какое мероприятие проводится в селе лопьял для художников
Поездка на Родину Виктора Васнецова в село Лопьял Уржумского района
Всем привет! Вот и настали выходные. Появилось свободное время и можно куда-нибудь съездить. Что-нибудь пофотографировать и пособирать информацию для новой статьи. На этот раз решил побывать на Родине великого русского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова.
В основном, раньше приходилось проезжать мимо этого старинного села. К примеру, по направлению к Унуру. Но один раз, по весне, мы с товарищами проезжали через тихие лопьяльские улочки, покрытые глубокими лужами с талой водой. Но на сей раз я поездку решил посвятить полностью этому селу. В этом тексте будет бездорожье, встреча с самой старейшей жительницей населённого пункта, а также прикосновение к кресту, когда-то возвышающемуся над окрестностями. Поехали!
В субботний день погода, честно говоря, подкачала. С самого раннего утра шёл сильный мокрый снег и на земле уже успел накопиться изрядный слой. Поэтому выбор транспортного средства для преодоления пути был сделан в пользу старой доброй Нивы, которая ещё ни разу меня не подводила. Даже когда на ней вышло из строя контактное зажигание, этот автомобиль вывез нас из леса и встал только в Нововятске, где уже меня на буксир взял мой товарищ. К тому же в Уржуме дороги разбиты настолько, что среднестатистическая легковая машина или в простонародье «пузотёрка» на ходу своими порогами и днищем цепляет края ям и куски вывороченного асфальта. Интересно, как можно было довести до такого состояние городские улицы.
Районный центр, город Уржум. Это ещё не самая жесть
Выехав из города и увязавшись за другой Нивой, удалось без приключений добраться до точки назначения. Из-за снегопада видимость была не очень, а небо сливалось с белоснежными полями. Обычно, на подъезде к селу, уже было видно высокую колокольню церкви. Но в таких условиях приходилось её буквально искать. Так как в качестве ориентира я взял именно её − Троицкую церковь.
Пора углубиться в историю. Считается, что это поселение основано в 1509 году. В то далёкое время страной правил Государь всея Руси Василий III Иванович. Именно его сын Иван вошёл в историю под прозвищем Грозный. Прошло два с небольшим столетия и по указу Казанской конторы новокрещенских дел, в 1740 году Лопьял получил статус села. Также в старину это место называлось Богоявленским. Первая деревянная церковь была выстроена уже в 1741 году. А уже каменный храм Троицы Живоначальной, дошедший до наших дней, согласно Энциклопедии земли Вятской, возводилась в промежутке с 1811 по 1831 год.
Известия ИАК” № 48, 1913 год
По традиции, приведу выдержку из «Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)»
Каменная, построена въ 1829 г., теплый храмъ перестроенъ въ 1838 г. Въ ней три престола: въ холодномъ храмѣ во имя Св. Троицы, въ тепломъ въ честь Богоявленія Господня и во имя Св. Пророка Исаіи. Къ ней приписана Николаевская церковь въ селѣ Ашлани, въ 4 в. отъ села Лопьяла, зданіемъ деревянная, построенная въ 1863 г.
При церкви состоятъ два священника, діаконъ и три причетника. Двое изъ причетниковъ проживаютъ въ наемныхъ квартирахъ, у прочихъ свои дома. Земли при церкви нѣтъ.
Прихожанъ при Лопьяльской церкви, въ 30 селеніяхъ, отъ 1 до 10 в. отъ церкви, 2302 м. п. и 2706 ж. и при Ашланской церкви, въ 6 селеніяхъ, 367 м. п. и 423 ж.; въ томъ числѣ Черемисъ въ Лопьяльскомъ приходѣ 759 м. п. и 855 ж. Раскольниковъ-110 м. п. и 129 ж.
Село Лопьялъ отъ г. Вятки въ 210 в. Ближайшія села: Пустополье въ 10 в. и Биляморъ въ 12 в.
А летом 1844 года, окончив Вятскую семинарию, в село Лопьял на службу прибыл священник Михаил Васильевич Васнецов − отец знаменитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Именно здесь, в 20 километрах от уездного городка, и родился Виктор Михайлович.
И так, проехав перекрёсток Уржум-Лопьял-Унур и преодолев знак с названием села, я попал на просторные улицы старинного населённого пункта. Свернув с одной дороги на другую, в дымке снега вижу очертания старой колокольни. Поворачиваю у ней и выезжаю в центр. Тут находится магазин, где мужик из газели разгружал товар. Храм с признаками работ по его восстановлению и люди. Несмотря на погоду, местные жители были на улице. Кто-то чистил снег, а кто-то с покупками возвращался домой. Первым делом мне хотелось осмотреть храм.
Около него стоят и разговаривают две женщины. Подойдя к ним и рассказав немного о себе, а также о цели визита сюда, позадавал вопросы. К моему удивлению и радости, женщина рассказала, что работает в этом храме и любезно согласилась мне его показать. Я и не думал, что Троицкая церковь возрождается. На всех фотографиях, что приходилось видеть ранее в сети, здание выглядело заброшенным. Однако же неравнодушные местные жители, как мне рассказала собеседница, начали работы в 2006 году.
Зайдя в двери, мы попали в тёплый храм. Тут стоит печка и на самом деле темло. Здесь же есть стол, где продаются свечки и церковная литература. Как-никак, средства на восстановление памятника истории откуда-то надо брать. Несмотря на высокий потолки, здесь очень уютно.
Также уютно и в трапезной, где тоже стоит печка и добротный стол.
В холодном храме во всю ведутся ремонтные работы. Однако несмотря на это, и здесь царит порядок. Мусора нет, всё прибрано. Сверху своды с остатками старинных росписей. Вряд ли теперь узнаешь, чья рука наносила изображения святых на белоснежную штукатурку. За следующей дверью мне показали ещё одну часть храма. Тут также ведутся работы, но от времени эта часть пострадала больше.
Взгляд привлёк предмет, который мне никогда не приходилось видеть в непосредственной близости − крест храма, когда-то в старину венчавший купол колокольни. Мне очень захотелось прикоснуться к потемневшему от коррозии большому металлическому кресту. А ведь он помнит, как тут жили в старину, помнит каждую грозу и помнит Васнецовых. Именно он возвышался над селом и всей округой. Его было видно почти из всех окрестных деревень. Очень интересная историческая ценность! Удивительно, что он дошёл до наших дней в целости и сохранности.
В помещении за алтарём выстроен какой-то фундамент. Служительница церкви, увидев мой интерес к этому объекту, поведала, что в советское время тут располагались слесарные мастерские.
По этой информации я предположил, что сие кирпичное изделие служило фундаментом для станка. Интересно, каково было работать в здании храма?
К сожалению, уцелевших росписей сохранилось мало.
Также мне рассказали, что тут недалеко живёт старейшая местная жительница. Зовут её Капитолина Никаноровна и ей 93 года. Также меня уверили, что она находится в добром здравии, ясном уме, многое помнит и может рассказать. Что ж, идём в гости!
Прощаюсь с работницей церкви, благодарю её за экскурсию и рассказ, выхожу на улицу. Снег продолжает валить. Ищу нужный дом, стучусь. Снова рассказываю, кто я и зачем пришел, и меня впускают. Но Капитолина Никаноровна, сославшись на давление, отказалась от беседы. Как никак, возраст… Дай Бог каждому дожить до такого возраста! Всё же, буквально обменявшись несколькими фразами, я благодарю долгожительницу, желаю ей крепкого здоровья, прощаюсь и выхожу на улицу.
Пора посмотреть место, где стоял дом Васнецовых. От местного населения я узнал, что в липах, за храмом, и жил Михаил Васильевич. Проехав по заснеженной дороге, осмотрел этот заросший пустырь, сделал несколько снимков. Также сфотографировал церковь с другого ракурса. Напротив стоит какое-то здание также дореволюционной постройки, переделанное в гараж. Пора бы посмотреть здания советского периода.
Приблизительно здесь и стоял дом Васнецовых
Чуть в стороне от исторического центра скромно расположился сельский дом культуры. Выкрашенное в белый цвет с двумя колоннами здание на протяжении многих лет служит культурно-просветительским центром. А поодаль стоит большая школа и здание детского сада. Последний, вроде как, уже закрыт.
Пока фотографировал ДК с красной звездой, сзади приближался трактор и уже сигналил. Бегом по мокрой снежной каше мчусь к машине и с пробуксовкой стартую в сторону и поворачиваю налево. Ещё два интересных объекта. Первый − разрушающийся каменный дом, которому более ста лет.
А второй − местный историко-краеведческий музей имени В. М. Васнецова. На вид, он также размещён в старинном деревянном здании. К сожалению, в этот день у него был выходной, а заведующего музеем не хотелось отвлекать. Возможно, у него есть какие дела поважнее. Ну а я обязательно посещу его позже.
Оказалось, ранее тут располагалась школа, открытая ещё до революции. Если быть точнее, то в 1898-1899 годах.
Фото предоставил Владимир Ветлужских
Делаю последние кадры и беру курс на выезд из села. Снег также продолжает засыпать землю крупными хлопьями, ну а мне предстояло проехать 20 километров по разбитым дорогам обратно в Уржум.
На этом позволю себе закончить повествование о поездке в старинное село Лопьял, где начал свою жизнь наш вятский живописец Виктор Васнецов. Несмотря на погоду, я получил массу положительных эмоций от посещения такого интересного места с богатой историей. Очень хорошо, что люди уважают историю своей родины и не дают памятникам прошлого разрушиться.
Какое мероприятие проводится в селе лопьял для художников
НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА
Троицкая церковь с. Лопьял
С детских лет многим знакомы сказочно-былинные картины «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье» известного живописца Виктора Михайловича Васнецова, родившегося в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в семье священника Троицкой церкви Михаила Васильевича и его супруги Аполлинарии Ивановны, проживших здесь пять с половиной лет.
ИСТОРИЯ ТРОИЦКОГО ХРАМА
Первое упоминание о Лопьяле в письменных источниках относится к 1506 году. В 1740 году Казанской конторой новокрещёных дел марийская деревня Лопиал (с 1870 года — Лопьял) была преобразована в село. В 1741 году первая деревянная церковь была освящена в честь Богоявления Господня, поэтому село также называли Богоявленским. В связи с увеличением количества прихожан храм в 1787 году был существенно расширен. В 1791 году село Лопиал из ведения Казанской епархии перешло в состав Вятской епархии. По данным вятского краеведа О.Н. Виноградова, в Богоявленском приходе в 1798 году числилось 314 дворов.
В начале марта 1802 года священник Пётр Порфирьевич Буевский обращается к односельчанам с предложением построить вместо деревянной каменную церковь. 29 марта того же года Преосвященным Амвросием была дана храмозданная грамота, а в мае 1805 года начались строительные работы. В 1811-м тёплый придел был освящён во имя Богоявления Господня.
В 1816 году началось строительство холодного храма, которое вёл каменных дел мастер Фёдор Гаврилович Тюрин с бригадой из Нижегородской губернии. Работы шли на ежемесячные добровольные пожертвования крестьян с каждого двора. Новый придел был освящён 6 сентября 1819 года во имя Живоначальной Троицы, и с тех пор церковь стала именоваться Троицкой.
В марте 1822 года сельский сход решает вместо деревянной звонницы возвести каменную колокольню, начав для этого сбор необходимых средств, который продолжался одиннадцать лет. В 1830-м на пожертвования помещика Петра Исаевича Депрейса начато строительство левого тёплого придела, который на следующий год был освящён в честь пророка Исайи. Весной 1833 года было получено разрешение на возведение по образцу Царёво-Константиновской церкви г. Вятки каменной колокольни. Её высота — почти 47 метров. На ней было девять колоколов, самый большой (6389 кг) был отлит в г. Слободском. По сведениям заведующего Лопьяльским историко-краеведческим музеем В.А. Кожевникова, когда новый колокол везли в Лопьял, жители встретили его в Нолинске, примерно за 70 километров от села, распрягли лошадей и дальше из благоговения к святыне везли колокол сами.
Постепенно с увеличением населения прихода (в 25 его селениях на 1912 год проживало русских — 2095 мужчин и 2153 женщины, крещёных марийцев — 969 мужчин и 1059 женщин) помещение Троицкого храма стало тесным, поэтому лопьяльцы подают прошение об очередном расширении церкви. В значительно увеличенном храме 29 октября 1896 года был торжественно освящён в честь Богоявления Господня правый придел, а 1 декабря 1897 года — левый придел в честь пророка Исайи и святителя Николая.
Богослужения в Троицкой церкви совершались до 1939 года, хотя ещё в начале мая 1935 года с храма были сброшены колокола, а в сентябре 1937 года — и кресты. В разное время здесь размещались сельский клуб, зернохранилище, мастерские машинно-тракторной станции и местного колхоза. Постепенно здание пришло в полное запустение…
Художники из Вятки, других городов России и зарубежья, приезжая на Васнецовские пленэры, посещают и Лопьял, над которым возвышается Троицкая церковь, где крестили Виктора и его старшего брата Николая Васнецовых. Пишут храм по-разному: одни художники — во всей красе, с крестами и куполами, как это было давным-давно или как, дай Бог, будет в недалёком будущем после завершения реставрационных работ; другие изображают его во всей неприглядности действительности: без крестов, с облупившимися стенами, с тёмными провалами окон и с небом, просвечивающим сквозь обветшавшую обрешётку купола…
Хотя уже издалека видны некоторые перемены последнего времени, например, крест под золото на обновлённой маковке холодного придела, но объём необходимых работ настолько велик, что, кажется, даже «всем миром» не справиться с этой задачей. В этом большом некогда селе совсем немного прихожан: молодёжь из-за отсутствия работы уезжает в города, да и большая часть людей среднего и старшего возраста, воспитанная в духе атеизма, пока не прониклась верой. Остаётся уповать на всесильную помощь Божию.
Однако, как говорится, на Бога надейся, но и сам не плошай. Местный церковный актив, как это было в старину, собирает средства на восстановление церкви, просит помощи у благотворителей. Уже несколько лет уржумские священники периодически проводят богослужения. А началось всё в 2005 году с инициативы нынешнего старосты храма Натальи Анатольевны Поляковой, которая и сейчас, несмотря на огромный объём восстановительных работ, с оптимизмом смотрит в будущее. Двенадцать же лет назад в церкви не было ни дверей, ни окон, крыша пробегала… — одним словом, полное запустение! Но священник Андрей Лебедев, в то время благочинный Уржумского округа, ныне — руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии, поддержал и благословил инициативу лопьяльцев начать возрождение храма.
Постепенно, шаг за шагом дело пошло на лад. Благое начинание нашло отклик в сердцах местных жителей, приезжали потрудиться и из Уржума.
Материально помогали, кто, сколько мог, и через пять лет в храме отслужили первую Литургию.
Сейчас в небольшом отапливаемом помещении под колокольней богослужения совершаются зимой, а летом — в приделе в честь пророка Исайи. Здесь настланы полы, установлен иконостас, изготовлены необходимый церковный инвентарь и мебель, приобретены стройматериалы для дальнейшего ремонта.
Наталья Анатольевна провела меня по храму. В бывшем тёплом приделе, где располагались мастерские, когда-то сгорел трактор, и жар пламени погубил росписи. Лишь в некоторых местах на своде просматриваются отмытые от многолетней грязи и копоти лики Христа, святых и Ангелов.
В центральном холодном приделе пока ничего не удалось сделать, и через дырявую крышу и пустые оконные проёмы гуляет ветер…
Стены храма сохранились достаточно хорошо: умели в те времена делать качественный кирпич и вести добротную кладку! Несколько хуже обстоит дело с колокольней, здесь разрушения, произведённые непогодой и временем, более ощутимы: выкрашивается кирпич, сгнили деревянные конструкции, а часть жестяной облицовки колонн давным-давно растащили неверующие местные жители. Также исчезли и металлические решётки с церковной ограды…
И всё-таки начало положено, и будем надеяться, что народная инициатива по восстановлению Троицкой церкви со временем будет поддержана властью и благотворителями. Пока же старосте храма Н.А. Поляковой помогают в благом деле супруг Иван Всеволодович, односельчане Галина Шульгина, Нина Филиппова, Дмитрий Мальцев, Нина Сбоева, Александр Лебедев, Нина, Александр, Надежда и Наталья Поляковы и другие. На помощь взрослым в деле восстановления святыни приходят дети и внуки. Жаль, что постепенно уменьшается население Лопьяла, пустеют окрестные деревни, разъезжается в поисках лучшей жизни молодёжь. Но село всё-таки живёт, работает школа, библиотека, магазины, действует историко-краеведческий музей имени В.М. Васнецова, и проходят службы в Троицкой церкви…
Староста храма Н. А. Полякова
Источник: ВЯТСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, № 3 (353), 2017, с. 9.
Васнецовский пленэр пройдёт на родине Виктора Васнецова
Именитые художники отправятся в Уржумский район за вдохновением.
Искать вдохновение на уржумской земле, а потом «заражать» им зрителей отправятся участники XIII Всероссийского Васнецовского пленэра. Сегодня, 1 августа, в мраморном здании Вятского художественного музея состоялась торжественная церемония открытия этого события.
Она напомнила, что по условиям пленэра художники пишут васнецовские места, связанные с жизнью и творчеством художников Васнецовых. Первый пленэр состоялся в 2006 году, год юбилея Аполлинария Михайловича Васнецова, в селе Рябово Зуевского района. В этом году он состоится на родине его старшего брата – в селе Лопьял Уржумского района.
Участники пленэра – представители Союза художников России из Москвы, Московской области и Кирова. Среди них – академики и члены-корреспонденты Российской академии художеств: народные художники РФ Анатолий Любавин, Евгений Ромашко, Алексей Суховецкий, Виктор Харлов, Вера Лагутенкова и другие.
На церемонии открытия присутствовали представители правительства Кировской области и администрации города Кирова. Они поприветствовали участников пленэра и пожелали им успехов и найти своё вдохновение. А Роман Титов, и.о. председателя Законодательного Собрания Кировской области, рассказал о своей идее, которая может воплотиться в следующем году:
«Буквально только что мы с министром культуры Кировской области обсудили идею, которая у меня возникла вчера вечером: в следующем году постараться организовать параллельный фото-пленэр, учитывая популярность социальных сетей и популярность фотографии. Наверное, было бы неплохо привлечь хороших фотографов, которые могли бы сделать замечательные работы в месте проведения пленэра и тем самым популяризировать нашу замечательную природу».
С приветственными словами выступили и сами художники.
Евгений Ромашко, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России, отметил, что давно мечтал побывать на родине «моих любимых художников Васнецовых и, наконец, смог это сделать». Он отметил, что пришло время установить памятник братьям Васнецовым в Москве. Художники готовы инициировать этот процесс.
Живописцы в Уржуме увидят уникальную выставку фотографий, которая проходит в Кировской области благодаря государственному историко-художественному и литературному музею-заповеднику «Абрамцево».
Живописцы будут работать на уржумской земле в течение 10 дней. 5 августа у них запланирована поездка на малую родину Виктора Васнецова в село Лопьял. В программе: знакомство с архитектурой и природой Уржума, посещение достопримечательностей. В завершении пленэра состоится выставка картин, которые напишут художники. Она откроется 11 августа в Уржуме. Итогом события станет определение лауреата премии правительства Кировской области имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинации «Вдохновение».
Кстати, во время церемонии открытия пленэра Елена Ковалёва, глава города, вручила почётный знак «За заслуги перед городом Кировом» Инне Алексеевне Широковой, заслуженному художнику РСФР.
Лопьял: здесь родился Виктор Михайлович Васнецов
Синь в тихих небесах. Медленно проплывают бело-серые облака, чуть-чуть подрумяненные поднимающимся розово-красным солнцем. Мрачно, сплошной стеной стоят на взгорках хвойные леса. Луга залиты тёмной весенней водой. Половодье. Течёт, извиваясь в Вятских увалах, река Уржумка. Примерно на половине её пути от истока к Вятке расположилось село. Домишки, обрамлённые деревьями с ещё только нарождающейся, нежной листвой, улицами спускаются к реке. Над ними высится Троицкая церковь. Серебрятся её кресты и купола.
Здесь, в Лопьяле, в семье священника Троицкой церкви Михаила Васильевича и его супруги Аполлинарии Ивановны 3 (15 по новому стилю) мая 1848 года родился Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, почётный и действительный член многих художественных учебных заведений и обществ в России и за рубежом.
Троицкий храм
Первое упоминание о Лопьяле в письменных источниках относится к 1506 году. В 1740-м Казанской конторой новокрещёных дел марийская деревня Лопиал (с 1870 года – Лопьял) была преобразована в село. В 1741-м первая деревянная церковь была освящена в честь Богоявления Господня, поэтому село также называли Богоявленским. В связи с увеличением количества прихожан храм в 1787 году был существенно расширен. В 1791 году село Лопиал из ведения Казанской епархии перешло в состав Вятской епархии.
В начале марта 1802 г. священник Пётр Буевский обращается к односельчанам с предложением построить вместо деревянной каменную церковь. 29 марта того же года Преосвященным Амвросием была дана храмозданная грамота, а в мае 1805 года начались строительные работы. В 1811-м тёплый придел был освящён во имя Богоявления Господня.
В 1816 году началось строительство холодного храма, которое вёл каменных дел мастер Фёдор Тюрин с бригадой из Нижегородской губернии. Работы шли на ежемесячные добровольные пожертвования крестьян с каждого двора. Новый придел был освящён 6 сентября 1819 года во имя Живоначальной Троицы, и с тех пор церковь стала именоваться Троицкой.
В марте 1822 года сельский сход решает вместо деревянной звонницы возвести каменную колокольню, начав для этого сбор необходимых средств, который продолжался одиннадцать лет. В 1830-м на пожертвования помещика Петра Депрейса начато строительство левого тёплого придела, который на следующий год был освящён в честь пророка Исайи. Весной 1833 года было получено разрешение на возведение по образцу Царёво-Константиновской церкви города Вятки каменной колокольни. Её высота почти 47 метров. На ней было девять колоколов, самый большой (6389 кг) был отлит в г. Слободском…
С увеличением населения прихода (в 25 его селениях на 1912 год проживало русских – 2095 мужчин и 2153 женщины, крещёных марийцев – 969 мужчин и 1059 женщин) помещение Троицкого храма стало тесным, поэтому лопьяльцы подают прошение об очередном расширении церкви. В значительно увеличенном храме 29 октября 1896 года был торжественно освящён в честь Богоявления Господня правый придел, а 1 декабря 1897 года – левый придел в честь пророка Исайи и святителя Николая.
Богослужения в Троицкой церкви совершались до 1939 года, хотя ещё в начале мая 1935 года с храма были сброшены колокола, а в сентябре 1937 года – и кресты. В разное время здесь размещались сельский клуб, зернохранилище, мастерские машинно-тракторной станции и местного колхоза. Постепенно здание пришло в полное запустение…
Начало положено
Художники из Вятки, других городов России и зарубежья, приезжая на Васнецовские пленэры, посещали и Лопьял, над которым возвышается Троицкая церковь, где крестили Виктора Васнецова и его старшего брата Николая. Пишут храм по-разному: одни живописцы – во всей красе, с крестами и куполами, как это было давным-давно или как, дай Бог, будет в недалёком будущем после завершения реставрационных работ; другие изображали его во всей неприглядной действительности: без крестов, с облупившимися стенами, с тёмными провалами окон и с небом, просвечивающим сквозь обветшавшую обрешётку купола…
Хотя уже издалека видны перемены последнего времени. Например, крест под золото на обновлённой маковке холодного придела, купол которого покрыт оцинкованным железом. Перекрыт и тёплый храм. Но объём необходимых работ настолько велик, что, кажется, даже «всем миром» не справиться с этой задачей. В этом большом некогда селе совсем немного прихожан: молодёжь уезжает в города, да и большая часть людей среднего и старшего возраста, воспитанная в духе атеизма, пока не прониклась верой.
Однако, как говорится, на Бога надейся, но сам не плошай. Местный церковный актив, как это было в старину, собирает средства на восстановление церкви, просит помощи у благотворителей. Уже несколько лет уржумские священники периодически проводят в храме богослужения. А началось всё в 2005 году с инициативы старосты храма Натальи Поляковой, которая с оптимизмом смотрела в будущее. В то время в церкви не было ни дверей, ни окон, крыша протекала… – одним словом, полное запустение! Но священник Андрей Лебедев, тогда благочинный Уржумского округа, поддержал и благословил инициативу лопьяльцев начать возрождение храма.
Сейчас в небольшом отапливаемом помещении под колокольней богослужения совершаются зимой, а летом – в приделе в честь пророка Исайи. Здесь настланы полы, установлен иконостас, изготовлены необходимый церковный инвентарь и мебель, приобретены стройматериалы для дальнейшего ремонта.
Наталья Анатольевна провела меня по храму. В бывшем тёплом приделе, где располагались мастерские, когда-то сгорел трактор, и жар пламени погубил остатки росписи. Лишь в некоторых местах на своде просматриваются отмытые от многолетней грязи и копоти лики Христа, святых и ангелов. Стены храма сохранились достаточно хорошо: умели в те времена делать качественный кирпич и вести добротную кладку! Несколько хуже обстоит дело с колокольней, здесь разрушения, произведённые непогодой и временем, более ощутимы: выкрашивается кирпич, сгнили деревянные конструкции, а часть жестяной облицовки колонн давным-давно растащили неверующие местные жители. Также исчезли и металлические решётки с церковной ограды.
И всё-таки начало положено.
Побег тянется к солнцу
Бессмертие… Мы, живущие через десятилетия после художника Виктора Васнецова, знаем и помним творения рук его: картины, росписи, здания, построенные по его проектам. Всегда помнят о своём знаменитом земляке и на его малой родине: в Уржуме и особенно в Лопьяле.
«Вятское Васнецовское кольцо» – так называлась программа по восстановлению памятников культуры и архитектуры, связанных с именами представителей древнего рода Васнецовых в вятском крае. Но, принятая 3 ноября 1992 года Советом Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, она не была до конца реализована из-за нехватки средств. Предполагалось даже открыть специальный экскурсионный маршрут по этим достопримечательностям. В число подлежащих реставрации входила и Троицкая церковь села Лопьял, где священником более пяти лет служил Михаил Васильевич Васнецов.
В селе Лопьял продолжает работать историко-краеведческий музей имени В.М. Васнецова, жаль, что посетителей в последнее время в нём всё меньше и меньше.
Благодаря многолетним упорным трудам и заботам ветерана труда Василия Васильевича Ширяева, в его экспозиции представлены подлинные старинные вещи: домашняя утварь, национальная русская и марийская одежда, различные документы. Всё это позволяет посетителям ощутить себя в том далёком времени, когда на этой земле родился маленький Витя, ставший впоследствии большим человеком, прославившимся на весь мир живописцем.
Несколько лет В.В. Ширяев шёл к этому, добился поставленной цели, и в мае 1988 года музей встретил первых своих посетителей. Помню, что первоначально он располагался в двух небольших комнатах сельского Дома культуры. На самом деле, можно сказать, что он ютился здесь. Скученность вещей не позволяла хорошо разглядеть их. На фасаде здания была укреплена мемориальная доска, свидетельствующая, что здесь, в Лопьяле, 15 мая 1848 года родился Виктор Михайлович Васнецов.
Сейчас музей размещается в более просторном здании бывшей школы. На стендах в светлых залах – экспонаты, рассказывающие о великом русском художнике. Посещают музей и взрослые, и дети…
В музее много картин. Здесь разместились полотна известных земляков Ивана Ефимовича и Александра Ивановича Веприковых, наследников живописного дара прославленного рода художников Юрия Алексеевича Васнецова и его дочери Елизаветы Юрьевны, других живописцев, рисунки учеников Лопьяльской средней школы.
Почётное место занимает большое полотно А.И. Веприкова «Васнецовские берёзы». Написано оно более тридцати лет назад в селе Рябове. Это как немой укор тем людям, которые изуродовали не только эти деревья, но и васнецовскую усадьбу, церковь да, наверное, и память о тех великих художниках. Эта картина ещё и как предостережение потомкам: берегите прошлое, чтобы не вкладывать потом в разрушенное в десятки раз больше. А такое, увы, у нас случается нередко. Но на старом стволе отросла молодая веточка. Побег тянется к солнцу. В нём есть жизнь, значит, и мать-берёза ещё не погибла, даёт ему соки. Так и память о роде священников Васнецовых, об их служении Господу и людям, рано или поздно воскресит из небытия то, что на долгие годы было забыто…
Владимир ШЕИН,
Уржумский р-н