какое место в мире занимает искусство

Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?

Содержание:

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

какое место в мире занимает искусство

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

Источник

Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство?

Искусство реализует ряд общественных функций.

Во-первых, это его познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании).

И все-таки познавательная и воспитательная функция не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Или посмотрите здесь (два последних абзаца):

Искусство играет огромную роль в развитии моральных качеств и культура человека. Без него люди не смогли истинно оценить красоту окружающего их мира, ценность того, что имеют.
Оно воспитывает поколения, помогает отдыхать, делает жизнь лучше и интересней.
Без искусства человечество жило бы во мраке, без какой либо красоты, без прекрасного.

Источник

Какое место в нашей жизни занимает искусство?

Опции темы
Поиск по теме

Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека? Что для вас искусство? Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще? Ваше мнение

какое место в мире занимает искусство

какое место в мире занимает искусство

какое место в мире занимает искусство

какое место в мире занимает искусство

Искусство это просто кладец знаний по истории, религии, мифологии, постижению мира в целом и осознании себя в нем.
Некогда искусство вообще было единственным способом передачи информации в мире. Конечно, оно очень субъективно, но и как любая другая вещь сделанная или сказанная человеком.

Для меня искусство в современном мире, это, прежде всего установление вкуса у человека, тренировка его восприятия мира.

У меня в книжной коллекции есть замечательная подборка альбомов великих художников, и я уже с года показываю их своей дочери, причем есть и современники, особо любимы у нее Серов, Клод Моне и Веласкес, а это уже говорит о вкусовых предпочтениях.

Мы слушаем разную музыку, от Моцарта до Арии, ходим в кукольный театр, придет время, посетим оперу, балет, музеи и т. д. Это не только ценно для человека как образовательный фактор, но и как огромный толчок к развитию личности, просто необходимо давать выбор и не навязывать свой вкус.

Источник

Какое место в мире занимает искусство

В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.

1. Действует на тело

Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.

2. Уменьшает стресс

Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.

3. Помогает понять реальность

Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.

4. Развивает эмпатию

Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.

Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.

5. Учит видеть

Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.

какое место в мире занимает искусство

6. Заставляет думать

Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.

7. Пробуждает наслаждение

Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.

Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.

Источник

Искусство как социокультурный феномен. Подходы к определению, виды, особенности и функции искусства

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

Традиционно термин «искусство» используется для обозначения любого умения, которым удовлетворяется любовь человека к красоте. В общем, искусство создаётся с целью стимулировать мысли и эмоции.

На обыденном уровне под словом «искусство» может пониматься как:

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В самом широком смысле искусство – это деятельность человека, основанная на творчестве. Например, древнегреческое понятие искусства определялось как «poiesis» – в противоположность миру природы и «physiske» как миру рукотворных вещей.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

какое место в мире занимает искусство

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

какое место в мире занимает искусство

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Таким образом, искусство никогда не копирует действительность целиком, а лишь в большей или меньшей степени следует за ней, добавляя человеческих характеристик. Хосе Ортега-и-Гассет утверждал, что «ремесло художника именно в том и состоит, чтобы, взяв крошечный кусочек реальности: какой-нибудь пейзаж, какую-нибудь фигуру, какие-либо звуки и слова – заставить их выражать весь остальной мир».

Через искусство происходит коммуникация сквозь время и пространство, воспроизведение мировоззрения различных культур и эпох. Произведения искусства могут не только не терять своей художественной ценности с годами, но и напротив, в ещё большей степени, поскольку они наполнены символами, способны приобретать новые значения. В связи с этим Михаил Бахтин писал, что художественные произведения «живут в веках, то есть, в течение значительного времени, и часто (а выдающиеся произведения – всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Искусство называют «подражанием природы», «познанием Бога», «изображением истины», «языком чувств» и др. Многие теоретики, ввиду сложности искусства, считали его сущность только познавательной, или идеалистической, или эстетической. Неудовлетворённые такими взглядами искусствоведы говорят, что искусство – это символ знания, умения видеть правду, творчества, искусства и символизма. Многие вопросы, например, гармония, находятся в тесном контакте с понятием «искусства».

Виды искусства

какое место в мире занимает искусство

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

какое место в мире занимает искусство

Термин «область искусства» не следует путать с термином «художественное направление», которое может охватывать многие области искусства. К основным областям искусства относятся:

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

какое место в мире занимает искусство

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

В XVII-XVIII веках в эпоху Просвещения был введён термин «изобразительное искусство». К нему стали относить живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу, поэзию, танцы и театр.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Искусство второй половины XX-XXI вв. в основном отказывается от закладки автором чёткого смысла. Вместо этого предлагает находить этот смысл зрителям. Участие зрителей в развитии, совершенствовании, «дотворении» произведения – характерная черта современного искусства.

Создание и восприятие современного искусства имеет весомые игровые элементы, часто ироничные художественные образы. «Высокое» и «низкое» искусство в эпоху постмодерна смешиваются. Искусство всё больше ориентируется на посредственных потребителей, оперируя общеизвестными образами, формируя поп-арт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *