какое литературное произведение повествует о куликовской битве
Какое литературное произведение повествует о куликовской битве
Библиотека им.А.Пушкина запись закреплена
Куликовская битва и ее отражение в литературе
21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).
Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.
Значение одержанной победы осмысляется в складывающемся в конце 14 – середине 15 века цикле повестей о Куликовской битве. В этот цикл входят летописная повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», лиро-эпическая повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Все эти произведения – яркое свидетельство роста национального самосознания. Они проникнуты патриотическим пафосом прославления великой победы над иноземными поработителями, прославления подвига русского народа и великого князя московского Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича, князя Серпуховского и Боровского. Повести о Куликовской битве подчеркивают, что победа была добыта ценой огромных жертв русского народа и что она явилась результатом единения и сплочения основных сил Руси под знаменами Москвы. События 1380 года даются в широкой исторической перспективе: Куликовская битва сопоставляется с битвой на Калке, Мамай сравнивается с Батыем, а борьба с Золотой Ордой рассматривается как продолжение многовековой борьбы Руси со степенными кочевниками – печенегами и половцами.
Битва на Куликовом поле вызвала к себе неослабевающий интерес, как в ближайшие годы, так и в последующие десятилетия. Ни одному историческому событию не было посвящено столько литературных памятников, как Мамаеву побоищу. Вскоре после битвы была написана «Летописная повесть о Мамаевом побоище». Этот рассказ ярко окрашен непосредственными, свежими впечатлениями от описываемых в нем событий. Особенно характерна оценка, которая дана князю-изменнику Олегу Рязанскому. Автор называет его «душегубивым», «лихоимцем», «Иудой», «кровопийцем» и т.п. Это произведение проникнуто идеей предопределенности: победа над Мамаем и роль в этой победе великого князя Московского объясняется в ней предначертанием «божественной воли». В соответствии с этой тенденций исход боя решается не умелыми действиями полководца и мужеством русских воинов, а появлением на поле брани полков «святых», которые с неба поражают татар и обращают их в бегство. Таким образом, в повести историческое событие получает типичную средневековую церковную интерпретацию – все зависит от воли Бога.
Поэтическая повесть о Куликовской битве – «Задонщина», дошедшая до нас в шести списках и двух редакциях, была написана в конце 14 века. Автором этого произведения обычно назывался Софоний, брянский боярин, ставший впоследствии священником. Но по наблюдениям Дмитриевой получается, что Софонию принадлежало другое, не дошедшее до нас произведение, которым и воспользовался неизвестный нам автор при написании «Задонщины». Неизвестный автор поставил себе целью воспеть одержанную в 1380 году победу, взяв в качестве образца «Слово о Полку Игореве». Он создал песнь славы победителям и горестным плачем почтил павших на поле брани.
В Задонщине ход исторических событий не излагается подробно. Главное внимание обращено на их смысл, оценку. Примечательно, что автор Задонщины увидел неразрывную связь времен и событий и помог уяснить это своим современникам. По верному представлению автора, Куликовская битва – это продолжение той многовековой борьбы, которую «храбрым русичам» пришлось вести со степными кочевниками.
Задонщина состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы». Задонщина начинается с небольшого вступления. Оно не только настраивает читателей – слушателей на высокий, торжественный лад, но и определяет главную тему произведения – прославить Дмитрия Ивановича, его брата Владимира Андреевича и возвести печаль на восточную страну.
Первая часть Задонщины – жалость, открывается яркими картинами сбора русских войск, их выступления в поход, начала сражения и их поражения. Воинская доблесть Ольгердовичей – Андрея и Дмитрия, пришедших на помощь московскому князю, прославляется так же, как и доблесть воинов Буй Тура Всеволода в Слове. Природа в Задонщине на стороне русских войск и предвещает поражение «поганых». Летают крылатые птицы, вороны грают, галки галдят, орлы клекочут, волки воют. Зато князю Дмитрию Ивановичу солнце ясно на востоке сияет.
Центральное место в Задонщине отведено изображению боя на Куликовом поле. Первая половина боя завершается поражением русских. Оплакивают русские женщины павших воинов. Их лирические песни подобны знаменитому плачу Ярославны.
Вторая часть Задонщины – похвала, посвящена описанию победы, одержанной русскими войсками тогда, когда в бой вступает полк воеводы Дмитрия Боброка. В результате одержанной победы по русской земле простерлось веселие и ликование и вознеслась слава русская над хулой поганой.
В Задонщине совершенно отсутствуют языческие мифологические образы, но значительно усилены религиозно – христианские мотивы. Автор вкладывает в уста русских князей размышления, молитвенные обращения, в повествование вводятся элементы религиозной фантастики (Борис и Глеб творят молитву). Все свидетельствует о возросшей роли церкви в жизни Московского государства.
На основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Донского»,дошедшее до нас в многочисленных списках и в четырех редакциях.
«Сказание о мамаевом побоище».
В середине 15 века на основе летописной повести о Куликовской битве, Задонщины и устных преданий было создано «Сказание о мамаевом побоище», дошедшее до нас в более чем ста списках, в шести редакциях. В Сказании обнаруживается тенденция к беллетризации повествования, усилена его занимательность. Автор Сказания, прославляя благочестивые помыслы Дмитрия Ивановича и противопоставляя их помыслам Мамая, не стремится к точности исторических фактов, часто допуская анахронизмы, включает в повествование вымышленные монологи.
В Сказании стойкость, мужество, христианское благочестие русских противопоставляется хвастовству, спеси и нечестивости Мамая и его союзников.
«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго»
«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» по своему стилю может быть отнесено к агиографическим памятникам экспрессивно-эмоционального стиля.
Это похвала деяний Дмитрия Донского, о чем автор «Слова» с характерным для жанра самоуничижением заявляет в конце своего произведения, что недостоин описывать деяния господина.
Время написания «Слова» датируется по-разному. Большинство исследователей относили его создание к 90-м гг. XIV в., считая, что оно было написано очевидцем смерти и погребения князя (ум. в 1389 г.).
Победа на Куликовом поле над полчищами Мамая показала, что у русского народа есть силы для решительной борьбы с врагом и эти силы способна объединить и направить централизованная власть великого князя. Победа укрепила политический авторитет Москвы – центра формирующегося государства, и вопрос об окончательном уничтожении золотоордынского ига стал лишь вопросом времени: сто лет спустя после Куликовской битвы, в 1480 году, с игом было покончено.
Книги о Куликовской битве
Список литературы для чтения
«Задонщина»
Главный литературный памятник, посвящённый битве на Поле Куликовом. Написана современниками этого знаменательного для Московской Руси события. В эпосе собраны обработанные литературно, по канонам того времени, описания события, сделанные по горячим следам, со слов участников битвы или её очевидцев: священников при войске, лекарей, выводящих ратников прямо из-под копыт монгольский коней под градом стрел. Рискуя при этом жизнью.
«Дмитрий Донской»
Роман советского/российского писателя Юрия Лощица. Жёсткое, правдивое повествование о ключевом моменте жизни князя Московского Дмитрия, прозванного после битвы на Куликовом Поле «Донским». Без прикрас, с хорошо переданным духом времени, с его сословными различиями среди людей, сделанное описание быта, нравов, исторических персонажей и типажей конца XIV века.
Книга была написана в конце 70-х годов ХХ века, накануне 600-летия битвы на Куликовом Поле.
«Похвала Сергию»
Роман о ещё одной знаковой фигуре конца XIV века преподобном Сергие Радонежском. О том, как отрок Варфоломей, сын обедневших ростовских бояр, начал свою подвижническую деятельность во славу земли русской и её православной церкви. О его роли неформального духовного лидера Руси.
Автор – писатель и историк Дмитрий Балашов.
«Вторая ошибка Мамая»
Повесть Вадима Каргалова описывает малоизвестный эпизод в цепи событий, предшествовавших Куликовской битве. Она рассказывает о московской сторожевой заставе, сумевшей вовремя предупредить князя Московского о двинувшихся на Русь туменах ордынского правителя-узурпатора Мамая.
«Поле Куликово»
Роман Владимра Возовикова. Наиболее, пожалуй, живое и увлекательное описание событий, предшествовавших битве между Доном и Непрядвой, а затем самой битвы. Несколько романтизированная и идеализированная историческая версия по сравнению с Романом Юрия Лощица.
Произведение было закончено автором в канун 600-летия Куликовской битвы в 1980 году.
Какое литературное произведение повествует о куликовской битве
Какое из названных литературных произведений повествует о Куликовской битве?
О Куликовской битве, которая произошла на берегах Дона, повествует «Задонщина». «Апостол» — первая печатная книга, изданная в 1564 году. «Поучение детям» и «Русская правда» созданы во времена Древней Руси.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?
В XII в. киевский князь Владимир Мономах написал «Поучение детям» — свод нравственных правил и наставлений. «Апостол» — это первая печатная книга, которая была выпущена в 1564 году. «Задонщина» — это произведение XIV века, рассказывающее о событиях Куликовской битвы. «Русская правда» — это свод законов Древней Руси.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Какое из названных литературных произведений повествует о Куликовской битве?
2) «Повесть о Щелкане»
О Куликовской битве повествует литературное произведение «Задонщина» ( события на Куликовом поле происходили за Доном, через который переправились руские войска в 1380 г. «Апостол» — первая печатная книга церковного содержания. «Повесть о Щелкане» рассказывает о событиях антиордынского восстания в Твери в 1327 г. «Русская Правда» — свод законов.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Какое произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации?
4) «Юности честное зерцало»
«Домострой» — произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации;
«Поучение детям» датируется XII в., написано князем Владимиром Мономахом;
«Задонщина» посвящена Куликовской битве;
«Юности честное зерцало» появилось при Петре I.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Какое из произведений древнерусской литературы повествует о Куликовской битве?
1) «Слово о полку Игореве»
4) «Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» описывает события IX—XI вв.;
«Слово о полку Игореве» — конец XII в.;
«Русская Правда» — это сборник древнерусских законов, составленный в XI в.;
«Задонщина» повествует о Куликовской битве (1380 г).
Правильный ответ указан под номером: 2.
Какое из произведений древнерусской литературы повествует о Куликовской битве?
1) «Повесть временных лет»
2) «Слово о полку Игореве»
«Повесть временных лет» описывает события IX−XI вв.;
«Слово о полку Игореве» — конец XII в.;
«Русская Правда» — это сборник древнерусских законов, составленный в XI в.;
«Задонщина» повествует о Куликовской битве (1380 г).
Правильный ответ указан под номером: 4.
Какое из названных произведений древнерусской литературы повествует о борьбе с половцами?
2) «Слово о полку Игореве»
3) «Хождение за три моря»
«Слово о полку Игореве» повествует о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 г.
«Русская правда» — первый письменный сборник законов.
«Хождение за три моря» — описание путешествия Афанасия Никитина в Индию.
«Задонщина» посвящена Куликовской битве.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Создание какого памятника литературы относится к XI в.?
1) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона
4) «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
Слово «О законе и благодати» — одно из самых ранних (написано между 1037−1050 гг.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова — Иларион, первый митрополит из русских. «Домострой» относится ко времени Ивана Грозного, «Задонщина» посвящена Куликовской битве, «Хождение за три моря» относится к XV в.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Какое из перечисленных событий относится к XVI в.?
1) основание Славяно-греко-латинской академии
2) создание «Домостроя»
3) создание «Задонщины»
4) строительство Софийского собора в Киеве
При Иване Грозном был создан «Домострой», создание «Задонщины» XIV в., строительство Софийского собора в Киеве XI в., основание Славяно-греко-латинской академии XVII в.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||||||||
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||||||
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||||
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||
НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ | АВТОРЫ | ||
ЖАНРЫ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |