какое количество тем может быть изучена при проведении очного теоретического занятия
Структура занятий теоретического обучения. Использование современных технологий на занятиях теоретического обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Любовь Владимировна Гребенникова,
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
первой квалификационной категории
строительства, архитектуры и дизайна
«Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»,
г. Бахчисарай, Республика Крым
Профессиональная теоретическая подготовка – часть профессионального образования, обеспечивающая овладение обучающимися профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства труда, способы действия, организацию труда.
Урок (занятие) теоретического обучения – наиболее распространенная пока еще форма организации теоретического обучения в учреждениях среднего профессионального обучения.
Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой. Под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока. Их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
Кроме урока к группе организации теоретического обучения относятся лекции, семинарские занятия, экскурсии консультации, зачеты, самостоятельная работа.
Лекция как форма организации обучения. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания).
Основная дидактическая цель лекции – сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.
Выделяются различные виды лекций: вводные, обзорные, информационные, проблемные и др.
Семинар – это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.
Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.
Предлагаю вам типы уроков теоретического обучения и примерную структуру к ним:
1. Урок формирования теоретических знаний, изучения нового материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения теоретических исследований, экскурсия.
2. Урок совершенствования и закрепления знаний: урок в виде решения задач, урок в виде выполнения работ репродуктивного типа, урок в виде выполнения устных и письменных упражнений, урок в виде экскурсии, собеседование, урок в виде семинара, консультация.
3. Урок расширения и углубления знаний: урок в виде выполнения самостоятельных работ репродуктивного типа, проблемный урок.
4. Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция.
5. Уроки контроля и коррекции: урок в виде устного опроса, урок в виде письменного вопроса, урок в виде зачета, коллоквиум, общественный смотр знаний.
6. Комбинированные уроки : типовой урок комбинированного типа.
В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему. Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей, и именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата. В теории и практике учебного занятия центральным является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное количество различных форм учебных занятий, а в частности урока как системы.
На учебном занятии преподаватель организует учебно-познавательную деятельность обучающихся по достижению запланированной триединой дидактической цели. Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретной дидактической цели, можно выделить те основные подцели – триединые дидактические задачи, решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятия.
Каждая очередная дидактическая задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в учебном занятии выступает в качестве элемента. Однако этап занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющим собой систему взаимосвязанных элементов: триединая дидактическая задача, содержание, методы, способы организации деятельности обучающихся, реальный результат. Все эти элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический пятиугольник.
Триединая дидактическая задача – это запрограммированный результат данного этапа, являющая системообразующей частью структуры этапа урока и объединяющая все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Дидактическая задача несет в себе три функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.
Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы, но и задачи, упражнения, вопросы преподавателя, т.е. все то, что должен усвоить обучающийся и что способствует этому усвоению, так как этот процесс во многом зависит от подбора задачи, вопросов, наглядных пособий и т.д.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития обучающихся. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность преподавателя и обучающихся в процессе их взаимодействия. Именно оно, прежде всего, определяет стиль работы преподавателя на учебном занятии.
Методы теоретического обучения:
— монологический метод – изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме. У обучающихся доминирует исполнительская деятельность, или деятельность по образцу;
— показательный метод – педагог излагает учебный материал урока и использует демонстрационный эксперимент таким образом, чтобы включить обучающихся в его осмысление. Деятельность обучающихся репродуктивная;
— диалогический метод – педагог излагает учебный материал в форме диалога, в ходе которого обучающимся задаются репродуктивные вопросы, направленные на работу памяти и предусматривающие повторение опорных понятий;
— эвристический метод – учебный материал излагается в ходе беседы, которая носит инструктивный характер. Объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов, которые решаются с помощью преподавателя;
— исследовательский метод – педагог организует учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы она приобрела исследовательский характер;
— алгоритмический метод – обучение осуществляется путем освоения обучающимися системы действий при решении типовых задач, характерных для соответствующего учебного предмета. Таким образом, обучающиеся овладевают, во-первых, тем или иным алгоритмом решения задач и, во-вторых, методом соответствующей науки. В качестве проблемы в этом случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения задач;
Использование технических средств обучения в учебном процессе – реальный путь повыщения качества подготовки квалифицированных специалистов. Благодаря кинопроекторам, диапроекторам, магнитофонам, компьютерам, мультимедийным интерактивным доскам значительно изменилась структура урока, методы обучения, формы организации и содержание деятельности обучающихся. В педагогической литературе имеются данные, что КПД словесного метода не превышает 10%, тогда как при дополнении его наглядным методом уровень запоминания учебной информации учебной информации достигает 65%.
В первую очередь определим понятия, которые будем использовать в дальнейшем. Под ТСО будем понимать специальные технические устройства, выполняющие функции опосредования учебных действий и служащие для повышения эффективности учебного процесса. Технические средства обучения могут быть «развернуты» в виде формулы:
ТСО=ТС+СО, где ТС – технические средства, а СО – средства обучения.
Технические средства – это непосредственно технические устройства, аппараты: интерактивная доска, диапроектор, кинопроектор, телевизор и т.д., а средства обучения – накопительное устройство информации (флешкарта), кинопленка, диски, диапленка и т.д.
Исходя из вышесказанного, нетрудно выделить две составляющие применения ТСО в учебном процессе: техническую, связанную с умением эксплуатировать ТСО, и дидактическую (методическую), связанную с умением применять ТСО для обучения.
Выделяют несколько групп ТСО:
— ССП – средства статической проекции (диапроекторы, графопроекторы, эпидиаскопы);
— СЗИ – средства звуковой информации (магнитофоны, плееры, проигрыватели);
— УК – учебное кино (кинопроекторы);
— УТВ – учебное телевидение (видеокомплексы, телепроекторы);
— КАВС – компьютерные аудиовизуальные средства:
— АОС – автоматизированные обучающие системы.
Применение ТСО на уроке – не самоцель или мода, это та необходимость, которая диктуется повышением эффективности обучения. В связи с этим уже в стадии проектирования будущих занятий в календарно-тематических планах определяются необходимые ТСО. Их также используют в тех случаях, когда весь объем учебного материала должен быть усвоен в более сжатые сроки.
Реальный результат этапа выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели обучающиеся.
Таким образом, учебное занятие, являясь основной организационной формой реализации процесса обучения, состоит из отдельных частей – этапов.
Основными дидактическими целями в условиях профессионального образования выступают знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний обучающимися:
Именно такой подход позволяет выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия.
Типология уроков в зависимости от дидактической задачи (основной цели):
— урок проверки знаний и умений
— урок закрепления изученного материала
— урок изучения нового материала.
Типология уроков в зависимости от форм организации обучения:
— урок формирования теоретических знаний
— урок производственного обучения
— урок формирования практических умений.
Пример урока теоретических знаний (изучения нового материала), его структура.
Основные характеристики урока:
— деятельность обучающихся жестко управляется деятельностью преподавателя на всех этапах;
— учебный материал, как правило, неизвестен обучающимся;
— в структуре урока возможно выделение четких этапов;
— актуализация опорных знаний и умений;
— применение новых знаний и способов деятельности.
Конструирование урока данного типа осуществляется следующим образом:
Цель урока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях обучающихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структур теоретических знаний и уровень усвоения учебного материала.
Например, типичными формулировками целей уроков по электротехнике могут быть:
1). При изучении нового материала:
— формулирование понятия «электрическая машина» на уровне применения;
— объяснение принципа работы устройства;
— освоение навыков расчета электротехнических задач с использованием метода контурных токов;
— формирование представления о физических процессах;
— знакомство с принципом работы системы устройств.
2). При совершенствовании и систематизации знаний:
— обобщение знаний о теории электрических цепей;
— систематизация умений по расчету электрических цепей методом узловых потенциалов;
— обучение умению самостоятельно применять знания по решению электротехнических задач.
3). При учете и контроле знаний:
— проверка усвоения обучающимися системы понятий по теме;
— определение качества усвоения материала по теме.
Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации
Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:
— опрос обучающихся по опорным конспектам;
— решение задач с применением опорных понятий;
— постановка демонстрационного эксперимента.
Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс, которые лежат в основе действия изучаемого устройства.
Планирование формирования новых понятий и способов деятельности
Реализуя данный этап в разработке урока, преподаватель обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.
Знакомство с новым материалом может осуществляться через:
— постановку учебной проблемы;
— организацию демонстрационного эксперимента и снятие показаний приборов;
— показ алгоритма решения типовых задач;
— объяснение устройства и принципа действия оборудования.
Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий
— измерения системы параметров в ходе демонстрационного эксперимента;
— построения таблиц, графиков;
— самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму;
— повторения объяснения преподавателя.
Планирование этапа применения знаний
Этот этап можно провести, выполняя следующие операции:
— решение задач с межпредметным содержанием;
— выполнение практических работ.
А сейчас поговорим об использовании на занятиях современных технологий (или нетрадиционных форм обучения).
Профессиональное образование обладает своей спецификой, предполагающей сочетание теоретического и практического обучения в специализированной области профессиональной деятельности с целью формирования компетентного специалиста, поэтому трудов и исследований, устанавливающих базовые, общие формы и правила для СПО крайне мало. Это связано с многообразием видов профессиональной деятельности и требований к компетенции специалистов. Немаловажную роль играют возрастные особенности обучающихся в системе профессионального обучения, так как им приходится адаптироваться при переходе от привычной классно-урочной системы обучения в общеобразовательной школе при прямом управлении преподавателем образовательного процесса к практико ориентированному обучению с высокой степенью самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Настоящие педагоги находятся в непрерывном поиске новых форм «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, помогающих активизации всех обучающихся, повышающих их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих скорость и качество запоминания и усвоения учебного материала.
По распространенному определению на нетрадиционных занятиях аккумулируются методы и приемы различных форм обучения. Основной принцип проведения таких занятий – это совместная деятельность педагога и обучающихся, совместный поиск, эксперимент с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Анализ исследований и материалов по теме необычных форм организации занятий показывает наличие наиболее подробно и тщательно разработанных форм и методик проведения таких занятий при изучении гуманитарных и социальных учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Сложность в формировании базы специфичных форм проведения аудиторных занятий в профессиональной организации заключается в недостаточной научно-педагогической подготовленности педагогов, имеющих инженерно-техническое образование и опыт работы по специальности, а научно-педагогические кадры, как правило, не имеют технического образования и поэтому им сложно оценить особенности профессиональной подготовки обучающихся.
К этим особенностям относятся:
1. Техническая терминология – определение основных терминов приведены в ГОСТах (и применяются в остальных нормативных документах, применяющихся в профессиональной деятельности). Формулировка терминов, содержащая причастные и деепричастные обороты, достаточно сложная для неподготовленного человека, но включает в себя все признаки определяемого объекта и исключает множественное толкование.
2. Требования нормативных документов – основные требования нужно знать, остальные требования – знать, где найти.
3. Технические расчеты – уметь работать с типовыми (установленными) методиками расчета, оценивать реальность полученных результатов. Знать наизусть обучающиеся должны только основные формулы своей специализации.
4. Графическое представление информации (чертежи, планы, схемы) – уметь строить в соответствии с требованиями стандартов: уметь читать, т.е. определять изображенные элементы, взаимосвязь между элементами и узлами, параметры этих элементов: уметь идентифицировать, т.е. сравнивать графическое изображение с реальным оборудованием, например, сборочный чертеж двигателя и двигатель.
5. Техническая и технологическая документация – уметь оформлять в соответствии с требованиями нормативных документов.
Вышеперечисленные особенности определяют и особенности преподавания междисциплинарных курсов в составе профессиональных модулей основного вида профессиональной деятельности. Обучающиеся должны запомнить большой объем новой информации (сформированный ранее у обучающихся принцип «сдал-забыл» в профессиональной подготовке не приемлем, приходится вспоминать и основные ЗУНы ранее изученных учебных дисциплин), научиться анализировать, структурировать информацию, достаточно легко в ней ориентироваться, применять в практической деятельности.
Для достижения поставленных целей преподавателями МДК чаще всего используются нетрадиционные формы организации занятий:
1. Лекция на тему «основные понятия…», «Основные требования нормативных документов…».
2. Консультация – как аудиторные занятия, запланированные учебным планом – в процессе курсового проектирования.
3. Деловые игры – моделирование производственной ситуации.
5. Просмотр и анализ видеоматериалов, связанных с профессиональной деятельностью.
Системное применение нетрадиционных форм организации аудиторных занятий в освоении профессиональных модулей с целью формирования профессиональных и общих компетенций позволит достичь оптимальных показателей подготовки квалифицированного компетентного специалиста.
Какое количество тем может быть изучена при проведении очного теоретического занятия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846
Методические рекомендации
по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.3. Обучение в образовательных организациях реализуется в очной, очно-заочной или заочной формах*(2) с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.
1.4. Очно-заочная и заочная формы обучения позволяют сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося.
1.5. Очно-заочная форма- форма обучения предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю и систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и пр.) в течение всего учебного года.
1.6. Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану.
1.7. Сроки получения среднего профессионального образования в зависимости от формы обучения (по очной, очно-заочной и заочной формам) установлены ФГОС по конкретным профессиям, специальностям среднего профессионального образования.
1.8. Прием на обучение по очно-заочной и заочной формам на образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36.
2. Формирование рабочего учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования при очно-заочной и заочной формах обучения
2.1. Учебный план образовательной организации регламентирует порядок реали зации и является составной частью образовательной программы среднего профес сионального образования.
Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе:
— ФГОС по программам среднего профессионального образования;
— рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
2.2. Учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования:
— подлежащие освоению ОК и ПК;
— объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
— перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике;
— сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;
— распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ (и их составляющим);
— объем каникул по годам обучения.
При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
— максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
— максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
— максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов;
— в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной и заочной формах обучения не входят учебная и производственная практика в составе ПМ, реализуемые обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета. Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающемуся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности, профессии и(или) документа-подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или входе предшествующей профессиональной деятельности;
— наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов может составлять до 70 и 30% от объема часов очной формы обучения для очно-заочной и заочной форм соответственно. Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения; по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные. По указанным дисциплинам допускается формирование индивидуального учебного плана;
— выполнение курсовой работы (проекта) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и(или) ПМ (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения;
2.4. Образовательная организация применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности/профессии и обучаемого контингента.
2.5. При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных ОК и ПК, получения дополнительных умений и знаний, компетенций, или на введение новых дисциплин, междисциплинарных курсов и ПМ в соответствии с потребностями работодателей, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности образовательной организации, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана.
2.6. Учебный план должен включать: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса.
3. Организация и проведение учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения
3.2.1. Учебная деятельность обучающихся при очно-заочной форме обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
3.2.2. Общая продолжительность каникул для обучающихся по очно-заочной форме устанавливается согласно рабочему учебному плану образовательной организации по конкретным программам среднего профессионального обучения.
3.3. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий при заочной форме не должна, как правило, превышать 8 часов в день.
3.3.2. При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, включая лекции, практические и лабораторные занятия, курсовые работы (проекты) для программ подготовки специалистов среднего звена, консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебной деятельности.
3.3.4. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью обучающегося заочной формы обучения и проводится с целью определения:
— уровня освоения теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин, МДК и ПМ;
— сформированности ОК и ПК;
— умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами.
Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии) исходя из особенностей работы образовательной организации и контингента обучающихся.
3.3.5. Образовательная организация может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательной организацией, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе. При необходимости образовательная организация может проводить установочные занятия по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, изучение которых предусмотрено учебным планом на следующем курсе. Для обучающихся первого года обучения за счет времени, отво димого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам са мостоятельной работы.
3.4. При очно-заочной и заочной формах обучения оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости, входной контроль.
3.5. Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин, МДК, ПМ. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные ОК и ПК. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.
3.6. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образователоной программы, наличия умений самостоятельной работы.
Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и(или) междисциплинарным курсам, ПМ (модулям); зачета, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы, курсовой работы (проекта).
К экзамену по ПМ допускаются обучающиеся, успешно прошедшие аттестацию (экзамены и[или] зачеты) по междисциплинарным курсам, а также прошедшие практику в рамках данного модуля.
Зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы (проекта) проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, зачеты и курсовые работы (проекты), проводится итоговая письменная аудиторная контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данных дисциплин. На ее проведение отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные образовательной организацией документы (ведомости, журналы, базы данных и др.)
Форма промежуточной аттестации отражается в рабочем учебном плане. Основания для выбора форм промежуточной аттестации и иные особенности должны быть отражены в учебном плане.
Входной контроль проводится в случае формирования индивидуального учебного плана за счет времени, отведенного на вариативную часть. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить имеющие у обучающегося знания, умения и освоенные ОК и ПК и позволяющие сформировать индивидуальный учебный план. Процедура организации и проведения входного контроля определяется локальным нормативным актом образовательной организации.
Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. По согласованию с образовательной организацией выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.
Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Общий срок нахождения домашней контрольной работы в образовательной организации не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карточке обучающегося.
По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Дополнительная оплата за собеседование не предусматривается.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии. Рецензирование повторно выполненной контрольной работы и оплата за повторное рецензирование проводятся в общем порядке, регулируемом локальными актами образовательной организации.
Образовательная организация имеет право разрешить прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии. На прием одной контрольной работы отводится одна треть академического часа на одного обучающегося.
3.8. В рамках образовательных программ среднего профессионального образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану,
3.8.1. При очно-заочной форме обучения консультации на учебную группу планируются из расчета 4 часа в неделю и отражаются в учебных планах отдельной строкой.
3.8.2. При заочной форме обучения консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время. По специальностям/профессиям среднего профессионального образования, связанным с сезонным характером работ, количество часов на консультации может быть увеличено, но не более 6 часов в год на каждого обучающегося.
При очно-заочной форме обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Учебная практика реализуется обучающимся самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. При реализации практики следует руководствоваться пунктом 2.3 настоящих Рекомендаций. Следует иметь в виду, что обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие по профессии, соответствующей получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной практики на основании предоставления соответствующего документального подтверждения.
Производственная практика является, как правило, обязательной (за исключением случаев обучения по индивидуальным учебным планам) для всех обучающихся и предшествует государственной итоговой аттестации. Производственная практика реализуется обучающимся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в объеме не более четырех недель.
При очно-заочной и заочной формах обучения в образовательных организациях практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Все виды практики, предусмотренные ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена, должны быть выполнены.
Учебная практика и практика по профилю специальности реализуется обучающимся самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. При реализации практики следует руководствоваться пунктом 2.3 настоящих Рекомендаций. Следует иметь в виду, что обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной практики и практики по профилю специальности на основании предоставленных с места работы справок.
Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, проводится после последней сессии и предшествует ГИА. Преддипломная практика реализуется обучающимся по направлению образовательной организации, реализующей профессиональные программы подготовки специалистов среднего звена в объеме не более четырех недель.
3.9. Особенности проведения практики в образовательных организациях отражаются в пояснениях к рабочему учебному плану.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
3.11. В образовательных организациях государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(4), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, а также соответствующими локальными актами образовательной организации среднего профессионального образования.
Государственный экзамен проводится в соответствии с ФГОС.
Реализация в образовательных организациях модульно-компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе очно-заочной и заочной форм обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеурочной и самостоятельной работой с целью формирования и развития ОК и ПК.
Подробные нормы, определяющие требования к организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО, разрабатываются образовательными организациями самостоятельно.
4. Порядок реализации учебного процесса по заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях
4.1. В образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, учебный процесс по заочной форме обучения целесообразно организовать на основе следующих документов:
— графика учебного процесса заочного обучения;
— рабочего учебного плана по конкретным программам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена по заочной форме обучения;
— рабочих учебных программ по дисциплинам, ПМ с указанием перечня домашних контрольных работ и сроков их выполнения;
— расписания учебных занятий в межсессионный период;
— журнала регистрации домашних контрольных работ.
4.2. Образовательной организацией разрабатывается индивидуальный учебный график, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и проведения сессии. Данный график выдается (высылается) обучающимся в начале каждого учебного года (семестра).
4.3. Обучающимся по индивидуальному учебному графику предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.4. Форма действующей справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1368.
4.6. Обучающимся, к началу сессии не выполнившим индивидуальный график учебного процесса по уважительным причинам, образовательная организация имеет право установить другой срок ее проведения, причем за обучающимся сохраняется право на дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию.
4.7. Обучающиеся, прибывшие на сессию без справки-вызова, допускаются к выполнению всех видов учебной деятельности по дисциплинам и междисциплинарным курсам, по которым успешно выполнены предусмотренные учебным планом домашние контрольные работы, а также к посещению учебных занятий по другим дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям за исключением сдачи по ним экзаменов.
4.8. Не позднее чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее проведения, которое утверждается руководителем образовательной организации.
4.9. После окончания сессии составляется сводная ведомость итоговых оценок по учебным группам.
4.10. На основании результатов промежуточной аттестации готовится проект приказа руководителя образовательной организации о переводе на следующий курс обучающихся, сдавших сессию.
4.11. Обучающимся, не выполнившим индивидуальный график учебного процесса и не переведенным на следующий курс, образовательная организация имеет право устанавливать конкретные сроки повторной промежуточной аттестации.
4.12. Выпускнику, прошедшему в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации*(5).
4.73. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций*(6).
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
*(2) Часть 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации».
*(3) Часть 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
*(4) Статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
*(5) Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации».
*(6) Часть 4 статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации».
Методические рекомендации
об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования
I. Общие положения
2. Ускоренное обучение в пределах образовательных программ СПО допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующему профилю по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) или по программам подготовки специалистов среднего звена, а также высшее образование, либо для лиц, имеющих достаточный уровень практической предшествующей подготовки и опыт работы.
3. Ускоренное обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация самостоятельно определяет уровень имеющейся подготовки, включая оценку практических навыков, умений и компетенций, опыта работы, а также осуществляет зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин/разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и разрабатывает индивидуальный учебный план по образовательной программе, предусматривающий ускоренное обучение.
5. Ускоренное обучение в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) допускается для лиц, завершивших образование по иным программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по профессии, учебным планом данной образовательной организации по соответствующей форме обучения.
6. Ускоренное обучение по программам подготовки специалистов среднего звена допускается для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по иным программам подготовки специалистов среднего звена, что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации, и реализуется в более короткий срок по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным ФГОС по специальности, учебным планом данной образовательной организации по форме получения образования.
8. В целях обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования при ускоренном обучении рекомендуется учитывать результаты освоения программ среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или с профильным обучением, а также иным образовательным программам, в том числе программам высшего образования, программам дополнительного профессионального образования и пр.
9. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется с учетом знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, полученных на предшествующем уровне образования либо в рамках практической деятельности и продемонстрированных обучающимся, претендующим на ускоренное обучение.
10. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется на основании заявления лица, желающего обучаться по индивидуальному учебному плану в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Заявление об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану может быть подано при поступлении в образовательную организацию (в заявлении о приеме) или после зачисления путем подачи отдельного заявления на имя руководителя образовательной организации.
II. Организация ускоренного обучения в пределах образовательных программ среднего профессионального образования
11. Решение о возможности ускоренного обучения по программе СПО принимает ся образовательной организацией на основе перезачета учебных дисциплин и(или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, в том числе по каждому виду практики, знаний, умений, общих и профессиональных компетенции, пройденных в процессе предшествующего обучения и(или) результатов входного контроля.
В образовательных организациях, реализующих программы СПО, перезачет осуществляется после зачисления обучающегося в роответствии с учебно-программной документацией по профессии, специальности на основании документов об образовании и(или) квалификации либо документов об обучении.
Перезачет может осуществляться путем аттестации обучающегося в форме собеседования, тестирования или в иной форме оценки, определяемой образовательной организацией (см. п. 5 настоящих Рекомендаций).
12. Результаты аттестации обучающегося и решение о возможности его ускоренного обучения по образовательным программам СПО оформляются распорядительным актом образовательной организации.
13. В распорядительном акте указываются перечень и объемы аттестованных учебных дисциплин и(или) их разделов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, видов практики, полученные оценки, а также формы промежуточной аттестации (экзамен, зачет) в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. В распорядительном документе на основании результатов аттестации устанавливается срок обучения по индивидуальному учебному плану в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. На основании полученных результатов разрабатывается индивидуальный учебный план обучающегося.
15. Допускается принятие положительного решения о возможности ускоренного обучения в пределах образовательной программы СПО при неполном перезачете необходимого учебного материала. В этом случае распорядительный акт должен определять график ликвидации задолженности, возникшей при переходе к обучению по ускоренной образовательной программе СПО.
Если обучающийся, получающий образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренное обучение, не может продолжать обучение по указанной образовательной программе (в связи с недостаточностью предшествующей подготовки и[или] способностей или по другим причинам), то он продолжает обучение по учебному плану соответствующего года обучения.
III. Разработка индивидуальных учебных планов, предусматривающих ускоренное обучение
16. Ускоренное обучение в пределах образовательной программы СПО осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который формирует индивидуальную образовательную траекторию обучающегося**.
Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся на основе результатов перезачета (при формировании ускоренной образовательной программы СПО) и(или) результатов анализа предшествующей практической подготовки, способностей обучающегося, его опыта работы.
Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при ускоренном обучении в пределах образовательной программы СПО устанавливается образовательной организацией самостоятельно и регламентируется локальными нормативными актами.
Образовательная организация вправе для обучающихся предусмотреть сочетание различных форм обучения. В этом случае реализация образовательной программы СПО осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается образовательной организацией для одного обучающегося или группы обучающихся и утверждается руководителем образовательной организации.
Индивидуальный учебный план должен предусмотреть объем учебного времени на все компоненты обязательной и вариативной части циклов, разделов образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО. Срок освоения образовательной программы СПО при этом устанавливается образовательной организацией.
* Часть 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
** Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методические рекомендации
по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
1. Общие положения
1.3. Рекомендации устанавливают требования к выбору тематики, организации и методическому сопровождению выполнения выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих программы СПО.
Состав ГЭК утверждается распорядительным актом образовательной организации.
Возглавляет ГЭК председатель, который организует и контролирует деятельность ГЭК, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Программа ГИА, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей ГЭК.
Председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
— руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих ученую степень и(или) ученое звание;
— руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих высшую квалификационную категорию;
Руководитель образовательной организации является заместителем председателя ГЭК.
1.7. К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе СПО.
Необходимым условием допуска к ГИА (подготовке и защите ВКР) является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
1.8. Подготовка и защита ВКР способствует систематизации, расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе и направлены на проверку качества полученных обучающимся знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.
1.9. Государственный экзамен по отдельной дисциплине определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ФГОС СПО.
2. Определение темы выпускной квалификационной работы
2.1. Темы ВКР определяются образовательной организацией и должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологичных отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО.
2.2. Как правило, перечень тем разрабатывается преподавателями образовательных организаций и обсуждается на заседаниях профильных цикловых комиссий образовательной организации с участием председателей ГЭК. Целесообразно перечень тем согласовывать с представителями работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников в рамках профессиональных модулей.
Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
2.3. Экспертиза на соответствие требованиям ФГОС, разработанных заданий на ВКР, основных показателей оценки результатов выполнения и защиты работ, осуществляется на заседании учебно-методической комиссии образовательной организации.
2.4. ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности, по предложениям (заказам) предприятий, организаций, инновационных компаний, высокотехнологичных производств или образовательных организаций.
Выполненная выпускная квалификационная работа в целом должна:
— соответствовать разработанному заданию;
— включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;
— продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике освоенные знания, практические умения, общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
2.5. ВКР выполняется выпускником с использованием собранных им лично мате риалов, в том числе в период прохождения преддипломной практики, а также работы над выполнением курсовой работы (проекта).
2.6. При определении темы ВКР следует учитывать, что ее содержание может основываться:
— на обобщении результатов выполненной ранее обучающимся курсовой работы (проекта), если она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;
— на использовании результатов выполненных ранее практических заданий.
Выбор темы ВКР обучающимся осуществляется до начала производственной практики (преддипломной), что обусловлено необходимостью сбора практического материала в период ее прохождения.
3. Руководство выпускной квалификационной работой
3.1. Перечень тем выпускных квалификационных работ, закрепление их за студентами, назначение руководителей и консультантов по отдельным частям ВКР (экономическая, графическая, исследовательская, экспериментальная, опытная и т.п. части) осуществляются распорядительным актом образовательной организации.
К каждому руководителю ВКР может быть одновременно прикреплено не более восьми выпускников.
3.2. В обязанности руководителя ВКР входят:
— разработка задания на подготовку ВКР;
— разработка совместно с обучающимися плана ВКР;
— оказание помощи обучающемуся в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения ВКР;
— консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;
— оказание помощи обучающемуся в подборе необходимых источников;
— контроль хода выполнения ВКР в соответствии с установленным графиком в форме регулярного обсуждения руководителем и обучающимся хода работ;
— оказание помощи (консультирование обучающегося) в подготовке презентации и доклада для защиты ВКР;
— предоставление письменного отзыва на ВКР.
3.3. Задание для каждого обучающегося разрабатывается в соответствии с утвержденной темой.
Задание на ВКР рассматривается цикловыми комиссиями, подписывается руководителем ВКР и утверждается заместителем руководителя по направлению деятельности.
3.4. В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой обучающихся. При этом индивидуальные задания выдаются каждому обучающемуся.
3.5. Задание на ВКР выдается обучающемуся не позднее чем за две недели до начала производственной практики (преддипломной).
3.6. По завершении обучающимся подготовки ВКР руководитель проверяет качество работы, подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает заместителю руководителя по направлению деятельности.
3.7. В отзыве руководителя ВКР указываются характерные особенности работы, ее достоинства и недостатки, а также отношение обучающегося к выполнению ВКР, проявленные (не проявленные) им способности, оцениваются уровень освоения общих и профессиональных компетенций, знания, умения обучающегося, продемонстрированные им при выполнении ВКР, а также степень самостоятельности обучающегося и его личный вклад в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению. Заканчивается отзыв выводом о возможности (невозможности) допуска ВКР к защите.
3.8. В обязанности консультанта ВКР входят:
— руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса;
— оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
— контроль хода выполнения ВКР в части содержания консультируемого вопроса.
Часы консультирования входят в общие часы руководства ВКР и определяются локальными актами образовательной организации самостоятельно. Рекомендуемые нормы часов на ВКР приведены в приложении 1.
4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы
4.1. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательной организацией. Объем ВКР определяется исходя из специфики специальности. При выполнении ВКР в форме опытных образцов изделий, продуктов и пр., а также при творческих работах, количество листов расчетно-пояснительной записки должно быть уменьшено без снижения общего качества ВКР.
4.2. Требования к оформлению ВКР.
Решение о формате оформления ВКР принимается в соответствии с принятыми в образовательной организации локальными нормативными документами. Например, в соответствии с Системой менеджмента качества, внедренной в образовательной организации, обеспечивающими управление действующими в ней проектами.
Обучающийся может применять для оформления документации ВКР автоматизированные системы проектирования и управления (САПР).
Требования к оформлению ВКР должны соответствовать требованиями ЕСТД и ЕСКД, ГОСТ 7.32.-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе»», ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82.-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» и(или) другим нормативным документам (в т.ч. документам СМК). В приложении 2 приводится пример рекомендуемых требований.
5. Рецензирование выпускных квалификационных работ
5.1. ВКР подлежат обязательному рецензированию.
5.2. Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из государственных органов власти, сферы труда и образования, научно-исследовательских институтов и др.
5.3. Рецензенты ВКР определяются не позднее чем за месяц до защиты.
5.4. Рецензия должна включать:
— заключение о соответствии ВКР заявленной теме и заданию на нее;
— оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
— оценку степени разработки поставленных вопросов и практической значимости работы;
— общую оценку качества выполнения ВКР.
5.5. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее чем за день до защиты работы.
5.6. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
5.7. Образовательная организация после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает ВКР в ГЭК. Процедура передачи определяется локальным нормативным актом образовательной организации.
6. Процедура защиты дипломной работы (проекта)
6.1. К защите ВКР допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из ОПОП и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Программа ГИА, требования к ВКР, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала ГИА.
6.2. Вопрос о допуске ВКР (проекта) к защите решается на заседании цикловой комиссии, готовность к защите определяется заместителем руководителя по направлению деятельности и оформляется приказом руководителя образовательной организации.
6.3. Образовательная организация имеет право проводить предварительную защиту выпускной квалификационной работы.
6.4. Защита производится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей ее состава. Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии ГЭК или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
6.6. На защиту ВКР отводится до одного академического часа на одного обучающегося. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами ГЭК и, как правило, включает доклад обучающегося (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающегося. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента, если он присутствует на заседании ГЭК.
6.7. Во время доклада обучающийся использует подготовленный наглядный материал, иллюстрирующий основные положения ВКР.
6.8. При определении оценки по защите ВКР учитываются: качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом ВКР, глубина и точность ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.
6.9. Результаты защиты ВКР обсуждаются на закрытом заседании ГЭК и оцениваются простым большинством голосов членов ГЭК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
6.10. Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через шесть месяцев после прохождения ГИА впервые.
6.11. Для прохождения ГИА лицо, не прошедшее ГИА по неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы СПО.
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.
6.12. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.
6.13. Порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется разделом 5 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и проводится с организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников.
7. Хранение выпускных квалификационных работ
7.2. Списание ВКР оформляется соответствующим актом.
7.3. Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательной организации.
7.4. По запросу предприятия, учреждения, образовательной организации руководитель образовательной организации имеет право разрешить снимать копии ВКР выпускников.
* Пункт 21, раздел 1.1 «Руководство» Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, о указанием сроков хранения».
Нормы часов
на выпускную квалификационную работу
1. На консультации по выпускной квалификационной работе может отводиться:
— иное, включая оплату рецензента, в зависимости от специфики.
Например, консультант по ИКТ, консультант по охране труда и т.п.
Направления предметной области для консультирования и выделение для этих целей часов определяются образовательной организацией исходя из специфики специальности. Общее количество выделенных часов не должно превышать предельно допустимых значений.
2. На руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалифика ционных работ, заседание ГЭК отводится до 36 часов на каждого обучающегося выпускника, в том числе:
— допуск к защите до 1 часа;
Нормы часов могут быть пересмотрены в соответствии со спецификой образовательной организации, утверждены соответствующим локальным актом образовательной организации, но не должны превышать предельно допустимого количества часов на одного обучающегося.
К каждому руководителю может быть прикреплено не более восьми обучающихся. На консультации для каждого обучающегося должно быть предусмотрено не более двух часов в неделю. На руководство выпускной квалификационной работы предусмотрено не более 16 часов без учета консультирования (в зависимости от специфики и профиля подготовки).
3. Каждому рецензенту может быть прикреплено не более восьми обучающихся.
4. Численность государственной аттестационной комиссии не менее пяти человек. В состав государственной аттестационной комиссии должны входить представители сферы труда, общественных организаций, объединений, ассоциаций и пр.
5. Нормы часов могут быть пересмотрены в соответствии со спецификой образовательной организации, утверждены соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, но не должны превышать предельно допустимого количества часов на одного обучающегося.
Требования к оформлению ВКР
1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяются в зависимости от профиля специальности, требований профессиональных образовательных организаций и, как правило, включают в себя: расчетно-пояснительную записку, состоящую из: титульного листа; содержания; введения; основной части; заключения; списка использованных источников; приложений (при необходимости, пример задания на ВКР приведен в приложении 3).
2. Во введении необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет ВКР, круг рассматриваемых проблем. Объем введения должен быть в пределах 4-5 страниц.
4. Основная часть ВКР должна содержать, как правило, две главы.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР. В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики.
5. Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:
— анализ конкретного материала по избранной теме;
— описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
— описание способов решения выявленных проблем.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
6. Завершающей частью ВКР является заключение, которое содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не должно составлять более пяти страниц текста.
Заключение лежит в основе доклада студента на защите.
7. Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР (не менее 20), составленный в следующем порядке:
— Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
— указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
— постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
— иные нормативные правовые акты;
— иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
— монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
8. Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Объем ВКР должен составлять 30-50 страниц печатного текста (без приложений). Текст ВКР должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word, распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм), если иное не предусмотрено спецификой.
Представитель Зам. руководителя
работодателя по направлению деятельности
«__» _______________ 20__ г. «__» _______________ 20__ г.
на выпускную квалификационную работу
Студенту(ке) ______ курса ______ группы, специальности _____________
(Фамилия, имя, отчество)
Тема выпускной квалификационной работы _____________________________
Исходные данные ____________________________________________________
Перечень технических решений, подлежащих разработке (выбор нового
оборудования, выбор новой заготовки, разработка технологии, схемы,
оснастки специального задания и т.д.) по заказу предприятия или
образовательной организации _____________________________________________
Изделие, входящее в ВКР и подлежащее изготовлению выпускником ______
Законченная ВКР должна состоять из пояснительной записки;
графической части (чертежей, диаграмм, схем и т.д.).
Графическая часть проекта выполняется в зависимости от специальности
и темы. Все чертежи выполняются в системе AUTO CAD и записываются на
диск. По формату, условным обозначениям, цифрам, масштабам чертежи должны
соответствовать требованиям ГОСТ.
Содержание графических работ:
Лист 1. ____________________________________________________________
Лист 2. ____________________________________________________________
Лист 3. ____________________________________________________________
Лист 4. ____________________________________________________________
Пояснительная записка должна быть набрана на компьютере на одной
Все разделы пояснительной записки следует излагать по возможности
кратко, чтобы размер в целом не превышал при печатном тексте 40—50
страниц, шрифт 16 курсив.
Глава 1. ___________________________________________________________
Глава 2. ___________________________________________________________
Список источников __________________________________________________
Примерный баланс времени при выполнении выпускником ВКР (указать
распределение времени по этапам выполнения в днях):
Наименование предприятия, на котором выпускник проходит
преддипломную практику __________________________________________________
Фамилия и должность руководителя ВКР _______________________________
Дата выдачи ВКР «__» __________ 20__ г.
Срок окончания ВКР «__» __________ 20__ г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии _________________________
«__» __________ 20__ г. Протокол № ______________________________________
Руководитель ВКР ___________________________________________________
Председатель цикловой комиссии _____________________________________
Обзор документа
Подготовлены методические рекомендации по организации очно-заочного и заочного обучения в учреждениях среднего профобразования. В частности, даны указания по формированию рабочего учебного плана, организации учебного процесса.
Приведены рекомендации по организации ускоренного обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. Такое обучение допустимо для лиц, имеющих среднее профобразование по соответствующему профилю либо высшее образование, а также для лиц, имеющих достаточный уровень предшествующей практической подготовки и опыт работы.
Даны рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы при обучении по программе подготовки специалистов среднего звена.