какое количество фирменных наименований может иметь одно юридическое лицо

Какое количество фирменных наименований может иметь одно юридическое лицо

ГК РФ Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 23.05.2018 N 116-ФЗ)

Источник

Статья 1473. Фирменное наименование

Статья 1473. Фирменное наименование

ГАРАНТ:

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в пункт 3 статьи 1473 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.

3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ в пункт 4 статьи 1473 настоящего Кодекса внесены изменения

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) утратил силу с 1 октября 2014 г.;

Информация об изменениях:

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Информация об изменениях:

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Источник

Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Комментарий к ст. 1473 ГК РФ

В соответствии со ст. 17 Вводного закона к ч. 4 ГК с 1 января 2008 г. действует измененная редакция п. 4 ст. 54 ГК. Содержание этой нормы следующее: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса».

2. Этот же первый пункт определяет порядок предоставления правовой охраны фирменному наименованию. Сводится он к следующему. Юридическое лицо определяет, какое именно обозначение наилучшим образом будет его индивидуализировать, фиксирует его в своих учредительных документах и представляет эти документы на регистрацию в уполномоченный орган. Фирменное наименование вносится как одно из сведений, относящихся к юридическому лицу, в Единый государственный реестр юридических лиц. Внесение фирменного наименования в этот реестр осуществляется при регистрации юридического лица, но не до такой регистрации. Ведения какого-то специального, отдельного реестра фирменных наименований не предполагается. Из положений ГК возможность его создания не прослеживается. Устанавливаемый комментируемой нормой порядок предоставления правовой охраны фирменным наименованиям полностью соответствует требованиям Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее требование к содержанию фирменного наименования. Этим установлением вносится определенность в понимание структуры фирменного наименования, снимается вопрос о том, из каких частей оно состоит, и т.д.

Комментируемое положение содержит еще одно требование, которому должно соответствовать любое фирменное наименование, а именно входящее в фирменное наименование собственно наименование юридического лица (т.е. его различительный элемент) не должно обозначать только род деятельности юридического лица, например «финансовая компания», «строительный трест», «кирпичный завод» и т.д.

4. Пункт 3 комментируемой статьи указывает на возможность в определенном смысле расширить объем исключительного права на фирменное наименование. Юридическое лицо может не ограничиваться получением правовой охраны только для полного фирменного наименования. Юридическое лицо одновременно с полным может иметь (это его право, но не обязанность) и сокращенное фирменное наименование. При этом комментируемая норма не вводит каких-либо ограничений относительно различных частей фирменного наименования; иными словами, можно говорить о сокращении указания организационно-правовой формы и о сокращении собственно наименования юридического лица.

К числу упомянутых в статье терминов и аббревиатур, заимствованных из иностранных языков, следует отнести слова «company», «limited» и сокращения типа «Ltd».

6. Пункт 5 комментируемой статьи указывает на последствия несоответствия фирменного наименования установленным требованиям. Из него следует возможность принудительного изменения фирменного наименования вследствие принятия соответствующего судебного решения.

Судебная практика по статье 1473 ГК РФ

1. ОАО Белгородская Швейная Фабрика «Россиянка», которому отказано в удовлетворении требования о признании исключительного права на фирменное наименование и наличия разрешения на использование в фирменном наименовании слова, производного от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», оспаривает конституционность абзаца восьмого (в жалобе ошибочно назван абзацем третьим) пункта 4 статьи 1473 ГК Российской Федерации, в соответствии с которым включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также статьи 14 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц.

Оценив представленные в дело доказательства и отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались статьями 1252, 1473, 1474, 1477, 1484, 1516, 1518, 1519, 1536 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из установленных обстоятельств использования ответчиком на этикетках минеральной воды и упаковках товара принадлежащих ему товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 452165, 465041 и своего фирменного наименования, а также факта подачи обществом «Нарзан» заявки на государственную регистрацию НМПТ «Нарзан».

При названных обстоятельствах, руководствуясь статьями 54, 1229, 1473, 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды отказали в удовлетворении иска.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 10 Конституции Российской Федерации, статьи 54, пунктов 1, 4, 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», придя к выводу, что использование в наименовании организации слова «судебное» в отсутствие иных указаний на предмет деятельности организации может вызвать у потребителя стойкую ассоциацию с отношением деятельности организации к осуществлению судебной власти, причастностью организации к деятельности органов судебной системы Российской Федерации, что повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, суды удовлетворили исковые требования налогового органа в части возложения на ответчика обязанности изменить свое фирменное наименование путем подачи в налоговый орган заявления и документов для регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, касающихся исключения из фирменного наименования общества «Судебное агентство «Барристер» слова «судебное».

Суды, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, установив факт использования тождественного фирменного наименования в отношении аналогичных услуг, что сторонами не оспаривается, с учетом даты регистрации юридических лиц, применив положения статей 57, 58, 1241, 1252, 1473, 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и в пунктах 13, 17 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 13.12.2007 N 122, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска общества «Термофор» (ОГРН 1035401509010). При этом суды признали недоказанным наличие у общества «Термофор» (ОГРН 1105405008444) законных оснований для использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию общества «Термофор» (ОГРН 1035401509010) для аналогичных услуг.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 1225, пунктом 3 статьи 1484, пунктом 1 статьи 1229, пунктом 1 статьи 1538, пунктом 6 статьи 1252, пунктом 1 статьи 1539, статьей 1473, статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовые позиции, изложенные в пунктах 58.2, 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и придя к выводу, что ответчик правомерно использовал обозначение «ЦСКА» в своем наименовании как коммерческое обозначение, квалифицировав действия истца как злоупотребление правом, суд отказал в удовлетворении исковых требований.

Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 1229, 1252, 1473, 1474, 1475, 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что ответчик правомерно использует в доменном имени свое сокращенное фирменное наименование, возникшее ранее даты приоритета товарного знака истца, в связи с чем нарушений исключительных прав истца не допущено.

Источник

Фирменное наименование ООО: правила выбора и ограничения для 2021 года

Каждое общество с ограниченной ответственностью должно иметь фирменное наименование.

По мнению специалистов, наименование предприятия должно отвечать следующим условиям:

Процедуру выбора названия ООО ограничивают требования не только маркетологов, но и текущего законодательства, которые содержатся в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Несоблюдение требований законодательства в вопросах, связанных с выбором названия, влечет за собой отказ в регистрации фирмы.

Указанный ФЗ устанавливает следующие правила:

Согласно закону, выбранное название не должно идти в разрез с общественными интересами, принципами морали и гуманности. Компании не вправе указывать в названии наименование органов государственной власти (включая муниципальные образования), общественных объединений, международных организаций либо учреждений.

Статья 1473 ГК РФ вводит запрет на использование в именах любых коммерческих предприятий названия других стран, в том числе и словоформы. При этом закон разрешает включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», наименования субъектов страны, городов. Однако для этого необходимо получить специальное разрешение и заплатить государственную пошлину.

На рынке нередко встречаются компании, имеющие одинаковое название (они отличаются ИНН и ОГРН). Поэтому при выборе наименования следует избегать подобных ситуаций. Правообладатель фирменного наименования ООО вправе обратиться в суд с иском для принуждения другой организации изменить идентичное или схожее до степени смешения наименование.

ФНС может обратиться в суд с требованием изменить компании текущее название на новое из-за несоответствия требованиям законодательства.

Крайне важно избегать подобных ситуаций. Смена названия негативно отражается на узнаваемости и имидже компании. Более того, несколько десятилетий назад переименование означало, что организация уходит от уплаты задолженностей. Поэтому смена названия часто приводит к оттоку постоянных клиентов и, как следствие, снижению прибыли.

Поэтому еще на стадии выбора необходимо помнить о том, что закон запрещает использовать в названии ООО следующее:

Источник

Энциклопедия судебной практики. Право на фирменное наименование. Фирменное наименование (Ст. 1473 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Право на фирменное наименование. Фирменное наименование
(Ст. 1473 ГК)

1. Общие положения о фирменном наименовании

1.2. Фирменное наименование может быть только одно, независимо от сферы деятельности юридического лица, и разделять его по сферам деятельности нельзя

Фирменное наименование может быть только одно, независимо от сферы деятельности юридического лица. Фирменное наименование по сферам деятельности разделить нельзя, так как оно едино.

1.3. Фирменное наименование не может быть предметом передачи вместе с передачей предприятия (имущества) юридического лица

В тех случаях, когда наименование юридического лица используется в гражданском обороте, оно приобретает качество фирменного наименования, но не может быть предметом передачи вместе с передачей предприятия (имущества) юридического лица.

1.4. Право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией

Право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Наименования некоммерческих организаций (статья 4 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Кодекса.

1.5. Не относятся к фирменным наименованиям наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц

Не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.

1.6. Требования к фирменным наименованиям кредитных организаций определены как ГК РФ, так и ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Требования к фирменным наименованиям кредитных организаций определены как статьей 1473 ГК РФ (к ним также применяются запреты, установленные пунктом 4 этой статьи), так и статьей 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», вводящей дополнительные требования к фирменным наименованиям указанных организаций.

1.7. Под «наименованием ООО» понимается указание организационно-правовой формы и собственно наименования юридического лица

Наименование общества с ограниченной ответственностью является только фирменным (полным или сокращенным), и под этим термином понимается указание организационно-правовой формы и собственно наименования юридического лица.

1.8. Использование юридическим лицом наименования, тождественного наименованию другого юридического лица, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг

Учитывая специфику законодательства о ценных бумагах, а также то, что в силу статьи 21 Закона о рынке ценных бумаг основанием для отказа в выпуске ценных бумаг является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, суды сделали правильный вывод о том, что использование юридическим лицом наименования, тождественного наименованию другого юридического лица, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

1.9. Если фирменное наименование, не соответствующее правилам ГК РФ, не приведено в соответствие с законодательством при первом после 01.01.2008 изменении учредительных документов, в отношении юридического лица может быть подан иск о понуждении к изменению фирменного наименования

Исходя из статьи 14 Вводного закона фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 01.01.2008 изменении учредительных документов юридических лиц.

Если фирменное наименование юридического лица не приведено в соответствие с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 1473 ГК РФ в указанный момент, то согласно пункту 5 этой статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения абзаца третьего пункта 2 и пункта 3 статьи 61 Кодекса в данном случае не применяются.

1.10. Законодательство не предусматривает возможность использования фирменного наименования юридического лица в качестве псевдонима

В соответствии с п. 2 ст. 1474 Гражданского кодекса РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в т.ч. путем его предоставления другому лицу, не допускается. Действующее законодательство не предусматривает возможность использования фирменного наименования юридического лица в качестве псевдонима.

1.11. Правовая охрана фирменного наименования и товарного знака действует независимо друг от друга

Правовая охрана фирменного наименования и товарного знака действует независимо друг от друга.

2. Фирменное наименование как средство индивидуализации

2.1. Статья 1473 ГК РФ устанавливает не закрытый перечень наименований, которые не могут быть использованы юридическим лицом, а перечень наименований, возможность использования которых коммерческими организациями в виде средства индивидуализации исключена законом независимо от характера осуществляемой ими деятельности

Изложенное в заявлении общества утверждение о том, что закрытый перечень наименований, которые не могут быть использованы юридическим лицом, установлен пунктом 4 статьи 1473 ГК РФ, основано на его ошибочном толковании. В положениях данного пункта приведен перечень лишь тех наименований, возможность использования которых юридическими лицами в качестве средства индивидуализации исключена законодателем независимо от характера осуществляемой ими деятельности.

2.2. Наличие фирменного наименования как средства индивидуализации обусловлено необходимостью отличать одного субъекта экономической деятельности от другого и защитой правообладателя от нарушений

Как средство индивидуализации юридических лиц, фирменные наименования призваны отличать одного субъекта экономической деятельности от другого, одновременно защищая обладателя прав от нарушений на рынке.

2.3. Средство индивидуализации, в т.ч. фирменное наименование, не должно служить средством введения в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей товаров и услуг

Суд по интеллектуальным правам считает необходимым отметить, что средство индивидуализации не должно служить средством введения в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей товаров и услуг в отношении производителя таких товаров и услуг. Это обуславливает обязанность хозяйствующего субъекта, претендующего на правовую охрану конкретного обозначения, принять исчерпывающие меры по предотвращению регистрации в качестве фирменного наименования обозначения, при использовании которого возникала бы опасность смешения его обозначения со средствами индивидуализации иных лиц.

2.4. Фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, поэтому указание в рекламе только произвольной части наименования не может быть признано предоставлением потребителям надлежащей информации

Фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, поэтому указание в рекламе только произвольной части наименования не может быть признано предоставлением потребителям надлежащей информации о лице, оказывающем финансовые услуги.

2.5. Использование в рекламе наименования кредитных организаций без указания организационно-правовой формы является общеупотребительным, понятным для обычного потребителя виде, не искажает смысл информации и не вводит в заблуждение потребителей

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что реклама не содержит указания на организационно-правовую форму упомянутых в ней финансовых организаций, предоставляющих ипотеку, ни в полном, ни в сокращенном варианте.

Вместе с тем отсутствие в рекламе наименования лица, оказывающего услуги, не тождественно отсутствию части фирменного наименования (организационно-правовой формы) юридического лица.

В данном случае суды пришли к обоснованному выводу о том, что наименования кредитных организаций отражены в рекламе в общеупотребительном, понятном для обычного потребителя виде.

Суды обоснованно сочли, что отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму кредитных учреждений не искажает смысл информации и не влечет введение потребителей в заблуждение. Информация о предоставлении указанными организациями ипотечного кредита для приобретения жилья является достоверной и понятной для потребителя.

2.6. Признаком средства индивидуализации юридического лица является именно наименование юридического лица независимо от указания его организационно-правовой формы

Для целей индивидуализации юридического лица основное значение имеет не столько организационно-правовая форма, сколько его наименование, при сходстве произвольной части фирменного наименования может возникнуть вероятность смешения юридических лиц. Признаком результата интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица является именно наименование юридического лица независимо от указания его организационно-правовой формы.

2.7. Правовой охране, согласно ст. 1473 ГК РФ, подлежит смысловое значение наименования юридического лица

Из [п. 2 ст. 1473 ГК РФ] следует, что фирменное наименование состоит из двух частей: указания на организационно-правовую форму коммерческой организации и наименования юридического лица. Из толкования вышеназванной нормы следует, что правовой охране подлежит смысловое значение наименования юридического лица (то есть семантика этого слова или словосочетания).

2.8. У конкретного фирменного наименования может быть особый правовой статус как средства индивидуализации

Разрешая вопрос о сходстве спорных обозначений, суды не учли различительную способность товарного знака истца и его фирменного наименования, зарегистрированного ранее наименования ответчика, вероятность введения потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, а также особый правовой статус средств индивидуализации истца: общество «КАМАЗ» является всемирно известным производителем автомобилей «КАМАЗ» и запасных частей к ним; товарные знаки по свидетельствам N 35 и N 37 зарегистрированы как общеизвестные, то есть эти товарные знаки в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

3. Содержание фирменного наименования

3.1. Юридическое лицо, действующее в организационно-правовой форме коммерческой организации, должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь одно сокращенное фирменное наименование

Юридическое лицо, действующее в организационно-правовой форме коммерческой организации, должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь одно сокращенное фирменное наименование.

3.2. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов

Применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ).

3.3. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью»; сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

3.4. Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

3.5. Для лицензируемых видов деятельности специальными законами предусмотрены ограничения на использование в фирменном наименовании юридического лица, не имеющего необходимой лицензии, отдельных слов или словосочетаний

Законодательством Российской Федерации в отношении лицензируемых видов деятельности установлены ограничения на включение в фирменное наименование юридического лица, не имеющего необходимой лицензии, отдельных слов или словосочетаний, определенных соответствующими законами. Именно такое ограничение предусмотрено частью 2 статьи 12 Закона об организованных торгах.

4. Использование отдельных слов, графических знаков в фирменном наименовании юридического лица

4.1. Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» следует понимать в т.ч. слово «российский» (и производные от него), но не слово «русский» (и производные от него)

Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).

Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать в том числе слово «Российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).

Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле абзаца восьмого пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать в том числе слово «Российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).

4.2. Слово «Федерация», указываемое в наименовании юридического лица, является недопустимым, т.к. производно от официального наименования Российская Федерация, чем вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности данного лица

Суды, отказывая в иске, обоснованно исходили из того, что слово «Федерация», используемое в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица, является производным от официального наименования Российская Федерация и вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

4.3. Слово «Госрегистрация», указываемое в наименовании юридического лица, является недопустимым, т.к. вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах

Суды, отказывая в иске, обоснованно исходили из того, что слово «Госрегистрация», используемое в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица, вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

4.4. Разрешение на использование в фирменных наименованиях организаций сокращения «Рос» уполномочена выдавать Межведомственная комиссия

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, сокращение «Рос», используемое в фирменных наименованиях организаций (Роспатент, Росвооружение и др.), разрешение на использование которого в названиях организаций уполномочена выдавать Межведомственная комиссия, представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от «Российский», «Россия», вызывающее стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

4.5. Написание наименования юридического лица только заглавными буквами не оказывает влияния на содержание словесных элементов, образующих наименование

Согласно пункту 2.2 приказа ФНС России 25.01.2012 раздел 1 «Наименование юридического лица на русском языке» заполняется в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Указанный пункт предусматривает необходимость указания в заявлении словесных элементов наименования, идентичных по своему содержанию словесным элементам наименования, отраженному в учредительных документах. Каких-либо требований к печати знаков, а также к написанию букв, цифр и символов пункт 2.2 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными приказом ФНС России 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, не устанавливает.

Суд устанавливает соответствие абзацев 2, 3 пункта 1.1 приказа ФНС России 25.01.2012 статье 1473 ГК РФ и пункту 1 статьи 4 Закона об обществах (то есть правовым актам, имеющим большую юридическую силу), а не соответствие указанных положений и их противоречие пункту 2.2 этого же нормативного правового акта. Кроме того, заявителем не оспаривается пункт 2.2 приказа ФНС России 25.01.2012.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что выполнение наименования юридического лица только заглавными буквами не может изменить семантику фирменного наименования юридического лица.

Доводы осужденной о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях, выразившихся в различном написании наименований юридических лиц, несостоятельны. По смыслу закона, в частности п. 2 ст. 1473 ГК РФ, написание наименования юридического лица заглавными или строчными буквами не влияет на содержание словесных элементов, образующих наименование, то есть не изменяет смыслового значения наименования юридического лица.

4.6. Название области в наименовании юридического лица указывает только на географическое местонахождение коммерческой организации и не может ввести в заблуждение потребителей в отношении качества предоставляемых данным лицом услуг

Апелляционный суд исследовал представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу о том, что в данном случае наименование ООО ПКП не включает в себя полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доказательств того, что такое наименование юридического лица повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг этой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и ее принадлежности к указанным органам, а также, что спорное наименование юридического лица содержит обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, Инспекцией не представлено.

Указание в данном конкретном наименовании слова «нижегородская» может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность. Адрес юридического лица соответствует указанному географическому определению: Нижегородская область.

4.7. Поскольку амперсанд не является буквенным символом какого-либо алфавита, относится к графическим знакам и используется для связи слов в предложении, то использование его в наименовании юридического лица не противоречит законодательству

Изучив материалы данного дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что амперсанд, хотя и имеет исторически иностранное происхождение (является лигатурой латинских букв «et», а наименование его происходит от английского словосочетания «and per se and»), в настоящее время не является буквенным символом какого-либо алфавита, в силу чего не имеет единого фонетического произношения и транскрипционного написания; амперсанд относится к графическим знакам, используется для связи слов в предложении.

Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что в настоящее время амперсанд входит в состав какого-либо алфавита, является его буквенным символом, а также то, что использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству (п. 3, 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды признали отказ регистрирующего органа в государственной регистрации общества не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы истца.

4.8. Использование в наименовании юридического лица слова «департамент» не указывает на участие государства в деятельности данного лица

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что полное наименование содержит указание на организационно-правовую форму, а использование в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица слова «департамент» не свидетельствует об участии государства в деятельности данной организации либо о деятельности данной организации в государственных интересах, суды пришли к выводу о недоказанности регистрирующим органом того обстоятельства, что фирменное наименование юридического лица может вызвать у потребителей заблуждение относительно участия государства в деятельности данной организации и качества соответствующих услуг, что повлечет создание организации недопустимых конкурентных преимуществ при осуществлении деятельности, ввиду чего правомерно удовлетворили заявленные требования.

4.9. Слово «суд» в фирменном наименовании юридического лица не является ни полным, ни сокращенным наименованием органов судебной власти

Кроме того, наименование «СУД’ЭКС» не содержит указания на полное наименование какого-либо суда судебной системы РФ. Суждения суда в этой части являются правильными.

5. Фирменное наименование при государственной регистрации юридического лица

5.1. Фирменное наименование юридического лица подлежит охране со дня его государственной регистрации

Фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица.

5.2. Специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предусмотрено

Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 13.12.2007 N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» обращал внимание судов на то, что фирменное наименование не подлежит особой регистрации независимо от регистрации юридического лица, а также отмечал, что в силу пункта 11 Положения о фирме, утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22.06.1927, действовавшего в период до 01.01.2008 в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, неправомерным является использование третьими лицами не только тождественного, но и сходного фирменного наименования.

Вступившей в действие с 01.01.2008 частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации приведенная правовая позиция не изменена.

Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.

5.3. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования, если фирменное наименование не соответствует законодательно установленным требованиям

Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 Кодекса предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи.

Право предъявить в суд на основании пункта 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 указанной статьи, принадлежит органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.

Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования, и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *