какое клеймо было у миледи
Лилия на плече Миледи
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЛИЛИЯ НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ?
Почему именно лилия? А, может быть, Миледи не так уж виновата — если задуматься, вдруг не она главная злодейка, а на самом деле мушкетеры, четверо мужчин, уничтоживших в неравном противостоянии одну женщину? Недавно мы пересматривали наш советский фильм, и я впервые задумалась над этим вопросом. А после того, как муж сказал, что раньше женщина просто должна была знать свое место — у меня открылись глаза. И даже строчки из монолога героини это подтверждают «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой. За то, что сбросила ярмо В плечо впечатано клеймо».
ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ЛИЛИЯ СИМВОЛ
Начну сразу с сути. Почему на клейме именно лилия? Лилия — символ королевского рода Франции. Самый распространенный символ в геральдике после креста, орла и льва. Довольно логично, что таким знаком клеймили преступников — как обозначение королевского правосудия. С другой стороны, лилия — это еще и символ чистоты, невинности, Девы Марии и христианства в целом. Не много ли чести для бродяг, воров и проституток?
ЛЕДИ ВИНТЕР
О происхождении и жизни Миледи до начала действия романа известно мало. В разговоре с Рошфором она сообщает, что родилась в Армантьере — небольшом городке рядом с Бетюнским монастырем. При этом Дюма рассказывает о том, что она прекрасно знала обычаи и особенности веры английских пуритан — этому ее научил в детстве старый слуга. Откуда у француженки в услужении англичанин? Хотя это не самый спорный момент — в романе Анн и Серж Голон слугой Анжелики был бывший немецкий солдат Гийом Люцен. Также отмечается безупречное английское произношение Миледи. Не говоря уже о ее прозвище. Второе ее имя леди Винтер — также английское, по второму мужу-англичанину. Скорее всего отец Миледи — англичанин, мать — француженка. По контексту книги, Миледи — английская шпионка на службе Ришелье, завербованная незадолго до начала действия романа. Настоящее имя героини, как и ее происхождение толком не ясно. Только ближе к концу Атос перечисляет ее имена. Но опять точности нет — одни исследователи пишут, что настоящее ее имя Анна де Бейль, другие — Шарлотта Баксон. То есть снова происхождение непонятно: если верно первое имя — значит Миледи родом из Франции, если второе — значит она англичанка. В фильме Миледи просит у кардинала в награду за службу наследный титул. Здесь опять несколько вариантов. Либо титула у нее нет, либо она утратила на него право, либо она англичанка, а титул ей нужен во Франции. Последнее скорее всего — так как по второму мужу она получила титул леди Винтер, закрепленный за ее сыном.
АТОС И МИЛЕДИ
ГЕРОИ РОМАНА «ТРИ МУШКЕТЕРА»
Похоже, герои знаменитого романа не совсем те, кем мы привыкли их воспринимать. Д’Артаньян — не главный герой, а лишь прикрытие для более глубокого содержания. Суть же в 2-х моментах:
1)Противостоянии архетипичного мужского начала (Атос) с более древним архетипичным женским началом (Миледи). Подчинившие женщин с помощью грубой силы, патриархат и шовинизм, периодически оказывались бессильными перед женской сексуальностью. Не умея сдерживать себя и не добившись взаимности, мужчины все что могли — уничтожить объект вожделений. Так поступает и Атос со своей женой.
2) Противостояние дворянской аристократии с кардиналом Ришелье. Ришелье злодей именно поэтому — целью всей его политики была борьба с феодальной вольницей (которой Атос будучи графом пользовался вовсю) и укрепление вертикали власти. Он запретил дуэли, что сразу сократило количество смертей среди молодых дворян. Приказал срыть феодальные замки и на их месте построить открытые дворцы — чтобы дворяне не пытались скрыться за неприступными стенами от королевской воли. Назначил во владения аристократии королевских интендантов — чтобы иметь контроль. Атос и Ришелье — смертельные идейные враги.
Миледи — для Атоса враг дважды. И как женщина, осквернившая его род, и как приспешница кардинала.
При этом остальные мушкетеры враждуют с Ришелье скорее «за компанию». Отец д’Артаньяна наоборот наставлял его проявлять уважение и служить 3-м людям — королю, кардиналу и господину де Тревилю. Потому что он — мелкопоместный дворянин, ему политика Ришелье не наносила такого урона. В фильме после партии в шахматы во дворце кардинала д’Артаньян говорит Ришелье, что еще вчера он мог бы рассмотреть возможность служить у него, но сегодня его друзья среди мушкетеров короля. Ясно же, что их вражда не была изначальной. С Арамисом сложнее — его личность самая таинственная из всех. В книге его слуга Базен говорит, что «Арамис» — это наоборот слово «Симара», имя одного из демонов. У слова «симара» есть и другое вполне невинное значение — это подрясник священника. Учитывая, что Арамис — аббат-растрига, все время мечтающий вернуть сан, неудивительно, что он выбрал такое прозвище. Все три мушкетера носят имена, скрывающие их темное прошлое. С Атосом ясно — беглый опороченный граф. Арамис — человек, вынужденный оставить сан, чтобы научиться фехтовать и отомстить обидчику. Ришелье для Арамиса враг скорее ввиду обстоятельств — он запретил дуэли, а Арамису как раз надо было назначить «свидание» с оскорбившим его дворянином. С Портосом пока не очень ясно. Он только в книге «Двадцать лет спустя» пытается добиться хотя бы баронского титула. Значит едва ли Ришелье был для него настоящим врагом — его реформы Портоса касались мало.
КЛЕЙМО НА ПЛЕЧЕ МИЛЕДИ
Как представительницу мелкого дворянского рода, Миледи ожидало всего 2 пути — либо замуж за скромного человека, либо монастырь. Она оказалась во втором. Провела там 2 года и сбежала с молодым монахом, которого совратила. Перед побегом он украл церковное имущество. Беглецов нашли, монаха приговорили к заключению и клеймению. Палачом оказался его брат, который в порыве отчаянья заклеймил и девушку.
Первый факт — правосудия не было, был произвол со стороны палача.
КАЗНЬ МИЛЕДИ
«Три мушкетера» — роман о мужчинах, главные герои — мужчины. Только через 100 лет авторы станут делать героинями женщин. В книге же женщин всего 3 — Констанция, королева и Миледи — на огромное количество мужчин. В романе про Анжелику маркиз Плесси-Бельер, вспоминая правление Людовика XIII, говорит, что это было время грубых вояк, живших войной и дуэлями. Для женщин — даже очень сильных — места тогда не было.
Киногерои и их прототипы Конечно, правильнее было бы назвать Миледи литературной героиней, ведь ее создателем был Александр Дюма, но кинообраз, воплощенный неподражаемой Маргаритой Тереховой в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», настолько яркий и запоминающийся, что теперь представить леди Винтер по-другому просто невозможно.Графиня де ла Мотт и Маргарита Терехова в роли Миледи
Но у этого персонажа был и реальный прототип – знаменитая авантюристка Жанна де ла Мотт, чьи аферы повлияли на ход исторических событий во Франции XVIII в.
У Дюма Миледи клеймили еще в 16-летнем возрасте как преступницу, совратившую священника и заставившую его похитить церковные сосуды. Лилия была символом королевской династии Бурбонов, ею клеймили преступников по приговору суда. Но женщина, ставшая прототипом Леди Винтер, совершила кражу посерьезней, на общую сумму 1,6 млн ливров.
Графиня де ла Мотт, прототип Миледи
Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа ее отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она сама себя именовала) жила милостыней.
Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в ее жилах течет королевская кровь.
Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить черной неблагодарностью своей благодетельнице», она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.
Отведав тяжелый хлеб попрошайки, и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше.
Маргарита Терехова в роли Миледи
Когда девушке исполнилось двадцать четыре года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи.В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж…
Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа, знакомиться с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и свое тело. Надо сказать, что графиня Ля Мотт не отличалась красотой — красавицей ее сделала позднейшая легенда.
Граф Беньо, подробно описывая ее наружность, отмечает «прекрасные руки», «необыкновенно белый цвет лица», «выразительные голубые глаза», «чарующую улыбку», но отмечает также «маленький рост», «большой рот», «несколько длинное лицо» и какой-то физический недостаток — какой именно, нелегко понять при вычурном слоге автора: «Природа, по странному своему капризу, создавая ее грудь, остановилась на половине дороги, и эта половина заставляла пожалеть о другой…». Тем не менее успех у мужчин графиня Ла Мотт имела.
Знаменитая авантюристка Жанна де ла Мотт
Жанна де ла Мотт вошла в историю из-за грандиозной аферы с бриллиантовым ожерельем. Именно этому факту посвящен не только эпизод с алмазными подвесками Анны Австрийской в «Трех мушкетерах», но и роман Дюма «Ожерелье королевы». Александр Дюма не был фантастом, свои произведения он всегда основывал на реальных событиях. И Миледи – персонаж не выдуманный. Ее прообраз звали графиня де Ла Мотт, которая в XVIII веке была известна как одна из самых известных авантюристок того времени. О ней написано немало романов, мемуаров и научных монографий.
В Париже судьба свела графиню де Ла Мотт с кардиналом Роганом и величайшим мистиком графом Алессандро Калиостро, с которым они сошлись довольно близко. Тогда-то графиня и решили провести авантюру с ожерельем из 629 бриллиантов.
В декабре 1784 года ожерелье, изготовленное в конце 70-х годов ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине смерти заказчика, доставили для осмотра в дом 13 по улице Нев-Сен-Жиль, где проживала предприимчивая графиня. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров, которые очень хотела получить де Ла Мотт.
Людовик XVI
Людовик XVI отказался приобрести ожерелье для Марии-Антуанетты, так как оно было слишком дорогим.
Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*
После прочтения писем, якобы написанных королевой, и тайной ночной встречи, когда кардинал встретился с одетой как королева проституткой, он согласился приобрести ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям. Мошенничество было разоблачено, когда настало время первого взноса. Денег у кардинала не было, и ювелиры обратились непосредственно к королеве, которая впервые узнала о своем тайном желании.Мария Антуанетта
А ожерелье тем временем было разделено и продано по камушку в Лондоне. Король Людовик XVI приказал арестовать кардинала и бросить его в Бастилию. Нет, чтобы сохранить все в тайне — и не такие аферы проворачивались при монарших дворах. Парламент оправдал кардинала как не подозревавшего о злом умысле, но он был сослан в удаленный приход в Оверне.
Приговор судейской коллегии из 64 судей, возглавляемый председателем д’Алигра оказался суров к Жанне: сечь плетьми, заклеймить как воровку и отправить на пожизненное заключение в тюрьму Сальпетриер. Помните в песне из любимого фильма: «Палач-то был мастак – и вот, там лилия цветет»! На самом деле палач попался не очень профессиональный и лилия на плече «не получилось». Пришлось клеймо жечь повторно – на этот раз на груди.
Из-за этого преступления разразился громкий скандал. Денег ювелиры так и не получили и обратились к королеве. Аферистов арестовали, Жанну клеймили и приговорили к пожизненному заключению.
Несмотря на то, что Мария-Антуанетта была непричастна к этой истории, ее имя было запятнано. Скандал с ожерельем способствовал падению престижа королевской власти, привел к ее кризису и восстанию народа во время Великой французской революции.
Графиня де ла Мотт, прототип Миледи
Кардинал после десятимесячного заключения был оправдан, но утратил возможность появляться в присутствии короля и королевы, лишился всех должностей и званий. Калиостро не долго оставался в заключении. Проведя девять месяцев в Бастилии, в 1786 он был выслан из Франции.Кардинал Роан
А что Жанна? В 1787 году Жанна де Ла Мотт, соблазнив охрану, сбежала из тюрьмы Сальпетлиер и затерялась на просторах Европы. Через четыре года кто-то сказал, что видел как она умерла в Лондоне. До того, как «умереть», Жанна опубликовала скандальные мемуары, чернящие французскую королевскую семью. Романтически настроенные исследователи склонны видеть в пламенных речах Жанны де Ла Мотт, произнесенных на суде, в ее мемуарах сильнейший компромат королевской власти, в недалеком будущем приведший к революционным событиям 1789 года.
Маргарита Терехова в роли Миледи
Не будем судить насколько верно утверждение о том, что Жанна изменила ход истории, скажем одно – в своей личной судьбе она уж точно произвела коренной перелом.
Дело в том, что некоторое время спустя после смерти 26 августа 1791 года Жанна «воскресла». Ее по-прежнему именовали графиня, но на этот раз де Гаше. Вместе с именем Жанна меняет и страну – в 1812 году становиться российской подданной.
Крымский исследователь П. В. Коньков, завороженный личностью графини приводит отрывок воспоминаний мадам Бирх, из которого следует, что неординарной Жанне удалось заинтриговать и насторожить самого Александра I: «…На следующий день, в назначенный час государю доложили о ней. Он подошел к графине: “Вы не та, кем называетесь; скажите мне ваше настоящее имя…»Получасовая беседа графини с Российским императором завершилась тем, что она присоединилась к группе пиетистов, отправляющимся в Крым, отнюдь не по убеждениям, а согласно настойчивой просьбе Александра.
Это было странное путешествие российских мистиков, новых миссионеров, желавших обратить в христианскую веру крымских мусульман. Инициировала и возглавила мистическое путешествие, начавшееся весной 1824 года на Фонтанке в Санкт-Петербурге и закончившееся в конце 30-х на берегах Черного моря, Анна Сергеевна Голицына, урожденная Всеволожская. Духовным лидером экспедиции пиетисты признавали популярную в Европе проповедницу и прорицательницу баронессу Варвару-Юлию Крюденер.
В августе 1824 года на крымскую землю вступила «старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном редингтоне». «…Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать короткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно – изящным французским языком…» — такой увидела графиню де Гаше баронесса М. А. Боде.
Домик Миледи
Конец 1824 – начало 1825 годов Жанна провела в обществе А. С. Голицыной в Кореизе. Затем перекочевала в Артек, где поселилась в одном из старейших на всем побережье зданий. «Чертовый домик» или, как его называют артековцы, «Домик Миледи» был построен в XVII веке местным мастером по обжигу извести и служил ему сторожкой. Там и поселилась «леди с лилией на груди», до сих пор вожатые Артека пугают ребят рассказами о приведениях, живущих в этом «проклятом доме». В двадцатых годах 20 века здесь обретал заместитель наркома здравоохранения, основатель и первый директор пионерского лагеря «Артек» Зиновий Петрович Соловьев.
Искусственные мифы всегда преследовали графиню. Так и здесь, местные экскурсоводы в очередной раз хоронят Жанну. Утверждают, мол, разбилась, упав с лошади. И еще говорят, что по преданию где-то недалеко от современной костровой площадки «Морского» зарыта шкатулка с тем самым знаменитым бриллиантовым ожерельем Марии Антуанетты.
Южный берег вскоре надоел мистикам: татары в новую веру переходить не спешили, а над процессией «безумных» женщин уже открыто посмеивались обитатели полуденного края.
В 1825 году неугомонная Жанна появляется в Старом Крыму, чтобы купить сад, принадлежащий директору училища виноградарства и виноделия в Судаке барону Александру Карловичу Боде. Осенью барон предложил графине поселиться в домике, который он собирался построить в Судаке, желая интересного собеседника для себя и опытную наставницу для своей дочери. Однако, насладится радостями жизни на Юго-восточном побережье Крыма Жанне де Ла Мотт не удалось – 23 апреля 1826 года ее не стало.Фото надгробной плиты графини
Баронесса М. А. Боде в своих мемуарах воспроизводит слова старой служанки, о том, как провела предсмертные часы старая графиня. Жанна де Ла Мотт уничтожила весь свой архив, запретив трогать тело, мол, его потребуют и увезут, а при ее погребении неизменно возникнут споры и раздоры. Споры, конечно же, возникли, потому что вопреки воле покойной, выполнявшая черную работу армянка обмыла труп, обнаружив на спине госпожи два пятна выжженные железом.
Это «открытие» выступило якобы подтверждением личности гостьи баронессы Боде, так как графиня Ла Мотт, как известно, «… билась в руках палача, но приняла позорное клеймо, хотя и неявственно». Среди движимого имущества, оставшегося после ее смерти осталась некая темно-синяя шкатулка… Что в ней было, никто так и не узнал. Может то самое пропавшее ожерелье?
Где-то на армяно-католическом кладбище Старого Крыма есть могила графини Гаше, будоражащая воображение черных археологов: вензель в стиле рококо, ваза с орнаментом грубой работы, наверху небольшой крест.Так кем же была графиня Гаше — умелым мистификатором или, на самом деле, легендарной Жанной де Ла Мотт? Один из душеприказчиков французской графини феодосийский купец Аморетти в письме от 31 января 1828 года, адресованном французскому консулу в Одессе Шалляусу, выражал надежду: «Дай Бог увидеть скоро конец этой путаницы». Но, увы, его чаяниям не дано было осуществиться. Ни тогда, ни теперь. Истина осталась где-то там…
Совсем недавно образ графини-авантюристки заинтриговал американских кинематографистов, снявших фильм «История ожерелья».
За что на самом деле клеймили Миледи
Миледи Винтер (фр. Milady de Winter, наиболее известна как просто Миледи — вымышленная героиня романа Александра Дюма «Три мушкетёра» (1844): злодейка-обольстительница, шпионка кардинала Ришельё, один из главных антигероев романа, супруга Атоса в прошлом. Её прототипом является Люси Хей — брошенная любовница Бекингэма, ставшая агентом Ришельё из-за ревности.
Знаменитую авантюристку звали Жанна де ла Мотт (в девичестве Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа), происходила она, согласно легенде, из рода Валуа (семьи незаконнорожденного сына короля Генриха II, Анри де Сен-Реми). Семья Жанны была очень бедной, девочка просила на улице милостыню. Удивительно, но именно этот факт позволил будущей авантюристке войти в лучшие дома Франции. Однажды на паперти ее увидела некая маркиза и, сжалившись над девочкой, устроила ее в пансион благородных девиц при монастыре.
До 22 лет Жанна жила в монастыре, а потом сбежала оттуда с гвардейским офицером, за которого потом вышла замуж, став графиней де ла Мотт. Чуть позже Жанна завязала много полезных знакомств, в частности, с кардиналом Луи де Роганом, который ввел ее в высшее общество. Перед девушкой открылись двери лучших домов Франции. А вскоре произошло событие, из-за которого де ла Мотт вошла в историю.
Происхождение и подлинное имя Миледи в романах не раскрыто. Слово «миледи» на самом деле означает «моя леди» (англ. My Lady), вежливое обращение к знатной даме в Англии, но в романе оно всегда написано с прописной буквы.
В разное время использовала имена леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, леди Винтер, графиня де Ла Фер. С Атосом Миледи познакомилась, называя себя Анна де Бейль (Anne de Bueil — имя Дюма взял с Жаклин де Бюэй, графини де Море).
В романе Миледи описана как красивая белокурая женщина. В диалоге д’Артаньяна с Атосом даются её приметы: «светлые, до странности светлые голубые глаза с чёрными бровями и чёрными ресницами», указывается, что она «высокого роста, хорошо сложена». На левом плече имела клеймо — «цветок лилии небольшой, рыжеватого оттенка и как бы полустёртый с помощью разных притираний».
Помните эпизод с алмазными подвесками Анны Австрийской в “Трех мушкетерах”? Так вот эта история на самом деле имела место. Правда, вместо подвесок в ней фигурировало бриллиантовое ожерелье, а сама афера оказала влияние на ход исторических событий Франции.
Началась эта история с того, что король Людовик XV в подарок своей фаворитке заказал уникальное ожерелье из 629 бриллиантов. Ювелиры выполнили заказ, но выкупить его король не успел, скоропостижно скончавшись. Мастера предложили взошедшему на престол Людовику XVI приобрести ожерелье для Марии-Антуанетты. Однако тот счел ожерелье слишком дорогим и отказался от сделки. Этим и воспользовалась хитрая Жанна де ла Мотт. Дело в том, что кардинал Роган оказался в немилости у Марии-Антуанетты, но желал вернуть ее расположение. Жанна сумела убедить кардинала в том, что сможет помочь ему в этом. Жанна якобы организовала переписку Рогана с королевой (на самом деле от лица королевы письма кардиналу писал подельник да ла Мотт, умевший подделывать почерки), сумела аферистка организовать даже свидание Рогана с “королевой”, роль которой исполнила внешне похожая на Марию-Антуанетту знакомая Жанны Николь Леге (встреча состоялась в сумерках, поэтому кардинал не заметил подмены). Окрыленный Роган был уверен в том, что Жанна в самом деле искренне ему помогает, а также близка с королевой. Однако, де ла Мотт, разумеется, преследовала свои цели. Однажды Жанна передала Рогану просьбу “королевы”: Марии-Антуанетте якобы очень хотелось стать обладательницей бесценного ожерелья и она просила кардинала выкупить его у ювелиров. Роган, разумеется, поверил авантюристке, подписал договор с ювелиром, взяв большой кредит. Правда, кардинал попросил де ла Мотт, чтобы королева также поставила на договоре свою подпись. Видимо, все же опасался обмана. Подельник Жанны легко решил эту проблему, в очередной раз подделав почерк Марии-Антуанетты. Успокоившись, Роган поручил Жанне забрать ожерелье и передать его королеве. Разумеется, украшение больше никто не видел. Говорили, что Жанна с подельниками быстро разобрали ожерелье, а камни почти сразу начали продавать.
Когда же подошло время первого взноса, а денег ювелиры так и не увидели, они обратились к самой Марии-Антуанетте.
Разразился грандиозный скандал. Кардинала де Рогана арестовали. Тот, отказавшись брать всю вину на себя, рассказал о графине де ла Мотт. Жанну и ее подельников арестовали. Авантюристку приговорили к публичной порке и пожизненному заключению, а на плече у нее появилось клеймо с буквой “V” (voleuse — «воровка»). Мария-Антуанетта отрицала свою причастность к этой истории и знакомство с Жанной де ла Мотт. Однако, ее имя было запятнано. Громкий скандал способствовал падению престижа Бурбонов, привел к кризису королевской власти и в итоге — к революции. Жанне же удалось бежать из тюрьмы, облачившись в мужской костюм. Согласно одной из версий, графиня сбежала в Англию, где и провела остаток своих дней. Другая версия гласит, что Жанна уехала в Россию и жила в стране под именем графини Гаше.
Ее жизнь в романе Дюма закончилась печально, но справедливо. Атос узнал о женщине с клеймом на плече, о котором ему рассказал друг Д’Артаньян. Он догадался, что его бывшая жена осталась жива, и продолжает сеять зло вокруг себя. Он принял решение ее уничтожить, но теперь следовало действовать наверняка. Атос нанял лилльского палача, который совершил свой акт возмездия, отрубив голову несчастной, и утопив ее тело в реке.
В качестве персонажа «миледи» Александр Дюма взял реальное историческое лицо – интриганку Люси Хей. Она была придворной дамой при дворе Карла I и действительной шпионкой кардинала Ришелье. Люси Хей, она же графиня Карлайл, вступила в интимную связь с герцогом Бекингемом. А когда их связь прервалась по решению герцога, уязвленная красавица-графиня была в бешенстве. Она завербовалась к Ришелье, чтобы чисто по-женски отомстить Бекингему.
О происхождении и жизни Миледи до начала действия романа известно мало. В разговоре с Рошфором она сообщает, что родилась в Армантьере — небольшом городке рядом с Бетюнским монастырем. При этом Дюма рассказывает о том, что она прекрасно знала обычаи и особенности веры английских пуритан — этому ее научил в детстве старый слуга. Откуда у француженки в услужении англичанин? Хотя это не самый спорный момент — в романе Анн и Серж Голон слугой Анжелики был бывший немецкий солдат Гийом Люцен. Также отмечается безупречное английское произношение Миледи. Не говоря уже о ее прозвище. Второе ее имя леди Винтер — также английское, по второму мужу-англичанину. Скорее всего отец Миледи — англичанин, мать — француженка. По контексту книги, Миледи — английская шпионка на службе Ришелье, завербованная незадолго до начала действия романа. Настоящее имя героини, как и ее происхождение толком не ясно. Только ближе к концу Атос перечисляет ее имена. Но опять точности нет — одни исследователи пишут, что настоящее ее имя Анна де Бейль, другие — Шарлотта Баксон. То есть снова происхождение непонятно: если верно первое имя — значит Миледи родом из Франции, если второе — значит она англичанка. В фильме Миледи просит у кардинала в награду за службу наследный титул. Здесь опять несколько вариантов. Либо титула у нее нет, либо она утратила на него право, либо она англичанка, а титул ей нужен во Франции. Последнее скорее всего — так как по второму мужу она получила титул леди Винтер, закрепленный за ее сыном.
Похоже, герои знаменитого романа не совсем те, кем мы привыкли их воспринимать. Д’Артаньян — не главный герой, а лишь прикрытие для более глубокого содержания. Суть же в 2-х моментах:
1)Противостоянии архетипичного мужского начала (Атос) с более древним архетипичным женским началом (Миледи). Подчинившие женщин с помощью грубой силы, патриархат и шовинизм, периодически оказывались бессильными перед женской сексуальностью. Не умея сдерживать себя и не добившись взаимности, мужчины все что могли — уничтожить объект вожделений. Так поступает и Атос со своей женой.
2) Противостояние дворянской аристократии с кардиналом Ришелье. Ришелье злодей именно поэтому — целью всей его политики была борьба с феодальной вольницей (которой Атос будучи графом пользовался вовсю) и укрепление вертикали власти. Он запретил дуэли, что сразу сократило количество смертей среди молодых дворян. Приказал срыть феодальные замки и на их месте построить открытые дворцы — чтобы дворяне не пытались скрыться за неприступными стенами от королевской воли. Назначил во владения аристократии королевских интендантов — чтобы иметь контроль. Атос и Ришелье — смертельные идейные враги.
Миледи — для Атоса враг дважды. И как женщина, осквернившая его род, и как приспешница кардинала.
При этом остальные мушкетеры враждуют с Ришелье скорее «за компанию». Отец д’Артаньяна наоборот наставлял его проявлять уважение и служить 3-м людям — королю, кардиналу и господину де Тревилю. Потому что он — мелкопоместный дворянин, ему политика Ришелье не наносила такого урона. В фильме после партии в шахматы во дворце кардинала д’Артаньян говорит Ришелье, что еще вчера он мог бы рассмотреть возможность служить у него, но сегодня его друзья среди мушкетеров короля. Ясно же, что их вражда не была изначальной. С Арамисом сложнее — его личность самая таинственная из всех. В книге его слуга Базен говорит, что «Арамис» — это наоборот слово «Симара», имя одного из демонов. У слова «симара» есть и другое вполне невинное значение — это подрясник священника. Учитывая, что Арамис — аббат-растрига, все время мечтающий вернуть сан, неудивительно, что он выбрал такое прозвище. Все три мушкетера носят имена, скрывающие их темное прошлое. С Атосом ясно — беглый опороченный граф. Арамис — человек, вынужденный оставить сан, чтобы научиться фехтовать и отомстить обидчику. Ришелье для Арамиса враг скорее ввиду обстоятельств — он запретил дуэли, а Арамису как раз надо было назначить «свидание» с оскорбившим его дворянином. С Портосом пока не очень ясно. Он только в книге «Двадцать лет спустя» пытается добиться хотя бы баронского титула. Значит едва ли Ришелье был для него настоящим врагом — его реформы Портоса касались мало.