какое литературное направление появилось раньше серебряного века
Тест по литературе в 9 классе «Серебряный век русской поэзии».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по русской лирике 20 века
1. Какое литературное направление появилось раньше «Серебряного века»?
А) футуризм; Б) акмеизм; В) романтизм; Г) символизм.
2. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество А. Блока?
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
3. Кому посвящён поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:
А) Н.Н.Волоховой; Б) Л.Д.Менделеевой; В) Л.А.Дельмас; Г) другой женщине.
4. Узнайте произведения А.А.Блока по строкам из них:
А) Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Б) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
В) Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
1) «О доблестях, о подвигах, о славе…»
3) «О, весна без конца и без краю…»
5. Какому литературному течению был близок С.Есенин?
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
6. Определите художественные средства выразительности, используемые С.Есениным, для создания образа:
А) «Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари»
Б) «Синь то дремлет, то вздыхает»
В) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»
Г) «…В водах лонных звенящая борозда»
7) Восстановите пропущенные слова в приведённых отрывках из стихотворений С.Есенина:
А) И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так, что роща ______________________
Отговорила _______________ языком.
Б) Потому что я севера, что ли,
Что луна там ______________ в сто раз,
Как бы ни был красив _______________,
Он не лучше _______________ раздолий.
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
9). Одно из ранних стихотворений В.Маяковского называется:
А) «Отстаньте!»; Б) «Возьмите»; В) «Нате!»; Г) «Будьте»
10) Узнайте произведение В.Маяковского по фрагменту:
Значит – это кому-нибудь нужно?
А) «Послушайте!» Б) «Нате!» В) «А вы могли бы?» Г) «Люблю»
11) В. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
А) Художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.
Б) Один из тропов, художественное преувеличение.
В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
12. М.Цветаева оказалась в эмиграции:
А) По политическим соображениям.
Б) В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.
В) По другим причинам.
13. Кому из поэтов М.Цветаева посвятила эти строки:
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
А) Ахматовой; Б) Пушкину; В) Блоку; Г) Есенину.
14. Укажите неверное утверждение:
А) Настоящая фамилия Ахматовой – Горенко.
Б) В 1910 г. Ахматова вышла замуж за Н.Гумилёва.
В) В самом начале творчества Ахматова принадлежала к литературной группе символистов.
Г) неоднократно коммунистическая власть критиковала творчество Ахматовой.
15. Лирика А.Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
А) «Лебединый стан»; Б) «Четки»; В) «Вечер»; Г) «Белая стая».
16. Лирическая героиня А.Ахматовой:
А) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.
Б) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
В) Боец – революционер.
17. Назовите автора стихотворных строк
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
А) Твардовский Б) Пастернак В) Рубцов.
18. Укажите произведение, которое стало главной книгой Твардовского:
А) «Страна Муравия», Б) «За далью даль»; В) «По праву памяти»; Г) «Василий Тёркин».
19. В каких войсках служит Василий Теркин?
А) в танковых; Б) в артиллерии; В) в пехоте; Г) в ракетных войсках.
20. Герой поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:
А) реальный человек; Б) обобщённый образ русского воина; В) второе «я» автора?
21) Кто из поэтов известен, как автор – исполнитель песен?
А) А.Вознесенский; Б) Р.Рождественский; В) Б.Ахмадулина; Г) Б.Окуджава.
22) Автором стихотворения «Не позволяй душе лениться!» является:
А) Н.Заболоцкий; Б) Б.Окуджава; В) И, Бродский; Г) Е.Евтушенко.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-458013
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Зачёт по лирике XX века, 9 класс
Зачётная работа по лирике XX века проверяет знания учащихся по творчеству поэтов «Серебряного века». Содержит ключи.
Просмотр содержимого документа
«Зачёт по лирике XX века, 9 класс»
Тест по русской лирике 20 века
1. Какое литературное направление появилось раньше «Серебряного века»?
А) футуризм; Б) акмеизм; В) романтизм; Г) символизм.
2. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество А. Блока?
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
3. Кому посвящён поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:
А) Н.Н.Волоховой; Б) Л.Д.Менделеевой; В) Л.А.Дельмас; Г) другой женщине.
4. Узнайте произведения А.А.Блока по строкам из них:
А) Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Б) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
В) Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
1) «О доблестях, о подвигах, о славе…»
3) «О, весна без конца и без краю…»
5. Какому литературному течению был близок С.Есенин?
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
6. Определите художественные средства выразительности, используемые С.Есениным, для создания образа:
А) «Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари»
Б) «Синь то дремлет, то вздыхает»
В) «Как серёжки, зазвенит девичий смех»
Г) «…В водах лонных звенящая борозда»
7) Восстановите пропущенные слова в приведённых отрывках из стихотворений С.Есенина:
А) И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так, что роща ______________________
Отговорила _______________ языком.
Б) Потому что я севера, что ли,
Что луна там ______________ в сто раз,
Как бы ни был красив _______________,
Он не лучше _______________ раздолий.
А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.
9). Одно из ранних стихотворений В.Маяковского называется:
А) «Отстаньте!»; Б) «Возьмите»; В) «Нате!»; Г) «Будьте»
10) Узнайте произведение В.Маяковского по фрагменту:
Значит – это кому-нибудь нужно?
А) «Послушайте!» Б) «Нате!» В) «А вы могли бы?» Г) «Люблю»
11) В. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
А) Художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.
Б) Один из тропов, художественное преувеличение.
В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
12. М.Цветаева оказалась в эмиграции:
А) По политическим соображениям.
Б) В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.
В) По другим причинам.
13. Кому из поэтов М.Цветаева посвятила эти строки:
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
А) Ахматовой; Б) Пушкину; В) Блоку; Г) Есенину.
14. Укажите неверное утверждение:
А) Настоящая фамилия Ахматовой – Горенко.
Б) В 1910 г. Ахматова вышла замуж за Н.Гумилёва.
В) В самом начале творчества Ахматова принадлежала к литературной группе символистов.
Г) неоднократно коммунистическая власть критиковала творчество Ахматовой.
15. Лирика А.Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
А) «Лебединый стан»; Б) «Четки»; В) «Вечер»; Г) «Белая стая».
16. Лирическая героиня А.Ахматовой:
А) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.
Б) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
В) Боец – революционер.
17. Назовите автора стихотворных строк
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
А) Твардовский Б) Пастернак В) Рубцов.
18. Укажите произведение, которое стало главной книгой Твардовского:
А) «Страна Муравия», Б) «За далью даль»; В) «По праву памяти»; Г) «Василий Тёркин».
19. В каких войсках служит Василий Теркин?
А) в танковых; Б) в артиллерии; В) в пехоте; Г) в ракетных войсках.
20. Герой поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:
А) реальный человек; Б) обобщённый образ русского воина; В) второе «я» автора?
21) Кто из поэтов известен, как автор – исполнитель песен?
А) А.Вознесенский; Б) Р.Рождественский; В) Б.Ахмадулина; Г) Б.Окуджава.
22) Автором стихотворения «Не позволяй душе лениться!» является:
А) Н.Заболоцкий; Б) Б.Окуджава; В) И, Бродский; Г) Е.Евтушенко.
Серебряный век. поэты. литературные течения
* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.
Серебряный век русской поэзии
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************
О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******
А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************
Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.
*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.
***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.
***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.
***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.
***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.
***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.
**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.
Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве