какое количество факторов получаемых при факторизации интеллектуальных тестов
Психометрические теории интеллекта
Наиболее адекватными для выделения таких психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Пример такого задания изображен на рисунке 2.
Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч. Спирмана [1] использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов. Однако уже с конца 20-х годов появляются работы, в которых высказываются сомнения в универсальности фактора g для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях, а в конце 30-х годов существование взаимонезависимых факторов интеллекта экспериментально доказывается.
Рисунок 2. Пример задания из текста Дж. Равенна
Теория первичных умственных способностей. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона «Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Л. Терстон выделил 12 независимых факторов [2]. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Л. Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. Названия этих факторов и интерпретация их содержания представлены в таблице 1.
Таблица 1. Независимые интеллектуальные факторы
Таким образом, структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.
В работах последователей Л. Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел.
Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).
Информация по теме:
Модуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука
Название | Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука |
Дата | 09.03.2020 |
Размер | 476.73 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Модуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны |
Тип | Документы #67553 |
Каталог |
Часть 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль 1. Тема 1.Дифференциальная психология как наука. Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические? Выберите один ответ: Какая работа была опубликована В.Штерном в 1900 году? Выберите один ответ: b. «Психология индивидуальных различий» Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий? Выберите один ответ: Представители какой науки стремились определять особенности человека по форме строения черепа? Выберите один ответ: Укажите ученых, которые вели исследования в рамках дифференциальной психологии в России Выберите один или несколько ответов: Что из перечисленного является предметом дифференциальной психологии? Выберите один ответ: c. природа и источники индивидуально-психологических различий Что предполагает вариационное исследование? Выберите один ответ: d. изучается только один признак у нескольких индивидов Модуль 1. Тема 2. Методы дифференциальной психологии. Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов? Выберите один ответ: b. метод контрольных близнецов Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»? Выберите один ответ: Какой метод является вариантом биографического метода? Выберите один ответ: Кем были созданы методы, позволяющие оценить соотношения между различными характеристиками? Выберите один или несколько ответов: Кого в исследовании называют пробандом? Выберите один ответ: c. человек, ради которого составляется генеалогическое древо О какой категории методов идет речь в следующей фразе: «они представляют собой модификацию применительно к психологической науки методов, которые используются и во многих других науках»? Выберите один ответ: Укажите, что из перечисленных методов относится к психогенетическим методам исследования. Выберите один ответ: d. близнецовый метод Модуль 1. Тема 3. Индивид, индивидуальность. Личность в дифференциальной психологии. «Системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности» – это … Выберите один ответ: Индивидный уровень свойств – это… Выберите один ответ: a. безличные предпосылки развития субъекта Как называется система исследова¬тельских техник, созданных для выделения психологических характеристик, имеющих широкие индивидуальные различия? Выберите один ответ: Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности? Выберите один или несколько ответов: Кто из ученых ввел понятие интегральной индивидуальности? Выберите один ответ: На какие классы подразделяются индивидные свойства? Выберите один или несколько ответов: b. индивидно-субъективных свойств d. индивидуально-личностных свойств Укажите критерии личности Выберите один или несколько ответов: Модуль 2. Тема 4. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Темперамент. Какие два основных компонента выделил В.Д. Небылицын в структуре темперамента? Выберите один или несколько ответов: Какие теории объяснения природы темперамента существуют? Выберите один или несколько ответов: Какие типы темперамента И.Кант отнёс к темпераментам действия? Выберите один или несколько ответов: Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними? Выберите один ответ: Кто из ученых пришел к выводу, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения? Выберите один ответ: Кто является автором «специальной теории индивидуальности»? Выберите один ответ: Что относят к характерным особенностям темперамента? Выберите один или несколько ответов: d. темпераментные особенности могут корректироваться Модуль 2. Тема 5. Характер. Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»? Выберите один ответ: Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»? Выберите один ответ: Кем из ученых был введен термин «акцентуация»? Выберите один ответ: О какой особенности характера идет речь: «нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим»? Выберите один ответ: О каком типе акцентуации идет речь: «Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели»? Выберите один ответ: С какими сторонами личности связан характер? Выберите один или несколько ответов: Укажите особенность характера Выберите один ответ: Модуль 2. Тема 6. Роль способностей и задатков в индивидуальных различиях. Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это… Выберите один ответ: К какой категории теорий интеллекта относят теорию Ч. Спирмена? Выберите один ответ: Какие способности в наибольшей степени социально обусловлены? Выберите один или несколько ответов: Какое количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов, выявлено в работах последователей Терстона? Выберите один ответ: Общие способности непосредственно связаны (базируются) с … Выберите один ответ: b. врожденными задатками Продолжите фразу: «Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как …» Выберите один ответ: c. в постоянном процессе развития Что такое фактор g? Выберите один ответ: c. это интеллектуальные характеристики, которые определяются преимущественно общими способностями Модуль 3. Тема 7. Формирование индивидуальных различий. Вставьте пропущенное слово «Генотип-средовое …. всегда увеличивает популяционную дисперсию» Выберите один ответ: Какая из трех видов генотип-средовой корреляции в процессе взросления становится все менее и менее важной в детерминации поведения человека? Выберите один ответ: Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. новое образование b. исчезновение характеристики Методы, позволяющие оценить изменение абсолютных величин психологических показателей, проследить динамику процесса развития и сравнить динамику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида называются Выберите один ответ: b. описательные методы индивидуального анализа Продолжите фразу: «Возраст достижения оптимума и возраст, при котором начинается снижение функционального уровня той или иной психологической характеристики… Выберите один ответ: b. имеют большие индивидуальные вариации Укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий фенотипически похожих психологических характеристик (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. при анализе когнитивных стилей Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды Выберите один или несколько ответов: Модуль 3. Тема 8. Индивидуальный стиль деятельности. Как называется стиль общения, задаваемый культурой, в которой живет человек? Выберите один ответ: Какая особенность когнитивного стиля свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наиболее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи? Выберите один ответ: Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов Выберите один ответ: d. узкий-широкий диапазон эквивалентности Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это … Выберите один ответ: a. индивидуальный стиль деятельности Укажите исследователя, который исследовал особенности способов когнитивной деятельности у детей и выявил три уровня когнитивных стилей Выберите один ответ: Укажите те три теста, Индивидуальные различия в выполнении которых демонстрируют степень зависимости-независимости от зрительного поля (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. тест парной фигуры Ядро индивидуального стиля составляют две категории: … Выберите один ответ: d. особенности, благоприятствующие успеху и особенности, противодействующие успеху Модуль 3. Тема 9. Индивидуальные различия, обусловленные полом. Какую особенность эмоциональной сферы девочек по сравнению с мальчиками отмечают исследователи, рассматривая эти особенности? Выберите один ответ: b. большую сензитивность Кто из исследователей обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая? Выберите один ответ: Наука об инстинктивных основах поведения – это … Выберите один ответ: По каким из приведенных шкал опросника В.М. Русалова показатели у женщин выше? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: Сколько было выделено устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем)? Выберите один ответ: Укажите автора нейроандрогенетической теории Выберите один ответ: Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: d. поведенческих отклонениях Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий? Выберите один ответ: Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические? Выберите один ответ: Что предполагает вариационное исследование? Выберите один ответ: a. изучается только один признак у нескольких индивидов Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»? Выберите один ответ: Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов? Выберите один ответ: a. метод контрольных близнецов Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности? Выберите один или несколько ответов: a. стилевые характеристики поведения Индивидный уровень свойств – это… Выберите один ответ: d. безличные предпосылки развития субъекта Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними? Выберите один ответ: Какие теории объяснения природы темперамента существуют? Выберите один или несколько ответов: Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»? Выберите один ответ: Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»? Выберите один ответ: Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это… Выберите один ответ: Общие способности непосредственно связаны (базируются) с … Выберите один ответ: c. врожденными задатками Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: b. новое образование c. исчезновение характеристики Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды Выберите один или несколько ответов: b. средовые условия не оказывают влияния на проявление генотипа c. корреляции между средовыми и генотипическими факторами нет Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это … Выберите один ответ: a. индивидуальный стиль деятельности Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов Выберите один ответ: d. узкий-широкий диапазон эквивалентности Наука об инстинктивных основах поведения – это … Выберите один ответ: Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: d. поведенческих отклонениях Укажите автора нейроандрогенетической теории Выберите один ответ: d. Л. Эллис ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТАДата добавления: 2015-01-16 ; просмотров: 2260 ; Нарушение авторских прав Двухфакторная теория интеллекта Спирмана. Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того, чтобы понять причину этих корреляций, Спирцан разработал специальную статистическую процедуру, позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для того, чтобы объяснить связи между разными тестами. Эта процедура была, как мы уже упоминали, названа факторным анализом, различные модификации которого активно применяются в современной психологии. В более поздней редакции этой теории, появившейся в середине 20-х годов, Спирман признал существование связей между некоторыми интеллектуальными тестами. Эти связи невозможно было объяснить Первое предположение Спирмана, касающееся уровня энергии, трудно рассматривать иначе, чем метафору. Второе же предположение оказывается более конкретным, определяет направление поиска психологических характеристик и может быть использовано при решении вопроса о том, какие же характеристики являются существенными для понимания индивидуальных различий в интеллекте. Эти характеристики должны, во-первых, коррелировать между собой (поскольку они должны измерять общие способности, т.е. фактор g); во-вторых, они могут адресоваться к тем знаниям, которые имеет человек (поскольку знания человека свидетельствуют о его способности усваивать информацию); в-третьих, они должны быть связаны с решением логических задач (пониманием различных соотношений между объектами) и, в-четвертых, они должны быть связаны со способностью использовать имеющийся опыт в незнакомой ситуации. Наиболее адекватными для выделения таких психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, является тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора g. Одно из заданий этого теста представлено на рисунке 10. Идеология двухфакторной теории интеллекта Спирмана использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов, в частности, применяющегося и в настоящее время теста Векслера. Однако уже с конца 20-х годов появляются работы, в которых высказываются сомнения в универсальности фактора g для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях, а в конце 30-х годов существование взаимонезависимых факторов интеллекта экспериментально доказывается.78 Рис. 10. Пример задания из текста Равена Первичные умственные способности. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона „Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Терстон выделил 12 независимых факторов. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. Названия этих факторов и интерпретация их содержания представлены в таблице 9.
Буквенное обозначение и название фактора Словесное понимание Операции с числами Понимание значения слов Умение быстро оперировать со словесным материалом Способность быстро считать Способность запоминать словесные стимулы Способность быстро замечать сходство и различие в стимульных объектах Способность находить общие правила в структуре анализируемого материала Методы диагностики Словарные тексты (понимание слов, подбор синонимов и антонимов) Словесные аналогии Завершение предложений с определенной буквы) Скорость решения арифметических задач Тесты на вращение в двухмерном и трехмерном пространстве Тест парных ассоциаций Тесты на сравнение разных объектов Чтение зеркального отражения текста Продолжение цифровых и буквенных последовательностей 19 (например, Pawlik К., 1966). Но, как выяснилось, это был далеко не Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи. От него может потребоваться понимание той информации, которая ему предъявляется, ее запоминание, поиск правильного ответа (конвергентная продукция), нахождение не одного, а многих ответов, одинаково соответствующих имеющейся у него информации (дивергентная продукция), и оценивание ситуации в терминах правильный-неправильный, хороший-плохой. Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (т.е. представленный в словесной форме) и поведенческий (т.е. обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих). Результаты- то, к чему в итоге приходит человек, решающий интеллектуальную задачу, могут быть представлены в виде единичных ответов, в виде классов или групп ответов. Решая задачу, человек может также найти соотношение между разными объектами или понять их структуру (систему, лежжащую в их основе). Он может также преобразовать конечный результат своей интеллектуальной деятельности и выразить его совершенно в другой форме, нежели та, в которой давался исходный материал. Наконец, он может выйти за рамки той информации, которая ему дана в тестовом материале, и найти значение или скрытый смысл, лежащий в основе этой информации, что и приведет его к правильному ответу. Для каждого кубика (каждой интеллектуальной характеристики) могут быть, как считает Гилфорд, созданы тесты, которые позволят
Операции Понимание Память Конвергентная продукция Дивергентная продукция Оценивание Рис. 11. Модель структуры интеллекта Гилфорда эту характеристику диагностировать. Например, решение словесных аналогий требует понимания словесного (семантического) материала и установления логических связей (взаимоотношений) между объектами. Определение, что неправильно изображено на картинке (рис. 12), требует системного анализа материала, представленного в зрительной форме, и его оценки. Проводя почти 40 лет факторно-аналитические исследования, Гилфорд создал тесты для диагностики двух третей теоретически определенных им интеллектуальных характеристик и показал, что можно выделить, как минимум, 105 независимых факторов (Guilford J.P.,1982). Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Гилфорда о существовании 150 отдельных, Рис. 12. Пример задания одного из тестов Гилфорда не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта. Возможность сделать это виделась многими исследователями в нахождении таких интеллектуальных характеристик, которые бы представляли собой промежуточный уровень между общим фактором (фактором g) и отдельными рядоположенными характеристиками (такими, как те, которые выделяли Терстон и Гилфорд). Иерархические модели интеллекта. К началу 50-х годов появляются работы, в которых предлагается рассматривать различные интеллектуальные характеристики как иерархически организованные структуры. В 1949 г. английский исследователь Сирил Берт опубликовал теоретическую схему, согласно которой в структуре интеллекта существует 5 уровней. Низший уровень образуют элементарные сенсорные и моторные процессы. Более общим (вторым) уровнем являются перцепция и моторная координация. Третий уровень представлен процессами выработки навыков и памятью. Еще более общим уровнем (четвертым) являются процессы, связанные с логическим обобщением. Наконец, пятый уровень образует общий фактор интеллекта (g). Схема Берта, практически, не получила экспериментальной проверки, но это была первая попытка создать иерархическую структуру интеллектуальных характеристик. основные групповые факторы, второстепенные групповые факторы и] специфические факторы (см.рис. 13).
Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американский исследователь Раймонд Кэттел (Cattell R., 1957,1971). Кэттел и его коллеги предположили, что] отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Впоследствии, при продолжении исследований, Кэттелом и его коллегами, было обнаружено, что число вторичных, широких факторов, не сводится к двум. Есть основания, кроме флюидного и кристаллизованного интеллекта, для выделения еще 6 вторичных факторов. Они объединяют меньшее количество первичных умственных способностей, чем флюидный и кристаллизованный интеллект, но, тем не менее, являются более общими, чем первичные умственные способности. К числу этих факторов относятся способность обработки зрительной информации, способность обработки акустической информации, кратковременная память, долговременная память, математические способности и скорость выполнения интеллектуальных тестов. Подводя итоги работам, в которых предлагались иерархические структуры интеллекта, можно сказать, что их авторы стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, которые постоянно появляются при исследовании интеллектуальной сферы. Они пытались выделить вторичные факторы, которые являются менее общими, чем фактор g, но более общими, чем разные интеллектуальные характеристики, относящиеся к уровню первичных умственных способностей. Предлагаемые методы исследования индивидуальных различий в интеллектуальной сфере представляют собой тестовые батареи, которые диагностируют психологические характеристики, описываемые именно этими вторичными факторами. 2. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА Возрождение идеи измерения интеллекта с помощью разновидностей времени реакции связано с интересом к компонентам интеллектуальной деятельности и, забегая вперед, можно сказать, что результат современной проверки этой идеи мало отличается от того, который Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказываются очень слабыми. Иначе говоря, скоростные параметры никак не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только небольшая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации. Но компоненты интеллектуальной деятельности не сводятся только к скоростным коррелятам умственной деятельности. Примером качественного анализа интеллектуальной деятельности является компонентная теория интеллекта, которая будет рассмотрена в следующем разделе. 3. ТЕОРИИ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТОВ
В компонентном интеллекте Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов (Sternberg R., 1985). Исполнительские компоненты представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; они связаны также со счетом и со сравнением объектов. Компоненты, связанные с приобретением знаний, обусловливают процессы получения новой информации и ее сохранения. Метакомпо-! ненты контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуа- j ций. Как показали исследования Стернберга, успешность решения интеллектуальных задач зависит, прежде всего, от адекватности используемых компонентов, а не от скорости обработки информации. Часто более успешное решение оказывается связанным с большими затратами времени. Для диагностики компонентного и эмпирического интеллекта Стернберг использует стандартные интеллектуальные тесты, т.е. теория тройственного интеллекта не вводит совершенно новых показателей для определения двух типов интеллекта, а предоставляет новое объяснение для показателей, использующихся в психометрических теориях. Поскольку ситуативный интеллект не измеряется в психометрических теориях, то для его диагностики Стернберг разработал свои тесты. Они основаны на разрешении разных практических ситуаций и оказались достаточно удачны. Успешность их выполнения, например, значимо коррелирует с уровнем заработной платы, т.е. с показателем, свидетельствующим об умении разрешать реальные жизненные проблемы. Иерархия интеллектов. Английский психолог Ганс Айзенк выделяет следующую иерархию типов интеллекта: биологический-психометрический-социальный. Биологический интеллект, измеренный с помощью времени реакции и психофизиологических показателей и детерминируемый, как предполагает Айзенк (Eysenck, 1986), генотипом и биохимическими и физиологическими закономерностями, определяет в значительной степени «психометрический» интеллект, т.е. тот, который мы измеряем с помощью тестов IQ. Но IQ (или психометрический интеллект) испытыва- Показатели интеллекта, которые использует Айзенк, представляют собой стандартные процедуры оценки времени реакции, психофизиологические показатели, связанные с диагностикой мозговой ритмики, и психометрические показатели интеллекта. Для определения социального интеллекта никаких новых характеристик Айзенком не предлагается, поскольку цели его исследования ограничены диагностикой биологического интеллекта. Используя традиционное интеллектуальное тестирование, данные о различных мозговых патологиях и межкультурный анализ, Гарднер пришел к выводу, что выделенные им интеллекты являются относительно независимыми друг от друга. Основным аргументом для отнесения музыкальных, кинестетических и личностных особенностей именно к интеллектуальной сфере Гарднер считает то, что эти особенности в большей степени, чем традиционный интеллект, определяли поведение человека с момента зарождения цивилизации, больше ценились на заре человеческой истории и ДО сих пор в некоторых культурах в большей степени определяют статус человека, чем, например, логическое мышление. Теория Гарднера вызвала большую дискуссию. Нельзя сказать, что его аргументы убедили в том, что интеллектуальную сферу имеет смысЯ трактовать так широко, как это делает он. Однако сама идея исследовать интеллект в более широком контексте рассматривается в настоящее время как весьма перспективная: с ней связывается возможность повышения надежности долговременных предсказаний. История поиска и выделения характеристик, наиболее отчетливо демонстрирующих различия между людьми в интеллектуальной сфере, представляет собой постоянное, появление все новых и новых характеристик, связанных с интеллектуальной деятельностью. Попытки свести их к более или менее обозримому числу интеллектуальных параметров оказались наиболее эффективными в психометрической традиции исследования интеллекта. Используя факторно-аналитические техники и ориентируясь преимущественно на вторичные факторы, исследователи выделяют основные интеллектуальные параметры, число которых не выходит за пределы одного десятка и которые являются определяющими для индивидуальных различий в самых разных интеллектуальных характеристиках. Исследования структуры интеллекта, проводящиеся в когнитивной теории, связаны с поиском коррелятов интеллектуальной деятельности и выделяют, как правило, скоростные параметры решения сравнительно простых проблемных ситуаций. Данные о связи скоростных характеристик с показателями интеллекта являются на сегодняшний день довольно противоречивыми и способны объяснить лишь небольшую долю индивидуальных различий. Исследования интеллекта, ведущиеся в последнее десятилетие, не связаны непосредственно с поиском новых интеллектуальных параметров. Их целью является расширение представлений об интеллектуальной сфере и включение в нее нетрадиционных для исследования интеллекта представлений. В частности, кроме обычных психометрических показателей интеллекта, все теории множественного интеллекта рассматривают также и социальный интеллект, т.е. способность эффектив- Но разрешать реальные жизненные проблемы. ГЛАВА 5 ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ Анализ особенностей личностной сферы, представленный в данной главе, ограничен материалом, полученным в контексте теории черт, т.Я здесь будут описаны результаты только тех исследований личности, которые были выполнены непосредственно в рамках изучения индивидуальных различии.
|