какое место занимает иб в структуре обеспечения безопасности организации ответ лукойл
Информационная безопасность
Оглавление
Характеристика предприятия. 4
Информационная безопасность. 4
Политика ОOО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в отношении обработки персональных данных 6
Список литературы: 13
Введение
Обеспечение безопасности является одной из важнейших проблем, стоящих перед любым отечественным предприятием. В общей системе управления предприятием подсистема обеспечения безопасности тесно связана с подсистемой управления персоналом.
Целью управления персоналом в системе экономической безопасности предприятия, является поиск способов по минимизации риска и угроз со стороны сотрудников.
При раскрытии данной темы стоит, прежде всего, задача отобразить основные угрозы со стороны персонала предприятия и меры пресечения до возникновения и в процессе разрешения их службой экономической безопасности. И показать необходимость создания выделенных структур на предприятии, которые бы в связке с кадровыми отделами и непосредственно с руководством, решали задачи по построению системы мотивации персонала, влияния на лояльность персонала, предотвратить действия сотрудников, которые могут таить в себе потенциальную опасность для деятельности компании, а также использование персонал как инструмент конкурентной разведки.
Характеристика предприятия.
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» — самое крупное нефтегазодобывающее предприятие Пермского края.
Информационная безопасность
Инвентаризация информационных ресурсов (частично) |
Подразделение | Информационные ресурсы | Класс |
Отдел реализации | Контракты | |
Отдел МТО | Планы снабжения Цены на ТМЦ | |
Отдел маркетинга | Планы рекламной деятельности | |
Отдел перспективных разработок | Содержание ноу-хау Патенты | |
Отдел кадров | Штатное расписание Список учеб заведений Список кадрового резерва | |
Финансово-экономическая служба | Бюджеты Платежи | |
Бухгалтерия | Отчетность бухгалтерская и налоговая |
Создание и развитие общекорпоративных систем и стандартов информационной безопасности позволяет обеспечивать необходимую защищенность информационных и сетевых ресурсов Компании «ЛУКОЙЛ», конфиденциальность важных внутрикорпоративных переговоров, предотвращает нежелательную утечку информации по техническим каналам.
«ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» первым на территории России и стран СНГ успешно прошел сертификационный аудит на соответствие требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2005, проведенный международным органом по сертификации BSI Management Systems. В начале 2015 года проведена ресертификация на соответствие требованиям нового международного стандарта ISO/IEC 27001:2013. Компания получила сертификат на систему менеджмента информационной безопасности процесса поддержки и сопровождения системы управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ». Этот документ служит подтверждением высокого качества предоставляемых услуг по обеспечению конфиденциальности, целостности и доступности информации для клиентов. Кроме того, получение данного сертификата еще раз продемонстрировало, что «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» занимает не только по российским, но и по мировым меркам лидирующие позиции в области обеспечения информационной безопасности.
ЛУКОЙЛ считает надежную защиту персонала от внешних и внутренних угроз одним из основных условий нормального функционирования и развития Компании, а также реализации творческого потенциала работников.
ОАО «ЛУКОЙЛ» представляет своим работникам необходимую защиту от возникающих угроз, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, или в случаях, когда, угрожая личной безопасности работника, кто-либо намеревается принудить его к нелояльному поведению и действиям, наносящим вред Компании. При этом проводимая в Компании профилактическая работа по ограждению работников от преступных посягательств и давления на персонал подразумевает разумное поведение самих работников, способствующее укреплению их личной безопасности.
Компания полагает, что нарушение требований личной безопасности может нанести существенный вред здоровью работников, деловой репутации ЛУКОЙЛа, а также привести к финансовым и иным потерям.
На предприятии действуют корпоративные регламенты, обеспечивающие информационную безопасность компании:
· Положение об информационной политике «ЛУКОЙЛ».
· Приказ ОАО «ЛУКОЙЛ» «О пропускном и внутриобъектовом режимах в административных зданиях ОАО «ЛУКОЙЛ».
· Положение об охране конфиденциальности информации в ОАО «ЛУКОЙЛ».
· Концепция корпоративной безопасности Группы «ЛУКОЙЛ».
· Политика управления персоналом ОАО «ЛУКОЙЛ».
· Функциональная стратегия управления персоналом Группы «ЛУКОЙЛ» на 2010-2019 годы.
На предприятии так же действует, утвержденная внутрикорпоративная
Информационная безопасность
Обеспечение информационной безопасности становится все более актуальной задачей для нефтегазовой отрасли. Угрозы информационной безопасности повышают риск возникновения аварий и масштабы их последствий.
В «ЛУКОЙЛ-Технологии» создано подразделение по информационной безопасности, укомплектованное высококвалифицированными специалистами. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» проведено категорирование объектов критической информационной инфраструктуры: проведена качественная оценка потенциального ущерба от потери ее целостности, конфиденциальности и доступности.
Центр мониторинга проводит непрерывную работу по раннему обнаружению уязвимостей в зависимости от степени критичности информационного ресурса, планируются и предпринимаются мероприятия по снижению рисков.
Требования по соблюдению правил информационной безопасности включены в договоры с подрядчиками (нарушения являются основанием для наложения штрафных санкций) и в должностные инструкции работников. Несоблюдение правил является серьезным нарушением трудовой дисциплины и должностных обязанностей. По факту каждого инцидента предпринимаются расследования.
Для обеспечения надежности информационных систем проводится анализ уязвимостей перед вводом в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, внедряются методы безопасной разработки программного обеспечения.
Обеспечение безопасности персональных данных является важным направлением клиентоориентированной политики Компании. Для этого используются средства разграничения доступа на сетевом, прикладном и общесистемном уровнях и средства регистрации и учета действий пользователей, применяются антивирусные средства защиты, системы паролей при работе в сети и в информационных системах обработки персональных данных, средства межсетевого экранирования и контроля физического доступа. Обеспечение безопасности персональных данных достигается также через обучение работников и оказание им методической помощи.
Приоритетные задачи ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Приоритетные задачи ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Приоритетные задачи ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
— Владимир Анатольевич, какие приоритетные задачи в области информационной безопасности стоят сегодня перед, вашей организацией?
— ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» занимается обеспечением информационной безопасности ‘ Группы компаний «ЛУКОЙЛ». Группа компаний включает в себя , порядка 500 организаций, территориально распределенных примерно в 30 странах мира, что накладывает на нашу деятельность серьезные обязательства и ограничения, включая необходимость выполнения требований законодательства тех стран, на территории которых осуществляется деятельность данных организаций.
Например, только на территории РФ у нас порядка 80 организаций, где необходимо привести информационные системы персональных данных и внутренние нормативные документы в соответствие с требованиями федерального законодательства о защите персональных данных. Кроме того, серьезной задачей становится стандартизация средств информационной безопасности, которые мы используем. В связи с тем что информационные технологии для нефтегазового сектора являются «расходной частью», то есть не приносят прибыли в чистом виде, перед нами поставлена задача по уменьшению стоимости владения системами информационной безопасности и повышению уровня ИБ при сохранении текущей стоимости владения.
Организации Группы компаний «ЛУКОЙЛ» территориально распределены от Калининграда до Когалыма и от Нарьян-Мара до Новороссийска. В связи с этим наша инфраструктура имеет распределенный характер и мы решаем задачу централизации управления всеми системами и оптимизации человеческих ресурсов, используемых для поддержки всех систем IТ и ИБ.
Важным вопросом становится компенсация неэффективности средств обеспечения информационной безопасности (ни для кого не секрет, что эффективность даже антивирусной защиты составляет всего лишь 90–92%). Аналогичная ситуация со средствами защиты от спама. Кроме того, проблемой является и низкий уровень знаний пользователей в части эксплуатации информационных технологий и защиты от всевозможных угроз, поэтому в настоящее время у нас широко распространяется программа осведомленности работников по вопросам обеспечения ИБ.
Повышая уровень автоматизации наших предприятий, мы приходим к интеграции закрытых систем с открытыми. Например, системы АСУ ТП и КИПиА могут передавать информацию по IP-протоколам в системы более высокого уровня, например в ERP-системы, обеспечивая руководство оперативной и полной информацией. Такая интеграция естественно влечет за собой определенные риски: АСУ ТП становятся уязвимыми к внутренним и внешним угрозам, которые предполагают наличие Интернета и наличие в той же сети большого количества пользовательских рабочих мест.
В Группе компаний «ЛУКОЙЛ» используется большое количество приложений для решения различного рода задач. К сожалению, только в последнее время вендоры стали заботиться о встроенных мерах защиты своих приложений. Однако из-за того, что мы используем несколько тысяч различных приложений нескольких сотен вендоров, наша инфраструктура всегда находится под угрозой проникновения изнутри и извне различных злоумышленников.
Естественно, в Группе компаний «ЛУКОЙЛ» работают процессы обеспечения непрерывности бизнеса. Сейчас вся наша основная IТ-инфраструк-тура размещена в трех центрах обработки данных, два из которых находятся в Москве и один – за рубежом. В настоящее время мы разрабатываем планы реагирования на чрезвычайные ситуации в части восстановления работоспособности информационных систем.
Как известно, в Москве дефицит площадей и дефицит электроэнергии. Поэтому многие наши информационные системы переводятся на виртуальные машины. В связи с этим одна из наших приоритетных задач – широкое использование систем виртуализации и соответственно обеспечение их безопасности. В результате перевода систем на платформу виртуализации возникла система, которая управляет большим количеством серверов с разнородной и зачастую очень важной информацией. Сейчас мы реализуем проект по созданию системы защиты этой виртуальной среды.
Группа компаний «ЛУКОЙЛ» осуществляет много сделок по слиянию и поглощению, приобретает сети АЗС и нефтеперерабатывающие заводы в Западной и Восточной Европе. Вопросы интеграции сторонней инфраструктуры в нашу должны быть четко отработаны. Это тоже одна из приоритетных задач для нашей организации.
– Какие значимые проекты были выполнены за прошедшие 3–5 лет?
– Нами были разработаны программы развития информационной безопасности для каждой организации на трехлетний период. В нынешнем году мы заканчиваем большинство проектов. В настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» предоставляет от 16 до 20 различных услуг по информационной безопасности каждой дочерней организации, в среднем это 10–12 уникальных услуг для каждой организации. Мы оснастили 30 тыс. пользователей средствами антивирусной защиты, примерно 25 тыс. почтовых ящиков защитили от спама. Многочисленные магистральные каналы защищены сертифицированными средствами защиты информации. У нас функционируют системы анализа защищенности и проверки соответствия техническим стандартам обеспечения ИБ. В нескольких организациях мы уже внедрили системы двухфакторной аутентификации на смарт-картах. Сейчас идет внедрение системы удаленного доступа с использованием одноразовых паролей. Планируем, что она станет общей для всех работников Группы «ЛУКОЙЛ».
У нас есть серьезные наработки в части обеспечения конфиденциальности переговоров: собственные запатентованные средства защиты информации, свои специальные телефоны, сеть конфиденциальной связи с использованием факсовых аппаратов и АТС. Также мы внедрили системы контроля Web- и почтового трафика.
Мы первыми в России прошли сертификацию по международному стандарту ISO 27001:2005. Для нас является обязательным управление информационной безопасностью как процессом. Другими словами, у нас была внедрена процессная модель, и с тех пор мы совершенствуем эту модель, оцениваем риски, принимаем бизнес-ориентированные решения. Мы не доказываем, что нам нужно какое-то программное или аппаратное обеспечение, а проводим определенную оценку рисков и предлагаем мероприятия по их нейтрализации, которые могут включать в себя как закупку программных и аппаратных средств, так и просто усовершенствование внутренних процессов за счет доработки документов или проведения дополнительного обучения.
– Каким образом в вашей организации распределена ответственность за обеспечение информационной безопасности и как построена работа с подразделением информационных технологий?
– Можно сказать, что ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» для Группы компаний «ЛУКОЙЛ» выполняет функции внутреннего IТ-подразделения. Просто мы выделены в отдельное юридическое лицо. Отмечу две основные роли моего подразделения. Первая – это роль по организации и предоставлению услуг по информационной безопасности организациям Группы «ЛУКОЙЛ». Вторая – управление и обеспечение информационной безопасности ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ».
В части предоставления услуг организациям распределение ответственности выглядит следующим образом. К нам приходит заявка от заказчика на создание какой-либо системы информационной безопасности. Мы оцениваем стоимость системы, выбираем вендора, интегратора, проводим внедрение этой системы, покупаем необходимое ПО, оборудование, осуществляем другие работы (если нужно – с привлечением сторонних подрядчиков) и заключаем договор. С этого момента начинается предоставление услуги конечному потребителю. Таким образом, в отличие от других сервисных компаний мы все программное обеспечение и оборудование покупаем себе на баланс, а потребитель получает конечную услугу. То есть сам он ничего не покупает, а только подтверждает нам те расходы, которые мы планируем на реализацию определенного инвестиционного проекта. У потребителя не возникает дополнительных проблем, связанных с покупкой поддержки ПО и оборудования. Он платит за конечную услугу, скажем, в расчете на одного пользователя.
Если говорить о работе внутри организации, то мы определяем политику информационной безопасности как своей компании, так и участвуем в выработке единой стратегии обеспечения ИБ Группы компаний «ЛУКОЙЛ», готовя и утверждая соответствующие документы на уровне руководства. Мы разрабатываем стандарты, требования, изучаем новые технологии, реализуем пилотные проекты для их оценки. Однако внедрение систем информационной безопасности у нас производится совместно с нашими IТ-подразделениями. После создания системы ИБ мы передаем ее в эксплуатацию IТ-подразделениям и с этого момента уже сами являемся пользователями этой системы. Правда, есть исключения: мы не передаем те системы, с помощью которых осуществляется контроль или мониторинг действий пользователей или самих администраторов. Понятно, что многие утечки связаны именно с высоким уровнем полномочий системных администраторов, имеющих доступ к информации разного уровня конфиденциальности. Поэтому в нашу компетенцию входит также мониторинг и ограничение их действий. При этом за 5 лет у нас сложились довольно хорошие отношения с подразделением информационных технологий. Ведь все мы понимаем, что служим общим целям.
Основная задача IТ-подразделения любой организации – как можно быстрее предоставить бизнесу доступ к актуальной и достоверной информации. Мы же понимаем, что при этом должны еще выполняться определенные требования информационной безопасности. Тем не менее мы всегда идем навстречу бизнесу. Если срочно нужен какой-то нестандартный доступ, то, предоставив его, мы сразу же начинаем отрабатывать мероприятия, позволяющие обеспечить безопасность информации, если доступ к ней, с нашей точки зрения, защищен недостаточно надежно.
– Какие проблемы в сфере информационной безопасности сейчас наиболее актуальны для нефтегазовой отрасли? Каким аспектам информационной безопасности вы будете уделять наиболее пристальное внимание в ближайшие год-два?
– В нефтегазовой отрасли проблемы практически такие же, как и в любой другой. На мой взгляд, не всегда логично говорить об отраслевых требованиях, отраслевых стандартах. Существующие международные стандарты обеспечения информационной безопасности на 90% покрывают любую отрасль – нефтегазовую, промышленную или финансовую. Просто в каждой отрасли есть особенности. Например, у нас системы АСУ ТП и КИПиА, в финансовой отрасли – автоматизированные банковские системы, у операторов связи – биллинговые системы и т.п. На самом деле, с точки зрения системного архитектора, они являются обычными приложениями. Но, видимо, каждой отрасли хочется «порулить» и выпустить что-то свое. Однако я поддерживаю коллег в нефтегазовой отрасли, которые не выпускают каких-то отдельных документов на эту тему, в отличие, например, от Банка России. На мой взгляд, разработка большого количества документов, требований различных отраслей, которые на самом деле идентичны на 80–90%, нецелесообразна.
Межотраслевое взаимодействие с учетом всех этих требований доставляет сторонам множество проблем. Стыковка стандартов не всегда логична и последовательна. Если говорить, например, о стандарте Банка России, то в первой версии он на 90% копировал британский стандарт BS 7799 (который потом стал международным стандартом ISO 27001:2005), было лишь небольшое дополнение, касающееся автоматизированных банковских систем. Да и в любой другой отрасли в отраслевых документах найдется такое же почти стопроцентное соответствие международным нормам.
Среди задач, которые будут перед нами стоять в ближайшие несколько лет, – выполнение становящихся все более строгими требований законодательства. Несколько лет назад был выпущен ряд документов о защите критичных элементов инфраструктуры государства, естественно, он касается и нефтегазовых компаний. Однако пока эти документы не получили дальнейшего развития, но мы ожидаем, что в ближайшее время они все же будут приняты.
Реализация требований законодательства в части защиты персональных данных также, как я уже говорил, потребует от нас серьезной и кропотливой работы.
За прошедшие три года мы завершили приоритетные проекты. Но технологии развиваются, нам придется проводить адаптацию созданной инфраструктуры безопасности к новым условиям, ведь пользователю хочется иметь доступ отовсюду и ко всему. При этом мы должны обеспечить необходимый уровень безопасности той информации, к которой они получают доступ. Пользователи становятся мобильными, их требования растут вместе с уровнем знаний о возможностях, которые они могут использовать. Как я уже говорил, интеграция АСУ ТП с IP-протоколами, с системами более высокого уровня накладывает на нас серьезную ответственность. Нам необходимо предотвратить риск получения злоумышленниками контроля над системами управления производством, в противном случае последствия могут быть просто катастрофическими.
Как правило, стандартные системы информационной безопасности «ловят» случайных людей, которые совершают те или иные нарушения по незнанию или неопытности. А вот опытных злоумышленников обнаружить гораздо сложнее. Они обычно умеют обходить существующие системы защиты информации или же получают нужную информацию при помощи инсайдеров. В таких условиях обнаружить злоумышленника довольно непросто. Кроме того, наше законодательство еще недостаточно проработано в части сбора и использования информации об инцидентах ИБ, поэтому привлечь виновного к ответственности не так-то просто. И здесь открывается большое количество нерешенных вопросов и задач.
Бизнес развивается быстро, решения принимаются практически мгновенно, и мы должны оперативно обеспечивать защиту информации, критичной для ведения бизнеса.
Информационно-технологическое обеспечение
Приоритеты информационно-технологического обеспечения организаций Группы «ЛУКОЙЛ» — это результативность, эффективность, оперативность и успешное решение задач различной сложности. Концептуальной основой реализации системы является процессный подход к управлению бизнесом, а технологической базой — решения компании SAP.
ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» использует системы и решения, которые направлены на повышение эффективности не только операционной, но и управленческой деятельности. Внедряемые технологии призваны обеспечивать надежную и эффективную поддержку существующих технологических и бизнес-процессов, а также предоставлять актуальную и достоверную информацию для принятия управленческих решений разного уровня.
Разработанное предприятием Единое информационное пространство (ЕИП) охватывает все организации Группы, занимающиеся добычей, переработкой и реализацией нефтепродуктов, повышает оперативность и качество управления бизнесом вне зависимости от его территориальной принадлежности, обеспечивает целостность и защищенность корпоративных данных.
Интегрированные системы управления
«Интегрированные системы управления» — ключевое направление информационно-технологического обеспечения организаций Группы «ЛУКОЙЛ». Оно включает в себя разработку и поддержку всех централизованных, отраслевых и специализированных ИС, которые обеспечивают работу предприятий группы: от интеллектуальных решений для разведывательных и добывающих предприятий до корпоративной системы управления организациями по сбыту. Центральное место среди всех систем занимает глобальное решение — интегрированная система управления (ИСУ).
Создание и развитие ИСУ Группы «ЛУКОЙЛ» привело к единому стандарту и правильной организации колоссальных информационных потоков, циркулирующих между предприятиями, которые занимаются добычей и переработкой нефти, реализацией нефтепродуктов, генерацией электроэнергии, прочими видами деятельности, и Корпоративным центром ЛУКОЙЛ.
Переход на глобальную ИСУ должен правильно организовать информационные потоки и привести к единому стандарту. В рамках Глобального решения разработаны локальные нормативные акты по портфелям активов и проектов, а также по бизнес-процессам на основе базовых документов корпоративной системы управления. Дополнительно разработана модель системы процессно-функционального управления Группой «ЛУКОЙЛ», представляющая собой совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов. Интегрированная система внедрена более чем в 100 организациях Группы «ЛУКОЙЛ», ее используют около 18000 работников Компании.
Помимо глобальной системы, предприятие разрабатывает, модернизирует и внедряет большое число отраслевых и специализированных решений. Так, для предприятий бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча» Группы ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» разработало модуль Web-доступа к фонду геолого-гидродинамических моделей, а также провел интеграцию информационной системы (ИС) нормативно-справочной информации разведки, разработки и эксплуатации месторождений и корпоративной системы словарей и справочников, ИС сопровождения строительства скважин.
Еще одна разработка для разведывательных и добывающих предприятий — системный проект «Интеллектуальное месторождение», который успешно внедрен в промышленную эксплуатацию.
Начаты работы по реализации решения «Интеллектуальное месторождение», созданию 2-ой очереди Архива геолого-геофизических и промысловых информационных ресурсов (ГГПИР), системы управления данными бизнес-сегмента «Геологоразведка и добыча», ИСУ «Поддержка принятия решений» по ресурсной базе Компании, ИС «Планирование строительства скважин», ИС «Кластеризация объектов разработки».
Специалисты ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» участвовали в реализации проектов по созданию Единых операторных на нефтеперерабатывающих заводах Группы «ЛУКОЙЛ», выполнив полный комплекс работ по интеграции систем управления для обеспечения перехода к централизованной модели управления технологическими объектами заводов.
Одно из актуальных направлений — разработка и внедрение Корпоративной системы управления инвестиционными проектами Блока нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки (БННГ). Решение уже используется в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и ООО «Ставролен». Завершено также внедрение «Автоматизированной системы управления проектированием» в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект».
Основной платформой для реализации учетных функций в организациях Группы «ЛУКОЙЛ» (далее – ОГЛ) является SAP ERP. ИСУ на базе SAP ERP внедрены на всех ключевых предприятиях во всех Бизнес-сегментах, включая Корпоративный Центр: «ИСУ ЛУКОЙЛ», «ИСУ НГДО», «ИСУ Переработка», «ИСУ Нефтехим», «ИСУ Энергетика», «ИСУ ЛЛК-Интернешнл», «ИСУ Сбыт». Также на данной платформе автоматизированы процессы закупок (ИСУ Снабжение), кадровый учет и расчет заработной платы (ИСУ Персонал), общекорпоративные процессы (ИСУ ОПСУО, ИСУ Налоговый учет для КГН, ИСУ Налоговое декларирование, ИСУ Формирование налоговой декларации с учетом прибыли контролируемых иностранных компаний, ИСУ SIP, ИСУ Страхование и пр.).
Одной из важнейших систем, внедренных в 2018г., является ИСУ Налоговый мониторинг, обеспечивающая информационное взаимодействие организаций Группы «ЛУКОЙЛ» с налоговым органом в рамках осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга. В настоящий момент осуществляется тиражирование ИСУ в ОГЛ.
Продолжается работа по проекту внедрения Единого транзакционного хранилища, реализуемого на современной платформе SAP HANA, идет развитие систем ИСУ Персонал, ИСУ АКО, ИСУ ДХНО, ИСУ SIP, ИСУ НД КИК, ИСУ ЕУКГН и пр.
Продолжается работа по внедрению отраслевой ИСУ «Переработка» на нефтеперерабатывающем заводе ISAB S.R.L., совершенствованию модуля PM SAP ERP, бизнес-процессов технического обслуживания и ремонта оборудования и внедрение стратегии надежности по методологии RCM в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», внедрение «1С: Управление производственным предприятием» в ООО «ЛУКОЙЛ-Коробковский газоперерабатывающий завод», развитие ИС «Система поддержки инноваций и коммуникаций» (СПИК) БНН.
В 2015 году завершено внедрение отраслевого шаблона ИСУ Сбыт на базе SAP в ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт; отраслевого шаблона ИСУ ЗРСО (зарубежные и российские сбытовые организации) в ЛУКОЙЛ-Румыния; корпоративной АСУ АЗС на всех объектах ЛУКОЙЛ-Сербия (111 АЗС); устранены основные замечания корпоративных приемок отраслевых шаблонов ИСУ Сбыт и ИСУ ЗРСО на базе SAP.
В рамках бизнес-сектора «Электроэнергетика» продолжалось тиражирование ИСУ «Энергетика», начата реализация проектов по поддержке энергосбытовой деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Центр управления режимами» и по комплексной автоматизации деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети».
Продолжается разработка и внедрение информационных систем управления Корпоративного центра. Ведется работа по развитию систем корпоративной, управленческой и производственной отчетности, обеспечению электронного документооборота с государственными контролирующими органами, развитие систем управления имуществом и процессами снабжения, риск-менеджмента и внутреннего аудита, корпоративных систем управления знаниями, систем управления персоналом.