какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

Какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

С 01.01.2022 ст. 4 дополняется ч. 5 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 5. Обязательный аудит

Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.

1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

С 01.01.2022 ч. 3 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 6 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

Источник

Как и на каких условиях участник (акционер) компании может заказать аудиторскую проверку?

какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

Заключив договор Заказчик обязан:

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Таким образом, в Законе № 307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. № А23-536/2013).

Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. № А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. № А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. № 17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Источник

6 важных вопросов об обязательном аудите акционерных обществ, актуальных в 2021 году

Мы часто получаем вопросы о требованиях, предъявляемых акционерным обществам (АО). И один из самых распространенных касается того, как именно регламентируется обязательный аудит АО сегодня. Постараемся ответить подробно.

Обязаны ли акционерные общества (АО) проводить обязательный аудит в 2021 году?

Да. При этом все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны проходить процедуру обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37). Каждое акционерное общество должно ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы. Федеральные законы, которые регламентируют данное правило:

Куда и в каком виде АО необходимо предоставлять аудиторское заключение?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Причем с 1 января 2021 года даже у субъектов малого предпринимательства нет возможности выбора вида предоставления отчетности — «на бумаге» или «электронно». Сдача отчетности за 2020 год на бумажном носителе будет основанием для отказа в ее приеме налоговой (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», письмо Минфина и ФНС России от 17.12.2020 N 07-04-07/110599/ВД-4-1/20793@).

Финансовая отчетность АО по итогам года будет пополнять Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.

Параллельно данные аудиторского заключения необходимо размещать и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

Размещению на Федресурсе по Закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (п. 6 ст. 5) подлежат сведения о результатах обязательного аудита, а именно:

Когда должно быть готово аудиторское заключение АО?

Акционерные общества должны раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Это общее правило обозначено в пункте 71.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Кроме того, смотрим то же Положение, пункт 71.4. Он прописывает крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности, т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Надо понимать, что годовая бухгалтерская отчетность сдается не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому и бухгалтерская отчетность, и аудиторское заключение должны быть представлены в ФНС не позднее 3 месяцев и 3 дней после окончания отчетного периода.

Исключение из правил

Ранее мы сказали, что акционерное общество обязано раскрывать годовую отчетность в установленные сроки (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 69 раздел VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами» Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П). Под АО мы понимаем:

А вот для непубличных АО с числом акционеров 50 и менее, которые не осуществляют и ранее не осуществляли публичного размещения ценных бумаг, Банк России Письмом от 25.11.2015 № 06-52/10054 сообщил, что ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции № 210-ФЗ не обязывает раскрывать ежегодную финансовую отчетность.

Интересно, что освобождение АО от раскрытия финансово-хозяйственной деятельности не освобождает те же самые организации от ежегодной обязательной аудиторской проверки и представления аудиторского заключения. В соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ АО обязано привлечь для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Поэтому АО, не обязанные раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением, должны провести обязательный аудит до проведения годового собрания акционеров — не позднее 30 июня (п.1 ст. 47 и пп.11 п.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Подробно о сроках проведения аудита и исправлении бухгалтерской отчетности в 2020 году мы писали в статье «Появилось время для исправления бухгалтерской отчетности или Во всем можно найти свои „плюсы“»

Когда проводить аудит АО?

Подведем итог. АО, чья отчетность подлежит раскрытию, должны провести аудит до срока сдачи годовой отчетности в ФНС. А остальные — до проведения годового собрания акционеров. Здесь нужно не только учитывать сроки предоставления обязательного аудита, но и определить для своего АО те задачи, которые можно решить в случае комплексного и системного подхода к аудиту.

Поэтому организациям, проводящим аудит не из-за формальных соображений, а ставящим перед проверкой аудиторов задачи выявить и устранить ошибки до составления налоговой и годовой бухгалтерской отчетности, предупредить риски, мы рекомендуем проводить аудит в течение всего отчетного года, то есть поэтапно. Кроме того, поэтапный аудит позволит закончить аудиторскую проверку годовой отчетности в сроки, необходимые для представления аудиторского заключения, и не будет отнимать драгоценное время бухгалтерии в разгар подготовки налоговой отчетности по итогам года и за первый квартал.

Чем грозит АО непредставление заключения об обязательном аудите?

Ответственность в случае непредставления аудиторского заключения, а также реальные кейсы были описаны в материале «Ответственность за непроведение обязательного аудита 2020».

Источник

Какие права есть у акционера компании?

Как объем прав акционера зависит от количества акций, которое ему принадлежит?

какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

Исходя из содержания ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) акционеры — владельцы 25% и более процентов голосующих акций, вправе запрашивать любые документы, относящиеся к деятельности общества. При обращении акционера, владеющего менее 25% голосующих акций общества, о предоставлении отдельных документов и информации должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы. Понятие деловой цели и критерии, в соответствии с которыми деловая цель не может быть признана разумной, установлены в п. 7 ст. 91 Закона об акционерных обществах.

Акционеры — владельцы 10 и более процентов голосующих акций акционерного общества (на дату предъявления требования) вправе требовать проведения внеочередного общего собрания акционеров, а также требовать проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.

Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами 2 и более процентов голосующих акций акционерного общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа.

Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) / единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении его полномочий, акционеры или акционер, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе предложить кандидата на должность единоличного исполнительного органа общества.

Также при решении вопросов о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения акционеры — владельцы вышеуказанного пакета голосующих акций, в соответствии с положениями Закона об акционерных обществах вправе выдвигать кандидатов для избрания в совет директоров создаваемого общества, его коллегиальный исполнительный орган, кандидатов в ревизионную комиссию (если ее создание предусматривается уставом) в случае, если повестка дня собрания акционеров реорганизуемого общества содержит вопросы об избрании вышеуказанных органов управления.

Акционеры — владельцы 1 и более процентов голосующих акций публичного акционерного общества вправе запрашивать расширенный перечень документов, включающие как документы, предусмотренные п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах для всех акционеров, так и документы, связанные с совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью, протоколы заседания совета директоров общества, а также отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с Законом об акционерных обществах являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

Акционеры непубличного акционерного общества, владеющие не менее 1% голосующих акций данного общества, вправе запрашивать любые документы, которые общество обязано хранить, за исключение протоколов коллегиальных исполнительных органов общества и документов бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено уставом или акционерным соглашением.

Что касается акционеров, владеющих менее 1% голосующих акций, то они вправе запрашивать только документы из перечня, предусмотренного п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах, который является закрытым.

Источник

Какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в зао

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое количество голосующих акций дает право требовать проведение аудита в заоОбзор документа

Письмо Банка России от 15 апреля 2019 г. № ИН-06-28/35 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

1. Организация в публичной компании качественного и эффективного корпоративного управления способствует обеспечению ее стабильности и долгосрочному развитию, росту доверия к компании со стороны акционеров и инвесторов. Основываясь на ключевых принципах корпоративного управления, Законом внесены изменения, затрагивающие наиболее значимые направления корпоративного управления в акционерном обществе, обеспечивающие его эффективность, а также устраняющие законодательные препятствия для их реализации, что, по мнению Банка России, способствует повышению внутренней эффективности российских публичных акционерных обществ.

Наделение совета директоров правом предлагать кандидатов для образования нового состава совета директоров способствует усилению его роли в управлении обществом. Возложение на совет директоров функций по осуществлению стратегического управления обществом с необходимостью определения ориентиров его деятельности на долгосрочную перспективу, определению основных принципов и подходов к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, контролю за деятельностью исполнительных органов общества, а также иных ключевых функций требует формирования эффективного, профессионального и сбалансированного совета директоров, способного выносить объективные независимые суждения и принимать решения, отвечающие интересам общества и его акционеров.

Для формирования эффективного совета директоров и обеспечения его ключевой роли в системе корпоративного управления Банк России рекомендует совету директоров акционерного общества ежегодно оценивать текущую потребность совета директоров в компетенциях и профессиональных навыках своих членов и предлагать специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и навыками, для избрания в совет директоров.

В целях принятия независимых решений, отвечающих интересам общества, предотвращения внутренних конфликтов, а также обеспечения прозрачности совершения обществом существенных корпоративных действий совету директоров акционерного общества рекомендуется выдвигать для избрания в состав совета директоров независимых директоров.

Принимая во внимание, что планирование преемственности директоров обеспечивает формирование профессионального и эффективного состава совета директоров, повышая тем самым эффективность его работы, Банк России рекомендует публичным акционерным обществам разрабатывать внутренние документы, определяющие политику преемственности и оценки качества работы совета директоров.

3. При передаче вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, в компетенцию совета директоров общества у акционеров не возникает право требовать выкупа акций, предусмотренное статьей 75 Закона об акционерных обществах (абзац второй пункта 2 статьи 48 Закона об акционерных обществах в редакции Закона).

При этом формирование исполнительных органов управления акционерного общества советом директоров предоставляет совету директоров возможность осуществлять действенный контроль за деятельностью исполнительных органов общества, в том числе в части реализации ими стратегии развития, и оперативно принимать решения о формировании исполнительных органов, отвечающих потребностям общества, обеспечивая их преемственность, или об отстранении исполнительных органов в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.

В связи с изложенным Банк России рекомендует советам директоров публичных акционерных обществ рассмотреть вопрос о целесообразности передачи полномочий по формированию исполнительных органов управления совету директоров.

4. В целях создания условий для качественной проработки принимаемых советом директоров решений предусмотрена возможность формирования советом директоров комитетов для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции (абзац первый пункта 3 статьи 64 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Работа комитетов совета директоров должна обеспечивать детальный анализ и обсуждение значимых вопросов для принятия по ним взвешенных решений.

Закон не устанавливает специальных требований к комитетам совета директоров, в том числе к их наименованию. Компетенция и порядок деятельности комитетов совета директоров определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров. Примерные положения о комитетах совета директоров публичного акционерного общества по аудиту, по номинациям и по вознаграждениям рекомендованы Банком России к применению письмом от 15.09.2016 N ИН-015-52/66 «О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества».

Закон устанавливает императивное требование к наличию с 01.07.2020 в совете директоров публичного общества комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества (абзац второй пункта 3 статьи 64 Закона об акционерных обществах в редакции Закона).

5. С 01.09.2018 во всех публичных обществах должны быть организованы системы управления рисками и внутреннего контроля, а с 01.07.2020 должен осуществляться внутренний аудит (статья 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также утверждение внутренних документов общества, определяющих политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля и внутреннего аудита, Закон об акционерных обществах в редакции Закона относит к компетенции совета директоров.

При этом внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита, не относятся к внутренним документам, регулирующим деятельность органов акционерного общества, и утверждаются советом директоров в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона.

Система управления рисками и внутреннего контроля должна быть направлена на достижение поставленных перед обществом стратегических целей, а также обеспечивать объективное, справедливое и ясное представление о текущем состоянии и перспективах общества, целостность и прозрачность отчетности общества, разумность и приемлемость принимаемых обществом рисков. Организация системы управления рисками и внутреннего контроля зависит от специфики деятельности общества, используемой им модели корпоративного управления, объема и масштабов принимаемых рисков и т.д.

Банк России рекомендует совету директоров, выполняющему в соответствии с Законом об акционерных обществах в редакции Закона определяющую роль в организации системы управления рисками и внутреннего контроля, избегать формального подхода к ее организации.

6. Совету директоров рекомендуется принимать все необходимые меры для обеспечения уверенности в эффективном функционировании системы управления рисками и внутреннего контроля. Уверенность в надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля должен обеспечивать организованный в публичном акционерном обществе внутренний аудит.

Для организации внутреннего аудита публичное общество может руководствоваться общепринятыми международными стандартами аудита, в том числе Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита Института внутренних аудиторов.

Назначение и освобождение от должности должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), отнесено к компетенции совета директоров публичного общества (пункт 2 статьи 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления организация в публичном обществе внутреннего аудита должна быть основана на функциональной независимости органов внутреннего аудита от исполнительных органов общества, структурных подразделений общества и их работников.

7. Создание в публичных обществах комитетов совета директоров по аудиту и системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита исключает необходимость обязательного формирования ревизионной комиссии. Пункт 1 статьи 85 Закона об акционерных обществах в редакции Закона предусматривает необходимость формирования ревизионной комиссии в публичных акционерных обществах только если это предусмотрено уставом.

Создание ревизионной комиссии в непубличном обществе является обязательным, если уставом непубличного общества не предусмотрено отсутствие ревизионной комиссии или создание ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

Таким образом, каждому обществу представлена возможность самостоятельно оценить необходимость создания ревизионной комиссии с точки зрения организационных, контрольных и финансовых целей и принять взвешенное решение по данному вопросу. Наличие такой возможности позволяет исключить дублирование функционала в части осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в публичных обществах, а также сократить расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии.

8. Пунктом 4 статьи 2 Закона предусмотрено, что в акционерных обществах, в которых по состоянию на 19.07.2018 в соответствии с уставом общества избран ревизор, положения Закона об акционерных обществах в редакции Закона о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ. То есть указанные в переходных положениях Закона акционерные общества вправе по своему усмотрению решать вопрос о необходимости исключения из устава положений о ревизоре и включения в него положений о создании в обществе ревизионной комиссии.

9. Решение вопроса об отказе от формирования в акционерном обществе ревизионной комиссии может осуществляться на годовом общем собрании акционеров, в повестку дня которого должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии. В этом случае Банк России рекомендует при подведении итогов голосования по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров сначала подводить итоги по вопросу, касающемуся положений устава о ревизионной комиссии, и, если решение по данному вопросу принято, по вопросу избрания новых членов ревизионной комиссии итоги голосования не подводить.

Таким образом, обществам, в уставах которых до вступления в силу указанных положений был определен минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям, следует учитывать, что с 19.07.2018 в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах в редакции Закона, такие акции становятся голосующими.

Обществам следует учитывать данное изменение при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров.

Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А. Швецов

1 Одобрен Советом директоров Банка России 21.03.2014 и рекомендован к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463.

2 Кодекс корпоративного управления рекомендует выстраивать систему управления рисками и внутреннего контроля с учетом Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO и Концепции (COSO) «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэй (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission). Указанные концепции не являются единственными рекомендованными к применению документами, компании могут руководствоваться иными общепринятыми концепциями и международными стандартами.

Обзор документа

В связи с этим Банк России рекомендует совету директоров ПАО:

— предлагать кандидатов для образования нового совета директоров независимо от количества кандидатов, предложенных акционерами;

— ежегодно оценивать текущую потребность в компетенциях и профессиональных навыках своих членов и для избрания в совет предлагать соответсвующих специалистов;

— ПАО должно разрабатывать внутренние документы, которые определяют политику преемственности и оценки качества работы совета директоров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *