какое литературное произведение принадлежит владимиру мономаху

Какое литературное произведение принадлежит владимиру мономаху

Что из перечисленного связано с деятельностью князя Владимира Мономаха? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) организация крестового похода в половецкую степь

2) написание «Поучения детям»

3) принятие первого Судебника

4) перенос столицы из Киева во Владимир

5) созыв князей на съезд в Любече для предотвращения междоусобиц

6) основание Москвы

1) организация крестового похода в половецкую степь — да, верно, в 1111 г. Владимиром Мономахом, Святополком Изяславичем и Давыдом Святославичем был организован крестовый поход в степь.

2) написание «Поучения детям» — да, верно, данный литературный памятник принадлежит перу Владимира Мономаха, его другое название «Завещание Владимира Мономаха детям».

3) принятие первого Судебника — нет, неверно, он был принят Иваном III в 1497 году.

4) перенос столицы из Киева во Владимир — нет, неверно, это осуществил Андрей Боголюбский после того как в 1169 году взял приступом и разграбил Киев. Он оставил там наместником своего родственника, а сам вернулся во Владимир, после чего данный город приобретает статус первого среди русских городов.

5) созыв князей на съезд в Любече для предотвращения междоусобиц — да, верно, Мономах и великий князь Святополк Изяславич были организаторами данного съезда.

6) основание Москвы — нет, неверно, оно традиционно приписывается Юрию Долгорукому и связано с событиями 1147 года.

Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.

A) «Хождение за три моря»

Б) икона «Святая Троица»

B) «Повесть временных лет»

1) Афанасий Никитин

4) Владимир Мономах

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Автором «Хождения за три моря» был тверской купец Афанасий Никитин.

Б) Икона «Святая Троица» была написана Андреем Рублевым.

В) «Повесть временных лет» написана летописцем Нестором.

Г) Автором «Поучения детям» был киевский князь Владимир Мономах.

Какое из названных литературных произведений повествует о Куликовской битве?

О Куликовской битве, которая произошла на берегах Дона, повествует «Задонщина». «Апостол» — первая печатная книга, изданная в 1564 году. «Поучение детям» и «Русская правда» созданы во времена Древней Руси.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?

В XII в. киевский князь Владимир Мономах написал «Поучение детям» — свод нравственных правил и наставлений. «Апостол» — это первая печатная книга, которая была выпущена в 1564 году. «Задонщина» — это произведение XIV века, рассказывающее о событиях Куликовской битвы. «Русская правда» — это свод законов Древней Руси.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

Может быть указано:

— речь идет о князе Владимире Мономахе

— он занял киевский престол в 1113 г.

— он был приглашен на престол киевлянами после вос-стания в Киеве в 1113 г.

Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125) — великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.

Могут быть названы:

— блестящие способности государственного деятеля

— умение превыше всего поставить не личные, а государственные интересы

— смелость, мужество, отвага

— забота о потомках, стремление оставить им свои поучения, нравственные уроки

Могут быть указаны заслуги князя:

— Владимир Мономах приостановил распад Древнерусского государства

— успешно боролся с половцами

— дополнил «Русскую Правду» Уставом, ограничивающим ростовщические ставки

Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью.

ПРОИЗВЕДЕНИЯСОЗДАТЕЛИ

Б) Андрей Боголюбский

B) Владимир Мономах

1) перенос столицы в г. Владимир

2) разгром печенегов

3) победил монголов на Куликовом поле

4) написал «Поучение детям»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Ярослав Мудрый разгромил печенегов в 1036 г.

Б) Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир.

В) Владимир Мономах написал «Поучение детям».

Г) Дмитрий Донской победил монголов на Куликовом поле в 1380 г.

Лишнее: «Юрьев день» ввел по Судебнику 1497 г. князь Иван III.

Какое произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации?

4) «Юности честное зерцало»

«Домострой» — произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации;

«Поучение детям» датируется XII в., написано князем Владимиром Мономахом;

«Задонщина» посвящена Куликовской битве;

«Юности честное зерцало» появилось при Петре I.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Успенский собор во Владимире

Г) «Броненосец Потемкин»

1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком.

2) Этот кинофильм посвящен события первой русской революции.

3) Данное творение находится в Санкт-Петербурге.

4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.

5) Эта скульптура создана известным русским скульптором Ф. Шубиным.

6) Этот памятник создан во второй половине XII в.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Успенский собор во Владимире — этот памятник создан во второй половине XII в.

Б) «Поучение детям» — автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.

В) Медный всадник — данное творение находится в Санкт-Петербурге.

Г) «Броненосец Потемкин» — этот кинофильм посвящен события первой русской революции.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Бурлаки на Волге»

Б) «Иван Васильевич меняет профессию»

В) Памятник «Тысячелетие Руси»

1) Своеобразные правила поведения, свод правил поведения в семье составлены в правление Ивана Грозного.

2) Режиссёром данной комедии является Эльдар Рязанов.

3) Один из персонажей фильма — первый русский царь.

4) Памятник установлен в Новгороде.

5) Автором является Владимир Мономах.

6) Картина создана в XIX в.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) «Бурлаки на Волге» — картина создана в XIX в.

Б) «Иван Васильевич меняет профессию» — один из персонажей фильма — первый русский царь.

В) Памятник «Тысячелетие Руси» — памятник установлен в Новгороде.

Г) «Поучение детям» — автором является Владимир Мономах.

Установите соответствие между названиями произведений и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ

Б) «Хождение за три моря»

2) Владимир Мономах

4) Афанасий Никитин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) «Домострой» — Сильвестр.

Б) «Хождение за три моря» — Афанасий Никитин.

B) «Поучение детям» — Владимир Мономах.

Г) «Задонщина» — Софоний Рязанец.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙАВТОРЫ

В) «Капитанская дочка»

Г) «Повесть о Шемякином суде»

1) Автор был активным участником походов русских дружин на половцев.

2) Произведение создано в XV в.

3) Автор – Л. Н. Толстой.

4) Произведение носит сатирический характер.

5) Сюжет произведения посвящен событиям пугачёвского бунта.

6) Сюжет произведения посвящен событиям Гражданской войны.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ

A) «Житие протопопа Аввакума»

B) картина «Военный совет в Филях»

Г) кинофильм «Трактористы»

1) Памятник культуры создан Владимиром Мономахом.

2) Сюжет о событиях, предшествовавших Бородинской битве.

3) Автор — А. Д. Кившенко.

4) Сюжет произведения — освоение целинных и залежных земель.

5) Создан в период коллективизации и индустриализации.

6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) «Житие протопопа Аввакума» — сюжет иллюстрирует события XVII века.

Б) «Поучение детям» — памятник культуры создан в XII веке.

B) картина «Военный совет в Филях» — автор — А. Д. Кившенко.

Г) кинофильм «Трактористы» — популяризация стахановского движения и вооружённых сил СССР.

Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Дмитрий Левицкий

В) Владимир Мономах

2) Автор «Поучения детям».

3) Один из первых русских публицистов.

4) Современник императрицы Екатерины II.

5) Первый председатель Союза писателей СССР.

6) Композитор, один из основателей музыкальной национальной школы.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Дмитрий Левицкий — современник императрицы Екатерины II.

Б) Максим Горький — первый председатель Союза писателей СССР.

В) Владимир Мономах — автор «Поучения детям».

Г) Иван Пересветов — один из первых русских публицистов.

Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫФАКТ ЕГО БИОГРАФИИ

Г) Владимир Мономах

2) Казанский собор в Петербурге

3) роман «Война и мир»

4) поэма «Облако в штанах»

5) храм Василия Блаженного

6) картина «Боярыня Морозова»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) А. Н. Воронихин — Казанский собор в Петербурге.

Б) Л. Н. Толстой — роман «Война и мир».

В) Барма и Постник — храм Василия Блаженного.

Г) Владимир Мономах — «Поучение детям».

Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями (авторами): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫПРОИЗВЕДЕНИЕ

А) первая русская печатная книга «Апостол»

Б) книга «Поучение детям»

В) картина «Бурлаки на Волге»

Г) кинофильм «Берегись автомобиля»

6) Владимир Мономах

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) первая русская печатная книга «Апостол» 4) Иван Фёдоров

Б) книга «Поучение детям» 6) Владимир Мономах

В) картина «Бурлаки на Волге» 1) И. Е. Репин

Г) кинофильм «Берегись автомобиля» 5) Э. А. Рязанов

Правильный ответ: 4615

Что из перечисленного относится к деятельности и правлению Владимира Мономаха? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) крестовый поход в половецкую степь

2) принятие Устава о резах, ограничившего ростовщический процент

3) строительство Десятинной церкви

4) разгром печенегов под Киевом

5) написание «Поучения детям»

6) перенос столицы во Владимир-на-Клязьме

1) крестовый поход в половецкую степь. Да, верно, это 1111 год, его инициатором выступал переяславский князь ВЛадимир Мономах.

2) принятие Устава о резах, ограничившего ростовщический процент. Да, верно, Мономах принял его в 1113 году, став Великим Киевским князем.

3) строительство Десятинной церкви. Нет, неверно, это относится к деятельности Владимира Святославича.

4) разгром печенегов под Киевом. Нет, неверно, это относится к деятельности Ярослава Мудрого.

5) написание «Поучения детям». Да, верно.

6) перенос столицы во Владимир-на-Клязьме. Нет, неверно, это относится к деятельности Андрея Боголюбского.

Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫИХ АВТОР (СОЗДАТЕЛЬ)

А) «Великие Четьи-Минеи»

В) кинофильм «Веселые ребята»

Г) картина «Утро стрелецкой казни»

1) Автор — И. Е. Репин.

2) Создание произведения относится к XII в.

3) Автор произведения был служителем церкви.

4) Сюжет произведения посвящён событиям царствования Петра I.

5) Создание произведения относится к периоду «оттепели».

6) Один из создателей — Г. В. Александров.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) «Великие Четьи-Минеи» — автор произведения был служителем церкви (митрополит Макарий).

Б) «Поучение детям» — создание произведения относится к XII в., автор Владимир Мономах.

В) кинофильм «Веселые ребята» — один из создателей — Г. В. Александров (режиссер).

Г) картина «Утро стрелецкой казни» — сюжет произведения посвящён событиям царствования Петра I (казни стрельцов, виновных в бунте против Петра I).

Установите соответствие между памятниками и произведениями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

И ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) «Тихий Дон» — 6) Сюжет произведения посвящен событиям Гражданской войны.

Б) «Поучение детям» — 1) Автор был активным участником походов русских дружин на половцев.

В) «Капитанская дочка» — 5) Сюжет произведения посвящен событиям пугачёвского бунта.

Г) «Повесть о Шемякином суде» — 4) Произведение носит сатирический характер.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

Может быть указано:

— речь идет о князе Владимире Мономахе

— он занял киевский престол в 1113 г.

— он был приглашен на престол киевлянами после вос-стания в Киеве в 1113 г.

Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125) — великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

Могут быть указаны заслуги князя:

— Владимир Мономах приостановил распад Древнерусского государства

— успешно боролся с половцами

— дополнил «Русскую Правду» Уставом, ограничивающим ростовщические ставки

Источник

Древнерусская литература. Под редакцией Д. С. Лихачева
Глава 1. Литература XI — начала XIII В. (О. В. Творогов).
5. Произведения Владимира Мономаха

5. Произведения Владимира Мономаха

В процессе трансплантации византийской и древнеболгарской литератур русские книжники обрели произведения, представляющие самые различные жанры раннехристианской средневековой литературы и книжности.

Однако самобытность древнерусской литературы проявила себя, в частности, в том, что древнерусские книжники уже в первые века существования своей оригинальной литературы создают произведения, стоящие вне этой традиционной жанровой системы. Одним из таких произведений является знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха [1].

Под этим общим заглавием до последнего времени объединялись четыре самостоятельных произведения; три из них, действительно, принадлежат Владимиру Мономаху: это собственно «Поучение», автобиография и «Письмо к Олегу Святославичу». Заключительный фрагмент этой подборки текстов — молитва, как теперь установлено, Мономаху не принадлежит и лишь случайно оказался переписанным вместе с произведениями Мономаха [2]. Напомним, что все четыре названные произведения известны нам в одном списке: они вставлены в текст «Повести временных лет» в Лаврентьевской летописи, как бы разделяя при этом текст летописной статьи 1096 г. [3].

— Мономах). Энергичный политик и дипломат, последовательный поборник норм феодального вассалитета, Владимир Мономах и своим собственным примером, и своим «Поучением» стремился укрепить эти принципы и убедить других следовать им. Так, в 1094 г. Мономах добровольно уступил черниговский «стол» Олегу Святославичу. В 1097 г. Мономах был одним из активных участников «снема» (съезда) в Любече, на котором князья попытались урегулировать спорные вопросы наследования уделов, он решительно осудил ослепление Василька Теребовльского, напомнив при этом основную мысль Любечского снема: если усобицы не прекратятся, «и начнеть брат брата закалати», то «погыбнет земля Руская, и врази наши, половци, пришедше, возмуть земьлю Русьскую». На Долобском снеме (в 1103 г.) Мономах призвал к совместному походу на половцев, подчеркнув при этом, что этот поход совершается в интересах простого народа — «смердов», более всех страдающих от половецких набегов.

«Поучение» было написано Мономахом, видимо, в 1117 г. [4]. За плечами престарелого князя была долгая и трудная жизнь, десятки военных походов и битв, огромный опыт дипломатической борьбы, скитание по разным уделам, куда забрасывал его им же защищаемый принцип престолонаследия по старшинству в роде, и, наконец, почет и слава великокняжеского «стола». «Седя на санех» (т. е. будучи в преклонных годах, ожидая близкой смерти [5]) князь мог многое рассказать своим потомкам и многому научить их. Таким политическим и нравственным завещанием и является «Поучение» Мономаха. За требованиями соблюдать нормы христианской морали: быть «кротким», слушать «старейших» и покоряться им, «с точными (равными) и меншими любовь имети», не обижать сирот и вдов — просматриваются контуры определенной политической программы. Основная мысль «Поучения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не увлекаться властью, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, во все вникать самому.

Но Мономах не ограничивается практическими советами и рассуждениями морального или политического характера. Продолжая традицию деда — Ярослава Мудрого — и отца — Всеволода Ярославича, который «дома седя, изумеяше (знал, понимал) 5 язык», Мономах выступает перед нами как высокообразованный, книжный человек. В «Поучении» многократно цитируется Псалтырь, Поучения Василия Великого, пророчества Исайи, Триодь, Апостольские послания. Мономах обнаруживает не только немалую начитанность, но и широту мысли, вставляя в «Поучение» наряду с дидактическими наставлениями восторженное описание совершенного мироустройства, цитируя, в слегка переделанном виде, «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского.

Подкрепляя свои наставления и поучения личным примером, Мономах приводит далее длинный перечень «путей и лобов» (т. е. походов и охот), в которых он принимал участие с тринадцати лет. В заключение князь подчеркивает, что в своей жизни он следовал тем же правилам: все старался делать сам, «не дая себе упокоя», не рассчитывая на соратников и слуг, не давая в обиду «худаго смерда и убогые вдовице». Завершается «Поучение» призывом не страшиться смерти ни в бою, ни на охоте, доблестно исполняя «мужьское дело».

он, обняв сноху, «оплакал мужа ея». «Да с нею кончав слезы, — пишет далее Мономах, — посажю на месте, и сядет акы горлица на сусе (сухом) древе желеючи» [6].

«Поучение» Владимира Мономаха — пока единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданного не духовным лицом, а государственным деятелем. Исследователи приводили аналогии в других средневековых литературах: «Поучение» сравнивали с «Наставлениями» французского короля Людовика Святого, апокрифическим поучением англосаксонского короля Альфреда или «Отцовскими поучениями», сохранившимися в библиотеке последнего из англосаксонских королей — Гаральда, тестя Мономаха (Владимир Мономах был женат на дочери короля — Гите) [7]. Но параллели эти имеют лишь типологический характер: произведение Мономаха вполне самобытно, оно гармонически сочетается прежде всего с характером политической деятельности самого Мономаха, стремившегося укрепить на Руси принципы «братолюбия», боровшегося за неуклонное соблюдение феодальных обязанностей и прав; «Поучение», как впоследствии «Слово о полку Игореве», не столько опиралось на традиции тех или иных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени [8]. Характерно, например, что, руководствуясь прежде всего соображениями идеологического порядка, Мономах включил в состав «Поучения» свою автобиографию; как литературный жанр автобиография появится на Руси лишь много веков спустя, в творениях Аввакума и Епифания.

Произведения Мономаха позволяют судить о том, что автор их свободно владел разными стилями литературного языка и умело применял их соответственно жанру и теме произведения; это особенно заметно, если сравнить ту часть поучения, где Мономах рассуждает на морально-этические нормы (она написана «высоким слогом», продолжающим как бы стиль приводимых здесь же цитат из Библии и «отцов церкви»), и автобиографическую часть, где речь Мономаха близка к разговорной, необычайно проста и выразительна.

[2] См.: Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. — «ТОДРЛ». Л., 1971. т. XXVI. Еще ранее Н. Н. Воронин высказал предположение, что молитва принадлежит Андрею Боголюбскому (см.: Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха. — Историко-археологический сборник. М., 1962).

— «Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1939. Кафедра истории СССР, т. XIX, с. 186-188.

[6] О горлице, оплакивающей погибшего «мужа» на сухом дереве, рассказывалось в некоторых версиях «Физиолога».

«Поучении» см. также: Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975, с. 111-131.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *