какое крупное событие положило начало развитию событийного волонтерства в нашей стране
Из истории волонтёрского движения в России
Понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII в. В России это понятие известно с XVIII в. Наряду с ним в нашей стране использовалось также понятие «доброволец». Волонтёрами или добровольцами в то время называли молодых людей, которые добровольно записывались на военную службу для участия в боевых действиях. Пример употребления этого слова в указан ном значении представлен в историческом словаре галлициз мов русского языка: «Именовать сей полк всегда полк Гусар ский волонтёров Екатеринославских. 1788». С течением вре мени роль и задачи волонтёров изменились. В XIX — XX вв. как в России, так и во всём мире волонтёром, добровольцем стали называть человека, добровольно и совершенно бескорыстно помогающего другим людям (например, сестры милосердия и др.). Рассмотрим этапы развития волонтёрства в России.
Этап 1. Древняя Русь и Московское княжество. Зарождение благотворительности в Древней Руси связывают с принятием христианства. Особую роль в становлении добровольчества сыграла церковь. В Древней Руси была определена десятина на содержание монастырей, церквей и больниц. Духовенство занима лось общественным призрением (присмотром, опекой). Церкви и монастыри стали основными центрами социальной помощи пожи лым и больным людям.
По инициативе государства начали реализовываться програм мы помощи незащищённым слоям населения. В 1072 г. князь Яро слав Мудрый учредил училище для детей-сирот, в котором про живало и обучалось на его средства 300 человек. Князь Владимир Мономах в своём «Поучении» призывал: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавай те сироте. »
При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления. Открывались сирот ские дома и богадельни, которые получали финансирование из казны государства и за счёт пожертвований частных лиц.
Этап 2. Императорская Россия. Этот период принято считать временем расцвета благотворительности и волонтёрства в России.
В 1850-е гг. во время Крымской войны зародилось массовое добровольческое движение сестёр милосердия. Эти женщины добровольно отправлялись на фронт для оказания помощи раненым воинам. Одна из первых военных сестёр милосердия, Дарья Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова), во время обо роны Севастополя на свои средства оборудовала первый поход ный перевязочный пункт.
На рубеже XIX — XX вв. в России числилось около десяти ты сяч благотворительных учреждений. В них работали волонтёры, которые собирали пожертвования, проводили просветительские акции, посещали бедных и больных.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига борьбы с туберку лёзом. Одной из наиболее известных её акций стал День Белого цветка, главной целью проекта было распространение информа ции о болезни и сбор пожертвований. К его реализации были при влечены врачи, которые читали лекции о туберкулёзе, а также волонтёры, распространявшие информационные листы. Организаторам этого мероприятия удалось договориться о бесплатном выступлении духовых оркестров, бесплатном проезде для участ ников проекта и об отчислениях в Лигу с продажи билетов в теа-
трах и кино. Предпринятые действия были настолько эффектив ны, что потребность в интенсивном сборе пожертвований отпала.
Благотворительные учреждения также вносили свой вклад в установление равных прав для женщин наряду с мужчинами, в охрану окружающей среды, в защиту прав потребителей и т. д.
Деятели литературы и искусства также поддерживали идеи благотворительности и добровольчества.
Писатель Л. П. Толстой был инициатором проведения и участ ником переписи населения Москвы, организованной в целях ока зания помощи нуждающимся. Это был один из первых опытов системной благотворительности.
А. П. Чехов во время своего путешествия на Сахалин посетил тюрьмы и места пребывания каторжников. Им было собрано огромное количество документального материала о труде и быте сахалинских каторжников, о тюремных начальниках и чинов ничьем произволе. По возвращении в Москву он написал книгу «Остров Сахалин» и тем самым привлёк внимание властей к существующим на острове проблемам. А. П. Чехов собирал пожертвования в пользу голодающих, во время холерной эпидемии рабо тал земским врачом, открывал на собственные средства медицин ские учреждения, снабжал лекарствами больных. На свои средства он построил несколько школ в Московской губернии. Также А. П. Чехов организовал посадку тысячи вишнёвых де ревьев для засева не покрытых лесом участков. Писатель создал общественную библиотеку в Таганроге, в которую жертвовал книги из своего личного фонда.
После революции 1917 г. все средства общественных и част ных благотворительных организаций были в короткие сроки на ционализированы, их имущество передано государству, а сами ор ганизации упразднены специальными декретами.
Этап 3. Советский период. В этот период государство взяло на себя ответственность за решение всех социальных проблем. Добровольчество в это время было связано с деятельностью ком мунистических детских и молодёжных организаций и обществен но-государственных объединений, таких как ВЛКСМ (Всесоюз ный ленинский коммунистический союз молодёжи), Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, ДОСААФ (Доброволь ное общество содействия армии, авиации и флоту) и др. Многие общественные акции носили обязательный характер.
В 1940-е гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» среди школьников и пионеров зародилось тимуровское движение. Тимуровские отряды оказывали помощь семьям воен-
8 нослужащих, инвалидам, ветеранам войны и труда, пожилым лю дям, ухаживали за могилами погибших воинов.
Огромное количество людей вовлекалось в общественную жизнь. Особенно это было актуально в период после Великой Отечественной войны, когда требовалось максимальное сплочение людей для быстрого восстановления страны.
В 1960-е гг. зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством П. Д. Барановского. Оно дей ствовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. Добровольцы откликались на призывы, размещённые в газетах, и по выходным отправлялись помогать на стройках, на реставрационных работах. Например, представители доброволь ческого движения П. Д. Барановского участвовали в восстановле нии уникальных построек в Царицыно.
Этап 4. Современная Россия. Принято считать, что волонтёр- ство как социальное явление в Российской Федерации начало формироваться в 1990-х гг. в условиях сложной экономической ситуации в стране и, как следствие, большого количества соци альных проблем. Общественные и благотворительные организации направили свои силы на помощь незащищённым слоям населения и решение экологических проблем.
Прообразами первых программ по организации волонтёрского труда были профильные группы добровольцев, создаваемые вну три общественных объединений, например группы, специализи ровавшиеся на уходе за пожилыми и немощными людьми на до му, на оказании информационной и технической помощи. Эффек тивной формой организации добровольческих действий стали добровольческие акции. К середине 1990-х гг. такие акции приоб рели характер масштабных благотворительных действий, осно ванных на многостороннем сотрудничестве между добровольче скими организациями, структурами органов власти, коммерческими компаниями с привлечением широкой общественности.
Правовая база волонтёрской деятельности в России начала закладываться в 1995—1996 гг. Были приняты нормативные пра вовые акты, регулирующие общественную, благотворительную и некоммерческую деятельность: федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О неком мерческих организациях». Эти федеральные законы, с измене ниями и дополнениями, действуют и сегодня.
В целом в период с начала 2000-х гг. по настоящее время на блюдается интенсивное развитие волонтёрства в России. Подъём добровольческого движения в стране во многом связан с проведе нием большого количества международных событий культурной и спортивной направленности, что позволило привлечь к участию в них десятки тысяч людей.
Вопросы викторины:
1. Кого считали волонтёрами и добровольцами до середины XX в.?
2. Какие формы благотворительности были в Древней Руси?
3. Почему период императорской России можно считать временем расцвета волонтёрства и благотворительности?
4. Отличалось ли волонтёрство в советский период от волонтёрства в современной России? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Каких известных личностей, занимающихся волонтёрством и благотворительностью, вы знаете? Какой вклад в развитие волонтёрского движения они вносят?
Волонтерство из глубины веков: как на Руси занимались добровольчеством
Волонтерству все сословия покорны. Издревле к добровольчеству на Руси были причастны и представители простого люда, и первые лица государства. Историю волонтерства от Владимира Крестителя до Николая II читайте в материале проекта «Год волонтера».
Добровольчество и волонтерство в России ведет свою летопись со времен Древней Руси. Хотя, конечно, сами слова «добровольчество» и «волонтерство» начали употребляться в нынешнем значении гораздо позже (считается, что в современном понимании «волонтерство» в России вошло в обиход в 80-х годах ХХ века). Это тот случай, когда сначала было дело, а уже потом слово.
Зарождение добровольческого движения было связанно с Русской православной церковью. После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией.
Примерно в то же время началась помощь обездоленным, возведенная в ранг государственной программы. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Для тех, кто не мог передвигаться, с помощью добровольцев осуществлялась доставка на дом. Нуждающимся посылали телеги с провиантом.
Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно.
Еще одним направлением волонтерства во времена Древней Руси стало то, что сейчас бы назвали фандрайзингом. Ярослав Мудрый издал указ, согласно которому дети, оставшиеся без родителей, вне зависимости от сословий отправлялись в сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся в соседних деревнях.
Помоги по-соседски
Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены «кануны» и «помочи» — обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая. Община вскладчину устраивала обеды, помогала справиться с непосильными для одной семьи проблемами и трудностями.
Также формой помощи соседям были «наряды миром» ‒ жители деревни добровольно помогали по хозяйству другим обитателям поселения. Помощь могла заключаться в кормлении домашнего скота, уходе за детьми. Еще было принято помогать потерявшим мужа женщинам — хлебом, дровами, лучинами и всем необходимым.
Кроме того, была в то время в деревнях и добровольная помощь сиротам, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли также назначать «общественных» родителей, за которым они начинали ухаживать и обеспечивать как своего ребенка.
Отдельной формой волонтерства на Руси можно считать помощь людям, попавшим в места не столь отдаленные. Издавна по праздникам, а порой а и в будни неравнодушные люди навещали осужденных, приносили им еду, деньги и поддерживали их чем могли.
Сельские учителя и земские врачи
Курс на волонтерство продолжили и последующие правители русских земель. Вообще, приметой того времени было то, что добровольчество было тесно связано с благотворительностью и зачастую инициатива в этом вопросе шла от государства. Так, в 1551 году царь Иван Васильевич Грозный издал указ, по которому в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы для мужчин и женщин.
При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. В петровские времена забота о нуждающихся стала зоной ответственности местных властей — губернаторов, помещиков и старост.
Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома, то есть учебные заведения для детей чиновников, купцов, мещан и цеховых, которые не имели средств устроить детей в какие-либо училища.
Мощный импульс волонтерство получило во время Русско-турецкой войны. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом и получило название Красный Крест.
Во многом медики-энтузиасты помогли распространению профессиональной и бесплатной медицинской помощи в деревнях. До прихода земского врача люди там зачастую лечились лишь народными средствами. Например, о таком волонтере-медике можно прочитать в «Записках юного врача» Михаила Булгакова.
Образованные городские люди отправлялись в деревню не только чтобы оказывать бесплатную медицинскую помощь. К волонтерству можно отнести «хождения в народ» — это было своего рода молодежное движение российской интеллигенции с целью просвещения крестьян. Но при этом многие из тех, кто отправлялся в народ, пытались вести революционную агитацию. Впрочем, были и те, кто просто становился сельским учителем.
Императорское волонтерство
История благотворительности и добровольчества начала XX века знает немало ярких примеров бескорыстной помощи ближним. Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров того времени стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.
Императрица Александра Федоровна писала о своей деятельности в лазарете: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!»
Во время Первой мировой войны императрица организовала эвакуационный пункт, куда входило 85 лазаретов для раненых воинов. Эти лазареты находились в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах. В дворцовых госпиталях она вместе с дочерьми организовывала курсы сестер милосердия и сиделок. К концу года под опекой императрицы было уже 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. Для духовного утешения тяжелораненых была организована передвижная походная церковь.
История добровольчества в России
Добровольчество (волонтерство) — это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Безвозмездное личное участие людей в общественно-полезных мероприятиях на протяжении многих веков являлось важнейшей составляющей благотворительности.
Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911 год) и князя Игоря (945 год) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». С принятием христианства (988 год) особую роль в развитии добровольчества сыграла церковь. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим.
При Екатерине II возникла сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. 1 сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об «Учреждении Московского Воспитательного дома». Строили этот дом на частные пожертвования (сама Екатерина II выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50, а цесаревич Павел — по 20 тысяч). Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге. Лишь во времена правления Екатерины II фактически начались и регулярные взносы жертвователей на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.
После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны». Супруга императора Павла I Мария Федоровна, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле государя главное начальствование и над воспитательными домами, сохранными казнами и коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обращала на Воспитательные дома. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского (в этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года). Императрица реорганизовала Опекунский совет так, чтобы каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».
Одним из крупнейших в российской благотворительности было Императорское человеколюбивое общество (ИЧО), образованное в 1802 году по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Первоначально ИЧО финансировалось преимущественно «от щедрот монарших», однако постепенно частные и общественные пожертвования стали превышать казенные субсидии.
В этот период благотворительность приняла светский характер. Личное участие в ней воспринималось обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считалось неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода было зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начали организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.
В 1894 году по предложению члена Московской Городской думы профессора Владимира Герье были учреждены городские участковые попечительства о бедных, собирающие добровольные пожертвования, в которых трудились волонтеры. Попечительство занималось оценкой потребностей нуждающегося населения, сбором средств для оказания адресной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города».
В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.
Представителям русской интеллигенции также не были чужды идеи благотворительности и добровольчества. Ее деятельность была направлена не только на помощь неимущим, но и на усиление роли женщины в обществе. Так, в структуру Русского женского взаимно-благотворительного общества в начале ХIХ века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро «по приисканию мест и занятий для женщин», совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах ХIХ века Высшие женские курсы на добровольных началах стали работать в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Казани. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже за свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно-благотворительное общество получило золотую медаль.
В одной из крупнейших московских благотворительных организаций «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы собирали пожертвования и посещали бедных. В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, позже ее отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошел первый День Белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Бюро договорилось с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами – о бесплатном проезде продавщиц цветков, с театрами и кинематографами – об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые Лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.
Добровольчество в советский период истории России было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Советские годы существенно исказили имидж добровольчества и благотворительности, введя в практику повсеместные «добровольно принудительные» акции: массовые субботники, сбор макулатуры, обязательные членские взносы в Всероссийское Общество Охраны Природы (ВООП) и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Однако существовали примеры настоящей добровольческой активности: в 60-е годы ХХ века зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского и действовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. В прессе того времени часто появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись расчищать завалы, подтаскивать кирпичи, размешивать раствор. Таким образом, восстанавливались уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыно.
Дружины по охране природы (ДОП), которые создавались с начала 70-х годов при естественно научных факультетах различных вузов по всему СССР, занимались борьбой с браконьерами, незаконными вырубками лесов, лесными пожарами.
Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начало формироваться в 1990-е годы, с возникновением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры стали незаменимы, волонтерское движение продолжило развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
В 1995 году было дано юридическое определение добровольца или волонтера в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: «Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». В этом же году состоялся Первый Российский Форум добровольцев, который прошел в Центре международной торговли в Москве.
К началу XXI века некоммерческий сектор России составляли тысячи разнообразных организаций, большинство из которых в той или иной степени использовали добровольческий потенциал. По данным Государственного Комитета статистики Российской Федерации, на начало 2000 года было зарегистрировано около 490 тысяч некоммерческих организаций, из них 275 тыс. (60 %) — негосударственные организации, из которых активную деятельность в регионах вели около 70 тысяч организаций. В их деятельность было включено около 2,5 миллиона сотрудников и добровольцев. Услугами общественных объединений и некоммерческих организаций в 2000 году воспользовалось около 30 миллионов клиентов. Совокупный ежегодный бюджет таких организаций составил примерно 500 миллионов американских долларов.
За последующие шесть лет динамика количества некоммерческих организаций была положительной. По состоянию на декабрь 2006 года в Российской Федерации было более 600 тысяч негосударственных некоммерческих организаций.
По сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в России достаточно низок. Это можно отчасти объяснить тем, что на Западе идея взаимопомощи лежит в основе общественных отношений, в то время как в РФ потребность в добровольцах всегда была не так высока, поскольку государство брало на себя благотворительные функции, осуществляемые в других странах частным образом. Однако в связи с сокращением возможностей государства по финансированию социальной сферы добровольческий труд приобретает все большую активность и популярность.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в середине 2011 года, три четверти молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату, а уже имеют такой опыт 48% молодежи.
В декабре 2012 года Россия вошла в первую десятку стран по числу волонтеров согласно третьему рейтингу мировой частной благотворительности, составленному Британским благотворительным фондом CAF. В рейтинге World Giving Index участвовало свыше 155 тысяч человек из 146 стран. Впервые были проанализированы данные о личном участии в благотворительности населения за последние пять лет — с 2007 по 2011 год. Россия переместилась с 130 на 127 место. Подъем России в рейтинге обусловлен, в основном, тем, что снижение благотворительности во многих странах оказалось еще существеннее. По количеству волонтеров Россия попала в десятку лидеров, заняв восьмое место. Добровольчеством в нашей стране занимались в 2011 году 21 миллион человек.
«Концепция долгосрочного социально¬экономического развития РФ до 2020 года» рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. Согласно ей отдельное внимание будет уделено популяризации идеи добровольчества (особенно среди молодежи), совершенствованию законодательной базы в данной области, вопросам финансирования и стимулирования.