какое максимальное число молекул атф может синтезироваться 150 мономерных
Какое максимальное число молекул атф может синтезироваться 150 мономерных
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 22
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
(Приведены типовые задания ФИПИ)
1. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) Заключенная в органических веществах энергия в каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности.
2) Часть энергии рассеивается в виде тепа или не усваивается организмом.
2. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блоки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консументов II порядка в составленной цепи и объясните с вой выбор.
1) Листья репы – крестоцветные блоки – лягушка – уж – хорь.
2) Консумент II порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
3. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
1) Увеличение численности растительноядных организмов.
2) Уменьшение численности растений, которыми питаются консументы первого порядка.
1) Вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствии достаточного количества хищников.
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.
4. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется.
2) За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.
5. Поясните, почему горох посевной высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
6. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.
1) Это пример квартиранства: стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей).
2) Поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
1) Листовой опад – дождевой червь – еж – лисица – орел.
2) консумент третьего порядка – лисица.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: сельдь, гренландский тюлень, одноклеточные водоросли, треска, мелкие ракообразные. Какой из организмов исполняет роль консумента четвертого порядка?
1) Одноклеточные водоросли – мелкие ракообразные – сельдь – треска – гренландский тюлень.
2) Консумент четвертого порядка – гренландский тюлень.
9. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?
1) При выращивании одной и той же культуры на поле истощается почва, так как растения избирательно поглощают вещества.
2) Увеличивается численность вредителей и паразитов этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам).
10. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.
1) На конях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии.
2) Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот, при этом почва обогащается соединениями азота.
11. В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.
1) Экспериментальный способ – нужно срезать ветку с дерева с омелой и оставить на некоторое время.
2) Если омела завянет, то она – паразит и самостоятельно жить не может.
12. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
Линия заданий 22, ЕГЭ по биологии
1) Плоды садовой земляники, которые созрели в солнечную погоду, гораздо слаще, чем плоды, созревшие в пасмурную погоду
2) В солнечную погоду активнее идет процесс фотосинтеза в клетках растений, за счет чего больше синтезируется углеводов, имеющих сладкий вкус
1) Дрожжи вызывают спиртовое брожение, вследствие чего образуется углекислый газ
2) При насыщении теста углекислым газом оно становится мягким и воздушным
1) В клетках плодов происходит дыхание
2) Кислород окисляет сахара до углекислого газа и воды; кислый вкус при этом остается, а сладкий исчезает (ну почему кислород такой жестокий? )))
1) Полость носа должна быть увлажненной, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражают только те вещества, которые растворились в слизи, покрывающей эпителий носовой полости
2) Избыточное, обильное выделение слизи затрудняет доступ химическим веществам к обонятельным рецепторам (например при насморке обонятельная функция носа страдает: снижается способность распознавать запахи)
1) Для их разделения применяют метод хроматографии
2) Метод основывается на различной скорости движения смеси химических веществ через адсорбент в зависимости от их молекулярной массы
1) Механизм вдоха и выдоха (механизм внешнего дыхания)
2) Внутри стеклянной прозрачной банки при опускании резиновой мембраны давление снижается и становится ниже атмосферного: вследствие разницы давлений объем мешков увеличивается
1) Сформировались речевые центры, которые обеспечили коммуникацию людей при трудовой деятельности
2) Получили дальнейшее развитие нервные центры, отвечающие за тонкую моторику пальцев рук
1) Биоценоз (природная экосистема), обладающий большим числом и разнообразием видов, заменяется на агроэкосистему с небольшим числом и малым разнообразием видов
2) В результате биоразнообразие на острове сократится, природная экосистема станет менее устойчивой
Тест по теме Энергетический обмен
1) окисление НАД*Н
2) расщепление гексозы на две триозы
3) образование пировиноградной кислоты
4) восстановление НАД*Н в матриксе митохондрий
5) синтез ацетилкофермента A
6) синтез АТФ на мембране митохондрий
Верный ответ: 235416
1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и в результате горения, образуются углекислый газ и вода
2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или потока лучистой энергии (света); при окислении лишь часть энергии выделяется в виде тепла, а часть запасается в виде энергии макроэргических связей молекулы АТФ
3) В разных структурах организма и клетки биологическое окисление происходит ступенчато, при участии ферментов; при горении ступенчатого окисления не происходит (вещества сгорают до углекислого газа и воды), ферменты в процессе горения также участия не принимают
ВИДЫ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) кислородное дыхание
2) брожение
Какое максимальное число молекул атф может синтезироваться 150 мономерных
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 22
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
(Приведены типовые задания ФИПИ)
1. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) Заключенная в органических веществах энергия в каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности.
2) Часть энергии рассеивается в виде тепа или не усваивается организмом.
2. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блоки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консументов II порядка в составленной цепи и объясните с вой выбор.
1) Листья репы – крестоцветные блоки – лягушка – уж – хорь.
2) Консумент II порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
3. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
1) Увеличение численности растительноядных организмов.
2) Уменьшение численности растений, которыми питаются консументы первого порядка.
1) Вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствии достаточного количества хищников.
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.
4. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется.
2) За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.
5. Поясните, почему горох посевной высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
6. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.
1) Это пример квартиранства: стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей).
2) Поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
1) Листовой опад – дождевой червь – еж – лисица – орел.
2) консумент третьего порядка – лисица.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: сельдь, гренландский тюлень, одноклеточные водоросли, треска, мелкие ракообразные. Какой из организмов исполняет роль консумента четвертого порядка?
1) Одноклеточные водоросли – мелкие ракообразные – сельдь – треска – гренландский тюлень.
2) Консумент четвертого порядка – гренландский тюлень.
9. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?
1) При выращивании одной и той же культуры на поле истощается почва, так как растения избирательно поглощают вещества.
2) Увеличивается численность вредителей и паразитов этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам).
10. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.
1) На конях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии.
2) Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот, при этом почва обогащается соединениями азота.
11. В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.
1) Экспериментальный способ – нужно срезать ветку с дерева с омелой и оставить на некоторое время.
2) Если омела завянет, то она – паразит и самостоятельно жить не может.
12. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
Тест. Пробный вариант (генетический код, цитология, обмен веществ)
Список вопросов теста
Вопрос 1
Вопрос 2
2. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Хранение и передача наследственной информации клетки и организма
Вопрос 3
. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения и функциий изображеной структуры клетки, Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
Варианты ответов
Вопрос 4
становите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.
A) секреция синтезированных веществ
Б) биосинтез белков
B) внутриклеточное пищеварение
Г) участие в расщеплении органических веществ
Д) формирование полисом
Вопрос 5
Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.
А) Мембранные органоиды отсутствуют.
Б) Имеется клеточная стенка из муреина.
В) Наследственный материал представлен нуклеоидом.
Г) Содержит только мелкие рибосомы.
Д) Наследственный материал представлен линейными ДНК.
Е) Клеточное дыхание происходит в митохондриях.
Вопрос 6
Установите соответствие между признаками и видами нуклеиновых кислот.
ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
A) хранит наследственную информацию
Б) копирует наследственную информацию и передаёт её к месту синтеза белка
B) является матрицей для синтеза белка
Г) состоит из двух цепей
Д) переносит аминокислоты к месту синтеза белка
Е) специфична по отношению к аминокислоте
Вопрос 7
Установите соответствие между характеристикой процессов, происходящих при энергетическом обмене, и этапами этого процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) идёт с образованием ПВК
Б) происходит в митохондриях
В) процесс анаэробный
Г) в ходе процесса образуется 36 молей АТФ
Д) образуются углекислый газ, вода, мочевина
Е) происходит в цитоплазме
Вопрос 8
Установите последовательность процессов синтеза белка и его работы в качестве фермента в клетке. Установите соответствующую последовательность цифр.
Варианты ответов
Вопрос 9
Установите последовательность процессов, происходящих в процессе трансляции.
1) возникновение первой пептидной связи
2) присоединение к иРНК малой субъединицы рибосомы
3) перемещение рибосомы на один триплет
4) присоединение к первому триплету иРНК антикодона тРНК с аминокислотой метионин
5) разрушение рибосомы при достижении триплета терминации
6) присоединение ко второму триплету иРНК транспортной РНК со второй аминокислотой
Вопрос 10
. Проанализируйте таблицу «Органоиды клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Запишите последовательность цифр