какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

Психометрические теории интеллекта

Наиболее адекватными для выделения таких психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Пример такого задания изображен на рисунке 2.

Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч. Спирмана [1] использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов. Однако уже с конца 20-х годов появляются работы, в которых высказываются сомнения в универсальности фактора g для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях, а в конце 30-х годов существование взаимонезависимых факторов интеллекта экспериментально доказывается.

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

Рисунок 2. Пример задания из текста Дж. Равенна

Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Л. Терстон выделил 12 независимых факторов [2]. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Л. Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. Названия этих факторов и интерпретация их содержания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Независимые интеллектуальные факторы

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

Таким образом, структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Информация по теме:

Источник

Модуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука

НазваниеДифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука
Дата09.03.2020
Размер476.73 Kb.
Формат файлакакое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов
Имя файлаМодуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны
ТипДокументы
#67553
Каталог

Часть 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий.

Модуль 1. Тема 1.Дифференциальная психология как наука.

Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические?

Выберите один ответ:

Какая работа была опубликована В.Штерном в 1900 году?

Выберите один ответ:

b. «Психология индивидуальных различий»

Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий?

Выберите один ответ:

Представители какой науки стремились определять особенности человека по форме строения черепа?

Выберите один ответ:

Укажите ученых, которые вели исследования в рамках дифференциальной психологии в России

Выберите один или несколько ответов:

Что из перечисленного является предметом дифференциальной психологии?

Выберите один ответ:

c. природа и источники индивидуально-психологических различий

Что предполагает вариационное исследование?

Выберите один ответ:

d. изучается только один признак у нескольких индивидов

Модуль 1. Тема 2. Методы дифференциальной психологии.

Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов?

Выберите один ответ:

b. метод контрольных близнецов

Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»?

Выберите один ответ:

Какой метод является вариантом биографического метода?

Выберите один ответ:

Кем были созданы методы, позволяющие оценить соотношения между различными характеристиками?

Выберите один или несколько ответов:

Кого в исследовании называют пробандом?

Выберите один ответ:

c. человек, ради которого составляется генеалогическое древо

О какой категории методов идет речь в следующей фразе: «они представляют собой модификацию применительно к психологической науки методов, которые используются и во многих других науках»?

Выберите один ответ:

Укажите, что из перечисленных методов относится к психогенетическим методам исследования.

Выберите один ответ:

d. близнецовый метод

Модуль 1. Тема 3. Индивид, индивидуальность. Личность в дифференциальной психологии.

«Системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности» – это …

Выберите один ответ:

Индивидный уровень свойств – это…

Выберите один ответ:

a. безличные предпосылки развития субъекта

Как называется система исследова¬тельских техник, созданных для выделения психологических характеристик, имеющих широкие индивидуальные различия?

Выберите один ответ:

Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности?

Выберите один или несколько ответов:

Кто из ученых ввел понятие интегральной индивидуальности?

Выберите один ответ:

На какие классы подразделяются индивидные свойства?

Выберите один или несколько ответов:

b. индивидно-субъективных свойств

d. индивидуально-личностных свойств

Укажите критерии личности

Выберите один или несколько ответов:

Модуль 2. Тема 4. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Темперамент.

Какие два основных компонента выделил В.Д. Небылицын в структуре темперамента?

Выберите один или несколько ответов:

Какие теории объяснения природы темперамента существуют?

Выберите один или несколько ответов:

Какие типы темперамента И.Кант отнёс к темпераментам действия?

Выберите один или несколько ответов:

Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними?

Выберите один ответ:

Кто из ученых пришел к выводу, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения?

Выберите один ответ:

Кто является автором «специальной теории индивидуальности»?

Выберите один ответ:

Что относят к характерным особенностям темперамента?

Выберите один или несколько ответов:

d. темпераментные особенности могут корректироваться

Модуль 2. Тема 5. Характер.

Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»?

Выберите один ответ:

Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»?

Выберите один ответ:

Кем из ученых был введен термин «акцентуация»?

Выберите один ответ:

О какой особенности характера идет речь: «нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим»?

Выберите один ответ:

О каком типе акцентуации идет речь: «Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели»?

Выберите один ответ:

С какими сторонами личности связан характер?

Выберите один или несколько ответов:

Укажите особенность характера

Выберите один ответ:

Модуль 2. Тема 6. Роль способностей и задатков в индивидуальных различиях.

Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это…

Выберите один ответ:

К какой категории теорий интеллекта относят теорию Ч. Спирмена?

Выберите один ответ:

Какие способности в наибольшей степени социально обусловлены?

Выберите один или несколько ответов:

Какое количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов, выявлено в работах последователей Терстона?

Выберите один ответ:

Общие способности непосредственно связаны (базируются) с …

Выберите один ответ:

b. врожденными задатками

Продолжите фразу: «Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как …»

Выберите один ответ:

c. в постоянном процессе развития

Что такое фактор g?

Выберите один ответ:

c. это интеллектуальные характеристики, которые определяются преимущественно общими способностями

Модуль 3. Тема 7. Формирование индивидуальных различий.

Вставьте пропущенное слово «Генотип-средовое …. всегда увеличивает популяционную дисперсию»

Выберите один ответ:

Какая из трех видов генотип-средовой корреляции в процессе взросления становится все менее и менее важной в детерминации поведения человека?

Выберите один ответ:

Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

a. новое образование

b. исчезновение характеристики

Методы, позволяющие оценить изменение абсолютных величин психологических показателей, проследить динамику процесса развития и сравнить динамику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида называются

Выберите один ответ:

b. описательные методы индивидуального анализа

Продолжите фразу: «Возраст достижения оптимума и возраст, при котором начинается снижение функционального уровня той или иной психологической характеристики…

Выберите один ответ:

b. имеют большие индивидуальные вариации

Укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий фенотипически похожих психологических характеристик (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

a. при анализе когнитивных стилей

Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды

Выберите один или несколько ответов:

Модуль 3. Тема 8. Индивидуальный стиль деятельности.

Как называется стиль общения, задаваемый культурой, в которой живет человек?

Выберите один ответ:

Какая особенность когнитивного стиля свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наиболее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи?

Выберите один ответ:

Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов

Выберите один ответ:

d. узкий-широкий диапазон эквивалентности

Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это …

Выберите один ответ:

a. индивидуальный стиль деятельности

Укажите исследователя, который исследовал особенности способов когнитивной деятельности у детей и выявил три уровня когнитивных стилей

Выберите один ответ:

Укажите те три теста, Индивидуальные различия в выполнении которых демонстрируют степень зависимости-независимости от зрительного поля (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

a. тест парной фигуры

Ядро индивидуального стиля составляют две категории: …

Выберите один ответ:

d. особенности, благоприятствующие успеху и особенности, противодействующие успеху

Модуль 3. Тема 9. Индивидуальные различия, обусловленные полом.

Какую особенность эмоциональной сферы девочек по сравнению с мальчиками отмечают исследователи, рассматривая эти особенности?

Выберите один ответ:

b. большую сензитивность

Кто из исследователей обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая?

Выберите один ответ:

Наука об инстинктивных основах поведения – это …

Выберите один ответ:

По каким из приведенных шкал опросника В.М. Русалова показатели у женщин выше? (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

Сколько было выделено устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем)?

Выберите один ответ:

Укажите автора нейроандрогенетической теории

Выберите один ответ:

Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

d. поведенческих отклонениях

Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий?

Выберите один ответ:

Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические?

Выберите один ответ:

Что предполагает вариационное исследование?

Выберите один ответ:

a. изучается только один признак у нескольких индивидов

Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»?

Выберите один ответ:

Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов?

Выберите один ответ:

a. метод контрольных близнецов

Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности?

Выберите один или несколько ответов:

a. стилевые характеристики поведения

Индивидный уровень свойств – это…

Выберите один ответ:

d. безличные предпосылки развития субъекта

Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними?

Выберите один ответ:

Какие теории объяснения природы темперамента существуют?

Выберите один или несколько ответов:

Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»?

Выберите один ответ:

Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»?

Выберите один ответ:

Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это…

Выберите один ответ:

Общие способности непосредственно связаны (базируются) с …

Выберите один ответ:

c. врожденными задатками

Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

b. новое образование

c. исчезновение характеристики

Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды

Выберите один или несколько ответов:

b. средовые условия не оказывают влияния на проявление генотипа

c. корреляции между средовыми и генотипическими факторами нет

Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это …

Выберите один ответ:

a. индивидуальный стиль деятельности

Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов

Выберите один ответ:

d. узкий-широкий диапазон эквивалентности

Наука об инстинктивных основах поведения – это …

Выберите один ответ:

Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор)

Выберите один или несколько ответов:

d. поведенческих отклонениях

Укажите автора нейроандрогенетической теории

Выберите один ответ:

d. Л. Эллис
какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестовперейти в каталог файлов

Источник

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Дата добавления: 2015-01-16 ; просмотров: 2260 ; Нарушение авторских прав

Двухфакторная теория интеллекта Спирмана. Первая работа, в ко­торой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внима­ние на то, что между разными интеллектуальными тестами существу­ют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того, чтобы понять при­чину этих корреляций, Спирцан разработал специальную статистичес­кую процедуру, позволяющую объединить коррелирующие показате­ли интеллекта и определить то минимальное количество интеллекту­альных характеристик, которое необходимо для того, чтобы объяснить связи между разными тестами. Эта процедура была, как мы уже упоми­нали, названа факторным анализом, различные модификации которо­го активно применяются в современной психологии.

В более поздней редакции этой теории, появившейся в середине 20-х годов, Спирман признал существование связей между некоторы­ми интеллектуальными тестами. Эти связи невозможно было объяснить

Первое предположение Спирмана, касающееся уровня энергии, труд­но рассматривать иначе, чем метафору. Второе же предположение ока­зывается более конкретным, определяет направление поиска психоло­гических характеристик и может быть использовано при решении во­проса о том, какие же характеристики являются существенными для понимания индивидуальных различий в интеллекте. Эти характерис­тики должны, во-первых, коррелировать между собой (поскольку они должны измерять общие способности, т.е. фактор g); во-вторых, они могут адресоваться к тем знаниям, которые имеет человек (поскольку знания человека свидетельствуют о его способности усваивать инфор­мацию); в-третьих, они должны быть связаны с решением логических задач (пониманием различных соотношений между объектами) и, в-чет­вертых, они должны быть связаны со способностью использовать име­ющийся опыт в незнакомой ситуации.

Наиболее адекватными для выделения таких психологических ха­рактеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском анало­гий. Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, яв­ляется тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора g. Одно из заданий этого теста представлено на рисунке 10.

Идеология двухфакторной теории интеллекта Спирмана использо­валась при создании ряда интеллектуальных тестов, в частности, при­меняющегося и в настоящее время теста Векслера. Однако уже с конца 20-х годов появляются работы, в которых высказываются сомнения в универсальности фактора g для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях, а в конце 30-х годов существование вза­имонезависимых факторов интеллекта экспериментально доказывается.78

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

Рис. 10. Пример задания из текста Равена

Первичные умственные способности. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона „Первичные умственные способности», в ко­торой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, ди­агностирующих разные интеллектуальные характеристики. На осно­вании этой факторизации Терстон выделил 12 независимых факторов. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были про­ведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В ре­зультате Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере су­ществует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. Названия этих факторов и интерпретация их содержания представле­ны в таблице 9.

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов
Название и содержание факторов интеллекта Терстона
Таким образом, структура интеллекта по Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различи­ях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характе­ристиках. В работах последователей Терстона количество факторов, получае­мых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до

Буквенное обозначение и название фактора

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестовСловесное понимание

Операции с числами

Понимание значения слов

Умение быстро оперировать со словесным материалом

Способность быстро считать

Способность запоминать словесные стимулы

Способность быстро замечать сходство и различие в стимульных объектах

Способность находить общие правила в структуре анализируемого материала

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестовМетоды диагностики

Словарные тексты (понимание слов, подбор синонимов и антонимов) Словесные аналогии Завершение предложений

с определенной буквы)

Скорость решения арифметических задач

Тесты на вращение в двухмерном и трехмер­ном пространстве

Тест парных ассоциаций

Тесты на сравнение разных объектов Чтение зеркального отражения текста

Продолжение цифровых и буквенных последова­тельностей

19 (например, Pawlik К., 1966). Но, как выяснилось, это был далеко не

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи. От него мо­жет потребоваться понимание той информации, которая ему предъяв­ляется, ее запоминание, поиск правильного ответа (конвергентная про­дукция), нахождение не одного, а многих ответов, одинаково соответ­ствующих имеющейся у него информации (дивергентная продукция), и оценивание ситуации в терминах правильный-неправильный, хоро­ший-плохой.

Содержание определяется формой подачи информации. Ин­формация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. пред­ставленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необ­ходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Результаты- то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек мо­жет также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежжащую в их основе). Он может также преоб­разовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давал­ся исходный материал. Наконец, он может выйти за рамки той инфор­мации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу.

Для каждого кубика (каждой интеллектуальной характеристики) могут быть, как считает Гилфорд, созданы тесты, которые позволят

Содержание Зрительное Акустическое Символическое Семантическое Поведенческое
Результаты

Единицы Классы Отношения Системы Преобразования Значение

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестовОперации Понимание Память

Конвергентная продукция Дивергентная продукция Оценивание Рис. 11. Модель структуры интеллекта Гилфорда

эту характеристику диагностировать. Например, решение словесных аналогий требует понимания словесного (семантического) материала и установления логических связей (взаимоотношений) между объекта­ми. Определение, что неправильно изображено на картинке (рис. 12), требует системного анализа материала, представленного в зрительной форме, и его оценки.

Проводя почти 40 лет факторно-аналитические исследования, Гил­форд создал тесты для диагностики двух третей теоретически опреде­ленных им интеллектуальных характеристик и показал, что можно выделить, как минимум, 105 независимых факторов (Guilford J.P.,1982). Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подверга­ется сомнению, а сама идея Гилфорда о существовании 150 отдельных,

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

Рис. 12. Пример задания одного из тестов Гилфорда

не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встре­чает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индиви­дуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интел­лектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет со­бой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные харак­теристики интеллекта.

Возможность сделать это виделась многими исследователями в на­хождении таких интеллектуальных характеристик, которые бы пред­ставляли собой промежуточный уровень между общим фактором (фак­тором g) и отдельными рядоположенными характеристиками (такими, как те, которые выделяли Терстон и Гилфорд).

Иерархические модели интеллекта. К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллек­туальные характеристики как иерархически организованные структуры.

В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоре­тическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и мо­торные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами вы­работки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик.

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

основные групповые факторы, второстепенные групповые факторы и] специфические факторы (см.рис. 13).

Рис. 13. Иерархическая модель интеллекта Вернона

Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел (Cattell R., 1957,1971). Кэттел и его коллеги предположили, что] отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности

Впоследствии, при продолжении исследований, Кэттелом и его кол­легами, было обнаружено, что число вторичных, широких факторов, не сводится к двум. Есть основания, кроме флюидного и кристаллизо­ванного интеллекта, для выделения еще 6 вторичных факторов. Они объединяют меньшее количество первичных умственных способностей, чем флюидный и кристаллизованный интеллект, но, тем не менее, яв­ляются более общими, чем первичные умственные способности. К чис­лу этих факторов относятся способность обработки зрительной инфор­мации, способность обработки акустической информации, кратковре­менная память, долговременная память, математические способности и скорость выполнения интеллектуальных тестов.

Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились умень­шить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые

постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее об­щими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способ­ностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, ко­торые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами.

2. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Возрождение идеи измерения интеллекта с помощью разновиднос­тей времени реакции связано с интересом к компонентам интеллекту­альной деятельности и, забегая вперед, можно сказать, что результат современной проверки этой идеи мало отличается от того, который

Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказывают­ся очень слабыми. Иначе говоря, скоростные параметры никак не мо­гут быть использованы для диагностики интеллекта, и только неболь­шая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельнос­ти может быть объяснена влиянием скорости обработки информации.

Но компоненты интеллектуальной деятельности не сводятся только к скоростным коррелятам умственной деятельности. Примером ка­чественного анализа интеллектуальной деятельности является ком­понентная теория интеллекта, которая будет рассмотрена в следую­щем разделе.

какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов

3. ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТОВ

Рис. 14. Теория тройственного интеллекта Стернберга

В компонентном интеллекте Стернберг выделяет три вида процес­сов или компонентов (Sternberg R., 1985). Исполнительские компонен­ты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговре­менной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объек­тов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпо-! ненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуа- j ций. Как показали исследования Стернберга, успешность решения ин­теллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности исполь­зуемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затрата­ми времени.

Для диагностики компонентного и эмпирического интеллекта Стер­нберг использует стандартные интеллектуальные тесты, т.е. теория тройственного интеллекта не вводит совершенно новых показателей для определения двух типов интеллекта, а предоставляет новое объяс­нение для показателей, использующихся в психометрических теориях.

Поскольку ситуативный интеллект не измеряется в психометричес­ких теориях, то для его диагностики Стернберг разработал свои тесты. Они основаны на разрешении разных практических ситуаций и оказа­лись достаточно удачны. Успешность их выполнения, например, зна­чимо коррелирует с уровнем заработной платы, т.е. с показателем, сви­детельствующим об умении разрешать реальные жизненные проблемы.

Иерархия интеллектов. Английский психолог Ганс Айзенк выделя­ет следующую иерархию типов интеллекта: биологический-психомет­рический-социальный.

Биологический интеллект, измеренный с помощью времени реакции и психофизиологических показателей и детерминируемый, как пред­полагает Айзенк (Eysenck, 1986), генотипом и биохимическими и физи­ологическими закономерностями, определяет в значительной степени «психометрический» интеллект, т.е. тот, который мы измеряем с по­мощью тестов IQ. Но IQ (или психометрический интеллект) испытыва-

Показатели интеллекта, которые использует Айзенк, представляют собой стандартные процедуры оценки времени реакции, психофизио­логические показатели, связанные с диагностикой мозговой ритмики, и психометрические показатели интеллекта. Для определения социаль­ного интеллекта никаких новых характеристик Айзенком не предлага­ется, поскольку цели его исследования ограничены диагностикой био­логического интеллекта.

Используя традиционное интеллектуальное тестирование, данные о различных мозговых патологиях и межкультурный анализ, Гарднер пришел к выводу, что выделенные им интеллекты являются относитель­но независимыми друг от друга.

Основным аргументом для отнесения музыкальных, кинестетичес­ких и личностных особенностей именно к интеллектуальной сфере Гар­днер считает то, что эти особенности в большей степени, чем традици­онный интеллект, определяли поведение человека с момента зарожде­ния цивилизации, больше ценились на заре человеческой истории и ДО сих пор в некоторых культурах в большей степени определяют статус человека, чем, например, логическое мышление.

Теория Гарднера вызвала большую дискуссию. Нельзя сказать, что его аргументы убедили в том, что интеллектуальную сферу имеет смысЯ

трактовать так широко, как это делает он. Однако сама идея исследо­вать интеллект в более широком контексте рассматривается в настоя­щее время как весьма перспективная: с ней связывается возможность повышения надежности долговременных предсказаний.

История поиска и выделения характеристик, наиболее отчетливо демонстрирующих различия между людьми в интеллектуальной сфере, представляет собой постоянное, появление все новых и новых характе­ристик, связанных с интеллектуальной деятельностью. Попытки свес­ти их к более или менее обозримому числу интеллектуальных парамет­ров оказались наиболее эффективными в психометрической традиции исследования интеллекта. Используя факторно-аналитические техни­ки и ориентируясь преимущественно на вторичные факторы, исследо­ватели выделяют основные интеллектуальные параметры, число кото­рых не выходит за пределы одного десятка и которые являются опреде­ляющими для индивидуальных различий в самых разных интеллекту­альных характеристиках.

Исследования структуры интеллекта, проводящиеся в когнитивной теории, связаны с поиском коррелятов интеллектуальной деятельнос­ти и выделяют, как правило, скоростные параметры решения сравни­тельно простых проблемных ситуаций. Данные о связи скоростных ха­рактеристик с показателями интеллекта являются на сегодняшний день довольно противоречивыми и способны объяснить лишь небольшую долю индивидуальных различий.

Исследования интеллекта, ведущиеся в последнее десятилетие, не связаны непосредственно с поиском новых интеллектуальных парамет­ров. Их целью является расширение представлений об интеллектуаль­ной сфере и включение в нее нетрадиционных для исследования интел­лекта представлений. В частности, кроме обычных психометрических показателей интеллекта, все теории множественного интеллекта рас­сматривают также и социальный интеллект, т.е. способность эффектив- Но разрешать реальные жизненные проблемы.

ГЛАВА 5 ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ

Анализ особенностей личностной сферы, представленный в данной главе, ограничен материалом, полученным в контексте теории черт, т.Я здесь будут описаны результаты только тех исследований личности, которые были выполнены непосредственно в рамках изучения индиви­дуальных различии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *