какое качество советского ритора являлось обязательным

Какое качество советского ритора являлось обязательным

какое качество советского ритора являлось обязательным

какое качество советского ритора являлось обязательным

Задание 1
Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя математики и почему?

какое качество советского ритора являлось обязательным

Задание 2
Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике обучения математике и почему?

какое качество советского ритора являлось обязательным

Задание 3
Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса обучения математике и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Задание 4
Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное, культурное право, право человека, право гражданина и субъективное отраслевое право. Что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя система образования?

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст.43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.
В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.
Право на образование имеет отношение и к третьему поколению прав человека — правам солидарности людей. Право на образование — не только индивидуальное право, но и коллективное. Основные права и свободы не исчерпываются противостоянием и взаимодействием конкретного человека и государства. Современное общество столкнулось с феноменом «социализации основных прав и свобод». Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами.
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Задача права на образование как социального права состоит в создании системы государственных гарантий получения образования каждым человеком и в конечном счете в создании социальных гарантий реализации на деле той свободы, которая присуща человеку. Но словам председателя Европейской ассоциации образовательного права и политики профессора Яна Де Грофа (Бельгия), «фактически, свобода образования является не более чем теоретическим принципом, если эта свобода не трансформирована в эффективное социальное или культурное право и не закреплена в национальном и международном законодательстве об образовании». Таким образом, социальное право на образование и свобода образования рассматриваются в современном правовом демократическом социально ориентированном государстве как два взаимодополняющих принципа.
1. Система образования, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные гос

какое качество советского ритора являлось обязательным

Задание 5
Изложите предмет, задачи и ключевые проблемы методики преподавания математики. Раскройте принципы дидактики, соблюдаемые в обучении математике. Какие методы обучения математике Вы считаете наиболее эффективными и почему? Какую роль в развитии школьника играет обучение ментальной арифметике? В чем состоит польза ментальной арифметики?

Источник

Характерные качества Владимира Ильича Ленина как оратора

Владимир Ильич Ленин – культовая фигура российской истории. О том, какую роль он сыграл в развитии государства, можно спорить вечно, однако, принимая в расчет силу его воздействия на народные массы, мало кто станет отрицать талант Ленина как оратора.

Каждый политический деятель должен обладать набором определенных профессиональных качеств, одним из которых является способность выступать перед большой аудиторией и общаться с публикой. При этом у каждого политика есть своя особенная манера выступлений, привлекающая одних слушателей и отталкивающая других. Ленин как оратор имел свой неповторимый стиль выступлений, который помог ему добиться известных всем успехов на политическом поприще. В чем же заключается успех ленинской риторики?

Ораторские качества

какое качество советского ритора являлось обязательным

Образ политика во многом строится именно на манере его выступлений. Одни политические деятели завоевывают славу протестующих бунтарей, другие – эксцентричных болтунов, третьи – народных защитников и т.д. Развитие политической карьеры сильно зависит от того, как политик-оратор строит диалог с народом.

Исходя из того, каких политических вершин достиг Владимир Ильич Ленин, можно сделать следующий вывод: он умел не просто привлечь представителей народа, но и зажечь их сердца одной общей идеей, что, несомненно, говорит о его выдающихся ораторских способностях.

Основываясь на фрагментах выступлений политика и воспоминаниях его современников, можно выделить следующие ораторские качества, присущие Ленину.

Увлеченность собственной идеей

Ленин не предлагал народу того, во что не верил сам. В этом заключается одно из главных его достоинств. Он был не просто увлечен своей идеей, но даже заражен и поглощен ей. Наблюдая эту преданность идее, публика не могла оставаться равнодушной и заражалась ленинской идеологией подобно ее автору.

Харизматичная личность, уверенная в правоте своих мыслей и действий, способна вселять эту уверенность в окружающих и вести за собой толпы людей. Эта тонкая психологическая связь наблюдается не только в отношениях политика и его аудитории, но и в обычной повседневной жизни.

Экспрессивность

Отличительная черта Ленина как оратора – его активность, выражающаяся в жестикуляции и в манере речи. Все его выступления сопровождались резкими жестами и напряженностью всего тела, что говорит о полной самоотдаче политика его идее.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Тем не менее, такая энергичность во время выступления не лучшим образом влияет на качество речи, становясь причиной сбивчивости и сумбурности некоторых высказываний.
Экспрессивная манера речи нередко приносит политикам неудачу на профессиональном поприще, превращая их в глазах публики в неуравновешенных эксцентриков. Однако в случае с Лениным все вышло с точностью до наоборот: его экспрессия и политический азарт помогли объединить народ под крылом одной общей идеологии.

Лаконичная речь

Общаясь с публикой, оратор всегда подбирает определенный ключ и стиль речи именно к той аудитории, которая перед ним представлена. Так, оратор Ленин, понимая, что обращается, прежде всего, к простым рабочим и крестьянам, использовал в своей речи только краткие и простые слова и выражения, доступные для понимания обычным людям.

Как правило, толпа не воспринимает длинных философских рассуждений, но при этом бурно реагирует на острые и лаконичные выражения, заключенные в четко сформулированные и правильно поданные предложения.

Родство с толпой

Одной из основных ошибок многих политиков является возвышение своего собственного статуса за счет пафосного поведения перед публикой. Такая манера выступления отдаляет оратора от аудитории, в то время как общение с публикой на равных, что практиковал Владимир Ильич Ленин, сокращает расстояние между ними.

Общение на равных выражается не только в языке простого народа, но и в манере держать себя на публике. Ленин обращался к аудитории без излишнего пафоса, тем самым вызывая к себе народную симпатию и даже любовь.

Кроме того, за единение с народом отвечает также и манера Ленина выстраивать диалог с аудиторией вместо выступления перед ней. После короткой серии лаконичных и ярких высказываний Ленин всем своим видом обращается к аудитории, которая бурными криками или аплодисментами выражает свое согласие или протест.

Личностные качества

какое качество советского ритора являлось обязательным

Помимо ораторских качеств, на отношения выступающего и публики влияют также и личностные качества оратора. Владимир Ильич Ленин, как выдающийся политический деятель, обладал множеством отличительных черт характера. На его деятельность в качестве оратора влияли следующие личностные качества.

Языковые особенности речи Ленина

какое качество советского ритора являлось обязательным

Ораторские и личностные качества Владимира Ильича во многом перекликаются с языковыми особенностями, характерными его речи. Так, говоря о языке ленинских выступлений, можно указать следующие особенности.

Отличительной чертой Ленина является использование в речи своего рода «недопустимых слов», а также слов и выражений обиходной речи как для создания контраста с пафосной речью оппонентов, так и для сближения с народом.

Было отмечено, что Ленин как никто другой пользовался всеми богатствами русского языка, обращаясь к народным поговоркам, пословицам, выражениям и т.д.

Ленин за трибуной

какое качество советского ритора являлось обязательным

Современному поколению людей достаточно сложно представить образ Владимира Ильича у трибуны – никто из ныне живущих политиков не соответствует его манере выступления. Однако абсолютно ясно то, что Ленин сильно отличался от образа классического оратора.

Его выступления всегда характеризовались краткостью – обычно ему хватало одного часа, редко он говорил чуть более часа. Сам Ленин во время своего выступления всегда посматривал на карманные часы, и, если наблюдал отставание от своего собственного графика выступления, начинал нервничать и торопиться.

Несмотря на краткость выступлений, он всегда успевал донести до слушателя все, что ему было необходимо. Это достигалось за счет того, что он говорил только о главном, позволяя себе множественные повторы основного посыла своего выступления. Его речь отличалась тематической связностью. Все, о чем он говорил в пределах одного выступления, было связано между собой одной фундаментальной идеей.

При этом нельзя не отметить яркость и живость его речи. Благодаря импульсивному характеру многие речи, высказанные в ходе полемики с кем-либо, становились порождением его раздражительности или даже гнева.

Часто сильное желание высказать все, что есть на душе, приводило к некоторому смятению и сумбурности речи, однако, тем не менее, ничто не выпадало из общей тематики выступления. Ленин также активно пользовался интонационными приемами, что не раз доказывало агитационный характер его речи.

Неуравновешенность и вспыльчивость приводили к тому, что в пределах одного выступления Ленин менял настроение всей речи по несколько раз, то выступая с беседой, то с рассуждениями, то с активными призывами к каким-либо действиям.

Ленин обладал феноменальной памятью, что позволяло ему выступать без бумажки, имея при себе лишь план выступления. Несмотря на то, что Ленин заранее тщательно готовил речь для своих выступлений, он всегда обращался и к импровизации. Кроме того, меткие замечания или аргументы, возникшие в его голове в ходе полемики или выступления, говорят о широком кругозоре и развитой эрудиции политического деятеля.

Все в поведении на публике и в манере выступления Владимира Ильича Ленина говорит о его необычной натуре как оратора. Многие ораторы, выступающие по существующим канонам риторики, не имеют ни любви аудитории, ни ораторской славы. Владимир Ленин имел и то и другое, будучи одним из самых своеобразных, но, тем не менее, талантливых ораторов мировой истории.

Источник

Какое качество советского ритора являлось обязательным

Статья о Сталине, в отличие от других, содержит и отрицательную оценку его деятельности. Это связано со временем выхода в свет данного (40-го) тома энциклопедии – 1957 год. Глагольные словоформы, критически характеризующие Сталина, нами выделены жирным шрифтом (табл. 3).

В рассматриваемых энциклопедических статьях субъект речи (автор) – советский ритор, поэтому в их текстах воплощен советский ОР. Объект речи – тоже советский ритор. Значит, данные этих статей характеризуют советский ОР как с точки зрения субъекта, так и объекта речи. Списки же глагольных словоформ показывают деятельностный аспект ОР – его этос.
Эти данные говорят как об общих, так и о частных (персональных) свойствах риторов. Все количественные данные, приведенные выше для каждой статьи, сведем в табл. 14. При этом будем считать, что количество глаголов в статье является показателем или индексом риторико-семиотической значимости риторов.

Таблица 14
Риторико-семиотическая значимость риторов

Ленин – единственный, у кого 1-я группа («глаголы речи») значительно превышает остальные. У Жданова тоже превышает, но только на один глагол. Это говорит о риторических свойствах вождя и идеолога. У остальных риторов «перевес» 3-й группы очевиден – это практики, исполнители. Конечно, свойствами вождя и идеолога обладал и Сталин. Но данный материал показывает другое: во-первых, принадлежность его к практикам (хотя число «глаголов речи» у него такое же, как у Жданова), во-вторых, двойственность его облика, создаваемая глаголами с отрицательной оценкой, которых нет в статьях о других риторах. Это оценка Сталина периода разоблачения «культа личности», она тенденциозно снижает его культурную значимость, которую, как мы покажем ниже, иллюстрирует материал другого времени.
Ленин как вождь характеризуется прежде всего количеством и разнообразием глаголов речемыслительной деятельности (соответственно и объем статьи о нем значительно превышает объемы других статей). Эти его свойства описаны такими, например, глаголами, как учил, доказал, обосновал, раскрыл, провозгласил, предостерегал, обнажил, предъявил (обвинение), звал, вселял (уверенность), осветил, пригвоздил, обобщил, видел, обогатил, предвидел, сделал (открытие), открыл (закон), закладывал (основы), очистил (идеи), приумножил, обогатил (марксизм), установил. Эти глаголы характеризуют деятельность именно вождя и не используются для описания других риторов. С другой стороны, в описании Ленина нет глаголов, характеризующих деятельность типичных «рядовых» риторов-практиков: мобилизовал, входил (в состав), избирался и под. То есть вождь – это не норма ОР, это особая норма (риторический идеал).
Теперь покажем собственно риторическую значимость описываемых, учитывая данные глаголов только 1-й группы (табл. 15).

Таблица 15
Риторическая значимость риторов

Таблица 16
Общее в этосе ОР (по данным значимых лексем)

4.4. Формирование этоса

Я родился под острым присмотром начальственных глаз.
Я родился под стук озабоченно-скучной печати.
По России катился бессмертного яблочка пляс,
А в такие эпохи рождаются люди некстати.

Я родился при шелесте справок, анкет, паспортов,
В громыхании митингов, съездов, авралов и слетов,
Я родился под гулкий обвал мировых катастроф.
Когда сходит со сцены культура, свое отработав.

Источник

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

какое качество советского ритора являлось обязательным

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

какое качество советского ритора являлось обязательным

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *