какое любимое занятие ильи обломова

Илья Ильич Обломов — описание в цитатах

Краткая характеристика Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич Обломов — описание в цитатах

«. у него есть Захар и еще триста Захаров. «

«. получал уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода. «

«. коллежский секретарь чином. » (Обломов служил 2 года в канцелярии)

«. Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное; руки [. ] не трясутся, не красные, а белые, небольшие. Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво. «

«. По‑твоему, шатайся целый день – тебе нужды нет, что я пообедаю невесть где и как и не прилягу после обеда. «

«. обнаруживать вполне свою лень и капризы. «

«. избавляя ленивого барина самого от необходимости говорить и делать. «

«. Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец. «

«. беззаботность отлетела от него с той минуты, как она в первый раз пела ему. «

«. Во-на! Он их сунет куда-нибудь, и сам черт не сыщет. «

«. Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или законы подведешь в записке, ничего: велит только другому переделать. «

«. Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти ее двигались взад и вперед. «

«. повалится на постель, да и будет ворочаться, как боров, да вздыхать – вот и все. «

«. Видишь, ведь ты какой уродился! – возразил Тарантьев. – Ничего не умеешь сам сделать. Все я да я! Ну, куда ты годишься? Не человек: просто солома. «

«. Зачем же ты пугаешь меня своей нерешительностью. » (Ольга Ильинская Обломову)

«. эта нерешительность, неизвестность скорее кончилась. «

«. А коли хорошо тут, так зачем и хотеть в другое место. «

«. выводил Обломова из неподвижности и скуки. «

«. Он в жизни совершил только одно путешествие [. ] единственную поездку из своей деревни до Москвы. «

«. в те дни, когда он не ждал никого и ничего ни от дня, ни от ночи. «

«. всякий час утра и вечера. [. ] бесцветен и сумрачен. «

«. этот час. [. ] протекал без нее и, следовательно, протекал вяло и скучно. «

«. дикарь такой, что лишь только соберутся трое четверо к нам, сейчас уйдет. «

«. Откуда вы, Обломов? Не знает Дашеньки! Весь город без ума, как она танцует. » (Волков — один из гостей Обломова)

«. За здоровье олухов! – сказал Иван Матвеевич. Они выпили. «

«. Кроме того, он еще имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное. «

«. Покорно благодарю, – ласково отозвался Обломов. «

«. он начал смотреть на нее по прежнему ласково. «

«. Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно. «

«. Он прятался, как школьник, лишь только завидит Ольгу. «

«. Илья Ильич завел даже пару лошадей, но, из свойственной ему осторожности, таких, что они только после третьего кнута трогались от крыльца. «

«. не делали исключений в пользу балованных сынков. «

«. докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил. «

«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…»

«Меня убивает совесть: ты молода, мало знаешь свет и людей. » (Обломов о себе)

«. насмешками над лежаньем, над ленью, над его неловкостью. «

«. вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день. «

«. в кабинете Обломова все было тихо, как в могиле. «

«Здоровье плохо, Андрей, – сказал он, – одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь. «

«Плохо здоровье, Андрей, – говорил Обломов, обнимая его, – левая нога что то все немеет. «

«. Что ты? Бог с тобой! Этакой холод, а я только в ваточной шинели. «

«. Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке. » (живя у Пшеницыной)

«. Анисья опрометью побежала на рынок за потрохами для любимого супа Обломова. «

«. испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе. «

«. стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще. «

«. как гибнет все доброе от недостатка участия, деятельности. «

«. уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает. «

Это было цитатное описание Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера героя.

Источник

Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей.

Творческая манера И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов. Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях. Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад. Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.

«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.

Илья Ильич Обломов

Внешность

В начале романа Обломову 32–33 года. Это мужчина приятной наружности: средний рост, тёмно-серые глаза, нежное белое лицо. Но глаза казались тусклыми, а лицо было измятым от долгого лежания и малой подвижности. Чаще всего лицо его было небритым — бриться ему было лень.

Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретённой ещё в детстве. Тело его, судя по цвету шеи, было чересчур белым и изнеженным, а руки — маленькими и пухлыми. Он сам себя считает «дряблым, ветхим, изношенным кафтаном», хотя автор пишет о мягкости и даже некоторой грации его движений.

Главной его одеждой был старый любимый халат, который он не просто надевал, а укутывался в него. А ещё одна замечательная деталь — домашние туфли героя. Если при попытке встать с постели его ноги сразу не попадали в них, то он тут же снова ложился. Полюбив Ольгу Ильинскую, он на некоторое время как будто пробуждается от тягучего сна, и тогда у него появляется желание сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума…». Но любовь не состоялась. И халат вернулся — Агафья Матвеевна Пшеницына, его новая хозяйка, достала халат из чулана… Всё возвращается на круги своя.

Образ жизни

Обломов — потомственный дворянин, помещик. Он владеет крепостными, которых у него 300 душ. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домосед и редко выходит из дома, ведёт уединенную жизнь. Чаще всего он просто лежит на диване. Периодически его пытается встряхнуть и расшевелить друг детства Штольц: он порицает его бездеятельность («тебе, кажется, и жить-то лень?», «точно ком теста, свернулся и лежишь»), но вывести Обломова из полусонного состояния очень сложно.

Книги и газеты он не читает — ему не интересно, но перед Штольцем он оправдывается, что мелкая печать портит глаза.

Обломов — слабый, безвольный человек: «Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…». Всё понимая, он ничего не может с собой поделать и признаётся, что это душевное угасание началось у него ещё в детстве: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…».

Но это нравственно чистый человек, поэтому к нему тянутся люди. Иногда в его доме бывает по несколько посетителей в день, которые приходят с разными целями, но в основном чтобы излить душу. Он никогда никому не сделал ничего плохого — это и притягивает к нему людей. Обломов эмоционален, он способен плакать о судьбах даже чужих ему людей, но в то же время ничего не делает для помощи ближним. В юности он любил живопись, восхищался мадоннами Рафаэля, но и этот интерес с годами угас. Осталась только страстная любовь к музыке.

Он часто ошибался в людях, но не потерял веры в добро, любовь, искренность и человеческую честь. Это свойственно чистым и целомудренным людям. Он не умеет обманывать, говорить пошлые комплименты, льстить.

Но труд его тяготит. Когда ему сообщают о текущих делах в его имении, это вызывает в нём недовольство и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Так когда же жить? Для чего же мучиться весь век?» Но жизненной цели у него нет, и сам он упрекает себя за пустоту и ненужность своей жизни.

Гончаров показывает характер Обломова и через предметы домашнего быта. На всех его вещах — печать заброшенности, следы запустения.

Обломов не терпит суеты и вечной спешки городских жителей.

В первых восьми главах романа Обломов лежит на любимом диване. К нему постоянно идут визитеры, сменяя друг друга, символизируя образ Петербурга. Каждый из них живет в постоянной суете, вечно спешит, гонится за успехом, строит карьеру, сплетничает, развратничает. Обломов понимает, что это пустота, прикрытая видимостью жизни. Он предпочитает одиночество. Идеал его жизни — Обломовка, т. к. истинное счастье он видит только в покое.

«Сон Обломова»

Сам роман произвёл сенсацию в обществе. О нём спорили, им восхищались. Но особенно привлекал внимание и вызывал противоречивые чувства образ главного героя. Одни видели в нём положительный персонаж, а других он возмущал. Н. Добролюбов отмечал, что Гончаров в образе Обломова показал социальное явление, порождённое той средой, в которой он жил, и итог нравственного развития дворянства, итог паразитического существования помещичьего сословия. Лень, физическая и социальная апатия, неспособность к деятельности — всё это Штольц называет «обломовщиной». Добролюбов с этим определением согласен, а истоки этого явления видит в самом укладе русской жизни.

В сущности, сон Обломова — это не просто сновидение. Это подробная картина жизни деревни Обломовки, в которой формировался характер главного героя.

Для жителей Обломовки настоящей жизнью являются «тишина и невозмутимое спокойствие». Иногда это спокойствие нарушается некоторыми неприятностями, в число которых входит и труд — его они считают наказанием. Илюше с детства внушали, что делать ничего не нужно, для всего есть Захары, и скоро мальчик сам научился покрикивать на слуг. Зарабатывать на жизнь — недостойное занятие для дворянина, считал он уже взрослым. Он твёрдо уверен в том, что на барина всегда должен работать крестьянин.

Но… Этот же жизненный уклад сформировал и его благородство, мягкость, доброту. «Обломовщина» — это не только «дикое барство», это и огромная материнская любовь, и ласка, которыми Илюша был взлелеян с раннего детства. Эмоциональность и чувствительность героя сформировались под воздействием поэзии деревенской уединенной жизни, русского хлебосольства, красоты природы. Патриархальный уклад русской жизни отличался не только отрицательными, но и поэтическими его сторонами.

У Обломова было удивительное сердце, «чистое», «как колодезь глубокое» — это очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. За это полюбила его Ольга Ильинская. Бескорыстие и искренность Обломова привлекали к нему множество людей. Он способен глубоко чувствовать, понимает искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.

Сон Обломова помогает читателям понять его идеалы. Они не совпадают с основами петербургской жизни и даже противоположны им. Только во сне он может попасть в ту страну покоя, счастья и любви, где человеку не надо притворяться, где он остаётся самим собой. Ведь Обломов в сущности своей – идеалист. Эта добрая, честная натура, искавшая правды, но постоянно обманывающаяся, осознала своё бессилие и впала в апатию, из которой её не смогли вывести ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской. Он только сделал попытку выйти из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.

Но покой он всё-таки нашёл — в доме вдовы Пшеницыной. Её дом становится для него Обломовкой — здесь были покой и апатия, но не было поэзии и ожидания чуда. И незаметно его сон переходит в вечный сон — так было со всеми обитателями Обломовки.

Заключение

Чем притягивает образ Обломова? Почему этот апатичный, ленивый герой уже полтора века вызывает споры и волнует читателей и критиков? Что же такого находят в нём его сторонники?

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Об этом он говорит Штольцу: «… Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь… Скука, скука, скука. Где же тут человек?»

Как актуально и для нашего времени всё, сказанное им!

Обломов симпатичен тем, что лежит на диване не только потому, что может ничего не делать, но и потому, что не желает жить в ущерб своему нравственному убеждению.

Характеристика образа Обломова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Илья Ильич Обломов

какое любимое занятие ильи обломова

Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Илья Ильич Обломов – центральный персонаж одноименного романа И.А. Гончарова. Герой живет в Петербурге, куда переселился из своего родового имения. Илья Ильич – человек, давно лишенный каких-либо стремлений и надежд, добровольно заключивший себя в четырех стенах съемной квартиры. Появление в России социального явления «обломовщина» во многом обязано герою данного произведения, который является символом застоя, апатии и полной бездеятельности.

Описание героя

Внешность

Илья Ильич разменял четвертый десяток – на момент событий ему 32 года. Это мужчина среднего роста, симпатичный, со спокойным и мягким выражением лица. Темно-серые глаза выражают доброжелательность, но в них абсолютно отсутствует какая-либо сосредоточенность. Порою мимолетная мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Беспечность и какая-то тепличность сквозят во всем облике героя. Обрюзглость, которую его тело приобрело слишком рано, и нездоровый цвет лица говорят о том, что герой редко бывает на воздухе и слишком мало двигается. Любимое место обитания Обломова – старый диван, обычная одежда – необъятный халат восточного типа и мягкие туфли. Этот домашний гардероб как нельзя лучше гармонирует со всем обликом своего хозяина.

Характер

какое любимое занятие ильи обломова

Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Тихомиров

Апатия и лень – ярко выраженные отрицательные черты Обломова. Такой склад характера сформировался у него еще в детстве, в атмосфере сонного царства, в котором пребывали обитатели Обломовки. Никто не привил ему даже малой доли тех необходимых навыков, которые пригождаются человеку, вступающему во взрослую жизнь. Не он сам, а другие всегда были исполнителями его желаний, родители же не видели в этом ничего предосудительного. Ведь мальчик – барин, пусть даже и маленький, а барчукам негоже и не по сословию перетруждаться. Такое воспитание обернулось тем, что взрослый Обломов все так же продолжает надеяться на то, что придет некто и решит за него все его проблемы. Даже письмо от управляющего Обломовкой не в силах поднять его с дивана, чтобы разобраться, что происходит в имении.

Но есть в характере Ильи Ильича и положительные стороны. Прежде всего, это доброта и отзывчивость, способность к сочувствию. Наделен Обломов и таким свойством, как проницательность. Ведь, благодаря ей, он первым понял, что отношения с Ольгой – это путь в никуда. Не чужды герою и мечтательность, романтизм, способность тонко чувствовать и переживать. К сожалению, судьба его сложилась так, что этим фантазиям и мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Между тем, ему хорошо в своих грезах, ведь там ему не нужно подстраиваться под жестокий окружающий мир, который он не приемлет всем своим существом.

Квартира, где обитает герой, выглядит неуютно и запущенно. Уборкой занимается Захар и то, скорее, для видимости. Если присмотреться, можно увидеть паутины, свисающие по углам, ковры, покрытые пятнами, мусор под шкафами, неубранные тарелки. Повсюду царит ощущение необжитости и пустоты. Если бы не диван с Обломовым, можно было подумать, что здесь давно никто не живет.

Элементы биографии

В настоящее время Обломов владеет родовым имением с тремястами крестьянами. Это наследство, доставшееся ему от отца. Стоит коротко упомянуть о родителях Обломова – добродушных людях, приверженцах патриархального жизненного уклада. Жизнь их протекала в полнейшей безмятежности и покое. Отец «целое утро сидел у окна и неукоснительно наблюдал за всем, что делается на дворе», мать Илюши весь день отдавала разные распоряжения по хозяйственной части. Ее любовь к единственному сыну не знала границ. Каждое утро она осыпала «его страстными поцелуями», затем вглядывалась в него «жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки… не болит ли что-нибудь».

С детства Илья Ильич усвоил, что жизнь – это «покойная река», которая протекает мимо, а жизненный идеал – это праздность и бездействие. Еще будучи совсем ребенком, он выстроил программу своей будущей жизни, образцом для которой была жизнь в Обломовке. Одной из главнейших забот обитателей имения была забота о еде: «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Никто не смел нарушать вековую традицию – послеобеденный сон, который был «истинным подобием смерти». Спали все – хозяева, прислуга, дворовые девки, конюх, садовник и прочая многочисленная челядь. Мальчик с нетерпением ожидал той минуты, когда в доме наступала мертвая тишина. В это время он становился предоставленным самому себе и ощущал себя единственным во всем мире. Несмотря на пытливость ума, ребенок, в силу своего возраста не оказывал никакого сопротивления атмосфере застоя, царившего в имении. Долгими зимними вечерами, укладывая Илюшу спать, няня рассказывала ему «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Даже во взрослой жизни Обломов будет продолжать верить в чудеса, непроизвольно сожалея о том, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». У него «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Учеба в пансионе, переезд в Петербург

Наступила пора учебы и «отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу». Учиться ему предстояло в пансионе, который для дворянских детей организовал Иван Богданыч Штольц. Его сын Андрей стал одноклассником Илюши. У юного Обломова полностью отсутствовала тяга к обучению, да и родители в его образовании усматривали единственную выгоду: «мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором». Но они хотели, чтобы всего этого их мальчик достиг, не слишком утруждаясь, «как-нибудь подешевле, с разными хитростями». В пансионе, где Обломов пробыл до пятнадцати лет, его, так же, как и дома лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло».

Затем была учеба в Москве, после которой Обломов так и не воспользовался в своей жизни науками, которые изучал. Обосновывал он это так: «Политическая экономия, например, алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке?». Тем не менее, тщеславие и мечты о блестящей карьере сподвигли его на переезд в Петербург. С собой он забрал верного слугу Захара и поселился с ним в двух комнатах, но после того, как стал владельцем Обломовки, смог позволить себе «квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей».

Служба, карьера и гости Обломова

какое любимое занятие ильи обломова

Илья Обломов. Актер О. Табаков. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

В Петербурге Обломов устроился на службу в канцелярию. Работу он выполнял мелкую, соответствующую его должности коллежского секретаря. Однажды он перепутал адреса и отправил служебное письмо не в Астрахань, а в Архангельск. Это обстоятельство так испугало Обломова, что он из-за страха перед начальством был вынужден подать в отставку. Таков был финал его так и не начавшейся карьеры. Став свободным, он поначалу посещал светские мероприятия, однако разочаровавшись в обществе, насквозь пронизанном ложью, завистью и сплетнями, он стал делать это все реже и реже. Тогда он поставил перед собой цель навести порядок в Обломовке, жениться и зажить там беззаботной жизнью, как и его родители. Но лень, которую он впитал с молоком матери, не позволила ему осуществить задуманное.

У Обломова есть несколько приятелей, которые регулярно его навещают. Судьбинский, Волков и Пенкин заглядывают редко и буквально на несколько минут. Такие же, как Алексеев и Тарантьев наносят основательные визиты. У Обломова они едят, пьют, курят дорогие сигары, одним словом, находят в его доме «теплый, покойный приют и всегда одинаково если не радушный, но равнодушный прием». Да и сам Илья Ильич уже привык к этим людям. Алексеев позволяет ему «жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате…». Он переносит «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Совсем другой Тарантьев. Он вносит в сонное царство Обломова «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Помимо этого, Обломов по наивности надеется, что Тарантьев «в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное».

Мечты Обломова

Лежа на диване, Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире». Его голову посещали высокие идеи, в воображении он ощущал себя героем – победителем всемирного зла. Иногда он представлял себя художником или великим, непобедимым полководцем. Но когда в своих мечтах он сталкивался с какой-нибудь проблемой, то начинал «молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожающую бурю». После этого он вновь становился равнодушным и ко всему безучастным. Даже письмо от управляющего из Обломовки и требование хозяина освободить квартиру отходили куда-то далеко, на последний план.

Обломов был способен осознать весь трагизм своего положения и то, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».

Обломов и Штольц

Дружба Обломова и Штольца берет свое начало в далеком детстве. Затем была совместная учеба в пансионе, и до сих пор Штольц остается единственным близким Обломову человеком. В юности они оба были романтиками и мечтателями, собирались «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Только перед Штольцем Илья Ильич может быть до конца откровенным и искренним, он обсуждает с ним свое здоровье, просит у него совета: «Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места».

Штольц – активный и деятельный молодой мужчина. Для него разъезды – обычное дело, в отличие от Обломова, который «избаловался настолько», что не в состоянии съехать с квартиры. Стоит ли говорить о дальних путешествиях, когда единственной поездкой Обломова была дорога из имения до Москвы. И проходила она с кучей прислуги, «среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы».

Однако Штольцу все же удается прервать затворничество друга. Он намерен вновь вернуть его в общество. После долгого упорства Обломов соглашается, и это можно считать настоящим подвигом, первым шагом на пути к «излечению». Но во время бесконечных визитов Обломов начинает замечать, что представители света – это «спящие люди». «Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Обломов пытается доказать другу, что светская жизнь – это средоточие лжи и лицемерия, что никак не соответствует его представлению о счастье. Он вновь мечтает о жизни в Обломовке в кругу семьи, в доме с изящной мебелью, роялем, книгами. Это и есть тот самый рай, который рисует его воображение.

Обломов и Ольга Ильинская

какое любимое занятие ильи обломова

Обломов и Ольга Ильинская. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Поселившись в Петербурге, Обломов иногда заводил отношения с женщинами, но это было лишь мимолетной влюбленностью, которая никогда не превращалась в настоящую любовь. Потом он сознательно прекратил общение со слабым полом во избежание разных хлопот. Всколыхнула душу Обломова встреча с Ольгой Ильинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Девушка вновь подарила ему желание жить и любить. Под влиянием этой встречи Илья Ильич начал меняться, он перестал спать после обеда, стал читать книги, совершать с Ольгой длительные пешие прогулки. Все начало меняться после того, как он сделал девушке предложение и получил ее согласие стать его женой. На него вдруг навалились мысли о предстоящих хлопотах, которые неизбежно сопровождают подготовку к свадьбе. Первые же попытки по наведению порядка в своих делах оказались настолько неподъемны для Обломова, что его чувство начало угасать. Ольга, которая так активно взялась за перевоспитание Обломова, поняла, что ее усилия пропадают зря. Считая для себя невозможным жить так, как Обломов, она приняла решение расстаться с ним.

Обломов тяжело пережил разлуку с Ольгой. Он долго болел и «мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь». Тем не менее, он от души порадовался за нее, когда получил известие о том, что она вышла замуж за Штольца. «Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив. »

Обломов и Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына была кумой Тарантьева, который и посоветовал Обломову снять у нее квартиру на Выборгской стороне. Ему сразу пришлась по душе эта простая и трудолюбивая женщина, вдова чиновника, занимавшего в свое время такой же пост, как и Обломов. В свою очередь, Пшеницына также очень хорошо относилась к Илье Ильичу, помогала и заботилась о нем. Обломов понял, что дом Агафьи Матвеевны – это и есть тот самый райский уголок, о котором он мечтал всю свою жизнь. Здесь все было таким же, как и в любимой Обломовке, те же разговоры о еде и продовольствии, те же мирно протекающие, однообразные дни, в которых нет места бурям и потрясениям.

Здесь Обломов впервые стал отцом – у него родился сын, названный в честь Штольца Андреем. Анализируя свою жизнь, Илья Ильич решил, что «ему некуда больше идти, нечего искать… идеал его жизни осуществился». Обломов жил тихо и спокойно, так же спокойно и тихо он ушел из жизни, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Роль героя в произведении

Обломов – яркий образец патриархального дворянина. В романе он играет роль «лишнего человека», не принимающего современное общество, навсегда застрявшего в прошлом. Ему абсолютно чужда та среда, к которой принадлежат его лучший друг Андрей Штольц и его возлюбленная Ольга Ильинская. Писатель показывает «обломовщину» с ее влечением к далекому прошлому, бездеятельностью, безразличием и духовной деградацией, когда личность превращается в биомассу, лежащую на диване.

В то же время, Гончаров неоднозначно изображает и представителей современного мира. Почти каждый из них лишен того душевного покоя и внутренней мечтательности, которые были у Обломова. Даже Штольц находит этот покой только в доме Обломова. Создавая образ главного героя, автор стремится донести мысль, что, несмотря на положительные черты характера, такие, как доброта и отзывчивость необходима постоянная работа над развитием собственной личности. В противном случае человека ожидает такой же тупиковый застой, в какой добровольно вогнал себя Обломов.

Развитие героя по мере сюжета

Первое знакомство с героем происходит, когда Илюше Обломову всего семь лет, в последних главах описываются события, произошедшие тридцать семь лет спустя. Чтобы лучше понять, какие изменения претерпевает главный герой на протяжении повествования, необходимо обратить внимание на «Сон Обломова», в котором он вновь возвращается в детство, в деревню, где еще жива его любимая маменька, где все – и господа и слуги пребывают в царстве сна и покоя, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность».

Шаг за шагом приближается Обломов к своей деградации. Сначала следует увольнение со службы, затем утрата интереса к обществу и внешнему миру в целом. У героя остаются только диван, необъятный халат и домашние туфли. Он неуклонно погружается в полную духовную апатию и лень. Даже полный энергии Штольц не в состоянии пробудить в нем желание начать жить, а не продолжать бессмысленное существование. В ответ он слышит: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Не смогла воскресить Обломова и любовь к Ольге Ильинской. Его страшат те недостижимые для него свойства, которые сделают его достойным любви этой девушки. Свой идеал он находит в доме Агафьи Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, не требует от Обломова никаких изменений, и любит его таким, каков он есть.

Отношение автора к герою

Позиция автора по отношению к Обломову неоднозначна. Подробно описывая быт главного героя, образ его мыслей, Гончаров довольно положительно относится к господину Обломову. Он даже сочувствует ему в его беспомощности и несостоятельности. Он понимает, что Обломов – жертва родительского воспитания, а его инфантильность – порождение барской среды, где помещики ведут праздную жизнь за счет труда крепостных крестьян.

Гончаров показывает положительные черты характера Обломова, такие как доброта, порядочность, ум, честность, чтобы читатель почувствовал, что перед ним, прежде всего, человек. В то же время, временами чувствуется антипатия автора к герою за его лень, несостоятельность и трусость. В финале Гончаров не обозначает свою позицию по отношению к какому-либо герою. Остается неизвестным, чью сторону он принимает – энергичного Штольца или пассивного Обломова. Тем не менее, становится понятно, что именно давно изжившая себя «обломовщина» и стала причиной деградации героя.

Прототипы

История произведения корнями уходит в историю жизни самого И.А. Гончарова. Как признавался сам писатель, для него особенно важным было описание полной реальности, без ухода на «почву мыслителя». Таким образом, можно сделать вывод, что своего главного героя автор списал с собственной персоны. Об этом говорили и современники писателя, находя в Гончарове и Обломове множество совпадений. И тот и другой были выходцами из русской патриархальной глубинки, оба отличались медлительностью и, в некоторой степени, леностью, но при этом, оба были умны и порядочны.

Экранизации героя

какое любимое занятие ильи обломова

Илья Ильич Обломов. Актер О. Басилашвили. Т/сп «Обломов». 1965

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Обломова он пригласил в свою работу известного актера Олега Басилашвили.

В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа. На роль Обломова Михалков пригласил всеми любимого актера Олега Табакова. Обломов Табакова получился очень натуральным и трогательным. Добродушный, мягкий, ленивый, мечтательный – таким зритель видит Обломова в исполнении Олега Павловича. Хотя сам Табаков неоднократно повторял, что в действительности Штольцем был скорее он, а не Богатырев. Несмотря на это, роль Обломова является одной из лучших в копилке Олега Павловича Табакова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *