какое личное качество как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного

Интегративные качества ребенка как результат освоения программы дошкольного образования

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральными государственными требованиями определены следующие личностные качества выпускника:

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основным в разностороннем развитии. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

Таким образом, процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Источник

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

какое личное качество как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного Елена Беляева
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Данный материал можно использовать на педсовете.

Актуальность выбранной темы в том, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС.

• дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;

• сравнить требования к результатам освоения программы по ФГТ и ФГОС;

• обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС.

Методы: опрос (круглый стол на педсовете, наблюдение, работа с текстом ФГОС ДО, анкетирование.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования. В связи с этим педагоги дошкольных учреждений имеют огромное количество вопросов, для решения которых был проведён педсовет, освещающий эти вопросы.

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия,

что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация).

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образоваеия): «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».

Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.

Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.

Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.

Школа всегда хотела получить «удобного»ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ!»

Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса).

Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество

-Развитые творческие способности, развитая устная речь

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.

Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (небоязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

3. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Управление автономным ДОУ Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Источник

Формирование и развитие интегрированных качеств дошкольников как результат освоения основной общеобразовательной программой дошкольного образования

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) – это первый нормативный документ, в котором установлены требования к результатам дошкольного образования.

Согласно ФГТ: “Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы”.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой “социальный” портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Портрет ребенка-выпускника дошкольного учреждения называется социальным потому, что отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. В его основе – совокупность интегративных качеств ребёнка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте. Под интегративными качествами при этом понимаются системные образования, которые:

Выделяют личностные, физические, интеллектуальные качества.

Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Знания, умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств.

Предложенная разбивка качеств на физические, личностные и интеллектуальные весьма условна, поскольку качество задаётся как системное образование. Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). В соответствии требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности.

Если ранее педагоги стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений и навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к развитию ребёнка, а не к овладению им большим багажом знаний.

В соответствии ФГТ социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы выглядит следующим образом. Это ребёнок: физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Стоит отметить, что каждое интегративное качество формируется в рамках всех образовательных областей.

Таким образом, сформированные интегративные качества ребёнка итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В программе “Детство” определены интегративные качества ребёнка, итоги освоения содержания программы на каждый возрастной период. Согласно программы, формирование интегративных качеств происходит в рамках организации:

Выделяют 4 основных направления развития детей дошкольного возраста:

В соответствии программы “Детство” физическое развитие детей обеспечивается реализацией образовательных областей “Физическая культура” и “Здоровье”. Познавательно-речевое развитие обеспечивается реализацией образовательных областей “Коммуникация”, “Чтение детям художественной литературы”, “Познание”. Художественно-эстетическое развитие – реализацией образовательных областей “Музыка”, “Художественное творчество”. Социально-личностное развитие – реализацией образовательных областей “Социализация”, “Труд”, “Безопасность”. Каждая образовательная область основана на какой – либо детской деятельности и направлена на её развитие. ОО “Физическая культура” направлена на развитие двигательной деятельности, ОО “Социализация” – игровой, ОО “Труд” – трудовой, ОО “Коммуникация” – коммуникативной, ОО “Познание” – познавательно-исследовательской, ОО “Чтение художественной литературы” – восприятие художественной литературы, ОО “Музыка” – музыкально-художественной, ОО “Художественное творчество” – продуктивной. Исключение из деятельностного подхода составляют две области “Здоровье” и “Безопасность”.

Следует отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Одним из основополагающих принципов, установленных ФГТ является принцип интеграции образовательных областей.

Содержание ОО “Здоровье” интегрируется с образовательными областями “Физическая культура”, “Познание”, “Социализ-ация”, “Безопасность”, “Коммуникация”.

Содержание ОО “Физическая культура” интегрируется с образовательными областями “Здоровье, “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Коммуникация”, “Труд”.

Содержание ОО “Социализация” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Труд”, “Безопасность”, “Физическая культура”.

Содержание ОО “Безопасность” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Социализация”, “Здоровье”.

Содержание ОО “Труд” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Безопасность”, “Социализация”, “Физическая культура”.

Содержание ОО “Познание” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Здоровье”, “Социализация”, “Труд”, “Безопасность”, “Музыка”, “Художественное творчество”.

Содержание ОО “Чтение художественной литературы” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Художественное творчество”.

Содержание ОО “Музыка” интегрируется с образовательными областями “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”.

Содержание ОО “Художественное творчество” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Безопасность”, “Труд”, “Физическая культура”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”.

Специфика модели интеграции ОО “Коммуникация” состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

По поводу интеграции образовательных областей в последнее время достаточно публикуется статей, много вопросов. Каждая образовательная область должна интегрироваться с 2-3 образовательными областями.

Немаловажной составляющей в процессе формирования у дошкольников интегративных качеств является мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Диагностирование интегративных качеств в нашем ДОУ проводится на основании пособия, разработанного авторами программы “Детство” “Мониторинг” и пособия “Результаты мониторинга детского развития” Н.В. Верещагиной, разработанного для всех возрастных групп. Предлагаемое пособие составлено с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств каждого ребенка и при необходимости создания индивидуального маршрута образовательной работы.

Оценка уровня развития интегративных качеств осуществляется по 5-ти балльной системе:

1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;

2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;

3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;

5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества;

Таблицы интегративных качеств заполняются два раза в год. Технология работы с таблицами включает два этапа. На первом этапе, напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребёнку. Это показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведение индивидуального учёта итоговых результатов формирования интегративных качеств.

Второй этап: когда все дети прошли диагностику подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей, а так же для ведения учёта общегрупповых итоговых результатов формирования интегративных качеств.

Нормативными вариантами развития личности считаются средние значения по каждому ребёнку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии детей, а так же определить трудности в формировании определённых интегративных качеств в каждой конкретной группе.

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности сопоставляются с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

В нашем ДОУ развитие интегративных качеств на начало учебного года составляет 3,7 балла, что соответствует проблемам в развитии детей. Педагоги наметили коррекционную работу с теми детьми, у которых показатели диагностики соответствуют значениям от 2,3 до 3,7 балла.

Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Работа по изучению интегративных качеств в ДОУ проходила в несколько этапа. На первом этапе с педагогами изучили Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определили понятия: во-первых, что такое “качество”, “интегративные качества”, какие интегративные качества определены в ФГТ. Во-вторых, выяснили, какие интегративные качествами должны быть сформированы по возрастным периодам в соответствии программы “Детство”

На втором этапе, повторили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, интеграцию образовательных областей, в результате чего формируются интегративные качества, виды детской деятельности, формы образовательной работы с детьми, изучили методы работы с детьми по каждой образовательной области в соответствии программы “Детство”.

Цель третьего этапа – подбор и изучение диагностики формирования интегративных качеств. Нами было выбрано пособие Н.В. Верещагиной.

Формами методической работы на данных этапах стали консультации, семинары, анкетирование, собеседование, зачёты письменные, деловые игры, методы интерактивного обучения (шкала опроса, снежный ком, аквариум, 4 угла).

Какие же условия необходимо создать в ДОУ для формирования вышеуказанных интегративных качеств?

Строго придерживаться ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

И в заключение хочется отметить, что для дальнейшей успешной работы в “эпоху перемен” необходимо:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *