содовом отстойнике или по правильному — шламонакопителе.
А свое повествование я начну с исторической справки. В далеком 1869 году пермский купец-промышленник И.И. Любимов приобрел у казны Березниковские соляные промыслы, что располагались на острове Берёзовом. В 1881 году в Брюсселе Любимов заключил контракт с бельгийским содопромышленником Эрнестом Сольве о создании на Урале совместного содового предприятия. И уже в середине 1883 года новый завод выдает первый пуд товарной кальционированной соды.
Для приезжих специалистов рядом с заводом был построен небольшой поселок, в котором помимо жилых домов находилось заводоуправление, школа и больница. Каждое здание строилось по индивидуальному проекту. Для местных жителей было удивительным наличие в квартирах водопровода с горячей водой, душа и ванной. Борис Пастернак, остановившийся здесь во время одной из своих поездок по краю, назвал поселок при БСЗ «маленькой промышленной Бельгией».
Протока, отделявшая остров Берёзовый, постепенно заросла и была засыпана. А на месте старого поселка вырос гигант уже советской химии — город (с 1932 года) Березники.
Одним из выдающихся достижений Э.Сольве был разработанный им промышленный метод получения соды, который применяется во многих странах мира и по сей день. Однако, в технологическом процессе образуются твердые отходы и промышленные сточные воды, которые в виде пульпы подаются в отстойник – шламонакопитель. На Березниковском содовом заводе в 1971 году был введен в эксплуатацию шламонакопитель № 2, который за его огромные размеры в народе прозвали «Белым морем».
Посмотрите, как он выглядит на снимке из космоса.
Основным содержанием пульпы являются нерастворимые карбонаты магния, кальция и сульфат кальция. Попадая в технологический резервуар эти вещества постепенно оседают на дне, а очищенная вода может быть повторно использована в производственном цикле.
По результатам биотестирования специалистами Пермского политеха установлено, что шлам содового производства (шлам карбоната кальция) после завершения процессов самоуплотнения и обезвоживания в отстойнике-шламонакопителе относится к 5 классу опасности (практически неопасные) для окружающей природной среды и не оказывает токсического воздействия на живые организмы.
Подсохшие шламы и глина могут быть востребованы в сельском хозяйстве для обработки почв, в горнодобывающей промышленности для нейтрализации шахтных вод и восстановления ландшафтов в местах добычи серосодержащих полезных ископаемых, в строительстве для производства различных стройматериалов и конструкций, на газо-нефтедобывающих предприятиях для получения буровых растворов, а также в дорожной отрасли в качестве заполнителя для асфальтобетонных смесей. Однако, все эти способы использования отходов содового производства требуют их дополнительной очистки, а соответственно и дополнительных затрат. Поэтому в данное время наиболее вероятным будет выбран вариант использования осадочных веществ для приготовления покрытия грунтовых дорог, в составе которого традиционно используемые глины будут заменены шламом содового производства.
Сегодня наполненность отстойника составляет 95%. На Березниковском содовом заводе принята программа по рекультивации этой территории. К 2030 году она должна превратиться в парковую зону.
Так как никакой опасности для человека шламонакопитель не представляет, то никакой охраны или заборов вокруг него нет, и любой желающий может посетить этот промышленный объект. Для поездки на отстойник лучше выбирать безветренный солнечный день, чтобы получились максимально эффектные фотографии.
Съезд к отстойнику находится прямо на трассе Усолье-Березники. Координаты точки съезда 59.446229, 56.711497.
Координаты смотровой площадки 59.439814, 56.715020.
Кстати, по пути слева от вас в кустах останутся руины церкви Троицы Живоначальной в Лёнве. Сооружение по-своему уникальное. Построена в 1688 на средства купцов-солепромышленников Шустовых. По преданию, выстроена на основе каменного дома Шустовых. Была украшена декором в духе московского зодчества с применением изразцов. В XVIII в. сооружён придел, перестроено завершение колокольни. Закрыта в 1930-е, а в 1943 вновь открыта. В 1962 закрыта окончательно. В настоящее время в аварийном состоянии, колокольня рухнула.
Добравшись до указанной точки, останется только подняться 20 метров на вал, опоясывающий шламоприемник по периметру.
Что вы увидите с северо-западного угла отстойника словами не передать. Это надо видеть. Огромное бело-голубое поле чуть отблескивающее в лучах солнца. И какой разительный контраст, если на снимке окажутся рядом синяя вода Камы и белое мертвое море.
Камское море
Камское водохранилище образовалось в 1954 году по причине строительства плотины на реке Кама в Пермской крае и Камской ГЭС. За два года водоем настолько увеличился в площади, что его стали также называть Камским морем. Уровень воды в районе плотины поднялся на 22 метра и распределился по окрестностям: на 350 километров по реке Кама, на 150 — по реке Чусовая, на 120 — по Салве, на 90 — по Обве, на 80 — по Иньве и на 60 — по Косьве. Из-за плотины была затоплена большая территория, части нескольких городов (Дедюхин, Добрянка, Усолье, Чермоз), предприятий (Добрянский чугунолитейный и железоделательный завод, Чермозский металлургический завод).
Конкретно очерченных границ водохранилища не существует даже в настоящее время, так как его берега постоянно размываются водой. Водоем популярен среди любителей пляжного отдыха и рыбаков, здесь очень разнообразная природа и красивые виды. На территории Камского водохранилища ежегодно в начале лета проходит известная по всей России парусная регата под названием «Кубок Камы». На берегах водоема в настоящее время расположена Пермская ГРЭС, а примерно в 40 километрах от Перми — архитектурно-этнографический музей «Хохловка» — комплекс деревянного зодчества под открытым небом. Камское водохранилище постоянно загрязняется сточными водами от различных промышленных предприятий городов Соликамск, Березники и многих других.
Уровень воды в Камском водохранилище
Полная площадь Камского водохранилища составляет приблизительно 1900 квадратных километров, а его объем — около 12 кубических километров. В самом широком месте водоем имеет длину 14 километров, однако в месте соединения рек Иньва и Косьва с рекой Кама ширина доходит до 27 километров. Максимальная глубина водохранилища составляет 30 метров.
Камское море в цифрах:
Для Камского водохранилища характерно колебание уровня воды в зависимости от времени года, которое может достигать 7,5 метров. С февраля по апрель объем воды может уменьшиться практически в 4 раза, а площадь водной поверхности уменьшается до 650 квадратных километров. В Камском море очень много заливов, которые именуются по названиям притоков Камы (Обвинский, Иньвенский, Косвинский, Чусовской, Сылвенский и т. п.). Ширина заливов составляется от 10 до 15 километров, а их длина — от 50 до 150 километров.
Отдых на Камском водохранилище
Береговая линия Камского водохранилища усыпана лесами, состоящими из хвойных пород деревьев (в основном, сосен) и берез. Общая площадь лесов составляет больше 4 миллионов квадратных метров. Вдоль берега Камского моря на протяжении 20 километров тянется гряда Лунежских гор. Высота горной гряды составляет не более 50 метров, но, несмотря на это, они являются объектом пристального изучения геологов и ботаников, благодаря уникальной и разнообразной флоре и фауне. Здесь на карстовых вершинах растет большое количество горно-степных и аркто-альпийских видов растений. В настоящее время изучены и зафиксированы около 450 видов, из них 23 — входят в Красную книгу.
Для туристов в окрестностях Камского водохранилища функционирует несколько туристических баз отдыха: «Сухой лог», «Камские дали», «Рябинушка» и многие другие. Посетители здесь могут в полной мере насладиться живописными панорамными видами на две самые внушительные реки Урала — Чусовую и Каму.
Рыбалка
Любители рыбалки ценят Камское водохранилище за его рыбное разнообразие — здесь можно поймать до 36 разнообразных видов рыб: щука, карась, уклейка, стерлядь, язь, налим, чебак, ерш, судак, лещ, линь, плотва, окунь, красноперка и многих других.
Размер рыб составляет от 500 граммов до 4 килограммов. Самые внушительные уловы случаются в заливах верхней части Камского водохранилища: Емельяниха, Сыньвенский и т. п. В зимнее и весеннее время года рыба обитает в старом русле реки Кама.
Места рыбалки на Камском море:
Камское водохранилище на google-панорамах
Как добраться до Камского моря
Камское водохранилище расположено на территории нескольких крупных уральских городов: Пермь, Соликамск, Березники, Чермоз, Добрянка, Усолье и других.
Как доехать до берегов Камского моря:
Также можно воспользоваться услугами такси в Перми: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, такси Перемен, Другое такси, Народное такси, Вип-такси, Три Таксиста, Эконом-такси, Единое, такси Президент, Фортуна, Гайвинское такси, Зебра, Твое Такси, Орджоникидзевское и другими.
Видео про Камское водохранилище
Поездка в Абхазию. День 1. Едем на юг! Пермского края…
День 1. 30/07/17 ВСК «Едем на юг! Пермского края…»
Пермь — Елово — Чайковский — Камбарка — Дюртюли — Суходол
Итак, все сборы закончены. Багаж уложен. Бак заправлен. В первый день нашего путешествия на юг предстоит преодолеть немало километров — добраться до южных районов Пермского края, пересечь Башкирию и кусочек Татарии, вечером поискать ночлег, как можно ближе к Самаре.
В семь часов утра мы выезжаем из родного двора под звуки марша «Прощание славянки».
Это уже стало доброй традицией — начало любого путешествия или сколь-нибудь дальней поездки начинать с «Прощания славянки» Агапкина. Музыка всем знакомая. Бодрая, поднимающая настроение. Детям этот момент очень нравится. Впереди ждут многие километры дорог, новые впечатления и интересные места. Об этом родители уж, наверняка, позаботятся.
Сегодня, кажется, обычный день перегонов. Никаких новых достопримечательностей в родном крае не появилось. Но если подойти к этому вопросу нестандартно, то и любая мелочь может показаться новинкой.
Из города мы решили выезжать в сторону Юго-Камска. Пермяки могут возразить, что этот путь не самый оптимальный и интересный. Но я не соглашусь. Дорога, идущая на юг по левому берегу Камы ничуть не хуже трассы Пермь-Ижевск-Казань, которая пролегает по правобережью. Но там междугородняя трасса, фуры, трафик, напряженные обгоны, засады ДПС. А здесь спокойные дорожки районного масштаба. Знай себе кати. Дорожное покрытие очень хорошее. Никакого транзитного транспорта. Крутые повороты и густые леса наоборот придавали дороге необычности и загадочности.
С нашими попутчиками мы встретились на окраине города, около аэропорта Большое Савино. Коротко согласовали порядок движения, распределили рации для связи между машинами и двинули в путь. Наше путешествие началось!
В первые часы пути за бортом машины остались Юго-Камск, река Тулва, отворот на Осу, улочки Елово, где в одном из палисадников около дома был замечен вождь мирового пролетариата с высоко протянутой рукой. А на подъезде к Чайковскому мы свернули в сторону села Фоки.
Всем известно, что Пермский край тесно связан с достижениями советской космонавтики. Я имею ввиду не только производство ракетных двигателей семейства «Протон». Не аварийную посадку в тайге экипажа Леонова-Беляева после первого в мире выхода человека в открытый космос. Но и мало кому известный полет собаки Звездочки на космическом корабле «Восток-ЗКА-2». Это был последний экспериментальный запуск перед первым космическим полетом человека. Собака Звездочка в компании с манекеном человека-космонавта Иваном Ивановичем совершила полет вокруг земного шара 25 марта 1961 года и благополучно приземлилась на окраине села Фоки Пермского края. Тем самым было завершено испытание систем возвращения космонавта с орбиты. Сейчас на месте приземления Звездочки установлен памятный знак. Вот к нему мы и добрались, чтобы сделать первую свою остановку.
Памятный знак на месте приземления спускаемого аппарата с собакой-космонавтом Звездочкой Скромная героиня космоса
Памятник, установленный к 50-летию космического полета, приятно впечатляет, как своей скромностью, так и трогательным изображением собачьей мордахи. Я бы назвал его одним из лучших примеров того, как следует увековечивать пусть негромкие, но очень важные для истории события.
Короткий привал у села Фоки Космический знак на краю автотрассы
Еще один памятный знак можно увидеть на самой трассе. Но он является полной противоположностью только что увиденного нами монумента. Безвкусный, несколько обветшавший серый шар не так впечатляет, как полированный гранит с изображением Звездочки на краю поля.
Город Чайковский лежал не совсем на нашем пути. Пришлось сделать отворот на десяток километров, чтобы заехать в его центр. Городок симпатичный, молодой, зеленый. Сегодня 30 июля — день Военно-Морского флота России. По этому случаю на улицах было замечено с десяток молодых людей в тельняшках. И столько же нарядов милиции, охранявших общественный порядок.
Памятник первым строителям Чайковского
А мы едем к парку культуры, который расположился на самом берегу Воткинского водохранилища. В наших планах было просто погулять, размяться и сделать небольшой перерыв. Провинциальные парки развлечений меня всегда умиляли какой-то своей непосредственностью и простодушием. Многое оборудование осталось с советских времен прошлого века. Периодически его подкрашивают и дальше эксплуатируют, чтобы получить хоть какую-то выгоду.
В чайковском парке развлечений
Так и в чайковском парке культуры я был однажды 35 лет назад. И даже помню этот павильон автодрома, и всё такие-же машинки. Только тогда это была диковинка, чтобы прокатиться на которой, нужно отстоять часовую очередь. Сейчас очереди нет. Все желающие подходят и спокойно катаются.
Парк небольшой, но достаточно плотно заставлен каруселями и густо напичкан разной ландшафтной архитектурой. Приятно, что за территорией следят. За выделенный час времени мы обошли весь парк по кругу, посмотрели, что тут есть, да сделали несколько фото с забавными персонажами деревянной скульптуры. Потом купили билеты на выбранные аттракционы (в единственной кассе у входа). Покатались на автодроме. Покружились на «Ромашке», которая меня удивила тем, что приводилась в движение воздушными винтами — гул стоит, как на взлете самолета. И прокатились на колесе обозрения, с которого хорошо видно речной простор и стоящие у причалов суда.
Аэрокарусель Чайковские матрешки Улыбочку! Вид с колеса обозрения
В назначенный срок снова встречаемся с друзьями на парковке и продолжаем наш путь. Сначала на выезд из города, а потом сворачиваем на Камбарку.
Я ожидал, что дороги будут там похуже, возможно, встретится и гравийка. Но нет, везде приличный асфальт, по которому можно вполне комфортно и быстро передвигаться.
Еще одной заботой была переправа через реку Буй, где раньше действовал паром, потом был платный понтонный мост, а теперь построили мост капитальный, который также должен стать платным. Актуальной информации о том, как тут сейчас обстоит дело у меня не было. Но все оказалось как-нельзя лучше! Подъезжая к реке, мы выехали на свеженький асфальт, который вывел нас на новый мост. Перед въездом стояли кабинки для оплаты проезда, но они еще не работали. Все шлагбаумы были подняты. Так что самое коварное место мы проскочили быстро, с комфортом и бесплатно.
А дальше — дороги и дорожки гостеприимной Башкирии, когда только катишь да любуешься пейзажами за окном. То зеленые холмы, то синие озера, то желтые поля подсолнухов. Кстати, самые красивые, фотогеничные подсолнухи были именно в Башкирии, потому что южнее они уже вызрели и стояли, уныло повесив тяжелые спелые головы. Как тут отказать себе и не срезать головку? Ведь дорога дальняя…
На трассе М5 «Урал» местами идет ремонт, местами плотным строем тянутся фуры, и, чтобы их обогнать, нужно иметь достаточно просматриваемого пространства. Поэтому, как только стало темнеть, мы заехали в первый попавшийся мотель и остановились на ночевку. Гостиница попалась достаточно удачная. Словно дожидаясь нас, стояли, распахнув двери, два свободных трехместных номера. У каждого отельный вход. Это очень удобно, когда машину можно поставить прямо у дверей жилища и не нужно далеко бегать за сумками и чемоданами.
Стоимость ночевки составила 2000 рублей и еще 70 отдали за охрану парковки. Цена вполне адекватная, учитывая наличие в каждом номере кондиционера, своего санузла с душем и горячей водой. Правда, невозможность открыть окна, чтобы не напускать комаров, сделала ночь душной и беспокойной. А кондиционер, как обычно, дул на кого-нибудь из спящих, и поэтому мы его выключили.
Ужин мы устроили себе на террасе, раскинув походный столик. Правды ради нужно сказать, что это едва ли не единственный раз, когда он нам пригодился в этом путешествии. Обычно получалось или покушать в кафе за нормальным столом, или перекусить что-то, стоя на ногах.
В первый день мы проехали около 800 км, что соответствовало намеченному графику движения. Поближе познакомились с югом нашего родного Пермского края. От места ночевки до Самары оставалось немногим более 100 км. Их мы одолеем завтра по утренней прохладе.
Другие статьи из цикла «Путешествие в Абхазию»
Белое море в Березниках
Наверное, один из самых необычных ландшафтов в Пермском крае расположен в городе Березники.
Еще несколько шагов назад ты находился на берегу реки Камы, тебя окружал знакомый лес. И вдруг перед тобой открывается бирюзовая гладь тропического моря, ленивые волны мерно накатывают на снежно-белый песок. Что же это такое, неужели ты неожиданно перенёсся за тысячи километров от родных мест и оказался на Бали или каком-нибудь экзотическом курорте? Не может быть.
Березниковцы называют это «Белым морем».
Стойте, я вижу заводские постройки, интересно что это? Похоже на Березниковский содовый завод.
Любопытно, что Березники являются родиной содовой промышленности в России. Еще в 1883 году здесь начался выпуск кальцинированной соды. Завод построил известный пермский купец Иван Иванович Любимов в партнёрстве с изобретателем аммиачного способа получения соды бельгийцем Эрнестом Сольве. Любимов владел с 1869 года и расположенным рядом Березниковским сользаводом, значительно модернизировав его производство. То есть у него имелся источник природных рассолов, а недалеко, в районе Всеволодо-Вильвы, есть месторождения известняков. Всё что нужно для производства соды по аммиачному способу. К тому же, в 1881 году досюда дошла железная дорога, а вместе с ней и довольно дешёвое топливо в виде каменного угля. Со временем, старая промплощадка стала тесной и после Великой Отечественной войны был построен Новосодовый завод.
Так как в процессе производства соды образуются отходы (шламы), то для их хранения и был построен шламонакопитель, за белый цвет шламов получивший своё название. А вода в нём из-за химических соединений окрашена оттенками лазури.
Естественно купаться в «Белом море» не рекомендуется. Да и вообще сходить с дамбы нельзя. Шламы довольно вязкие и можно в них глубоко провалиться.
Говорят, здесь даже водятся розовые чайки!
Бьются волны о белый песок
Резкий контраст: с дамбы открываются красивые виды на Каму и город Усолье.
Вид на Троицкую церковь бывшего села Лёнва, перестроенную в 1688 году из палат солепромышленников Шустовых. Это одна из старейших церквей Прикамья.
Как добраться до «Белого моря» Березников?
Едем на автобусе до города Березники. Там идём на площадь перед ДК Ленина и садимся на автобусы, следующие в город Усолье или микрорайон Усольский. Едем до остановки «Лодочная база», переходим дорогу и идём в сторону дамбы шламонакопителя, мимо лодочных баз и разрушенной Троицкой церкви.
На машине нужно ехать в сторону Березников, затем по объездной ехать до отворота на Усолье и следовать по ней до тех пор, пока слева не покажется дамба, а справа информационный стенд, посвящённый Ленвенской церкви. Машину можно оставить здесь, либо проехать ещё 1,3 км и свернуть слева на грунтовую дорогу, которая приведёт вас прямо к дамбе.
GPS-координаты «Белого моря» Березников: N 59° 26.374′; E 56° 42.905′ (для смартфонов 59.439567°, 56.715083°).
Белое море Березников: описание, как добраться, фото
А вы бывали на Таити? В самом деле — после начала уральского лета 2018 года надо срочно вылетать на Таити. Потому как теплых дней нам в этом году природа послала щедро — можно их на одной руке пересчитать.
Я конечно не сильно по этому поводу страдаю — мне, напротив, лучше прохлада, чем жара. Но вот прекрасная половина человечества очень любит потеть на солнечных лазурных берегах и без них ей жизни никак нет.
В порядке импортозамещения вывез группу барышень на местные лазурные берега. Но поскольку у нас Урал — то лазурные берега суровые. О том, насколько они суровые вы сможете узнать из заметки ниже.
Море, море…
Закройте глаза и представьте — теплый бриз, гомон чаек, шум волн, вкус соли на губах… В руке у вас запотевший бокал белого сухого, а в комментариях под вашим фото в Инстаграмме как-бы восхищенный скрежет зубов лучших подруг. Что может быть прекрасней? Жизнь удалась!
Но что-то тут не так… А если посмотреть вокруг повнимательней? Вот уже и цвет волн какой-то слишком лазурный и ландшафт в целом подозрительный…
Подозрительная труба… Да и это не пальмы…
Если бросить галыш в такое море, он не булькнет и не пойдет на дно. Вместо этого вы услышите жирный шлепок и камень будет медленно погружаться в непонятную субстанцию.
Все реки впадают в море…
Так куда же нас занесло?
А занесло нас на шламохранилище Березниковского содового завода. Родоначальником его был первый в России содовый завод, запущенный в производство купцом Любимовым в конце XIX века по выпуску кальцинированой соды. В 1918 году завод был национализирован, а в 1923 году получил наименование «Березниковский образцовый содовый завод им тов. Ленина».
С 1930 по 1940 завод входил в состав Березниковского химического комбината, который в 1940 году разделился на заводы Азот, Сода и Сода-Хлорат.
Собственно сам завод и дал жизнь городу Березники — для приезжих неподалеку от производства на Березовском острове был построен весьма современный на то время поселок — это касалось как технологий, так и архитектуры. Пастернак, будучи здесь проездом в 1916 году, в своем письме назвал его «маленькой промышленной Бельгией».
Для нейтрализации отходов таких гигантских химических производств было построено шламохранилище, в которое сливали шламы как сам Содовый завод, так и другие рядом расположенные предприятия — например, Ависма, Сода-Хлорат. Смешиваясь и нейтрализуясь, они выпадали в осадок, образующий такой необычный цвет.
Можно здесь купаться?
Конечно же, купаться здесь не рекомендуется, да и вязнуть в осадке на дне особого удовольствия не составит. Но вот тиснуть при определенных навыках фейковую фоточку в Инстаграмм все же можно ))
Как добраться?
Чтобы добраться до шламохранилища, необходимо проехать Березники по объездной дороге и свернуть на Усолье. Не доезжая до моста перед Усольем, возле остановки остановки автобуса будет отворот налево. Дальше по грунтовой дороге вдоль дамбы шламохранилища. По пути встретите руины Троицкой церкви.