какое место бог аллах занимает в философских построениях абая
E) Освободиться от страданий нельзя.
B) С удивления.
“Вопрос об отношении мышления к бытию…” есть основной вопрос философии. Так считал…:
E) Энгельс.
У И. Канта есть 4 вопроса, являющихся предметом подлинной философии. Какой из указанных — лишний: C) Где начала мира.
Что исторически не предшествует философии: B) Социология.
Философия возникла: E) Практически одновременно в Древних Индии, Китае и Греции.
Специфика философии: B) В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.
Традиция приписывает введение термина “философия”: D) Пифагору.
Какие исторические типы мировоззрения можно выделить:
A) Мифология, религия, философия.
Какое определение философии абсолютно неверно:
В чем суть человеческой жизни согласно Будде:
A) Страдание.
Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятии: A) Карма.
Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение в буддизме:
A) Нирвана.
Среди «благородных истин» Будды нет следующей:
E) Освободиться от страданий нельзя.
. В чем суть этико-политических взглядов Конфуция:
A) В теории управления с помощью гуманности.
Что означает «исправление имен» в философии Конфуция:
B) Исправление действительности в соответствии с подлинным смыслом.
Не относится к фундаментальным в философии Конфуция понятие:
B) Любознательность.
. Ведущее понятие в философии Лао цзы: D) Дао.
“Познай самого себя”, — таково философское кредо: C) Сократа.
“Греческим богам пришел конец с тех пор, как Фалес посмотрел на …”, — писал Герцен: B) Воду.
Высказывание: «Наука станет непосредственной производительной силой общества» принадлежит: B) К. Марксу.
Гераклит Эфесский, Зенон Элейский… Что роднит их философские взгляды: A) Стихийная диалектика.
Платон создал философскую школу под названием: C) Академия.
“Верую, ибо абсурдно”, — такое философское кредо высказывал в свое время: C) Тертуллиан.
Что не относится к характерным чертам философии средневековой Европы: B) Антропоцентризм.
. Фома Аквинский, споря с Сигером из Брабанта, фактически спорил с:
C) Аверроэсом.
Что относится к характерным чертам философии средневековой Европы:
A) Теоцентризм.
Одна из основных философских книг Фомы Аквинского:
A) Сумма теологии.
. Одно из первых философских течений в средневековой арабской мысли:
A) Мутазилиты.
Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется: B) Перипатетизм.
Аль-Фараби был удостоен высокого звания:
A) Второго учителя, вслед за Аристотелем.
Характернейшей чертой философии Ренессанса является:
C) Антропоцентризм.
Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:B) Томаса Мора. Представитель натурфилософии Возрождения, кардинал католической церкви: A) Николай Кузанский.
Начало философии политики в эпоху Ренессанса положил:
B) Макиавелли.
Культ гуманизма и человеческой индивидуальности — особенная черта философии: C) Ренессанса. “История есть ныне совершающаяся политика”, — утверждал:
B) Макиавелли.
“Мыслю — следовательно существую”, таково философское кредо:
B) Декарта.
Позиция Декарта по проблеме субстанции: E) Дуализм.
Учение об «идолах познания» принадлежит:C) Бэкону.
Продолжая традиции науковедения, Фр. Бэкон написал книгу:
B) Новый Органон.
Образ человека как “мыслящего тростника” создает в своих философских сочинениях: A) Паскаль.
“Знание — сила”, — утверждал :A) Фр. Бэкон.
Идея бесконечного множества миров и безграничности вселенной принадлежит: C) Дж. Бруно.
Кто первый говорит о свободе как познанной необходимости:
A) Спиноза.
Понятие «философия истории» было использовано впервые:
B) У Вольтера.
Впервые идеи географического детерминизма выразил:
B) Монтескье.
Шеллинг одним из первых разработал понятие: E) Отчуждение.
С именем Л. Фейербаха можно связывать:
B) Конец немецкой классической философии.
Родоначальником экзистенциализма по праву считают написавшего книгу “Или — или”:
B) С. Кьеркегора.
Философию классики казахского Просвещения характеризует, как одна из главнейших черт: D) Гуманизм.
Центральная проблема философии Абая: B) Человек.
Какое место Бог-Аллах занимает в философских построениях Абая:
A) Основа нравственности, порядка. Творец.
Как характеризует Абай современное ему состояние казахского общества:
E) Критически, как требующее преобразований.
Основной философский труд Шакарима — “Три …”: D) Истины.
Гегель — выдающийся философ периода немецкой классики, чьи взгляды принципиально отличаются: A) Диалектичностью.
В ХХ в. проблему человека в принципиально по-новому осмысливали представители философии:
D) Экзистенциализма.
В ХХ веке проблему методов научного познания в принципиально новом контексте осмысливали представители философии:B) Неопозитивизма.
В числе первых фундаментальных понятий философской онтологии должно быть указано, в числе следующих, понятие: B) Бытие.
Кто в античности первый вводит в философию понятие бытие:
D) Парменид.
На основании чего существует деление философских концепций на идеализм и материализм:
A) Первичность бытия или сознания.
В чьем понимании » бытие есть первое и чистое полагание абсолютной идеи»: A) Гегель.
Понятие бытия в философии означает: B) Существование вообще.
Мир есть соединение идеи и вещи, формы и материи, согласно:
D) Учению Аристотеля.
В чем суть категории Dasein в философии Хайдеггера:
D) Тут-бытие, здесь-бытие, присутствие.
В каком понятии отражается процесс взаимодействия природы и общества, подчеркивается роль науки и разума человека:E) Ноосфера.
66. Основные проблемы онтологии Хайдеггер рассмотрел в книге: B) Бытие и время.
Чтобы лучше познать мир, по Хайдеггеру, нужно:
A) Вопрошать бытие.
Кто из этих мыслителей для объяснения сущности и значения познания приводил миф о пещере:
A) Платон.
В чем коренное отличие диалектики Маркса от Гегеля:
A) В ее материалистичности.
Укажите последний элемент триады Гегеля: D) Синтез.
Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется: C) Агностицизм.
Какая форма знания, предположительно объясняющая действительность, требует дальнейшего обоснования и проверки: A) Гипотеза.
Выделите основную категорию гносеологии: C) Истина.
Укажите три основные формы чувственной ступени познания:
C) Ощущения, восприятие, представление.
Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период): D) Научная картина мира.
D) Научная революция.
Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос:
A) Конкуренции научно-исследовательских программ.
Что в первую очередь отличает религию как форму духовной жизни людей:
A) Вера в сверхъестественное.
Самое яркое сочинение Иммануила Канта о морали называется “Критика…”: B) Практического разума.
Дилемма “материальное — идеальное” применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий: B) Общественное бытие — общественное сознание.
Всякая форма общественного сознания, так или иначе, имеет в своей структуре: C) Обыденно-практическое и научно-теоретическое сознание.
“Религия есть … сердце бессердечного мира…”, — так буквально судил о ней: D) Маркс.
Уровни научного познания: D) Эмпирический и теоретический.
Дилемма “наук о природе” и “наук о духе” появляется в философии:
C) Неокантианства.
Принцип «эпистемологического анархизма» в науке предложил:
C) П. Фейерабенд.
Понятия “симулякр”, “ризома” из теоретического словаря:
D) Постмодернистов.
Одно из ключевых понятий М. Фуко в книге “Слова и вещи” для обозначения знания: D) Эпистема.
Впервые различение морали и нравственности представлено в философии: D) Гегеля.
Причинность — не более чем наша привычка видеть одно, следующее за другим, — полагал: E) Юм.
“Априори”, “апостериори”, “антиномия” – это термины из философского словаря: A) Канта.
К рациональному познанию относятся следующие формы:
B) Понятие, суждение, умозаключение.
Теория познания иначе называется: D) Гносеология.
Фундаментальный критерий истинности познания: E) Практика.
Кто лишний в списке гносеологов Нового времени: D) Оккам.
Философия, исследующая знание в его функции полезности:
A) Прагматизм.
Какое направление в философии науки не существовало:
E) Метапозитивизм.
Формы бытия материи: C) Пространство и время.
В теории марксизма движение — это: A) Способ бытия объективной реальности.
С точки зрения материалистической гносеологии, отражение — это:
A) Неотъемлемое свойство, атрибут материи.
Сколько форм движения материи рассматривает Энгельс: D) Шесть.
Укажите отличительную особенность мифологии:
D) Нерасчлененность, слитность, цельность миропонимания.
Одним из наиболее ярких примеров последовательного исследования проблем философии истории в истории казахской общественной мысли является творчество:
E) Мыржакыпа Дулатова.
В контексте классического марксистского философствования предмет социальной философии — это наиболее … общества, общественных структур и отношений:
C) Общие законы развития.
“Философия истории” — термин, введенные в оборот в философии: A) Вольтера.
Одно из популярных, часто повторяемых определений общества звучит так: Общество есть относительно самостоятельная, обособившаяся часть …:
A) Природной среды (бытия природы).
Впервые понятие и общее представление о предметной области социологии ввел в научный и философский оборот: E) Конт.
“Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах ”, — так рассудил …: C) Руссо.
Один из наиболее примечательных философских трудов, созданных в духе традиций и идей Просвещения, под названием “К вечному миру” был написан…:
C) Кантом.
Обуздание человеческого эгоизма, влекущего за собой “войну всех против всех” является причиной, обусловливающей необходимость государства и права. Такова идея …: D) Гоббса.
Децентрация” (отсутствие, разрушение “центров”, централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии:
E) Постмодернизма.
Какая из перечисленных пар диалектических категорий в большей мере соответствует проблеме анализа многообразия целостного исторического развития общества:
D) Единичное и общее.
Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории: A) Этногенеза Л.Н. Гумилева.
Если кратко рассматривать содержание теории Л.Н. Гумилева, то “этнос” — это, в принципе, не что иное, как …: E) “Народ в ландшафте”.
Понятие “осевого времени” — фундаментальная категория философии истории:
A) Ясперса.
В числе родоначальников теории развития локальных цивилизаций по праву называют:
A) Н. Я. Данилевского.
“Науки о культуре” (“науки о духе”) — термин в философии истории:
D) Неокантианства.
Франкфуртская школа социологии, в частности, такой ее представитель, как Т. Адорно, разработала и применила в области социальной философии теорию:
B) Негативной диалектики.
“Азиатский способ производства” — понятие, отражающее у Маркса в его теории исторического процесса:
C) Особую общественную формацию.
В основе понимания логики и законов общественного бытия у К. Маркса лежит понятие:
B) Способа производства материальных благ.
Впервые в XX веке вопрос о “пределах роста” цивилизации предельно остро поставлен:
D) Представителями Римского клуба.
Наиболее излюбленный термин казахстанских ученых, исследующих проблемы становления и специфики развития нашей страны в последние годы: E) Трансформация и модернизация.
Одно из важнейших сочинений Поппера — “Открытое общество и его …”: A) Враги.
Человек, по Марксу, — это ансамбль …: D) Общественных отношений.
“Прекрасное – это жизнь”, — так считал представитель западничества:
E) Чернышевский.
Предметом философии политики прежде всего можно с полным основанием считать:
A) Природу и закономерности политической жизни, политического сознания.
Идея конца культур была провозглашена в XX веке: B) Шпенглером.
Человек — существо играющее. Такова идея …: D) Хейзинги.
К числу фундаментальных понятий философии Карла Густава Юнга принадлежит понятие …:
A) Архетип коллективного бессознательного.
Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:
C) Пассионарность.
М. Веберу принадлежит несомненная заслуга подробного анализа:
D) Роли этического начала в развитии капитализма.
Факторы, позволившие человечеству выделиться из природной среды:
C) Трудовая деятельность и общение.
Проблему человека в философии XX века по-новому поставил:
A) Экзистенциализм.
Фундаментальная работа М. Хайдеггера о человеческом бытии называется: B) Бытие и время.
“Одномерный человек” — книга, написанная: A) Г. Маркузе.
Можно сказать, что личность — это совокупность:
D) Социальных ролей.
В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал: C) А. Печчеи.
Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является: E) О. Тоффлер.
Философский взгляд на человека, представленный Л. Фейербахом, называется:
C) Антропологическим материализмом.
“Адам бол!” — принцип, впервые провозглашенный: A) Абаем.
“Категорический императив” — формулировка И. Кантом:
D) Высшего нравственного требования.
Об аполлоническом и дионисийском началах в человеке и культуре заговорил впервые: D) Ницше.
Что, вместе с волей к жизни, согласно Ницше, движет человеком:
B) “Воля к власти”.
Фундаментальный труд Энгельса по проблеме становления человечества и цивилизации:
B) “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.
Отрасль философского знания, занимающаяся проблемами ценностей, называется: A) Аксиологией.
Учение экзистенциалистов о проблеме человеческого выбора в условиях предельного напряжения названо:
B) Учением и пограничной ситуации.
“Сизифа надо представлять себе счастливым”, — столь неожиданно высказался: C) Камю.
“Cogito ergo sum”, — известнейший афоризм: C) Декарта.
“Человек есть мера всех вещей…”, — так начинается утверждение:
B) Протагора.
“Человек есть политическое животное”, — утверждал:
C) Аристотель.
Один из ключевых терминов феноменологии Э. Гуссерля:
D) Интенциональность.
Трудовая теория происхождения человека получила распространение в:
B) XIX веке.
Автор лозунга «назад к природе»: C) Руссо.
Фактор, не относящийся к идее антропосоциогенеза:
D) Инстинкт.
Отличает человека от животного и возводит психику на уровень сознательной психики:
B) Самосознание.
Определение человека как символического животного принадлежит: C) Э. Кассиреру.
Образ человека у античных мыслителей:
D) Космоцентричен.
Образ человека у средневековых мыслителей:
B) Теоцентричен.
E) Экзистенциализма.
Автор афоризма «Бог умер»: A) Ф. Ницше.
Диалектико-материалистическая концепция сознания принадлежит: D) Марксу.
В марксизме общественное сознание воспроизводится:
A) Социальной системой.
Выделяемый в марксизме уровень общественного сознания:
A) Общественная психология.
Вопрос об отношении человека к миру – основной вопрос:
E) Мировоззрения.
Индивидуальное сознание человека не включает в себя:
C) Материю.
Античный философ, считавший душу человека состоящей из огня:
B) Гераклит.
Античный философ, считавший, что душа человека состоит из атомов: C) Демокрит.
Античный философ, считавший душу человека антиподом тела:
D) Сократ.
Античный философ, считавший душу человека единожды сотворенной Богом, бессмертной, вечной, способной переселяться из тела в тело: D) Платон.
Античный философ, считавший человека политическим животным:
C) Аристотель.
170. В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:
A) Ансельм Кентерберийский.
Неявное осознание людьми общественного бытия без специальной познавательной деятельности:
A) Обыденное сознание.
По Марксу социальная система стабильно функционирует лишь при постоянном воспроизведении соответствующего ей: C) Общественного сознания.
Основатель казахского просвещения, исследователь духовного мира казахов: D) Ч. Валиханов.
Ложь в научно-философском смысле:
B) Преднамеренное искажение истины.
Автор историософского произведения «О граде божьем»:
C) Аврелий Августин.
Один из основателей теории исторического прогресса Нового времени: A) Кондорсе.
Подлинный субъект истории у Гегеля: B) Мировой дух.
Понятие осевого времени в философии истории ввел:
C) К. Ясперс.
Концепция исторического процесса как ответа народа на вызовы мира принадлежит: D) А. Тойнби.
Основоположник социологии как науки об изучении общества: A) О. Конт.
Основоположник диалектико-материалистической концепции общества: C) К. Маркс.
Автор концепции «открытого общества»: E) К. Поппер.
Выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед новыми технологиями:
E) Антитехницизм.
Американский социолог, один из основоположников теории постиндустриального общества:
E) Д. Белл.
Автор концепции «конца истории»: B) Ф. Фукуяма.
Впервые термин «общественно-экономическая формация» употребил: A) К. Маркс.
Не входит в число пяти общественно-экономических формаций: D) Монархия.
Автор терминов «массовое сознание» и «восстание масс»:
B) Х. Ортега-и-Гассет.
Выдающийся гуманист ХХ в. с позиций гуманизма сформулировал тезис о благоговении перед жизнью: E) А. Швейцер.
Организованные формы человеческой деятельности, воплощенные в учреждениях:
C) Социальные институты.
Божественное предопределение устройства общества – суть модели социума: D) Религиозной.
Маркс считал основой системного строения общества:
A) Материальное производство.
Главный субъект, движущая сила исторического процесса в марксизме: B) Народ.
Классовая структура общества и феномен класса как главного двигателя истории были предложены философией: E) Марксизма.
Основной признак в марксистском определении нации:
B) Общность экономической жизни.
Концепцию пассионарного происхождения этноса выдвинул:
A) Л.Н. Гумилев.
Впервые прямую связь климата и почвы с политическим устройством общества провел в Новое время: C) Монтескье.
Механизмы самоорганизации, т.е. самопроизвольного возникновения, устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур, в т.ч. общества – предмет: B) Синергетики.
В число социальных институтов не входит: C) Дружеская компания.
Философ и социолог, связавший происхождение капитализма с протестантской этикой: A) М. Вебер.
Модель Вселенной, олицетворение единства реальности, симбиоз духовных и материальных традиций в казахской культуре:B) Юрта.
Время в традиционной казахской культуре: B) Циклическое.
Кризис традиционной культуры казахов Шортанбай, Дулат, Мурат назвали: A) Зарзаман.
Автор морфологической теории культуры, считавший цивилизацию гибелью культуры:
E) О. Шпенглер.
Создатель игровой концепции культурогенеза: C) Й. Хейзинга.
Создатель орудийно-трудовой концепции культурогенеза:A) К. Маркс.
Создатель символической концепции культурогенеза: D) Э.Кассирер.
Создатель психоаналитической концепции культурогенеза: B) З. Фрейд.
Создатель теории культурно-исторических типов: B) В.С. Соловьев.
Автор «Заката Европы»:A) О. Шпенглер.
Философ, открывший метод деконструкции западной метафизики:
E) Ж. Деррида.
Священные тексты культуры Древней Индии: B) Веды.
Эпическая поэма Махабхарата появилась в культуре:
D) Древней Индии.
Автор трактата «Лунь юй» (Суждения и беседы) в культуре Древнего Китая: C) Кунцзы.
К основаниям средневековой культуры и философии не относят:
B) Антропоцентризм.
Родоначальник философии в арабо-мусульманской культуре:
A) Аль-Кинди.
Часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, проблемы человеческой природы и человеческого бытия: A) Философская антропология.
Представители философской антропологии как особого философского направления ХХ века:
A) М. Шелер, А. Гелен.
Религиозное учение о конечной судьбе мира и человека: B) Эсхатология.
Древнекитайский философ, создатель концепции идеального человека: B) Конфуций.
В древнеиндийской философии создатель учения «четырех истин» и «восьмеричного пути»:
D) Будда.
Древнегреческий философ, считавший человеческое бытие настолько трагичным, что его прозвали «Плачущим»: A) Гераклит.
В древнегреческой философии поворот к антропологической проблематике связан с: C) Сократом.
Древнегреческий философ, впервые определивший человека как существо общественное, государственное, политическое: E) Аристотель.
Средневековая христианская философия основывалась на бытийном отношении: C) Бог – человек.
Не принадлежит к числу тюркских философов мусульманской культуры:
D) Аль- Газали.
Философ Нового времени, уподобивший человеческую душу чистой доске:D) Д. Локк.
Автор концепции существования в человеке двух начал – аполлоновского и дионисийского, идеи сверхчеловека и воли к власти: C) Ф. Ницше.
Философский вопрос, отсутствующий у И. Канта:
B) Что есть истина.
Философ-экзистенциалист, открывший проблему абсурдности бытия и бунтующего человека:
B) А. Камю.
Антропологический принцип является стержнем всей философии:
B) Фейербаха.
Автор эссе «Миф о Сизифе»:C) А. Камю.
Автор произведение «Экзистенциализм – это гуманизм»:D) Ж.П. Сартр.
Человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода: B) Индивид.
В природных и психических качествах человека (память, темперамент, характер) проявляет себя:
E) Индивидуальность.
К природным свойствам человека не относится: E) Духовная культура.
Сущность личности опирается на: B) Социальные качества.
Открыл в человеке бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение – либидо: D) Фрейд.
К физическим данным индивида не относится: C) Темперамент.
К природным изменениям, влияющим на человека, не относится:B) Солнечная активность. Утверждение о природном превосходстве одной расы над другой: A) Расизм.
Индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей: C) Личность.
В процессе социализации формирование конкретной личности: C) Онтогенез.
В процессе социализации формирование родовых свойств и качеств человека: A) Филогенез.
Не влияет на формирование личности: D) Сексуальное влечение.
Автор высказывания «Познай самого себя»: C) Сократ.
Создатель концепции «благородного мужа» в философии Древнего Китая: B) Конфуций.
В античности впервые обосновал принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание»:D) Сократ.
В античности на позиции антропологического дуализма души и тела стоит: C) Платон.
В античности социальность и разумность как основные отличительные характеристики человека выделил:D) Аристотель.
В средние века впервые поставил проблему развития человеческой личности: A) Аврелий Августин.
Автор тезиса «Мыслю, следовательно, существую»: B) Декарт.
В новое время автор произведения «Человек-машина»: C) Ламетри.
Представитель немецкой классической философии, считавший исходным принципом поведения человека категорический императив: A) Кант.
У И. Канта формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна, поэтому не должна рассматриваться как средство:
B) Категорический императив.
Представитель немецкой классической философии, считавший, что личность, в отличии от индивида, начинается с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного»:
D) Гегель.
Специфику человека в трудовой деятельности видел: C) Маркс.
Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»: A) Протагор.
В античности философия, предложившая идеал человека мужественного и неподвластного обстоятельствам, который саму безнадежность превращает в торжество над обстоятельствами:
B) Стоицизм.
Автор «Слов назидания»: C) А. Кунанбаев.
Выдающийся философ ХХ века, полагавший, что язык есть последнее основание, прибежище подлинного человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения:
A) М. Хайдеггер.
М. Хайдеггер полагал, что последнее основание, прибежище человеческого бытия и единственное универсальное средство его постижения: D) Язык.
Раздел философии, изучающий отношения, структуры и связи общества:
D) Социальная философия.
Выдающийся представитель элейской философии, автор апорий: A) Зенон.
Впервые сместили философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества: C) Софисты.
В античности впервые увидел сущность человека в душе, понимаемую как разумную мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение: C) Сократ.
Выдающийся римский оратор и политик, соединивший греческую и римскую культуры, латинский гений, распространивший греческую мысль по всему миру: C) Цицерон.
Выдающийся средневековый мусульманский философ, автор трактата «Взгляды жителей добродетельного города»: B) Аль-Фараби.
Средневековый мусульманский философ, известный на Западе как Авиценна: C) Ибн Сина.
Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), в котором разработан идеальный портрет правителя: C) Ж. Баласагуни.
Понимание человека как субъекта, который с помощью научного знания устанавливает господство над объектами универсума относится к: D) Новому времени.
Представитель немецкой классической философии, исходя из наличия моральной нормы «ты должен», создает концепцию автономии морали: A) Кант.
К общественным формам сознания не относится: B) Психика.
Процесс освобождения общества от церковного влияния: C) Секуляризация.
К выдающимся ученым Возрождения не относится: B) Декарт.
Выдающаяся личность, ставшая главным героем одноименного произведения Ф. Ницше:
C) Заратустра.
Общественно-экономическая формация в теории Маркса, в которой будет отсутствовать эксплуатация человека человеком: B) Коммунизм.
Основатель социологии как науки, изучающей общество: A) О. Конт.
Великий русский философ, основатель философии всеединства: C) Вл. Соловьев.
Саморазвитие общества, противоположное прогрессу: A) Регресс.
Оправдание Бога за существование зла в мире и обществе: C) Теодицея.
Философ, который ввел понятия «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука»:
C) Т. Кун.
Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестесвенными свойствами: B) Фетишизм.
Отождествление Бога и мира: C) Пантеизм.
Отрицание действенного присутствия Бога в мире после сотворения мира: A) Деизм.
Не относится к фундаментальным свойствам человеческого существа:B) Совесть.
Социальный пол, т.е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью: C) Гендер.
Великий греческий философ, основатель Академии: A) Платон.
Великий философ Нового времени, ввел термин «монада» как духовная единица бытия:
E) Г.В. Лейбниц.
Автор «Левиафана», провозгласивший государство и гражданское общество высшими ценностями человеческого общежития: D) Т. Гоббс.
Представитель немецкой классической философии, известный своим лозунгом «человек человеку Бог»: E) Фейербах.
В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям: B) Соборность.
Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский – представители: C) Космизма.
Русский философ, основатель славянофильства, разработавший понятие соборности:
A) А.С. Хомяков.
В античной философии разработал понятие бытия как главную проблему философии: D) Парменид.
Автор «Государства»: A) Платон.
Философское учение о природе ценностей, их связи между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности: B) Аксиология.
Эстетическая категория, характеризующая прекрасное, отличающееся необычайной значительностью и могуществом и поэтому возбуждающее чувство радостного изумления, восхищения и воодушевления:D) Возвышенное.
В чем заключается сущность духовного производства:
A) Духовное производство выражает общественную сущность духовной деятельности в конкретно-исторических условиях.
Каково марксистское понимание сущности человека:
A) Социально-трудовое.
Выберите суждение, характеризующее мировоззрение:
Предметом познания, по мнению Кузанского, является:
D) Пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.
В Древней Индии философская школа, разрабатывавшая практику совершенствования человека:
E) Йога.
По мнению какого философа, целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа». A) Конфуция.
Что означает понятие «апатия» в философии стоиков:
C) Бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни.
Фр. Бэкон установил, что вред познанию приносят четыре рода «…разума»: D) Идолов.
Существенный признак объективной истины:
A) Соответствие действительности, подтвержденное практикой.
К какому философскому направлению принадлежит учение А.Бергсона:
B) Интуитивизм.
Какой тип философствования сложился в Древней Греции:
A) Сыновья почтительность и отеческая забота.
Крупнейшим представителем средневековой схоластики считается:
D) Фома Аквинский.
Представитель суфийской философии в Казахстане:
C) Ходжа Ахмет Яссави.
В неопозитивизме центральное место занимает проблема:
C) Логика и язык науки.
По мнению какого философа – абсурд сущность человеческой жизни:
B) Камю.
Первооснова у Гераклита: A) Огонь.
Неверный тезис об особенностях научного познания:
A) Между методами обыденного и научного познания не существует принципиального различия.
«Я и ОНО» написал: C) З. Фрейд.
Какие функции в научном познании выполняет теория:
B) Теоцентризм.
Что являл ось центральной проблемой в философии Н.Кузанского:
D) Ученое незнание.
Учение о «пограничных ситуациях» относится к:
A) Экзистенциализму.
Автором идеи о решающей роли труда в происхождении человека является: E) Ф.Энгельс.
Философия, оказавшая большое влияние на западников в России XIX веке: C) Немецкая классическая.
Кто из философов был сожжен инквизиторами: D) Дж. Бруно.
Наука, которую Шакарнм Кудайбердиев предлагал включить в систему образования: B) Наука о совести.
Анализ языка науки ставится в центр исследований какого философского направления ХХ века.