какое количество уровней заканчивания в классификации taml
Классификация многоствольных/многозабойных скважин по уровням заканчивания TAML (Technology Advancement of Multilaterals)
Вопросы, обсуждаемые на форуме:
— бурение горизонтально-разветвленных скважин;
— определения направления дальнейшего развития этой технологии.
Участники: BP, Norsk Hydro, Statoil, Esso UK, Exxon, Mobil, Phillips, Maersk, Texaco, Total, Chevron, Shell.
В 1998 г был сформирован a Joint Industry Project (JIP), результатом которого стала публикация международной классификации горизонтально-разветвленных скважин (The TAML Classification System).
Классификация TAML имеет 6 уровней, в зависимости от сложности сочленения основного и бокового ствола.
1 уровень TAML — открытый незацеметированный стык с открытым основным и боковым стволом или с хвостовиком на подвеске.
Преимущества:
• Стабильны в твёрдых породах.
Недостатки:
• Нестабильны в рыхлых породах;
• Ограниченный межремонтный период;
• Нет гарантии повторного входа в боковые стволы;
• Контроль обводнения ограничен;
• Ограниченные возможности ремонта;
• Ограниченные возможности заканчивания.
Преимущества:
· Полный доступ к главному стволу;
· Возможность перебуривания ответвления;
· Низкие затраты на заканчивание.
Недостатки:
· Рыхлые пласты не пригодны для данного уровня;
· Ограниченные возможности ремонта;
· Ограниченные возможности заканчивания.
Преимущества:
• Жёсткое сопряжение стволов;
• Боковой хвостовик крепится к главному стволу с помощью подвески хвостовика;
• Подвеска хвостовика не зацементирована;
• Доступ к главному стволу и к боковому;
• Низкие затраты на заканчивание.
Недостатки:
• Ограниченные возможности ремонта.
4 уровень TAML — обсаженные и цементированные основной и боковые стволы.
Преимущества:
• Применение возможно в новых и существующих скважинах;
• Более двух боковых стволов;
• Полный доступ к главному стволу и ответвлению;
• Подходит для всех пластов.
Недостатки:
• Ограниченные возможности ремонта.
Преимущества:
• Герметичная целостность в месте сопряжения;
• Доступ к главному стволу и к ответвлению для перебуривания;
• Подходит для всех пластов;
• Герметичная целостность достигается за счёт дополнительного внутрискважинного оборудования.
Недостатки:
• Ограниченные возможности ремонта.
Преимущества:
• Гидравлическая герметичность в месте сопряжения без дополнительных внутрискважинных элементов;
• Герметичность давления достигается посредством гидравлической герметичности обсадной колонны;
• Полноствольный доступ к главному стволу и ответвлению;
Классификация многоствольных технологий TAML
Начало этой организации было положено в марте 1997 г, когда был организован неформальный Международный форум для обмена опытом:
— бурения горизонтально-разветвленных скважин,
— определения направления дальнейшего развития этой технологии.
Участники: BP, Norsk Hydro, Statoil, Esso UK, Exxon, Mobil, Phillips, Maersk, Texaco, Total, Chevron, Shell.
В 1998 г был сформирован a Joint Industry Project (JIP), результатом которого стала публикация международной классификации горизонтально-разветвленных скважин (The TAML Classification System).
В ноябре 2002 г на встрече членов TAML в канадском г Калгари были переопределены цели организации исходя из современного состояния и нужд нефтегаза.
В связи с этим TAML была преобразована в некоммерческую организацию на основе членства и стала открыта для вступления новых членов.
Содействовать эффективному развитию и использованию многоствольных технологий в международном нефтегазе путем образования, диалога и обмена информацией.
Термины и определения
Вся совокупность технологий бурения различных видов многоствольных (разветвленных) скважин в англоязычных публикациях описывается термином Multi-Lateral Technology.
Встречаются различные термины для описания этой технологии:
При бурении наклонно-направленного бокового ствола управление и контроль за траекторией бокового ствола скважины должен осуществляться с помощью телесистемы в режиме реального времени.
Международная классификация многоствольных скважин TAML (Complexity Ranking):
С возрастанием уровня растет и уровень сложности.
Прочность сочленения и его гидравлическая изолированность целиком зависит от свойств породы, в котором находится место сочленения
Сочленение гидравлически не изолировано.
Основной и боковой стволы обсажены и зацементированы (технологическое оборудование для добычи крепится с использованием пакеров).
Сочленение герметично. (Может не быть зацементировано).
Сочленение герметично. (Использование только цемента для герметизации недостаточно).
Наглядное представление об уровнях сложности по TAML :
В этой части делается описание скважины, описание точки пересечения стволов (стыка) и дается унифицированная кодировка многоствольной скважины.
Классификация многоствольных технологий TAML
Начало этой организации было положено в марте 1997 г, когда был организован неформальный Международный форум для обмена опытом:
— бурения горизонтально-разветвленных скважин,
— определения направления дальнейшего развития этой технологии.
Участники: BP, Norsk Hydro, Statoil, Esso UK, Exxon, Mobil, Phillips, Maersk, Texaco, Total, Chevron, Shell.
В 1998 г был сформирован a Joint Industry Project (JIP), результатом которого стала публикация международной классификации горизонтально-разветвленных скважин (The TAML Classification System).
В ноябре 2002 г на встрече членов TAML в канадском г Калгари были переопределены цели организации исходя из современного состояния и нужд нефтегаза.
В связи с этим TAML была преобразована в некоммерческую организацию на основе членства и стала открыта для вступления новых членов.
Содействовать эффективному развитию и использованию многоствольных технологий в международном нефтегазе путем образования, диалога и обмена информацией.
Термины и определения
Вся совокупность технологий бурения различных видов многоствольных (разветвленных) скважин в англоязычных публикациях описывается термином Multi-Lateral Technology.
Встречаются различные термины для описания этой технологии:
При бурении наклонно-направленного бокового ствола управление и контроль за траекторией бокового ствола скважины должен осуществляться с помощью телесистемы в режиме реального времени.
Международная классификация многоствольных скважин TAML (Complexity Ranking):
С возрастанием уровня растет и уровень сложности.
Прочность сочленения и его гидравлическая изолированность целиком зависит от свойств породы, в котором находится место сочленения
Сочленение гидравлически не изолировано.
Основной и боковой стволы обсажены и зацементированы (технологическое оборудование для добычи крепится с использованием пакеров).
Сочленение герметично. (Может не быть зацементировано).
Сочленение герметично. (Использование только цемента для герметизации недостаточно).
Наглядное представление об уровнях сложности по TAML :
В этой части делается описание скважины, описание точки пересечения стволов (стыка) и дается унифицированная кодировка многоствольной скважины.
Все о нефти
КЛАССИФИКАЦИЯ TAML
Что такое TAML?
Начало этой организации было положено в марте 1997 года, когда был организован международный форум для обмена опытом бурения горизонтально-разветвленных скважин, унификации подходов и определения направления дальнейшего развития этой технологии. Участниками этого неформального форума являлись BP, Norsk Hydro, Statoil, Esso UK, Exxon, Mobil, Phillips, Maersk, Texaco, Total, Chevron, Shell Oil, Shell International E&P, and Shell UK Expro.
В 1998 году был сформирован a Joint Industry Project (JIP), результатом которого стала публикация международной классификации горизонтально-разветвленных скважин (The TAML Classification System).
В ноябре 2002 года на встрече членов TAML в Калгари были переопределены цели организации исходя из современного состояния и нужд отрасли. В связи с этим она была преобразована в некоммерческую организацию на основе членства и стала открыта для вступления новых членов.
To promote the efficient development and utilization of multi-lateral technology within the international petroleum industry through education, dialogue, and information exchange.
Официальный сайт Technology Advancement for Multi-Laterals (TAML):
www.taml-intl.org
Термины и определения
Вся совокупность технологий бурения различных видов многоствольных (разветвленных) скважин в англоязычных публикациях описывается термином Multi-Lateral Technology. В русскоязычных публикациях встречаются различные термины для описания этой технологии. Приведу здесь термины, единообразно описывающие различные виды скважин и боковых стволов.
МНОГОСТВОЛЬНАЯ СКВАЖИНА (МСС) – скважина, состоящая из основного ствола, из которого пробурен один или несколько боковых стволов (ответвлений) на различные продуктивные горизонты (пласты), при этом точка пересечения боковых стволов с основным стволом скважины находится выше вскрываемых горизонтов.
МНОГОЗАБОЙНАЯ СКВАЖИНА (МЗС) – скважина, состоящая из основного, как правило, горизонтального ствола, из которого в пределах продуктивного горизонта (пласта) пробурен один или несколько боковых стволов (ответвлений).
Международная классификация многоствольных скважин TAML (Complexity Ranking):
С возрастанием уровня растет и уровень сложности.
основной и боковой стволы обсажены и зацементированы (технологическое оборудование для добычи крепится с использованием пакеров). Сочленение герметично. (Может быть, а может не быть зацементировано).
Более наглядное представление об уровнях сложности по TAML дает следующая картинка:
Степень сложности
Освоением технологий строительства многоствольных скважин специалисты «Газпром нефти» занимаются уже более пяти лет. Их строительство связано с дополнительными финансовыми затратами и повышенным риском, но количество таких скважин в компании год от года растет. Причина проста: зачастую многостволки оказываются чуть ли не единственным эффективным способом добычи трудноизвлекаемой нефти
Первые многоствольные скважины были пробурены еще в годах прошлого века (см. врез). Однако в то время технологии были недостаточно развиты, чтобы делать это эффективно. Был ограничен и спрос: большинство месторождений успешно разрабатывались традиционными вертикальными или наклонно направленными скважинами.
Ситуация изменилась в Тогда стимулом для развития этого направления в мировой нефтедобыче стали потребности шельфовых проектов. Стоимость бурения на шельфе очень высока, поэтому строительство одной скважины с несколькими стволами-ответвлениями оказалось логичным решением, позволявшим экономить. Многоствольных скважин строилось все больше, сервисные компании совершенствовали свои умения и разрабатывали новые решения, повышая надежность результатов. С усложнением горно-геологических условий потребность в таких технологиях стала расти и на суше. А сегодня для некоторых проектов многоствольные скважины стали уже единственно возможным вариантом для их успешной реализации.
Тем не менее строительство многоствольных скважин и сейчас остается более рискованным и затратным делом, чем традиционное бурение. Конечно, никто не станет строить сложные и дорогие скважины без достаточных на то причин. Для «Газпром нефти» такие причины появились при реализации крупнейших арктических проектов «Новый порт» и «Мессояха». «Некоторый опыт был и раньше. В годах на активах „Газпромнефть-Муравленко“ и „Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз“ уже строились самые простые двуствольные скважины, — рассказывает начальник отдела по заканчиванию скважин Научно-технического центра „Газпром нефти“ Филипп Бреднев. — Однако по-настоящему сложные технологические решения для строительства многоствольных скважин начали испытывать лишь три года назад».
Деликатная технология
Сложные скважины позволяют добиваться лучших результатов в залежах с трудной геологией — на таких видах ресурсов, как ачимовские отложения, нефтяные оторочки, шельфовые проекты, баженовская свита. Они особенно актуальны там, где нельзя провести гидроразрыв пласта (ГРП) из-за высоких рисков прорыва в скважину газа или воды, соседствующих с нефтью. Если трещина ГРП оказывается слишком большой и проникает в газовую шапку или нижележащий водоносный слой, дальнейшая добыча нефти из этой скважины часто становится невозможной.
В других случаях, например на Восточно-Мессояхском месторождении, многоствольные скважины позволяют более эффективно охватить сложные, расчлененные залежи, состоящие из многочисленных, не связанных друг с другом объектов — ловушек с нефтью. Бурить отдельную скважину к каждой такой ловушке было бы слишком дорого, а зачастую это и технически невозможно, так как их точное расположение не установить.