какое количество типов лвпц включает разработанная классификация

Подходы к выделению ЛВПЦ

В соответствии с концепцией ЛВПЦ выделяют шесть типов высокой природоохранной ценности (ВПЦ):

ВПЦ 1. Высокое биоразнообразие, значимое на мировом, национальном или региональном уровне. Например, территории, включенные в состав экорегионов WWF Global 200 – наиболее ценные с точки зрения сохранения биоразнообразия экорегионы в мировом масштабе (широколиственные и смешанные леса российского Дальнего Востока, европейско-средиземноморские горные смешанные леса и др.).

ВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном или национальном уровне. Например, малонарушенные лесные территории (МЛТ) Северо-Запада России. МЛТ – целостные природные территории в пределах лесной зоны, площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри постоянных поселений, действующих транспортных коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью. Размер и состояние этих территорий обеспечивают устойчивое существование жизнеспособных популяций большинства свойственных этим территориям видов.

ВПЦ 3. Леса, включающие редкие или находящиеся под угрозой уничтожения экосистемы. Например, кленовые и ясеневые леса, а также леса с заметным участием дуба во всех регионах Европейской России.

ВПЦ 4. Леса, которые выполняют особые защитные функции в критических ситуациях (поддержание водного режима в областях, где есть высокий риск наводнений, защита от эрозии, и др.). Например, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.

ВПЦ 5. Леса, имеющие особое значение для обеспечения существования местного населения. Например, места традиционного сбора грибов или ягод местным населением.

ВПЦ 6. Леса, имеющие особое значение для культурного самоопределения местного населения. Например, священные места (рощи, культовые объекты, старые захоронения), важные для коренных народов или этнических групп.

В настоящее время в большинстве разработок по выделению ЛВПЦ используется классификация ЛВПЦ, предложенная английской неправительственной организацией ProForest при разработке глобального Руководства по применению концепции ЛВПЦ (Леса высокой природоохранной ценности: Практ. руководство /С. Дженнингс, Р. Нуссбаум, Н. Джадд, Т. Эванс; Пер. с англ. – М.,2005.). В России она используется в следующем виде:

ЛВПЦ 1. Места концентрации биоразнообразия, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях

ЛВПЦ 1.1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

ЛВПЦ 1.2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды

ЛВПЦ 1.3. Эндемичные виды

ЛВПЦ 1.4. Ключевые сезонные места обитания животных

ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях

ЛВПЦ 3. Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы

ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции

ЛВПЦ 4.1. Леса, имеющие особое водоохранное значение

ЛВПЦ 4.2. Леса, имеющие особое противоэрозионное значение

ЛВПЦ 4.3. Леса, имеющие особое противопожарное значение

ЛВПЦ 5. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения

ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения

В Лесном попечительском совете (FSC) под термином «ЛВПЦ» понимают леса, принадлежащие к одной или нескольким из ниже перечисленных категорий:

Источник

ЛВПЦ и законодательство

Будучи относительно новым, на самом деле понятие ЛВПЦ не содержит в себе ничего принципиально нового, по крайней мере, для России. Необходимость сохранения части лесов от интенсивной промышленной эксплуатации осознана уже очень давно, причем далеко не только в среде защитников природы. Для этих целей предусмотрено, например, создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), формы которых закреплены в федеральном законодательстве. Лесные заповедники и заказники, защитные леса, особо защитные участки леса и др. – все это по сути своей ЛВПЦ, или близкие к ним понятия. Но в рамках концепции ЛВПЦ все эти леса объединены одним общим термином, общей идеологией и общей практической методологией их выделения, что, несомненно, большой шаг вперед.

Целью применения концепции ЛВПЦ не является увеличение количества охраняемых территорий. Однако выявление ЛВПЦ может помочь оценить существующую региональную сеть охраняемых территорий, чтобы понять, включает ли она все ключевые ценные природные объекты региона. Следовательно, применение концепции ЛВПЦ содействует выявлению пробелов в сети охраняемых территорий и может помочь сформулировать предложения по ее оптимизации.

Многие природоохранные разработки, в том числе российские, легко «переводятся на язык» концепции ЛВПЦ. Таковы, например, многочисленные региональные ООПТ и их региональные сети, включающие как существующие ООПТ, так и планируемые. Принципы проектирования ООПТ и формирования их сетей во многом сходны с идеями концепции ЛВПЦ или, по крайней мере, ей не противоречат. В некоторых регионах этих сетей и систем (при условии своей полной реализации) достаточно для сохранения биологического разнообразия, что и является одной из основных задач концепции ЛВПЦ.

В российском лесном законодательстве также предусмотрено очень многое для охраны лесов, но чтобы сохранить все биоразнообразие лесных экосистем этого мало. Примерное соответствие между типами ЛВПЦ и государственными формами охраны лесов (защитные леса, ОЗУ) можно прочитать в разделе «ЛВПЦ и государственные меры по охране лесов» (вставить гиперссылку)

ЛВПЦ и государственные меры по охране лесов

В российском лесном законодательстве предусмотрено очень многое для охраны лесов, но чтобы сохранить все биоразнообразие лесных экосистем этого мало. В те времена, когда создавалась российская система нормативных актов в сфере лесопользования, ценность биоразнообразия и необходимость принятия специальных мер для его сохранения была еще не до конца осознана. К тому же развитие рынка лесной продукции вносит свои коррективы – потребители из развитых стран все настойчивее требуют сохранения биоразнообразия, в том числе старовозрастных (девственных, малонарушенных) лесов. Такую задачу наше лесное хозяйство перед собой никогда не ставило – наоборот, малоосвоенные леса до сих пор рассматриваются как основной резерв расширения лесозаготовок.

Так, согласно Лесному кодексу в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием подлежат освоению только так называемые защитные леса (ст.12 п.4), при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Кроме того, могут выделяться особо защитные участки леса (ОЗУ) в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов (п. 36 Лесоустроительной инструкции, утвержденной 12.12.2011 г.). В рамках концепции ЛВПЦ защитные леса и ОЗУ могут быть отнесены к различным типам и подтипам ЛВПЦ (см. ниже).

Соотношение между государственными мерами по охране лесов в виде создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сохранения местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов см. в разделе «ЛВПЦ и законодательство».

Примерное соответствие между ЛВПЦ, защитными лесами и ОЗУ :

Источник

Выделение ЛВПЦ в России. Примеры выделения по отдельным категориям

В этом разнообразии таятся значительные трудности: собственно говоря, каждый тип (и подтип) ЛВПЦ требует отдельной работы. Для каждого из них в каждом регионе нужны свои критерии выделения, принципы управления, мониторинга и др. Именно в условиях России по ряду причин это особенно сложно.

Тем не менее, в России уже накоплен изрядный практический опыт выявления ЛВПЦ. Выполнен ряд исследовательских проектов, результаты которых общедоступны, в некоторых регионах созданы карты ЛВПЦ отдельных типов, разработаны методические рекомендации, которые позволяют выделить ЛВПЦ.

Приведенная ниже интерпретация ЛВПЦ означает, что все описанные в ней территории являются потенциальными ЛВПЦ, т.к. их высокая природоохранная ценность подтверждена специальными научными исследованиями. Однако эти исследования проводились в основном в широком географическом контексте (от регионального до мирового), частично дистанционными методами, и могут не учитывать различные особенности конкретной территории. Окончательное решение о выделении участков ЛВПЦ должно приниматься на основании широкомасштабных консультаций, с учетом экономической и социальной ценности участков, однако природоохранная ценность, особенно международного и национального уровней, является главенствующей. Исключениями будут случаи, когда другими исследованиями убедительно показано, что природоохранная ценность определена ошибочно или была утрачена.

Источник

Леса высокой природоохранной ценности: основы использования концепции при сертификации

П онятие «леса высокой природоохранной ценности» было предложено Лесным попечительским советом (FSC) в 1999 г. в ходе разработки системы добровольной лесной сертификации. В Стандартах добровольной лесной сертификации по системе FSC ЛВПЦ посвящён Принцип 9: «Сохранение лесов, имеющих высокую природоохранную ценность».

Будучи относительно новым, на самом деле понятие ЛВПЦ не содержит в себе ничего принципиально нового, по крайней мере для России. Однако важным является то, что в рамках концепции ЛВПЦ, разработанной FSC, впервые леса, имеющие прежде всего природоохранную и социальную ценность, объединены одним понятием. Соответственно, ЛВПЦ бывают разных типов, и в реальности к ним относятся довольно разные леса – разные по составу, площади, значимости, экономической ценности, методологии выделения, степени изученности и необходимым усилиям для сохранения, а также по степени защищённости таких лесов российским законодательством.

Концепция ЛВПЦ далее стала использоваться и вне рамок процесса сертификации по схеме FSC, однако для нас основное значение сейчас имеет именно интерпретация этого понятия в рамках FSC.

В настоящее время в большинстве разработок используется классификация ЛВПЦ, предложенная английской неправительственной организацией ProForest (Дженнингс и др., 2005).

К лесам высокой природоохранной ценности относятся леса, обладающие одним или несколькими из следующих свойств:
а) участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах:
* из-за высокого биологического разнообразия (высокого эндемизма, богатства видами, находящимися под угрозой исчезновения, наличия большого количества рефугиумов);
* так как представляют собой крупные лесные ландшафты, частично или полностью расположенные в пределах хозяйственной единицы управления лесами, и характеризующиеся наличием жизнеспособных популяций всех или хотя бы большинства биологических видов, встречающихся на данной территории, в естественном состоянии;
b) участки леса, которые либо представляют собой редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы, либо содержат такие экосистемы;
c) участки леса, имеющие особые защитные (например, водоохранные, противоэрозионные) функции;
d) участки леса, необходимые для обеспечения существования местного населения (например, для сохранения источников доходов, поддержания здоровья) и/или сохранения самобытных культурных традиций местного населения (места культурного, экологического, экономического или религиозного значения, определённые при участии местного населения).
(Принципы и Критерии FSC, февраль 2000 г.)

Типы и подтипы ЛВПЦ

ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях
Подтипов нет

ЛВПЦ 3. Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы
Подтипов нет

ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции
ЛВПЦ 4.1. Леса, имеющие особое водоохранное значение
ЛВПЦ 4.2. Леса, имеющие особое противоэрозионное значение
ЛВПЦ 4.3. Леса, имеющие особое противопожарное значение

ЛВПЦ 5. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения
Подтипов нет

ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения
Подтипов нет

В этой классификации следует обратить особое внимание на два момента. Во-первых, для ЛВПЦ 1 и ЛВПЦ 4 предусмотрено выделение подтипов, которые по своей сути являются довольно разными. Каждый из подтипов внутри этих типов требует отдельного рассмотрения и анализа различных источников информации. Во-вторых, для ЛВПЦ 1 и ЛВПЦ 2 предусмотрены различные уровни значимости: мировой, национальный и региональный. Для такой огромной страны как Россия этот момент имеет особое значение – на одной лесной территории могут оказаться разные участки ЛВПЦ одного типа, но разных уровней значимости: например, участки концентрации мест обитания видов Красных книг различных уровней: международной, национальной и региональной. Строго говоря, разные уровни значимости ЛВПЦ также требуют отдельного анализа каждый.

Неоднократно отмечалось, что понятию ЛВПЦ в России полностью или частично соответствуют различные правовые категории, предусмотренные российским законодательством. Значительное количество параллелей наблюдается между ЛВПЦ и лесами первой группы, между ЛВПЦ и ОЗУ, между ЛВПЦ и особо охраняемыми природными территориями. Россия давно обладает развитой системой природоохранных нормативов, поэтому часть лесов, относимых к ЛВПЦ, оказывается уже защищённой российским законодательством.

Однако чрезвычайно важно отдавать себе отчёт в том, что значительная часть лесов, имеющих высокую природоохранную ценность, оказывается вне этой системы, или защищено ею недостаточно. Прежде всего это связано с тем, что при разработке нормативов ведения лесного хозяйства задача сохранения биологического разнообразия никогда специально не ставилась. Эту задачу призваны решать другие законодательные акты. Кроме того, недостаточно развитая в нашем государстве система внедрения ряда нормативов привела к тому, что многие ценные объекты защищены только на бумаге. Таковы, например, категории ОЗУ, предназначенные для сохранения мест обитания редких видов живых организмов (см. ниже), которые на практике как правило не выделяются, так как порядок их выделения не установлен. Поэтому подчеркнём, что при сертификации необходимо приложить специальные усилия к тому, чтобы сохранить все леса высокой природоохранной ценности – либо доказать, что таковые на территории лесохозяйственного предприятия отсутствуют.

Ниже мы рассмотрим разные типы ЛВПЦ в рамках концепции FSC – единственной, получившей в России широкое распространение. Будут показаны отражение каждого типа ЛВПЦ в Российском национальном рамочном стандарте сертификации по системе FSC (далее – «Национальный стандарт»), известный нам на данный момент российский опыт выделения и применения этого типа, а также законодательные основы реализации каждого типа (вкратце). Отметим, что точно такое же определение ЛВПЦ и такая же их классификация предусмотрены в проекте российской Национальной системы лесной сертификации, разрабатываемой под руководством академика А. С. Исаева.

ВПЦ 1. Высокое биоразнообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях

С этой точки зрения особое внимание должно быть уделено следующим лесным экосистемам:
* широколиственные и смешанные леса российского Дальнего Востока;
* европейско-средиземноморские горные смешанные леса;
* кавказко-анатолийско-гирканские умеренные леса;
* горные леса Алтае-Саян;
* горные леса Урала;
* Восточно-Сибирская тайга;
* таёжные и травянистые сообщества Камчатки.

Кроме того, есть два пресноводных экорегиона, для существования которых большое значение имеет состояние лесов их водосборных бассейнов:
* реки и водно-болотные угодья российского Дальнего Востока;
* озеро Байкал (частично пересекается с экорегионами Восточно-сибирской тайги и Алтае-Саян).

«О КРАСНОЙ КНИГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 «Правительство Российской Федерации постановляет:
1. … Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
2. Объекты животного и растительного мира, занесённые в Красную книгу Российской Федерации, подлежат особой охране. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. …»

Пока не существует единых критериев для выделения ЛВПЦ 1 национального и регионального уровней. Собранных воедино картографических материалов, показывающих расположение таких территорий, нет. Решение должно приниматься в каждом конкретном случае на основании широкомасштабных консультаций.

В качестве основы можно использовать данные национальной и региональных Красных книг и научных публикаций. Существует также целый ряд программ, занимающихся выявлением биологически ценных природных объектов по различным критериям, например:
* ключевых ботанических территорий в Европе (программа Всемирного союза охраны природы – МСОП);
* ключевых орнитологических территорий в Европе.

Выявление ключевых ботанических территорий в России только начато, а ключевых орнитологических территорий (КОТР) ещё не закончено. В настоящий момент опубликован том, посвященный КОТР Европейской России (Ключевые орнитологические территории…, 2002).

Стандарт также отмечает, что природные объекты, располагающиеся в пределах существующих и проектируемых ООПТ, могут отвечать критериям лесов высокой природоохранной ценности. В Приложении к национальному стандарту даны перечни официальных решений, принятых на уровне РФ, а также её субъектов, о проектировании ООПТ и резервировании территории под них. Такие территории следует считать ЛВПЦ.

Для каждого вида лесохозяйственных мероприятий, которые осуществляются в пределах ЛВПЦ 1, должны оцениваться их последствия для биологического разнообразия и должны приниматься меры по их минимизации.

№ п/п Наименование особо защитных участков леса Признаки и нормативы выделения особо защитных участков леса
15Участки леса с наличием реликтовых и эндемичных растенийУчастки леса, в составе древесной, кустарниковой и травяной растительности которых имеются реликтовые или эндемичные виды растений, имеющие научную или историческую ценность. Площади и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований (выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности).
16Участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растенийУчастки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений. Площадь и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований (выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности)

Российский опыт выделения. В Архангельской области Распоряжением Руководителя агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО утверждены «Параметры особо защитных участков (ОЗУ), выделяемых в лесном фонде Российской Федерации в пределах Архангельской области и НАО и руководство по их применению». Эти параметры были разработаны Региональной рабочей группой в рамках проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF России) специально с целью защиты ЛВПЦ, в том числе ЛВПЦ 1. Параметры предусматривают защиту мест обитания видов национальной и региональной Красных книг, а также конкретных мест обитания некоторых редких в регионе видов (северный олень, кедр, липа и др.). С документом можно ознакомиться на сайте http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/event/arkhan_OZU.

На Дальнем Востоке России (в приоритетном экорегионе Global 200) разработаны «Методические указания по выделению особо защитных участков леса в местах обитания и распространения редких и охраняемых видов животных и растений, а также ценных промысловых животных в лесах юга Дальнего Востока». Данная методика предполагает выделение ОЗУ во всех выявленных местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, редких растительных сообществ и ключевых биотопов ценных промысловых животных. Методика апробирована в нескольких лесхозах Приморского края, и на арендных территориях лесопромышленных компаний, где по результатам ее применения выделены соответствующие ОЗУ. В настоящее время методика рассматривается научным советом Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства (ДальНИИЛХ) и по результатам рассмотрения будет направлена на утверждение в Федеральное агентство лесного хозяйства. Предусматривается также внесение соответствующих изменений в региональные Правила рубок.

ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях

Российский опыт выделения. Помимо уже упомянутых ЛВПЦ 2 национального уровня (см. выше), в некоторых регионах выделены массивы лесов, которые можно рассматривать как ЛВПЦ 2 регионального уровня. Прежде всего это республика Коми, где Приказом Комитета природных ресурсов по Республике Коми от 07.08.2001 г. утвержден «Порядок проведения специальных обследований по выделению девственных лесов», в число которых попадают ЛВПЦ 2 как национального, так и регионального уровней. Далее, следует назвать Приморский край, где такие массивы выделены в результате специально проведённого исследования (Аксёнов и др., 2006). И наконец, массивы малонарушенных лесов регионального уровня значимости, также удовлетворяющие понятию ЛВПЦ 2 регионального уровня, выделены в Республике Карелия (можно ознакомиться на сайте http://www.metla.fi/julkaisut/workingpapers/2006/mwp022-en.htm ).

ЛВПЦ 3. Участки леса, включающие редкие, исчезающие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы

Законодательные основы. Уже упоминавшийся Закон РФ «Об охране окружающей среды», Ст. 3: «Особой охране подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания».

Российский опыт выделения. Приморский край (Крестов, Верхолат, 2003; Аксёнов и др., 2006; «Зелёная книга Сибири», 1996).

ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции

Законодательные основы. Категории защитности лесов первой группы перечислены в Ст. 56 Лесного кодекса РФ «Леса первой группы». Согласно Ст. 114 Лесного кодекса «Способы рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы»:

«… В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.

В лесах … орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки. … В горных лесах применяются способы рубок главного пользования с учётом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов».

Параметры ОЗУЛ и порядок их выделения утверждены уже упомянутым Приказом ФСЛХ России от 30 декабря 1993 г. В некоторых регионах эти параметры уточнены, в том числе для лесов, которые могут быть отнесены к ЛВПЦ 4.

Согласно Ст. 55 Лесного кодекса «На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования».

Следует также упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» и принятые на его основе Постановления органов исполнительной власти, касающиеся утверждения перечней водных объектов, по которым выделяются водоохранные зоны.

Российский опыт выделения. В Архангельской области уже упомянутым Распоряжением утверждены «Параметры особо защитных участков …» (см. выше), в которых некоторые особо зашитные участки (ОЗУ) уточнены в соответствии с концепцией ЛВПЦ, в том числе ОЗУ, предназначенные для сохранения лесных территорий, выполняющих особые защитные функции. В Приморском крае также выделены в качестве ЛВПЦ комплексы долин рек, не затронутых хозяйственной деятельностью, по критериям, лучше соответствующей целям наиболее полного сохранения водоохранных функций приречных лесов (Аксёнов и др., 2006).

ЛВПЦ 5 и ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения и/или необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения

Законодательные основы. Ст. 56 Лесного кодекса — например, леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, орехово-промысловые зоны и др., ОЗУЛ (например, участки леса вокруг сельских населенных пунктов (припоселковые и запольные леса) и садовые товарищества. Российский опыт выделения. В Архангельской области уже упомянутым Распоряжением утверждены «Параметры особо защитных участков (ОЗУ) …» (см. выше), в которых некоторые ОЗУ уточнены в соответствии с концепцией ЛВПЦ, в том числе ОЗУ, предназначенные для удовлетворения потребностей местного населения.

ЛВПЦ и экологические сети

Для ряда регионов могут существовать проекты создания таких экологических сетей, что следует учитывать при выделении лесов высокой природоохранной ценности и разработке предложений по системе управления территорией. В частности, такие проекты имеются в республике Башкортостан (Паженков и др., 2005) и во многих других регионах Европейской России (например: Соболев, Руссо, 1998).

Консультации с заинтересованными сторонами

В тех регионах, где ЛВПЦ не выделены и заинтересованные стороны отсутствуют, ответственность за эту работу ложится на управленческий персонал предприятия, желающего получить сертификат. С некоторыми рекомендациями на эту тему можно ознакомиться в уже упомянутой работе С. Дженнингса с коллегами (2005; текст доступен также на сайте http://www.wwf.ru/resources/publ/book/164/).

Принцип учёта возможных последствий

При нынешнем уровне знаний о лесах и их функционировании не представляется возможным с достаточной степенью уверенности определить, какой режим управления наилучшим образом соответствует целям сохранения природоохранной ценности в каждом конкретном случае. Поэтому, принимая решение о выделении ЛВПЦ, важно использовать принцип учёта возможных последствий. На практике это означает следующее:

«Планирование лесохозяйственной деятельности, ведение лесного хозяйства и мониторинг тех свойств, на основании которых лесохозяйственный субъект отнесён к ЛВПЦ, должны проводиться на основе существующих научных знаний и знаний об особенностях и традициях коренного населения для того, чтобы не допустить угрозы сокращения или утраты этих свойств, а любая угроза сокращения или утраты обнаруживалась задолго до того, как это сокращение станет необратимым. Там, где такая угроза обнаружена, необходимо принять ранние превентивные меры, включая остановку проводимых мероприятий, для того, чтобы избежать или минимизировать эту угрозу, несмотря на отсутствие полной научно-обоснованной уверенности относительно причин и последствий этой угрозы».

Управление ЛВПЦ

Общие рекомендации по управлению ЛВПЦ

* всегда должна проводиться в соответствии с принципом учёта возможных последствий (см. на соседней странице) для того, чтобы свести к минимуму риск причинения этим территориям необратимого ущерба;

* всегда должна вестить в рамках адаптивного управления, т. е. осуществляться на основе планирования, реализации планов и мониторинга результатов, причём при необходимости по результатам анализа данных мониторинга в лесохозяйственный план вносятся соответствующие коррективы (по: Дженнингс и др., 2005).

Основные варианты лесоуправления:

* охрана территории путём создания зон (участков), где всякая лесохозяйственная деятельность исключается; при необходимости там также организуется контроль над теми видами деятельности (например, охотой, рыбной ловлей), которые могут привести к уменьшению природоохранной ценности. Если есть сомнения в выборе наиболее эффективной формы управления, то в соответствии с принципом учёта возможных последствий предпочтение отдаётся охране территории;

* модификация лесохозяйственных ме-роприятий или разработка специальных видов лесохозяйственных мероприятий. Это могут быть введение сезонных ограничений на рубки, запрет определённых видов рубок или рубок определённых пород, сохранение определённых местообитаний, особый оборот рубки, ограничение интенсивности рубок и др. При этом должны быть учтены все возможные последствия, как прямые (от лесозаготовок или использования химических веществ), так и косвенные (например, строительство лесных дорог улучшает доступность лесных территорий для охотников, что может вызвать рост охотничьего промысла). Решение о проведении любых лесохозяйственных мероприятий принимается на основе принципа учёта возможных последствий. Вызванное таким решением ограничение будет действовать до тех пор, пока не будет собрано достаточно убедительной информации, доказывающей, что опасности негативного воздействия нет.

* восстановительные мероприятия – например, искусственное облесение вырубок или гарей, закрепление склонов, удаление интродуцированных видов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *