какое место священного писания называется первоевангелием и почему

Какое место священного писания называется первоевангелием и почему

какое место священного писания называется первоевангелием и почему

«Первоевангелие», или первое пророчество о Мессии.

Под «семенем Жены», безусловно, имеется в виду и «великий противник», «человек беззакония и сын погибели», то есть Антихрист (2 Фес. 2:3). [12] Православный толкователь XIX века говорит по поводу этого отрывка: «Первая в мире жена первою попала в сеть диавола и легко отдалась во власть его, но она же своим раскаянием потрясает его власть над собою. Равно и во многих других женах, особенно в Лице Преблагословенной Жены Девы Марии, он встретил сильный отпор своим козням. Под Семенем Жены, враждебным семени змия, должно разуметь собственно Одно Лицо из потомков жены, именно Того из них. Который от вечности предопределен к спасению людей и во времени родился от Жены без семени мужа. Он затем и явился в мир, «да разрушит дела Диавола» (1 Ин. 3:8), т.е. царство диавола, наполненное его слугами, его семенем. Поражение духовного змия в главу Семенем Жены означает, что Христос совершенно победит диавола и отнимет у него всю силу вредить людям. До второго пришествия диаволу дается возможность вредить людям, и в их лице Самому Христу; но его уязвления легко будут исцеляемы, как уязвления в пяту, не опасные потому, что в пяте, покрытой твердою кожею, мало крови. Уязвление в пяту бессильною злобою диавола было нанесено Самому Христу, против Которого он возмутил неверных иудеев, распявших Его. Но это уязвление послужило только к вящему посрамлению диавола и исцелению человечества». [13]

Итак, отцы Церкви усматривают « Первоевангелие» – пророчество о грядущей победе над Сатаной. В этом смысле «семя жены», то есть потомок Евы, уже не просто – род человеческий, а Мессия. Знаменательно, что, согласно апостолу Павлу, Христос – в противоположность Еве – «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил 2:6); более точный перевод: «Обладая Божественной природой, Он не стремился во что бы то ни стало быть как Бог». Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха (Ос. 13:14; Откр. 5:9). [17]

[1] «Библейская энциклопедия». Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891; репринтное издание, 1990; «Священное Писание Ветхого Завета». Редактор: Епископ Александр (Милеант). Издание: Свято-Троицкая Православная Миссия.

[2] Лопухин А. «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». СПб., 1904 – 1913. Репринтное издание: Стокгольм, 1987. Том 1. Стр. 27.

[3] Мень А., протоиерей. «Словарь по библиологии в 2-х томах». М., 2002. Том 2-й. Стр. 400.

Источник

Какое место священного писания называется первоевангелием и почему

какое место священного писания называется первоевангелием и почему

«Первоевангелие», или первое пророчество о Мессии.

Под «семенем Жены», безусловно, имеется в виду и «великий противник», «человек беззакония и сын погибели», то есть Антихрист (2 Фес. 2:3). [12] Православный толкователь XIX века говорит по поводу этого отрывка: «Первая в мире жена первою попала в сеть диавола и легко отдалась во власть его, но она же своим раскаянием потрясает его власть над собою. Равно и во многих других женах, особенно в Лице Преблагословенной Жены Девы Марии, он встретил сильный отпор своим козням. Под Семенем Жены, враждебным семени змия, должно разуметь собственно Одно Лицо из потомков жены, именно Того из них. Который от вечности предопределен к спасению людей и во времени родился от Жены без семени мужа. Он затем и явился в мир, «да разрушит дела Диавола» (1 Ин. 3:8), т.е. царство диавола, наполненное его слугами, его семенем. Поражение духовного змия в главу Семенем Жены означает, что Христос совершенно победит диавола и отнимет у него всю силу вредить людям. До второго пришествия диаволу дается возможность вредить людям, и в их лице Самому Христу; но его уязвления легко будут исцеляемы, как уязвления в пяту, не опасные потому, что в пяте, покрытой твердою кожею, мало крови. Уязвление в пяту бессильною злобою диавола было нанесено Самому Христу, против Которого он возмутил неверных иудеев, распявших Его. Но это уязвление послужило только к вящему посрамлению диавола и исцелению человечества». [13]

Итак, отцы Церкви усматривают « Первоевангелие» – пророчество о грядущей победе над Сатаной. В этом смысле «семя жены», то есть потомок Евы, уже не просто – род человеческий, а Мессия. Знаменательно, что, согласно апостолу Павлу, Христос – в противоположность Еве – «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил 2:6); более точный перевод: «Обладая Божественной природой, Он не стремился во что бы то ни стало быть как Бог». Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха (Ос. 13:14; Откр. 5:9). [17]

[1] «Библейская энциклопедия». Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891; репринтное издание, 1990; «Священное Писание Ветхого Завета». Редактор: Епископ Александр (Милеант). Издание: Свято-Троицкая Православная Миссия.

[2] Лопухин А. «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». СПб., 1904 – 1913. Репринтное издание: Стокгольм, 1987. Том 1. Стр. 27.

[3] Мень А., протоиерей. «Словарь по библиологии в 2-х томах». М., 2002. Том 2-й. Стр. 400.

Источник

Первое обетование о Мессии

Бог сказал змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3, 15). В этих словах дано не только прародителям, но и их потомкам обетование о Спасителе, Который родится от Жены. Это место Священного Писания принято называть Первоевангелием.

Еще до того, как наши прародители лишились рая, Адам дал имя жене, назвав ее Евой (по-еврейски значит жизнь). Святые отцы видят в этом доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию): даже в самый момент Божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности Божественного обетования о жене (и ее Семени) как восстановительнице жизни.

Иногда можно услышать вопрос: «Почему Бог сразу не простил Адама и Еву и не восстановил прежнюю райскую жизнь?»

В духовно-нравственном мире имеются незыблемые законы. Один из них — закон правды, требующий, чтобы каждое нравственное существо за заслуги получало воздаяние, а за вину подвергалось наказанию. Человек повредил свою природу и стал пленником греха. Человечество не могло само выйти из этого гибельного плена. Бог должен был или оставить падшего человека, как существо виновное, под наказанием, или спасти его. Любовь Божия определила последнее. Но как спасти падшее человечество? Выход из этого затруднения явила Премудрость Божия: совершается великая тайна Боговоплощения. Сын Божий умирает на Кресте за грехи человечества. Искупитель наш есть Единородный Сын Божий, равный Богу Отцу. Поэтому понятно, что крестная жертва Христова не только полнейшее и совершеннейшее удовлетворение правосудия Божия за все человеческие грехи, не только равноценна ценности всех человеческих душ, но имеет бесконечно высшую цену, так как бесконечно выше человека Тот, Кто принес за человека искупительную жертву на Кресте.

Жертвоприношения, которые составляют главное содержание всех древних религий, по Божественному смотрению приготовляли в течение нескольких тысячелетий род человеческий к величайшей жертве — искупительной смерти Спасителя на Голгофе.

Источник

Протоевангелие

Смотреть что такое «Протоевангелие» в других словарях:

ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ — см.Первоевангелие … Библиологический словарь

Протоевангелие — • English: Protevangelium Первое возвещение Евангелия в Писании (Бытие 3:15), провозглашающее, что Бог пошлёт Искупителя, который победит Сатану … Словарь богословских терминов

Протоевангелие Иакова — Евангелие от Иакова, также известное как Протоевангелие Иакова апокрифическое евангелие, написанное, как предполагается, около 150 года. Евангелие Иакова, возможно, является самым ранним текстом, удостоверяющим поклонение Деве Марии, утверждая о… … Википедия

ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ ИАКОВА — название, к–рое дали *апокрифу «Евангелие Иакова» первые его издатели, поскольку считали его текстом, хронологически предшествующим *синоптическим Евангелиям. В действительности же апокриф относится ко 2 в … Библиологический словарь

ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ — раннехристианский апокриф о жизни Пресв. Богородицы и Рождестве Спасителя, относящийся к жанру Евангелий детства. Название Житие Пресв. Богородицы. Створки складня «Богоматерь Виматарисса». Нач. XIII в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Житие… … Православная энциклопедия

proto-evangelium — Протоевангелие … Вестминстерский словарь теологических терминов

БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

Введение во храм Пресвятой Богородицы — Статья о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Ворота зимы (праздник) Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 … Википедия

Саломея-повитуха — … Википедия

Введение Богородицы во храм — Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534 1538) Введение во храм Пресвятой Богородицы христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна по обету посвятить своего ребёнка… … Википедия

Источник

1. Задача исследования и два рода теорий, её решающих

Факт сходства и различия синоптиков 11 сам по себе таков, что невольно обращает на себя внимание наблюдательного читателя Евангелий и внимательному рассуждению представляется наглядно несомненным доказательством истинности Евангельских сказаний или, при известном направлении мысли, не подлинности Евангелий. Эти два возможных и действительно существующих взгляда на характер синоптиков и взаимное их отношение лежат в основании ортодоксального церковного учения с одной стороны и отрицательной исторической критики Евангельских писаний с другой.

Церковь средних веков оставалась при этом, хотя и недостаточно основанном предположении, и первые столетия реформации в существе дела не подвинулись далее в решении этого вопроса о взаимном отношении синоптиков. После, с целью решить этот вопрос, появились во множестве, особенно в 18 и 19 столетиях, между протестантскими богословами, различного рода и характера гипотезы и теории. Первоначальными и основными для последующего – до настоящего – времени для многих исследователей служили и служат теории а) устного и б) письменного Первоевангелия (Urevangelium), и, за ними, как видоизменения их, теории в) заимствований и г) предания.

Для развития гипотезы Лессинга явились теории, с одной стороны устного, а с другой – письменного Первоевангелия (Urevangelium).

Теории устного и письменного Первоевангелия, вышедшие из гипотезы Лессинга, сами, в свою очередь, являются в истории вопроса как основные и первоначальные в отношении к другим. Из гипотезы Гизелера, относящейся к устному Первоевангелию, вышла теория устного предания, а в связи с мнением Эйхгорна явилась теория заимствований. Эти две производные теории действительно уже содержались в известной мере у Гизелера и Эйхгорна, как и их собственные мнения основывались в известной мере на гипотезах Гердера и Лессинга.

Теория предания, напротив, признает, что письменному Евангелию предшествовало устное предание, впоследствии, по требованию обстоятельств, записанное евангелистами, отчасти в зависимости друг от друга. Эта теория, имея свое основание в гипотезе Гизелера, разрабатывалась впоследствии в исследованиях Баура (1860), Швеглера, и др. 24

Теории Эвальда и Гольцмана являются заключительными в предшествующей им истории критики Евангельских писаний; а потому уже можно судить об их сравнительном совершенстве и важности. Но, чтобы понять все достоинство и важность этих, последних в своей истории и замечательнейших в ученом отношении, теорий, нужно иметь в виду величайшую важность самого вопроса, который может и должен решаться и разрешиться при научных исследованиях с помощью теории только устного Первоевангелия, как сравнительно более простой и прочной; потому что теория письменного Первоевангелия уже обнаружила в историческом её развитии большие и решительные недостатки. Сравнительно более достойна внимания и критического разбора, как более совершенная, теория устного Первоевангелия, в том её виде, как она, наконец, со стороны отрицательной критики, представляется у Эвальда и Гольцмана.

В чем же состоит важность самого вопроса о первоисточниках или взаимном отношении синоптиков и, соответственно тому, важность новейших теорий?

Вопрос о взаимном отношении первых трех канонических Евангелий возбуждал и возбуждает тщательное исследование ученых с целью основательно и верно выяснить причины сходства и различия, указать их источник (устный или письменный). От такого или иного решения этого вопроса зависит авторитет Евангелий, как подлинно исторических и непосредственно апостольских писаний; а такой авторитет их есть основание всей библейской науки и христианской религии; так как каноническое Четвероевангелие есть равно основной источник и для той, и для другой. Так понимает это и Церковь; так об этом судит, со своей точки зрения, и отрицательная критика.

Развитие отрицательной критики представляет процесс смены одних гипотез и теорий другими, а это обусловливается характером и недостаточностью предшествующих в отношении к последующим. Вследствие этого и такого развития отрицательной критики, в настоящее время выработаны ею теории с более благоприятным, для правильного решения вопроса, характером, – в духе Предания и самого Св. Писания, хотя – отчасти. Это теории с характером устного Первоевангелия, именно и преимущественно теории Эвальда и Гольцмана. Их теории тоже недостаточны, но они явились как самый последний результат всего развития исторической отрицательной критики Евангелий и представляются сравнительно более совершенными, их появление обусловлено сознанием недостаточности теории письменного Первоевангелия и всех её видоизменений.

Сравнительное достоинство теорий Эвальда и Гольцмана определяет их важность, оно принадлежит им в настоящее время как последним и совершеннейшим в обширной истории главной их задачи и как теориям именно устного Первоевангелия – теории основной и единственно правильной в своем роде – по основному принципу и характеру. Теории Эвальда к Гольцмана суть частные самостоятельные формы общей для них теории устного Первоевангелия, а эта теория в разнообразных своих видоизменениях менее недостаточна, чем теория письменного Первоевангелия.

Теории устного Первоевангелия, по своим принципам и характеру несравненно лучше теорий первого рода, остаются после этих единственными, которые имеют возможность решить важный исторический вопрос о взаимном отношении первых трех канонических Евангелий. Но и этого рода теории в своих разновидностях, смотря по близости, связи и сходству их с теорией письменного Первоевангелия могут быть и, действительно, неодинаково важны, и в разной мере верны. Менее верными представляются собственно теории заимствований, как стоящие по своему характеру ближе к теории разных рецензий письменного Первоевангелия, а более верными – теории предания, как стоящие в обратном отношении к той; правильно развитые в виде научных теорий предания и отчасти заимствования, эти теории, очевидно, должны быть вернее, если они держатся только предания, как непосредственного источника наших канонических Евангелий, и менее верны, если принимают за действительный факт заимствования.

Теориями, совмещающими в себе два вида второго рода (устного Первоевангелия), т. е. теориями примирительными, имеющими в последнее время наибольшее значение и достоинство при своем собственном совершенстве, могут и должны быть признаны теория Эвальда и, как некоторое видоизменение её с целью усовершенствования, в смысле упрощения и пополнения, теория Ю. Гольцмана.

Но приближение имеет разные степени близости. В какой мере теории Эвальда и Гольцмана достигают своей цели и каков результат их исследований в отношении к строгой библейской науке, это может показать критический разбор этих теорий. А потому, имея в виду важность вопроса о первоисточниках первых трех канонических Евангелий, историческое прошедшее теорий письменного Первоевангелия, настоящее исключительное положение теорий Первоевангелия устного в трудах Эвальда и Гольцмана, – должно строго критически и подробно разобрать именно эти труды с целью определить степень их важности, правильности и удовлетворительности в решении ими своего и, вообще, весьма важного вопроса о взаимном отношении Евангелий от Матфея, Марка и Луки. Для достижения этой цели должно следовать методу и руководствоваться принципами по преимуществу самих же авторов – Эвальда и Гольцмана, стоя по преимуществу на одной с ними почве, – на теоретических, филологических и исторических основаниях, – с сознанием, что так лучше выяснится дело: откроются существенные недостатки, истинно принадлежащие рассматриваемым теориям, сами собой окажутся требования и определятся указания известных улучшений; а надлежащие и действительные улучшения теорий, единственно пригодных в своем роде и виде для решения данного вопроса, дадут надлежащий научный результат, – прочный ответ на столь важный вопрос, – что составляет конечную цель настоящего исследования.

Синоптические таблицы находятся у К. Тишендорфа: Synopsis evangelica. Lips. 1854; у И. Бунзена: Bibelurkunden, – d. B. N. T. Leips. 1866; и специально – у Севина: d. Drei erst. Εv. Wiesbaden. 1866. Примеч. Слово Synopsis употребляется и в другом значении. Таковы: Synopsis Londinensis criticorum aliorumque scripturae sacrae. M. Poli. 1712. Synopsis, как резюме содержания: Sicula I. Ph. D’orville. Amst. 1764, p. 1. «Синопсис» или сокращенная история, собранная от разных авторов. 1714; у П. Пекарского: Наука и литература в России при П. Вел.; т. 2, стр. 333. СПб. 1862. «Синопсис» или краткое описание о начале слав. народа. И. Гизеля. 1674.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *