какое минимальное количество комплектов противопожарного снаряжения предусмотрено солас для танкеров

Правило 14
Эксплуатационная готовность и ее поддержание

Целью настоящего правила является поддержание эффективности мер пожарной безопасности, которые предусмотрены на судне, и контроль этой эффективности. Для этого должны соблюдаться следующие функциональные требования:

.1 системы противопожарной защиты, а также противопожарные системы и средства должны содержаться в готовности к использованию; и

.2 системы противопожарной защиты, а также противопожарные системы и средства должны надлежащим образом испытываться и проверяться.

2 Общие требования

В течение всего времени эксплуатации судно должно отвечать требованиям пункта 1.1. Судно не находится в эксплуатации, когда:

.1 оно находится в ремонте или на отстое (на якоре или в порту), либо в сухом доке;

.2 собственник или его представитель заявили, что оно выведено из эксплуатации; и

.3 в случае пассажирских судов, на судне нет пассажиров.

2.1 Эксплуатационная готовность

2.1.1 Следующие системы противопожарной защиты должны содержаться в исправном состоянии, с тем чтобы обеспечивалось их требуемое функционирование при возникновении пожара:

.1 конструктивная противопожарная защита, включая огнестойкие перекрытия, а также защита отверстий и проходов в этих перекрытиях;

.2 системы сигнализации обнаружения пожара; и

.3 системы путей эвакуации и средства эвакуации.

2.1.2 Системы и средства пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии и быть готовыми к немедленному использованию. Переносные огнетушители, которые были разряжены, должны немедленно перезаряжаться или заменяться эквивалентными устройствами.

2.2 Техническое обслуживание, испытания и проверки

2.2.1 Техническое обслуживание, испытания и проверки должны проводиться на основе руководства, разработанного Организацией, а также способом, должным образом учитывающим необходимость обеспечения надежности противопожарных систем и средств.

2.2.2 План технического обслуживания должен храниться на судне и быть доступен для проверки по требованию Администрации.

2.2.3 План технического обслуживания должен включать по меньшей мере следующие системы противопожарной защиты, а также противопожарные системы и средства, если они установлены:

.1 пожарные магистрали, пожарные насосы и краны, включая рукава, стволы и международные береговые соединения;

.2 стационарные системы сигнализации обнаружения пожара;

.3 стационарные системы пожаротушения и другие средства пожаротушения;

.4 автоматические спринклерные системы пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара;

.5 вентиляционные системы, включая противопожарные и дымовые заслонки, вентиляторы и их органы управления;

.6 аварийное отключение подачи топлива;

.7 противопожарные двери, включая их органы управления;

.8 системы общесудовой аварийно-предупредительной сигнализации;

.9 дыхательные аппараты для аварийной эвакуации;

.10 переносные огнетушители, включая запасные заряды;

.11 снаряжение пожарного.

2.2.4 Программа технического обслуживания может быть основана на использовании компьютера.

3 Дополнительные требования к пассажирским судам

В дополнение к системам противопожарной защиты и средствам, перечисленным в пункте 2.2.3, на судах, перевозящих более 36 пассажиров, должен быть разработан план технического обслуживания для низкорасположенного освещения и систем громкоговорящей связи.

4 Дополнительные требования к танкерам

В дополнение к системам противопожарной защиты и средствам, перечисленным в пункте 2.2.3, на танкерах должен быть разработан план технического обслуживания для:

.1 систем инертного газа;

.2 палубных пенных систем;

.3 средств пожарной безопасности в грузовых насосных отделениях; и

.4 автоматических датчиков наличия легковоспламеняющихся газов.

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 18 мая 2006 г., в заголовок внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2010 г.

Правило 15
Инструктаж, подготовка и учения на судне

Целью настоящего правила является смягчение последствий пожара с помощью надлежащего инструктажа, подготовки и учений, с тем чтобы находящиеся на судне лица знали правильные процедуры, применяемые в аварийных условиях. Для этой цели экипаж должен иметь необходимые знания и навыки в области действий в аварийных ситуациях, связанных с пожаром, включая заботу о пассажирах.

2 Общие требования

2.1 Инструктаж, обязанности и организация

2.1.1 Члены экипажа должны получить инструктаж в отношении противопожарной безопасности на судне.

2.1.2 Члены экипажа должны получить инструктаж в отношении своих назначенных обязанностей.

2.1.3 Должны быть организованы команды, ответственные за тушение пожара. Эти команды должны быть способны в любой момент выполнить свои обязанности, пока судно находится в эксплуатации.

2.2 Подготовка и учения на судне

2.2.1 Члены экипажа должны пройти подготовку для ознакомления с устройствами судна, а также местонахождением и работой противопожарных систем и средств, которые, возможно, им придется использовать.

2.2.2 Подготовка по использованию дыхательных аппаратов для аварийной эвакуации должна рассматриваться как часть подготовки на судне.

2.2.3 Выполнение членами экипажа назначенных обязанностей по борьбе с пожаром должно периодически оцениваться путем проведения подготовки и учений на судне с целью установить области, в которых необходимо добиться улучшения, убедиться в том, что компетентность в вопросах навыков борьбы с пожаром поддерживается, а также обеспечить эксплуатационную готовность в отношении организации борьбы с пожаром.

2.2.4 Подготовка на судне по использованию судовых систем и средств пожаротушения должна планироваться и проводиться в соответствии с положениями правила III/19.4.1.

2.2.5 Учения по борьбе с пожаром должны проводиться и регистрироваться в соответствии с положениями правил III/19.3 и III/19.5.

Информация об изменениях:

2.2.6 На судне должны быть предусмотрены средства для перезарядки баллонов дыхательных аппаратов, используемых во время учений, или должно иметься соответствующее количество запасных баллонов для замены использованных баллонов.

2.3 Наставления по подготовке

2.3.1 Наставление по подготовке должно иметься в каждой столовой экипажа и комнате отдыха или в каждой каюте экипажа.

2.3.2 Наставление по подготовке должно быть составлено на рабочем языке судна.

2.3.3 Наставление по подготовке, которое может состоять из нескольких томов, должно содержать требуемые в пункте 2.3.4 инструкции и информацию, изложенные легко понятными терминами и иллюстрированные, где это возможно. Вместо наставления любая часть этой информации может быть предусмотрена в форме аудиовизуальных пособий.

2.3.4 Наставление по подготовке должно подробно объяснять следующее:

.1 общую практику пожарной безопасности и меры предосторожности в отношении опасностей, связанных с курением, электричеством, легковоспламеняющимися жидкостями, и других аналогичных опасностей, которые могут возникнуть на судне;

.2 общие инструкции по действиям и процедурам борьбы с пожаром, включая процедуры оповещения о пожаре, и использованию ручных извещателей;

.3 значение судовых аварийно-предупредительных сигналов;

.4 работу и использование противопожарных систем и средств;

.5 работу и использование противопожарных дверей;

.6 работу и использование противопожарных и дымовых заслонок; и

.7 системы путей эвакуации и средства эвакуации.

2.4 Схемы противопожарной защиты

2.4.1 Для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны посты управления, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А», секции, выгороженные перекрытиями класса «В», включая элементы системы сигнализации обнаружения пожара, спринклерная установка, средства пожаротушения, пути доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционная система, включая расположение мест управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. В качестве альтернативы, по усмотрению Администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр которого должен постоянно находиться в доступном месте на судне. Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке или языках, требуемых Администрацией. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков.

2.4.2 Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для береговой пожарной команды, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном, защищенном от воздействия моря укрытии, расположенном вне рубки.

3 Дополнительные требования к пассажирским судам

3.1 Учения по борьбе с пожаром

В дополнение к требованиям пункта 2.2.3 учения по борьбе с пожаром должны проводиться в соответствии с положениями правила III/30, с должным учетом необходимости оповещения пассажиров и их перемещения к местам сбора и посадочным палубам.

3.2 Схемы противопожарной защиты

На судах, перевозящих более 36 пассажиров, схемы и буклеты, требуемые настоящим правилом, должны содержать информацию по противопожарной защите, обнаружению и тушению пожара на основе руководства, разработанного Организацией.

Целью настоящего правила является предоставление информации и инструктажа по вопросам надлежащей эксплуатации судна и обработки груза с точки зрения пожарной безопасности. Для этой цели должны соблюдаться следующие функциональные требования:

.1 на судне должны быть предусмотрены буклеты по эксплуатационной пожарной безопасности; и

.2 должен контролироваться сброс легковоспламеняющихся паров из газоотводной системы грузовых танков.

2 Буклеты по эксплуатационной пожарной безопасности

Информация об изменениях:

Поправками, принятыми 4 декабря 2008 г., в пункт 2.1 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2011 г.

2.1 Требуемые буклеты по эксплуатационной пожарной безопасности должны содержать необходимую информацию и инструкции по вопросам безопасной эксплуатации судна и обработки груза с точки зрения пожарной безопасности. Буклет должен содержать информацию, касающуюся обязанностей экипажа по общей пожарной безопасности судна во время погрузки и выгрузки груза и когда судно находится на ходу. Должны быть объяснены необходимые меры предосторожности в отношении пожарной безопасности при обработке генеральных грузов. В отношении судов, перевозящих опасные грузы и легковоспламеняющиеся навалочные / наливные грузы, в буклете по эксплуатационной пожарной безопасности должны также приводиться ссылки на соответствующие инструкции по борьбе с пожаром и аварийной перегрузке груза, содержащиеся в Международном кодексе морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ), Международном кодексе постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, Международном кодексе постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, и в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов, в зависимости от случая.

2.2 Буклет по эксплуатационной пожарной безопасности должен иметься в каждой столовой экипажа и в комнате отдыха или в каждой каюте экипажа.

2.3 Буклет по эксплуатационной пожарной безопасности должен быть составлен на рабочем языке судна.

2.4 Буклет по эксплуатационной пожарной безопасности может быть объединен с наставлением по подготовке, требуемым в правиле 15.2.3.

3 Дополнительные требования к танкерам

3.1 Общие положения

Буклет по эксплуатационной пожарной безопасности, упомянутый в пункте 2, должен включать положения по предотвращению распространения пожара в грузовую зону из-за воспламенения легковоспламеняющихся паров и включать процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков, принимая во внимание положения пункта 3.2.

3.2 Процедуры продувки и/или дегазации грузовых танков

3.2.1 Если судно оборудовано системой инертного газа, то грузовые танки должны сначала продуваться в соответствии с положениями правила 4.5.6 до тех пор, пока концентрация паров углеводородов в грузовых танках не будет снижена до уровня менее 2% по объему. После этого дегазация может производиться на уровне палубы грузовых танков.

3.2.2 Если судно не оборудовано системой инертного газа, то сначала необходимо удалить легковоспламеняющиеся пары через:

.1 вентиляционные выпускные отверстия, как указано в правиле 4.5.3.4;

.2 выпускные отверстия, расположенные на высоте не менее 2 м над уровнем палубы грузовых танков, со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 30 м/с, поддерживаемой в течение операции по дегазации; или

.3 выпускные отверстия, расположенные на высоте не менее 2 м над уровнем палубы грузовых танков и защищенные соответствующими устройствами для предотвращения прохождения пламени, со скоростью на выходе в вертикальном направлении не менее 20 м/с.

3.2.3 Вышеупомянутые выпускные отверстия должны располагаться не ближе чем в 10 м от ближайших воздухозаборных отверстий и отверстий в закрытых помещениях, содержащих источник воспламенения, и от палубных механизмов, которые могут включать брашпиль и отверстия цепного ящика, а также оборудования, которое может представлять опасность воспламенения.

3.2.4 После того, как концентрация легковоспламеняющихся паров у выпускного отверстия снизится до уровня 30% от нижнего предела воспламенения, дегазация может продолжаться на уровне палубы грузовых танков.

Информация об изменениях:

3.3 Функционирование системы инертного газа

3.3.1 Система инертного газа на танкерах, предусмотренная правилом 4.5.5.1, должна функционировать таким образом, чтобы создавать и поддерживать невоспламеняющуюся атмосферу в грузовых танках, за исключением случаев, когда требуется дегазация таких танков.

3.3.2 Несмотря на вышеуказанное, для танкеров-химовозов применение инертного газа может производиться после загрузки грузового танка, но до начала разгрузки и должно продолжаться до тех пор, пока грузовой танк не будет продут от всех воспламеняющихся паров до начала дегазации. Для целей настоящего положения в качестве инертного газа может применяться только азот

3.3.3 Несмотря на требования правила 1.2.2.2, положения настоящего пункта применяются только к танкерам, находящимся на этапе постройки 1 января 2016 года или после этой даты. Если содержание кислорода в инертном газе превышает 5 процентов по объему, должны быть предприняты немедленные действия по улучшению качества газа. Если качество газа не улучшится, все операции в грузовых танках, в которые подается инертный газ, должны быть приостановлены, чтобы избежать поступления воздуха в грузовые танки; клапан регулирования газа, если он установлен, должен быть закрыт, а не соответствующий требованиям газ должен быть выпущен в атмосферу,

3.3.4 Если система инертного газа не соответствует требованиям пункта 16.3.3.1, а проведение ремонта признано нецелесообразным, выгрузка груза и очистка грузовых танков, требующих инертизации, должны возобновляться только после того, как будут выполнены соответствующие действия в аварийной ситуации с учетом руководства, разработанного Организацией.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Конвенции и кодексы. 1.1. СОЛАС 74 (стр. 28 )

какое минимальное количество комплектов противопожарного снаряжения предусмотрено солас для танкеровИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

какое минимальное количество комплектов противопожарного снаряжения предусмотрено солас для танкеров

Огнетушащие действие хладонов заключается в том, что они действуют как химические ингибиторы пламени. При добавлении хладона в газовую смесь, эта смесь становится негорючей, даже при незначительных концентрациях хладона:

Температура кипения, °С

При атомосферном давлении

Как можно видеть, огнетушащие способности хладонов на порядок выше, чем инертных газов. Более того, ПДК хладонов в 5-10 раз выше, чем их огнетушащая концентрация. Однако для снижения токсичности хладонов их следует вводить в атмосферу помещения очень быстро.

11.5. Переносные средства пожаротушения.

К переносным средствам пожаротушения относятся:

    Переносные огнетушители различных типов; Противопожарные одеяла или покрывала, пропитанные специальным составом; Песок; Ручной и механизированный инструмент.

В соответствии с международными требованиями каждый газовоз должен быть оснащен достаточным количеством комплектов снаряжения пожарного, однако в дополнение к снаряжению пожарного, каждое судно должно иметь на борту необходимое количество и защитной одежды, используемой при грузовых операциях (газонепроницаемые костюмы и дыхательные аппараты).

Комплект снаряжения пожарного должен включать:

    Дыхательный аппарат с объёмом воздуха в баллонах не менее 1.200 литров; Комплект защитной одежды пожарного, включая сапоги, перчатки и шлем; Страховочный конец с металлическим сердечником; Взрывобезопасный фонарь; Пожарный топор; Комплект запасных баллонов к дыхательному аппарату.

Правила оснащения судна противопожарным оборудованием и инвентарем сформулированы в СОЛАС 74. Особое внимание следует уделять при перевозке особо опасных грузов дополнительным требованиям по наличию на борту защитного и противопожарного оборудования. Поскольку, как правило, минимальные требования по оборудованию судна такими средствами должны соответствовать наиболее строгим требованиям.

Мобильные порошковые огнетушители.

Мобильные порошковые огнетушители используются в тех районах, где применение ручных огнетушителей будет недостаточным и где требуются быстрые и эффективные действия при тушении пожара. Такие аппараты используются в машинных отделениях, и других специальных местах.

Объём таких огнетушителей обычно 50 литров и в качестве подающего газа используется азот. Устанавливаются такие мобильные огнетушители на специальную тележку, что обеспечивает их легкую транспортировку к месту пожара. Количества порошка (50 кг) достаточно для проведения 45 секундной атаки.

11.6. Дыхательные аппараты.

Рассмотрим некоторые специальные требования к персональному противопожарному оборудованию. Прежде всего – дыхательные аппараты.

Объём воздуха в баллонах дыхательного аппарата должен обеспечивать работу в загазованном помещении не менее чем в течении 20 минут. Такое требование основано на наиболее трудных условиях работы в аппарате при расходе воздуха 80 литров в минуту. Средний же расход воздуха принимается равным 60 литров в минуту.

Каждый дыхательный аппарат должен иметь такое количество запасных баллонов, чтобы обеспечить работу аппарата в течение 2-х часов (7.200 литров сжатого воздуха), включая использование первоначально установленных баллонов. То есть для нашего случая необходимо дополнительно 4 запасных баллона к аппарату. Взамен запасных баллонов может использоваться специальный компрессор с комплектом шлангов для снабжения воздухом. Такой компрессор должен обеспечивать подачу воздуха, достаточного для работы двух человек в течение 1 часа без использования воздуха, находящегося в баллонах дыхательного аппарата.

Обычно дыхательные аппараты имеют один 7 литровый баллон с давлением 300 бар или 2 х 4-х литровых с давлением воздуха 200 бар.

При использовании аппаратов очень важно правильно дышать, чтобы максимально использовать возможности аппарата. Дыхание должно быть спокойным и ровным. Человек в минуту производит в среднем 10-12 вдохов, при объёме легких в 4 литра, расход воздуха составит 40-48 литров в минуту. Однако этот расход меняется в зависимости от физического и психического состояния человека. Ниже приведен примерный расход воздуха при различных условиях:

Состояние человека

Полный покой

Кратковременное сильное напряжение

По международной системе подсчета теоретического рабочего времени аппарата, средний расход воздуха принимается равным 40 литров в минуту.

Резервное время также включено в указанный расчет.

Сигнализация аппаратов устроена таким образом, что оповещение о низком давлении в цилиндрах происходит тогда, когда в баллонах остается 280-300 литров воздуха, такого количества достаточно на 7-10 минут.

Очень важно, чтобы при использовании аппаратов ответственное лицо (командир аварийной партии) фиксировало время включения аппарата, давление в баллонах.

Комплекты снаряжение пожарного и дыхательные аппараты с запасными баллонами должны находиться в специально оборудованных легкодоступных, промаркированных надлежащим образом помещениях.

Однако несмотря на то, что судно оснащено самыми современными и эффективными средствами пожаротушения, главным фактором в борьбе с пожарами был и остается экипаж судна. Поэтому наиболее важными мероприятиями по предотвращения пожаров на судах являются организационные мероприятия.

11.7. Организационные мероприятия по пожаробезопасности.

Такие мероприятия включают в себя профилактические меры и подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна. Профилактические меры включают в себя определение мер по пожарной безопасности и строгий контроль за их соблюдением. Прежде всего необходимо минимизировать возможность возникновения пожаров. Для этого на судах, перевозящих опасные грузы, существуют меры по ограничению и запрещению использования открытого огня и переносного электрического оборудования и инструментов.

План размещения противопожарного оборудования.

Все аварийно спасательное и противопожарное имущество должно находиться в специально отведенных местах и помещениях. План размещения аварийно спасательного и противопожарного имущества должен отображать фактическое расположение и количества всего инвентаря и оборудования, расположение пожарных рожков и гидрантов, мониторов и ручных стволов, ящиков для хранения пожарных рукавов и т. д. и т. п.

Все оборудование обозначается на плане специальными (общепринятыми) символами. Перечень соответствия символов различным видам оборудования должен располагаться справа на плане. План размещения аварийно спасательного оборудования должен быть размещен во всех местах общего пользования на судне, но не менее одного на каждой палубе. Обязательно размещение такого плана на мостике и в машинном отделении.

11.8. Использование открытого огня (Hot Works).

Проведение горячих работ в районах возможного скопления взрывоопасных газов и на грузовой палубе КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.

Горячие работы за пределами основных машинных помещений

следует выполнять только в случае отсутствия условий

При перевозке воспламеняющихся грузов, все горячие работы, проведение которых планируется за пределами основных машинных помещений, требуют специального разрешения. При выдаче разрешений на проведение горячих работ следует помнить, что во многих портах проведение таких работ даже в специально оборудованном помещении КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.

В портах США при получении разрешения властей на проведение сварочных работ на борту судна (даже в основных машинных помещениях ) такие работы проводятся только с разрешения и под контролем USCG.

Только капитан в праве определять, насколько обосновано проведение горячих работ за пределами специальных помещений и в каком объёме следует принимать меры предосторожности при проведении таких работ.

На грузовой палубе ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение любых горячих работ без согласования с оператором или судовладельцем.

В случае проведения таких работ письменное разрешение судовладельца (копия переписки и т. д.) должны подшиваться вместе с судовой формой на проведение горячих работ.

Любое проведение горячих работ за пределами основных машинных отделения требует детального обсуждения мер по обеспечению безопасности на время работ, проведению подготовительных работ перед горячими работами и тщательной проработки порядка проведения горячих работ. В обсуждении обязательно должны принимать участия лица, которые будут обеспечивать безопасность проведения таких работ и непосредственные исполнители горячих работ.

Предусмотрена специальная форма разрешения на проведения горячих работ, в которой обязательно должны быть указаны лица, несущие ответственность за обеспечение безопасности и проведение горячих работ и персонал, производящий выполнение таких работ.

Источник

Какое минимальное количество комплектов противопожарного снаряжения предусмотрено солас для танкеров

Правила пожарной безопасности на морских судах

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

панелью индикации противопожарных дверей;

закрытием противопожарных дверей;

панелью индикации водонепроницаемых дверей;

открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

сигнализацией общей/пожарной тревоги;

системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

соблюдением противопожарного режима на судне;

выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850*).

Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993*).

7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

9. За противопожарную безопасность несет ответственность:

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

устройств и конструктивных особенностей судна;

организации пожаротушения на судне;

схем противопожарной защиты;

мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

аварийных дыхательных устройств;

личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.

19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.

Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *