какое место занимает россия по туризму в мире
ТОП-20 самых посещаемых стран мира
Названы 20 самых посещаемых стран мира в 2018 году. В этом списке есть и Россия. На каком же мы месте, и кто наш сосед по рейтингу? С подробностями – «Вестник АТОР».
ПЯТЕРКА ЛИДЕРОВ НЕ МЕНЯЕТСЯ
По данным Всемирной туристической организации (UWNTO), в 2018 году по миру путешествовало 1,4 млрд человек (+5,6% больше, чем в 2017 году). При этом более 60% глобального мирового турпотока пришлось на 20 стран мира.
Лидером по количеству иностранных туристов является Франция (93,2 млн туристов, + 7,2% по сравнению с 2017 годом). В ТОП-5 мирового рейтинга также вошли Испания (82,8 млн +1,2%), США (82,2 млн, + 6,7%), Китай (62,9 млн, + 3,6%) и Италия (62,1 млн, + 6,5%.)
В первой десятке стран самую большую динамику по въезду показала Турция, которая с 8 места в 2017 году, показав рост почти на 22%, переместилась сразу на шестую позицию с показателем 45,8 млн туристов.
На седьмом месте оказалась Мексика с показателем 41,4 млн туристов, на восьмой – Германия (38,9 млн), девятым «пришел» Таиланд (38,3 млн). Главный неудачник первой десятки – Великобритания (35,1 млн), которая за минувший год потеряла сразу три позиции, став лишь десятой.
РОССИЯ ВОШЛА В ТОП-20
По сравнению с 2017 годом позиция РФ в мировом рейтинге не изменилась. Соседями России по «турнирной таблице» являются Малайзия (15 место, 25,8 млн человек) и Канада (17 место, 21,2 млн человек).
В двадцатку туристических направлений с наибольшим количеством туристов также вошли Япония (31,2 млн) Австрия (30,8 млн), Греция (30,1 млн), Гонконг (Китай) (29,3 млн), Португалия (21,2 млн), Нидерланды (19 млн) и Макао (Китай) (18,5 млн).
КАКИЕ ИЗ СТРАН ПОКАЗАЛИ САМЫЙ БОЛЬШОЙ РОСТ ТУРПОТОКА
Наибольший прирост иностранных прибытий отмечен в стране, которую посещают немногие россияне и европейцы. Это Таджикистан, куда туристический поток в 2018 году вырос сразу на 190%: с 431 тыс. в 2017 году до 1,2 млн человек в 2018 году. Произошло, впрочем, это в основном за счет открытия границы с Узбекистаном, то есть большая часть этого прироста – приграничные перемещения, а не классический туризм.
В ТОП-10 самых динамичных стран по динамике турпотока в 2018 году также вошли Египет (+36,8%) и Тунис (+17,7%). Эквадор показал 51%-ное увеличение количества туристов, Уганда, которая позиционирует себя как «Жемчужина Африки», зафиксировала 32%-й рост числа иностранных путешественников.
Тонга, островное государство в юго-западной части Тихого океана, прибавило в интуристах 28%, еще одно микрогосударство Тувалу с населением 11 тыс. человек, записало на 35,5% больше визитеров. Непал зафиксировал почти 25%-ный рост, Словения заявила об увеличении числа туристов на 23,8%.
Во Вьетнаме также наблюдался приличный прирост числа зарубежных гостей (19,9%), что сделало эту страну одной из самых посещаемых в Юго-Восточной Азии.
СРЕДИ НЕУДАЧНИКОВ ЕСТЬ «ТЯЖЕЛОВЕСЫ»
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР».
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.
Самые посещаемые туристами страны в мире 2021: на каком месте в рейтинге Россия?
Франция, Испания и США оказались самыми популярными в мире для путешествий. Эти страны принимают наибольшее число туристов. На каком месте среди самых туристических государств находится Россия?
Пандемия нового коронавируса, начавшаяся в 2020 году, едва не похоронила туристические отрасли многих стран. В 2021 году ситуация немногим лучше.
Даже те государства, которые традиционно много зарабатывают на путешественниках, очень осторожно открывают свои границы для гостей из-за границы.
А, соответственно, показатели работы туристический отрасли в 2020-2021 годах нельзя считать корректными для долгосрочного анализа. Слишком уже зависят они от ситуации с коронавирусом в каждой конкретной стране.
Наиболее показательными можно считать цифры посещений туристами стран в 2019 году, который предшествовал пандемии. На них и будем опираться в данной публикации.
Самые туристические страны мира
Рейтинг самых посещаемых стран составляется Всемирной организацией по туризму (UNWTO). Она публикует так называемый «Барометр мирового туризма» (World Tourism Barometer).
В этом отчете содержится информация о числе прибывающих из-за рубежа туристов, а также доходах от путешественников. Для составления рейтинга воспользуемся официальными сведениями из данного доклада.
Самые популярные страны для туризма в мире
Самой посещаемой страной на планете, по данным Всемирной организацией по туризму, является Франция. В 2018 году она приняла 89,4 млн туристов.
На втором месте по популярности у путешественников находится ее соседка – Испания. В 2019 году ее посетили 83,5 млн туристов.
Третью строчку рейтинга заняли США, где в 2019 году побывали 79,3 путешественников.
В пятерку самых туристических стран мира таже входят Китай (65,7 млн) и Италия (64,5 млн).
20 самых туристических стран мира
(по числу путешественников из-за границы в 2019 году)
Российскую туриндустрию оценили
Глобальная туристическая индустрия становится все более важной отраслью экономики, пишут эксперты ВЭФа в исследовании The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. В 2018 г. количество международных туристических прибытий по миру достигло 1,4 млрд, по данным Всемирной туристической организации. Рост экспорта туризма (+4%) седьмой год подряд превышает рост экспорта товаров (+3%). В 2018 г. туризм обеспечил 10,4% мирового ВВП и аналогичную долю занятости. В ближайшее десятилетие можно ожидать, что вклад туризма в ВВП вырастет почти на 50%, считают авторы исследования.
Глобальные тренды
Исследование конкурентоспособности стран в области туризма и построенный на его базе Travel & Tourism Competitiveness Index 2019 (TTCI) охватывают 140 стран, которые в совокупности обеспечивают 98% мирового туризма (как по вкладу в ВВП, так и по числу прибытий). Их оценивают по семибалльной шкале по 90 индикаторам, формирующим 14 критериев в четырех показателях – «Благоприятность среды», «Туристическая политика и благоприятность условий для путешествий», «Инфраструктура», «Природные и культурные ценности». Оценивая эти критерии, авторы исследования выводят индекс туристической конкурентоспособности страны. Страна – лидер глобального рэнкинга, Испания, имеет средний балл 5,4, находящийся на 140-м месте Йемен – 2,4. Средний балл по планете – 3,9.
Кто и как считает Travel & Tourism Competitiveness Index (TTCI)
Две трети данных, используемых для составления TTCI, – статистика, предоставленная партнерами. Среди них есть отраслевые ассоциации и объединения (например, International Air Transport Association, International Union for Conservation of Nature, The World Tourism Organization, World Travel & Tourism Council и проч.), а также крупные компании (Booking.com, Corporación América, Deutsche Lufthansa, Emirates Airline, Expedia Group, Intercontinental Hotel Group, Jumeirah Group, Marriott International, Swiss International Air Lines and Visa). Также для составления TTCI используется статистика Bloom Consulting, STR, IATA, ICCA, ILO, ITU, IUCN, UNESCO, UN Statistics Division, UNAIDS, UNWTO, WHO, World Bank, World Resources Institute, World Road Statistics, CIA World Factbook, WTO, WTTC, WDPA, Yale-CIESIN Environmental Performance Index. Оставшаяся треть – данные собственного ежегодного исследования, в ходе которого 16 000 руководителей крупнейших компаний оценивают индустрии стран по различным индикаторам, выставляя им оценки от 1 до 7.
Путешествия по большей части стали менее дорогими и более безопасными – критерий ценовой конкурентоспособности показал максимальный процентный рост по сравнению с прошлым отчетом 2017 г., констатируют составители. На 2-м месте по росту – критерий приоритетности туризма в государственной политике, что подтверждает окончательное признание большинством стран туризма как важной отрасли экономики.
Еще одна устойчивая тенденция, сформировавшаяся за два года с публикации прошлого отчета, – overtourism. Этим термином описывают негативное влияние туризма, которое испытывают на себе как местные жители, так и сами туристы. Отмечается, что растущая репутация туризма как надежного источника дохода заставляет руководство некоторых стран раскручивать туристический маховик. Это усиливает давление на окружающую среду и инфраструктуру и при плохом управлении может привести к ухудшению сразу по нескольким фронтам – от качества туристических услуг до риска для устойчивого развития и экологических проблем. Поэтому авторы призывают быть внимательными к тем секторам индустрии путешествий, где предсказывают ощутимый рост. Например, проблемной сферой могут стать авиаперевозки, где будущий спрос может опередить возможности инфраструктуры. Также авторы напоминают, что необходимы дополнительные усилия, чтобы растущий туризм не вредил природе. Ратификация экологических договоров, улучшение восприятия экологии как серьезной темы, а также рост внимания к вопросам устойчивости являются обнадеживающими признаками, но продолжающееся сокращение площади лесов, загрязнение воздуха и угроза разнообразию флоры и фауны указывают на разрывы между желаемым и действительным.
Лучшие в мире
Из 132 стран, рассмотренных в рэнкингах 2019 и 2017 гг., свои показатели улучшила 101. Страны с развитым туристическим рынком и с высоким уровнем дохода продолжают набирать большие баллы, но страны со средним уровнем дохода показывают большие темпы роста. Самыми быстрыми темпами развиваются Балканы и страны Восточной Европы, Южной Азии и Северной Африки.
Десятка самых конкурентоспособных туристических стран осталась без изменений: Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Единственное изменение внутри топ-10 – рокировка Великобритании и США (сейчас они занимают 6-е и 5-е место соответственно). Испания занимает 1-е место третий раз подряд. На глобальном уровне свои результаты максимально улучшили Молдавия (поднялась с 117-го места на 103-е), Румыния (с 68-го на 56-е), Сербия (с 95-го на 83-е), Дания (с 36-го на 26-е), Украина (с 88-го на 78-е).
Как правило, наиболее успешными в рейтинге оказываются страны, которые занимают достаточно высокие места по всем исследуемым параметрам. Это подчеркивает, что туризм как индустрия требует холистического подхода: нельзя развивать одну или несколько составляющих, какими бы уникальными и конкурентоспособными они ни были, нужен системный подход. Только Мексика, Бразилия и Индия смогли пробиться в верхнюю четверть рэнкинга, превосходя средний балл лишь по семи критериям из 14. Но у этих стран есть исключительные природные и культурные ценности, усиленные относительно высокой ценовой конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность России
Россия в глобальном рейтинге занимает 39-е место. Это на четыре пункта выше, чем в отчете 2017 г.
Показатели России очень неоднородные. Самую высокую оценку заслужили «Природные и культурные ценности» России – по этому показателю страна оказалась на 20-м месте в мире. 46-е и 47-е места Россия занимает по показателям «Благоприятность среды» и «Инфраструктура». Хуже всего, по мнению авторов рэнкинга, в России обстоят дела с «Политикой в области туризма и благоприятностью условий для путешествий»: страна оказалась на 105-м месте из 140 возможных. Столь низкая оценка объясняется очень плохим уровнем международной открытости: здесь Россия оказалась на 123-м месте, набрав 2,2 пункта из семи возможных (столько же у Пакистана, Венесуэлы и Египта).
Максимальные оценки Россия ожидаемо получила по критериям «Здоровье и гигиена» (6-е место в мире), «Природные ресурсы» (34-е место) и «Культурные ценности и деловые поездки» (18-е место). По последнему критерию Россия показала максимальный прогресс среди всех европейских стран. Кроме того, довольно высокие места Россия занимает по критериям «Человеческие ресурсы и рынок труда» (35-е место), «Ценовая конкурентоспособность» (27-е место), «Авиаинфраструктура» (23-е место). Проседает страна по критериям «Благоприятность бизнес-среды» (92-е), «Устойчивость окружающей среды» (82-е).
Минэкономразвития считает данное исследование, выпускаемое каждые два года экспертами ВЭФа, одним из ключевых для оценки позиции нашей страны в мире в туристской отрасли.
«Мы положительно воспринимаем улучшение позиции нашей страны и уверены, что в следующем отчете сохраним эту динамику», – заявили «Ведомостям» в Минэкономразвития. В министерстве отметили, что исследование ВЭФа строится на глубоком анализе статистических данных и опросах экспертов, при том что предпочтение отдается именно статистике – две трети в общем весе итогового показателя. А количество респондентов по каждой стране разнится, но в среднем это около 80 экспертов.
«Большинство индикаторов достаточно точно отражают ситуацию в отрасли, однако следует учесть, что часть индикаторов может отражать позиции экспертов, на которые существенно влияет новостной фон, – отметили в Минэкономразвития. – Оценка приоритетности туризма состоит из шести критериев, включая приоритизацию туристской отрасли государством, бюджетные расходы на туризм, продвижение и бренд страны, статистику туризма. Практически по всем индикаторам мы пока отстаем, и это, безусловно, первостепенные задачи, стоящие перед министерством. Именно поэтому они были заложены в нашу Стратегию развития туризма 2035. В предыдущие годы вес туризма в нашей экономике был незначителен, однако теперь виден потенциал отрасли, которая может достичь 7% ВВП к 2035 г. и занять лидирующие места».
«Данные этого рейтинга, как и аналогов, мы учитываем при оценке российского туризма, но не абсолютизируем ни один из рейтингов», – сказал «Ведомостям» заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Международные рейтинги подобного уровня реально имеют значение для туристов, для бизнеса они могут служить ориентиром, соглашается вице-президент компании Interstate Hotels & Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГ Константин Горяинов.
РФ поднялась на 39-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма
Рейтинг публикуется раз в два года, начиная с 2007. В 2019 году в нем участвовали 140 стран, которые оценивались по позициям, так или иначе связанным с приемом зарубежных туристов. Сюда входят историческое и культурное наследие, развитие экономики, транспорта, гостиничного сектора, коммуникаций, медицины, визовая политика, открытость населения и многое другое. В 2015 году Россия занимала в общем рейтинге 45-е место, поднявшись сразу на 18 пунктов. В 2017 году поднялась еще на два пункта, на 43-е место.
Сильные и слабые места
По уровню природных ресурсов Россия заняла 34-е место между Непалом и Вьетнамом, по уровню культурных ресурсов – 18-е, между Турцией и Бельгией. Эксперты ВЭФ особо отмечают улучшения по этому показателю.
По уровню безопасности (включая число убийств и террористическую угрозу) страна оказалась на 98-м месте, поднявшись на 11 пунктов по сравнению с 2017 годом. Место в рейтинге по этому показателю у России постоянно улучшается.
По критерию «Политика в сфере туризма и путешествий» Россия заняла 105-е место. Низко оценили эксперты и открытость страны для международных путешественников (123-е место).
По качеству туристской инфраструктуры (гостиницы, курорты, развлекательные заведения) Россия поднялась сразу на 47 пунктов, со 116-го места на 69-е, что может быть связано с инвестициями в туристскую инфраструктуру, сделанными перед Чемпионатом мира по футболу. Инфраструктура авиатранспорта оценена еще выше – по этому показателю Россию поставили на 23-е место, на один пункт ниже, чем в прошлом рейтинге.
По приоритетности туризма для правительства Россия заняла 86-е место, поднявшись на 9 пунктов. Для оценки стран по этому показателю составители рейтинга используют данные по тратам правительства на развитие туризма, эффективности маркетинговой стратегии и продвижения бренда, качестве туристической статистики. Также эксперты ВЭФ оценивали государственные расходы на развитие туризма и эффективность маркетинга и брендинга в продвижении страны как туристского направления.
По критерию «Международная открытость» Россия заняла очень низкое 123-е место из 140, между Пакистаном и Египтом, в его рамках оценивается среди прочего визовая политика страны. По экологической ситуации – 82-е место, между Польшей и Угандой, в 2017 году было 71-е. Низкие места Россия заняла и по позициям, связанным с инвестиционным климатом, защитой прав собственности, легкостью ведения бизнеса (92-е место, за два года позиции улучшились на 13 пунктов).
В категории «Здоровье и гигиена» Россия занимает шестое место в мире. Столь высокий результат авторы рейтинга объясняют наличием большого количества врачей и больничных коек, а также отсутствием случаев малярии.
По уровню развития информационных технологий Россия на 48-м месте, между Венгрией и Таиландом. По конкурентоспособности цен – на 27-м, между Македонией и Бахрейном. Этот показатель учитывает стоимость такси, отелей, горючего и паритет покупательной способности.
Среди стран бывшего СССР Россия заняла первое место, в то время как два года располагалась на втором, уступая в рейтинге Эстонии. В рейтинге 2019 года Эстония оказалась только на 46-м месте (два года назад была на 37-м). Латвия в новом рейтинге заняла 54-е место, Литва – 56-е, Грузия – 70-е, Азербайджан – 71-е, Казахстан – 81-е, Украина – 88-е, Молдова — 103-е, Таджикистан – 107-е, Киргизия – 115-е.
Что улучшить
«Традиционными преимуществами России в плане развития туризма являются базовые туристские активы, такие как природные достопримечательности, культурные, исторические объекты. Пока еще в полной мере не реализован потенциал событийного туризма, который играет все большую роль в эпоху «экономики впечатлений», — прокомментировал рейтинг порталу «Интерфакс-Туризм» партнер консалтинговой компании Strategy Partners и координатор в России программы WEF по международной конкурентоспособности Алексей Праздничных.
В качестве слабых сторон, сдерживающих развитие туризма, он назвал барьеры, связанные с визовыми процедурами для иностранных туристов, а также развитость и качество базовой туристической инфраструктуры в регионах, включая отели, качество туристических услуг, транспортную инфраструктуру и др.
«Также пока относительно низко оценивается эффективность государственной политики по развитию туризма в России. В перспективе можно ожидать улучшения позиции России в рейтинге, потенциально позитивную роль может сыграть разрабатываемая в настоящее время программа развития туризма, включающая меры по снижению барьеров для привлечения иностранных туристов, повышение доступности и качества туристической инфраструктуры», — добавил эксперт.
Международный рейтинг
Первые места в рейтинге 2019 года заняли Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Во второй десятке – Австрия, Португалия, Китай, Гонконг, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Мексика и Норвегия. Замыкают рейтинг из 140 стран Либерия, Чад и Йемен.
Заметнее всего в рейтинге 2019 года позиции улучшили Молдова (на 14 пунктов), Румыния (на 12 пунктов, 56-е место), Сербия (на 10, 84-е место), Албания (на 10, 86-е место), Дания (на 10, 21-е место), Украина (на 10). При этом больше всего мест потеряли Тринидад и Тобаго (на 14 пунктов, до 87-го места), Эквадор (-13, 70-е место), Гватемала (-13, 99-е место), Венесуэла (-13, 117-е место), Панама (-12 пунктов, 47-е место), Северная Македония (-12, 101-е место).
Как отмечают эксперты ВЭФ, на 35 стран, занявших первые места в рейтинге, приходится 70% международных туристских прибытий и 84% валового внутреннего продукта, создаваемого туризмом. 20 из них находятся в Европе, 10 – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, четыре – в Северной и Южной Америках и одна – на Ближнем Востоке (ОАЭ).
Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, созданная в 1971 году, известная прежде всего организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды. Штаб-квартира ВЭФ расположена в пригороде Женевы — Колоньи.
Россия заняла 16 место по посещаемости туристами в 2018 году
Въездной турпоток незначительно вырос по сравнению с предыдущим годом.
Франция вновь стала самой посещаемой туристами страной мира по итогам 2018 года, второе место заняла Испания, третье — США, Россия заняла 16-е место.
Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала рейтинг стран мира, самых популярных у зарубежных туристов в 2018 году. Как и в прошлые годы, его возглавила Франция, которую в 2018 году посетило 93,2 млн иностранных туристов, это на 7,3% больше, чем годом ранее, Испанию — 82,8 млн, а США — 82,2 млн путешественников.
В первую пятерку рейтинга также вошли Китай (62,9 млн туристов) и Италия (62,1 млн). Шестое место заняла Турция, которая улучшила свою позицию по сравнению с прошлым годом (8-е место). В 2018 страну посетили 45,8 млн путешественников (плюс 21,7%). За ней следуют Мексика (41,4 млн туристов), Германия (38,9 млн), Таиланд (38,3 млн). Замыкает первую десятку Великобритания (35,1 млн), которая за минувший год потеряла сразу три позиции, став лишь десятой.
По данным UNWTO, одиннадцатое место заняла Япония, страну в 2018 году посетили 31,2 млн туристов. За ней следуют Австрия (30,8 млн), Греция (30,1 млн), Гонконг (29,3 млн) и Малайзия (25,8 млн человек). Россия заняла 16-е место, в прошлом году страну посетили 24,6 млн иностранных туристов. По сравнению с 2017 годом прирост составил менее процента (24,39 млн). Следующей в рейтинге стала Канада (21,2 млн), за ней — Португалия (21,2 млн) и Нидерланды. Замыкает топ-20 административный район Китая Макао (18,5 млн).
Общее число туристов в мире в 2018 году составило 1,4 млрд человек, это на 5,6% больше, чем годом ранее.
Среди стран с наибольшим приростом туристов в 2018 году UNWTO назвала Таджикистан (плюс 190%), Эквадор (плюс 51%), Египет (плюс 36,8%).
Только важное. Только для профи.