какое место в русской избе предназначалось только для женщин
Внутреннее убранство русской избы
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения и пр. столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.
В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».
Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.
Какое место в русской избе предназначалось только для женщин?
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
Как называлось специальное место в русской избе, которое предназначалось только для женщин?
Отдельные собственные места в этом пространстве имели только хозяин дома на лавке у двери, где хранились инструменты, и хозяйка дома в той части, где стояла печка.
Причем женская часть горенки часто отделялась от остального пространства перегородкой и называлась «бабий кут». Там кроме печки находилось всё что касалось выпекания хлеба и приготовления еды для всей семьи. Дело это ежедневное и весьма ответственное, чтобы всё успеть, работать она должна была быстро и точно, всегда знать где что лежит и как расходуется. Поэтому заведённый порядок могла менять только она сама и никому другому хозяйничать там не разрешалось. К расходу продуктов и домашней утвари относились очень строго и потому кроме хозяйки дома никто не должен был туда заходить.
Вот так выглядела горенка в избе, на неё приходится два из трех окон выходивших на улицу. Бабий кут находится слева за перегородкой и там третье окно.
Такой же бабий кут в другой избе. Он мог находится и слева и справа от входа, печка ставилась в дальней части ближе к двери и в дали от окон.
Где в русском доме находился бабий угол, что там происходило и Почему мужчинам вход туда был запрещен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лучшие повара – мужчины, но только не в старой Руси или почему стыдно было подходить к печи
На Руси мужская и женская работа чётко разделялись. Невозможно было представить себе женщину, которая занималась столярными работами. Мужчина же свою очередь никогда не готовил еду. Сегодня, когда лучшими поварами мира по праву признаны мужчины, это выглядит достаточно странно, но тем не менее выпекали хлеб и готовили в печи для всей семьи только женщины. Если обратиться к «Домострою», то в нём можно найти инструкции по просеиванию муки, замесу теста, приготовлению различных блюд.
Прекрасно, что есть, откуда черпать знания. Однако всё это было предназначено исключительно для женщин, но не для мужчин. Считалось, что представителям мужского пола такими делами заниматься не следует, это стыдно. Они подходили к печи в редких случаях, например во время обрядов. При этом не готовили пищу, а лишь имитировали процесс. Например, существовал свадебный обряд «Каравайник», во время которого молодой холостяк должен был поставить в печь свадебный каравай. Это было гарантией, что в будущем молодая пара будет иметь много детей и все они будут здоровы.
Печная нечисть, наказывающая мужчин-нарушителей
Мужчины не любили подходить печи не только потому, что это считалось стыдным. Была еще одна причина —печь была символом своеобразного моста между миром мёртвых и живых, а также по народным преданиям в ней могла прятаться различная нечисть. Например, через печную трубу на улицу вылетала прогуляться и похулиганить ведьма. Таким же образом покидала дом душа умершего. И наоборот, снаружи через эту же трубу в избу мог пролезть чёрт или даже проникнуть тяжелая болезнь. Разве кто-то мог мечтать о такой ситуации? Чтобы упросить нечистую силу покинуть дом, с ней разговаривали через трубу. Говорили, что в печи может поселиться Печая или Домовиха. Её задача состояла в охране границ мира женщин и наказание мужчин, которые имели неосторожность нарушить запрет и приблизиться к печке.
Женщины же могли подружиться с Домовихой. Иногда её представляли как небольшую полную старушку, которая помогала в домашней работе, но исключительно хорошим, рачительным хозяйкам. Она могла и убрать, и детей покачать, и приготовить что-то. Но неряхи не могли рассчитывать на ее благосклонность. Наоборот, им она могла отомстить за разгильдяйство, например, испортить стряпню.
Бабий кут и мужской угол как символ двоеверия
В планировке русской избы можно наблюдать своеобразное двоеверие. Если провести аналогию с праздниками, то люди часто празднуют христианскую Пасху и при этом с удовольствием поедают блины во время гуляний на Масленицу, а это языческий праздник. В избах существовал (и существует) так называемый красный угол. Это самое почетное место в доме, где размещается глава семьи, мужчина. Красный угол носит ещё название большого, старшего, переднего. Именно в нём развешивали иконы, и называли также божьим или святым. Антиподом мужскому углу был бабий кут, который также называли печным углом, середой, теплюшкой, шомышой. Он располагался между устьем печи и противоположной стеной, где женщины работали.
В бабьем куте стояла лавка с посудой, надблюдники (полка для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок), ручные жернова. Печь же была границей между мужскими и женскими углами. Одновременно она как бы разделяла православный и языческий мир. Мужчины старались не приближаться к печке, ведь она была символом языческой нечистоты, женского мира. Народное сознание воспринимало углы в своеобразном конфликте, то есть как противопоставление светлого и темного, грязного и чистого, святого и порочного.
Мужской угол находился справа от входа. Его можно было узнать по широкой лавке, которая с обеих сторон ограждалась досками. Они имели форму конской головы, отсюда пошло название «коник». Под лавками хранились инструменты, которые мужчины использовали при ремонте и иных сугубо мужских работах. В своем углу мужчины занимались починкой обуви и утвари, мастерили корзины и прочие изделия из лозы. На лавку в мужском углу разрешалось садиться гостям, которые заглянули ненадолго. Здесь же мужчины отдыхали и спали.
Рожать – не мужское дело: печь и роженицы
Женщина и печь на Руси были тесно связаны. Что касается фольклора, то там они становились единым целым. Существовали и особые «печные» ритуалы, например, припекание младенцев. Он заключался в том, что при рождении слабого малыша клали в тёплую печь, чтобы спасти от смерти. В сказках, где фигурирует Баба-Яга (женщина!) можно прочесть о том, как она сажает непрошеных гостей в печку. В некоторых регионах женская одежда и части тела имели одинаковые названия с некоторыми деталями печи. Например, в Рязани печь называли грудка, а в Карелии такое название носила лежанка, установленная около печки.
Понятно, что это своеобразное отождествление кормления, выкармливание. Женщина кормит младенца, печь кормит людей. В бабьем углу часто проходили роды. Различные обряды, проводимые над новорождёнными и роженицами, тоже предполагали использование печи. Выпечка хлеба символизировала зачатие и дальнейшее рождение. Как и женщина, печь вынашивала и рожала хлеб. Когда в ней пекли каравай, садится на печку было строго-настрого запрещено. Как при родах муж не имел права находиться рядом с женой, так по аналогии во время выпечки хлеба подходить к печи представителям сильного пола запрещалось.
Также существовали свои запреты, связанные с похоронами. Сегодня бы они многим показались странными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сакральное место женщины в русском доме
#стиль жизни, #Традиция
В сакральном для русского человека (вообще-то для любого человека, но тут мы именно о нем) пространстве — доме — у всего и всех было определенное место. Устройство жилья отражало для наших предков картину мира и социального порядка, поэтому особенно строго регламентировали положение женской половины.
Добрая жена дом стережет, а плохая — рукавами растрясет
Мужчина традиционно вступал в противоборство с внешними силами, сфера его деятельности простиралась за пределы жилища. Позади, за стенами, оставалась женщина. В ее обязанности входило поддерживать дом в состоянии, которое обеспечило бы восстановление сил супруга.
«Адам первозданный покорился женщине и из рая изгнан был. Самсон, превзойдя всех силою и всех врагов одолел, после женщиной был предан иноплеменника. И Соломон постиг глубину премудрости, а, повинуясь женщине, идолам поклонился.» Печерский патерик.
Наиболее обеспеченные семьи, в том числе царская, располагали женщин в отдельные теремы, где те вели замкнутую жизнь. В избе же таким местом стал бабий кут, печной угол. Пространство вдоль пирожного бруса отделялось занавеской или (реже) деревянной перегородкой. Там хранилась различная домашняя утварь, ставились жернова. Мужчине за печной столб ходу не было, это было только женское пространство. В фольклоре оно неразрывно связано с образом невесты, которая, покидая бабий угол, оставляла навсегда отеческую семью.
«Не велел сударь батюшка
Далеко мне расхаживать
Широко мне разглядывать
Мне отвел только батюшка
Он единую поволочку —
От печи только до — кути«
Также это было единственное место женского уединения: «не плачет за столом, наплачется за столбом». Околопечное пространство в целом тоже считалось женским. В этом переплетались языческая память о богине-хранительнице очага Весте и Новозаветные представления о женщине-матери, приносящей жизнь (переход муки в хлеб, особо почитаемый и мифологизированный всеми почти народами, отождествляли с зарождением).
Дом хозяйку ждет, а хозяйка хозяина
Жилище было отражением социальных иерархий, и их воспроизведение в рамках домашнего быта поддерживало крепость порядков. Подчиненное положение женщины подчеркивалось и закреплялось определением ее места в доме.
Самым значительным в избе был красный угол, в котором располагались образа. Все в доме было сориентировано по отношению к нему. Там происходила трапеза и совершались религиозные обряды. На этом месте, под иконами, сидеть мог лишь глава дома.
Уже на свадьбе происходило разделение позиций: жених и невеста пусть и находились во главе стола, девушка всегда была ближе к дверям.
В дальнейшей семейной жизни во многих крестьянских домах женщины и вовсе не садились за стол с мужем, только подавали еду, а сами доедали то, что останется. В богатых семьях ели каждый на своей половине.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит
К постоянному труду, рукодельному, ткацкому или кулинарному, призывает всех женщин «Домострой». И крестьянки, и царицы должны были или выполнять дневные работы, или следить за их осуществлением. К ним следовало приступать с молитвой, а во время них либо вести благочестивую беседу, либо молчать. В ином случае женские разговоры могли привести к греховным помыслам и склонить к богопротивным делам. Безделье возбранялось по той же причине, жена не должна была накликать на дом беду своим неправедным поведением.
Сфера женских занятий также определила планирование жилища. Так, наиболее удачным расположением печи считался угол, находившийся справа от входа. Избу с печью по левую сторону женщины называли «непряхой», т.к. она мешала прясть у окна.
В купеческих семьях, где не было предусмотрено отдельного терема, под женскую половину отводили верхний, более светлый этаж, также по соображениям удобства труда.
Много еще ритуалов было связано с интимной жизнью русских супругов, но мы пока углубляемся в эту тему.
Женская половина дома.
Ба́бий кут (бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан, солныш, шолнуша, шомыша, кухня) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.
При родах женщину иногда помещали в бабий угол возле печи. Мать с ребёнком закрывалась от посторонних глаз занавеской в печном углу («Поближе к печной саже, чтобы порчи не было»), после чего обычно первый раз кормила (из Википедии).
Современная реконструкция.
Интересно, что и юрта также делится на две половины. Киргизская юрта обычно обращена выходом на восток. Правая сторона (при взгляде снаружи) от входа женская (эпчи жак) с домашней утварью, левая — мужская (эр жак) для ружья, уздечки, седла и т. п., напротив входа почетное место, центр юрты — место для очага.
В связи с тем, что в Древней Руси мужчинам запрещалось заходить в бабий кут, можно задаться вопросом: а не были ли древнерусские мужчины ущемлены в правах?
Но, я думаю, что само современное понимание «прав человека» неприменимо к традиционным обществам. По сути, современная борьба феминисток за права женщин стирает традиционное разделение на «Ж» и «М». Современная женщина желает занимать инфантильное положение маленького ребёнка, который свободно бегает по всей юрте и ни за что не отвечает.
Такое положение создалось в XX веке как бы само собой: городские квартиры со всеми «удобствами» и центральным отоплением освободили женщин от походов за водой к колодцу, от ежедневного розжига огня в печи и обогрева дома, готовые одежды в магазинах освободили её от кройки и шитья, от прядения и вязания, продовольственные магазины освободили её от содержания домашних животных, от работы в огороде.
И теперь уже любое напоминание об этих традиционно женских занятиях звучит «дискриминационно» в ушах современных женщин. Хотя, например, моя бабуся жила в таких условиях, когда и за водой с коромыслом и вёдрами к колодцу ходила, и дрова сама колола для печки, и носки вязала, и скотину держала, и каждый день много времени проводила возле печки. Тогда это считалось нормально. Мужик тоже без дел не сидел. У него был свой круг «мужских» работ и обязанностей.