какое мировоззрение было в ссср

Как в СССР боролись с религией, и что получилось из противостояния государства и церкви

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

какое мировоззрение было в ссср

какое мировоззрение было в ссср

Уже в 1917 году, после того как к власти пришли большевики и стали активно образовывать страну советов, атеизм стал одной из главных составляющих советской идеологии, а православие стало считаться пережитком прошлого, рудиментом, мешающим двигаться к коммунистическому раю, построенному прямо на земле. Пожалуй, главной причиной того, что большевики объявили церковь вне закона, стал страх соперничества. Церковь рассматривалась как рассадник старой идеологии и царизма, прекрасно понимая, насколько сильно влияние церкви на население, большевики предпочли уничтожить ее на корню, нежели следить за тем, что конкретно она пропагандирует.

В 20-е годы стали издавать журнал «Безбожник», название, которое ранее скорее считалось оскорблением, как нельзя лучше демонстрировало дерзость нового правительства и его взглядов. Повсеместно выпускались плакаты с пропагандистскими материалами, закрывались духовные образовательные учреждения, у церквей отбирали ценности, земли, а то и вовсе закрывали их.

Если в 1914 году на территории России было 75 тысяч приходов, то в 1939 году их осталось всего около сотни. Многие здания церквей переделывались в клубы, зернохранилища, фабрики, а за ненадобностью и вовсе разрушались. Нередко в образцах архитектурного искусства организовывали конюшни или склады, чем приводили в шок вчерашних верующих.

какое мировоззрение было в ссср

Впрочем, глупо было бы надеяться, что население откажется от своей религии лишь в связи с тем, что так решило правительство. Потому повсеместно вводились меры наказания для тех, кого ловили с поличным. За покраску яиц на пасху могли выгнать с работы, исключить из колхоза. Даже дети знали о том, что нельзя никому говорить о том, что дома они пекли куличи. Доходило до того, что многие перед пасхой старались вовсе не держать дома яиц. Для того чтобы не было искушений, во время крупных религиозных праздников проводились массовые мероприятия, на которых было обязательно присутствовать. Это могли быть субботники, спортивные соревнования, были даже массовые шествия с чучелами священников.

Снижению уровня потребности в религии способствовала и урбанизация. Семьи переезжали в города, где был жестче общественный контроль и ниже влияние традиций и связь со своими корнями. Так они легче переносили новые обычаи и традиции.

Религию стали называть опиумом для народа, в этой достаточно избитой фразе скрыт глубокий смысл. Нежелание или неспособность взять ответственность за свою жизнь толкает человека на поиски того, кто эту ответственность возьмет на себя. Живет мужик с женой, плохо живут, но не хватает у него силы духа ни уйти от нее, ни изменить что-либо. Идет он к священнику, просит совета, а тот его уверят, что нужно отбросить дурные мысли и жить с женой и дальше. Увидев в этом божий промысел, человек будет и дальше терпеть опостылевшую жену и портить жизнь себе и ей.

какое мировоззрение было в ссср

При современных реалиях связь религии и государства прослеживается очень четко. В проповедях священники то и дело говорят о том, что дела государевы в гору идут благодаря стараниям конкретного чиновника. Те, в свою очередь, не станут жалеть денег на финансирование строительство нового храма или более земных благ.

Однако в СССР с религией боролись и не допускали того, чтобы церковь имела какое-либо влияние на население. И на то есть свои причины. Священники вовсе не были большевиками и были взращены царским режимом, а значит и речи не шло о том, чтобы переманить их на свою сторону. Никаких рычагов давления на церковь у государства не было.

Более жесткие меры

какое мировоззрение было в ссср

Если с населением вели пропагандистскую работу и скорее журили за непослушание, то священнослужители подвергались самым настоящим репрессиям. Хотя бы потому что большинство из них вовсе не желало смириться с тем, что их время прошло. Многие из них подпольно вели антисоветскую пропаганду. На пропаганду против церкви выделялись огромные человеческие и временные ресурсы, были партийные работники, которые занимались конкретно этим вопросом и регулярно отчитывались о принятых мерах и статданных.

Закон «О свободе вероисповеданий» в РСФСР появился в 1990 году, до этого семь десятков лет велась непримиримая борьба с религией. Документ, предшествовавший этому, декрет Ленина об отделении церкви от государства, был принят в 1918 году, но это была лишь верхушка айсберга, фактически же, это документ лишил церковь возможностей юридического лица, у них не было права на собственность, а также права преподавания несовершеннолетним.

Впрочем, декретом дело не закончилось, появился специальный восьмой отдел, который занимался изъятием собственности у церквей и подавлением любого сопротивления. Причем у отдела были все права на жесткие меры.

какое мировоззрение было в ссср

Запрет на вероисповедание показался большевикам недостаточной мерой, они пытались убедить население в том, что их долгое время обманывали представители духовенства, получая от них деньги. Одним из таких приемов стала практика вскрытия мощей. Это должно было показать прихожанам, что никакие они не нетленные, а все это очередной обман. Было даже издано соответствующее постановление, которое сделало подобную практику юридически обоснованной. Документ гласил, что вскрытие мощей необходимо использовать для разоблачения многолетнего обмана и доказательство спекуляции религиозными чувствами.

Столь пристальное внимание к мощам объясняется тем, что церковь того времени сделала из нетленных мощей настоящий культ. Причем основной упор делался именно на нетленность. Потому, планы большевиков на самом деле были успешными, ведь содержимое саркофагов всегда сулило лишь разочарование своей тленностью.

какое мировоззрение было в ссср

Несмотря на то, что изначально большевики опирались на постулат марксизма о необходимости лишения церкви материальной базы, сам Ленин понимал, что этот процесс не может быть быстрым. Что основной упор необходимо делать на просвещение.

Тем временем, журнал «Безбожник» становится неким центром, вокруг которого начинают объединяться активисты антирелигиозной организации. По крайне мере, такова была задумка. Однако со временем это направление деятельности получило негласное название «воинствующие безбожники» и их пропагандистская деятельность воспринималась населением скорее негативно из-за жестких и оскорбительных мер.

Сталинские меры

какое мировоззрение было в ссср

Воинствующие безбожники настолько шумно провели комсомольскую пасху 1924 года, сжигали чучела священников, пели революционные пенсии во время богослужения, что разозлили верующих. Однако ничего лучше, чем проводить антипраздники придумать не получалось, потому долгое время любая крупная православная дата превращалась в сюр. Во всей это истории политика Сталина оказалась самой результативной.

Теперь не просто предлагалось отречься от старых и привычных традиций, а взглянуть на них иначе, увидеть в них иной смысл и облечь их в новую идеологию. Рождество стало Новым годом, но праздник вернулся, новый подход проявился даже в архитектуре и стал называться сталинским ампиром.
Власти по итогу пришли к мнению о том, что религия – это марксизм, назвав его религией нового класса. Марксизм называли христианством, вывернутым наизнанку, белое стало черным, а черное – белым. Коммунисты проводят демонстрации, а православные идут на крестный ход. Первые собираются на партсобраниях, вторые – на службах. Вместо икон портреты и плакаты, есть свои мученики и святые, да что там, даже нетленные мощи тоже имеются.

какое мировоззрение было в ссср

Воевать с собственным населением советское правительство прекратило, как только им понадобилось объединить страну для борьбы с общим врагом – уже в первые месяцы Великой Отечественной. Все издания, которые выпускались воинствующими безбожниками перестали издаваться, а немцы на оккупированных территориях стали открывать закрытые ранее церкви. Советская власть вынужденно, пошла на уступки и прекратила гонения верующих и священнослужителей.

После окончания войны и до смерти Сталина религия оставалась в том же загнанном в угол положении. Пропаганду против религии возобновили, но антипраздники и акты вандализма в церквях не приветствовались, ограничиваясь лишь только публикациями в газетах. В любом случае положение дел оставалось стабильным.

Возвращение воинствующих безбожников

какое мировоззрение было в ссср

Однако так продолжалось не долго, после того как к власти пришел Никита Хрущев, антирелигиозная кампания развернулась с новой силой. Нет единого мнения относительно того, что стало тому причиной. Одни уверены, что Хрущев опасался, что через религию в страну проникнет западная идеология. Другие уверены, что Хрущев, желая укрепить материально-техническую базу, видел в церкви ресурсы. Третьи полагают, что он боялся потерять власть и не желал делить ее с церковными деятелями.

Все это стало причиной того, что вернулись те, кого можно было бы смело отнести к воинствующим безбожникам. ЦК КПСС регулярно публиковал постановления об упущениях в работе атеистической пропаганды. В 1958 году государство объявило о закрытии монастырей, их объявили религиозными пережитками, производились зачистки церковных библиотек. Было велено не допускать паломничества к святым местам.

Однако указы свыше на местах понимали весьма специфически, либо же подходили к их выполнению со смекалкой и особым рвением. Нередко святые места уничтожались вместе с реликвиями и ценностями. Так, например, водные источники, расположенные у монастыря «Коренная пустынь», были присоединены к реке, а само здание отдали ремесленному училищу. Таким образом, фактически уничтожив местную достопримечательность. Примерно также поступили с колодцем, к которому совершали паломничество перед религиозными праздниками. Его просто засыпали землей.

какое мировоззрение было в ссср

Однако не всегда уничтожение места паломничества было возможным. Потому в местах, где перед праздниками была высока вероятность появления верующих, выставляли посты милиции, которые должны были оперативно разгонять паломников.

Антирелигиозные хрущевские меры лишь только набирали обороты, строчились постановление за постановлением, праздники назывались пустой тратой времени и ресурсов, дескать, многодневное пьянство, забой скота приносит урон народному хозяйству. Тот факт, что любая работа в данном направлении не приносит желаемого результата, объяснялся тем, что она проводится либо в недостаточной мере, либо некачественно. А значит, нужно прилагать еще больше усилий.

Лекции, на которые делался основной упор, по мнению современников, были абсолютно бесполезны. В большинстве своем они предназначались не для верующих, а для атеистов, которым были вовсе без надобности. К тому же, сложно представить, что религиозный человек, чье мировоззрение складывалось с годами, с лекции, которая длится пару часов, вдруг выйдет убежденным атеистом. Потому в большинстве своем это было пустой тратой времени.

Более того, что касается молодежи и подрастающего поколения, то для них лекции подобного рода скорее становились причиной возникновения интереса к религиозной деятельности, церкви, как и к любому запретному и недоступному.

Брежнев и церковная оттепель

какое мировоззрение было в ссср

Если Хрущев всячески изничтожал церковь и любые религиозные проявления, то с приходом к власти Брежнева все изменилось. Пропаганды атеизма как таковой не проводилось, а церковь получила больше свободы. Однако ошибочно полагать, что советское руководство пустило эту сферу жизни страны на самотек. Да, сталинские и хрущевские установки были отброшены, скорее советское руководство решило использовать верующих и духовенство в своих интересах.

Церковь должна была помочь укрепить идеологию, сразу после того как Брежнев стал во главе государства были рассмотрены множество дел, против нарушения прав верующих, были освобождены многие священники. Однако это не означало изменения общего настроя. Стало больше внимания уделяться альтернативным обрядам, так, например, в эту эпоху было построено множество домов бракосочетания. Работала общественная комиссия, которая следила за тем, чтобы соблюдалось законодательство о культах.

Ослабления в адрес в церкви скорее были связаны с тем, что на Западе активно критиковали позицию СССР этом вопросе и обвиняли в гонениях верующих. А в середине 60-х годов и вовсе произошло знаковое событие: совет по делам церкви и совет по делам религиозных культов были объединены. Однако это означало, что церковь попала под полный государственный контроль. Теперь задачей церкви стала критика католицизма и империализма.

Стало появляться диссидентское движение, которое требовало прекратить использовать церковь для прикрытия спецслужб, ограничивать верующих в их правах. Особенно негодовали активисты по поводу того, что чиновники активно вмешивались в дела церкви.

Народное христианство

какое мировоззрение было в ссср

Запрет на посещение церкви, разрушение самого храма или невозможность отпраздновать религиозный праздник, никак не могли повлиять на факт самого верования. Ликвидация церковной системы никак не отразилась на мировоззрении людей, разве что они стали озлобленнее фактом разрушения того, что было им дорого и ценно. На обломках официальной церкви возникло так называемое народное христианство или хлыстовство и скопчество.

Факт того, что число священнослужителей свелось к минимуму, возложило эти функции на обычных людей. Чаще всего эта негласная роль переходила людям в возрасте, которые ранее были активными посетителями церквей, принимали участие в праздниках и вели богоугодный образ жизни. Менялись и объекты поклонения. Так, появляются понятие «святая вода» и «святые родники». Вместе с ними в культ возводятся яблони. Так, в Саратовской области была срублена такая яблоня, так люди продолжали приходить молиться к пню.

какое мировоззрение было в ссср

Отсутствие официальной религии породило возникновение самозванцев, едва ли не в каждом крупном населенном пункте стали появляться свои Иисусы и Богородицы. Аресты активистов не приносят каких либо действенных результатов, населением они напротив начинают восприниматься как избранники, а их арест как доказательство этого. Сразу после того как во время Великой Отечественной войны были открыты церкви, это явление снижается и практически исчезает.

Взаимодействие церкви и государства в России никогда не шло параллельно, несмотря на то, что государство является светским, а церковь отделена от государства. Различные исторические периоды характеризуются разным отношением как власти к церкви, так и наоборот. В любом случае, властьимущие то и дело пытались использовать церковь и религию для воздействия на населения и манипулирования им.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Новое в блогах

Великий и наивный советский человек.

Советское время выработало особый тип мышления и мировоззрения советского человека. Сплочённость народа в войне и послевоенном восстановлении страны окончательно сформировали и укрепили этот тип мировоззрения, привив его подавляющему большинству граждан СССР. В чём же особенности советского человека, какова система ценностей, какие преимущества и недостатки этого взгляда на мир?

Советский человек, в большинстве случаев считая себя атеистом, тем не менее старался жить по самым что ни на есть христианским заповедям. Советскому человеку было свойственно уважение к любому труду и презрение к нечестной наживе. Поэтому дворника в СССР уважали больше, чем западного толстозадого миллионера, понимая, что честным трудом такие капиталы не заработаешь. При этом признавали право великих учёных, знаменитых деятелей искусства, полководцев и героев страны типа Гагарина на материальные блага. Ни у кого не вызывало вопросов, что народный любимец Высоцкий ездит на чуть ли не единственном в СССР мерседесе. Но теневой делец, незаконно купивший хотя бы «Запорожец», вызывал презрение.

Поэтому преступность в СССР и была такой низкой. Никакая милиция или КГБ не смогли бы добиться такого, что под каждым третьим ковриком можно было найти ключ от квартиры — и никаких квартирных краж! Это могло обеспечить только советское мышление. А воры, если и обворовывали квартиры, то преимущественно подпольных цеховиков, спекулянтов и других представителей торговой мафии, которые были ещё большими ворами. И не только потому, что там было чем поживиться — лезть в обычную квартиру, которую и без ключа можно было открыть скрепкой за минуту, считалось среди воров «неспортивным». Всё равно что мастеру спорта побеждать новичка.

Советский человек был очень отзывчивым. Сейчас, когда к прохожему обращаешься на улице с вопросом — чаще всего смотрят настороженно. В СССР люди охотно подсказывали, как пройти куда-то, давали технический совет по сломавшемуся автомобилю, помогали донести сумки и вообще вызывались помочь, не дожидаясь просьбы. Дети, играющие на улице, могли позвонить в первую попавшуюся квартиру и попросить попить — никто не отказывал. Объяснялась такая отзывчивость в частности тем, что до Хрущёва подавляющее большинство людей жило в деревнях, в города уже потом начали массово перебираться. А в деревне отношения всегда были доверительней. К тому же в советское время вся деревня ещё и работала в одной и той же организации под названием «колхоз», и все соседи были ещё и коллегами по работе.

Для советского человека имели ценность различные достижения, полученные собственным трудом. Будь то высокая квалификация на работе, научная степень, спортивный разряд, различные полезные навыки. Вызывали уважение люди, применяющие эти навыки по делу. То есть спортсмен, оставив карьеру, по мнению советского человека, должен был идти в тренеры, окончивший институт с красным дипломом — в аспирантуру, а отслуживший в ВДВ обладатель специфических военных навыков — в милицию или КГБ. Те же, кто зарывал свои таланты в землю, вызывали сожаление и попытки наставить на правильный путь. В точности как в христианской притче о талантах.

Советский человек не боялся трудностей и приучал к этому своих детей начиная с пионерии. Жаловаться и хныкать было стыдно. Это — отголосок войны, когда вся страна прошла через нечеловеческие трудности и лишения. «Наши отцы такое пережили, а нам должно быть просто стыдно жаловаться на что-то». Поэтому, например, откос от армии вызывал всеобщее презрение. В деревне откосивший от армии парень вообще имел серьёзные шансы никогда не жениться — ни одна уважающая себя девушка за такого не пойдёт.

Приветствовалась скромность, хвастаться чем-либо было стыдно. Этого момента в воспитании очень не хватает сегодняшнему поколению. В советское время детей приучали с детского сада, что хвастаться нехорошо.

«Кому больше дано — с того больше спрашивается». Высокопоставленные лица, генералы, учёные, директора предприятий требовали от своих детей быть лучше других. Отчасти, правда, это объяснялось контролем за моральным обликом всей семьи высокопоставленного человека. «Ты не должен гулять допоздна». «Но Вася гуляет сколько хочет, почему мне нельзя?» «Потому что у Васи родители работают на заводе, ему можно больше, а ты должен помнить, чей ты сын». Современная «золотая молодёжь» и представить не может такого подхода.

Уважение к старшим — этому учили с детства. Причём уважать учили не только древних стариков, но просто тех, кто значительно старше тебя. Грубость 30-летнего в отношении 50-летнего, мягко говоря, не приветствовалась в советском обществе.

Но советское воспитание имело и свои недостатки, которые проявились с крушением этой системы. Оказалось, что советские люди безоговорочно доверяют государству и неспособны уловить момент, когда государство их предало. Так миллионы русских, никуда не уезжая из своего дома, ВНЕЗАПНО и оказались в 1991 году в других государствах. Причём в некоторых из которых поклоняться Гитлеру не считалось чем-то плохим. Именно благодаря этому недостатку русских и вырезали в южных республиках — люди оказались неспособны самоорганизовываться, когда исчезли партия и правительство. Потом-то научились, но было уже поздно.

Из этого доверия к государству вылез и другой недостаток, активно эксплуатирующийся ельциноидами в первые годы после разрушения СССР — доверие к СМИ. Советский человек по инерции воспринимал кривляющегося на экране жулика как представителя государства, поэтому и несли люди деньги во всякие МММ.

В целом же советское воспитание — очень даже неплохой вариант, и когда встречается человек, сохранивший тот образ мышления, при этом не живущий иллюзиями и не впавший в маразм — общаться с таким человеком очень приятно. Он открытый, честный, ничем не понтуется, не пытается ставить себя выше других, не несёт ненужного негатива, всегда готов придти на помощь. К сожалению, таких людей в наше время осталось мало, девяностые прошлись по сознанию людей как танком.

Источник

Основы советского мировоззрения

В статье «Что такое «советская нация»?» http://sumy-grad.livejournal.com/2015/03/17/ (и в последовавших за ней другим статьям, написанным в развитие сформулированных в заглавной статье идей), а также в комментариях, мы обсуждали характеристики, особенности советского проекта, осуществлявшегося в ХХ веке в реальной стране – СССР.

В настоящей статье я попытаюсь кратко и понятно для широкого читателя представить основы мировоззрения, заложенного в советский проект, то есть мировоззрения «советской нации». Поскольку нация наша, как, впрочем, и многие другие нации, находится в процессе развития, то речь пойдёт о, так сказать, современной версии советского мировоззрения, присущего нынешнему состоянию советской нации.

Прежде чем представить читателю наши мировоззренческие принципы, приведём несколько общих суждений.

Что такое мировоззрение вообще? Мы будем придерживаться следующего его определения.

Мировоззрение – это блок (система) ответов на следующие конкретные вопросы:
1) Что представляет собой мир?
2) Каков смысл существования в этом мире разумной материи?
3) Куда должен быть направлен вектор человеческой деятельности?

Мировоззренческие проблемы – это такие проблемы, которые существует, наверное, столько же времени, сколько существует разумное человечество. Через историю его духовного развития прошли и активно определяют современные социальные процессы большое количество философских и религиозных систем. Разумно предположить, что, коль мир у нас у всех один, то и истинное его толкование может быть только одно, а остальные миропредставления следует признать тогда не адекватными реальному мирозданию.

Каков же мир на самом деле? Каков смысл возникновения и предназначение разумной материи? Каковы главные цели человеческой деятельности?

С нашей точки зрения, советское мировоззрение предполагает такие ответы на эти вопросы, которые содержатся в сформулированных ниже четырёх принципах.

Человек в совместной с другими людьми практической деятельности должен руководствоваться реальными, объективно существующими закономерностями субъективно воспринимаемого им мира.

Принцип второй (методологический)

Мир представляет собой бессчётное количество взаимодействующих и не взаимодействующих, находящихся и не находящихся между собой в противоречии (конфликте) различных систем. Вся эта совокупность систем концентрируется в нескольких пересекающихся мегасистемах: Природе, Обществе, Человеке, продуктах Разума.

Существование или возникновение иных мега- или надсистем носит гипотетический характер.

В этом вечном служении развивающейся (не застывшей) гармонии мироздания, препятствовании энтропийным процессам, готовности активно творить добро, уменьшать в мире сумму горя и увеличивать сумму радости и заключаются счастье человека, надличностный смысл его существования, форма и сфера его самореализации.

Человек должен оберегать свою родную планету и обустраивать её таким образом, чтобы обеспечить себе и своим потомкам максимально возможную безопасность и здоровую, радостную жизнь.

Представленные четыре мировоззренческих принципа – это основополагающие, базовые принципы, принципы нулевого яруса мировоззренческого здания, его цокольный этаж. Эти принципы мы принимаем не только умом, но и сердцем – ведь в ответах на такого рода «общие» вопросы многое идёт от интуиции, основанной на всём предшествующем жизненном и интеллектуальном опыте – как конкретных мудрых людей нашей нации, так и нашем собственном.

Нам кажется, что перечисленные формулировки настолько фундаментальны, что все остальные философские и прочие высказывания можно представить, ни много, ни мало, лишь как следствия этих четырёх утверждений, как формулировки более высоких, надбазовых ярусов (первого, второго и более высоких этажей мировоззренческого здания). То есть представляется, что любое философское или научное построение обязательно должно содержать в своей основе те или иные из вышеприведенных констатаций.

Если назвать эти четыре принципа «пакет 4» и присоединить к ним рассмотренные ранее 14 базовых ценностных характеристик советского проекта («пакет 14»), то мы и получим объединяющую мировоззренческую основу, а также методологический фундамент для выработки согласованных позиций по различным вопросам функционирования советской нации.

Естественно, тема эта бесконечная, очень дискуссионная. Комментарии, в том числе остро критические, но, в то же время, доброжелательные, приветствуются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *