какое место занимает этот фрагмент в произведении

Тест по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений»+ответы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литература 8 класс Тест

Н. С. Лесков «Старый гений»

Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что

должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе. Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, – «лишь бы только доехать до Петербурга».

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой

приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется,

началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами – сначала самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бранится – намекает, что «это нечестно», но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) тема доброты и жестокости;

4) тема богатства и бедности.

А 4. Что определяет образ жизни великосветского франта?

2) непосильный труд;

4) постоянная помощь родным.

А 5. С какой целью автор подробно описывает отсутствие каких-либо ответов великосветского франта на письма доброй старушки?

1) выявляет жалость героя к людям;

2) показывает бессердечие человека, его внутреннюю пустоту;

3) характеризует психологическое состояние героев;

4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («блестящее», «хорошее», «мимолётного»).

В 2. Напишите значение слова хлопотать.

В 3. В последнем абзаце найдите слово, указывающие на состояние старушки, приехавшей в Петербург.

С 1. Какие проблемы общества затрагиваются писателем в данном рассказе?

Источник

Контрольная работа по литературе: анализ текста (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Л.Н.Толстой «После бала»

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвинутыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ 2) повесть 3) поэма 4) быль

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

А 4. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1) замшевая перчатка 3) блестящие глаза и радостная улыбка

2) белые усы и бакенбарды 4) «домодельные» сапоги

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («то тихо и плавно, то шумно и бурно», «укорачивая или удлиняя»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Отец Вареньки был…»).

В 3. Как воспринимает герой рассказа сцену бала? Выпишите словосочетание (со слов: «Дождавшись начала мазурочного мотива…»).

С 1. Какие чувства героев изображены в данном фрагменте? Объясните свою мысль.

Источник

Тест по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литература 9 класс Тест

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

– Здравствуй. – Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

– Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

– Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

– Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) образ жизни шофёра;

2) встреча рассказчика с молодым мужчиной и мальчиком;

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать детскую непосредственность;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) объяснить трудность характера ребёнка.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне…»).

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.

С 1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

Литература 9 класс Тест

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

– Прощай, браток, счастливо тебе!

– И тебе счастливо добраться до Кашар.

– Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного отрывка является:

1) слабость здоровья маленького мальчика;

2) жестокость людей;

3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну;

4) сиротство людей после войны.

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1) повествование от 1-го лица;

2) повествование от 3-го лица;

3) рассказ в рассказе;

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?

1) выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;

2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову;

3) увеличить объём повествования;

4) заинтересовать читателя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал…»).

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого описывается твёрдость руки Андрея Соколова.

С 1. О чём заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Источник

Тесты по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района

Тесты по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна

Тесты по произведению М.А.Шолохова «Тихий Дон» содержат вопросы о содержании фрагмента из романа.

К каждому из первых пяти вопросов даётся несколько вариантов ответа, один из которых является верным. Вторые пять вопросов предполагают формулирование краткого развернутого ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству М.А.Шолохова в 11 классе.

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок.

Тест по произведению М.Шолохова «Тихий Дон» (вариант I )

Прочитайте текст и выполните задание 1 –5 с выбором одного правильного ответа:

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа. С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному –Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем – вот и вся мелеховская семья.

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: А. открывает повествование,

Б. завершает повествование,

В. является кульминацией сюжета,

Г. играет роль вставного эпизода

3. Главной темой данного фрагмента является:

4. Кто из семьи был особо любим Пантелеем Прокофьевичем: 5. С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что Пантелей Прокофьевич сам состарил свою жену: А. выявить жестокость героя,

Б. показать крутой нрав героя,

В. охарактеризовать психологию героя

Г. описать бездушное отношение героя к близким

Выполните задание 6 – 10 с развернутым ответом:

6. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героя и выразить свое отношение к нему: «небольшой», «курносый», «кареглазый»?

7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «…а младший, Григорий..» и далее.

8. Выпишите слово, которым соседи называли семью Мелеховых.

9. Выпишите эпитет, который характеризует улыбку отца и сына.

10. Какой образный глагол использует автор в середине фрагмента, говоря об особом отношении Пантелея Прокофьевича к хозяйству, земле? Выпишите это слово из текста.

Тест по произведению М.Шолохова «Тихий Дон» (вариант II )

Прочитайте текст и выполните задание 1 –5 с выбором одного правильного ответа:

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа. С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному –Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем – вот и вся мелеховская семья.

1. Укажите литературное направление, главным принципом которого является объективное изображение жизни и в русле которого развивалось творчество М.А.Шолохова:

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: А. является кульминацией сюжета,

Б. играет роль вставного эпизода,

В. открывает повествование,

Г. завершает повествование

3. В данном фрагменте писатель дает характеристику:

Б. в полную силу трудился на своей земле,

В. решил перестроить отцовское хозяйство по-своему,

Г. обиделся на отца за то, что тот оставил его без наследства

5. Кто из семьи был особо похож на Ильиничну:

Выполните задание 6 – 10 с развернутым ответом:

6. В предложенном фрагменте значительное место занимает описание внешности Пантелея Прокофьевича и его детей. Как называется такое средство характеристики персонажей?

7. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героя и выразить свое отношение к нему: «диковато-красивые казаки», «коршунячий нос», «большеглазый подросток»?

8. Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное смысловое наполнение (например, жестяные петухи на крыше мелеховского амбара)?

9. Из абзаца «Под уклон сползавших годков…» выпишите словосочетание, которое показывает крутой нрав Пантелея Прокофьевича.

10. Назовите упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем романа.

Тест по произведению М.Шолохова «Тихий Дон» (вариант III )

Прочитайте текст и выполните задание 1 –5 с выбором одного правильного ответа:

Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, разбивались на группы, заходили во дворы. Трое свернули с воротца к Аникушке, пятеро, из них один конный, остались около астаховского куреня, а остальные пятеро направились вдоль плетня к Мелеховым. Впереди шёл невысокий пожилой красноармеец, бритый, с приплюснутым, широконоздрым носом, сам весь ловки, подбористый, с маху видать — старый фронтовик. Он первый вошёл не мелеховский баз и, остановившись около крыльца, с минуту, угнув голову, глядел, как гремит на привязи желтый кобель, задыхаясь и захлёбываясь лаем; потом снял с плеча винтовку. Выстрел сорвал с крыша белый дымок инея. Григорий, поправляя ворот душившей его рубахи, увидел в окно, как в снегу, пятня его кровью, катается его собака, в предсмертной яростной муке грызёт простреленный бок и железную цепь. Оглянувшись, Григорий увидел омытые бледностью лица женщин, беспамятные глаза матери. Он без шапки шагнул в сенцы.

— Оставь! — чужим голосом крикнул вслед отец.

Григорий распахнул дверь. На порог, звеня, упала порожняя гильза. В калитку входили отставшие красноармейцы.

Широкие ноздри красноармейца хватнули воздуха, углы тонких, выбритых досиня губ сползли вниз. Он оглянулся, перекинул винтовку на руку:

Тот, которого звали Александром, сел за стол, закурил папиросу и, словно продолжая начатый с Григорием разговор, спросил:

— Вот… Я сразу вижу сову по полету, а тебя по соплям. Беленький! Офицер, да? Золотые погоны?

Дым он столбом выбрасывал из ноздрей, сверлил стоявшего у притолоки Григория холодными, безулыбчивыми глазами и всё постукивал снизу папирусу прокуренным выпуклым ногтем.

— Офицер ведь? Признавайся! Я по выражению вижу: сам, чай, германскую сломал.

— Был офицером, — Григорий насильственно улыбнулся и, поймав сбоку на себе испуганный, молящий взгляд Натальи, нахмурился, подрожал бровью. Ему стало досадно за свою улыбку.

1. К какому литературному направлению принадлежит творчество М. А. Шолохова, в частности произведение «Тихий Дон»?

2. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 3. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: А. входит в состав экспозиции,

Б. является этапом развития сюжетного действия,

В. открывает повествование,

Г. завершает повествование

4. Многое дает этот эпизод и для понимания образа Григория Мелехова. Герой:

А. отличается вспыльчивостью и горячностью,

Б. всегда готов терпеть любые унижения,

В. находит в себе силы не дать выхода душившей его злобе,

Г. проявляет обостренное чувством справедливости

5. Пожилой красноармеец Александр с первых минут почувствовал в Григории врага, белого офицера, и стал искать причины:

А. расправиться с ним,

Б. подружиться с ним,

В. переманить на свою сторону,

Г. поговорить по душам

Выполните задание 6 – 10 с развернутым ответом:

6. Назовите упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем романа.

7. Как называется выразительное оценочное определение («безулыбчивыми глазами», «молящий взгляд»)?

8. Назовите художественный приём, основанный на описании переносе свойств одного явления на другое по их сходству («омытые бледностью лица женщин»).

9. Приведенный фрагмент завершается разговором Григория с одним из красноармейцев. Каким термином называют обмен репликами?

10. В первом абзаце фрагмента значительное место занимает описание внешности пожилого красноармейца. Как называется такое средство характеристики персонажей?

Тест по произведению М.Шолохова «Тихий Дон» (вариант IV )

Прочитайте текст и выполните задание 1 –5 с выбором одного правильного ответа:

Бригада с боем форсированным маршем прошла по правобережью Дона с юрта Казанской станицы до первых на западе хуторов Усть-Хоперской станицы, захватила правым флангом чирские хутора и только потом повернула обратно, задержавшись недели на две в Придонье.

Мишка участвовал в бою за овладение станицы Каргинской и рядом чирских хуторов. 27-го утром в степи, за хутором Нижне-Грушинским, командир 3-й роты 294-го Таганрогского полка, выстроив около дороги красноармейцев, читал только что полученный приказ. И Мишке Кошевому крепко запомнились слова: «. Гнезда бесчестных изменников должны быть разорены. Каины должны быть истреблены. » И еще: «Против помощников Колчака и Деникина – свинец, сталь и огонь!»

После убийства Штокмана, после того, как до Мишки дошел слух о гибели Ивана Алексеевича и еланских коммунистов, жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумывал, не прислушивался к невнятному голосу жалости, когда в руки ему попадался пленный казак-повстанец. Ни к одному из них с той поры он не относился со снисхождением. Голубыми и холодными, как лед, глазами смотрел на станичника, спрашивал: «Поборолся с Советской властью?» – и, не дожидаясь ответа, не глядя на мертвеющее лицо пленного, рубил. Рубил безжалостно! И не только рубил, но и «красного кочета» пускал под крыши куреней в брошенных повстанцами хуторах. А когда, ломая плетни горящих базов, на проулки с ревом выбегали обезумевшие от страха быки и коровы, Мишка в упор расстреливал их из винтовки.

Непримиримую, беспощадную войну вел он с казачьей сытостью, с казачьим вероломством, со всем тем нерушимым и косным укладом жизни, который столетиями покоился под крышами осанистых куреней. Смертью Штокмана и Ивана Алексеевича вскормилась ненависть, а слова приказа только с предельной яркостью выразили немые Мишкины чувства. В этот же день он с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской. Где-то на складе купеческого магазина достал бидон керосина и пошел по площади, зажав в черной ладони коробку спичек, а следом за ним горьким дымом и пламенем занимались ошелеванные пластинами, нарядные, крашеные купеческие и поповские дома, курени зажиточных казаков, жилье тех самых, «чьи плутни толкнули на мятеж темную казачью массу».

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: А. входит в состав экспозиции,

Б. является этапом развития сюжетного действия,

В. открывает повествование,

Г. завершает повествование

3. Главной темой данного фрагмента является:

А. портрет Мишки Кошевого,

Б. изображение войны и мира на Дону,

В. ненависть Мишки Кошевого к казакам,

Г. изображение красоты донской природы

4. Что определяет поведение Мишки Кошевого в данном фрагменте:

А. ненависть к врагу, отсутствие жалости,

Б. страх перед врагом,

В. желание бросить вызов всем,

Г. искренняя забота о людях

5. С какой целью приводится описание расправы Мишки Кошевого над казаками:

А. показать его непримиримое отношение к врагам,

Б. выявить в нём серьёзное отношение к жизни,

В. показать исключительность героя,

Г. объяснить его психологическое состояние

Выполните задание 6 – 10 с развернутым ответом:

6. Укажите термин, называющий художественное средство, основанное на одушевлении явлений природы («на проулки с ревом выбегали обезумевшие от страха быки и коровы»).

8. Из абзаца «После убийства Штокмана…» выпишите сравнение, характеризующее взгляд Кошевого.

9. Из абзаца «Конная разведка…» выпишите словосочетание, объясняющее, с какой целью Кошевой стремится отлучиться в родную станицу.

10. К какому литературному направлению принадлежит творчество М. А. Шолохова, в частности произведение «Тихий Дон»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *