какое место в романе занимают лужин и свидригайлов

Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Содержание:

Предмет:Литература
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:16.01.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Ф. М. Достоевский известен во всем мире благодаря своей книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины XIX века и по праву принадлежит элите мировой литературы. Как и во многих своих работах «Преступление и наказание», автор поднимает вопрос: может ли человек совершать зло и не быть наказанным? Имеет ли он право решать судьбу других людей, считая себя «суперменом»?

Помимо Раскольникова, ответ на этот вопрос получили Лужин и Свидригайлов.

По ходу чтения романа создается впечатление, что у Лужина родился негодяй. Он не признает существование морали. Кроме того, он осторожен и эгоистичен. Даже его фамилия носит коварство. Для него, прежде всего, польза и удовольствие, его самого. И не имеет значения, сколько людей он разрушает, попирая, чтобы достичь цели. Случай с Соней является еще одним подтверждением этого. Только подлый и подлый мужчина мог создать слабую, честную женщину только для того, чтобы улучшить свои отношения с браком. Однако он не чувствовал никакого раскаяния. Он был уверен в своей безнаказанности. Благодаря Лебезятникову был раскрыт его мерзкий замысел. И у Лужина не было выбора, кроме как собрать вещи и уехать из квартиры. Его жизненный девиз: «Я хочу делать то, что хочу».

Свидригайлов положительно отличался от Лужина тем, что его совесть мучила его. Может быть, поэтому он делает добрые дела перед смертью, чтобы заплатить за грехи.

Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

F.M. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Он считается писателем-философом, чьи работы выявили важные проблемы и фундаментальные противоречия человеческого бытия. Роман «Преступление и наказание» вырос на основе глубоких и грустных мыслей Достоевского о самых важных проблемах того времени.

Чтобы лучше понять философские, нравственные, эстетические и религиозные проблемы произведения, герой Раскольникова Достоевский вводит главных героев в роман «Двойники». Они пародировали или тонировали любую сторону личности Раскольникова.

Благодаря этому «Преступление и наказание» оказывается не столько судом над преступником, сколько испытанием личности, характера и психологии человека. Кроме того, чтобы подчеркнуть личные и социальные противоречия Раскольникова, автор романа постоянно создает болезненные картины безнадежной бедности и безутешного горя, раскрывает бесчеловечные обстоятельства жизни «униженных и оскорбленных».

Посягательства обоих героев на Дунае ускоряют преступление Раскольникова. Он пытается вмешаться в предполагаемый брак и не принимает жертву своей сестры.

Внутренний мир Лужина, по-видимому, не представлял никакой психологической загадки для Достоевского: он начинает разоблачать этого героя с первого упоминания о нем. В письме Пульхерии Ивановны приведена вся информация об этом герое: «Главное, что он бизнесмен и выглядит добрым». В очертаниях Лужина Достоевский в полной мере проявляет свой комический талант.

По глубокому убеждению Достоевского, у людей на земле есть только две перспективы: либо любить, либо уничтожать друг друга. Третьего не дано. К такому выводу Достоевский приводит нас в своем романе «Преступление и наказание». Эта идея становится очевидной, когда Раскольников подходит к Лужину и Свидригайлову.

Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»

Сопоставляя персонажей Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольникова, автор подчеркивает контраст современной реальности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.

Ф.М.Достоевский видел в главной задаче своего «творчества» поиск человека в человеке.

Произведения писателя-гуманиста пронизаны болью и состраданием к «униженным и оскорбленным».

Роман «Преступление и наказание» был написан в трудное время конца. В 1960-х годах, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса, крестьянская реформа 1861 года не только не сгладила, но и обострила социальные противоречия. В обществе развивался духовный кризис. Утрачены связи с многовековыми традициями, перепутаны представления о добре и зле. Куда идти? Что искать? Какие истины держать? Никто ни во что не верил. Верховенство закона и власть денег, циничные владельцы Свидригайлова и Лужина стали хозяевами ситуации. Но большинство людей упало до уровня бедности.

какое место в романе занимают лужин и свидригайлов

Покаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова рушится. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти в этот мир с покаянием. Противоречия между мыслями и действиями приводят героя в моральный тупик.

Заключение

На изображениях Лужина и Свидригайлова Достоевский показал два пути, которые ждут Раскольникова. Свидригайлов полностью отвергает морально-этические нормы, от этого страдает умный, но циничный герой. Однако для Раскольникова путь самоубийства неприемлем. Воскресение Раскольникова происходит во имя Христа, благодаря человеку, которого он спас и что он делал в прошлом: он держал больного ученика, спасал детей от огня, помогал Мармеладовым.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ какое место в романе занимают лужин и свидригайлов какое место в романе занимают лужин и свидригайлов

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

Источник

Роль Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова (Достоевский Ф. М.)

В произведении Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” главный герой Раскольников в отличие от других, второстепенных персонажей отличался необычными жизненными убеждениями и целями. Родион был молодым, образованным человеком, который хотел добиться счастья в своей жизни и счастья других людей, также желал узнать кто он: “тварь дрожащая или право имеет”.

В произведении было два двойника Раскольникова: Лужин и Свидригайлов.

Главный герой ради достижения своих целей переступает через все нравственные законы и убивает старуху проценсчицу, получив вместо счастья душевные мучения. Главной причиной преступления Раскольникова является его теория. Суть его теории состоит в том, что люди делятся на два типа: “материал” служащий для воспроизведения себе подобных и особенных людей, которые вносят в общество что-то новое, которые идут к своей цели как Наполеон, несмотря на жертвы. Лужин и Свидригайлов были добавлены в роман с целью более полного раскрытия характера Раскольникова. В каждом из них отражаются особые черты Родиона. Оба двойника считают, что им все дозволено, они относят себя к “право имеющим”. Благодаря своим теориям, Лужин и Свидригайлов еще лучше раскрыли характер Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов был жестоким, циничным и неблагодарным человеком. Согласно его теории, совершить зло ради добра совсем не плохо. Из-за своей теории, Свидригайлов совершил не одно преступление для благой цели. Теории Аркадия Ивановича и Родиона во многом схожи, поэтому Свидригайлов поддерживает его идею. На первой их встрече Раскольникову Аркадий Иванович не понравился. Аркадий увидел в нем себя в будущем, если бы продолжил жить согласно своей теории. Общение с Свидригайловым и новость об его самоубийстве подтолкнуло Раскольникова к раскаянию.

Петр Петрович Лужин самовлюбленный, эгоистичный человек, который больше всего в жизни ценит деньги. Лужин считает, что чтобы добиться успеха в жизни, необходимо действовать согласно собственным интересам, жить только для себя. Раскольников презирает его, он категорически против его женитьбы на своей сестре. Общение с Петром Петровичем помогло понять ничтожность теории Родиона.

Лужин и Свидригайлов – двойники Раскольникова, которые имеют с ним много общего. Оба героя раскрывают характер Родиона, показывая, что он по природе добрый человек. Двойники постепенно подводят главного героя к раскаянию.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Образы Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский был гениальным писателем, и многие его произведения пользуются популярностью до сих пор. «Преступление и наказание» — это настоящая классика, вызывающая споры и разногласия. Все дело в использовании автором двойников главного персонажа. Ведь только изучив образы Лужина и Свидригайлова, можно понять глубинную суть идеи автора и расшифровать его основную задумку.

Общие сведения

В центре романа Достоевского находится персонаж — Родион Раскольников, студент, ищущий себя. Этот человек разработал теорию, согласно которой все люди подразделяются на два типа:

Автор построил повествование так, что все герои произведения иллюстрируют данную теорию. К первой категории относятся Мармеладовы, мать Родиона, Дуня и сестра старухи. Именно они заслуживают сочувствие читателя, поскольку в этих персонажах нет подлости, они способны на самопожертвование и постоянно находятся под гнетом личностей второй категории.

Федор Михайлович постоянно сопоставляет всех участников сюжета с Родионом, кратко проводит их сравнение, позволяя читателю лучше понять персонажа. Он показывает, что хоть Раскольников и опускается до уровня преступников и подлых людей, но он не потерял свою чистую и светлую душу.

Цель использования дополнительных действующих лиц — помочь герою понять несостоятельность и ошибочность собственной теории. Хоть она и основывается на мировой практике, но на деле является фикцией и самообманом. Самые явные двойники Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, они смогли переступить через других на пути к намеченным целям, не обращая внимания на причиненные страдания и боль.

Образ Лужина

Петр Петрович является родственником жены Свидригайлова. Это очень тщеславная и самовлюбленная личность, с неприятной и отталкивающей внешностью. В жизни он ценит только деньги, поскольку они могут приблизить его к людям более высокого социального положения. У этого персонажа есть своя собственная теория построения мира, он называет ее «целым кафтаном». По его мнению, делиться с другими значит разрывать собственную одежду, и в итоге оба человека остаются наполовину голыми. Схожесть этих персонажей заключается в следующем:

Образ Лужина хорошо показывает, к чему мог бы прийти Раскольников, придерживайся он своей теории до конца. Но он доведен до абсурда, и читателю легко понять неправильность мышления этого героя.

Характеристика Свидригайлова

Аркадий Иванович является представителем дворянского общества, он несколько лет служил в кавалерии, проживал в Петербурге. Его внешность неприятная, хоть мужчина и хорошо сохранился для своих пятидесяти лет. Достоевский уточняет описание: у Свидригайлова очень тяжелый и неподвижный взгляд, голубые глаза. Этот человек импульсивен и непредсказуем, некоторые его поступки не характерны для злодея.

Главный жизненный принцип Свидригайлова — зло допустимо ради благой цели. От других героев романа его отличают:

Рядом с Раскольниковым он раскрывает философскую сторону теории главного персонажа: под воздействием внешних факторов человек может потерять чувство нравственности, но закон от этого не исчезает. В отличие от Родиона он не испытывает мук совести, Аркадию даже в голову не приходит, что его поступки безнравственные. Родиона раздражает, что их может что-то объединять.

В итоге вседозволенность пугает не только главного героя, но и самого персонажа, из-за чего тот лишает себя жизни.

Достоевский пытался показать, что даже сильная личность, имеющая возможность помогать слабым, способна на ужасные поступки. Вот почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова. Сравнительный анализ между темными и светлыми действующими лицами произведения поможет написать сочинение и составить таблицу сопоставления двойников Родиона. Важно понять, что хоть главный персонаж и похож на своих двойников, но он смог прийти к раскаянию и прощению.

Источник

Образы Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский был гениальным писателем, и многие его произведения пользуются популярностью до сих пор. «Преступление и наказание» — это настоящая классика, вызывающая споры и разногласия. Все дело в использовании автором двойников главного персонажа. Ведь только изучив образы Лужина и Свидригайлова, можно понять глубинную суть идеи автора и расшифровать его основную задумку.

какое место в романе занимают лужин и свидригайлов

Общие сведения

В центре романа Достоевского находится персонаж — Родион Раскольников, студент, ищущий себя. Этот человек разработал теорию, согласно которой все люди подразделяются на два типа:

Автор построил повествование так, что все герои произведения иллюстрируют данную теорию. К первой категории относятся Мармеладовы, мать Родиона, Дуня и сестра старухи. Именно они заслуживают сочувствие читателя, поскольку в этих персонажах нет подлости, они способны на самопожертвование и постоянно находятся под гнетом личностей второй категории.

Федор Михайлович постоянно сопоставляет всех участников сюжета с Родионом, кратко проводит их сравнение, позволяя читателю лучше понять персонажа. Он показывает, что хоть Раскольников и опускается до уровня преступников и подлых людей, но он не потерял свою чистую и светлую душу.

Цель использования дополнительных действующих лиц — помочь герою понять несостоятельность и ошибочность собственной теории. Хоть она и основывается на мировой практике, но на деле является фикцией и самообманом. Самые явные двойники Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, они смогли переступить через других на пути к намеченным целям, не обращая внимания на причиненные страдания и боль.

Раскольников и свидригайлов: сравнительная характеристика героев

Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина.

Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца.

Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели.

Образ Лужина

Петр Петрович является родственником жены Свидригайлова. Это очень тщеславная и самовлюбленная личность, с неприятной и отталкивающей внешностью. В жизни он ценит только деньги, поскольку они могут приблизить его к людям более высокого социального положения. У этого персонажа есть своя собственная теория построения мира, он называет ее «целым кафтаном». По его мнению, делиться с другими значит разрывать собственную одежду, и в итоге оба человека остаются наполовину голыми. Схожесть этих персонажей заключается в следующем:

Образ Лужина хорошо показывает, к чему мог бы прийти Раскольников, придерживайся он своей теории до конца. Но он доведен до абсурда, и читателю легко понять неправильность мышления этого героя.

Двойничество

Ф. М. Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание» использовал прием двойничества. Сделал это автор для того, чтобы подчеркнуть важные черты характера Раскольникова, акцентировать внимание на них, показав их в преувеличенном виде в образах двойников. Причем у главного героя не один двойник, а двое: Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Каждый из них имеет свою теорию, согласно которой и проживает свою жизнь.

Герои являются двойниками Раскольникова, потому что так или иначе отражают теорию о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Все трое придерживаются собственных теорий, которые влияют и на образ жизни героев. И теория Лужина, и теория Свидригайлова схожи с теорией главного героя.

Свидригайлов считает, что цель всегда оправдывает средства, что ради результата можно совершать злодеяния. Теория «вседозволенности» позволяет герою переступать через все нравственные границы.

Лужину же принадлежит теория «целого кафтана», которая гласит, что нужно сохранять свой кафтан и ни с кем не делиться им. Только забота о себе и собственной жизни, по мнению героя, принесет благополучие каждому человеку.

Характеристика Свидригайлова

Аркадий Иванович является представителем дворянского общества, он несколько лет служил в кавалерии, проживал в Петербурге. Его внешность неприятная, хоть мужчина и хорошо сохранился для своих пятидесяти лет. Достоевский уточняет описание: у Свидригайлова очень тяжелый и неподвижный взгляд, голубые глаза. Этот человек импульсивен и непредсказуем, некоторые его поступки не характерны для злодея.

Главный жизненный принцип Свидригайлова — зло допустимо ради благой цели. От других героев романа его отличают:

Рядом с Раскольниковым он раскрывает философскую сторону теории главного персонажа: под воздействием внешних факторов человек может потерять чувство нравственности, но закон от этого не исчезает. В отличие от Родиона он не испытывает мук совести, Аркадию даже в голову не приходит, что его поступки безнравственные. Родиона раздражает, что их может что-то объединять.

В итоге вседозволенность пугает не только главного героя, но и самого персонажа, из-за чего тот лишает себя жизни.

Достоевский пытался показать, что даже сильная личность, имеющая возможность помогать слабым, способна на ужасные поступки. Вот почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова. Сравнительный анализ между темными и светлыми действующими лицами произведения поможет написать сочинение и составить таблицу сопоставления двойников Родиона. Важно понять, что хоть главный персонаж и похож на своих двойников, но он смог прийти к раскаянию и прощению.

Лужин и свидригайлов в романе ф

Родион помогает Катерине Ивановне с детьми. Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.

Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.

Оказывается, эти герои действительно имеют много общего. Различия героев можно представить в виде таблицы. Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика (таблица) Родион Раскольников Аркадий Свидригайлов Внешность Стройный кареглазый молодой человек с темно-русыми волосами.

Голубоглазый блондин с алыми губами, широкоплечий мужчина около 50 лет. Ориентиры и идеалы, образ жизни Живет замкнуто, разрабатывает теорию об уникальной личности, склонен к философствованию.

Ведет разгульный образ жизни, просто верит в свою неповторимость.

Пётр Петрович Лужин

Лужин. Актер А. Зибров. Т/с «Преступление и наказание». 2007

Пётр Петрович Лужин – богатый дворянин, родственник супруги Свидригайлова, Марфы Петровны. В романе он играет роль персонажа второго плана. Герой достаточно умен и, что называется, «сделал себя сам», несмотря на отсутствие образования. В его характере присутствуют такие черты, как высокомерие и нарциссизм. Лужин живет, следуя своим теориям, все поступки совершает, согласно собственному опыту и мировоззрению.

Советский литературовед Л. П. Гроссман установил, что прототипом Лужина был кредитор писателя Павел Петрович Лыжин, которому Достоевский задолжал в свое время 450 рублей. Еще одним доказательством этого служит открытие Лыжиным адвокатской конторы в Петербурге, о чем мечтает и персонаж романа Достоевского.

Другой исследователь творчества Ф.М. Достоевского В. Л. Комарович предположил, что прототипом Лужина мог быть зять писателя, П.А. Карепин, сорока четырехлетний «самодовольный буржуа», который женился на семнадцатилетней сестре Достоевского Варе. Также прослеживается совпадение в именах и разносторонняя деятельность Карепина и Лужина.

Описание героя

Внешность Петра Петровича

Герой представляет собой немолодого осанистого мужчину с чопорным и брюзгливым выражением лица. Внешне он красив и полностью соответствует званию «жених». Выглядит моложе своих сорока пяти лет, носит толстые темные бакенбарды, которые Достоевский сравнивает с котлетами. Подбородок героя чисто выбрит, на голове – аккуратная завивка, красиво уложенная в прическу. Темные волосы оттеняют белизну кожи.

Большое значение герой придает одежде. Одевается стильно, можно сказать, по-щегольски, предпочитая светлые юношеские цвета. Пиджаки и брюки – светлых тонов, все новенькое, словно только что из пошива, на голове модная круглая шляпа. Непременный атрибут Лужина – «настоящие жувеневские» перчатки, которые принято носить в руках, не надевая. Батистовый платок благоухает парфюмом, на шее батистовый галстук в розоватых тонах. Образ завершают золотой лорнет и массивный перстень с желтым драгоценным камнем. Неудивительно, что при таких данных мужчина пользуется повышенным вниманием женского пола.

Происхождение, образование, статус

П.П. Лужин. Актер В. Басов. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Пётр Петрович – выходец из небогатой семьи. Родители были лишены возможности дать сыну образование, поэтому он не имеет никакой квалификации. Однако упорство, трудолюбие, врожденная смекалка, личное обаяние сделали из героя того, кем он является сейчас. Не зря Пульхерия Александровна отзывается о нем, как об очень умном и незаурядном человеке. Лужин, по словам Авдотьи Романовны, гордится тем, что «сам себе дорогу проложил». Самостоятельно выбившись «в люди» из самых низов, он по праву высоко оценивает «свой ум и способности». Так, только благодаря своим качествам, Пётр Петрович назначается на самую высокую должность – надворный советник. Несмотря на неблагородное происхождение, этот высокий чин позволяет ему носить звание «личного дворянина», но без права передачи по наследству.

Помимо чиновничьей службы Лужин занимается адвокатской практикой. Достоевский называет его специалистом по «хождениям по тяжбам и искам». Мечта героя – открытие адвокатской конторы в Петербурге. В произведении упоминаются «большие дела», которые приходится вести Лужину, и которые он чаще всего выигрывает, благодаря своему опыту.

Характер Петра Петровича

Лужина можно назвать образцом любезности, солидности и приличия, но у него есть и отрицательные черты, такие как самолюбование, высокомерие, скупость. Из-за этих качеств, включая огромное тщеславие, у людей складывается о нем неприятное впечатление. Лужин часто выходит из себя, когда что-то идет не по задуманному плану, вдобавок ко всему, он очень обидчив, об этом не раз упоминает Дуня. В состоянии раздражительности и злости Лужин забывает о благородстве и благоразумии.

Теория «целого кафтана» и отношение к браку

Главным жизненным приоритетом для Лужина являются деньги, раздобытые «всякими средствами», так как они ставят его на одну ступеньку с тем обществом, куда он так стремится. Лужин ценит каждую минуту, поэтому девиз «время – деньги» – это про него. Его жизнь – это постоянная спешка, путешествия, частые поездки в Петербург. У него есть разработанная им самим теория «целого кафтана», согласно которой он существует в социуме. Эта теория опровергает христианскую мораль, основой которой является любовь к ближнему. Человек, бескорыстно делясь с ближним тем, что имеет, разрывает «свой кафтан» пополам, в результате оба остаются «наполовину голы». Направляя любовь только на себя, человек сохраняет свой кафтан в целости, как положено устраивает свои дела, ведь «чем более в обществе устроенных частных дел… тем более устраивается в нем и общее дело».

Его вторая теория – это отношение к браку. Женитьба на «прелестной, добродетельной и образованной» женщине, по его мнению, способна создать ему особый ореол благодетеля. Жена ему нужна из самых низов, потому что только в этом случае она «будет рабски благодарна ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним», а он будет «безгранично и всецело владычествовать».

Лужин и Дуня Раскольникова

Идеальной партией для Лужина в плане женитьбы является Авдотья Романовна Раскольникова. У нее есть все, что нужно Петру Петровичу: молодость, ум, благонравие, воспитание и бедность. Лужин рассуждает следующим образом: Дуня, пережившая много трудностей, будет до самой смерти благодарна своему избавителю, то есть, ему. Петра Петровича восхищает красота девушки и раззадоривает ее пугливость и беспомощность. Лужин ищет рабыню, которая прислуживала бы ему в знак благодарности.

Лужин. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Дуня принимает предложение Лужина, чтобы материально выручить свою семью. Но по отношению к невесте Лужин показывает пример недостойного поведения. При переезде в Петербург он отказывается оплачивать проезд Дуни и ее матери, соглашаясь лишь частично заплатить за багаж: «поклажу и большой сундук». Женщины же вынуждены добираться до железнодорожной станции на телеге, покрытой рогожей, а затем – в вагоне третьего класса до самого Петербурга. В столице их ждет дешевая съемная квартира, которую нашел им Лужин, и в которой «скверность ужаснейшая: грязь, вонь… и черт знает кто не живет». Такая чудовищная скупость оставляет неприятный осадок в душе Авдотьи Романовны. Из этого следует, что Лужин не любит Дуню, а женитьба на ней – всего лишь способ сохранить и повысить свой статус. Такое положение не устраивает гордую девушку. Она готова пожертвовать собой ради семьи, но, видя все ничтожество Лужина, разрывает с ним отношения.

Отношения с Раскольниковым

По отношению к Лужину Раскольников испытывает резкую антипатию. Пётр Петрович отвечает ему взаимностью. Между героями царит полнейшее непонимание. Свою характеристику Лужину Родион выражает следующей фразой: «Человек он умный, но, чтоб умно поступать, – одного ума мало». Видя, что Раскольников без труда раскусил его натуру, Лужин старается ограничить общение Дуни с братом, прилагая все усилия к тому, чтобы их рассорить. Однако его интриги и планы раскрываются. Дуня разрывает помолвку, но Пётр Петрович, чувствуя себя оскорбленным, винит во всем «заносчивого мальчишку» Раскольникова. Друг Родиона Разумихин также характеризует Лужина как человека «не нашего общества… потому что он соглядатай и спекулянт… жид и фигляр» и «не на благородной дороге стоит».

Роль героя в произведении

В романе Лужин выступает «двойником» Родиона Раскольникова. Это преуспевающий человек, не привыкший в чем-либо себя ограничивать. Раскольников ненавидит Лужина, хотя и усматривает нечто общее в его жизненной позиции легкого обхождения преград. Но это еще больше беспокоит честного Раскольникова. Лужин своей «экономической теорией», выстроенной на расчете и выгоде, оправдывает эксплуатацию человека человеком. Теория же Раскольникова построена на бескорыстии помыслов. И, хотя, согласно и той и другой, можно «проливать кровь по совести», побуждения Раскольникова благородны, они выстраданы его сердцем. В основе действий Родиона не расчет, а ошибочное заблуждение, «помрачение ума».

Достоевский описывает Лужина, как прямолинейно-примитивную личность. В отличие от Свидригайлова, он является почти комическим двойником главного героя. В свое время умы некоторых людей занимала теория наполеонизма, заложником которой является Раскольников. Он уверен, что «право имеющему» или «особенному человеку» дозволяется «перешагнуть» через любые препятствия, если того требует идея, направленная во благо человечества. Автор развенчивает эту безнравственную идею и демонстрирует ее утопию на примере таких двойников-персонажей, как Свидригайлов и Лужин.

Сходства

Лужин и Свидригайлов похожи происхождением и положением в обществе. Оба ценят богатство и привыкли платить за все, даже за человеческие чувства. Здесь общим является образ Дуни, с которой оба планировали брак. Однако о любви здесь речи не может и идти. Брак с Дуней нужен был и Лужину, и Свидригайлову ради корыстных целей.

Так как теории Лужина и Свидригайлова похожи – говорят о жизни ради собственного блага и удовольствия – схож и образ жизни персонажей. Оба они совершают нравственные и физические преступления. Совершают они такие поступки из-за своего эгоизма, бесчеловечности, индивидуализма и самоутверждения за счет других. Оба персонажа лишены каких-либо нравственных принципов, перейти границу дозволенного для них не проблема.

Лужин и Свидригайлов живут по собственным теориям, согласно которым они считают себя людьми особенными, которым позволено абсолютно все. Их образ жизни – это теория Раскольникова в наивысшей степени ее проявления в реальной жизни. Жизнь героев бесчеловечна, пуста и ничтожна.

Сходство персонажей также заключается в том, что Раскольников негативно относится и к Лужину, и к Свидригайлову. Он не ценит их как личностей, а также ему противны их теории. Родион не хочет признавать, что они «одного поля ягоды». Теории персонажей помогают главному герою убедиться в несостоятельности своей теории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *