какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

Фудейль ибн ‘Ияд

Аль-Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому цитаты с его мудрыми изречениями можно встретить в солидных богословских трудах рядом с изречениями известных мусульманских богословов. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.

Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом» [1].

Эту историю передает нам один из приближенных к халифу Харуну ар-Рашиду. Имя его Фадль ибн Раби‘а. Так вот, Фадль ибн Раби‘а рассказывает: «Когда правитель правоверных Харун ар-Рашид с целью совершения хаджа находился в Мекке, то в какой-то момент он обратился ко мне с просьбой:

— Что-то закралось в мою душу, что-то меня беспокоит. Посмотри, нет ли человека, у которого я могу спросить, с которым я могу посоветоваться.

— Здесь Суфъян ибн ‘Уейна, — предложил я.

— Отведи же меня к нему, — приказал халиф.

И мы направились к нему. Я постучался в дверь. Послышался голос:

— Ответь правителю правоверных!

Поспешно выйдя, он обратился к халифу:

— О правитель правоверных, если бы ты послал за мною, я бы сам пришел!

На что халиф заявил:

— Выслушай то, с чем пришел я к тебе.

Они общались целый час, после чего халиф спросил:

— Есть ли у тебя долги?

Ответ Суфъяна ибн ‘Уейны был утвердительным.

Халиф приказал мне выплатить их. Когда мы вышли, он сказал:

— Твой друг ничем не смог мне помочь.

Тогда я посоветовал другого ученого, ‘Абдур-Раззака.

Мы направились к нему домой. Я постучался в дверь, и он вышел к нам навстречу. После часового общения халиф, обращаясь к этому ученому, спросил:

— Есть ли у тебя долги?

И халиф приказал мне выплатить их. Когда же мы вышли, халиф вновь сказал:

— Он ничем не смог мне помочь. Найди другого!

— Здесь Фудейль ибн ‘Ияд.

Мы направились к нему. В это время Фудейль совершал молитву: он читал аят и повторно перечитывал его. Я постучался в дверь. Спустя некоторое время он ответил:

— К тебе пришел правитель правоверных!

В ответ послышались слова:

— Какое мне дело до правителя правоверных!

— Субханал-лах, разве ты не обязан быть покорным правителю?!

Тогда Фудейль спустился, открыл дверь, а затем поднялся к себе в комнату. Погасив лампу, он укрылся в одном из углов. Мы вошли и начали искать его на ощупь. Первым его обнаружила рука халифа, и Фудейль произнес:

— Сколь нежна рука, если завтра она желает спастись от наказания Всевышнего.

— Выслушай то, с чем пришли мы. Да проявит же к тебе Аллах Свою милость.

И тогда Фудейль начал длинный монолог:

— Воистину, когда на ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых — Салима ибн ‘Абдуллу, Мухаммада ибн Ка‘ба, а также Раджу ибн Хайва и молвил: «Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет!» Как ты видишь, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз считал управление государством несчастьем, ты же и твои советники видите в этом благоденствие и блаженство. Один из собравшихся у ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, ученый по имени Салим, сказал: «Если ты желаешь спасения, то будь соблюдающим пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть». Другой ученый, по имени Ибн Ка‘б, дал следующий совет: «Если ты желаешь спастись от Божьего наказания, то пускай всякий старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — твоим ребенком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребенку». Третий же, по имени Раджа, сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после — можешь умирать. Это мои слова и мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять».

Затем Фудейль добавил:

— Есть ли рядом с тобой, да проявит к тебе Аллах Свою милость, те, кто может посоветовать то же самое?

Слушая Фудейля, халиф сильно плакал, даже потерял сознание на некоторое время. Советник халифа воскликнул:

— Будь милосерден к правителю правоверных!

На что Фудейль ответил:

— Ты и твои приятели убиваете его, а мне советуете быть к нему милосердным?

Через некоторое время халиф пришел в себя и, обращаясь к ученому, произнес:

— О правитель правоверных, поистине, ‘Аббас, дядя Пророка, пришел к посланнику Всевышнего и попросил: «Предоставь мне должность! Дай мне возможность править!» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, власть явится печалью и сожалением в День Суда. Если ты сможешь сторониться правления и власти, то сторонись!»

Халиф заплакал и вновь попросил:

— О обладатель прекрасного лика! Ты тот, кого Всевышний спросит обо всех твоих подданных в День Суда. И если ты сможешь защитить свое лицо от огня Ада, то защити же. Остерегайся желания кого-либо обмануть. Поистине, посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Кто будет обманывать находящихся в его подчинении, тот не почувствует даже запаха Рая».

Плача, правитель спросил:

— Есть ли у тебя долги?

— Да, у меня долг пред Господом. Он еще не потребовал отчета за него. Горе мне, если Он спросит меня. Горе мне, если придется доказывать. Горе мне, если не будет внушен довод (если не найду оправдания своим недоработкам и промахам).

— Нет, я имею в виду долги перед людьми.

— Мой Господь не возложил на меня этого. У меня нет долгов перед людьми. Он велел мне верить в обещанное Им и быть покорным Ему. В Коране Всевышним сказано: «Я сотворил людей и джиннов, чтобы они поклонялись Мне» [2].

Халиф протянул тысячу динаров и сказал:

— Возьми! Потрать их на свою семью, и пусть они помогут тебе в поклонении. Удивленный Фудейль произнес:

— Субханал-лах, я указываю тебе дорогу спасения, а ты отплачиваешь мне этим?! Пусть Всевышний поможет тебе и удалит от всего неприятного.

Затем он замолчал и больше ничего не произнес» [3].

Думаю, каждый самостоятельно проанализирует эти две истории и извлечет полезные уроки. Единственное, что хочется заметить: история Ислама полна тысячами такого рода примеров набожности и праведности. Она полна именами тех, кто достоин быть образцом для подражания. Полна тем, перед чем ощущаешь чувство гордости и надежды.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрия. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.

[3] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 8. С. 428–431.

Источник

Стыдливость исходит от веры

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

Одним из основных условий, необходимых для мюрида, является постоянное жжение сердца от стыда из-за упущений в выполнении обязательств перед Аллахом. Фудайль ибн Ияд (да будет свята его душа) сказал: «Есть пять признаков несчастья человека: чёрствость сердца, сухость глаз (из-за отсутствия страха перед Всевышним человек не проливает слёз), а также бесстыдство, стремление к мирским благам и надежда на долгую жизнь».

Мудрецы также сказали, что когда человека покидают чувства благоговения и стыда, то в нём не остается никаких благ. Степень стыда раба перед Всевышним Аллахом, соразмерна его вере и отрешенности от мирской жизни.

Великие праведники отмечали: «Стыдливость и утешение (унс*) стучатся в сердце человека, и если они находят в нем отрешенность от мирского (зухд) и набожность (вара**), то поселяются там, в противном случае – покидают его вовсе».

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Она возжелала его, и он возжелал бы её, если бы прежде не увидел знамение от Господа своего» (сура «Юсуф», аят 24). Относительно этого знамения сказано: Зулейха бросила одежду на идола, который стоял в углу комнаты. Увидев это, Юсуф (мир ему) спросил её: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Я стесняюсь совершить грех перед ним». Тогда Юсуф (мир ему) сказал: «Мне больше подобает стыдиться Всевышнего Аллаха, чем тебе этого истукана».

Примеры проявления стыдливости суфиев.

Из жизнеописаний прежних праведников до нас дошло много великих примеров их стыдливости перед Всевышним Аллахом, которые исходили от них естественным образом и без притворства. Некоторые из праведников из-за своего стыда перед Всевышним Аллахом не могли входить в мечеть, дом Аллаха, после какого-либо ослушания Всевышнего.

Однажды люди увидели человека, совершающего намаз вне мечети. Когда они его спросили: «Почему не заходишь в мечеть для совершения намаза?», он ответил: «Мне стыдно перед Аллахом заходить в Его дом, ибо я ослушался Его».

Среди подобных праведников были и такие, кому было стыдно бояться кого-либо помимо Всевышнего. Один из них рассказывает: «Однажды ночью мы шли по густому лесу и наткнулись на спящего человека, рядом с которым паслась его лошадь. Мы разбудили его и спросили: «Не боишься ли ты спать в таком опасном месте, ведь здесь водится много хищников?». Этот человек поднял голову и ответил: «Мне стыдно перед Аллахом бояться кого-либо, кроме Него», и, отвернувшись, снова уснул.

Абу Бакр аль-Варрак сказал: «Иногда я совершаю два ракаата намаза и покидаю место молитвы, стыдясь будто я что-то украл».

Стыд Аллаха за Своего раба

Знайте, что Всевышний Аллах стыдится Своих рабов. В Таврате (Тора) написано: «Стыдись совершать греховное, поистине, Мне стыдно наказывать тебя».

В одной из божественных книг также сказано: «Мой раб несправедлив ко Мне: когда он просит Меня, то Мне стыдно ему отказать, когда ослушивается Меня, то даже не стыдится Меня».

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Поистине, Аллах самый стыдливый и самый щедрый, и когда Его раб поднимает руки в мольбе, прося чего-либо, то Всевышнему Аллаху стыдно не отвечать на эту мольбу».

* Любовь и чувство сладости и утешения в поминании Всевышнего. – Ред.

** Скурпулезность в соблюдении предписаний религии даже в мелочах, избегание дозволенного из-за страха впасть в сомнительное. – Ред.

Источник

Какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛЬ-ФУДАЙЛЯ ИБН ‘ИЙЯДА (ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ) (умер в 187 г.х.)

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Хвала одному Аллаху, мир и благословения Его рабу и Его посланнику, нашему пророку Мухаммаду, а так же его семье и его сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ним в благом, до судного дня.

Передаётся, что сын Фудейля ибн `Ияда (да помилует его Аллах) однажды сказал своему отцу: «О отец! Как же благозвучны (прекрасны) речи сподвижников!» Аль-Фудейль сказал: «Сынок, знаешь ли ты, почему они были столь благозвучны?» Тот ответил: «Нет отец, я не знаю». И он сказал: «Потому что они стремились к Всевышнему Аллаху, когда их произносили». Аль-Байхакъи «Шу`аб аль-Иман» 2/299.

Фудейль ибн Ийад, да помилует его Аллах, сказал: «Ты хочешь Рая, в котором пророки и правдивые? Ты хочешь стоять в рядах вместе с Нухом, Ибрахимом и Мухаммадом, благословение им и мир? За какие же дела? За какие страсти, которые ты оставил ради Аллаха, Всемогущ Он и велик? Из-за какого близкого, которого ты оставил ради Аллаха? Из-за какого далекого, которого ты приблизил ради Аллаха?».

Затем сказал, да помилует его Аллах: «Шайтан не оставляет человека, пока не обманет его любым путем. Он вытянет из него то, что он расскажет о своих делах. Может быть он совершит много тавафа и скажет «какой приятный таваф был ночью». Или он постился и скажет «каким тяжелым был сухур и какая сильная жажда». И если ты сможешь не рассказывай и не говори. Если ты красноречив, то скажут «до чего он красноречив, и как прекрасна его речь, и прекрасен его голос». Это обольстит тебя и ты начнешь важничать, а если ты не красноречив и у тебя нет прекрасного голоса, то скажут «он не может нормально рассказывать и у него нет прекрасного голоса». Если тебя это опечалит и станет тяжким для тебя, то ты делал на показ, а если ты сядешь и заговоришь, не обращая внимания на того, кто тебя порицает и на того, кто тебя хвалит, то говори». (Хильяту аль-авлия, 8/91).

О ЗНАНИИ И О ДЕЛАХ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ ЗНАНИЕМ

Аль-Фудайль ибн Ийяд сказал: “Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, «а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!» (аль-Бакъара 2: 269)” См. “Ахлякъуль-‘уляма” 63.

Сказал Фудейл ибн Ияд: «Коран был ниспослан лишь для того, чтобы действовать по нему, а люди сочли его чтение действием», Ему сказали: «А как действовать по нему?» Он ответил: «Разрешать то, что он разрешил, запрещать, то что он запретил, приказывать к тому, к чему он приказывает, и предостерегать от того, от чего он запрещает» см. «Иктида’у аль-ильм биль амаль», 116.

Сказал Фудейль Ибн ‘Ияд: «Не перестает алим быть невежественным о том, что он знает, до тех пор, пока не будет действовать согласно этому. И если он будет действовать согласно этому, тогда он станет алимом!» см. «Иктида’у аль-ильм биль амаль», 43.

Передаётся от Фудейля ибн ’Ияда (Да помилует его Аллах), что он сказал: «Верующий мало говорит и делает много, в то время как лицемер (мунафик) много говорит и мало делает. Когда верующий говорит, то говорит с мудростью, а когда он молчит, то находится в глубокой задумчивости. Когда он видит, то берёт из этого урок, а когда он действует, то это исцеление. И если ты таков, то ты находишься в постоянном поклонении (Аллаху).» Абу Ну`айм «Хильятуль аулия» 8/98.

Имам Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Услышав истину ты обязан подчиниться ей и последовать за ней, даже если услышал ее от самого невежественного человека”. См. «Джами’ баян аль-‘ильм уа фадлихи» стр. 226.

О СЛЕДОВАНИИ ПРЯМЫМ ПУТЕМ

Аль-Фудайль ибн Ийяд сказал: “Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!” См. “аль-Азкар” 238.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Блаженство («туба») тому, кто умер на Исламе и Сунне!» аль-Лялякаи в «Шарх усуль и’тикъад» 268.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТ НОВОВВЕДЕНЦЕВ

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” аль-Лялякаи 262.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся». аль-Бухари. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”. См. “Шарх усуль аль-и’тикъад” 1/138.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!” аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!” См. “Хильятуль-аулия” 8/104.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Кто выдал замуж свою близкую за приверженца нововведений, тот порвал с ней родственную связь!” аль-Барбахари в “Шарху-Ссунна” 139.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!” См. “Хилья аль-аулия” 8/104.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Тому, кто сидит с приверженцем нововведения не будет дарована мудрости. И хотелось бы мне, чтобы между мной и приверженцем нововведения была стена из железа. И есть рядом с иудеем и христианином приятней для меня, чем есть с приверженцем нововведения”. См. “аль-Лялика’и” 1149.

Сказал Фудейль ибн Ийяд да смилуется над ним Аллах:

«إذا قال لك جهمي أنا أكفر برب يزول عن مكانه: فقل أنا أؤمن برب يفعل ما يشاء»

«Если сказал тебе джахмит: «я не верую в Господа, который удаляется с места своего, то скажи ему, что я верую в Господа, который делает что пожелает». Имам Бухари в книге «Хальк аф`аль ибад фи аля муаттыля» стр. 41.

О ГРЕХАХ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: «Поистине, когда я ослушался Аллаха, то наблюдал последствия этого в поведении своего верхового животного и слуги!» Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/109

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Аллах низвел откровение некоторым пророкам: “Если ослушается Меня тот, кто знает меня, то Я дам над ним власть тому, кто не знает Меня”». Ибн аль-Къайим в “ад-Дау уа-ддауа” 64.

Имам аль-Фудайль говорил: “Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!” См. “аль-Ибана” 1/24.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд (умер 187 г.х.) сказал: «В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, на сколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!» Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 48/426.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов!” См. “аль-Азкар” 492.

Сказал Фудайл ибн ‘Ийяд:

О КАЧЕСТВАХ ВЕРУЮЩИХ

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы». Ибн аль-Джаузи «Сайд аль-хатир» 601-602.

Фудейль ибн Ийад сказал: «Считалось непристойным, когда человек показывал смиренности больше, чем она могла быть у него в сердце». Некоторые, видя человека принявшего смиренную позу, говорили: «Эй ты, смиренность вот здесь» и указывали на грудь, «а не здесь», указывая на плечи.» «Аль-Мадаридж» 1/521.

Говорил Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд: «Всевышний ревнует сердце верующего к тому, чтобы в нем было нечто такое, в чем находил бы он радость и успокоение. Поэтому, Аллах омрачает этот мир и его обитателей для него, дабы человек был склонен и привязан только к Нему». “аль-адаб-ущ-Щар‘иййа”: 3/582.

Говорил Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!” См. «аль-Хилия» 8/91 и «Табакат аль-ханабиля» 2/36.

И в завершении, вся хвала Аллаху, Господу миров, Который ниспосылает нам удел, Который сотворил нас и выводит из нас нам потомство, Единственному достойному поклонения. Мир и благословение Его последнему посланнику, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто прошёл неуклонно его путём.

Источник

Какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ТЕМА: КРОМЕ КАК ЭТО БУДЕТ ПРОЯВЛЕНИЕМ ЛИЦЕМЕРИЯ

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийад говорил: «Души подобны воинам, те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия». См. “Шарх усуль и’тикад” 1/138.

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ТЕМА: КТО ВЫДАЛ ЗАМУЖ ДОЧЬ СВОЮ ЗА ПРИВЕРЖЕНЦА НОВОВВЕДЕНИЙ, ТОТ ПОРВАЛ С НЕЙ РОДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ

Аль-Фудайль ибн ‘Ияд (да смилуется над ним Аллах) говорил,перечисляя страшные последствия контактов со сторонниками новшеств : «Кто выдал замуж дочь свою за приверженца нововведений, тот порвал с ней родственную связь». См «Шарху-Ссунна» ли Барбахари стр.128

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ТЕМА: И ВЫВЕДЕТ СВЕТ ИСЛАМА ИЗ ЕГО СЕРДЦА

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!” аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ТЕМА: УВЕЩЕВАНИЕ БРАТА ПО ВЕРЕ СКРЫТНО

Сказал Аль-Фудайль Ибн Ийяд: “Верующий скрывает и советует, а нечестивец дискредитирует и унижает” [См. «Джами’уль ‘улюм», 77] Эти слова Фудайля прокомментировал Ибн Раджаб: “То что упомянул Фудайль – это из признаков насыха, то что она совершается скрыто, а поношение совершается на публике” [См. «Аль фаркъ байна насыха уа та’йир», 36]

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

ТЕМА: ТАФСИР АЯТА (67: 2)

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

какое количество признаков несчастья человека назвал праведник фудайль ибн ияд

Фудайл ибн Айяд сказал:

Источник

Войдите в ОК

Аль-Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с очень известными именами мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.
Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом» /1/.

Эту историю передает нам один из приближенных к халифу Харуну ар-Рашиду. Имя его Фадль ибн Раби‘а. Так вот, Фадль ибн Раби‘а рассказывает: «Когда правитель правоверных Харун ар-Рашид с целью совершения хаджа находился в Мекке, то в какой-то момент он обратился ко мне с просьбой:

— Что-то закралось в мою душу, что-то меня беспокоит. Посмотри, нет ли человека, у которого я могу спросить, с которым я могу посоветоваться.

— Здесь Суфьян ибн ‘Уейна, — предложил я.

— Отведи же меня к нему, — приказал халиф.

И мы направились к нему. Я постучался в дверь. Послышался голос:

— Ответь правителю правоверных!

Поспешно выйдя, он обратился к халифу:

— О правитель правоверных, если бы ты послал за мною, я бы сам пришел!

На что халиф заявил:

— Выслушай то, с чем пришел я к тебе.

Они общались целый час, после чего халиф спросил:

— Есть ли у тебя долги?

Ответ Суфъяна ибн ‘Уейны был утвердительным.

Халиф приказал мне выплатить их. Когда мы вышли, он сказал:

— Твой друг ничем не смог мне помочь.

Тогда я посоветовал другого ученого, ‘Абдур-Раззака.

Мы направились к нему домой. Я постучался в дверь, и он вышел нам навстречу. После часового общения халиф, обращаясь к этому ученому, спросил:

— Есть ли у тебя долги?

И халиф приказал мне выплатить их. Когда же мы вышли, халиф вновь сказал:

— Он ничем не смог мне помочь. Найди другого!

— Здесь Фудейль ибн ‘Ияд.

Мы направились к нему. В это время Фудейль совершал молитву: он читал аят и повторно перечитывал его. Я постучался в дверь. Спустя некоторое время он ответил:

— К тебе пришел правитель правоверных!

В ответ послышались слова:

— Какое мне дело до правителя правоверных!

— Субханал-лах, разве ты не обязан быть покорным правителю?!

Тогда Фудейль спустился, открыл дверь, а затем поднялся к себе в комнату. Выключив лампу, он укрылся в одном из углов. Мы вошли и начали искать его на ощупь. Первым его обнаружила рука халифа, и Фудейль произнес:

— Сколь нежна рука, если завтра она желает спастись от наказания Всевышнего.

— Выслушай то, с чем пришли мы. Да проявит же к тебе Аллах Свою милость.

И тогда Фудейль начал длинный монолог:

— Воистину, когда на ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых — Салима ибн ‘Абдуллу, Мухаммада ибн Ка‘ба, а также Раджа ибн Хайва и молвил: «Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет!» Как ты видишь, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз считал управление государством несчастьем, ты же и твои советники видите в этом благоденствие и блаженство. Один из собравшихся у ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, ученый по имени Салим, сказал: «Если ты желаешь спасения, то будь соблюдающим пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть». Другой ученый, по имени Ибн Ка‘б, дал следующий совет: «Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай всякий старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — твоим ребенком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребенку». Третий же, по имени Раджа, сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после — можешь умирать. Это мои слова и мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять».

Затем Фудейль добавил:

— Есть ли рядом с тобой, да проявит к тебе Аллах Свою милость, те, кто могут посоветовать то же самое?

Слушая Фудейля, халиф сильно плакал, даже потерял сознание на некоторое время. Советник халифа воскликнул:

— Будь милосерден к правителю правоверных!

На что Фудейль ответил:

— Ты и твои приятели убиваете его, а мне советуете быть к нему милосердным?

Через некоторое время халиф пришел в себя и, обращаясь к ученому, произнес:

— О правитель правоверных, поистине, ‘Аббас, дядя Пророка, пришел к посланнику Всевышнего и попросил: «Предоставь мне должность! Дай мне возможность править!» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Поистине, власть явится печалью и сожалением в День Суда. Если ты сможешь сторониться правления и власти, то сторонись!»

Халиф заплакал и вновь попросил:

— О обладатель прекрасного лика! Ты тот, кого Всевышний спросит обо всех твоих подданных в День Суда. И если ты сможешь защитить свое лицо от огня Ада, то защити же. Остерегайся желания кого-либо обмануть. Поистине, посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Кто будет обманывать тех, кто находится под его подчинением, тот не почувствует даже запаха Рая».

Плача, правитель спросил:

— Есть ли у тебя долги?

— Да, у меня долг пред Господом. Он еще не потребовал отчета за него. Горе мне, если Он спросит меня. Горе мне, если придется доказывать. Горе мне, если не будет внушен довод (если не найду оправдания своим недоработкам и промахам).

— Нет, я имею в виду долги перед людьми.

— Мой Господь не возложил на меня этого. У меня нет долгов перед людьми. Он велел мне верить в обещанное Им и быть покорным Ему. В Коране Всевышним сказано: «Я сотворил людей и джиннов, чтобы они поклонялись Мне» /2/.

Халиф протянул тысячу динаров и сказал:

— Возьми! Потрать их на свою семью, и пусть они помогут тебе в поклонении. Удивленный Фудейль произнес:

— Субханал-лах, я указываю тебе дорогу спасения, а ты отплачиваешь мне этим?! Пусть Всевышний поможет тебе и удалит от всего неприятного.

Затем он замолчал и больше ничего не произнес» /3/.

История Ислама полна тысячами такого рода примеров набожности и праведности. Она полна теми, кто достоин быть образцом для подражания. Полна тем, перед чем ощущаешь чувство гордости и надежды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *