какое ключевое слово используется чтобы указать что переменная константная

Многоликий const

Ключевое слово const — одно из самых многозначных в C++. Правильно использование const позволяет организовать множество проверок ещё на этапе компиляции и избежать многих ошибок из числа тех, которые бывает трудно найти при помощи отладчиков и/или анализа кода.

Первая половина заметки рассчитана скорее на начинающих (надеюсь мнемоническое правило поможет вам запомнить, где и для чего используется const), но, возможно, и опытные программисты смогут почерпнуть интересную информацию о перегрузке методов по const.

Константы и данные

Самый простой случай — константные данные. Возможно несколько вариантов записи:

Все они правильные и делают одно и тоже — создают переменную, значение которой изменить нельзя.

Константы и указатели

При использовании const с указателями, действие модификатора может распространяться либо на значение указателя, либо на данные на которые указывает указатель.

Работает (const относится к данным):

Тоже самое и тоже работает:

А вот это уже не работает:

Если бы операция присвоения изменяла бы не указатель, а данные:

то ситуация была бы диаметрально противоположной.

Существует мнемоническое правило, позволяющее легко запомнить, к чему относится const. Надо провести черту через «*», если const слева, то оно относится к значению данных; если справа — к значению указателя.

Ну и конечно, const можно написать дважды:

Константы и аргументы/результаты функций

C функциями слово const используется по тем же правилам, что при описании обычных данных.

Константы и методы (перегрузка)

А вот с методами есть одна тонкость.

Во-первых, для методов допустимо использование const, применительно к this. Синтаксис таков:

Кроме того, этот const позволяет перегружать методы. Таким образом, вы можете писать оптимизированные варианты методов для константных объектов.

То есть для константного объекта (с x=2) был вызван соответствующий метод.

Осталось только добавить, что если вы планируете использовать const-объекты, то вам надо обязательно реализовать const-методы. Если вы в этом случае не реализуете не-const-методы, то во всех случаях будут молча использоваться const-методы. Одним словом, const лучше использовать там, где это возможно.

И ещё… я собрался в отпуск… возможно, не смогу ответить на комментарии до понедельника-вторника. Не сочтите за невнимание 🙂

Источник

Какое ключевое слово используется чтобы указать что переменная константная

Подсистема const одна из самых грязных фич языка C++.

Вроде бы концепция должна быть простой: переменные, декларированные с модификатором const становятся константами, т. е. объектами, которые не может изменить программа. Однако этот термин используется как костыль для починки недостающих возможностей C++, и здесь смысл получается неприятно сложным и иногда разочаровывающе строгим. Далее будут сделаны попытки объяснить, как используется ключевое слово ‘const’, и почему оно вообще существует (перевод статьи [1]).

[Простое использование const]

Чтобы создать декларацию константы, слева от её имени добавляется ключевое слово const. Конечно же, необходимо сразу же инициализировать значение в конструкторе (в момент декларации константы), потому позже по правилам языка мы не имеем права изменить константу. Например,

Создаст целочисленную константу, из-за отсутствия воображения названную как ‘Constant1’, со значением 96.

Такие константы полезны для параметров, которые используются в программе, если их не надо изменять после того, как программа скомпилирована. Достоинство const по сравнению с директивой препроцессора языка C ‘#define’ в том, что компилятор знает о типе константы, и не просто подставляет в нужное место программы нужный текст. Таким образом, при компиляции может быть сделана дополнительная проверка типа, и если что-то не так, то сообщения об ошибке несоответствия типа могут пригодиться.

декларирует указатель именем Constant2, который указывает на какое-то постоянное значение типа int. Т. е. сам указатель изменять можно, но значение, на которое указывает указатель, изменять нельзя. Вот альтернативная запись того же самого (подробнее см. [2]):

декларирует, что Constant3 является постоянным указателем на некоторую переменную int. Т. е. значение указателя будет всегда неизменным, а значение переменной, на которую указывает указатель, менять можно. И следующее выражение:

декларирует, что Constant4 является постоянным указателем, указывающим на постоянный int. Просто запомните, что ‘const’ прикладывается непосредственно к объекту справа от const (кроме случая, когда справа от const нет ничего; тогда const прикладывается непосредственно к тому, что слева от него).

[Использование const в возвращаемых значениях функции]

Из возможных комбинаций указателей и const, когда постоянный указатель указывает на переменную. Это полезно для ячеек хранения, которые можно изменить, но их положение в памяти (адрес) не меняется.

Еще полезнее указатель (постоянный или нет), указывающий на ‘const’ значение. Это полезно для возврата постоянных строк и массивов из функции, потому что эти строки и массивы реализованы как указатели, и иначе программа могла бы их случайно попытаться изменить и разрушить. Вместо трудной задачи найти место сбоя в программе, попытка изменить неизменяемое значение будет обнаружена еще во время компиляции.

Например, если функция, возвращающая постоянную строку ‘Some text’ написана так:

то программа потерпит сбой, если случайно поменяет значение примерно так:

В то время как компилятор сразу нашел бы ошибку, если бы функция была написана с ключевым словом const:

потому что компилятор знает о том, что возвращенное функцией значение поменять нельзя.

Когда подпрограмма или функция вызывается с параметрами, то переменные, переданные как параметры, могут быть использованы не только для передачи данных в функцию, но еще и для целей возврата обработанных данных из функции. Некоторые языки разрешают такую фичу специальным синтаксисом, как например добавлением типов параметров ‘in:’, ‘out:’ и ‘inout:’, в то время как на языке C нужно работать на более низком уровне, и указывать метод передачи переменных, выбрав такой, который разрешает нужное направление перемещения данных.

Например, подпрограмма наподобие такой:

то по завершению работы функции переданная в параметре переменная останется неизмененной, она не будет установлена в значение 96.

Добавление символа ‘&’ к имени параметра в C++ (очень запутывающий синтаксис, потому что & перед именем переменной в коде программы генерируют в языке C указатели!) приведет к тому, что в подпрограмму (или функцию) будет передана не копия переменной, а ссылка на неё. Т. е. внутри функции будет использоваться сама переменная, так что функция может её поменять. Таким образом, если подпрограмма написана так:

то она установит на выходе переданную переменную в значение 96. Этот метод передачи переменной не как копии называется на языке ‘ссылкой’ (reference).

Передача переменных по ссылке является дополнением языка C++, которого не было в C. Чтобы передать изменяемую переменную на оригинальном C, использовалась передача указателя на переменную. Тогда внутри тела функции появляется возможность поменять внешнюю по отношению к функции переменную, которая передана в параметре через указатель. Пример:

Это будет работать (в том числе и на C++), но синтаксис получается довольно громоздким.

Чтобы устранить проблему, в списке параметров может быть использовано ключевое слово ‘const’. Например, если написать

то это заставит компилятор передать переменную как есть, не копируя, но кроме этого запретит её изменение в теле функции. Это выглядит грязным, потому что по сути искусственно превращает доступ к переменной на только на чтение, хотя цель этого всего состояла в трюке заставить компилятор выполнить некоторую оптимизацию по экономии памяти (обычно в стеке).

В ООП вызов ‘метода’ (это теперь так называется функция в стиле ООП) объекта имеет дополнительное усложнение. Кроме доступа к переменным в списке параметров метода, метод имеет доступ к полям (или членам, т. е. переменным) самого объекта класса, которые всегда передаются непосредственно, не как копии. Например, простейший класс Class1, определенный так:

не имеет вообще никаких явных параметров для метода Method1, но вызов Method1 в этом классе мог бы поменять значение члена класса MemberVariable1. Например, так:

Решение состоит в том, чтобы добавить const после списка параметров:

Это запретит методу Method1 в классе Class2 изменять какие бы ни было члены в объекте этого класса.

И конечно, иногда нужно комбинировать некоторые из этих разных использований ключевого слова const, что может ввести в конфуз:

В этом примере целых 5 раз было использовано ключевое слово const, что означает следующее: переменная, на которую будет указывать возвращенный из метода Method3 указатель, менять нельзя. Нельзя также менять и сам возвращенный указатель. Причем переданный в метод указатель не будет изменен, как и значение, на который указывает, не может быть изменено, и Method3 не имеет права изменять поля своего класса!

[Неудобства от const]

Помимо запутывающего синтаксиса const, есть другие полезные фичи, которыми система может ограничивать действия выполняемой программы.

Нельзя просто избегать использования const в методах класса, потому что const заразная. Объект, который сделан как const, например будучи переданным как параметр способом ‘const &’, может вызывать только те из его методов, которые явно были декларированы как ‘const’ (потому что система вызовов C++ слишком проста, чтобы работать с такими методами, которые не объявлены явно как const, и они ничего фактически не изменили бы). Поэтому методы класса, которые не изменяют объект, лучше всего декларировать как ‘const’, чтобы не было препятствий для их вызова, когда объект класса так или иначе получил состояние ‘const’. В более поздних версиях C++ объект или переменная, которая была объявлена как ‘const’, может быть преобразована к изменяемой путем использования ‘const_cast’ которая является костылем, похожим на ‘mutable’, и снова делает ‘const’ виртуально бесполезным.

Источник

Урок №123. Классы и const

Обновл. 13 Сен 2021 |

На уроке №37 мы узнали, что фундаментальные типы данных (int, double, char и т.д.) можно сделать константными, используя ключевое слово const, и что все константные переменные должны быть инициализированы во время объявления. В случае с константными фундаментальными типами данных инициализация может быть копирующей, прямой или uniform:

Константные объекты классов

Объекты классов можно сделать константными (используя ключевое слово const). Инициализация выполняется через конструкторы классов:

Как только константный объект класса инициализируется через конструктор, то любая попытка изменить переменные-члены объекта запрещена, так как это нарушает принципы константности объекта. Запрещается как изменение переменных-членов напрямую (если они являются public), так и вызов методов (сеттеров), с помощью которых можно установить значения переменным-членам. Рассмотрим следующий класс:

Строки №16-17 вызовут ошибки компиляции, так как они нарушают принципы константности объекта, пытаясь напрямую изменить переменную-член и вызывая сеттер для изменения значения переменной-члена.

Константные методы классов

Теперь рассмотрим следующую строку кода:

Удивительно, но это также вызовет ошибку компиляции, хотя метод getValue() не делает ничего для изменения переменной-члена! Оказывается, константные объекты класса могут явно вызывать только константные методы класса, а getValue() не указан, как константный метод. Константный метод — это метод, который гарантирует, что не будет изменять объект или вызывать неконстантные методы класса (поскольку они могут изменить объект).

Чтобы сделать getValue() константным, нужно просто добавить ключевое слово const к прототипу функции после списка параметров, но перед телом функции:

Теперь getValue() является константным методом. Это означает, что мы можем вызывать его через любой константный объект.

Для методов, определенных вне тела класса, ключевое слово const должно использоваться как в прототипе функции (в теле класса), так и в определении функции:

Кроме того, любой константный метод, который пытается изменить переменную-член или вызвать неконстантный метод класса, также приведет к ошибке компиляции, например:

Обратите внимание, конструкторы не могут быть константными. Это связано с тем, что они должны иметь возможность инициализировать переменные-члены класса, а константный конструктор этого не может сделать. Следовательно, в языке С++ константные конструкторы запрещены.

Стоит отметить, что константный объект класса может вызывать конструктор, который будет инициализировать все или некоторые переменные-члены, или же не будет их инициализировать вообще!

Правило: Делайте все ваши методы, которые не изменяют данные объекта класса, константными.

Константные ссылки и классы

Еще одним способом создания константных объектов является передача объектов в функцию по константной ссылке.

На уроке №98 мы рассмотрели преимущества передачи аргументов по константной ссылке, нежели по значению. Если вкратце, то передача аргументов по значению создает копию значения (что является медленным процессом). Большую часть времени нам не нужна копия, а ссылка уже указывает на исходный аргумент и является более эффективной, так как избегает создания и использования ненужной копии. Мы обычно делаем ссылку константной для гарантии того, что функция не изменит значение аргумента и сможет работать с r-values (например, с литералами).

Можете ли вы определить, что не так со следующим кодом?

Источник

Урок №87. Указатели и const

Обновл. 13 Сен 2021 |

На этом уроке мы рассмотрим указатели на константные переменные, указатели на константные значения, константные указатели и константные указатели на константные значения в языке C++.

Указатели на константные переменные

До этого момента все указатели, которые мы рассматривали, были неконстантными указателями на неконстантные значения:

Однако, что произойдет, если указатель будет указывать на константную переменную?

Фрагмент кода, приведенный выше, не скомпилируется: мы не можем присвоить неконстантному указателю константную переменную. Здесь есть смысл, ведь на то она и константа, что её значение нельзя изменить. Гипотетически, если бы мы могли присвоить константное значение неконстантному указателю, то тогда мы могли бы разыменовать неконстантный указатель и изменить значение этой же константы. А это уже является нарушением самого понятия «константа».

Указатели на константные значения

Указатель на константное значение — это неконстантный указатель, который указывает на неизменное значение. Для объявления указателя на константное значение, используется ключевое слово const перед типом данных:

В примере, приведенном выше, ptr указывает на константный целочисленный тип данных.

Пока что всё хорошо. Рассмотрим следующий пример:

Указатель на константную переменную может указывать и на неконстантную переменную (как в случае с переменной value в примере, приведенном выше). Подумайте об этом так: указатель на константную переменную обрабатывает переменную как константу при получении доступа к ней независимо от того, была ли эта переменная изначально определена как const или нет. Таким образом, следующее в порядке вещей:

Указателю на константное значение, который сам при этом не является константным (он просто указывает на константное значение), можно присвоить и другое значение:

Константные указатели

Мы также можем сделать указатель константным. Константный указатель — это указатель, значение которого не может быть изменено после инициализации. Для объявления константного указателя используется ключевое слово const между звёздочкой и именем указателя:

Подобно обычным константным переменным, константный указатель должен быть инициализирован значением при объявлении. Это означает, что он всегда будет указывать на один и тот же адрес. В вышеприведенном примере ptr всегда будет указывать на адрес value (до тех пор, пока указатель не выйдет из области видимости и не уничтожится):

Константные указатели на константные значения

Наконец, можно объявить константный указатель на константное значение, используя ключевое слово const как перед типом данных, так и перед именем указателя:

Константный указатель на константное значение нельзя перенаправить указывать на другое значение также, как и значение, на которое он указывает, — нельзя изменить.

Заключение

Подводя итоги, вам нужно запомнить всего лишь 4 правила:

Неконстантный указатель можно перенаправить указывать на любой другой адрес.

С помощью указателя на неконстантное значение можно изменить это же значение (на которое он указывает).

Константный указатель всегда указывает на один и тот же адрес, и этот адрес не может быть изменен.

Указатель на константное значение обрабатывает значение как константное (даже если оно таковым не является) и, следовательно, это значение через указатель изменить нельзя.

А вот с синтаксисом может быть немного труднее. Просто помните, что тип значения, на который указывает указатель, всегда находится слева (в самом начале):

Указатели на константные значения в основном используются в параметрах функций (например, при передаче массива) для гарантии того, что функция случайно не изменит значение(я) переданного ей аргумента.

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Типы данных, константы и переменные в JavaScript

какое ключевое слово используется чтобы указать что переменная константная

Переменные (ключевые слова var, let и const)

Переменная – это именованный участок памяти для хранения данных.

Представить себе переменную можно как некоторую область памяти, в которую вы можете как записать некоторую информацию, так и прочитать её из неё. Доступ к этому месту в памяти выполняется по имени, которое вы установили переменной при её создании.

В процессе выполнения программы значения переменной могут меняться. Но в определённый момент времени переменная всегда имеет какое-то одно значение.

Для того чтобы получить значение переменной к ней нужно просто обратиться по имени.

Объявление переменных с помощью let и const

1. Переменная объявленная посредством let имеет область видимости, ограниченную блоком. Т.е. она видна только внутри фигурных скобок, в которых она создана, а также в любых других скобках, вложенных в эти. Вне них она не существует.

Переменная, объявленная через ключевое слово var имеет функциональную область видимости. Т.е. она ограничена только пределами функции.

Такая переменная будет видна за пределами блока, в котором она создана.

2. Переменные, созданные с помощью let не поднимаются к началу текущего контекста, т.е. hoisting для них не выполняется. Другими словами, к такой переменной нельзя обратиться до её объявления.

Переменные, созданные с помощью var поднимаются к началу текущего контекста. Это означает что к таким переменным вы можете обратиться до их объявления.

Константы (const)

Именование констант рекомендуется выполнять прописными буквами. Если константа состоит из несколько слов, то их между собой желательно отделять с помощью нижнего подчёркивания.

При попытке изменить значение константы вам будет брошена ошибка.

Когда переменной вы присваиваете значение, имеющее объектный тип данных, в ней уже будет храниться не сам этот объект, а ссылка на него. Это необходимо учитвать при работе с переменными в JavaScipt.

В этом случае когда вы константе присваиваете некий объект, то вы не можете изменить ссылку, хранящуюся в самой константе. Но сам объект доступен для изменения.

Слабая типизация. Именование переменых

JavaScript является языком с динамической или слабой типизацией. Это означает, что при объявлении переменной ей не нужно указывать тип данных, который она может принимать. Следовательно, в переменную можно сначала поместить значение, имеющее один тип данных, а потом другой.

Значение переменной можно изменять неограниченное количество раз.

Хорошей практикой при разработке клиентских сценариев считается использование в определённой переменной только одного типа данных, т.е. не записывать в переменную значения, имеющие различные типы данных. Чтобы понять какой тип данных стоит ожидать в переменной рекомендуется при создании сразу же инициализировать её определённым значением.

Но создавать, таким образом, переменные не рекомендуется.

Типы данных

В JavaScript типы данных можно разделить на примитивные и объектные.

Переменные, содержащие примитивные типы данных хранят значение явно.

В JavaScript выделяют 5 примитивных типов данных:

Если одной переменной присвоить значение другой, которая содержит примитивный тип данных, то она получит собственную копию этого значения.

Переменные, содержащие объект, на самом деле хранят не сам объект, а ссылку на него.

Если одной переменной присвоить значение другой, которая содержит объект (ссылку на него), то она тоже получит ссылку на него. В результате этой операции две эти переменные будут содержать ссылку на один и тот же объект.

Число (number)

Формат представления чисел в JavaScript осуществляется в соответствии со стандартом IEEE 754-2008.

Целые числа в JavaScript можно задавать не только в десятичной системе счисления, но и в восьмеричной (0) или шестнадцатеричной системе счисления (0x) с использованием префиксов, указанных в круглых скобках:

Записывать числа возможно в экспоненциальной форме :

Числовой тип данных кроме чисел содержит ещё специальные числовые значения :

Специальное значения Infinity означает очень большое положительное число, т.е. число, которое не может быть представлено в JavaScript по причине того, что оно слишком велико.

Пример выражений в результате вычисления которых будет возвращены специальные числовые значения :

Значение NaN возвращается в результате выполнения математических операций, которые JavaScript не может вычислить.

При этом очень интересным является то, что значение NaN в JavaScript не равно ничему включая себя.

Логический тип данных (Boolean)

Boolean – примитивный тип данных, который имеет всего два значения: true (истина) и false (ложь).

Строка (String)

Строка (String) – это тип данных, который используется в JavaScript для представления текста.

Строка JavaScript может состоять из 0 или большего количества символов.

В качестве формата строки в JavaScript всегда использутся кодировка Unicode.

В JavaScript нет разницы между одинарными и двойными кавычками.

Но, в некоторых случаях есть смысл использовать именно одинарные кавычки, а не двойные и наоборот.

Например, когда строка содержит двойные кавычки, её более удобно заключить в одинарные. Это избавит от необходимости экранирования в ней двойных кавычек.

Строка в JavaScript может содержать специальные символы. Например, \n (перевод строки), \t (табуляция), \r (возврат каретки) и др.

Значение «undefined»

Этот тип данных имеет объявленная переменная, которой ещё не присвоено значение.

Значение undefined также будет возвращено при обращении к несуществующему свойству объекта.

Значение «null»

Объект (Object)

Объект – это структура данных, состоящая из пар имя-значение.

Создание объекта с помощью нотации литерала объекта осуществляется следующим образом:

Как видно, имя от значения отделяется с помощью двоеточия, а пары между собой с помощью запятой.

При этом если в качестве значения пары выступает функция, то она называется методом этого объекта. Все остальные пары, т.е. пары в которых в качестве значения не используется функция, называются свойствами объекта.

Обращение к свойствам объекта выполняется через точку или посредством скобочной записи.

Оператор typeof

Оператор typeof используется для получения информации о типе данных выражения в виде строки.

Синтаксис оператора typeof (вариант без круглых скобок):

Синтаксис оператора typeof (с использованием круглых скобок):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *