какое место занимает женщина в исламе

Самая свободная женщина на свете

Роль женщин в Исламе

какое место занимает женщина в исламеЯ начинаю с именем Аллаха, милостивого на этом свете ко всем, и лишь к уверовавшим – на Том. Мы знаем из истории, что до прихода последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который был ниспослан Всевышним Аллахом милостью для всего человечества, люди были настолько невежественны, что рождение девочки считалось позором в семье, и родители собственноручно убивали своих дочерей, заживо закапывая их в землю.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:

ما من مسلم له ابنتان فيحسن إليهما ما صحبتاه، أو صحبتهما إلا أدخله الجنّة

(смысл): «Всякий мусульманин, у которого будут две дочери, и он будет хорошо обходиться с ними до тех пор, пока они вместе с ним, войдёт в Рай».

Хадис передал ибн Маджах в книге «Таргиб ва Тархиб». С приходом Пророка (мир ему и благословение) и вместе с ним Ислама такое невежество ушло. В Исламе нет насилия и унижения. Женщина является украшением и опорой в семье, хранительницей домашнего очага, на плечи женщины ложится многое в семье. Большое внимание уделяется в Исламе воспитанию детей, где невозможно обойтись без материнского влияния и материнской любви.

На женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода. Ведь рождение на свет ребёнка, нового поколения ещё не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и будем уверены в том, выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах его жизни и развития, – важнейшая задача матери. Роль женщины в Исламе велика.

Женщина – это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго обозначено в Исламе. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является большим грехом. По поводу матерей в хадисе сказано:

الجَنَة تحت أقدام الأُمهات

«Рай находится под ногами матерей», т. е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестёр, дочерей и жён, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, от женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений.

На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворённости домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается их прав, то они едины в правах своих с мужчинами во всём. У каждого создания своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их своим молоком и воспитывает, то мужчина должен приложить все силы для обеспечения своей семьи, приложить максимум усилий для поддержания моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Насчёт кормления грудью в Коране говорится:

وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلاَدَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ لِمَنْ أَرَادَ أَن يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ وَعلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ

(смысл): « Пусть роженицы кормят своих детей (грудью) два полных года; это для того, кто захочет завершить кормление. А на отце их обязанность кормить, одевать их благопристойным образом » (сура «Аль-Бакара», аят 233).

Мужчинам никогда нельзя забывать, с каким трудом мать его воспитала и сколько душевной энергии, нервов, боли и неудобств она на него потратила.

В Коране говорится:

وَ وَ صَّيْنَا الإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ إحْساَنًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَ وَضَعَتْهُ كُرْهًا

(смысл): « Я завещал человеку, т. е. обязал его во всех отношениях помогать, быть полезным для родителей, мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «Аль-Ахкаф», аят 15).

Одним из самых главных равенств в правах является то, что все – и мужчины, и женщины – одинаково вознаграждаемы Всевышним Аллахом за правильное выполнение тех обязательств, которые возложил на них Всевышний.

لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُواْ وَلِلنِّسَاء نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ وَاسْأَلُواْ اللّهَ مِن فَضْلِهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيماً

(смысл): « Мужчинам – доля из того, что они приобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает всё » (сура «Ан-Ниса», аят 15).

Женщина в исламской семье – это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجاً لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

(смысл): « Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей, размышляющих и отзывчивых » (сура «Ар-Рум», аят 21). Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сегодняшнего дня, – особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, всем известно. Особенно тёплые отношения бывают между матерью и её детьми. Семейные связи настолько сильны, что их невозможно заменить какими-либо другими.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается её домом, семьёй и домашним хозяйством. При желании женщина-мусульманка с согласия своего супруга или родственника, который отвечает за неё перед Аллахом за сохранность её чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или работать в любой организации с соблюдением всех норм Шарита, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для неё сферах, таких как медицина, образование, пошив одежды, кулинария.

В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Всевышнему:

(смысл): « И повелел вам Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и выказывали отношение доброе к родителям. Если достигнет возраста преклонного один из родителей или оба, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Будь мягок и кроток с ними и говори: «Господи! Помилуй их [ведь они были добры ко мне], когда растили меня » (сура «Аль-Исра», аяты 23–24).

В других местах в Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании ребёнка:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْناً عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ

(смысл): «Заповедовали Мы человеку [почитать] родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. [Повелели Мы:] «Благодари Меня и родителей своих – ко Мне вернёшься ты» (сура «Люкман», аят 14).

Особо красноречиво о роли и месте матери в жизни человека рассказано в одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

يا رسول لله من أحق الناس بحسن صحابتى؟ قال: أمّكَ: قال: ثمَّ من؟ قال: أمُّكَ: قال ثمَّ من؟ قال:أمك: قال: ثمَّ من؟ قال:أبك

(смысл): «Один человек спросил Пророка (мир ему и благословение): “Кого я должен уважать в первую очередь?” Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Мать”. “А кого потом”, – спросил человек? “Мать”, – ответил Пророк (мир ему и благословение). “А кого после неё?” – “Мать”. “А после этого?” – спросил человек. “Отца”» (аль-Бухари и Муслим).

В достоверном хадисе, переданном от Анаса, говорится:

(смысл): «Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: “Поистине я желаю воевать на пути Аллаха и не могу этого сделать”. Пророк (мир ему и благословение) спросил: “Есть ли у тебя из родителей кто-нибудь”. Это человек ответил: “Есть, мать”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвращайся к матери и делай ей добро, и когда ты это сделаешь, то получишь воздаяние, равное тому, если бы ты совершил хадж, умру и воевал на пути Аллаха (совершил джихад)”».

وَ رُوِيَ عَنْ طَلْحَةَ بنِ معاوية السُّلمِىِّ رضيَ الله عنهُ قال: أتيت النبي صلى الله عليه و سلم فقلت: يا رسولَ اللهِ إِنى أُريدُ الْجها د في سبيلِ الله؟ قا ل: أُمُّكَ حيَّةٌ؟ قلت: نعم. قال النبِيُّ صلي الله عليه و سلم: الزم رجلها فثمَّ الجَنَّةُ.

Рассказали от Талхата, сына Муаваият аль-Сулаймия (да будет доволен им Аллах): «Я пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: “Я хочу воевать на пути Аллаха”, Пророк (мир ему и благословение) спросил: “Твоя мать живая?” Я сказал: “Да”. Пророк (мир ему и благословение) сказал “Ты приблизься к ней и служи ей, и тогда получишь рай довольством её”».

К примеру, у Пророка (мир ему и благословение) и других святых людей первыми в семье рождались девочки, и они этому радовались. Потомство Пророка (мир ему и благословение) идёт со стороны дочери на этом свете. И мы не должны забывать, что если в семье первая дочь, то говорят, что в семье будет благодать, т. е. баракат.

Пусть Всевышний наставит нас на путь истины и поможет нам быть добрыми к своим родителям, и особенно к матери. Мать нас воспитала, оберегала от окружающего негативного мира, пока мы не приспособимся к нему, кормила нас, научила ходить, и после всего этого можно ли не любить её и можно ли ослушаться её. Пусть Всевышний Аллах даст нам мудрость, терпение и сделает так, чтобы мы могли проявлять свою любовь и добро к матери. Амин!

Абдулла Ибрагимов

какое место занимает женщина в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Современная женщина и ислам. Ценности, традиции и перемены

Управление по делам религий города Алматы рассказывает, как в современных обществах переплетены религиозные установки и светские ценности.

Традиционно роль женщины в исламе сводится к семейным заботам. Но это не значит, что религия ущемляет свободу женщины. У неё есть права! В том числе на труд, на образование. Другое дело, что вера обязывает её подчиняться мужчинам. Именно от них зависит, сможет ли женщина-мусульманка вести полноценную жизнь в обществе или будет заниматься сугубо семейным бытом. В современном исламском обществе сохраняется сплав традиций и более свободных веяний, например, почитание старших и повиновение женщины мужчине с разводами и борьбой за самоопределение женщин.

Всё чаще женщины в своих решениях руководствуются не религиозными традициями, а законодательством, которое защищает их права и права их детей.

Например, в некоторых исламских странах разрешается бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Основываясь на следующих хадисах «Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену» или «А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их».

В Казахстане избиение человека, согласно законодательству, неважно, мужчины или женщины, – это уголовное преступление и абсолютно недопустимо.

Другой пример: согласно исламским канонам мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. В Казахстане многожёнство официально запрещено. Каждый казахстанец по закону может одновременно иметь только одного супруга.

В свою очередь религиозные браки в Казахстане не признаются законом, и супруги, вступившие в такой брак, не имеют никаких прав, которые даёт официальный брак.

Например, члены радикальных, экстремистских религиозных организаций очень часто меняют жён, оправдывая свою распущенность некими религиозными идеями, либо никак не объясняя свои поступки. Среди радикалов и экстремистов нередки 5-7 и более браков для одного мужчины. Для развода с женой им достаточно трижды сказать «талак». Брошенные жены таких религиозных деятелей остаются без имущества с детьми и государство не может им помочь, так как религиозные браки в Казахстане недействительны.

Некоторые архаичные религиозные требования, подобные перечисленным выше, современные женщины имеют полное право игнорировать, а при нарушении их прав на здоровье, отдых, образование, защиту чести и достоинства, нарушении брачного законодательства могут обратиться в полицию или в суд. Такие вопросы будут решаться сугубо в правовом поле Республики Казахстан, а не согласно религиозным традициям.

Посмотрим, какое место женщине отводит религия и как оно совпадает с реальным поведением женщин и состоянием института брака в мусульманских странах.

Согласно Корану, мужчина имеет большую власть над женщиной. Как гласит священное писание: «Если бы я должен был повелеть кому-нибудь из людей поклоняться другому, то я бы приказал женщине поклоняться своему мужу, ибо его право над ней велико» (Сахих аль-Бухари и Муслим) или «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества». Вера требует подчинения жены мужу, которая должна посвятить себя семейным заботам.

Однако даже в соответствии с исламом брак не может быть принудительным.

Согласно Корану, если женщина справляется со своими семейными обязанностями и муж ею доволен, то ей уготовано место в раю. Покорность и повиновение супругу, рассматривается в исламе как добродетель. От женщины требуется уважительное отношение к мужу. Она не должна повышать голос на него, а тем более ругаться или оскорблять его.

В исламе роль супругов регламентируются священным писанием. Замужняя женщина является хранительницей семейного очага и должна посвятить себя детям и супругу. В свою очередь муж обязан содержать членов семьи. Спрос с него тоже большой. В священном писании можно прочитать: «Человек не может предстать перед Аллахом с большим грехом, чем невежество членов его семьи».

В исламе роль женщины не ограничивается только семьёй. Религия регулирует ещё её поведение в обществе. Хотя роль женщины сводится к заботе о семье, она имеет право работать, но для этого должна получить согласие у мужа.

Следует отметить, что в исламе различают дочь, сестру, жену и мать. У каждой из них свой свод правил. Девочка в семье – подарок Всевышнего. Часто говорят, что отец трёх дочерей попадёт в рай, но забывают упомянуть, что он должен дать им ещё хорошее воспитание: «У кого три дочери и кто будет ухаживать за ними, кормить и одевать, тот обязательно заслужит рай».

Дочери/сёстры в семье находятся под покровительством мужчин. Как говорится в Хадисе, «Каждый из вас является управляющим и каждый из вас будет ответственный за управление, возложенное на него». Прежде чем покинуть дом, дочери и сёстры должны получить согласие у мужчин.

Но! Следует помнить, что согласно Конституции РК любой гражданин или гражданка РК имеет право на образование, труд, здоровье, отдых без разрешения какого-либо другого гражданина, мужчины или женщины.

Следует отметить, что права и обязанности в исламе описываются религиозными канонами. Следовать им или нет – решение самих верующих. Казахстан является светским государством. А это значит, что определяющим для права выступают не религиозные каноны, а законодательная база, принятая в соответствии с Конституцией страны. Государственные законы верующие, независимо от конфессии, должны соблюдать.

По оценке исследователей исламского права, положение женщины в исламской умме призвано повысить ценность семьи и социальный статус замужней женщины.

Несмотря на это, институт семьи трещит по швам даже в консервативных обществах. Так, в Иране порядка 20% браков заканчивается разводами (данные за 2014 год). В итоге даже власти были вынуждены обратить внимание на данную проблему.

В 2015 году замминистра по делам молодёжи и спорта Ирана Махмуд Голзари сообщил: «80% разводов приходится на молодёжь в возрасте до тридцати лет, проживших в браке чуть больше одного года. Возраст разведённых женщин составляет от 20 до 24 лет, мужчин – 25-29 лет».

Не лучше дела обстоят в другом крупном исламском государстве – Малайзии. По данным Департамента исламского развития, в 2009 году в стране зарегистрировали 27,1 тысячи разводов, в отличие от 17,7 тысячи в 2005 году. По подсчётам статистов, в 2011 году в стране каждые 15 минут распадалась одна мусульманская пара. Чтобы побороть тенденцию, власти даже рассматривали возможность на законодательном уровне наказывать мужчин за их легкомысленные поступки.

Аналогичная картина наблюдается в Турции, которая претендует на статус лидера в исламском мире. В 2018 году, по данным Турецкого статистического института (TurkStat), количество разводов выросло на 10,9% (по сравнению с 2017 годом). Одну из причин чиновники видят в домашнем насилии. Как сообщил председатель Агентства по правам человека и равенству Турции Сулейман Арслан, «в законе нет ничего о защите семьи».

В Казахстане, который является светским государством, но основная часть населения которого исповедует ислам, процент разводов доходит до 40%.

Несмотря на исламские традиции, институт семьи и статус женщины в консервативных обществах сталкивается с тенденциями, которые чаще встречаются в светских странах. Как заметил Мустафа Форутанпур, просто у каждого поколения своё восприятие семейных ценностей. А пока даже консервативные общества и религиозные установки не в состоянии справиться с девальвацией института брака.

Очевидно, что решение основных проблем института семьи должно находиться в правовом поле, в ряде случаев на помощь должны приходить семейные психологи. Религия всего спектра современных проблем и вызовов не решает.

Источник

Женщина и ислам

Понятие «женщина в исламе» посвящено различным социальным и религиозным вопросам: положению женщины в историческом и современном исламском обществе, правилам и нормам, регулирующим действия мусульманки, ее правам и социальным обязанностям.

Западный мир критикует сложившуюся систему ценностей и норм ислама, в том числе социальную позицию женщин в современном социуме.

Чтобы прояснить основные аспекты этого вопроса, мы рассмотрим, какие различия в правах, свободах и семейных обязанностях есть у мусульман и мусульманок, а также обратим внимание на иные стороны их жизни в XXI веке.

какое место занимает женщина в исламе

Исторический фон

Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.

После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.

Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:

Положение женщины по Корану

В соответствии с Кораном, мужчина выступает защитником и попечителем женщины. Именно с этим ислам связывает преимущество мужского пола над женским. Священная Книга дает мужчине больше прав на наследство, чем женщине, однако мусульманка может использовать свое имущество исключительно ради себя, не участвуя в содержании семьи.

Хиджаб

Коран провозглашает, что любая правоверная обязана сохранять скромность, прятать свой взор и скрывать половые органы от посторонних глаз. Видеть мусульманку без покрывал, скрывающих тело, могут:

близкие члены семьи мужа (его отец, свекор и т.д.);

рабы и лишенные половых признаков слуги;

Когда мусульманка двигается, посторонним не должны быть слышны звуки ее украшений.

Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.

какое место занимает женщина в исламе

Образование женщины в исламе

В мусульманском обществе женский пол имеет право на обучение еще с XII века: девочки могли не только изучать науки, но и получать академическую степень, быть учеными и преподавателями.

Коран одобряет научную деятельность для обоих полов: согласно Священной книге, одна из жен Аллаха, Айша, являлась ученым-хадисоведом. Пророк также одобрял стремление мединских учениц к получению образования и тяге к знаниям. По его мнению, это характеризовало их желание лучше познать свою веру. Тем не менее далеко не все мусульмане-мужчины придерживались его взглядов.

Мусульманские женщины и финансы

По нормам Корана мусульманка обладает правами на личное имущество. Тем не менее она имеет меньше возможностей на управление и распоряжение семейными финансами: именно супруг несет обязанность по содержанию своих домочадцев.

Поскольку религия разрешает женщине работать, следует обратить внимание на ее права относительно полученных от трудовой деятельности средств. Согласно нормам исламского мира, этот заработок приравнивается к личной собственности, которую правоверная может использовать по собственному усмотрению.

Занятость женщины в исламе

Начиная с XII века, правоверные женского пола могут работать, как и мужчины. Чаще всего они занимались экономической деятельностью, а также медициной: большинство средневековых врачей и медсестер было женского пола.

Существовали и гендерные ограничения в сфере занятости: например, женщины не могли быть судьями, ведущими уголовные дела (только гражданское судопроизводство).

Чтобы сохранять свое право на работу, женщине необходимо:

Женщина в исламе: правовые вопросы

С правовой точки зрения Коран предоставляет женщинам большинство возможностей, доступных мужчинам. Ограничения связаны со взглядами мусульман на семейную жизнь и обязанность жены заниматься в первую очередь своими домочадцам.

Ограничения в ряде вопросом компенсируются свободой в распоряжении собственным имуществом и правом самостоятельно решать свои экономические вопросы.

Насилие в семье

Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже «побивать».

Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.

Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.

Брак и семья

Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.

Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.

У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.

Брачный контракт

Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.

Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:

Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:

В сферу обязанностей жены входят:

При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.

Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.

Религиозная жизнь женщины

Религия не делает различий перед Аллахом между мужчинами и женщинами: согласно Корану, каждый из них несет равную ответственность за свои проступки и добрые дела.

Награда и наказание не имеют гендерной разницы, поэтому каждый правоверный обязан чтить и соблюдать все правила и требования Священной Книги.

В качестве основных недостатков женского пола Коран выделяет недостаток ума и религии. Первое связано с частыми проклятиями со стороны женщин, а также их неблагодарностью в отношении супругов. Причинами недостатка религии является то, что мусульманки не посвящают всю ночь молитве и не соблюдают пост на протяжении всего Рамадана по физиологическим причинам.

В исламских странах представительницы женской части общества могут профессионально реализовать себя в религиозной среде:

Мусульманки имеют право принимать участие в хадже. Для этого им необходимо объединиться в соответствующую женскую группу.

Известные женщины в исламе

Наиболее известными мусульманками, оказавшими влияние на развитие ислама и формирование образа мусульманского общества в мире, стали:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *