какое метро строят на дмитровском шоссе
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Физтех»: какой станет конечная станция Люблинско-Дмитровской линии метро
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Метро идет на север. Люблинско-Дмитровская линия метро дотянулась уже до Бескудниковского района. И это не предел. Сейчас строятся все три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Таким образом салатовая ветка дойдет до поселка Северный.
Мэр Москвы Сергей Собянин 25 мая осмотрел ход строительства станции «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Длина участка от станции «Селигерская» до поселка Северный составит около 7 км. Его планируется построить до конца 2022 года.
Станция «Физтех» расположится вдоль Дмитровского шоссе, севернее бульвара Академика Ландау, вблизи ЖК «Северная Слобода-2». У нее будет всего один вестибюль, а выходы организуют со стороны бульвара Академика Ландау.
Участок салатовой линии метро до «Лианозово» будет длиной 3,1 км. Его построит тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Клавдия» диаметром 6 метров. Машина пройдет вдоль Дмитровского шоссе и выйдет за МКАД.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Тоннели до ст. «Физтех» планировали сделать наземными
Участок Люблинско-Дмитровской линии до станции «Физтех» планировали сделать наземным. Предполагалось, что из-за градостроительных, планировочных и инженерно-технических ограничений весь участок невозможно «спрятать» под землю.
Однако на этапе проектирования линии метро жители прилегающих районов не раз выражали пожелания, чтобы строительство велось подземным способом. Учитывая мнение горожан и данные проведенного сравнительного анализа, проект обсудили повторно и утвердили альтернативный вариант.
Решение поддержано активом жителей Северо-Восточного округа, префектурой и местными депутатами.
Преимущества подземного способа:
Как изменится транспортная ситуация в поселке Северный с открытием метро?
Салатовая линия придет в Северный до конца 2022 года, это позволит:
Новые станции обеспечат транспортное обслуживание жителей районов Бескудниковский, Дмитровский, Лианозово, Восточное и Западное Дегунино, а также будущий международный научно-образовательный кластер «Физтех-ХХI» и технопарк МФТИ.
В 2018 году на Люблинско-Дмитровской линии метро открылись станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
Открытие трех станций Люблинско-Дмитровской линии метро запланировано на 2023 год
Три станции метро планируется открыть на северном участке Люблинско-Дмитровской линии. Об этом рассказал на пресс-конференции заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
«На участке салатовой ветки между станциями “Селигерская” и “Физтех” ведется проходка перегонных тоннелей и работы по выносу инженерных сетей. Также началось возведение монолитных конструкций новых станций. Сдать этот участок планируется в 2023 году», — сообщил он.
Линию построят полностью закрытым способом: станции «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» будут находиться под землей. По словам заммэра, самыми сложными этапами строительства станут проходка тоннелей под Московской кольцевой автомобильной дорогой, перекладка коммуникаций и интеграция с железной дорогой.
«Пока мы не рассматриваем продление этой линии за границы города Москвы на север, но такую техническую возможность оставим. То есть мы, видимо, возведем конструкции таким способом, чтобы, если будет принято такое решение в более поздний период, можно было продлить линию дальше», — сказал Андрей Бочкарев.
Строительство участка Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Селигерская» до «Физтеха» началось в 2019 году. Решение о продлении этой ветки метро в Лианозово и Северный поддержали москвичи во время голосования на портале «Активный гражданин».
Новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро улучшит транспортное обслуживание сразу четырех районов — Дмитровского, Восточного Дегунина, Лианозова и Северного. Жители смогут экономить на поездках до 20 минут в день. Открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий метрополитена, а также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной дорогам.
Работы по строительству станций «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» завершатся к 2023 году. К этому же времени должен быть готов участок Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внукова.
«Сейчас мы занимаемся выносом инженерных коммуникаций, ограждением. Около 10-15 процентов участка уже готово. Работаем в плановом режиме. Сложная будет операция по интеграции станции метро с объектами самого Внукова, потому что строительство будет идти рядом с железнодорожными терминалами и терминалом аэропорта», — рассказал Андрей Бочкарев.
Протяженность строящегося за станцией «Рассказовка» участка составит около пяти километров. На нем появятся две станции — «Пыхтино» и «Внуково». Продление Калининско-Солнцевской линии позволит улучшить транспортную ситуацию в ТиНАО, а Внуково станет единственной столичной авиагаванью, до которой можно будет добраться на метро. На поездку в центр города из аэропорта и поселений Новомосковского округа жители будут тратить на 15–20 минут меньше.
Всего в этом году в столице планируется построить 28,3 километра линий и открыть 11 новых станций метро. Все они станут частью Большой кольцевой линии — крупнейшего проекта в истории столичного метростроения.
Последние 10 лет стали самым плодотворным периодом в строительстве подземки. С 2011 года ввели в эксплуатацию 305 километров линий, 148 станций, три дополнительных вестибюля метро, Московское центрального кольцо и Московские центральные диаметры, а также 10 электродепо. Карта подземки выросла почти вдвое. В 2018 году метростроевцы установили абсолютный рекорд за всю историю Московского метрополитена — 17 новых станций и около 33 километров линий.
Метро к физикам. Когда откроется северный отрезок Люблинско-Дмитровской линии?
Салатовая ветка выйдет за МКАД через три года. Движение от станции «Селигерская» до станции «Физтех» планируется запустить в 2022 году. В июне метростроевцы приступили к продлению Люблинско-Дмитровской линии. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Читайте о том, где разместят новые станции подземки, как свяжут метро и железную дорогу.
Вдоль по Дмитровке
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Люблинско-Дмитровский диаметр продлят еще на три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех». На территории Москвы ветку метро проложат на глубине 15–20 метров вдоль Дмитровского шоссе.
Тоннелепроходческий шестиметровый комплекс «Клавдия» пророет два тоннеля: один в сторону Московской области, другой – в сторону Москвы длиной 3,9 километра. В прошлом месяце машина начала прокладывать перегон от тупиков за станцией «Селигерская» в сторону станции «Лианозово».
Готовятся строительные площадки будущих станций «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово», их огородили забором. В дальнейшем линию продлят до станции «Физтех». Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин отметил, что в целом на этот проект понадобится около трех лет.
На три района
Фото: «Мосинжпроект»/проект станции «Улица 800-летия Москвы»
Станцию «Улица 800-летия Москвы» построят на пересечении Дмитровского шоссе и одноименной улицы. Глубина станции будет небольшой – до 20 метров. На одной пассажирской платформе построят два ряда колонн.
Кассы и турникеты разместят в двух подземных вестибюлях, на поверхность выведут два выхода на обе стороны Дмитровского шоссе, к улице 800-летия Москвы, к остановкам общественного транспорта.
Новой станцией смогут пользоваться жители трех районов: Восточное Дегунино, Бескудниково, Дмитровский, сейчас здесь проживает 271 тысяча человек.
Пути в Лианозово
Фото: «Мосинжпроект»/проект станции «Лианозово»
На Дмитровском шоссе построят еще одну станцию салатовой ветки – «Лианозово». Она появится на пересечении магистрали и Вагоноремонтной улицы рядом с Савеловским направлением Московской железной дороги.
У «Лианозово», подобно соседней станции, будет два подземных вестибюля и два выхода на левую и правую стороны Дмитровки. Кроме того, из метро пассажиры смогут попадать на Лианозовский проезд по подземному пешеходному переходу. Станция станет главной транспортной артерией для жителей Дмитровского района и района Лианозово, ей смогут пользоваться около 180 тысяч человек.
К метро планируют перенести железнодорожную платформу Лианозово. Свяжут две станции подземным пешеходным переходом. Быстрая и удобная пересадка с пригородной электрички на метро станет частью транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Лианозово». Площадь будущего ТПУ будет значительной: 19,5 гектара.
На Дубнинской улице обустроят разворотный круг и площадку для стоянки автобусов, а также здание конечной остановки. Сюда перенесут все маршруты наземного транспорта, которые курсируют в районах Лианозово и Дмитровский. Для подзарядки электробусов построят станцию. Вблизи остановок создадут плоскостные парковки на 1 465 мест.
Между Псковской улицей и Лианозовским проездом планируется построить торговый центр по типу аутлет, где со скидками будут продавать одежду и обувь из коллекций прошлых сезонов.
Под торговым центром разместят подземную парковку на 600 автомобилей. Подъезд к магазинам организуют через Проектируемый проезд № 4837, на котором будет построена дорога. При этом Псковскую улицу расширят и возведут на ней два пешеходных перехода.
Перемены не затронут Лианозовский рынок, по проекту создания ТПУ его сохранят. Не коснутся строительные работы и территории Лианозовского парка. Строительство транспортного хаба в Лианозове планируют завершить в 2021 году.
Пророческая шутка
За станцией «Лианозово» метропуть пройдет дальше, пересечет МКАД. Метростроевцы планируют проложить еще три километра пути, но не под землей, а на земле.
Люблинско-Дмитровская линия дойдет до научно-образовательного кластера «Физтех XXI». Вход в метро будет расположен на пересечении Дмитровского и Челобитьевского шоссе. Железнодорожные пути подземки пересекут границу Москвы через прокол в насыпи МКАД.
Студенты Московского физико-технического института («Физтеха») ждут станцию с середины 90-х годов. Однажды они даже разыграли москвичей.
Первого апреля 1996 года они нарисовали мифическую станцию на картах московского метро, отпечатали в типографии и развесили новую карту сначала в вагонах поездов на Серпуховско-Тимирязевской линии, а затем на других ветках. По институту расклеили объявления с призывом: «Физтехи! Настала пора и нам обзавестись своей станцией метро».
Признались шутники в розыгрыше вечером этого дня на студенческом концерте. Жители северных районов успели поверить в новую станцию и оборвали телефоны метрополитена. Однако тогда прокладывать линию в небольшой поселок, окруженный лесом, руководство метрополитена посчитало бессмысленным.
За 13 лет в Северном построили новые дома, выросло население, создается инновационный центр «Физтех XXI». К 2020–2025 году здесь будет проживать до 78,5 тысячи человек, а число работающих в научном кластере «Физтех XXI» дойдет до 53 тысяч. Разрастается и город Долгопрудный.
Станцией «Физтех» смогут пользоваться студенты и преподаватели Московского физико-технического института, работники научно-образовательного кластера «Физтех XXI», а также жители подмосковного Долгопрудного.
Продление салатовой ветки метро снизит нагрузку на Дмитровское шоссе и прилегающие дороги, свободнее станет на конечной станции Серпуховско-Тимирязевской линии «Алтуфьево» и станции «Медведково» Калужско-Рижской линии, благодаря снижению интенсивности движения автомобилей улучшится экологическая ситуация.
По отрезку салатовой ветки от «Физтеха» до «Селигерской» будут ездить до 60 тысяч пассажиров в сутки. Жители районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Лианозово и поселка Северный сократят путь в центр Москвы на 15–20 минут.
В прошлом году 22 марта открылось движение на Люблинско-Дмитровской линии, пассажирам стали доступны станции: «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». А в 2016 году запустили движение от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской» с промежуточными остановками: станции «Бутырская» и «Фонвизинская».
Красная линия в Потапово
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Сокольническую линию метро продлят до деревни Потапово к 2023 году. После станции «Коммунарка» красную ветку протянут на одну станцию до станции «Потапово». Строительство участка длиной 2,6 километра начнется в конце этого года и в начале следующего. Об этом сообщил журналистам первый заместитель руководителя департамента строительства Москвы Петр Аксенов.
По его словам, сейчас идет конкурсная процедура на выполнение подрядных работ. Проложить пути и возвести станцию планируется до конца 2022 года.
Станция «Потапово» будет наземной и разместится в створе дороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе у пересечения с улицей Александры Монаховой. Кроме станции метро планируется построить депо по ремонту и обслуживанию поездов южного радиуса Сокольнической линии.
Продление красной ветки до «Потапово» улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и района Южное Бутово. Здесь проживают и работают почти 70 тысяч человек. Кроме того, станцией будут пользоваться жители новых кварталов Коммунарки.
Движение по участку Сокольнической линии от станции «Саларьево» до «Коммунарки» запустили 20 июня этого года. На 12-километровом отрезке расположено четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».
В 2014 году была введена станция «Тропарево» Сокольнической линии. В 2016 году для пассажиров открылись станции «Румянцево» и «Саларьево».
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Метро
На данный момент
Строящаяся станция салатовой линии метро получила новое название.
Поделиться
Предпоследняя станция метро на северном участке продления Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.
По предварительным расчетам, станция будет расположена в пешей доступности для 85 тыс. местных жителей, еще около 95 тыс. пассажиров будут подъезжать к «Яхромской» на наземном транспорте.
Расположение | пересечение Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы |
Выходы | На обе стороны Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы |
Количество вестибюлей | Два |
Основными цветами станции будут красный и светло-серый. Архитекторы решили превратить пространство станции в выставочный зал эпохи СССР. При этом само оформление платформы будет необычным: половину станции оформят в ярко-красном цвете, напоминающем советский флаг, а другую сделают светло-серой, продольные светильники на потолке будут «сшивать» две стороны, словно нити.
Кассовый зал будет привлекать внимание пассажиров геометрическим узором на потолке: в сочетании красного и белого цвета кто-то увидит кремлевские звезды, а кто-то – море флагов.
Архитекторы АО «Метрогипротранс» решили, что станция в честь 800-летия Москвы должна иметь динамичный, запоминающийся облик.
Жители двух районов в СВАО получат станцию метро «Лианозово»
Строительство участка Люблинско-Дмитровской линии метро от станции «Селигерская» до «Физтеха» идет полным ходом. Уже прокладывают тоннели, а на станции «Лианозово» разрабатывают котлован. Рассказываем, как движется метро в сторону поселка Северный.
Мэр Москвы Сергей Собянин 25 мая проверил работы на стройплощадке будущей станции салатовой ветки метро – «Лианозово».
Будущая станция «Лианозово» расположена на пересечении Дмитровского шоссе и первого Московского центрального диаметра (МЦД). Она будет мелкого заложения с двумя вестибюлями, выходящими к Дмитровскому шоссе и Дубнинской улице, остановкам наземного транспорта. Также здесь создадут пересадку на одноименную платформу МЦД-1.
Сейчас на стройплощадке установлены ограждающие конструкции и находится в разработке котлован. Также ведутся работы по укладке монолитного железобетона. Строительная готовность составляет 27%. Подрядчиком выступает АО «Мосметрострой».
В пешей доступности от будущей станции находятся жилые кварталы районов Лианозово и Дмитровский. После открытия «Лианозово» жителям больше не придется ездить до «Алтуфьево», чтобы сесть на метро.
По задумке архитекторов дизайн новой станции выполнят в сдержанных тонах – основным цветом станет темно-серый и бежевый. Колонны, потолок и путевые стены облицуют металлическими панелями, пол – полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза. Наземные павильоны оформят салатовыми панелями – по цвету Люблинско-Дмитровской линии на схеме Московского метро.
Генеральный директор компании-подрядчика АО «Мосметрострой» Сергей Жуков отметил, что проходка щитов на этом участке идет по графику.
Левый перегонный тоннель от «Улицы 800-летия Москвы» до «Лианозово» строит тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Клавдия» диаметром 6 метров. Щит продвинулся уже на 1,5 км – это 85% от всего пути, и финиширует летом. Проходку правого тоннеля планируется начать в феврале 2021 года.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Также в ноябре 2020 года ТПМК «Анастасия» начнет проходку левого перегонного тоннеля от станции «Лианозово» в сторону «Физтеха».
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев отметил, что участок «Селигерская» – «Физтех» будет готов до конца 2022 года. Он добавил, что через Лианозовский проезд уже готов подземный пешеходный переход.
Сергей Собянин объявил о решении, что участок длиной 6,9 км, который протянут в район Северный вдоль Дмитровского шоссе, будет подземным.
Продление Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех» улучшит транспортное обслуживание порядка 400 тыс. жителей и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, сократив время поездок по городу на 15-20 минут.
«Физтех»: какой станет конечная станция Люблинско-Дмитровской линии метро
Также открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и отчасти Калужско-Рижской линий метро. Позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной улично-дорожной сети.