какое литературное направление строится на принципах художественного историзма

Какое литературное направление строится на принципах художественного историзма

Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир

упоминание автором исторических событий

использование фольклорных мотивов в художественном произведении

психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;

Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.

Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).

Реализм

Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.

Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.

Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.

Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).

В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).

Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.

Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).

Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.

Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;

Источник

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

Основные черты классицизма

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

какое литературное направление строится на принципах художественного историзма

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.

Источник

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

какое литературное направление строится на принципах художественного историзма

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

какое литературное направление строится на принципах художественного историзма

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Контрольно-измерительные материалы по литературе (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Комментарий к выполнению заданий и их оцениванию

Тематические тесты содержат 10 вопросов и заданий. Задания 1-9 требуют краткого ответа (слово или словосочетание). За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл. В некоторых заданиях необходимо установить соответствия за каждое верно установленное соответствие начисляется 1 балл. Задание 10 представляет собой вопрос, на который учащийся должен дать краткий (ограниченно развёрнутый) связный ответ. Ответ на заданный вопрос должен быть представлен в виде короткого, но обоснованного суждения.

Оценка выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений):

б) учащийся отвечает на вопрос и допускает 1 фактическую ошибку

в) учащийся отвечает на вопрос поверхностно, неточно и/или допускает 2-3 фактические ошибки

г) учащийся не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентирует на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем, чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки отметке по традиционной пятибалльной системе.

80-100% от максимальной суммы баллов – отметка 5;

На выполнение тестов отводится 12-15 минут.

Задания по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество И.С. Тургенева.

Укажите фамилию литературного критика, который восторженно принял героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и признал художественную объективность автора в статье «Базаров».

Как называется средство характеристики, строящееся на описании внешности персонажа («Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шёл по дороге…»)?

Какой художественный приём противопоставления положен в основу заглавия и системы образов романа Тургенева «Отцы и дети»?

Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Тургенева «Отцы и дети», и чертами их характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Аркадий Кирсанов

1) стремление к одиночеству, нерешительность

2) склонность к хандре, высокомерие

3) стремление к подражанию, восторженность

4) стремление к независимости, энергичность

Ответ запишите цифрами в таблице.

Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Тургенева «Отцы и дети», и деталями их портретных характеристик. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В) Николай Петрович

1) барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах

2) человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют

3) человек высокого роста в длинном балахоне с кистями

4) человек небольшого роста в славянофильской венгерке

Ответ запишите цифрами в таблице.

Каким термином называют какую-либо значимую и ёмкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «белые панталоны» П.П. Кирсанова)?

Памяти какого известного русского критика посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

Как в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия?

Прокомментируйте утверждение Писарева: «Умереть так, как умер Базаров,- всё равно, что сделать великий подвиг». Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» в один из лучших периодов жизни выглядел так: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности»?

Первая часть романа И.А. Гончарова «Обломов» оканчивается появлением героя, которому искренне рады Обломов и Захар. Кто этот герой?

Какая из принадлежащих Обломову вещей отражает особенность образа жизни героя: сюртук, халат, шляпа, галстук?

Как в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия?

Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Гончарова «Обломов», и чертами их характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) дисциплинированность, активность

2) стремление «спасти», перевоспитать героя

3) готовность принять героя таким, каков он есть

4) стремление «к покою», бездействие

Ответ запишите цифрами в таблице.

Определите жанр произведения И.А. Гончарова «Обломов»: роман-хроника, социально-философский роман, роман в письмах, нравоописательный роман.

Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещений.

Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова (« чистый вкус», « тяжёлые, неграциозные стулья» и др.).

Каким термином называют какую-либо значимую и ёмкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «паутина, напитанная пылью», «нумер газеты… прошлогодний»)?

Какими причинами вызвано «лежанье» героя? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Какое литературное направление, построенное на принципах художественного историзма, стало ведущим в русской литературе 2-й половины XIX века?

Как А.Н. Островский определил жанр пьесы «Гроза»?

Укажите тип конфликта, положенного в основу пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Как называется исходная часть произведения, предшествующая завязке и дающая читателю (или зрителю) поясняющие сведения о месте действия, героях, их взаимоотношениях и т.д.?

Назовите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, которыми сопровождаются действия героев.

Как называется разговор двух (или более) персонажей литературного произведения?

Кто из героев пьесы произносит знаменитый монолог «Отчего люди не летают…»?

Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в пьесе, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) ханжество, показное благочестие

2) увлечённость просветительскими идеями

3) неприкаянность, ощущение «чужеродности»

4) грубость, алчность, стремление к наживе

Ответ запишите цифрами в таблице.

Кто из героев драмы А.Н. Островского «Гроза» «позавидовал» мёртвой Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

В чём смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза»? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по лирике Ф.И. Тютчева

Прочитайте стихотворение «Есть в осени первоначальной…» и выполните задания 1-6.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение: сонет, стансы, послание, элегия?

Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот художественный приём?

Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использовал определения «чистая», «тёплая» и др. Как называется это художественное средство?

Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом.

Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).

Как называется способ создания поэтического образа с использованием приёма уподобления («как звёзды в ночи»)?

Как называется риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа?

Как в литературоведении называют лирику Ф.И. Тютчева, посвящённую вековечным вопросам бытия, волнующим человеческое сознание: «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа», « Silentium !», «Как океан объемлет шар земной»?

Каким настроением окрашено стихотворение «Есть в осени первоначальной…»? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по творчеству Н.А. Некрасова

Прочитайте стихотворение «Несжатая полоса» и выполните задания 1-4.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет.

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял. »

Ветер несет им печальный ответ: —

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Определите трёхсложный размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Несжатая полоса».

Какой художественный приём позволяет Н.А. Некрасову в стихотворении «Несжатая полоса» наделить природу человеческими чувствами и переживаниями («Кажется, шепчут колосья друг другу: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…»)?

Как в литературном произведении называется описание природы, позволившее Н.А. Некрасову воссоздать в стихотворении «Несжатая полоса» поэтическую картину осени («Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна. » )?

Укажите произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт размышляет о духовном развитии народа:

Эх! эх! Придет ли времечко,

Когда (приди, желанное. )

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Кто в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказал о себе:

Семья была большущая,

Сварливая. попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…

Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

Кто из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» изображён так:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая…

Какому герою поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» крестьяне помогли при покупке мельницы:

И чудо сотворилося –

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Какая тема затронута в стихотворении «Несжатая полоса»? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по лирике А.А. Фета

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своём творчестве А.А. Фет.

Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Назовите термин, которым в литературе обозначают созвучие концов стихотворных строк?

Укажите термин, которым в литературоведении называют приём художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: « голубой и зелёный огонь», « золотая кайма » и т.д.

Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета.

Как называется художественный приём, заключающийся на сходном построении смежных предложений первой строфы стихотворения А.А. Фета «Вечер»?

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Как называется художественный приём, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворениям А.А. Фета особую музыкальность?

Какой художественный приём использует Ф.И. Тютчев в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Назовите фамилию русского писателя, который сказал об А.А. Фете: «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Каковы особенности лирической поэзии А.А. Фета? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Задания по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

Как в литературоведении называется один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества?

Как называется один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств?

Каково название художественного приема, намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеподобным?

Установите соответствие между отрывками и названиями произведений, из которых отрывки взяты. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В) «Премудрый пискарь»

1) «Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»

2) «В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Подберите недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин рассказывает: о времени царствования Ивана Грозного, об эпохе Петра Первого, о России XVIII-XIX веков?

Укажите термин, которым в литературоведении называют выразительную подробность в тексте художественного произведения («… они в ночных рубашках , а на шеях у них висит по ордену…», «… только рубашку изорвал» ).

Какова проблематика «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина? Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *