какое крупнейшее морское сражение произошло в ходе русско японской войны

Этот день в истории: 1905 год — началось Цусимское морское сражение

какое крупнейшее морское сражение произошло в ходе русско японской войны

27 мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив в Японском море) началось морское сражение, в ходе которого российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того.

Русский Тихоокеанский флот понёс тяжёлые потери в первые месяцы войны с Японией 1904−1905, и в помощь ему на Балтике была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра (7 броненосцев, 8 крейсеров и 9 эсминцев). В октябре 1904 г. она была послана на Дальний Восток под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. В феврале 1905 вслед за ней из Балтики отправилась 3-я Тихоокеанская эскадра во главе с контр-адмиралом Николаем Небогатовым (4 броненосца и 1 крейсер). В начале мая обе эскадры соединились у берегов Индокитая и под общим командованием Рожественского продолжили путь к боевому театру.

После падения Порт-Артура и окончательной гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в его гавани, ситуация для Рожественского значительно осложнилась. Местом базирования новой эскадры предполагалось сделать Владивосток, куда Рожественский и направлялся. Его задачей являлась защита российского Приморья.

В мае 1905 прошедшая 15 тыс. миль 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский пролив, держа курс на Владивосток. 27 мая 1905 у Цусимских островов, в Корейском проливе, путь ей преградил японский флот адмирала Того (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец, 42 миноносца, 6 других судов). Он превосходил русскую эскадру численностью, качеством кораблей и силой орудий.

Корабли Того сосредоточили огонь с дальних дистанций на головной части российской эскадры. Концентрированным огнем фугасными снарядами японцы сумели уничтожить у русских 4 броненосных флагмана. После ранения Рожественского эскадру возглавил контр-адмирал Небогатов. Гибель флагманов привела к потере управления эскадрой. Она рассеялась на отряды, ставшие жертвой ночных атак вражеских миноносцев, которые потопили еще 1 броненосец и крейсер.

Другая группа кораблей (2 броненосца, 3 крейсера и 4 эсминца) продолжала сражаться и геройски погибла. Из спасшихся судов 3 крейсера ушли в Манилу, 1 эсминец — в Шанхай, крейсер «Алмаз» и 2 эсминца — во Владивосток. В Цусимской битве погибло более 5 тысяч русских моряков. Японцы потеряли 1 тысячу человек и три миноносца. Такого разгрома русский флот не знал ещё никогда.

Цусимское сражение стало одной из крупнейших морских битв мировой истории. Оно явилось и последним сражением эпохи броненосных кораблей, которые вскоре начали заменяться дредноутами. Гибель Тихоокеанского флота поставила окончательную точку в русско-японской войне. Дальневосточные рубежи России были теперь беззащитны от нападения с моря, а японские острова стали неуязвимыми.

Источник

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Морское сражение у острова Цусима, проходившее 14-15 (27-28) мая 1905 года. В бою сошлись военные корабли русских 2-й (командующий З.П. Рожественский) и 3-й (командующий И.И. Небогатов) Тихоокеанских эскадр (30 кораблей) и силы японского флота (всего 120 кораблей). Целью русских судов был прорыв во Владивосток; японское командование во главе с адмиралом Х. Того намеревалось полностью уничтожить вражеские корабли.

Предыстория сражения. Путь 2-й эскадры на Дальний Восток

После боя в Жёлтом море 28 июля (10 августа) 1904 года Первая Тихоокеанская эскадра, лишившись своего командующего адмирала В. К. Витгефта (он был убит осколком снаряда), вернулась в Порт-Артур. Некоторые корабли прорвались в нейтральные порты и были интернированы. Порт-Артур был осаждён с суши и блокирован с моря японскими судами. 7 (20) августа японцы, получив отказ в ответ на предложение капитулировать, начали штурм, который продлился три дня, но не увенчался успехом.

В Петергофе, тем временем, обсуждали возможность отправки на Дальний Восток части Балтийского флота для оказания поддержки Тихоокеанской эскадре. Самым активным сторонником этого мероприятия был контр-адмирал З.П. Рожественский. Итогом совещания под председательством императора было решение начать поход 1 (14) сентября. В результате он затянулся на месяц: лишь 2 (15) октября 1904 года русские корабли покинули порт Александра III.

Решение отправить эскадру носило заведомо авантюрный характер: изначально было ясно, что корабли не подойдут к Порт-Артуру до его падения, а если им это и удастся, то они не найдут ни безопасной стоянки, ни эффективной поддержки уцелевших кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры. Единственная задача, с которой 2-я Тихоокеанская эскадра могла успешно справиться, – демонстрация силы, направленная на принуждение японцев к миру.

Эскадре предстояло проделать путь в 18 тысяч морских миль, обойдя Европу и Африку (проследовать через Суэцкий канал русские корабли не могли). Собственных баз на пути следования Россия не имела, поэтому останавливаться суда могли только в нейтральных портах, где нельзя было заправлять корабли. Часть угля для заправки корабли везли сами (из-за этого они были перегружены), часть обеспечивали угольщики немецкой компании «Гамбург-Америка». 9 (22) октября в Северном море эскадра по ошибке обстреляла британские рыболовецкие траулеры, приняв их за японские миноносцы. Это событие, вошедшее в историю как Гулльский инцидент, вызвало резкую реакцию в Лондоне. По требованию британской стороны русская эскадра была на некоторое время задержана в испанском порту Виго. В конечном счёте ситуация была рассмотрена третейским судом в Гааге, и русское правительство обязалось выплатить Лондону компенсацию в размере 65 тысяч фунтов.

Когда 15 (28) декабря 1904 года русские суда прибыли на Мадагаскар, судьба Порт-Артура была уже решена: 20 декабря (2 января) на военном совете начальник Квантунского укрепрайона генерал-адъютант А. М. Стессель принял решение вступить в переговоры о сдаче Порт-Артура. Через три дня крепость капитулировала, и таким образом первоначальная цель 2-й Тихоокеанской эскадры стала недостижимой. Морское министерство, тем не менее, не стало возвращать корабли и, более того, направило к Рождественскому 3-ю Тихоокеанскую эскадру, которой командовал контр-адмирал И. И. Небогатов. Эскадра состояла из устаревших броненосцев береговой обороны, и Рожественский, ещё будучи в России, отказался от них – в одном из личных писем он называл броненосцы «калеками» и «гнилью». Теперь он был вынужден принятьи эти старые немореходные корабли под своё командование.

26 апреля (9 мая) эскадры Рожественского и Небогатова соединились. Вместе они насчитывали 8 эскадренных броненосцев (в том числе 3 устаревших), 3 броненосца береговой обороны, 5 крейсеров 1-го ранга (2 из них устаревшие и 1 слабый), 3 крейсера 2-го ранга (включая 1 слабый), 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 4 транспорта и 2 буксирных парохода. Русские броненосные корабли существенно уступали вражеским по уровню бронирования, а их экипажи уступали японцам по боевому опыту. Всё время после падения Порт-Артура японская сторона вела усиленную подготовку экипажей, осваивала новую систему управления и координации огня. Только по огневым возможностям японские суда превосходили русские в 15 раз.

Выход русской эскадры в Корейский пролив. Соотношение сил сторон

1 (14 мая) русская эскадра покинула берега французского Индокитая. Главной задачей Рожественский считал прорыв во Владивосток. Для этого было необходимо проследовать по одному из проливов – Корейскому, Сунгарскому и Лаперуза. Опасаясь нехватки топлива, контр-адмирал выбрал кратчайший путь – через Корейский пролив. Он допускал, что при прорыве эскадра понесёт потери, но большая часть кораблей достигнет Владивостока.

8–12 (21–25) мая Рожественский направил в Жёлтое море и Тихий океан вспомогательные крейсера «Днепр», «Рион», «Кубань» и «Терек» для отвлечения противника. Этот шаг не возымел должного действия: выделенные на отвлекающий манёвр силы были слишком незначительными, чтобы ввести в заблуждение командование противника.

Японский флот сосредотачивался именно в Корейском проливе. Основные его силы (1-я и 2-я эскадры) находились у порта Мозампо, 3-я эскадра – на заливе Озаки. Японское командование предполагало три возможных варианта дальнейших действий русской эскадры: 1) начало боевых действий против японских судов с опорой на базу во Владивостоке; 2) переход в Южно-Китайское море для постепенного вытеснения японских кораблей из Южно-Китайского и Жёлтого морей; 3) захват опорного пункта на одном из подконтрольных Японии островов и превращение его в базу для подготовки к будущим сражениям. Позиция японского флота в Корейском проливе была очень выгодной: вне зависимости от того, направились бы русские корабли к Владивостоку или в Жёлтое море, у японцев была возможность двинуться им навстречу.

14 (27) мая Рожественскому стало ясно, что японцы заметили русские корабли, и скрывать своё местонахождение нет необходимости. В тот же день в 2 часа 28 минут вспомогательный крейсер «Синано-Мару», несший дозорную службу, обнаружил огни госпитального судна «Орёл», а затем и всю эскадру. Об этом было доложено адмиралу Х. Того.

В преддверии сражения броненосные корабли, входившие в состав русской эскадры, были разделены на три отряда по четыре корабля. Крейсера были сведены в два отряда – крейсерский и разведывательный. Миноносцам была поручена охрана броненосцев и транспортов, которые сопровождали эскадру. Ночь прошла спокойно, а утром, в районе 8 часов, с госпитального судна «Урал» поступило сообщение о появлении японских крейсеров. Около 9 часов русская эскадра перестроилась в одну кильватерную колонну во главе с I броненосным отрядом, куда входил флагманский броненосец «Князь Суворов» с Рожественским. Вторым следовал II броненосный отряд во главе с броненосцем «Ослябя», а за ним – III отряд во главе с «Императором Николаем I». Японский флот был разделён на 8 отрядов. I и II отряды составляли броненосные корабли. Японское командование планировало охватить голову вражеской эскадры и, открыв сосредоточенный огонь по флагманским кораблям, лишить её управления. Рожественский вообще не придерживался какого-либо плана, рассуждая, что ход боя будет диктовать более сильный противник, и русским кораблям придётся действовать по ситуации.

Морской бой 27 мая

Чтобы избежать охвата главного корабля, Рожественский взял курс, параллельный курсу вражеского флота. Оба японских отряда сосредоточили огонь на флагманских броненосцах «Князе Суворове» и «Ослябе» – их обстреливали 5 и 7 кораблей соответственно. Русские суда сосредоточивали огонь на японском флагманском броненосце «Микаса», но, не сумев сконцентрироваться на одной цели (сказывалась плохая подготовка артиллеристов), перестроились на рассредоточенный огонь. Корабли русских II и III отрядов в это время вообще почти не вели огонь – стрельбе мешали передние корабли. Впрочем, несмотря на тяжёлые условия боя, русская артиллерия нанесла значительный урон флагманскому броненосцу «Микаса», на котором держал флаг адмирал Того. Было ранено и убито более 100 человек личного состава, а само судно получило многочисленные повреждения. Но ещё большие повреждения были нанесены русским кораблям: в 14 часов 20 минут из строя вышел броненосец «Ослябя» и вскоре затонул. Вместе с судном погиб его командир капитан 1-го ранга В. И. Бэр. Вслед за ним вышел из строя охваченный огнём «Князь Суворов». Адмирал Рожественский и командир броненосца были ранены. Их принял на свой борт миноносец «Буйный». «Князь Суворов» держался до последнего и лишь в 19 часов 20 минут, после двух атак японских миноносцев, пошёл ко дну. Обезглавив русскую эскадру, японцы перенесли огонь на следующий эскадренный броненосец противника, «Император Александр III», который пытался прорваться во Владивосток. Корабль был атакован 12 судами неприятеля.

Сражение периодически прекращалось из-за тумана, но японцам всякий раз удавалось обнаружить русскую эскадру, догнать выстроившиеся в колонну корабли и открыть огонь по очередному флагманскому судну. В 19 часов 12 минут Того остановил артиллерийский огонь. По итогам дневного боя 14 (27) мая японскими кораблями были уничтожены три новых броненосца I отряда из четырёх – «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино». Погибли также флагманский броненосец II отряда «Ослябя», вспомогательный крейсер «Урал», транспорт-мастерская «Камчатка». Русская эскадра вообще не вела активных действий, только обороняясь, и выполняла единственную задачу – прорваться к Владивостоку.

Уничтожение русского флота

С наступлением темноты Того отправил до 60 миноносцев для нанесения ударов по разрозненным кораблям эскадры противника. Атаки начались в районе 21 часа. Миноносцы охватили русские суда с трёх сторон, но обнаружить их так и не сумели. В результате ночных столкновений один миноносец затонул, а ещё шесть получили существенные повреждения. Броненосец «Сисой Великий» и крейсера «Владимир Мономах» и «Адмирал Нахимов», включившие во время боя прожекторы, были серьёзно повреждены торпедами, а броненосец «Наварин» – потоплен. К утру 15 (28) мая 2-я Тихоокеанская эскадра перестала быть организованным подразделением. Её соединения и отдельные суда были разбросаны по Корейскому проливу и не имели связи между собой.

В дневном бою 14 (27) мая особое мужество проявил экипаж бывшей яхты, а ныне крейсера «Светлана». В тяжёлом бою с отрядами японских крейсеров судно значительно повредило крейсер «Такачихо», хотя и само получило пробоину в носовой части. «Светлана» упорно продолжила движение в направлении Владивостока, но утром 15 (28) мая была обнаружена японцами, вступила в заведомо неравный бой и в конце концов была затоплена экипажем.

Итоги и последствия

Сражение при Цусиме, с одной стороны, показало героизм и храбрость русских моряков, но с другой стороны, обнаружило слабую подготовку личного состава русских кораблей и неоднократные ошибки командования и плохую техническую оснащённость. Разгром 2-й Тихоокеанской эскадры во многом стал следствием того, что русское командование пренебрегало разведкой и маскировкой (русские корабли были окрашены в чёрный цвет, а их трубы – в ярко-жёлтый), а отсутствие крупных потерь у японских кораблей было во многом обусловлено низким качеством русских снарядов.

Японские потери были значительно меньшими, нежели российские – около 700 убитых и раненых. Японские моряки были не просто лучше подготовлены – большинство их происходили из прибрежных районов и были в принципе хорошо знакомы с морским делом, в то время как многие русские матросы впервые увидели море лишь с поступлением на службу. Несмотря на значительно более высокий уровень подготовки, японский флот тоже допустил ряд ошибок. Во-первых, японцы не организовали на должном уровне разведку: во время сражения японские суда неоднократно теряли противника из виду. Во-вторых, недостаточно эффективными были действия японских миноносцев: из выпущенных ими торпед только шесть попало в русские корабли, причём три из них – в один и тот же. Три японских миноносца были потоплены, ряд судов получили повреждения.

Поражение России в Русско-японской войне и в частности разгром русской эскадры при Цусиме активно использовался в риторике либеральными и социалистическими кругами, критиковавшими правительство в ходе Революции 1905 года.

Имена погибших в Цусимском сражении моряков были упомянуты на стенах Храма Спасения на Водах, построенного в Санкт-Петербурге на Адмиралтейском канале. В советское время храм был уничтожен; сегодня на его месте располагается часовня.

Источник

115 лет назад разгромом России завершилось Цусимское сражение

какое крупнейшее морское сражение произошло в ходе русско японской войны

Картина Николая Евстафьевича Славинского (1839-1918). Один из эпизодов Цусимского сражения

Михаил Озерский/РИА «Новости»

На помощь осажденному Порт-Артуру

115 лет назад Россия перелистнула одну из самых бесславных страниц в своей военной истории. 27-28 мая (по нов. стилю) 1905 года Тихоокеанский императорский флот потерпел катастрофическое поражение от японцев в морском сражении у острова Цусима и фактически перестал существовать. Участники войны признавали в своих мемуарах, что победить Японию после случившегося стало невозможно. С тех пор в обиход прочно вошло слово Цусима — символ полного, сокрушительного и оглушительного разгрома.

Эти события связаны с другим позорным эпизодом русско-японской войны – капитуляцией крепости Порт-Артур по решению ее коменданта Анатолия Стесселя. Еще в октябре 1904 года на выручку блокированному и отчаянно оборонявшемуся форт-посту России на Ляодунском полуострове из Кронштадта вышел отряд кораблей Балтийского флота, переименованный во 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Ею командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. К тому моменту русский флот уже потерпел несколько чувствительных поражений от японцев и потерял много кораблей. Поэтому Санкт-Петербург мечтал о реванше.

Против отправки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток высказывался великий князь Александр Михайлович, связавший свою жизнь с флотской службой и занимавший в то время должность начальника Главного управления торгового мореплавания и портов. Он считал отряд Рожественского недостаточно сильным.

За время похода, проходившего в условиях отсутствия надежных баз снабжения и плохой выучки команд, не было потеряно ни одного корабля.

Рожественский считал поставленную задачу практически невыполнимой и несколько раз обращался в Петербург с рапортом об отставке и намеками на необходимость вернуть эскадру. В ночь на 22 октября произошел так называемый Гулльский инцидент. В Северном море недалеко от английского города Халл русская эскадра обстреляла собственный крейсер «Аврора», потопила английский траулер «Крэйн» и серьезно повредила пять рыболовецких судов, приняв их за японские миноносцы. Разразился большой скандал, приведший к серьезному ухудшению отношений между Россией и Англией.

К декабрю эскадра достигла берегов Мадагаскара. Это совпало по времени с падением Порт-Артура и лишало смысла продолжение кампании. Однако в феврале 1905 года из Либавы (современная Лиепая) вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Николая Небогатова, получившая название 3-й Тихоокеанской.

В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 27 мая (по нов. стилю) вошли в Цусимский (ныне Корейский) пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота под командованием адмирала Того Хэйхатиро. Эскадра Рожественского насчитывала 11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев и 1 вспомогательный крейсер, в то время как противник располагал 4 броненосцами, 24 крейсерами, 21 эсминцем и 24 вспомогательными крейсерами.

«Ужасные известия»

В самом начале сражения был выведен из строя и потоплен флагманский корабль «Князь Суворов», Рожественский при этом получил тяжелое ранение в голову. Таким образом, уже через 20 минут после первых залпов управление эскадрой было потеряно. Следом японцы потопили броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». К утру 28 мая 2-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать. Миноносец «Бедовый» с раненым Рожественским на борту сдался на милость победителя. Многие корабли потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу.

Контр-адмирал Небогатов не сразу принял командование на себя.

Фактически он так и не смог объединить под своим началом эскадру и продолжал командовать лишь своим отрядом. В критической ситуации Небогатов принял решение о капитуляции. В 10:53 28 мая 1905 года японцам сдались эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орел», броненосцы береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин».

Еще в ночь с 27 на 28 мая от минных пробоин со всей командой погиб броненосец «Наварин». Броненосец «Сисой Великий» и крейсер «Нахимов» затонули у островов Корейского пролива, морякам при этом удалось спастись. «Мономах», ночью подбитый миной, добрался до острова Цусима и затонул там, успев высадить команду на берег. Броненосец «Адмирал Ушаков», крейсеры «Светлана» и «Дмитрий Донской» были потоплены после артиллерийского боя. Транспорт «Корея», буксир «Свирь» и миноносец «Бодрый» ушли после схватки в Шанхай.

Крейсерам «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» также удалось уйти: 3 июня они достигли Манильской бухты на Филиппинских островах. Во Владивосток вернулся только самый слабый из всех крейсеров — «Алмаз». Прийти в русские порты смогли еще лишь три судна. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибли более 5 тыс. моряков. Японцы потеряли три миноносца, причем один – из-за столкновения с другим.

Великий князь Александр Михайлович обращал внимание, что разгром русского флота произошел в девятую годовщину коронации Николая II.

«Наш обед был прерван прибытием курьера от Авелана (морской министр Федор Авелан. – «Газета.Ru»): наш флот был уничтожен японцами в Цусимском проливе, адмирал Рожественский взят в плен, — рассказывал двоюродный дядя царя в своих воспоминаниях. — Если бы я был на месте Никки, я бы немедленно отрекся от престола. В Цусимском поражении он не мог винить никого, кроме самого себя. Он должен был бы признаться, что у него недоставало решимости отдать себе отчет во всех неизбежных последствиях этого самого позорного в истории России поражения. Государь ничего не сказал, по своему обыкновению. Только смертельно побледнел и закурил папиросу».

Николай II впервые упомянул о трагедии в своем дневнике 30 мая (по нов стилю):

«Тяжелые и противоречивые известия продолжали приходить относительно неудачного боя в Цусимском проливе.

Имел три доклада. Гуляли вдвоем. Погода была чудная, жаркая. Пили чай и обедали на балконе».

Через два дня он вновь вернулся к болезненной теме: «Теперь окончательно подтвердились ужасные известия о гибели почти всей эскадры в двухдневном бою. Сам Рожественский раненый взят в плен! День стоял дивный, что прибавляло еще больше грусти на душе. Имел три доклада. Завтракал Петюша. Ездил верхом».

«Мы все ждали поражения и тяжелых потерь»

Участник Цусимского сражения в роли инженера на броненосце «Орел», затем революционер, еще позже крупный советский работник и руководитель кораблестроительства на Дальнем Востоке Владимир Костенко уже в японском плену оставлял дневниковые записи, которые годы спустя легли в основу его мемуаров — ценного источника по русско-японской войне.

Многие свидетели сражения были склонны винить в катастрофе ошибочные решения командования и вместе с тем воспевали героизм простых матросов и офицеров. В конечном итоге, правда, все жертвы оказались напрасны.

«Мы все ждали поражения и тяжелых потерь, но никто не мог допустить такого контраста в судьбе двух сражавшихся в смертельной схватке флотов. И только теперь разбитая эскадра внезапно постигла, какое беспримерное преступление было совершено над ней теми, кто столь безрассудно бросил ее в пропасть несмотря на все предостережения», — резюмировал бортовой инженер.

Перед высадкой на «Орел» японцев команда успела уничтожить шифры, сигнальные книги, судовые документы и выбросить в море 100 тыс. рублей золотом из денежного сундука. 30 мая броненосец под японским флагом был введен в бухту военного порта Майдзуру. Всех раненых японцы сняли с корабля и направили в военный госпиталь. Здоровых офицеров и матросов отправили в карантинный изолятор, а затем в лагерь военнопленных.

Любопытные воспоминания оставил участник русско-японской войны Николай Воронович, получивший широкую известность во время Гражданской войны как крупный военачальник зеленых в Черноморской губернии. В Маньчжурии Воронович писал заметки в крупную московскую газету «Русское слово» с театра военных действий. Он следил за отражением Цусимской катастрофы в печати и рассказал об освещении сражения на примере «Вестника Маньчжурских армий».

«Сначала появилась краткая телеграмма о начавшемся у берегов Японии морском сражении, в котором японцы понесли якобы огромные потери. О наших потерях не было сказано ни слова. Через день была помещена другая телеграмма, сообщавшая о том, что несколько наших крейсеров соединились с владивостокской эскадрой и что бой, в котором обе стороны понесли чрезвычайно тяжелые потери, еще продолжается. И только на седьмой день было опубликовано официальное сообщение о постигшем Россию ужасном поражении. Последняя надежда выиграть войну была потеряна. Все ясно понимали, что теперь не может быть и речи о продолжении кампании. Тяжелое чувство охватило нас, молодежь», — отмечал Воронович в мемуарах.

После того как подробности сражения все же стали достоянием общественности, морское министерство получило эпитет «цусимского ведомства».

Оппозиция в Госдуме потребовала разбирательства действий командования флотом, приведших к капитуляции Порт-Артура и гибели Тихоокеанской эскадры. Было принято решение устроить гласный судебный процесс по поводу сдачи кораблей в Цусиме. Кроме адмирала Небогатова к ответственности привлекались командиры сдавшихся броненосцев и весь их офицерский состав. Параллельно рассматривалось дело о сдаче миноносца «Бедовый», обвиняемыми по которому проходили адмирал Рожественский, офицеры его штаба, командир и офицеры корабля.

Адмирал Небогатов и командиры кораблей «Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», получивших в бою незначительные повреждения, сохранивших артиллерию, снаряды и спасательные средства, были приговорены судом к расстрелу с заменой на заключение в крепость сроком на 10 лет. Офицеров же трибунал освободил от ответственности как подчинявшихся приказам своих начальников.

Оправдательный вердикт был вынесен и в отношении адмирала Рожественского, взятого в плен на «Бедовом» в бессознательном состоянии. Зато организаторы сдачи — начальник его штаба капитан 1-го ранга Константин Клапье-де-Колонг, флагманский штурман полковник Владимир Филипповский, флагманский минер лейтенант Леонтьев и командир миноносца капитан 2-го ранга Баранов – были признаны виновными и присуждены к аналогичному наказанию, как и их коллеги с других захваченных японцами кораблей.

Комиссию по расследованию обстоятельств, приведших к цусимскому поражению, возглавил Александр Колчак.

В качестве причин случившегося были названы технические и материальные недостатки флота, устарелость артиллерийского вооружения, неудовлетворительное качество снарядов, недостаток приборов управления стрельбой, а также отрицательная роль Рожественского.

Сам Колчак пришел к выводу, что серьезной ошибкой русского командования было непринятие мер к нарушению радиосвязи у японцев, сыгравшей колоссальную роль в ходе боя.

Всех осужденных, включая адмирала Небогатова, освободили из крепости по амнистии в 1909 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *