какое кафе открыть в маленьком городе
Сколько стоит открыть кофейню
И стоит ли это делать
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
Нам казалось, что кофейный бизнес принесет гораздо больше денег, чем стабильный процент по вкладу в банке. Почему бы не попробовать?
Проштудировав интернет и пообщавшись с несколькими владельцами заведений, мы поняли, что на открытие кофейни, или кофеточки, в Москве нужен примерно 1 миллион рублей на троих. Я была готова попробовать и потерять, но мои партнеры хотели тщательно все просчитать, проанализировать и составить бизнес-план.
Выбор формата кофейни
В Москве есть несколько форматов кофеен, для открытия которых нужен стартовый капитал размером до 1,2 млн рублей: уютная кофейня в спальном районе, кофе с собой в проходимом месте, кофе-островок в торговом центре, кофеточка в бизнес-центре. Еще можно купить франшизу, где, как правило, вам предложат все то же самое, но под сетевым брендом.
В ходе обсуждения формата мы определили для себя четкие критерии того, что мы хотим или не хотим. Назовем их идеальными, поскольку реальность оказалась совсем иной.
Удобное расположение. Мы планировали открыть точку недалеко от места жительства каждого из партнеров. Это помогло сузить круг поиска по аренде, выделить основные районы и ветки метро.
Ремонт. Здесь расчет был на то, что, если локация будет выбрана неправильно, мы могли бы легко переехать в другое место с минимальными финансовыми потерями.
Автономная работа. На этапе открытия каждый из нас был готов принимать активное участие в деле или быть на подхвате. Но после отстройки всех бизнес-процессов ни я, ни мои партнеры не хотели работать в бизнесе. Расчет изначально был на пассивный доход: максимум раз в две недели съездить на точку.
Невысокая арендная ставка. Хотелось платить не более 100 тысяч рублей в месяц за точку. Расчет также был очень простым: чтобы раскрутить точку, нам придется работать в убыток или в ноль минимум шесть месяцев. Значит, львиную долю нашего бюджета — от 500 до 600 тысяч — сразу съест аренда, даже если в первые месяцы нам предоставят арендные каникулы и каникулы по коммуналке.
Хорошая доходность на троих. Это наиболее близкий к идеалу критерий.
Поиск места
Самостоятельные поиски локации под кофеточку ни к чему не привели. Мы обзвонили все номера из объявлений с близлежащей арендой и пришли к выводу, что в местах, которые нам подходят, уже слишком высокая конкуренция.
В недавно возведенных районах Новой Москвы за Мкадом арендная ставка за квадратный метр варьируется от 2,5 до 5 тысяч рублей в месяц без коммуналки. Плюсы такой локации: достаточно низкая конкуренция и возможность выбрать проходимое место. К минусам можно отнести то, что арендодатели изначально в два раза завышают плату именно для кофеточек, исходя из высокой маржинальности кофейного бизнеса. Кроме того, если это все-таки новый район, то придется подождать еще лет десять, пока его полностью заселят. Иными словами, окупаемость такой кофеточки очень долгая и неочевидная.
Какое кафе открыть в маленьком городе
Если вы уже нашли свою бизнес-идею, подумайте, какой формат кафе вам подойдёт:
От формата зависит не только концепция заведения, но и правовая форма бизнеса. В статусе ИП можно открыть только заведение со слабоалкогольными напитками, например пивом или сидром. Сельхозпроизводителям при регистрации ИП закон разрешает продавать вина и игристые вина собственного производства.
Если вино вы не производите, но намерены продавать крепкий алкоголь или делать коктейли, открывайте ООО. Это можно сделать в одиночку или с единомышленниками, но максимум 50 человек. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей. Если ООО понесёт убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала.
Налоговый режим
Есть пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСН) и четыре специальных: УСН — упрощённая система налогообложения, ЕНВД — единый налог на вменённый доход, ПСН — патентная система налогообложения, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕНВД будет отменён с 2021 года, а ЕСХН подходит только для производителей сельхозтоваров.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (иногда говорят «доходы минус расходы»). Сменить объект налогообложения можно только со следующего года. Ставки и порядок расчёта — на сайте ФНС.
Регистрация
Зарегистрировать ООО и ИП можно в ИФНС. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах может быть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, заявление лучше подать вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передает сведения не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учёт.
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ (лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности). Если вы воспользуетесь почтой, отправляйте письмо с объявленной ценностью и описью вложения. Также можно воспользоваться сервисом СберБизнеса: документы будут готовы за 15 минут.
Раздел 2
Помещение
Для работы нужно получить разрешительную документацию из разных инстанций. Насколько это окажется сложным, зависит от того, какое помещение вы выберете. Если раньше в нём уже работали ресторан или кафе, то вместе с договором аренды вы получите готовый пакет документов из СЭС, пожарной инспекции и других государственных органов. Хлопот меньше, но и возможности для развития сильно ограничены. Например, вы сможете сделать косметический ремонт, но не сможете расширить площадь кухни или изменить расположение коммуникаций. Поставить дополнительную вентиляцию, чтобы готовить на гриле, не получится.
Если вы планируете использовать помещение, где раньше не было предприятий общественного питания, придётся подготовить проектную документацию и получить разрешения. В любом случае договор аренды помещения на срок более 11 месяцев нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Правила размещения заведений общепита регламентируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). В них есть перечень мест, где разрешено открытие кафе или ресторана.
И ещё один нюанс: для получения лицензии на алкоголь срок аренды помещения должен превышать 12 месяцев на дату получения лицензии.
Пожарная безопасность
Санитарные нормы
Уголок потребителя
Музыка и TV
Как не нарушить авторские права по использованию музыкальных произведений:
Для трансляции телевизионных каналов необходимо:
Вывеска
Covid-19
Роспотребнадзор составил рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Нужно проводить генеральную и влажную уборку помещений. Столы следует расставить на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и дезинфицировать их каждые 2 — 4 часа. В наличии должен быть пятидневный запас дезинфицирующих и моющих средств. Антисептики также разместите на входе и в местах общественного пользования. Каждые два часа проветривайте помещение.
—
О работе после пандемии можно прочитать в статье.
Раздел 3
Разрешения
Перед открытием кафе нужно уведомить о начале предпринимательской деятельности Роспотребнадзор: по почте, через портал госуслуг или лично посетив территориальное управление. Также можно через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Вас внесут в реестр в течение 10 рабочих дней.
Для розничной продажи алкогольной продукции за исключением слабоалкогольных напитков необходимо оформить лицензию. Место и способ подачи зависят от региона, а госпошлина для всех одинакова — 65 000 рублей.
Требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:
Для реализации любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Раздел 4
Счёт в банке
Для налоговых платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и других операций нужен расчётный счёт.
ИП для открытия счёта нужны:
—
В СберБизнесе можно открыть счёт без посещения офиса банка. ИП могут сделать это онлайн, а юрлица — встретиться с менеджером, который привезёт документы, а также расскажет о бонусах от банка и партнёров.
Раздел 5
Кассовый аппарат
О том, зачем вообще бизнесу онлайн-касса и какие они бывают, мы уже писали. 54-ФЗ обязывает всех предпринимателей использовать кассу с фискальным накопителем и выдавать фискальные чеки после покупки, только если вы не ИП без сотрудников, продающий товары собственного производства. Например, сами крутите и продаёте шаурму у себя на районе.
В небольшую кофейню с напитками навынос подойдёт смарт-POS (онлайн-касса и терминал для эквайринга в одном). Она компактная, помещается в карман куртки, поэтому такую кассу удобно использовать и при доставке. Масштабному гастрономическому проекту потребуются специализированные кассы — iiko или R-keeper. На них видна работа всего ресторана: резерв столов и очередь заказов, процесс приготовления блюд на кухне и остатки на складе, которые автоматически списываются при заказе. С помощью такой кассы официанты могут разбить чек между гостями и посмотреть, сколько заработали за смену. Система синхронизируется с 1С, визуализирует графики продаж и умеет формировать балансовый отчёт.
Для использования кассы необходимо:
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
—
Почитайте, как выбрать эквайринг и онлайн-кассу для общепита. Чтобы общепит работал, онлайн-кассы достаточно — с ней уже можно принимать оплату наличными. Но если вы хотите принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг. Можно поставить терминалы, связанные с кассой, а также использовать SberFood — приложение, с помощью которого гости могут сами оплачивать заказ картой, не дожидаясь очереди на кассе или официанта.
Раздел 6
Персонал
Регистрация в Фонде социального страхования
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление происходит на этапе регистрации.
Оформление
Для небольшого кафе достаточно одного-двух поваров для работы на кухне. В период запуска или сезонного обновления меню можно привлекать шеф-повара, который составит технологические карты — документы, описывающие состав и способ приготовления блюд. В большом заведении будут нужны официанты, а также менеджер или управляющий — ответственный сотрудник, контролирующий слаженную работу кухни и зала.
Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также необходимо провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Кухня
Как уже написано выше, можно арендовать помещение, где уже было кафе или ресторан, — тогда заново проектировать ресторанную кухню не придётся. Достаточно будет косметического ремонта. Если вы настроены на создание нового пространства, лучше заручиться поддержкой дизайнера и технолога. Первый продумает оформление, а второй — спланирует коммуникации и оснащение, чтобы всё соответствовало сантехническим правилам и нормам.
Оборудование, посуда и инвентарь должны быть:
Помните о технической документации:
Рекомендации по производственному процессу:
В случае нарушения, повлекшего массовое заболевание или отравление людей, грозит уголовная ответственность.
Система учёта
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкоголя и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Раздел 8
Клиенты и продажи
Выход в онлайн
2020 год преподал много уроков, один из главных — не надейтесь только на офлайн. Ресторанная сеть White Rabbit Family не ограничилась доставкой и создала комьюнити для тех, кто в самоизоляции. Гости первого в России онлайн-ресторана выбирают дату и заказывают набор продуктов. В указанный день в эфир выходит бренд-шеф и даёт гастрономический мастер-класс. Места за общим виртуальным столом появились и в столичном «Доме культур». Здесь приглашают на онлайн-бранчи с шеф-поваром, дизайнерами, музыкантами. А кафе Delicatessen предложило приобрести сертификат на ужин, воспользоваться которым можно после послабления карантинных мер. Собрали несколько идей, которые можно взять на вооружение.
Реклама
Расскажите о своём заведении в интернете: заведите аккаунт в инстаграме и запустите рекламу, таргетированную на жителей вашего района. Продвигать бизнес можно через внутренние инструменты соцсети или бесплатный сервис Фейсбука Business Manager (Инстаграм принадлежит этой компании). Когда вы планируете рекламировать своё кафе в интернете, нужно не только правильно рассчитать бюджет кампании, но и научиться эффективно его расходовать. Рассказали, как проверить окупаемость рекламы в Google Analytics и Яндекс.Метрике и привлечь больше пользователей за меньшие деньги. Найти новых клиентов и увеличить продажи позволит лендинг. Изучите, чем он отличается от обычного сайта и какие задачи поможет решить.
Оптимизация расходов
Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Попробуйте часть задач передать на аутсорсинг. Бухгалтерию, кадровый учёт и юридическое обслуживание делегируйте онлайн-сервисам. Пересмотрите рекламную и маркетинговую стратегии. Например, когда меньше людей выходят из дома, кафе могут вложить больше денег в рекламу доставки, а остальные рекламные расходы сократить. Ещё раз проанализируйте эффективность рекламы: возможно, выяснится, что уличная реклама не привлекает клиентов, а таргетированная в соцсетях работает хорошо. Мы рассказали, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.
Проанализировать свои бизнес-метрики, оценить ёмкость ниши и сравнить показатели с другими компаниями поможет приложение СберСоветник.
Свой ресторан в маленьком городе: преимущества и недостатки
Открыть ресторан – мечта многих. Но что делать тем, кто живет вдали от мегаполисов? Стоит ли начинать бизнес в маленьком городе и как сделать так, чтобы заведение пользовалось успехом у населения?
Жителям небольших городов доступны разные возможности для развития собственного дела. Здесь затраты ниже, конкуренция слабее и организация многих бизнес-процессов проще. Сейчас даже в маленьком городе можно найти способ зарабатывать достойные деньги практически в любой сфере. В этой статье попробуем разобраться, как открыть ресторан в маленьком городе. В чем специфика? Что стоит учесть при открытии и выгодно ли открывать ресторан в небольшом городе?
Процедура открытия ресторана одинакова для всех случаев, в каком бы населенном пункте он ни находился.
Чек-лист открытия ресторана:
Оценить потребительский спрос и конкурентов;
Определить целевую аудиторию;
Разработать дизайн, провести ремонт;
Заключить сотрудничество с поставщиками продукции;
Приобрести оборудование и мебель;
Спланировать и провести рекламную кампанию.
Однако для того, чтобы открыть ресторан в маленьком городе, нужно учесть некоторые нюансы. Эти особенности могут существенно отразиться на успешности вашего бизнеса.
Специфика общепита в маленьких городах может быть представлена как оценка плюсов и минусов их локации. Так мы обозначим сильные и слабые стороны проекта, обратим внимание на важные нюансы, чтобы избежать ошибок.
Преимущества открытия ресторана в маленьком городе:
1. Низкий уровень конкуренции
Конкуренция в маленьких городах значительно слабее, нежели в крупных мегаполисах. И дело не только в количестве заведений, но и в уровне профессионализма рестораторов. Нужно признать такую закономерность: в кафе в малых городах сервис – хуже, кухня – проще, концепции – ограничены.
Если вы являетесь новичком в ресторанном бизнесе, то в менее конкурентной среде у вас будет больше шансов преуспеть. Исходя из экономических соображений, открыть заведение в малом городе менее рискованно: не придется тратиться на аренду и мощную рекламную кампанию.
2. Менее требовательные гости
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Раз конкуренция в малых городах невысокая, то посетители местных заведений менее требовательны. Как можно сформировать высокие ожидания от кафе, если большей части местного населения просто не с чем его сравнивать?
Это позволяет рестораторам сэкономить на некоторых статьях и открывает огромное количество возможностей для завоевания расположения посетителей. Ведь если вы превзойдете ожидания гостей, то получите постоянных клиентов.
И все-таки не стоит недооценивать своих гостей. Даже в самых маленьких городах для посетителей необходимое условие для регулярного посещения кафе – это вкусная еда за доступные деньги.
3. Меньший объем вложений в открытие
Открывая кафе в маленьком городе, вы сэкономите практически на всех статьях расходов. Здесь будет дешевле аренда помещения – и, кстати, проще найти подходящее помещение с удобным расположением в центре. Так как заполняемость заведений ниже, то потребуется меньше мебели, оборудования и сотрудников для работы.
Как правило, оптимальное число посадочных мест в небольших городах – 50 мест.
В совокупности получается, что открыть заведение в небольшом городе намного дешевле. Если в мегаполисе вы едва уложитесь в 2 млн. рублей, то здесь можно смело стартовать с 500 тыс. рублей в кармане.
4. Большой эффект «сарафанного радио»
5. Меньше бюрократии
Ресторанный бизнес – один из самых сложных с точки зрения сбора документов. Перечень бумаг, необходимых для легальной работы ресторана, включает множество пунктов, причем в разных регионах этот список может отличаться.
Но даже после того, как вы собрали всю разрешительную документацию, бюрократические процедуры не заканчиваются. Ресторанный бизнес контролируется множеством инстанций и, конечно, каждая норовит прийти к вам с проверкой.
Конечно, вы не решите проблему проверок и документов, если откроете ресторан в маленьком городе. Но хотя бы упростите себе жизнь. Как правило, в крупных городах количество проверяющих органов больше, а нормы и требования – жестче. Подробнее о документах, необходимых для открытия ресторана, можно узнать здесь.
6. Большая значимость в жизни города
В маленьких городах спектр развлечений и число мест, где можно организовать досуг, весьма незначительный. Поэтому открытие хорошего заведения – важное событие в жизни города. Ресторан может стать местом культурного проведения досуга, и площадкой для интересных мероприятий, и даже местной достопримечательностью.
Недостатки открытия ресторанов в маленьких городах
Теперь перейдем к недостаткам и опасностям, которые ждут рестораторов, работающих в малых городах.
Малый объем рынка
Здесь работает простое правило: чем меньше население города, тем меньше потенциальных посетителей у заведения. Кроме того, такие факторы как низкие зарплаты и несформированная привычка питаться вне дома делают рынок сбыта очень узким. Может показаться, что ресторатору нечего ловить в маленьких городах. Но это далеко не так.
Отсутствие сервиса
Что скрывается под словосочетанием «хороший сервис»? Все об этом говорят – в рекомендательных статьях, в отзывах посетителей, в рекламе… Но представление о том, что это на самом деле, весьма расплывчатые. Иногда сам владелец заведения не может четко сформулировать признаки хорошего сервиса, а для персонала это вообще темный лес.
Хороший сервис, вопреки расхожему мнению, это не только улыбчивые и обходительные официанты. Это быстрое обслуживание, приятная эмоциональная атмосфера, всегда чистая посуда, ухоженный интерьер. Таким образом, качественный сервис – это совокупность факторов при обслуживании, которая формирует у посетителя благоприятное впечатление от заведения.
С проблемой «понимания» хорошего сервиса разобрались. А дальше возникает еще одна – и свойственна она именно кафе в малых городах. В преимуществах мы указывали низкую конкуренцию, но она же является причиной низкокачественного сервиса. Логика проста: высокая конкуренция заставляет улучшать качество обслуживания, потому что в ином случае посетители уйдут в другое заведение. На рынке, где участников мало, включается идея «зачем усложнять, если придут все равно к нам, потому что больше некуда». Такое мышление неправильно и когда-то все равно вам «аукнется».
Создать качественный сервис можно и без существенных затрат. Главное, правильно наладить производственный процесс.
Неразвитая инфраструктура
Во многих городах по-прежнему трудно найти все, что необходимо для бесперебойной работы ресторана. Для ее обеспечения нужны поставщики продуктов, специальное оборудование и так далее. Как итог: оборудование приходится заказывать издалека – а это высокие транспортные расходы; поставщики продуктов едут в крупный город закупаться – а это дополнительная наценка и дорогие ингредиенты. Невероятно, но факт: иногда цены на продукты у поставщиков разнятся настолько, что ресторану выгоднее сотрудничать с крупными поставщиками из крупного города, чем закупаться у местных. Это дешевле, хотя и усложняет процесс.
Еще один минус – неразвитая система аутсорсинга. В крупных городах такая организация работы позволяет существенно экономить и упрощать бизнес. Например, в ресторане на аутсорсинге может работать бухгалтер, уборщица, инженер-технолог. Особенно это было бы актуально при небольшой загруженности. Но в маленьком городе у вас вряд ли будет возможность делегировать определенные функции на аутсорсинг. Вам придется нанять всех специалистов в штат и платить им зарплату на постоянной основе.
В связи с этим рестораторы из малых городов приходят к идее открывать несколько заведений на одной территории. Это позволяет распределить затраты на содержание малозанятых сотрудников и обеспечить им полноценную загруженность.
Если вы не местный, вам придется переезжать
Нередко можно встретить рестораторов, которые из крупных городов бегут развивать свой бизнес в более мелкие. Они рассчитывают, что преимущества работы в маленьком городе сделают бизнес проще и прибыльнее. Но для того, чтобы непосредственно участвовать в жизни заведения, вы должны переехать. А на это решится далеко не каждый. Не питайте иллюзий насчет дистанционного управления – ничего хорошо из этого не выйдет. Владелец ресторана должен всегда держать руку на пульсе и принимать активное участие в жизни своего заведения. Иначе успеха не добиться.
Вы вряд ли сможете найти в небольшом городе добросовестного, компетентного управляющего, чтобы делегировать ему большую часть своих функций. Поэтому рекомендуется развивать бизнес там, где вы живете.
Советы по открытию ресторана в маленьком городе
Несколько советов для тех, кто решил открыть ресторан в маленьком городе.
Концепция. Даже для мини-кафе с неискушенными посетителями нужна концепция. Во-первых, от нее зависит организация всего заведения: меню, количество сотрудников, интерьер, реклама и т.д. Во-вторых, интересная концепция сделает ваше заведение более привлекательным и популярным. Развлечений в маленьком городе не так много, поэтому семейный ресторан с игровой комнатой или молодежное арт-кафе может стать вашим преимуществом и привлечь не только местных жителей, но и гостей из соседних населенных пунктов.
Однако здесь нужно разобрать один нюанс. Оригинальность, конечно, хорошо, но с ней тоже можно переборщить. Придумывая концепцию для своего заведения, всегда помните о своей целевой аудитории. Не всякая концепция может прижиться в маленьком городе. Например, ресторан китайской кухни с дорогостоящими блюдами – не ваш вариант. Как и ресторан с молекулярной кухней. В данной ситуации важно найти решение, которое будет оригинально на рынке, но будет понятно целевой аудитории. Изучите ситуацию на зарубежных рынках, откуда к нам и приходят новые идеи и концепции заведений общепита.
Что еще нужно учитывать при определении концепции?
Имейте в виду, что ваши личные вкусы и предпочтения – вторичны. На первом месте мнение экспертов ресторанного маркетинга и реальная ситуация на рынке.
В последние годы популярностью пользуются заведения фаст-фуда. Даже в кризис они активно развиваются. Сегодня зарабатывают демократические кафе и рестораны. И это особенно актуально для небольших городов.
В выборе концепции ориентируйтесь на потребительский спрос. Чего не хватает на данный момент вашему городу? Какие заведения в вашем городе наиболее посещаемы? Можете провести опрос: среди друзей и их знакомых, в социальных группах города, на городских форумах. Так соберете информацию о том, что сейчас востребовано. Возможно, для вашего города подойдет какой-либо определенный формат, руководства по открытию которых можно найти на сайте Openbusiness.ru: кафе-пироговая, кафе-блинная, пиццерия, кафе-пельменная, шашлычная.
Особенности меню. Успех ресторана в маленьком городе во многом зависит от постоянных клиентов. Поэтому следует открывать заведения, чьи блюда хочется есть регулярно, а не просто попробовать ради интереса. Составляйте меню, исходя из этого правила.
Расположение. В маленьком городе вся активная жизнь сосредоточена в центре. Именно там обычно располагаются парки, магазины и прочие заведения для досуга. Где-то в этом районе нужно найти место и для вашего ресторана. Стоимость аренды будет демократична в любом случае, поэтому не экономьте. Хорошо подобранное место принесет вам много посетителей и снизит затраты на рекламу.
Цены. Высокие цены отпугнут посетителей. В маленьких городах доходы у населения небольшие, и не всякий готов потратить внушительную сумму из своего бюджета, каким бы прекрасным ни было ваше заведение. Поэтому ставку лучше сделать на демократичные цены. Так вы завоюете клиента и будете получать выручку за счет регулярных визитов.
Дополнительные услуги. Обязательно предусмотрите в вашем заведении дополнительные услуги. Они могут приносить еще 30-40% прибыли. О каких услугах идет речь? Проведение банкетов или детских праздников (в зависимости от концепции заведения), доставка (услуга актуальна даже в небольших городах, поскольку на продукцию обычно предоставляется скидка). Также в последнее время набирает популярность услуга еды на вынос. Это отличный вариант и для посетителей, которые покупают блюда со скидкой, и для вас, поскольку в таком случае вам не нужно организовывать доставку, переживать о переполненности зала и т.д. Поэтому на дополнительных услугах можно не только заработать, но и упростить работу с их помощью.
Открыть ресторан в маленьком городе и сделать его успешным вполне реально. Сравнивая, большие и маленькие города, как площадку для ресторанного бизнеса, сложно дать какую-то однозначную оценку. В маленьком городе многое проще и дешевле, но большой город открывает гораздо большие перспективы. Но в обоих случаях нужно тщательно планировать каждый этап открытия заведения и контролировать весь процесс.