какое место занимает детская тема в романе достоевского преступление и наказание

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 10.04.2019

(377 слов) На страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание можно нередко встретить изображение детей. Этот образ крайне важен для автора. По мнению Ф.М.Достоевского, ребёнок – это воплощение всего самого чистого на земле, самого искреннего. По отношению к детям автор «проверяет» своих персонажей на гуманность, на доброту и человечность. Также положение ребёнка может многое сказать о ситуации в обществе, обострить социальные проблемы.

Лизавету и Соню Мармеладову автор сравнивает с детьми, что говорит об их чуткой, ранимой душе, сострадательной и беззащитной натуре. Перед тем, как замахнуться топором, Раскольников увидел детский взгляд на лице Лизаветы. Впоследствии «детский испуг» Родион Романович разглядел на лице Соне Мармеладовой. Она казалась ему «почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком». Душевная чистота героини проявляется в её поведении. Несмотря на то, что Соня Мармеладова переступила через нравственные законы, она сохранила веру в человека, способность к состраданию и милосердию.

Отношение к детям раскрывает главного героя с другой стороны. Перед читателями предстаёт не автор жесткой теории, по которой разрешается убийство ради «высокой» цели, а ранимый, неравнодушный персонаж, который откликается помочь обездоленным. Так, Раскольников спас юную девочку от позора. На одной из тёмных питерских улиц герой увидел, что полный человек «охотился» за беззащитным ребенком. Он не прошел мимо, а вызвал полицейского и отправил её вместе с ним. Раскольников переживает за судьбу чужих детей. После смерти Мармеладова он первым делом беспокоится о будущем Полечки, Коленьки и Лидочки. Раскольников видел в какой нищей обстановке они выживали. Жалость к детям, попытки помочь им характеризуют главного героя как человека с добрым сердцем, с благородными порывами души.

Описывая бедственное положение детей, Достоевский затрагивает тему несправедливости, раскрывает проблему «униженных и оскорбленных». Питер в то время – непригодная среда обитания для подрастающего поколения. Дети вынуждены терпеть унижения, просить милостыню, выживать в ужасных условиях, вместо того, чтобы наслаждаться беззаботным периодом своей жизни. Достоевский Петербург – это распивочные на каждом углу, постоянные разбои, темные и страшные закоулки. Детская душа погибает в таком месте.

Так, образ ребёнка – крайне важен в романе Достоевского «Преступление и наказание». Дети в произведении открывают глаза на острые социальные проблемы, заставляют задуматься об общественном устройстве. Также по отношению персонажей романа к ребенку можно увидеть их важные душевные качества. Такие, как доброта, милосердие, сострадание, неравнодушие к судьбе других людей, готовность прийти на помощь в трудный момент, жертвуя собой (Соня ради чужих детей была вынуждена пойти «по жёлтому билету»).

Источник

Какое место занимает детская тема в романе достоевского преступление и наказание

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?

12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?

12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).

Комментарии к сочинениям

C12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Хлестаков — фигура общечеловеческая. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным, хотя на самом деле он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Хлестаков чистосердечен, неспособен к созидательной, продуманной лжи. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт эпохи в одном человеке.

C12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Пре-ступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?

Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, образованная, гордая, тщеславная, она вы-нуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.

Дочь Мармеладова Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно по-гружаться, от того унижения, что она терпит.

На примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

C12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардов-ского?

Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания. Примером для анализа могут стать такие стихотворения, как «Я убит подо Ржевом», «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» В стихах звучит призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны.

Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В стихах этого поэта – пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими.

12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).

Размышляя о судьбах писателей, Герцен писал в 1851 году: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы — или мартиролог, или реестр каторги. »

Что же изменилось в XX веке? История повторяется: трагически складываются судьбы Цветаевой, Ахматовой, Платонова, Булгакова, Пастернака, Мандельштама.

На примере произведений этих авторов может быть раскрыта тема. Для анализа могут быть взяты стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны», «Ленинград» О. Мандельштама, «Расстояние: версты, мили. » М. Цветаевой, «Зимняя ночь» Б. Пастернака и др.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Какое место занимает детская тема в романе Ф.М. До­стоевского «Преступление и наказание»?

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчерки­вают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправ­дывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, яв­ляющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть по­рочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бед­ноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета — это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Доста­точно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы — протест против социаль­ной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается про­блема благородной цели и неправедных средств — оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни — муравьи из муравей­ника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одер­жим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право име­ет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

Социальными истоками преступления Раскольникова явля­ются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и по­ложение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.

Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?

Свидригайлов выступает в романе Ф.М. Достоевского «Престу­пление и наказание» в качестве двойника Раскольникова. Он во­площает одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Нравственный циник Свид­ригайлов, живущий по принципу «все дозволено», презираю­щий любые представления о добре и зле, становится двойником идейного циника Раскольникова. Недаром во время первого сви­дания с Раскольниковым Свидригайлов говорит, что они — «од­ного поля ягоды». А в последнюю встречу накануне самоубийства он вновь выскажет эту мысль, назвав Раскольникова «порядоч­ным циником». В интерпретации Свидригайлова теория Расколь­никова лишена романтической философской основы и выглядит пошлой и эгоистичной.

Какие черты воплощены в образе Лужина?

Лужин является олицетворением бесчеловечности строя, где властвуют деньги. Лужин не останавливается ни перед каким нрав­ственным преступлением, если оно экономически оправдано. Он считает, что ради достижения своей цели «людей резать можно». Он тоже двойник Раскольникова, выражающий абсолютизацию одной из сторон теории Раскольникова.

В чем заключается трагическая ошибка Раскольникова?

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

В чем своеобразие психологизма Ф.М. Достоевского в ро­мане «Преступление и наказание»?

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоре­чивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышля­ют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, реф­лектируют.

Источник

Ф.М Достоевский. Урок вопросов и ответов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Какое место занимает детская тема в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчеркивают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправдывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, являющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть порочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступление он совершает не только и не столько из-за чувства социальной несправедливости. Раскольников хочет проверить, способен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

3. Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они возникают в момент наивысшего напряжения героя и как бы завершают один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова показывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасается крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в череп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что способен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовместимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

4. Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бедноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета — это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Достаточно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

5. В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы — протест против социальной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается проблема благородной цели и неправедных средств — оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

6. В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни — муравьи из муравейника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одержим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право имеет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

7. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

Социальными истоками преступления Раскольникова являются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и положение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.

8. Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?

Свидригайлов выступает в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в качестве двойника Раскольникова. Он воплощает одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Нравственный циник Свидригайлов, живущий по принципу «все дозволено», презирающий любые представления о добре и зле, становится двойником идейного циника Раскольникова. Недаром во время первого свидания с Раскольниковым Свидригайлов говорит, что они — «одного поля ягоды». А в последнюю встречу накануне самоубийства он вновь выскажет эту мысль, назвав Раскольникова «порядочным циником». В интерпретации Свидригайлова теория Раскольникова лишена романтической философской основы и выглядит пошлой и эгоистичной.

9. Какие черты воплощены в образе Лужина?

Лужин является олицетворением бесчеловечности строя, где властвуют деньги. Лужин не останавливается ни перед каким нравственным преступлением, если оно экономически оправдано. Он считает, что ради достижения своей цели «людей резать можно». Он тоже двойник Раскольникова, выражающий абсолютизацию одной из сторон теории Раскольникова.

10. В чем заключается трагическая ошибка Раскольникова?

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

11. В чем своеобразие психологизма Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоречивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышляют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, рефлектируют.

Источник

Тема детства в романе Достоевского “Преступление и наказание”

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих. Именно из этого, причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости “крови по совести” для преодоления зла.

Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях. В этой мучительной,

Дети – беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы. Если общество “топчет” тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально.

Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска

В его измученной душе закрепляется страшная мысль : “И нет никаких преград…” А далее еще одно впечатление толкает Раскольникова на решение “переступить” : он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают, что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для него за этим успокоительным словом “процент” стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.

Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы – это ясно отражено в романе.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в “Преступлении и наказании”, имея в виду только детей Катерины Ивановны.

Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках – искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова.

Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников – вопреки собственной теории – неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным “запасом”, который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя.

Именно детям, искупая свои грехи, помогает в “Преступлении и наказании” Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить – и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя “затемнена” гордыней и озлоблением взрослого человека.

Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта – с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге “Преступления и наказания”, означает окончательную победу доброты, возвращение героя к себе самому – ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец, “встречается” с ним “лицом к лицу”, как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни…

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *