какое количество дактилем при показе сопровождается движением

«Дактильная форма речи»

Дактильная форма речи

С. А. Зыков выдвинул дактильную форму в качестве исходной формы словесной речи при обучении неслышащих школьников языку. При этом он указывал на роль речевых кинестезий, на роль двигательного компонента в речевом развитии неслышащего ребенка.

На основании этого множества было предполагать, что в овладении языком играет существенную роль не только артикуляция, но и ручная (пальцевая) азбука, или дактилология.

Вопрос о дактилологии был поднят еще на совещании 1938г. ; дактилология была введена в школьные программы в послевоенное время и занимала второстепенное место, играла вспомогательную роль. В это же время под руководством С. А. Зыкова и А. Ф. Понгильской велась экспериментальная работа в базовых и прикрепленных школах для неслышащих.

Важную роль в формировании устной речи играет дактилология, в основе которой лежит та же звуко-буквенная система, что и в алфавите. Использование дактильной речи совместно с устной позволяет неслышащим учащимся быстрее овладеть звуко-буквенным составом слов и, кроме того, служит важным средством для обогащения словаря, усвоения структурных элементов грамматического строя языка и в целом для организации первоначального общения. В этой связи является важным определением того, когда, на каком этапе и в каком качестве следует использовать, дактильную речь.

Прежде всего дактильная речь всегда должна рассматриваться в соотношении с устной речью, по отношению к которой она является вспомога-

вспомогательным средством, призванным ускорить и облегчить формирование усной речи. Дактильную форму речи используют в качестг вспомогательного средства на первоночальном этапе обучения неслышащих

тельным средством, призванным ускорить и облегчить формирование устной речи. Дактильную форму речи используют в качестве вспомогательного средства на первоначальном этапе обучения неслышащих детей словесной речи. Дети гораздо легче овладевают дактилированием, чем произношением и письмом. По имеющимся данным, у детей 2-х лет этот процесс иногда занимает 5-6 месяцев (Н. А. Морева, 1964); глухие дошкольники 3-х лет овладевают умением дактилировать в период от двух недель до двух месяцев (Б. Д. Корсунская, 1969).

Некоторые сурдопедагоги (П. Д. Енько. 1907, И. А. Соколянский. 1940) считали, что даже при высокоразвитой технике дактилирования оно не может достигнуть темпа устной речи. Другие же авторы (Ф. И. Флери,1835, А В. Ярмоленко,1961) полагали, что при длительной практике скорость дактилирования может равняться быстроте устной речи.

Были проведены специальные научные исследования (М-Ф. Титовой, посвященные усвоению неслышащими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи. Результат исследований показал, что, наряду с множеством положительных сторон дактильной речи, эта речь оказывает и известное отрицательное влияние на устную речь. Прежде всего это происходит потому, что слово, воспроизведенное в дактильной форме, несколько отличается от артикуляционного слова (ритмический рисунок слова). «Дактильное воспроизведение слова соответствует его буквенному выражению Дактилирование не передает вариантивности фонетики проявляющейся в детском слове” (М. Ф. Титова. 1963). Поэтому, несмотря на все достоинства дактильной формы речи, следует все таки не злоупотреблять ею в процессе обучения произношению, особенно при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Ha. ранних этапах обучения (подготовительный класс) методически наиболее целесообразным является использование учителем устно- дактильной формы речи с применением письменной речи (отдельных слов написанных на плакатиках).Учащиеся воспринимают речь учителя зрительно: чтение дактилем с руки, чтение с губ, глобальное чтение написанных слов,овладение путем подражания дактильными знаками усвоения произносительной стороны устной речи происходит в процессе одновременного дактилирования и проговаривания всего словесного материала, который функционирует в речи учителя и в ответах учащихся.

При этом в полной мере на первых порах используется в устной речи учащихся сокращенная система фонем, т. е. временное приближенное произношение отдельных звуков (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Использование глобального, а затем расчлененного, основанного на овладении навыками чтения, восприятия написанных образцов способствует четкости и устойчивости в усвоении воспринимаемого речевого материала.

По мере развития слухового восприятия и совершенствования навыков чтения с губ учитель обращается к учащимся устно, используя только при затруднениях в общении дактильную форму речи.

Устная речь неслышащих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут то и должна прийти на помощь дактильная речь. Так утверждали Б. Д. Корсунская создатель системы формирования речи у дошкольников, и С А,Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы обучения языку неслышащих учащихся.

Действующая в нашей стране система обучения неслышащих детей получила название коммуникационной: еёреализация предполагает такую к: организацию педагогического процесса, при которой дети овладевают языком непосредственно в процессе общения.

С. А. Зыков, разработавший теоретические основы коммуникационной системы, выдвигая дактильную речь, как исходную в процессе обучения языку,таким образом аргументирует свой подход:

1. Дактильная речь легко воспринимается, ребёнок видит каждый элемент слова

2. Она полностью контролируется самим говоряищм. Неслышаший может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем.

3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки, благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.

4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.

5. Дактильная речь помогает овладеть членораздельной речью, её грамматическим строем, словарным составом.

6. Эта форма речи обеспечивает неслышащему ребёнку на ранних этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.

Основные идеи С. А. Зыкова, а также результаты исследований его преемников нашли отражение в содержании и методах обучения, в принятых в наши дни программах специальных общеобразовательных школ для неслышащих детей.

Отсюда вытекают выводы:

1.В современной зарубежной сурдопедагогике развиваются различные подходы: от полного отказа использовать дактильную и жестовую речь («оральное» направление) до признания жестовой речи равноправным («тотальная коммуникация») и даже исходным («билингвистический подход») средством обучения. Однако, пока отсутствуют строгие доказательства, на основании которых можно было бы судить о существенных преимуществах одной педагогической системы перед другой, требуется дальнейшее изучение всех аспектов этой сложной проблемы.

1. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. Москва”Просвещение”,1991.

3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих детей речи.

4. Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников.

Источник

Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования

какое количество дактилем при показе сопровождается движением какое количество дактилем при показе сопровождается движением какое количество дактилем при показе сопровождается движением какое количество дактилем при показе сопровождается движением

какое количество дактилем при показе сопровождается движением

какое количество дактилем при показе сопровождается движением

Дактильная речь –своеобразная кинетическая форма словесной речи, построен­ная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.

Структура дактильной речи.

Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.

Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.

Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)[10]:

По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).

По способу образования – копирующие, вариантные.

По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.

Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.

Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.

— Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична уст­ной речи, так как основная ее функция – служить непосред­ственному общению глухих.

— Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письмен­ной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;

— Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.

— Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.

— Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.

— Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.

На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.

Функции дактильной речи.

— Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.

— В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.

— В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.

Источник

Какое количество дактилем при показе сопровождается движением

какое количество дактилем при показе сопровождается движениемкакое количество дактилем при показе сопровождается движениемкакое количество дактилем при показе сопровождается движениемкакое количество дактилем при показе сопровождается движениемкакое количество дактилем при показе сопровождается движением

4. Как разговаривают при помощи дактилологии? Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности

В русской дактильной азбуке (как, впрочем, и во многих других дактильных алфавитах) дактилемы воспроизводят буквы. Поэтому, естественно, общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной формы речи, иначе говоря, нормам орфографии русского языка. В то же время дактилирование обязательно сопровождается устной речью. Произношение дактилируемых слов и словосочетаний должно соответствовать орфоэпическим нормам.

На первых порах расхождение орфографических и орфоэпических норм, свойственное русскому языку, затрудняет общение при помощи дактильной речи. Ведь, к примеру, дактилируя п-о-д-о-ш-ё-л, говорящий одновременно произносит [пъдашол]. Специальные тренировочные упражнения позволяют преодолеть возникающие трудности.

Дактильная речь обращена, как правило, к глухому собеседнику, который воспринимает зрительно дактилирование и визуально (или слухо-зрительно) устную речь говорящего. Это необходимо учитывать. Дактилирующая рука должна быть расположена таким образом, чтобы глухому было хорошо видно лицо партнера, его губы. Обычно дактилируют правой рукой, кисть которой находится на уровне плеча говорящего.

Как глухому легче воспринимать сообщение? К сожалению, научных данных, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, пока нет. Но если ты, дорогой читатель, внимательно понаблюдаешь, каково положение руки глухих, использующих дактильную речь в разговоре со своими неслышащими собеседниками, то увидишь, что они обычно дактилируют неподвижной в локтевом суставе рукой. Видимо, так им удобнее. Поэтому общение при помощи дактильной речи осуществляется неподвижной (в локтевом суставе) рукой.

Пальцы, кисть руки находятся в постоянном движении. Как производится движение? Четко дактилируя каждую дактилему (чтобы не смешивались при восприятии сходные дактильные буквы), говорящий в то же время дактилирует слово как целостную речевую единицу, плавно переходя от предыдущей дактильной буквы к последующей. Слитность дактилирования обеспечивается тем, что опускаются лишние движения. Скажем, требуется продактилировать слово «корова». Продактилировав К, говорящий не расслабляет все пальцы, не возвращает кисть в исходное положение, а соединяет указательный палец, участвующий в дактильной букве К, с большим пальцем, распрямляя его, одновременно поднимая три остальных пальца, и таким образом воспроизводит дактилему О. Затем, дактилируя Р, поднимает указательный палец, а средний смыкает с большим, потом опускает и смыкает с большим указательный палец, а средний поднимает (для второй дактилемы О) и т. д.

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом, зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

Заканчивая I главу, сформулируем основные выводы.

Источник

Какое количество дактилем при показе сопровождается движением

какое количество дактилем при показе сопровождается движением

Дактилология (или пальцевая азбука) — является одной из форм письменной или словесной речи. Это способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых, в которой каждая буква изображается пальцами, сложенными условным образом.

Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за жестовый язык. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки же представляют целые слова. Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, но есть и искажения. Буквы из дактильного алфавита принимают различные положения пальцев, воспроизводящие знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту. И по очертанию многие из них отдалённо напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «О», «М», «Л», «Ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.

Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР). Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография. Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.

В настоящее время в мире существует более 43 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы фонетического алфавита «пиньинь», которым пользуются в наше время.

Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения. Ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции, если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.

При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.

В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, в языках семьи британского жестового языка) — британском, австралийском, новозеландском. Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680 год). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698 год). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва».

Источник

Какое количество дактилем при показе сопровождается движением

В русской дактильной азбуке (как, впрочем, и во многих других дактильных алфавитах) дактилемы воспроизводят буквы. Поэтому, естественно, общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной формы речи, иначе говоря, нормам орфографии русского языка. В то же время дактилирование обязательно сопровождается устной речью. Произношение дактилируемых слов и словосочетаний должно соответствовать орфоэпическим нормам.

На первых порах расхождение орфографических и орфоэпических норм, свойственное русскому языку, затрудняет общение при помощи дактильной речи. Ведь, к примеру, дактили-руя слово п-о-д-о-ш-ё-л, говорящий одновременно произносит [пъдашол]. Специальные тренировочные упражнения позволяют преодолеть возникающие трудности.

Дактильная речь обращена, как правило, к глухому собеседнику, который воспринимает зрительно дактилирование и зрительно же (или слухо-зрительно) устную речь говорящего. Это необходимо учитывать. Дактилирующая рука должна быть расположена таким образом, чтобы глухому было хорошо видно лицо партнера, его губы. Обычно дактилируют правой рукой, кисть которой находится на уровне плеча говорящего.

Существуют различные мнения по поводу того, должна ли рука при дактилировании оставаться неподвижной или смещаться влево — чтобы собеседник «читал» дактилемы справа налево.

Как глухому легче воспринимать сообщение? К сожалению, научных данных, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, пока нет. Но если ты, дорогой читатель, внимательно понаблюдаешь, каково положение руки глухих, использующих дактильную речь в разговоре со своими неслышащими собеседниками, то увидишь, что они обычно дактилируют неподвижной в локтевом суставе рукой. Видимо, так им удобнее. Поэтому общение при помощи дактильной речи осуществляется неподвижной (в локтевом суставе) рукой.

Пальцы, кисть руки находятся в постоянном движении. Как производится движение? Четко дактилируя каждую дактиле-му (чтобы не смешивались при восприятии сходные дактиль-ные буквы), говорящий в то же время дактилирует слово как целостную речевую единицу, плавно переходя от предыдущей дактильной буквы к последующей. Слитность дактилирования обеспечивается тем, что опускаются лишние движения. Скажем, требуется продактилировать слово «корова». Продакти-лировав К, говорящий не расслабляет все пальцы, не возвращает кисть в исходное положение, а соединяет указательный палец, участвующий в дактильной букве К, с большим пальцем, распрямляя его, одновременно поднимая три остальных пальца, и таким образом воспроизводит дактилему О. Затем, дактилируя Р, поднимает указательный палец, а средний смыкает с большим, потом опускает и смыкает с большим указательный палец, а средний поднимает (для второй дактилемы О) и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *