какое место заниматься кодек

Разбираемся с форматами и кодеками видео

какое место заниматься кодек

какое место заниматься кодек

Содержание

Содержание

Современные медийные платформы позволяют пользователям наслаждаться высокодетализированным видео и потрясающими аудиоэффектами в режиме онлайн.

Однако создание подобного контента было бы невозможно без существования кодеков и контейнеров.

Чем кодеки отличаются от контейнера — их часто путают

Для ответа на вопрос, чем кодеки отличаются от контейнеров, необходимо понять, что такое кодеки.

Смысл понятия «кодек» лежит прямо в его названии:

Фактически кодек — это цифровой инструмент компрессии и декомпрессии данных. Компрессия (сжатие данных) необходима для экономии занимаемого файлом места. Например, несжатое видео высокой четкости в raw-формате, при 60 кадрах в секунду способно достигать размеров в полтерабайта на каждый час записи.

Восьмиканальная аудиодорожка в 24-битном разрешении будет занимать 16 мегабит за одну секунду записи. Такие объемы данных не подходят ни для штатного хранения, ни для их передачи онлайн, поэтому для их сжатия применяются специальные формулы, которые и называются кодеками.

какое место заниматься кодек

Для хранения сжатой информации создаются контейнеры-обертки в определенном формате. Современные контейнеры способны хранить информацию, обработанную разными кодеками. Такие обертки указывают устройству на то, какими кодеками была сжата информация, и по какой формуле ее восстанавливать.

Если разобрать стандартное видео со звуком на кодеки и контейнеры, в результате получится три составные части:

В случае если в видео нет звука, аудиокодек не нужен.

Популярные и прогрессивные кодеки

какое место заниматься кодек

Большинство создаваемого видеоконтента обрабатывается кодеками XviD, MPEG-1\2, H.264, MPEG-4, DivX, WMV, MJPEG, RealVideo, Bink Video и их вариациями. Для аудиоформатов в основном используют AAC, Opus и MP3-кодеки. Из новинок стоит отметить кодек H.266/VVC, разрабатываемый для потоковой передачи видео в 4K и 8K.

Новый кодек позволяет вдвое сократить объем файла относительно H.265 кодека за счет более сложных алгоритмов. Сложные вычисления потребляют больше ресурсов, до 1000 % от потребления H.265 при кодировании, и до 200% при декодировании.

Какие кодеки в основном поддерживаются современными ТВ и обновляются ли они с прошивкой

Современные системы поддерживают большинство существующих кодеков.

Поддержка кодеков MPEG от первого до четвертого, вариации H.264 для воспроизведения Blu-Ray, а также XviD и DivX, входят в базовый пакет любого современного телевизора.

Ведущие производители всегда следят за ошибками и актуальностью своего программного обеспечения.

Обновление кодеков в процессе прошивки регулируется разработчиками индивидуально под каждую модель SmartTV.

Если новые кодеки необходимы, поддерживаются устройством на аппаратном уровне и не вызывают ошибок отображения, ничего не мешает разработчикам добавить их в ближайших обновлениях.

Не все устройства совместимы с новыми кодеками, поэтому установка неофициальных обновлений прошивки не рекомендуется потому как может привести к ошибкам воспроизведения.

Какие кодеки используются при проигрывании онлайн-видео (современные кодеки youtube)

В настоящее время стандартом большинства видеосервисов стали кодеки H.264 и MPEG-4, значительно реже встречаются кодеки FFDshow, XviD и DivX.

какое место заниматься кодек

Одним из самых перспективных кодеков является бесплатный AV1-кодек. Разработан сообществом AOMedia, включающим в себя таких гигантов как AMD, Google, Netflix, Mozilla, Nvidia, Intel, ARM и Cisco. Исходный код кодека открыт и свободно распространяется без каких-либо лицензионных отчислений.

Что даст конечному пользователю переход ютуба на современный AV1

какое место заниматься кодек

Кодек AV1 разрабатывался для воспроизведения видео онлайн, в браузерах Safari, Firefox, Edge и Chrome. Степень сжатия видео кодеком AV1 превосходит кодеки VP8 и H.264 от 30% до 50%, а кодек HEVC до 30–43 % на высоких битрейтах.

Полный переход видео платформы YouTube на AV1-кодек не только ускорит загрузку всех видеороликов от 20% до 50%, но и позволит стримить в разрешении 4K.

Для минимизации потерь качества, при сохранении и конвертации файла рекомендуется использовать кодеки AV1 для видео и Opus для аудио, обернутые в MP4-контейнер.

Источник

Уличная магия сравнения кодеков. Раскрываем секреты

какое место заниматься кодек

В этом году исполняется юбилей — 16 лет, как был запущен сайт compression.ru, на котором автор и сотоварищи организуют сравнения видеокодеков и кодеров изображений. За это время были проведены десятки сравнений с отчетами от 23 до 550+ страниц, количество графиков в последнем сравнении перевалило за 7000, а количество разных феерических случаев за это время окончательно превысило все разумные пределы. Поскольку следующая круглая дата (32 года) наступит еще нескоро, есть желание рассказать в честь юбилея малую толику феерического.

Если говорить про кодеки, то не секрет, что большинство сравнений и графиков, которые видит почтеннейшая публика — это продукт отдела маркетинга. В лучшем случае — графики грамотно делали инженеры, а маркетинг только давал добро на публикацию. В худшем случае инженеры вообще не участвовали в их подготовке. К чему тратить время этих занятых людей!

При этом тема сжатия весьма популярна. В сериале «‎Кремниевая долина»‎ стартап главного героя разработал гениальный алгоритм, который в последней серии первого сезона показал невероятное сжатие 3D видео и в итоге теперь миллионы стартаперов (и инвесторов) мира знают, что главное — это чтобы коэффициент Вайсмана был побольше и ещё гения надо найти, а остальное — фигня-вопрос. Чудо будет! Это естественным образом увеличивает ожидание чудес и, конечно (КОНЕЧНО!) эти чудеса радостно демонстрируются компаниями! В том числе с использованием последних достижений уличной магии.

DISCLAIMER: Любые совпадения имен и названий компаний ниже с реальными именами и названиями абсолютно случайны.

Усаживайтесь поудобнее! Обещаем, что к концу рассказа вы сможете показывать подобные фокусы сами, как, впрочем, и раскрывать многие из них. Поехали!

Level 1, фокусы для начинающих

Начнем с самого простого, ибо, как ни странно, эти методы вполне в современной (не сериальной, а настоящей!) Кремниевой долине прокатывают.

Итак, почтеннейшая публика, фокусы с демонстрацией сверхсильного сжатия начинаются!

какое место заниматься кодек

Наверняка многие видели подобные динамические сравнения с незаметными котиками на основе JS на страницах. Если сравнивается сжатие, то разумно чтобы качество было максимально одинаково (в идеале совершенно одинаково), а справа было бы сжато в 2 раза лучше, например.

Компания заявляет на 30% лучшее сжатие (все совпадения случайны!). А картинки выглядят совершенно одинаково! Даже профессионально наметанный взгляд не находит различий. Возникает желание посмотреть детальнее. Лезем в код страницы и видим, что слайдер для первой и второй картинки берет данные из одного файла! Получаем преимущества сразу по нескольким параметрам — во-первых, идеально демонстрируется лучший результат, во-вторых, не отвлекали инженера от работы, и, наконец, это место страницы сайта грузится вдвое быстрее. Сплошной profit.

Случай, не поверите, реальный. Теперь вы знаете, куда стоит посмотреть!

В другом месте — тоже слайдер и опять замечательный результат. Заглядываем в код слайдера — грузятся разные файлы. Наученные горьким опытом скачиваем их — они не просто до байта одного размера, они совпадают побитно! В общем — все плюсы предыдущего способа, но фокус раскрывается чуть сложнее, правда за счет замедления загрузки страницы (за все приходится чем-то платить. ). И, главное, не нужно привлекать дорогих специалистов в сжатии.

Впрочем, более продвинутые маркетологи этого уровня идут еще дальше. Выкладывается слайдер — смотришь — картинки отличаются, но качество о-о-очень похоже. Ну ок. Дальше больше! Демонстрируется фантастическая открытость — есть даже линки на видеофайлы. Скачиваешь — очень неплохое преимущество у их метода, даже непонятно, как они это сделали. Выручает то, что мы же тут все поголовно русские хакеры (уже бренд на западе). Смотрим битовый поток и видим чудную картину:

какое место заниматься кодек

То есть даже многие эксперты, если не будут глубоко копать и перепроверять, подтвердят, что действительно у людей отличный результат примерно вдвое превосходящий по размеру сегодняшнего лидера при сравнимом качестве. Вы не поверите, подобные методы вполне себе используются и даже в некоторых случаях позволяют получить десятки миллионов долларов инвестиций.

Вспоминается встреча с русским стартапом 6 лет назад. Их директор прямо с порога сказал: «‎Вы должны нам все сделать на совесть. У нас инвесторы из «‎Северстали»‎, и, если что, к вам выедут спортивные бритые ребята с паяльниками.»‎ Как вы понимаете, в таких суровых условиях качество исследовательской работы волшебным образом возрастает, а количество фокусов разного уровня — падает… При работе с такими кейсами у нас, на родине слонов, возникает непреодолимое чувство жалости к западным инвесторам. Правда не все наши инвесторы такие чисто конкретные, и свои фокусники и в наших палестинах тоже находятся. Причем регулярно. Но про это в другой раз.

Level 7, резонансный

Эта история не про видеокодек, а про сжатие картинок, но в ней многое было по всем законам жанра «‎честных фокусов»‎.

Как-то довольно известная компания М решила, что им к своим форматам Windows Media Video (WMV) и Windows Media Audio (WMA) нужно добавить Windows Media Photo (WMP). Чисто для комплекта, как вы понимаете.

Молодой человек на галёрке! Ну не надо так громко кричать, не вас одного осенило! Культурные люди (посмотрите на первый ряд) максимум — понимающе усмехнулись в усы…

Далее внимательно следим за руками:
какое место заниматься кодек

Т.е. у WMP больше деталей, чем у JPEG и JPEG 2000 при том же уровне сжатия (мягко уравниваются JPEG и JPEG 2000 и задается уровень 24 раза), а в следующем абзаце:
какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

Т.е. обычно только в 6 раз сжимают, а было 24. Вау, пахнет тремя разами! И вообще мы лучше в 2 раза точно. СМИ понесли благую весть в массы (некоторые написали, что в 2 раза лучше JPEG 2000), даже на Хабре повторили эту новость.

Чуть позднее появился график из этой презентации:

какое место заниматься кодек

какое место заниматься кодек

Преимущество по сравнению с JPEG 2000 было небольшим, при том, что они, очевидно, отобрали лучшую картинку с чудным мальчиком и дельфинами. Мы с большим нетерпением ждали возможности поиграться с этим кодером. Примерно через полгода утилиту для сжатия таки выложили.

У нас к тому моменту как раз было годичной давности сравнение 9 реализаций JPEG 2000

Да-да-да! Как не все йогурты одинаково полезны, так и не все реализации стандарта жмут одинаково хорошо. Стандарт оговаривает только битовый поток, положить в который данные (и, кстати, вынуть!) можно сильно по-разному, это порождает отдельный рынок кодеков со своей жесткой конкуренцией по доброму десятку параметров. Простой пипл этого, как правило, не знает, что позволяет безнаказанно ездить ему по ушам практически на бульдозере («‎Наш видеорегистратор поддерживает новейший H.265/HEVC, больше его ни у кого нет!»‎). И никто (никто!) КРАЙНЕ вероятной подставы не замечает.

Мы радостно вставили в предыдущий отчет 3 линии для WMP. Получилось как-то так:

какое место заниматься кодек

какое место заниматься кодек

Поскольку сравнение было выложено публично и наделало шуму в узких кругах, то разработчик даже ответил на него в официальном блоге. Заметка была вежливая: похвалили, покритиковали, а дальше, если продраться сквозь текст, человек чистосердечно признался, что они использовали самую худшую реализацию JPEG 2000 нашего сравнения (опубликованного за полгода до того) в своем сравнении, правда «‎совершенно случайно»‎. Мы, конечно, им поверим. Компания уважаемая и все такое.

Дальше название технологии было изменено с WMP на HD Photo, впрочем в сети остался такой вердикт:
какое место заниматься кодек
В качестве вишенки на торт. Наши коллеги пошли дальше: взяли больше картинок и показали, что HD Photo проигрывает не только JPEG 2000, но и хорошей реализации JPEG (в 7 случаях из 14). И проигрывает конкретно. Есть основания полагать, что они подбирали картинки, но они откровенно закопали HDPhoto, ибо кому нужен формат, который в половине случаев проигрывает древнему JPEG — непонятно:

какое место заниматься кодек

Level 10, свежий! С нейросетями!

Вообще подобных случаев — очень много. Даже в России я сталкиваюсь с подобными ситуациями примерно пару раз в год (к нам, как к хозяевам compression.ru, информация стекается). На западе разводят лохов инвесторов примерно ежемесячно. А сейчас еще и Китай к этому развлечению подключился. Мощность компьютеров растет, сложность и возможности алгоритмов — тоже. Разбираться в этом все сложнее. Как следствие — бурное веселье продолжается!

В последнее время очень популярны стали нейросети. Абсолютно все, к чему они прикасаются, волшебным образом улучшается. А не применить ли их к сжатию видео?

В ноябре прошлого года очередная благая весть с подачи самого «Уолл Стрит Джорнал» облетела мир. Создан видеокодек на основе машинного обучения, который всех порвал! Вот пруф:

какое место заниматься кодек

Вообще я лично крайне скептически воспринимаю все новости с упоминанием нейросетей. И вам советую (ОСОБЕННО, если вы инвестор). Нейросети устроены таким образом, что грамотно подбирая обучающую выборку под тестовую можно показать любой (для непонятливых — ЛЮБОЙ!) желаемый результат. Нейросети — идеальный инструмент для постановки на поток маркетинговых чудес. Одно чудеснее другого!

В общем график есть, картинки есть. Согласитесь — убедительно. Специально для скептиков господа привели еще несколько графиков на известных тестовых наборах:
какое место заниматься кодек
какое место заниматься кодек
Впрочем, если предыдущий график с картинками лично для меня был еще как-то объясним (заточиться на одно видео да еще с глубокими нейросетями можно всегда), то эти два графика заставили резко насторожиться.

Вас в них ничего не смущает?

Они даже под это подводят базу, типа классические кодеки уперлись в предел и уже особо не развиваются (и тут на сцену выходят они, все в белом). И вы знаете, такая наглая ложь прекрасно работает! Причем ладно «The Wall Street Journal» — они (хотелось бы верить) только в финансах разбираются, ладно «MIT Technology Review» — эти джентльмены джентльменам Кремниевой долины верят на слово, но как некритически воспринял новость такой уважаемый ресурс, как Хабр — ума не приложу! Чего уж говорить про массово перепечатавших новость …

В реальности картина развития кодеков, к счастью, заметно отличается. Во-первых, на графике ниже, построенном нами на том же наборе видео xiph, можно увидеть, что H.265 на 25−31% лучше, чем H.264. Т.е. 10 лет развития кодеков таки не прошли даром! (Уфф, прямо от сердца отлегло. ) Во-вторых, свежий AV1 показывает практически двукратное улучшение по сравнению с H.264, и ступенька его преимущества, прямо скажем, весьма заметна:

какое место заниматься кодек

Соответственно на глаз видно, что если наложить график AV1 на 45% левее H.264 на графике авторов — он покроет новый кодек как… [вырезано цензурой]. Хорошо покроет, короче. Потому с ним и «‎забыли»‎ сравниться. Реальный расклад выглядит как-то так (сильно менее кучно, согласитесь):

какое место заниматься кодек

какое место заниматься кодек

Заметим, что для некоторых видео стандартные опции не обязательно идут монотонно (в данном случае по качеству). Также иногда «‎нестандартные»‎ опции могут дать большой выигрыш по размеру, в частности на примере выше потеряв 20% по скорости по сравнению с medium можно наиграть 30% по размеру — практически как при переходе на стандарт следующего уровня, но при прежней невысокой сложности декодера. Но это уже более сложный level, о нем в другой раз.

Как легко заметить выше, господа взяли для сравнения «slower». Хорошо, что не «veryfast», ведь могли бы и его! ) И не важно, что у них у самих кодек феерически медленный. Люди в массе своей, глядя на график, не вспоминают о том, что скорость работы кодека может на пару порядков отличаться в зависимости от параметров. Поэтому такой прием вполне прокатывает. Хотя на нашем графике выше («Bitrate/quality. ») их пачка линий была в районе красной (которая самая плохая). Заодно оправдывая топтание на месте в развитии кодеков. Ага-ага!

Это не все трюки, которые были использованы господами стартаперами, но картина уже ясна.

Понятно, что, чтобы фокус выглядел правдоподобно, нужны еще дополнительные штрихи, которые придают реализма. Например, эти господа опубликовали статью на https://arxiv.org/abs/1811.06981. Сегодня развитие алгоритмов идет настолько быстро, что ждать, пока выйдет статья в журнале становится нестерпимо, поэтому многие сильные авторы публикуют результаты сначала на arxiv.org. Для уличных магов этот сайт удобен тем, что там можно разместить абсолютно любой материал — в отличие от рецензируемых журналов и конференций никто не задаст неприятных вопросов и не зарубит публикацию (нет kill reviewing серьезных мест). А про то, что, например, на 1 апреля на arxiv.org принято публиковать разного рода пародии на научные статьи, в том числе высмеивая его как место публикаций, широкая публика не знает, поэтому для широкой публики публикация там выглядит типа даже солидно.

Идем дальше. Статья на хабре про них называлась «‎Первый видеокодек на машинном обучении кардинально превзошел все существующие кодеки, в том числе H.265 и VP9»‎. Очередной прикол заключается в том, что машинное обучение в сжатии не только активно исследуется, чему уже посвящаются отдельные треки конференций (то есть статей много), но и активно используется, например, в AV1 (специально привожу гугловый запрос). Но, если бы они честно сказали: «‎Мы выпустили второй кодек с использованием машинного обучения, при этом проиграв первому и по скорости, и по сжатию»‎, то Wall Street Journal мог про них и не написать… И MIT TechReview не написал бы… И даже Хабр… Очевидно, не вынеся последнего, в компании чуть-чуть поправили подачу. При этом особенностью современного интернета является то, что люди не проверяют информацию, что позволяет спокойно провозглашать себя первыми много кому (начиная с известных компаний). Наглость, как известно, города берет! А фактчекинг не моден.

— Загугли!
— Это как это?
[пример запроса дан выше)))]

И еще про ML/DL. В далекие-далекие времена, когда дискеты были большими, а винчестеры маленькими, одним из приемов «‎уличной магии для архиваторов»‎ было сохранить часть сжимаемого файла куда-нибудь подальше в директорию со временными файлами и таким образом показать рекорд. С тех пор времена изменились. Винчестеры — выросли, дискеты совсем пропали, а данные стало модно прятать вглубь нескольких сотен мегабайт коэффициентов сетки. Можно сохранить «‎авторский знак»‎ в сетке, можно — пасхалку, а можно фейковый рекорд сжатия поставить. Глубокие нейросети — однозначно сила, короче!

А теперь мастер-класс!

Как я и обещал выше, к концу этого текста вы сможете легко блистать на подмостках условного pikabu.

Сейчас, о почтеннейшая публика, я покажу вам фокус, позволяющий сравнивать, что угодно с чем угодно с любым заранее заданным результатом. Т.е. если надо, чтобы кодек А был лучше кодека Б — значит покажем это, если нужно, чтобы Б был лучше А, хорошо, можем показать и это. Исполним любой каприз отдела маркетинга за ваши деньги совершенно бесплатно!

Давайте сами проверим, как эти самые кодеки жмут. Как говорится — не верь никому, проверь сам. А то, может, и правда эти стандарты не развиваются и нас просто дурят, заставляя зря платить заработанные непосильным трудом деньги непонятно за что?

У нас получились два файла почти одного размера:
avatar_x264_cbr1M_superfast.mkv — 1402 MB
avatar_xvid_cbr1M_superfast.mkv — 1401 MB

А теперь, дамы и господа! Внимательно следите за руками.

Смотрим, вот новый стандарт и старый:
какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

Смотрим другой кадр:
какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек
Без комментариев! А если быстрое движение?
какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

Согласитесь! Прогресс явный и неумолимый! Все развивается и становится все лучше и лучше! А жизнькраше и веселее!

какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

Боже, что это. Новый стандарт совсем слил…

какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

А-а-а-а! Люди! Знайте! Корпорации вас обманывают. Кодеки уже давно не развиваются, но вам сообщают что все идет хорошо!

какое место заниматься кодеккакое место заниматься кодек

Вы видите? Все, чему они научились за 10 лет — это размывать блочность! Причем делают это просто отвратительно! Стало хуже, чем было! Вас водят за нос все эти годы. 11

А теперь разберемся, как это сделано.

На самом деле полный кадр выглядит так:
какое место заниматься кодек
Когда кодек работает, особенно в режиме постоянного битрейта, качество кадров достаточно сильно колеблется. Вот начало фильма, например — качество по классической метрике PSNR (сомнений кто лучше, кто хуже, кстати, нет, видно что зеленый xvid проигрывает в среднем):
какое место заниматься кодек
Картинка кликается

Если вычесть один график из другого (на рисунке ниже, другое место в файле) — то видно, что в целом кодек более старого стандарта будет проигрывать, однако местами он может вполне уходить на +5 dB (PSNR удобна тем, что она обратно логарифмически пропорциональна среднеквадратичному отклонению, за счет чего, обычно, работает правило: на диапазоне средних и низких битрейтов на глаз видна разница в 1.5 dB). И тут же виден кадр, где в другую сторону разница 20 dB:
какое место заниматься кодек
Картинка кликается

Теперь вы понимаете, почему ваш покорный слуга всегда с искренним умилением смотрит на приведенные в маркетинговых материалах компаний отдельные кадры, как на доказательство более высокого качества на видео (особенно когда нет графиков)… И ведь так до сих пор иногда приводят!

Чтобы отбирать кадры было проще, мы больше 10 лет назад сделали режим сравнения в нашей тулзе MSU VQMT, при котором сравнивались сразу 3 файла — оригинал, кодек-1 и кодек-2 и сразу сохранялись, например, 30 лучших пар кадров в одну или в другую сторону. Главное — взять файл подлиннее!

А MPEG-4 с низким битрейтом был взят, чтобы с блочностью было все нагляднее.

Ну или где-нибудь, где публика не слишком разборчива, можно кого-нибудь с кем-нибудь успешно сравнить. Пипл будет доволен.

Теперь вы знаете, какие вопросы задавать, когда видите сравнение с кадрами в материалах компаний! Может хоть пореже, наконец, они будут встречаться.

Вместо заключения

Выше разбирались относительно простые способы подготовки маркетинговых материалов «в свою пользу» в сравнениях кодеков и кодеров. Естественно, в реальной жизни все сложнее. Увы, если идти глубже, оно будет не так увлекательно и заметно сложнее (желающие могут почитать статью и комментарии тут, например).

А людей, обычно, интересуют простые ответы. Самый популярный ответ в Ответы@Mail.ru на вопрос ‎«Какой самый лучший видеокодек?»‎ — «K-Lite Mega Codec Pack». И это для массового зрителя действительно самый короткий, понятный и точный ответ. А вы говорите — кодеки, стандарты…

Но чем больше будет людей, хотя бы на среднем уровне разбирающихся в предмете, тем реже будут совсем уж нахально лапшу на уши вешать отделы маркетинга или дуть в уши инвесторам нахальные стартаперы. И жизнь станет чуточку лучше.

Спасибо за внимание, дамы и господа! Всем — технической грамотности!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *