какое масло лить в халдекс 3 поколения
Про Haldex и спецжидкость для него
К этой записи меня подвиг один вольвовод из Хабаровска, заливший в Haldex вместо специфической жидкости АТФ Eneos DIII и рекомендующий так делать всем. На приведенные доводы что он не прав, а действие является потенциально опасным человек отреагировал неадекватно — удалил комментарий и заявил, что он без допусков замечательно разбирается в маслах, а масло для муфты самое обычное. ОК. Хозяин-барин, однако здесь я решил публично изложить ряд обоснованных доводов, призывающих так не делать. Решать как всегда вам.
1. Назначение муфты Haldex
Применение многодисковой фрикционной муфты фирмы Haldex с электрогидравлическим управлением позволило ввести электронное управление полным приводом автомобиля. Блок управления муфты фирмы Haldex учитывает не только пробуксовку колёс, но и условия движения — движение на повороте, скорость автомобиля, а также движение на режиме принудительного холостого хода или в тяговом режиме.
В муфтах Haldex первого и второго поколений разница скоростей вращения передней и задней осей автомобиля используется для работы насоса муфты, создающего рабочее давление масла. Насос состоит из кулачкового диска, приводного ролика и двух работающих параллельно поршней. Под действием давления масла поршень сжимает пакет фрикционных дисков. Величина усилия сжатия определяет передаваемый крутящий момент. Впускной и напорный клапаны, а также клапан с электронным управлением и блок управления регулируют давление, сжимающее фрикционные диски муфты.
Муфта полного привода IV поколения (см. рисунок 1) и предыдущая модель муфты Haldex имеют одинаковый принцип действия — передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков. Новым является то, что давление в гидросистеме муфты создаётся электрическим насосом. Передаваемый крутящий момент корректируется блоком управления полного привода с помощью подачи сигнала на клапан управления замыкания муфты. Разность скоростей вращения колёс передней и задней осей больше не является условием включения муфты полного привода.
Основные особенности конструкции муфты: многодисковая фрикционная муфта
с электрогидравлическим управлением встроена в картер задней главной передачи; упрощена (по сравнению с предыдущими моделями) гидравлическая система; управление насосом оптимизировано в зависимости от давления, необходимого в данный момент.
Управление муфтой возможно вне зависимости от условий движения, при этом достигаются быстрое увеличение крутящего момента с помощью упреждающего управления, задняя главная передача постоянно включена, муфта Haldex совместима без ограничений с электронными системами управления тормозами.
2. Устройство и принципы работы Haldex 4
Для начала (здесь рассматривается только Haldex 4 как в а/м Volvo 2011MY) можно взять документацию из VIDA, но несколько более подробно работа муфты описана в [1]. Важные для понимания моменты выделены жирным курсивом.
С помощью муфты полного привода производится управляемая передача крутящего момента от передней к задней оси автомобиля. Величина крутящего момента, передаваемого муфтой на заднюю ось, определяется степенью замыкания муфты. Основные компоненты муфты приведены на рисунке 2.
Механическая часть муфты состоит из барабана, ступицы, устанавливаемых между ними пакета фрикционных дисков, упорных шайб, поршня с тарельчатой пружиной и игольчатых подшипников (см. рисунок 3).
Механическая часть является замыкающим звеном при передаче крутящего момента от передней к задней оси автомобиля. При подаче давления в полость поршня происходит сжатие пакета фрикционных дисков. Таким образом в зависимости от усилия сжатия, приложенного к пакету фрикционных дисков, муфта может передавать крутящий момент до 2400Н·м.
Ступица приводится в движение от вала привода задней оси через фланцевое соединение (см. рисунок 4 а).
На зубчатый внешний венец ступицы установлен пакет фрикционов, передающих при замыкании муфты крутящий момент на барабан, выполняющий роль корпуса пакета фрикционов (см. рисунок 4 б). Барабан имеет внутренний венец, входящий в зацепление со стальными дисками пакета фрикционов. Через шлицевое соединение в барабан установлен вал-шестерня главной передачи (ГП). Также на рисунке 4 (б) схемотично представлен поршень пакета фрикционов.
Поршень пакета фрикционов имеет форму кольца. При замыкании муфты усилие, приложенное к поршню, передаётся через игольчатый подшипник на пакет фрикционных дисков. Сам поршень не вращается, пакет замкнутых фрикционных дисков вращается с частотой вращения вала привода. Важным элементов конструкции является тарельчатая пружина поршня (см. рисунок 4 в), подпирающая поршень к пакету фрикционных дисков, благодаря чему выбирается зазор между пакетом фрикционных дисков и игольчатым подшипником.
N.B. Тарельчатая пружина муфты всегда слегка поджимает пакет фрикционов, поэтому даже буксировка с вывешенной передней осью автомобиля должна осуществляться не далее 50 км со скоростью не более 50 км/ч. (Запомните этот момент!)
Электрогидравлическая часть муфты состоит из насоса муфты Haldex, масляного фильтра, аккумулятора давления и клапана управления замыкания муфты.
Насос муфты Haldex — аксиально-поршневой, установлен в нижней части муфты полного привода. Он создаёт давление в гидросистеме муфты. Насос регулярно заполняет аккумулятор давления гидросистемы муфты. Работа насоса регулируется блоком управления полного привода в зависимости от требуемого давления.
На рисунке 5 представлена схема внутреннего устройства насоса.
В каждом отверстии блока цилиндров насоса размещены поршень, направляющий стержень и возвратная пружина. С помощью наклонной шайбы с шариковым подшипником поршню и направляющему стержню при вращении блока цилиндров насоса сообщается возвратно-поступательное движение, которое приводит к всасыванию масла в нижнем положении цилиндра и подаче масла по давлением в верхнем положении цилиндра (после поворота цилиндра на 180°). При отказе насоса муфты Haldex давление масла в гидросистеме не поддерживается. Вследствие этого отсутствует передача крутящего момента на заднюю ось автомобиля.
Масляный фильтр — необслуживаемый, с волоконным наполнением. В корпусе масляного фильтра размещён обратный клапан, препятствующий снижению давления масла во всасывающей магистрали насоса муфты Haldex. Считается, что система нормально функционирует весь срок службы. Основываясь на опыте обслуживания а/м марки Вольво на нескольких СТОА, на практике рекомендуется менять вместе с маслом системы каждые 60 тысяч км, каждые 30 тысяч проводить ревизию жидкости Haldex через заливную пробку шприцом. Чистая оригинальная жидкость муфты прозрачна, имеет слегка желтоватый цвет [2, 3].
Важнейшим элементом муфты является аккумулятор давления (см. рисунок 6).
Аккумулятор давления (АД) выполнен очень компактным благодаря использованию трёх соосных пружин сжатия, он установлен в верхней части муфты. Сила сжатия пружин позволяет аккумулятору поддерживать давление масла в гидросистеме на уровне 30 бар (3 МПа!).
На верхнем изображении рисунка 6 система без давления — пружины АД разгружены. На следующем изображении масляный насос нагнетает жидкость в нагнетательную камеру аккумулятора под рабочим давлением 30 бар. Пружины поршня сжимаются. В случае если давление жидкости превысит 30 бар, благодаря конструкции поршня открываются перепускные каналы и часть жидкости сливается в масляный бак.
Данная ситуация продемонстрирована на нижнем изображении рисунка 6.
Таким образом мы рассмотрели практически все основные элементы конструкции муфты Haldex, за исключением принципа управления муфтой и клапана управления замыканием муфты.
На рисунке 7 представлена схема устройства электрогидравлической системы муфты.
Исполнительным механизмом системы управления замыканием муфты является электромагнитный клапан управлением замыканием (КЗМ) (см. рисунок 8).
Фактически КЗМ представляет из себя линейный соленоид. Он регулирует давление в цилиндре поршня
фрикционной муфты. Давление масла возрастает пропорционально силе тока управления, подаваемого на клапан.
Благодаря работе насоса муфты Haldex и наличию аккумулятора давления в питающей магистрали гидросистемы поддерживается давление 30 бар. (см. рисунок 8, изображение 1). При подаче тока на катушку электромагнита возникает пропроциональное силе тока усилие, толкающее золотник вверх, благодаря чему открывается канал. Таким образом задается рабочее давление в полости поршня фрикционной муфты. (см. рисунок 8, изображение 2).
Рабочее давление воздействует на поршень и на стенки регулировочной камеры золотника. Сила от давления масла на стенки регулировочной камеры действует в том же направлении что и сила сопротивления пружины сжатию. Усилие электромагнита направлено в противоположном направлении. Таким образом при достижении требуемой величины рабочего давления устанавливается равновесие сил, при этом перепускной канал закрывается.
Таким образом рабочее давление поддерживается на постоянном уровне (см. рисунок 8, изображение 3).
Управление электрогидравлической системой осуществляется благодаря блоку управления муфтой Haldex, установленному на корпусе муфты с главной передачей и дифференциалом. На XC90 этот блок часто крадут.
Данный блок получает по шине CAN сигналы от модулей тормозной системы и систем стабилизации движения, по этим данным рассчитывает требуемое давление в гидросистеме муфты для оптимального соответствия усилия сжатия пакета фрикционных дисков муфты полного привода и передаваемого при этом крутящего момента условиям движения, управляя КЗМ. Блок управления регламентирует время работы насоса и подаёт сигналы на КЗМ. Величина давления в гидросистеме определяется только положением КЗМ. Также на плате блока управления установлен датчик температуры масла в системе.
При пуске двигателя автомобиля включается насос муфты Haldex. Насос подаёт масло через масляный фильтр в напорную магистраль к аккумулятору давления до тех пор, пока в гидросистеме не будет достигнуто давление 30 бар. По сигналу от блока управления полного привода КЗМ закрывается таким образом, что происходит удержание созданного в полости поршня рабочего давления. Поршень в свою очередь сжимает пакет фрикционных дисков. На рисунке 9 приведена схема рисунка 8 при создании рабочего давления в системе.
При любых условиях движения автомобиля в питающей магистрали между насосом и КЗМ с помощью АД поддерживается постоянное давление на уровне 30 бар. Регулирование рабочего давления производится только КЗМ. Величина рабочего давления определяет усилие на поршне, требуемое по условиям движения.
Рабочее давление может находиться в пределах от 0% — при торможении до 100% — при трогании и разгоне (30 бар — максимальное давление масла, создаваемое в гидросистеме).
Выводы:
1. механическая часть муфты Haldex основана на управляемом сжатии пакета фрикционов
2. управление муфтой осуществляется постоянно в любых дорожных условиях по сигналам с систем управления торможением и стабилизации движения
3. пакет фрикционов практически всегда находится в режиме пробуксовки за счет, во-первых, тарельчатой пружины, слегка прижимающей пакет даже в состоянии покоя, во-вторых, при движении автомобиля по дороге, когда на заднюю ось в поворотах, разгонах, проскальзывании колес передней оси передается необходимый момент
4. для достижения быстрых реакций муфты в любых условиях (вмешательство DSTC, например) в системе создается весьма высокое давление до 30 бар, из описания конструкции и работы следует, что зазоры между дисками и фрикционами в пакете фрикционов минимальны
Можете сравнить эти режимы с режимами работы фрикционов в АКПП, где постоянная пробуксовка пакета фрикционов является неисправностью, давление как правило не превосходит 10 бар, а температуры выше 100 градусов уже критические.
Я попросил для РФ-анализа состава поверхности диск из пакета фрикционов Haldex, но уже по косвенным данным можно говорить, что это металлокерамика, а не кевлар или углеродные композиты. То есть приниципиально иные фрикционные свойства и иные условия работы, хотя сама по себе конструкция фрикционного механизма Haldex новизной не отличается, но дьявол кроется в деталях.
3. Сравнение жидкостей Dextron III и спецжидкости Haldex
Теперь рассмотрим описание технической жидкости для Haldex. Из [2] следует, что жидкость сохраняет постоянные (если дословно — однородные) фрикционные свойства на всем сроке службы, способна работать при температурах 140 градусов Цельсия и 30 бар, не теряя свойств, обеспечивает высокие характеристики трения и предотвращает прерывистое скольжение в муфте, обладает стабильно высокими характеристиками сдвига. При этом масло очень жидкое — при 100 градусах имеет кинематическую вязкость 5,30 сСт, при 40 — 25,2 сСт. То есть АТФ класса Dextron III с его
35-40 сСт при 40 градусах и 7,7 сСт при 100 уже явно не пахнет. Это даже ниже, чем у Toyota WS, Mercon LV, Dextron VI.
Цитата из [3]:
Важная информация Компания Volvo разработала данное масло совместно с поставщиком фрикционных муфт для полноприводных автомобилей. Продукт поставляется только как деталь арт.№ 31325136 и 9487308 и не может быть приобретен как обычное масло.
Действительно Statoil не поставляет жидкость Haldex под своим брендом.
Из [4] мы видим примерный перечень компонентов (кто близок к химии могут проверить CAS-номера):
1. высокоочищенные минеральные масла CAS 989987-80-2 > 90% (масс)
2. сульфоновые кислоты, нефтепродукты (какие?), соли кальция
ТО 2016 ч.1: Замена масла и фильтра в Haldex (3 gen)
На это лето у меня запланировано большое ТО: воздушный фильтр, пружины, свечи, масло в Haldex, масло в двигателе, тормозная жижа, салонный фильтр, жижа ГУРа, ремни ГРМ, генератора и кондиционера. На очереди повесть о смене масла в Active On-demand Coupling (т.е. в муфте Haldex).
Сразу скажу, что проводить эту работу лучше в гараже, где есть куча разных железяк и прочей фигни, которая может очень понадобиться в самый ответственный момент. Замена заняла у меня весь день и подпортила нервы. Почему весь день? Делал в-одиночку, без ямы, первый раз (страшно порой бывает что-то сломать) + время на откисание некоторых особо трудных соединений. Почему нервы? Потому что всё закисшее, ко всему тяжело подбираться (например, для снятия масляного насоса нужно снять фланец, для этого нужно снять кардан, для этого нужно снять или отодвинуть выхлоп, в доме, который построил Джек… А заливная пробка муфты — это отдельная песня.)
Замена
Для замены нужно: ОЕМ масло #31325136 (старый номер), новый #31367940 (у меня такой, хоть заказывал по старому номеру), новый фильтр (идёт с крышкой и болтами) #30787687, торцевой ключ на 10 и 24, накидной ключ на 13, шестигранники 8 и 5, фиксатор фланца, короткий прут 6-8 мм толщиной или короткий болт М8 (в зависимости от типа фланца), WD-40 или аналог, очищающая жидкость, фиксатор резьбы, чистые тряпки и салфетки, новые медицинские перчатки, тазик, шприц (маслёнка) и шланг.
Примечание. Головы болтов у вас легко могут оказаться другого размера (за исключением гайки фланца), поэтому здесь и далее я привожу лишь размеры тех, что стоят у меня. Все эти болты видно ничего не разбирая, поэтому для начала проверьте их и подберите инструмент.
0.1 Для удобства, рекомендую снять среднюю часть выхлопной системы, но можно и без этого обойтись (я не снимал, т.к. с завода средняя секция как отдельный блок отсутствует – она является единым целым с глушителем и при первой замене (что было для меня сюрпризом) трубу нужно разрезать в 3-х местах. Долбаный форд, абсолютно всё надо усложнить).
0.2 Попробуйте сорвать заливной винт. Если не срывается — залейте его, например WD-40 и время от времени в течении процесса разборки подливайте.
1. Снимаем кардан. Некоторые снимают его полностью, но по факту достаточно отсоединить его от фланца муфты. Для этого помечаем положение кардана относительно фланца, затем откручиваем 6 болтов крепления фланца (шестигранник 8 мм). Зафиксировать вал от проворачивания можно съёмником для фильтра или включённой передачей. Далее откручиваем два болта заднего подвесного подшипника (голова 10 мм) и 4 болта (тоже 10 мм) задней поперечины, к которой крепится подвесной. Если не снимали выхлоп, то оставляем поперечину болтаться на нём.
Для снятия всего кардана сначала разъединяем передний фланец и ШРУС и аналогичным образом откручиваем передний подвесной и поперечину.
2. Теперь сложная часть: выбить задний ШРУС из фланца. На фланце сзади есть два отверстия (помимо 6 для болтов). Если у вас фланец без демпфера (см. картинки ниже), то отверстия без резьбы, через них кривым прутом или гвоздём диаметром 6-8 мм нужно выбить ШРУС (фото ниже), если фланец с демпфером, то отверстия имеют резьбу М8 (на себе не проверял, но так пишут), и соответствующими короткими болтами ШРУС выдавливается.
Дополнительные меры, если всё закисло (как у меня), через мягкую проставку (медь, алюминий) обстукивать ШРУС по периметру. Будьте осторожны, чтобы не разобрался сам ШРУС, собирать его не очень просто и нужна смазка, если разобрали.
3. Кардан снят. Если снят частично, то лучше его чем-то подпереть / на что-то подвесить / положить себе на живот:D Следующая сложная часть: открутить гайку фланца.
Сидит она на красном фиксаторе резьбы и поэтому открутить её было ооочень тяжело вплоть до последних миллиметров. Не добавляло простоты и то, что гайка имеет невысокие грани и ключ с неё соскакивает на ура, поэтому нужны две руки, чтобы крутить, а чтобы зафиксировать фланец от проворачивания используйте (очень рекомендую заранее купить или сделать) такой специнструмент:
4. Хорошо очистите муфту вокруг уплотнителя фланца, фильтра и масляного насоса.
6. Снимаем масляный насос. Отсоедините разъём проводов насоса. Сам насос крепится двумя болтами (шестигранник 5 мм). Открутив болты, аккуратно покручивая вдоль его оси вытягиваем насос.
7. Снимаем фильтр. Крепится аналогично насосу. У меня уплотнитель слегка прикипел и отделился от крышки, поэтому его пришлось просверлить и выковырять отвёрткой.
8. Ждём, пока сольётся масло. Заявленный объём – 0,8 л, но мне выдавить больше 0,4 так и не удалось.
9. Тем временем готовим новый фильтр, чистим насос (я использовал жидкость для чистки тормозов) и фланец.
10. Когда всё слилось (дайте ему не менее получаса), дотошнейшим образом вычистите места под фильтр и насос, там не должно остаться ни малейшего ворса или следов бумаги. Для этого и следующих шагов рекомендую использовать новые медицинские перчатки.
11. Смажьте уплотнительные кольца насоса маслом для муфты и установите его на место затолкнув до упора в корпус муфты. Болты затягивайте попеременно с лёгким усилием, пока он не усядется на место и потом затяните окончательно.
12. Аналогично с фильтром и его уплотнительным кольцом (фильтр вставляется пружиной наружу).
13. Очистите место посадки фланца, вал и уплотнители, нанесите фиксатор резьбы и установите фланец по сделанным ранее меткам. Сильно затяните гайку фланца.
14. Установите на место кардан по сделанным меткам, нанесите фиксатор резьбы на все болты. Не затягивайте болты сразу до упора, сделайте 2-3 повтора, чтобы убедиться, что всё встало ровно (чисто мера предосторожности, т.к. криво оно по идее там стать не может никак).
15. Установите на место поперечину и прикрутите подвесной подшипник. Верните на место выхлоп.
16. Заливаем масло. Заливная пробка (13 мм, накидной ключ) традиционно расположена в жопе. Подлезть к ней можно только накидным ключом в двух положениях (если у вас накидная часть ключа немного изогнута, то и вовсе в одном положении). У меня ушла пара часов и много нервов, чтобы её сорвать (и то, сорвать её в результате удалось пришедшему на помощь хозяину гаража:D). Масло лить, пока не потечёт через заливное отверстие.
После этого нужно немного проехать на машине, чтобы поработала муфта (если машина вывешена, то можно это сделать не трогаясь с места), и проверить уровень масла. У меня после этого влезло ещё где-то 50 мл.
Вроде бы весь процесс и ничего сложного, но труднодоступные и прикипевшие соединения, а так же отсутствие ямы или подъемника добавляют времени и проблем.
P.S. Если что, гуглить лучше запросом AOC Oil change, нежели Haldex.
Volvo xc70 D5 2008г. Замена масла халдекс 3 и в заднем мосту.
Откручиваем два подвеса кардана, сам кардан от муфты(предварительно пометив), с обратной стороны демферной муфты вставляем болт, пару ударов через простаку и кардан свободен(крепление глушителя придется огогнуть либо отломать, у меня отломалось, после приварить, чтобы вывести кардан вниз с правой стороны, это для тех у кого стоил демфирующая муфта, там нужно больше места )
Откручиваем шлицевую часть гайковертом многогранной головкой на 24, само удобно
Меняем фильтр, промываем насос и ставим обратно
фильр 31367940, масло 30787687
Заливаем новое мало пока не потечет
Заводим авто на секунд 30, глушим и доливаем масло ещё раз, т. к. насос уже прокачал контур и осталось долить до уровня, все.
Далее меняем масло в заднем мосту, извлекаем масло кто как может, т.к. сливной пробки нет, шприцом через шланг например(очень долго и нудно т.к. масло густое и плохо текет), либо маслоотсосом само удобно если у вас такой имееться, и обратно заливаем новое.
Форум Шкода Кодиак
Неоригинальные масла для муфты Haldex (Cupper и др.)
Неоригинальные масла для муфты Haldex (Cupper и др.)
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 12:08
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение KODIAQ 502 » 12 янв 2020, 12:12
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 12:14
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Tracker » 12 янв 2020, 12:23
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 12:32
Вроде не сильно дорого,думал дороже будет.Это в каком сервисе такие цены?
И по маслу.Сейчас посмотрел,родное ваговское оказывается полусинтетика и на 1000 дороже Купера,а Купер-синтетика.Стремно,конечно,но может и правда есть смысл перейти на Купер..
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Tracker » 12 янв 2020, 12:40
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 12:49
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение dpsun » 12 янв 2020, 12:50
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение AGRAND » 12 янв 2020, 12:58
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 13:03
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение dpsun » 12 янв 2020, 13:13
Отправлено спустя 1 минуту 50 секунд:
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение AGRAND » 12 янв 2020, 13:22
Ну может кто-то здесь в теме.
Отправлено спустя 7 минут 57 секунд:
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение Димыч » 12 янв 2020, 15:16
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение KODIAQ 502 » 12 янв 2020, 19:14
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение dpsun » 12 янв 2020, 21:04
Немного не так говорят работники купера. Они рекомендуют делать две замены масло от того, что первая смена масла на купер растворяет уже образовавшиеся сопли, которые успели на оригинальном масле собраться. И растворяет эти сопли купер примерно за 10 ткм. После этого купер, который растворил сопли, благополучно сливают. И заливают уже окончательный рабочий вариант купера на 60 ткм. (или три года пробега). Дело в том, что дилеры обычно не чистят сетку насоса, т.к. у них нет регламента на эту работу. И чтобы эти сопли извлечь и удалить необходима такая вот промывка.
Отправлено спустя 3 минуты 45 секунд:
А причину образования «соплей» так ведь никто и не знает. Они просто могут быть в одном конкретном экземпляре, а в другом могут и не быть. Механики ОД мне это именно так описали.
Замена масла в муфте haldex 5
Сообщение dpsun » 12 янв 2020, 22:28