какое масло лить в субару ej20
Mоторное масло для атмосферных FB и EJ
Сегодня скажу пару слов про моторное масло для атмосферных FB и EJ и отличия между малозольными и полнозольными моторными маслами.
Сразу хочу оговориться- никого ни к чему не призываю и не убеждаю. Если есть желающие применять в ФБ оригинальное масло Субару с интервалом 15 000 км – Бога ради.
Для начала про двигатели.
FB и EJ отличаются весьма существенно. Когда я услышал из уст одного из владельцев послегарантийного СТО «Субару», что это одинаковые моторы, понял, что люди далеки от знаний и понимания ситуации.
Во главе всего стоит экология. Экологические нормативы заставляют производителей автомобилей разрабатывать все более сложные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов а также снижать потери на трение в двигателе. В конкретном случае снижение трения на 28%. Достигнуто оно в т.ч. путем сознательного нагрева мотора.
Одним из отличий между этими двигателями, между которыми 20 лет разницы, является тепловой режим.
Как сказал Вячеслав Морозов дословно «Они переборщили с нагревом ФБ».
Видимо поняв, свою ошибку, инженеры Субару на XV 2016 MY и Outback BS 2015 MY уже стали с завода стали устанавливать теплообменник, который призван бороться с высокой температурой моторного масла. Если кто сомневается в моих словах – пару фотографий.
Теперь про моторные масла. Для EJ справедливо применять высокозольное масло, однако можно применять и низкозольное. При этом, интервал смены низкозольного масла должен быть снижен, ввиду того, что моющие свойства у низкозольного масла изначально ниже. Для FB справедливо применять только низкозольное моторное масло.
Расход масла 4 литра на 10 000 км, до 60 000 км ОД «Мейджор» применял Mobil 1 0W-40.
Работоспособность моторного масла определяется его типичными характеристикам (показателями) и его составом. Типичные характеристики доступны из технического описания. Состав масла – из паспорта безопасности продукта.
Паспорт безопасности обязан иметь магазин, который торгует маслом. Если нет документа- смело обращайтесь в Роспотребнадзор.
Итак, на примере двух продуктов сравним типичные характеристики.
Типичные показатели Mobil 1 0W-20
Щелочь нам нужна для нейтрализации кислот, которые образуются в результате сгорания топлива. Топливо — это еще один фактор. Вот моя переписка с Алексеем из Волгограда. Алексей возглавлял ранее ОД «Субару». Алексей автор поста на Драйв 2 «ФБ 20 ушатался»
Тут выяснилась интересная вещь.
У одноклубника с астраханской области SH с правым рулем. Машина ввезена под полную пошлину. На двигателе висел ярлык. Заливалось масло 0W20 Идемисту. Каждые 10 тыс км. Пробег был 72 000 км на момент ввоза в 2014 году. Идеальная компрессия во всех цилиндрах. После первых 10 тысяч в России масло не доливалась, так как не было расхода масла. Затем расход начал увеличиваться и за 50 тысяч пробега дошел до литр-полтора на 10 тысяч пробега. Сделали раскоксовку на 120 тыс км. При замене масла на 130 тыс., на щупе ушло всего четверть.
Получается бензин гамно. Окисляет масло и частицы горения оседают на ЦПГ.
А окисленное масло уже плохо работает и поэтому наматывает вкладыши…
у японцев моторы то живые.
Причем судя по фрейму, машина середины 2010 года. То есть никакого улучшайзинга в ней нет, но мотор живой
Поэтому масло с низкой сульфатной зольностью будет ходить меньше, особенно в России, в отличии от высокозольного.
Любое автомобильное моторное масло состоит из одного вида базового масла или смеси базовых масел, обогащенных специальным пакетом присадок (активных добавок). Базовое масло для производства моторного масла бывает пяти типов: минеральные масла Группы I, II, а также масла Группы III и IV. Третья группа базовых масел имеет маркировку «синтетические базовые масла», хотя они могут быть получены специальными технологиями из натурального сырья. Проще говоря – это гидрокрекинговое масло. Четвертая группа базовых масел представлена полиальфаолефинами (PAO), полученными химическим синтезом. V-ая группа это масла, не вошедшие в первые четыре группы.
Молекулярная формула у продуктов с PAO крепче, поэтому в горячем двигателе у него меньше шансов подвергнуться термической деструкции.
Как пример : Mobil 1 0W-40 до 60% РАО, У Mobil 1 0W-20 до 70% РАО. Чистого масла только на РАО не бывает в природе.
Полиальфаолефины имеют более однородный состав, а значит, и большую стабильность заданных свойств. Базовые масла предыдущих групп подвержены большему окислению, а пакет входящих в них присадок имеет свой ограниченный ресурс. Полиальфаолефины же подвержены этим процессам в значительно меньшей степени. Таким образом, базовое масла четвертой группы изначально даже без использования специальных присадок имеет больший ресурс и большую эксплуатационную стабильность.
А у продукта Mobil SUPER 3000 X1 5W-40 РАО в составе нет вообще.
В завершении еще несколько моментов.
Для низких температур идеальным оказывается использование моторных масел с формулой PAO, изначально высокий индекс вязкости которых позволяет наиболее эффективно завести двигатель даже при экстремально низких температурах. Практически все моторные масла класса вязкости SAE 0W-40 имеют в своей основе базовое масло четвертой группы.
Интервал смены 15 000 км для низкозольного масла. рекомендуемого в FB это выдумка. Видел много инструкций, которые присылали ребята от японских автомобилей – 10 000 км базовый интервал смены. В данном случае. Тойота наиболее честна к потребителю. Если взять мануал от современной Камри – 10 000 км интервал смены для обычных условий эксплуатации, 5 000 км для тяжелых.
Использование на таком интервале ( 15 000 км) даже качественного высокозольного масла в ФБ неминуемо приведет к закоксовыванию ДВС, залеганию колец и повышенному расходу масла.
Рецепт долголетия мотора простой.Применяйте качественное масло, не обязательно Мобил, регулярно меняйте его, не испоьзуйте поддельные фильтры масла. коих сейчас развелось как грязи.
Какое масло лить? Замена масла. Рекомендации.
Спросил меня тут madjke какое масло я посоветую ему? А я что? я хрен его знает что советовать так как себе лью все подряд =) и мотюль лил и кастрол и ориг бмв масло лил и самое главное я вообще никак не могу охарактеризовать все масла которые я лил кроме как «полет нормальный»
А все потому что:
1. Я не купил новый автомобиль и не откатал на одном масле 100 тысяч км и не могу сказать какой у меня жор масла.
2. Я не разобрал двигатель после 100 тыщ км и не посмотрел че там как там.
3. Нет прибора для измерения шумности работы двигателя.
А вы сделали это чтобы рекомендовать какое либо масло? Или вы по вкусу рекомендуете масло? =)
Вообщем дал ему ссылку на качественные статьи о масле bmwservice.livejournal.com/, там очень много информации, всем советую для образования почитать.
Ну он не очень хотел вникать в тонну информации и нашел там такое:
Ничего не хочу читать: скажите проще, ЧТО ЛИТЬ в мой мотор. Какое именно масло мне залить?
bmwservice.livejournal.com/151086.html — конкретный ответ по этой ссылке.
И выбрал масло Liqui Moly Molygen New Generation 5W-40 Номер для заказа 9054 (4л) и 9053 литрушечка.
Ну а мне то тоже пора менять масло я и подумал надо и себе залить такое же. Поменял масло и фильтра.
Обычно такие записи стараюсь делать скрытыми чтобы не засорять для вас БЖ. Но я реально удивился.
У меня стоит датчик температуры масла. Так вот обычно я езжу по городу и темп масла 95 градусов.
А тут залил масло и еду и не могу понять в чем дело температура масла 90 градусов. Плюс вернулось давление масла на первоначальное.
Вообщем у меня всегда при температуре масла 90-95 градусов на 3000 оборотах давление масла у 4 цилиндра в блоке составляет 47-51 Psi (3.24 — 3.51 бар).
Но тут я ездил на старом масле что давление выше 41 Psi не поднимается. Я грешил на то что контакты окислились и датчик врет. Залил новое масло и давление вернулось как раньше! Я много где читал о тестах проб масла после пробега и там было падение вязкости, но не понимал почему и не придавал значения. Так как казалось наоборот масло кристализуется со временем и густеет.
Но самое интересное это температура масла! была 95 а стала 90! Думал может пройдет или глюк. Покатал 5 дней ниче не меняется. По городу стабильно 90 градусов. Скажите на улице температура изменилась? Да изменилась. Был минус, а стал плюс =)))))
Вообщем температура масла стабильно упала на 5-7 градусов!
Так же тут недавно заезжал ZeLLFrosT и пообщавщись выяснилось по поводу давления масла, что его брат меняет масло именно тогда когда начинает проседать давление по датчику. То-есть в принципе установив датчик давления и температуры масла (так как давление зависит от температуры) вы сможете ездить как угодно и где угодно и будете знать когда вам пора менять масло.
После того как я залил и поездил 5 дней, я решил все же почитать че там пишут в статье про это масло и найти причину пониженной температуры (ну как всегда сначала делаем а потом читаем инструкцию)
Когда прочел понял причину снижения температуры. Она проста, в масле содержится модификатор трения в энном количестве (это дорогая присадка), трение ниже, ниже температура.
А еще заметил хорошую стабильность правда в узком диапазоне смог замерить. Вообщем что на 100 градусах что на 110, давление масла одинаковое.
3000р масло 5л.
500р замена. (Менял миша в Норде)
1017р фильтра.
Немного о маслах
Нашел в интернете интересную статью, может кому-то будет интересно или полезно.
Рекомендации мануалов Субару для североамериканского (и японского) рынка:
EJ series naturally aspirated – API RC/ILSAC 5w30
EJ series turbo – API RC/ILSAC 5w30
FB series naturally aspirated – API RC/ILSAC 0w20
FA series naturally aspirated – API RC/ILSAC 0w20
FA series turbo – API RC/ILSAC 5w30
Масла, используемые в Субару, разделены на 6 категорий,
в порядке от низкого к высокому HTHS.
Выбирать нужно не более чем на две категории выше от рекомендованной мануалом, в зависимости от условий эксплуатации.
1) 0W20 и 5W20 масла с API RC / ILSAC, также могут отвечать ACEA A1 / B1 и OEM спецификации. Эти масла имеют HTHS от 2,6 до 2,8
2) 0W20 и 5W20 масла, которые не соответствуют API RC / ILSAC
спецификации, но имеют API S и/или ACEA A1 / В1. HTHS от 2,6 до 2,8
3) 0W30, 5W30 и 10W30 с API RC / ILSAC, могут также встретиться ACEA A1 / B1, A5 / B5, C1 или C2. HTHS от 2,9 до 3,4
4) Любые 30, которые не соответствуют API RC / ILSAC, но должны
соответствовать API S, а также могут встретиться ACEA A1 / B1, A5 / B5, C1 или C2. HTHS от 2,9 до 3,4
5) Heavy Duty 30 класс. Любые 30 масла с HTHS больше 3,5. Эти масла не могут удовлетворять API требования RC / ILSAC, но должны соответствовать API S, а также ACEA A3 / B3, A3 / B4, C3, C4, Е7 или E9
6) Heavy Duty 40 класс. Все 40 масла для тяжелых условий должны быть с HTHS больше, чем 3.5. Многие 0w40, 5W40 и 10W40 превышают 3,7. Любые 40 масла, должны соответствовать API S и / или ACEA A / B, С, Е7 или Е9
Нормальное вождение
Поездки на работу, поездки по шоссе, иногда резкое ускорение квалифицируется как обычное использование автомобиля. Владелец, проживающий в очень жарком климате, мог бы рассмотреть вождение как интенсивное. Высокая доля городского траффика может быть причиной для укороченных интервалов замены масла.
Интенсивное вождение
Предполагает длительную работу под нагрузкой. Высокие скорости на трассе, перевозка груза или езда по горным дорогам. Интенсивное вождение в сочетании с высокими температурами окружающей среды можно считать «особо тяжелыми”.
В таком случае выберите более высокую категорию и/или сорт масла. По крайней мере масло в пределах категории, но показывающее лучшую устойчивость к сдвигу и термостойкость. При частом интенсивном вождении желательно установка маслокулера.
Рекомендации для конкретных двигателей
EJ серия двигатели атмо
Нормальное вождение
5w30 является наиболее распространенным, 0W30 и 10W30 будут также работать хорошо в соответствующих температурах.
Интенсивное вождение
Как минимум, 30 класс. Если температура не опускается ниже 0 ° F/17C, 10W30 более устойчиво к сдвигу и может обеспечить небольшой запас прочности для интенсивного использования. Для очень интенсивного использования, в горах, с прицепом или по трассе при высоких температурах, Heavy Duty 30 класс или 40 класс.
Зимняя эксплуатация
0W30 синтетическое масло будет достаточным, даже если автомобиль используется интенсивно. Нет необходимости использовать более вязкие HD масла.
EJ серия двигатели с турбонаддувом
Нормальное вождение
RC/ILSAC 5W30 рекомендуется в руководстве по эксплуатации и является едва достаточным даже для города. ACEA A5 / B5 рекомендуется как минимум. Лучшее решение HD 30 и 40 класса.
Интенсивное вождение
HD 30 класс как минимум, а HD 40 может обеспечить дополнительный запас. Установка масляного радиатора в автомобилях, не оснащенных с завода, является разумным решением.
Форсированные двигатели
Использовать Heavy Duty 30 класс масла как минимум для нормального вождения. Для интенсивного вождения HD 40/50 А3/В4 или комбинация Е7/Е9 с API S. Установка маслокулера на машинах, не оснащенных с завода, является обязательной.
Двигатели серии FB
Для всех версий этого двигателя рекомендуется 0W20 в любых условиях эксплуатации.
Все бы хорошо, но многие владельцы ранних автомобилей сообщали о высоком расходе масла. Некоторые двигатели были с производственным дефектом, зазоры поршневых колец выстраивались в линию и способствовали чрезмерному расходу масла.
Subaru пересмотрели определение повышенного расхода масла, кварта каждые 600 миль (ранее кварта каждые 1000 миль), которое кажется нелепым. Желающие уменьшить расход могут использовать более густое масло.
Нормальное вождение
API RC / ILSAC 0W20 подходит для двигателей FB.
Интенсивное вождение
Subaru (SOA) не определяет масло для интенсивного использования в двигателях FB, но применение API RC / ILSAC 30 класса обеспечит запас прочности.
Нормальное вождение
API RC / ILSAC 0W20 подходят для двигателей FA20.
Интенсивное вождение
API RC / ILSAC 30 класс масла для интенсивного использования обеспечит запас прочности. Если температура окружающей среды выше 0 ° F/-17C, использование API RC / ILSAC 10W30 будет предпочтительным.
Двигатели FA 20 DIT
Непосредственный впрыск является новым для Subaru и несет с собой пару потенциальных проблем, а именно разбавление масла топливом и отложения на впускных клапанах. Первые результаты UOA FA20 DIT подтверждают это и изменение интервала замены масла с 7500 до 6000 миль в 2015 показывает, что Субару знают о проблеме.
Двигатели все еще достаточно новы, но случаи задира подшипников в двигателях с турбонаддувом FA редкость, так что необходимость использования густого масла меньше, чем в EJ. FA20 DIT уже использует более вязкое масло, чем FA20 (5W30 против 0W20). Избежать отложения поможет выбор масел ACEA C3 или C4, бонусом идет HTHS с запасом прочности.
Нормальное вождение
API RC / ILSAC 5W30 подходит для двигателей FA20 DIT.
Интенсивное вождение
Субару не указывает другое масло для интенсивного использования в FA20 DIT, но использование Heavy Duty 30 или 40 класса обеспечит запас прочности.
Лучшие масла в различных классах по версии автора (не забываем, это Северная Америка):
30 класс не RC/ILSAC
Mobil 1 High Mileage 5w30 — HTHS 3.3 API SL АСЕА А5/В5 Высококачественное масло с высоким уровнем цинка и фосфора, API SL. Хороший выбор для владельцев старых Subaru.
Motul 8100 Eco-Energy 5w30 — HTHS 3.4 API SL, ACEA A5/B5
Heavy Duty 30 класс
Heavy Duty 40 класс.
Shell Rotella T6 5W40 (RT6 для краткости) HTHS 3.8? API SM, API CJ-4, ACEA E9. Долгое время является фаворитом для турбо Subaru серии EJ. Отличная стабильность на сдвиг обеспечивается ACEA E9. Достаточно крепкое даже для высокофорсированных двигателей в тяжелых условиях. Shell не публикует HTHS для RT6, предположительно 3.8.
Mobil 1 Turbo Diesel Truck 5w40 (ТDT для краткости) — HTHS 3.8 API SM, API CJ-4, ACEA E7. Все комментарии для Shell Rotella T6 применимы к Mobil 1 ТDТ.
Chevron Delo Synthetic 5W40 HTHS 3.8 предположительно. API SM, API CJ-4, ACEA E7. Еще одно масло на рынке для дизельных грузовиков, но предназначенное и для работы в бензиновых двигателях. Все комментарии для Shell Rotella T6 применимы к Delo Synthetic 5W40.
Mobil 1 0w40 — HTHS 3.8 API SN, ACEA A3 / B4. Наиболее доступное 0W Heavy Duty масло. Подходит для круглогодичного интенсивного использования в холодных или теплых климатических условиях. Хорошая стабильность на сдвиг обеспечивается ACEA A3 / B4, но не так хорошо, как ACEA E7 и E9.
О 50 классе масел
Старое руководство по эксплуатации Subaru предлагает 50 класс, как масло для интенсивного использования. Преимущества использования таких масел над HD 5W40 являются сомнительными. Все доступные масла имеют существенные ограничения, низкую устойчивость к сдвигу или плохие низкотемпературные свойства.
О моем опыте с моторными маслами
Тема довольно обширная, за ранее напишу, что не стоит спорить и вступать в словесный батл, в теорию, тесты и т.п. не буду вдаваться. На просторах инета много чего написано и протестировано. Напишу исключительно о собственном опыте и все, каждый сам сделает какие-то выводы. Тачка у меня по мотору полусток, эксплуатация городская плюс покатушки, кольцо не долблю. По-этому пишу для тех, у кого концепция авто и его использование подходит под мои рамки.
Итак, изначально на моем форике стоял стоковый EJ205, я купил его с пробегом около 40 000 км. Старый хозяин лил в него исключительно Motul X-cess 5w40 (о чем писали ему каждый раз при замене в родной японской сервисной книжке).
На авто, мною, сразу были установлены датчики Defi (оригинал). Первая замена масла — снова Motul, к тому же мне досталось около 3 литров доливки в наследство.
Сразу возникли вопросы, при 100 градусах прилично проседало давление масла — 1,5-1,6 бара на ХХ. А к концу межсервисного интервала (5000 км) — проседало еще больше. Зимой доливка в багажнике превращалось в через чур густое желе. Тот же мобил 5w40 был вполне жидковатым и однородным (его лил в 2л атмо еж на прежнем авто). Решил его и попробовать… ситуация с низкой давкой особо не изменилась…
Время был к лету и при отжигах и нагреве масла до 110+ градусов, давление стало падать до 1,1-1,2 бар на ХХ. О_О… немного забеспокоился и решил, что надо предпринять более кардинальные действия.
О том, что было сделано, я уже писал ранее. Продублирую вкратце:
— Установлен масляный насос 11мм
— Залит Mobil 1 5w50
— Установлен маслокулер-кит Mocal (19 рядов, 235мм матрица)
В результате мы получили стабильную давку 2 бара на ХХ при 100 градусах, летом даже в 30 градусную жару масло не удавалось нагреть даже при адском отжиге выше 105 градусов (спасибо маслокулеру).
На Mobil 1 5w50 я проездил около 60000 км, меняя его раз в 5000 км.
Мотор шептал, общий пробег мотора составил 100 000 км. Мотор пережил 3 зимы и несколько сетапов с 3 разными турбами: TD05-16G, VF34, VF37… Дули 1,1-1,2 бара… тачка ездила постоянно тапку в пол, не жалел долбил как мог, ожидая чего угодно)). Всегда вовремя обслуживал. К 100 000 км мотор начал подъедать масло, до 500-800мл на 5000км (до этого даже уровень никогда не проверял, почти совсем не ел).
EJ205 не вскрывался, что там в итоге внутри одному Богу известно, а жаль, было бы хорошо взглянуть. В таком состоянии он был снят и продан, в связи с апгрейдом на EJ207. Сейчас он стоит на стоковом форике и радует нового владельца.
В новый контрактный EJ207 залил снова Mobil 1. Перед установкой, скидывали с него головы, все оказалось в идеале, чисто, хон как новый, следов износа нет.
Решил провести небольшой эксперимент Redlin’ом, пробег масла 7 тыс. км (как уже ранее писал, обычно меняю через 5), нагрузки смешанные. Маслокулер был снят (временно). Масло грел максимум до 110 градусов.
Мотор EJ207, стоковый по кишкам (низ не вскрывался), 11мм насос:
При этой же температуре на 2000 оборотах уже 6 бар, в пике 6,5 бар.
Показатели 1в1 соответсвуют тем, что были при заливке свежего масла, давление во всех режимах не просело ни на 0,1 бар. Это за 7000 км пробега, супер!
По лаку и чистоте мотора, а так же его износе, покажет только вскрытие, но здесь эксперимент не будет показательным, т.к. это масло лили не с новья. Пока, чисто субъективно и судя по давлению масла, мне все нравится + ужор масла минимален, около 500мл от замены до замены.
Redline не очень бюджетный (700-800 руб./литр), но сейчас за год проезжаю макс 10 тыс.км, так что поменять пару раз в год по финансам не сильно напрягает, зато спокоен за ЕЖа)
Эксперимент продолжается, буду дальше наблюдать за Редлайном и делиться с вами результатами, надеюсь оно меня не подведет! Следите за вашими EJ’ами, ведь как показывает практика, они довольно притязательны к качеству масла, таков наш удел.
Всем желаю удачного выбора масла и ровных дорог =)
Объёмы и тип заливаемых масел (Subaru Legacy B4/Outback/Lancaster 1999-2006)
Объемы и тип заливаемых масел/рабочей жидкости АКПП (Subaru Legacy B4/Outback/Lancaster 1999-2006)
Качество масла
По API — SL, SJ, SH (с логотипом Energy Conserving или Energy Conserving II)
По ACEA — A1, A2 или A3
Вязкость масла
Вязкость масла (по классификации SAE) подбирайте согласно диаграмме температурного диапазона, соответствующей условиям эксплуатации автомобиля до следующей замены масла.
Если автомобиль эксплуатируется при высоких температурах окружающего воздуха или в других особо тяжелых условиях, допускается использование масла SAE30, 40, 10W-50, 20W-40, 20W-50.
Примерный объем масла
Модели для внешнего рынка (левый руль)
EJ251, EJ201, EJ202(04), EJ253(04), EJ20X(04) — 4,0 л
EJ208, EJ206 — 4,5 л
EZ30D(02) — 5,8 л
EZ30D(03) — 5,6 л
EZ30D(01), EZ30D(04) — 5,5 л
Модели для внутреннего рынка (правый руль)
EJ201(99), EJ202(01) — 4,2 л
EJ204(99), EJ254(99) — 4,6 л
EJ204(01), EJ254(01) — 4,7 л
EJ206(99), EJ208(99) — 4,9 л
EJ206(01), EJ208(01) — 4,8 л
EZ30D(99) — 5,8 л
EZ30D(03) — 5,6 л
Трансмиссионное масло (МКПП)
Качество масла
Качество масла по API — GL-5
Вязкость масла
Вязкость масла по SAE выбирается в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Рекомендованная вязкость масла по SAE — 75W-90
Заправочная емкость
Модели без пониженной передачи — 3,5 л
Модели с пониженной передачей — 4,0 л
Рабочая жидкость (АКПП)
Рабочая жидкость — DEXRON III или эквивалент
Объем заливаемой жидкости (4-ступенчатая КПП)
С двигателем 1,6 л
до 2002 г — 8,0 — 8,3 л
с 2002 г — 8,4 — 8,7 л
FWD с 2003 г — 8,0 — 8,3 л
С двигателем 2,0 л
8,4 — 8,7 л
С двигателем 2,0 Турбо; 2,5 л; 3,0 л
9,3 — 9,6 л
Объем заливаемой жидкости (5-ступенчатая КПП)
9,6 — 10,0л
Масло в редукторе переднего моста (АКПП)
Качество масла
Качество масла по API — GL-5
Вязкость масла
Вязкость масла по SAE — 75W-90
Заправочная емкость
1,1 — 1,3 л
Масло в редукторе заднего моста
Качество масла
Качество масла по API — GL-5
Вязкость масла
Рекомендованная вязкость масла по SAE — 75W-90
Заправочная емкость
0,8 л
Нашел на просторах интернета)) Может пригодится кому)))