какое мирское прозвище было у стефана пермского
СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына [1]. Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.
Почитание и наследие
Тело святителя Стефана было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.
Молитвы
Божественным желанием, / от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, / ярем Христов взял еси / и людей оляденевшая древле неверием сердца, / Божественное семя в них сеяв, / евангельски духовне породил еси. / Темже преславную твою память почитающе, молим тя: / моли, Егоже проповедал еси, / да спасет души наша.
Использованные материалы
[1] Так в Житии св. Прокопия, согласно сообщению исследователя жития святого Стефана Александра Котылева. В статье http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm указано что святой Прокопий предсказал в раннем детстве Стефану, что тот станет просветителем перми.
[3] В Житии он именуется «Пам-Сотник».
[5] Ныне хранится в Вологодском заповеднике
Святитель Стефан Пермский
9 мая (26 апреля ст. ст.) Церковь празднует память святителя Стефана, просветителя Перми, апостола зырян.
«Молюся Святей Троице, единосущней, неразделимей, прошю дара:
да ми послет благодать Свою в помощь мою, да ми подаст слово твердо,
разумно и пространно, да ми въздвигнет ум мой, отягченый унынием и
дебелством плотным, да ми очистит сердце мое, острупленое многыми
струпы душевных вредов и телесных страстей, яко да бых
възмогл поне мало нечто написати и похвалити добляго Стефана,
проповедника вере, и учителя Перми, и апостолам наследника».
Содержание:
Житие святителя Стефана Пермского
Стефан Пермский был видным просветителем XIV века, поэтому о его жизни до нас дошло довольно много сведений. И все же основной источник — житие, вышедшее после тщательной подготовки из-под пера Епифания Премудрого в конце XIV века: «А отыскал я это и изложил его житие, и там и здесь собрав: кое-что услышал в устных рассказах; кое-что разузнал от его учеников, что касается его учительства и епископства; кое-что другое видел я своими глазами, а об ином я с ним самим многократно беседовал и от него узнал; о прочем же расспросил старых мужей». Историки также пользуются фактурой, представленной в летописях, фольклорных преданиях и сказаниях. Особый интерес представляет резьба по кости со сценами из жизни на посохе святого Стефана.
Посох св. Стефана Пермского. Пермский краеведческий музей
В Житии Прокопия Устюжского говорится, что этот Христа ради юродивый предсказал еще трехлетней матери Стефана рождение святого сына: «И множеству людей приходящу на праздник в соборную и апостольскую церковь честнаго ея Успения, святый же седяще близ церкви на камени, противу никому же не вставая, не поклоняяся. Единою идущи некой жене града того, от младыя връсты, некоего человека именем Ивана, глаголемого Секирина, и егда узре блаженный реченную жену, к церкви идущю, и скоро встав, и проглагола рече: «Добре пойди: роженное имаши быти владыку». Тот же сюжет в Устюжском летописце звучит несколько иначе: «По некоем времени блаженному Прокопию (устюжскому чудотворцу) идуще мимо соборную церковь во время вечерняго пения и виде отроковицу именем Марию трех лет сущую, поклонися ей до земли и рече во услышание всем: “сия отроковица Мария грядет мати Стефана епископа Пермскаго учителя”. И слышавше народ начаша дивитися».
Стефан родился ориентировочно в 1340 году в Великом Устюге. Историкам известно, что его назвали прозвищем Храп. Отец его, Симеон, служил в главном храме Устюга — в церкви Пресвятой Богородицы. Мать святого звали Марией. С юных лет стало понятно, что Стефан обладает незаурядными способностями: он всего за один год научился читать и помогал отцу в церкви при богослужении в должности канонарха и чтеца. Вскоре молодого Стефана постригают в монахи в ростовском монастыре Григория Богослова. Этот монастырь также был известен под названием «Затвор». Юноша выбрал его потому, что в нем была богатая библиотека: «…постригся он в чернецы в городе Ростове в монастыре у святого Григория Богослова, в так называемом Затворе, поблизости от епископии, — потому что там было много книг, необходимых ему для чтения, — при епископе Ростовском Парфении». Биограф его повествует, что новопостриженный инок со всей горячностью принялся изучать науки. Стефан желал читать святых отцов в оригинале, и для этого учил греческий язык. В годы, когда помогал отцу при церкви, он тесно общался с зырянами (так тогда называли народ коми). Теперь же, получив достаточный уровень образования, Стефан всем сердцем желал обратить язычников-зырян ко Христу: «Желая же обрести больший разум, он овладел как образом философии греческой грамотой и освоил греческие книги, и хорошо читал их, и всегда имел их у себя. И умел он говорить на трех языках, также и три грамоты знал, а именно: русскую, греческую и пермскую». Наибольший интерес для Стефана вызывало изучение Священного Писания. Епифаний, который был лично знаком со Стефаном, говорит, что тот не довольствовался «бедным учением», но предпочитал «умедливать», «пока до конца по истине не уразумеет». Встретив книжного мужа, он становился его «совопросником и собеседником», проводя с ним часы напролет, «распытая ищемых скоропытне». Епифаний, записывая свои воспоминания уже после кончины святого, просит у него прощения за то, «что был ему досадителем, препирался с ним о каком-нибудь слове, или о стихе, или о строке».
Как бы там ни было, вскоре Стефан начинает осуществлять давно задуманный им план — приступает к просвещению зырян. Для этого он разрабатывает зырянский алфавит, но не на основе славянского или греческого алфавитов, а на основе зырянских рун — знаков для зарубок на дереве.
Азбука Стефана Пермского
Зыряне особо благоговели перед так называемой «прокудливой березой» (по Далю, «прокуда» — дурацкая выходка, ущерб, вред). Эта исполинская береза росла на холме. Зыряне приходили на это место и приносили в жертву зверей, добытых на охоте. Святой Стефан срубил себе келью рядом с этим местом и каждый раз, как туда приходили суеверные зыряне, проповедовал им Христа. Затем святой просто срубил и сжег березу, и зыряне чуть не убили его за это. Стефан же сказал им такое слово:
«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
На месте же «прокудливой березы» святой поставил церковь Архангела Михаила, посрамителя бесов, причем устроил так, что пень от нее служил в этой церкви престолом.
Стефан Пермский срубает прокудливую березу
Проповеди Христианства служила и поставленная в главном зырянском селении Благовещенская церковь. Стефан украсил ее «яко невесту добру» — вся церковная утварь была привезена из Москвы. Сюда «частили» и некрещеные. Эти приходили не для молитвы, а полюбоваться на «красоту и доброту зданья церковного». Та церковь сама проповедовала своим великолепием. Зыряне были в полном восторге, как в свое время послы князя Владимира в Святой Софии. Всех крещеных Стефан учил созданной им грамоте, учил читать Часослов, Псалтырь и «прочие книги». В зависимости от их успехов он ставил кого в попы, кого в дьяконы, кого в чтецы или певцы: «и писать научая их пермския книги, и сам помогая им». Так, искра Христовой веры, вспыхнувшая в холодном северном краю, вскоре разожгла яркий очаг христианской культуры. Так, исполненный Святого Духа учёный Стефан несет свою прекрасную науку в непроходимые дебри первобытных дремучих лесов.
Кульминацией же миссионерских подвигов Стефана стал спор с Памом-сотником, зырянским правителем, которого Епифаний называет «знаменитым кудесником, волхвам начальником, знахарям старейшиной». Пам предложил разрешить спор об истинности веры двумя испытаниями: Стефану и Паму следовало вместе пройти сквозь горящую избу, а также спуститься в одну прорубь на реке Вычегде, проплыть подо льдом, и подняться через другую. Пам, видя полную готовность своего оппонента, с позором отказывается от испытаний, хотя сам же их и предложил. Негодующие зыряне отдали его святому епископу со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», однако мудрый Стефан отпускает Пама, элегантно выйдя из навязанной ему дуэли абсолютным триумфатором и преодолев, таким образом, последнее препятствие к христианизации Малой Перми. В благодарность Господу за победу над предводителем язычников, Стефан построил на Вишере церковь святителя Николы. После этого проповедь святого становится все успешнее.
Читать онлайн в оригинале
Хотя его биограф и не следит за распространением Христовой веры в этом северном краю, но мы знаем, что при Стефане у зырян было поставлено много церквей и, как минимум, несколько очагов христианской колонизации — монастырей: Спасская Ульяновская пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановская — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымская Архангельская, Яренгская Архангельская.
Сохраняются и иконы, писанные рукой Стефана. Самая известная из них — «Зырянская Троица» с обширной надписью стефановской азбукой на языке коми.
Свт. Стефан Пермский. Зырянская Троица. 1379-1400 гг. ВГИАХМЗ. Вологда Азбука пермского языка, фрагмент иконы Зырянская Троица
Предание о заочной встрече Стефана Пермского с Сергием Радонежским
Умилительно «заочное свидание» Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, которое случилось в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель очень любил Радонежского чудотворца и всем сердцем жаждал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но никак не мог этого сделать из-за недостатка времени. Будучи в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который был в этот момент с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»
Почитание и прославление святителя Стефана Пермского
Весной 1396 года епископ вновь отправился в Москву, где занемог и скоропостижно скончался. По распоряжению князя Василия Дмитриевича его похоронили в монастыре «Спаса за стеною» в храме на Бору в честь Спасителя в Московском Кремле, рядом с могилами членов Московского княжеского дома. Это говорит об особом уважении к Пермскому святителю. По свидетельству Троицкой летописи, Стефан Пермский сразу же после смерти был почитаем в лике святых, хотя его официальное общецерковное почитание начинается лишь после Макарьевского собора 1549 года. В 1933-м году храм Спаса на Бору был снесен, а мощи святителя Стефана утрачены.
Во второй половине XV века на основе «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым, который лично знал епископа, была написана Служба святителю, автором которой стал Пахомий Логофет.
Итак, в узловом для Русского государства XIV веке, когда Москва в процессе собирания земель обратила свое внимание к Северу, именно епископ Стефан Пермский стал проводником русского влияния на новых территориях.
Тропарь, кондак и канон святителю Стефану Пермскому
Тропарь, глас 4:
Божественным желанием от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взем, и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них всеяв, евангельски духовне породил еси. Темже преславную ти память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет душа наша.
Кондак, глас 8:
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обретеся люди от идольския льсти свободив, и ко Христове вере привел еси, и волхва Пан сотника посрамил еси, темже и первый епископ и учитель Перми быв. Сего ради духовная ти чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся, Стефане, учителю премудрый.
Библиотека Русской веры
Канон святителю Стефану Пермскому →
Святитель Стефан Пермский. Иконы
«Боголюбская» с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Левая створка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский. Истома Савин. Икона. Москва. Конец XVI – начало XVII в. Минея Апрель (фрагмент). Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Св. Стефан Пермский. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Конец XVI в. РГБ. Москва Стефан Пермский, с житием. Третья четверть XVII века. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Св. Стефан Пермский. Фрагмент иконы «Одигитрия» со свв. иконописцами на полях. Конюшевский А.В. Сергиев Посад. 1999 год Святитель Стефан Пермский. Современная икона
Храмы в честь святителя Стефана Пермского
В честь святителя Стефана Пермского в 2006 году освящен храм РПсЦ в г. Перми.
Храм в честь святителя Стефана Пермского в Перми (РПсЦ). Фото с сайта sobory.ru
Стефан Пермский
Образ Степана Пермского (по прозвищу Храп) в народных представлениях, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а, с другой стороны, приобрел черты, позволяющие включить его в контекст традиционных воззрений и рассказов о тöдысь (колдунах). Степан Пермский встречается в фольклорных текстах, относящихся к трем различным жанрам: апокрифических рассказах, космогонических текстах и колдовском эпосе.
В контексте рассказов апокрифического характера осмысляются эпизоды миссионерства, большей частью упомянутые Епифанием Премудрым в «Житии. «: Степан Пермский ослепляет вымичей-язычников, попытавшихся его убить; рубит «прокудливую березу» (или дуб) и языческие кумирни; ходит по воде; состязается в вере с Памом (Паном); плавает на камне (каменном плоту). Последний сюжет получил широкое распространение и среди коми-пермяков, несмотря на то, что к крещению их Степан Пермский не имеет никакого отношения.
В легенде «Степан Пермский и сотник Пам», записанной Е. В. Ветошкиной от В. В. Шашевой в селе Усть-Вымь (1920 год) показан такой сюжет:
Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».
В русле космогонических мифов излагаются мотивы изгнания, крещения чуди, которая убегает, топится, зарывается в землю, освобождая место для новых народов; образ Степана Пермского замещает образ Ена в одном из этиологических сюжетов: во времена гигантских рябчиков один из них шумно взлетел и напугал коня Степана Пермского, он упал с коня и проклял птицу, с тех пор рябчик стал размером с собственное сердце.
Наиболее обширный круг сюжетов связан с колдовским эпосом, в который частично включаются некоторые сюжеты из апокрифических рассказов и космогонических мифов, в частности спор с Памом и гонение чуди (сюжет о девушке-утопленнице). В текстах данного типа образ Степана Пермского является зеркальным отражением образов тунов «колдунов», в особенности печорского Кыски и Тунныръяка.
Сюжетные узлы текста об утопленнице следующие: приплывание тунов (Степан Пермский) к часовне (кумирне), попытка обращения девушки в свою веру, отказ девушки и ее самоубийство, сжигание часовни (кумирни), наименование места утопления в честь утонувшей.
В традиционном ключе раскрывается образ Степана Пермского в сюжете состязания с локальными колдунами: мотивы заклинания лодки, сусла, топора, мотивы неуязвимости и потопа, мотив воздействия на противника через угощение и т. д. Фольклорный Степан Пермский побеждает тунов не божьим словом, а сугубо колдовскими приемами: стреляет в Ошлапея между ног, рубит топором вывернутой рукой Мелейку, поджигает дом Кыски его же веником, подрезает гасники (подвязки штанов) колдунам, чтобы освободить их душу и т. д.
Образ реальной исторической личности трансформируется в представлениях коми-зырян в образ сильного (дальнего) колдуна, побеждающего локальных тунов и тöдысь с помощью магии и хитрости.
Иллюстрация к сказке в литературной обработке Павла Черкашина
«Как Стефаний Пермский коми народ крестил»
Художник Т. В. Оленчинкова
Существует также коми-зырянское предание о Стефане Пермском и Кöрт-Айке.
Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Кöрт-Айки.
Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Кöрт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.
Кöрт-Айка бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Кöрт-Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.
Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности.
После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.
Прочитать книгу о Стефане Пермском на сайте библиотеки:
Источники:
Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке
Журавлев, С. В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян= Перымса медводдза Велöдысь, вежа Степан йылысь висьт / С. В. Журавлев; худож. Осипов В. Б.; пер. А. В. Ульянов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. – 31 с. : ил. – На рус., коми яз. Прочитать в электронной библиотеке
Коми легенды и предания / вступит. ст., сост. и пер. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар Коми кн.изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке
Лебедев М. Н. Бöрйöм гижöдъяс / М. Н. Лебедев; ред. И. Подоров; серпасалic М. Безносов. – Сыктывкар: Коми госиздат, 1940. – 318, [1] л. б. – На коми яз. – Избранные произведения. Взять книгу в библиотеке
Из содерж.: Кöрт-Айка. 202-210 лист бокъяс.
Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке
Уляшев О. И. Излань зыран, зарни зыран / Олег Уляшев; серпасалiс О. И. Уляшев. – Сыктывкар: Кола, 2014. – 94, [2] л. б. – Пер. загл.: К камню теснимые золотые зыряне. Взять книгу в библиотеке
Иллюстрации из альбома:
Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке
В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми»(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).