какое место заняла россия в синхронном плавании
Ромашина — семикратная олимпийская чемпионка. Такого в истории еще не было
Статья опубликована в газете под заголовком: «Ромашина — семикратная олимпийская чемпионка»
Олимпиада-2020. Синхронное плавание
Группы. Произвольная программа. Финал
1. Россия (Влада Чигирева, Марина Голядкина, Светлана Колесниченко, Полина Комар, Александра Пацкевич, Светлана Ромашина, Алла Шишкина, Мария Шурочкина) — 196,0979 (97,2979 + 98,8000)
2. Китай — 193,5310 (96,2310 + 97,3000)
3. Украина — 190,3018 (94,2685 + 96,0333)
После сенсации в абсолютно российском виде спорта — художественной гимнастике — стало боязно за выступление нашей группы в произвольной программе на Олимпиаде в Токио. Там впервые с 2000 года Россия проиграла в индивидуальном многоборье и теперь может вообще остаться без золотой медали на Играх.
В синхронном плавании примерно такая же ситуация — с Олимпиады в Сиднее наши спортсменки берут все золотые медали как в соревновании дуэтов, так и в группах. Один титул в Токио уже взяли Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко. Первая так вообще стала самой титулованной синхронисткой в истории. Можно было и укрепить достижение Ромашиной — нужно было только выиграть соревнования среди групп.
Сплав опыта и молодости в команде
Результаты технической программы Россию устроили — девушки из команды ОКР лидировали, опережая Китай чуть больше чем на балл. Но ощущение, что соперницы все-таки подбираются все ближе, оставалось. В любом виде спорта никому не хочется, чтобы одна страна лидировала всегда и везде, — такое есть в спортивной гимнастике, прыжках в воду, а теперь и художественной гимнастике. Вероятно, когда-то такое ждет и синхронное плавание — все ждут, когда россиянки будут не на две головы выше других.
Пока же обогнать сборную России другим командам никак не удается — чтобы выиграть, нужно ждать, когда россиянок на старте не будет. И сегодня после исполнения произвольной программы стало понятно, что золото в очередной раз уйдет той же сборной — настолько уверенно выступили синхронистки.
Кроме Колесниченко и Ромашиной, в группе выступили Алла Шишкина и Александра Пацкевич — обе девушки побеждали на Играх в Лондоне и Рио-де-Жанейро и сейчас вернулись в команду. Это в принципе очень похоже на российских синхронисток — уходить, чтобы снова вернуться и показать свою силу. А ведь это очень сложно — после завоеванных титулов и наград в ранге олимпийской чемпионки вернуться и снова пахать на износ. Марина Голядкина, Вероника Калинина и Полина Комар никогда не выступали на Олимпиаде, так что в сборной снова есть сплав молодости и опыта и преемственность поколений.
Опыт в команде точно должен быть — без него легко растеряться в форс-мажорных ситуациях. Такого не случилось с нашими Светланами в соревнованиях дуэтов, когда дважды возникали проблемы с музыкой. Но неизвестно, что могло бы произойти, не будь опытных спортсменок в команде.
Самое интересное, что практически до самого конца не было известно, с какой программой будут выступать российские синхронистки, — тема произвольной держалась в строгом секрете. Даже на чемпионате Европы в Будапеште спортсменки выступили только с технической программой, которую и выиграли. Несмотря на то что Россия уже больше 20 лет лидирует в синхронном плавании, все равно ни тренеры, ни синхронистки не хотят раскрывать секретов раньше времени. Поэтому и не показывали произвольную программу до самой Олимпиады. Всегда есть риск, что соперницы подсмотрят какую-нибудь оригинальную связку или элемент и вставят ее в свою постановку.
— Мы скрываем произвольную программу, потому что наш вид спорта — это поиск инноваций, новых движений, поддержек, — говорила в интервью «Матч ТВ» Алла Шишкина. — И очень часто бывает, что мы приезжаем на соревнования и видим, что другими командами скопированы движения из наших программ. Китаянки — наши главные соперницы. Они тоже ничего не показали. Думаю, мы очень ждем встречи друг с другом. К тому же с этой Олимпиады сократили численность участников с девяти до восьми. Теперь мы должны выступать без запасной и показать результат.
Уплываем в космос. Ромашина — в погоне за вечным олимпийским рекордом синхронисток
Олимпийские игры-2020. Синхронное плавание
Группы. Техническая программа
1. Россия (Влада Чигирева, Марина Голядкина, Светлана Колесниченко, Полина Комар, Александра Пацкевич, Светлана Ромашина, Алла Шишкина, Мария Шурочкина) — 97,2979
2. Китай — 96,2310
3. Украина — 94,2685
Если и есть в этом мире что-то стабильное, то это — сборная России по синхронному плаванию. Впервые став лучшими на планете в 1999 году, с тех пор наши спортсменки ни разу не уступали ни на одном крупном турнире: все чемпионаты Европы, мира или Олимпийские игры синхронистки из команды Татьяны Покровской и Татьяны Данченко завершают верхней ступенью пьедестала. Полное доминирование неоднократно пытались остановить различными способами — будь то изменения правил или копирование наших методик. Но пока что сместить Россию с первого места не может никто.
В нашей сборной две дебютантки и один легионер
Перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро была довольно скверная шутка — якобы синхронистки сборной Китая от всей души болеют за отстранение российской сборной от участия на Играх в Бразилии. Чтобы наконец-то выиграть олимпийское золото в синхронном плавании. В условиях равной конкуренции задача эта на сегодня выглядит практически нереальной. Идеала, тем более в спорте, не существует. Но сборная России максимально близка к его достижению. Перед Играми в Токио вопроса об участии Светланы Ромашиной и ее «золотых» подруг не стоял. Только вот официально сборной России в Японии нет — есть только команда Российского олимпийского комитета (ROC). И бело-сине-красный триколор в честь побед наших спортсменов больше не поднимают, и гимн Александрова теперь под запретом. Так что отчасти голубая мечта FINA сбылась. В синхронном плавании будет «новый» чемпион.
Новый, да только все с теми же самыми лицами. За бассейном — Покровская и Данченко. В воде — уже шестикратная Ромашина, двукратные Александра Пацкевич и Алла Шишкина, по одной победе у Влады Чигиревой и Марии Шурочкиной. Двукратной в Токио стала Светлана Колесниченко. Олимпийский дебют в Японии оформили только Марина Голядкина и Полина Комар — остальные уже давно привыкли к формуле «прилетела — проплыла — победила». Проигравших здесь не держат, и лишь в профайле Голядкиной есть бронза. Дело в том, что до 2015 года Марина выступала за сборную Украины. Она из Донецка, и сменить гражданство ее вынудили события 2014 года. Вряд ли, правда, она сильно расстроилась после смены коллектива, ведь теперь она регулярно приезжает домой с медалями совсем другого достоинства.
Китай постоянно копирует идеи Покровской и Данченко
Украине же о победе на Олимпиаде остается только мечтать. Наши соседи регулярно выигрывали медали на чемпионате мира и Европы, но на главном старте четырехлетки им постоянно не везло. Первую в истории страны олимпийскую медаль в синхронном плавании Украина взяла пару дней назад — третьим стал дуэт Марты Фединой и Анастасии Савчук. Теперь Марта и Анастасия плывут в погоне за дебютной наградой в групповых выступлениях. После технической программы Федина с подругами больше балла выигрывают у хозяек турнира — японок. Если смогут без грубых ошибок исполнить произвольную — место на пьедестале обеспечено. И это пока что главное открытие турнира синхронисток в Токио — не могут собраться сильные команды Италии и Канады, без медали пока остается Япония, Испания с опытнейшей Олой Карбонель вообще за пределом топ-5, а Греция выбыла из-за положительного теста на коронавирус.
Следить за битвой за бронзу, распределением мест в нижней части турнирной таблицы — самое любопытное занятие, если вы ищете в синхронном плавании какую-то спортивную интригу. Потому что первое и второе места четко распределяются между Россией и Китаем. Причем между ними также огромный разрыв, китаянки все ближе и ближе стараются приблизиться к непобедимым россиянкам, но по факту, как бы ни сокращался наш отрыв по судейским оценкам, конкуренции как таковой нет. А откуда она появится, если пока что стратегия Китая — копирование от и до наших победных схем. Причем повторяются они, не стесняясь вообще. Так на ЧМ-2017 в Будапеште сборная КНР выступила со своей адаптацией программы сборной России образца Олимпиады в Рио. Той самой, которая установила чуть ли не вечный мировой рекорд по баллам. Покровскую такое поведение соперников задевает, но что она может сделать? Правилами это не запрещено. Другое дело, что копия, даже хорошая, всегда хуже оригинала.
На этот раз от диджея пострадала Украина
Поэтому наш путь — продолжать искать новые образы и удивлять весь мир нестандартными ходами. В технической программе это сделать сложнее, поскольку здесь есть четкий список необходимых действий. Тем удивительнее смотреть на русский кадриль в исполнении наших русалок. Застольная песня с танцами с крестьянской свадьбы — вновь Покровская словно издевается над нашими недоброжелателями, всеми силами подчеркивая гражданство своей команды. Правда натужным назвать ее прочтение национальных мотивов язык не поворачивается. Элегантность, грация и изящество — к исполнению на соревнованиях вопросов также никаких. Невероятная психологическая стойкость — главная загадка успеха нашего синхронного плавания. В фигурном катании, к примеру, периодически мы улетаем от всей остальной планеты на примерно такие же высоты. Только фигуристки на важных стартах часто не справляются с эмоциями. Синхронистки — безупречны.
Не сбивают их даже ставшие традиционными ошибки диджея. В этот раз без нее не обошлось — правда, пострадала теперь Украина. Но наши все равно были начеку. «Мы были готовы на сто процентов. Понимали, что может произойти все что угодно. Если музыка останавливается, а включается другая, то мы планировали стоять и не дергаться. Если музыка остановилась, когда мы уже были в воде, то планировали свистка не ждать, а просто доделывать свою программу. Мы к таким моментам с 2013 года готовы», — то ли в шутку, то ли всерьез сказала журналистам Влада Чигирева. Хотя, скорее всего, тренеры действительно прорабатывают со своими девушками даже такие мелочи. В этом и заключается разгадка секрета команды — они абсолютно уверены в себе и знают, что делать в любой ситуации. Поэтому у них и нет волнения. Все четко, ровно и по задуманному плану — как у Вселенной движение планет настроено как часы. Собственно, завтра в произвольной наглядную схему Солнечной системы покажет команда ОКР. Восемь девушек в группе — восемь планет для парада. Все гениальное просто.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Российским синхронисткам путают музыку, а они троллят МОК купальниками. Что не так с олимпийским турниром?
Олимпийские игры-2020. Синхронное плавание
Дуэты. Произвольная программа. Квалификация
1. Светлана Колесниченко/Светлана Ромашина (Россия) — 97,9000
2. Хуан Сючень/Сунь Вэньянь (Китай) — 96,2333
3. Марта Федина/Анастасия Савчук (Украина) — 94,9333
Наконец на Олимпиаде стартуют наши главные виды! Те, в которых мы в золоте не сомневаемся. По сути таких два — синхронное, или, как теперь официально, артистическое, плавание и художественная гимнастика. В понедельник выступать начали синхронистки (или артистки?). И сразу вечер перестал быть томным.
Девушки эффектно вышли исполнять своих «Пауков» в произвольной программе, но диджей включил не ту музыку. Несколько секунд Ромашина и Колесниченко сидели в неудобной позе.
Пока наконец не поняли, что начать придется все сначала. Со второй попытки диджей угадал мелодию. Валдис Пельш аплодирует.
Не первая палка в колеса
Любопытно, что тот же диджей работал на Олимпиаде в Афинах, и тогда он тоже поставил россиянкам не ту музыку. Ромашина со смехом вспомнила ту историю после выступления.
— Да вообще огонь. Диджей нам сказал, что это его ошибка, что это он не поставил нужный трек. Самое смешное, что в Афинах, когда была проблема с музыкой, был тот же диджей. Значит, все идет по плану, так и должно быть. Пусть это будет самой большой неприятностью для нас. Мы его хорошо знаем, хорошо с ним общаемся, не собираемся никого винить и обвинять, ошибиться может каждый, — приводит слова российской чемпионки ТАСС.
Совсем недавно на чемпионате Европы в Будапеште россиянкам пришлось завершать выступление, практически не слыша свою композицию из-за проблем с динамиками. И они все равно выиграли, причем со второй попытки — в конце соревнований организаторы решили просто обнулить результаты и перенести техническую программу. А микст Гурбанбердиева/Мальцев выступал фактически без музыки. Сегодняшние пертурбации тоже не помешали стать лидерами после произвольной программы с результатом 97,9000. Отрыв от идущих вторыми китаянок — 1,6 балла.
В Афинах, про которые вспомнила Ромашина, россиянок вообще вытащили из бассейна и отправили исполнять программу заново. Два раза выключилась музыка на домашней универсиаде в Казани. В общем, случаи постоянны и уже превращаются в систему.
Троллинг костюмами и возможная корона
Еще интереснее будет в технической программе, где две Светланы будут выступать под стилизованную «Катюшу». Официальное название композиции — From Russia with Love, но название страны в нем придется заменить многоточием. За три недели до Олимпиады синхронисткам пришлось срочно менять купальники — первые не понравились МОК. На них были. медведи. А значит, ассоциация с Россией.
Что сделали наши? Они изобразили на костюмах балалайки. Прокатило. Вкупе с многоточием это настоящий троллинг нашим тренерским штабом с Татьяной Покровской и Татьяной Данченко всех ограничений. Весьма талантливо.
Еще одной новостью стал коронавирус в греческой сборной по синхронному плаванию. По данным ТАСС, об этом сообщил Олимпийский комитет Греции. Имя члена команды не называется. При этом пять дней назад коронавирус был обнаружен у одной из сопровождавших гречанок. То есть по греческой сборной идет заражение — но сегодня пара девушек из этой страны выступала в бассейне. И хотя вроде их подруга по команде изолирована и находится за пределами олимпийской деревни, вероятность того, что сегодня коронавирус побывал в бассейне, выше средней. И все это немного напрягает. Надеемся, зараза не могла распространиться в воде, а приехавшие на арену гречанки и их тренеры — чистые и здоровые. Пожалуй, в нынешних условиях помешать команде ОКР на пути к золоту может только вирус.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко подтвердили лидерство России в синхронном плавании
Исторический день для нашего спорта. Светлана Ромашина стала самой титулованной синхронисткой планеты. Шестую золотую медаль Олимпиад она завоевала в дуэте со Светланой Колесниченко.
Можно долго перечислять другие ее победы — 21 выигранный чемпионат мира во главе списка. А можно коротко сказать: в синхронном плавании есть Светлана Ромашина и ее подруги по команде. И есть соперницы из всех остальных стран.
Они словно гипнотизируют и мы без сопротивления увязли в заплетенной ими паутине. Ломаные линии, бешеный темп, идеально дотянутые ноги. Про наших подводных балерин можно говорить бесконечно. Им нет равных в мире вот уже 21 год подряд.
То, что мы доминируем в синхронном плавании, было очевидно всем еще до начала Игр, во время квалификаций у наших девочек огромный отрыв. Вот и сегодня Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко на голову выше всех других дуэтов и выходят на пьедестал за своим ослепительным золотом. Для Ромашиной эта медаль шестая в карьере.
«Медали я стараюсь не считать; это количество должно быть прежде всего качественным, тут дело не в медалях, а в этом пути. Прибавился год, переживания, стресс, убавилось здоровье. У меня слезы на пьедестале были не от того, что у меня шестая медаль, а от того, что мы уже на середине пути по медальному плану, и что хочется уже выплеснуть все эмоции, но до конца мы пока не можем это сделать. При этом мы очень рады, очень счастливы», — поделилась Светлана Ромашина.
Это будет последняя олимпиада для Светланы Ромашиной, но впереди у нашего дуэта еще выступление в группе. На трибунах вся сборная по синхронному плаванию. Пришли поболеть за подруг. Им самим выступать уже завтра, но разве можно пропустить такое!
Александра Пацкевич придумала кричалку. Алла Шишкина и Влада Чигирева волнуются, ловят каждое движение, выполняют их как будто вместе с девочками.
«Это самая сложная в мире программа, я даже сегодня спросила Татьяну Данченко, тренера дуэта, зачем они такую сложную программу сделали, потому что есть Светы, и потом огромная пропасть, и весь остальной мир. Но Татьяна Евгеньевна сказала, что мы по-другому не можем, надо быть на пять голов выше всех», — сказала Алла Шишкина.
И вот опять ночной кошмар любой синхронистки — неполадки с музыкой. Ее сначала ставят, потом останавливают, потом снова ставят, но не сначала. Это, конечно, не так страшно, как на квалификации два дня назад, или на Играх в Афинах, когда все отключилось прямо посреди выступления. Зрителям эти доли секунд незаметны, но однокомандницы-то все знают. В этом спорте жизненно важен каждый такт.
Нам не понять, что чувствуют они в этот момент, мы видим лишь невероятную пластику, которая начинается еще на помосте. Почему-то на нем нет ковра и кувырок стоил Светлане Ромашиной огромной отметины на спине.
К концу программы темп только ускоряется, и кажется, так высоко, как эти пауки, на поверхность не выныривал еще никто.
«Они и страшные, и игривые; каждый человек в каждой части дуэта может найти своего какого-то паука, они разнообразные, и мне кажется, это идеально подходящий образ под наш дуэт», — рассказала Светлана Колесниченко.
«Гримера зовут Татьяна Евгеньевна Данченко, наш главный тренер, она же и психолог, и мастер на все руки», — поясняет Светлана Ромашина.
На трибуне волнуется и вторая Татьяна — Покровская. Главный тренер сборной. Именно она знает тот самый секрет, как столько лет держать недостижимую планку, которую держат они, наши русалочки.
«Мы, правда, чувствуем друг друга под водой; мы считаем и слышим музыку. У нас каждодневные тренировки по 10-12 часов, считаем каждый градус и миллиметры. Это долгие часы тренировок. В итоге получается вот такой результат», — рассказывает Светлана Колесниченко.
Этот день соревнований был и очень драматичным. Наша скалолазка Юлия Каплина шла на рекорд мира еще в квалификации. 15 метров на скорость, в этом ей нет равных. И как обидно сорваться в паре сантиметров от кнопки, фиксирующей финиш. Первые эмоции еще в воздухе. И слезы. Впрочем, впереди еще две дистанции.
А вот для Анны Чернышевой, единственной нашей каратистки на Олимпиаде, все закончилось в токийском аэропорту. Положительный тест на COVID-19. И карантин.
Не будет бороться за медали Сергей Шубенков, бег с барьерами. Дала о себе знать старая травма. Что дальше — сам спортсмен рассказал в эксклюзивном интервью Первому каналу.
«Я не заставлю себя долго ждать. Следующие Олимпийские игры будут даже раньше, чем через четыре года, поэтому все будет здорово. Я надеюсь, что я еще побегаю», — сказал спортсмен.
Великолепная восьмёрка: российские синхронистки сделали золотой дубль на Играх в Токио в самый нужный момент
На фоне российского поражения в художественной гимнастике и полыхнувшего вслед за этим скандала грандиозная победа в синхронном плавании и рекорд Светланы Ромашиной, завоевавшей седьмое олимпийское золото, прошли как-то совсем буднично. В точности по выражению одного из российских комментаторов, который заметил в эфире, что сенсацией в отношении российской команды может считаться разве что поражение. А победа — какая же это сенсация? Это самая что ни на есть обыденность и норма. Дежурный результат. Увы, это действительно воспринимается многими именно так.
Не правда ли, парадокс? Светлана Колесниченко, Алла Шишкина и Александра Пацкевич после субботней победы в группе стали трёхкратными олимпийскими чемпионками. Влада Чигирёва и Мария Шурочкина завоевали второе золото в карьере, а Марина Голядкина и Полина Комар открыли счёт олимпийским наградам. Нет ни одной составляющей, в которой бы российские спортсменки не превосходили «остальной мир» на несколько порядков. И этот грандиозный успех эмоционально почти не затрагивает мир.
Возможно, всё дело в том, что все превосходные степени давно закончились? Феноменально? Да. Потрясающе? Без сомнения. Ни одна синхронная группа в мире не работает так быстро, слаженно и высоко, как Россия. Большинство тренеров вообще не рискует поставить спортсменок так близко друг к другу в сложнейших связках. Как и взять запредельный темп. Но всё это ведь выяснилось не в Токио, а ещё тогда, когда российские спортсменки взяли две первые золотые олимпийские медали на Играх в Сиднее. С тех пор вроде бы не происходит ничего нового: все перечисленные качества продолжают оттачиваться, а в протоколах меняются лишь имена чемпионок.
Выдающийся тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова выразилась на тему итога гимнастического финала предельно категорично: «Мы слишком всем надоели своими победами, вот и пытаются нас убрать из чемпионов любыми способами». Схожую фразу повторила главный тренер гимнасток-художниц Ирина Винер-Усманова.
Наверное, да: надоели. Эта версия как минимум лежит на поверхности. Ни одна международная федерация не заинтересована в том, чтобы на протяжении двух десятков лет победы одерживала одна и та же страна. В борьбе в таком случае пересматривают правила, снижая стоимость приёмов, которыми блестяще владеет чемпион, но не владеют те, кто ему уступает. В фигурном катании во времена тотального превосходства Евгения Плющенко точно так же была девальвирована стоимость четверных прыжков, в гимнастике тоже нередко поступают аналогичным образом.
Разбирая субботний гимнастический финал, мне довелось услышать интересное мнение от человека из этого вида спорта: мол, очень похоже, что российским гимнасткам просто не засчитывали по ходу их комбинаций какие-то из связок, не давали привычные надбавки. Отсюда, мол, и малообъяснимое преимущество, которое имела израильская спортсменка после трёх видов программы. Отсюда же — огромное и совершенно не свойственное турниру такого ранга количество протестов: мол, не мы одни не понимали, что происходит за судейскими пультами.
Возможен ли такой вариант? Не знаю. В нём слишком мало здравого смысла: ведь в Токио финалу художниц предшествовала квалификация, где и близко не прослеживалось того абсурда, что начал происходить после. Почему же судьи внезапно сменили приоритеты? Ответа на этот вопрос пока не дал никто.
«Попадётся хорошая жена, будешь счастливым. Попадётся плохая — станешь философом», — гласит известная притча. Олимпийские поражения часто наводят на сходные мысли. С философской точки зрения поражение в художественной гимнастике вполне способно сослужить добрую службу как синхронному плаванию, так и многим другим видам спорта. Ведь именно оно очень своевременно напомнило миру, насколько мизерным может оказаться расстояние от триумфа до спортивной трагедии.